Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра. Скульптура «Оплакивание Христа» Разрушение и реставрация

«Оплакивание Христа», или «Пьета» (ок. 1498-1500)

Прибыв в Рим в 1496 г., спустя два года Микеланджело получил заказ на статую Богородицы и Христа. Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого с креста. Бесспорно, эта работа свидетельствует о начале творческой зрелости мастера. Группа «Оплакивание Христа», изначально предназначалась для капеллы девы Марии в соборе Св. Петра в Риме, и по сей день находится в соборе Св. Петра, в первой капелле справа.

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Договор был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.

В договоре сохранились слова поручителя, "Я, Якопо Галли, обещаю вашему преосвященству, что выше упомянутый Микеланджело исполнит нужную вам работу в течение года и что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше" . Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.

Этот грандиозный заказ открывает новый этап в жизни молодого скульптора. Он открыл собственную мастерскую, нанял команду помощников. В этот период он неоднократно посещал Каррские каменоломни, где сам выбирал мраморные блоки для своих будущих изваяний. Для «Пьеты» потребовался невысокий, но достаточно широкий блок мрамора, так как по его замыслу на коленях у Богородицы размещалось тело ее взрослого Сына.

Эта композиция стала ключевым произведением раннеримского периода творчества Микеланджело, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике. Значение мраморной группы «Оплакивание Христа» некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап в живописи.

«... Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Дионисия, именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом, и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре свое имя. И поистине она такова, как сказал о ней один прекраснейший поэт, как бы обращаясь к настоящей и живой фигуре:

Достоинство и красота
И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать!
Он мертв, пожив, и снятого с креста
Остерегитесь песнями поднять,
Дабы до времени из мертвых не воззвать
Того, кто скорбь приял один
За всех, кто есть наш господин,
Тебе - отец, супруг и сын теперь,
О ты, ему жена, и мать, и дщерь» Вазари.

Это прекрасное мраморное изваяние остается до сих пор памятником полной зрелости таланта художника. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства.

«И недаром приобрел он себе славу величайшую, и хотя некоторые, как-никак, но все же невежественные, люди говорят, что Богоматерь у него чересчур молода, но разве не замечали они или не знают того, что ничем не опороченные девственники долго удерживают и сохраняют выражение лица ничем не искаженным, у отягченных же скорбью, каким был Христос, наблюдается обратное? Почему такое произведение и принесло его таланту чести и славы больше, чем все прежние, взятые вместе» Вазари.

Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях - образ, заимствованный из североевропейского искусства. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами - Богородицы и Христа. Некоторые исследователи предполагают, что Микеланджело в скульптурной группе изобразил себя и свою мать, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Искусствоведы отмечают, что его Дева Мария столь же молода, как и мать скульптора на момент ее кончины.

Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошание, все складывается в образ просветленной скорби.

Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство - скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества» .

Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы Св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына» . Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли.

Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий ее склонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленях матери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Фигуры сидящей Мадонны и распростертого у нее на коленях мертвого Христа соединяются в неразрывное целое. Движение мадонны полно естественности и строгости, ее склоненная голова, прекрасные черты скорбного лица даны в обрамлении мягких складок покрывала. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. В нем и отчаяние, и вопрос. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной.

В этой скульптурной композиции еще нет той экспрессии, которая характерна для более поздних произведений Микеланджело, однако она производит сильное впечатление на зрителя, усиливающееся контрастом скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа. Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии, положить вполне взрослого мужчину на колени женщине - это было дерзостно новым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежние представления об «Оплакивании».

На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил» .

На склоне лет мастер еще раз обратился к этому сюжету, создав композицию «Снятие с креста», или «Пьета с Никодимом» , и «Пьета Ронданини» .

Печать глубокого внутреннего переживания, отмечающая «Оплакивание Христа» Микеланджело, по-видимому, связана с теми чувствами, которые были вызваны у скульптора казнью Савонароллы (23 мая 1498 г.). Монах был сожжен на костре в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.

Уже после установки в соборе Св. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.

После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получил несколько заказов, не столь грандиозных. Банкир Галли заключил контракт с Микеланджело на создание алтарного образа для усыпальницы кардинала в Санкт-Агостино, но работа так и не была закончена.

К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Микеланджело Буонарроти. Самые известные скульптуры: "Вакх", "Скорбящая Мадонна", "Пьета с Никодимом". Сцены оплакивания Христа. Искусство Флоренции во времена правления доминиканского монаха-аскета Савонаролы.

Конец XV века - это было трудное для Флоренции время: в результате вторжения французов в 1494 году Медичи были изгнаны и на четыре года её "захватил" Савонарола .

Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Микеланджело , конечно, был полностью за справедливость. Но, с другой стороны, он знал цену истинному меценатству: за 40 лет Медичи вложили в произведения искусства 6637 золотых флоринов, что означает 2,5 тонны золота! И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой , что произведения искусства нужно считать развратом.

Ботичелли , попавший под сильное влияние Савонаролы , своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение - бежать из Флоренции в Болонью. В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.

"Вакх"

В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Как нельзя кстати, пришло приглашение от кардинала Рафаэля Риарио, считавшего, что "золотые руки" Микеланджело пригодятся в Риме. И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в "вечный город", где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио. И, хотя статуя работы Микеланджело была высоко оценена, Риарио не купил статую, потому что его увлечения ограничивались древнеримским искусством, к тому же, он подозрительно относился к современным мастерам, пусть даже гениальным. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело .

"Вакха" купил римский банкир Якопо Галли, страстный коллекционер, который уже приобрёл несколько работ Микеланджело . Знакомство с банкиром сыграло важную роль в карьере Микеланджело .

Микеланджело Буонарроти, "Вакх" (он же бог вина Бахус), 1497 год

"Скорбящая Мадонна"

Вскоре последовал новый заказ - на изготовление "Скорбящей Мадонны" . Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. В договоре сохранились слова поручителя Якопо Галли, который утверждал, что «это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Время подтвердило пророческие слова Галли. Этот грандиозный заказ, за который Микеланджело должен был получить 450 дукатов, открыл новый этап в его творчестве. Микеланджело отнёсся к заказу очень серьёзно: он открыл собственную мастерскую и нанял команду помощников, сам ездил в Каррские каменоломни выбирать мраморные блоки. Условия договора были далеко не идеальными - ему сказали, что ваять и указали размер. Но для Микеланджело это не имело значения, он выполнил все требования заказчика.

Сцена оплакивания Христа в изобразительном искусстве традиционно называется "Пьета" . Эта тема была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо это была юная Мария, чьё прекрасное лицо не было омрачено постигшим её горем, либо это была пожилая богоматерь, охваченная страшным отчаяньем.

Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину, и положил взрослого мужчину на колени женщине. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее - это коническая структура. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1,75 м, а Мария - 2,04 м. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти , флорентиец исполнил». Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.

"Пьета с Никодимом"

Свои последние 10 лет Микеланджело работал над вариантом плиты для собственного надгробия - "Пьеты с Никодимом" . По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело . За шесть дней до смерти Микеланджело разбил эту скульптуру, потому что понял, что не сможет превзойти свою первую "Пьету" . Его ученик Тиберия Калькани попросил разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.

Уже после установки скульптурной группы "Пьета" в соборе Святого Петра стало очевидно, что молодой Микеланджело превосходил в мастерстве всех современных ему скульпторов. Имя 25-летнего скульптора получило широкую известность в Италии и большей части Европы. Отделка мельчайших деталей скульптуры была такой совершенной, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии.

"Пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В.Н. Лазарев, искусствовед), скорбное свойство нашего мира убивать всё лучшее, возвышенное, а потом сожалеть о содеянном.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: "Я - Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!". Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны - нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки, из-за этого теряется полная композиция обозрения.


Находящаяся в ватиканском Соборе Святого Петра скульптурная композиция «Пьета» является одним из известнейших творений великого итальянца Микеланджело Буонарроти. Скульптура «Оплакивание Христа» – первая работа двадцатичетырехлетнего Микеланджело, которую он высек из мрамора для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

В 1496 году, когда молодому начинающему скульптору исполнился 21 год, он приезжает в Рим, где очень быстро обзаводится влиятельным покровителем в лице богатого банкира и коллекционера древностей Якопо Галли. Именно он помог Микеланджело заключить контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты (итал. pieta - милосердие). Согласно с договором скульптура должна была быть готова в течении года со дня его подписания. Однако, работа заняла больше времени, чем ожидалось – над «Пьетой» Микеланджело трудился около двух лет.

Скульптурная группа «Пьета» является одним из наиболее законченных и гармоничных творений великого итальянского мастера. Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое – Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для скульптора особую сложность – нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.

Не смотря на все трудности, Микеланджело прекрасно справился со своей работой и создание «Пьеты» прославило его на всю Италию. Столь превосходное исполнение скульптурной группы сделало абсолютно понятным тот факт, что молодой мастер превосходит талантом всех своих современников и даже соперничает с великими скульпторами древности.

Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

В истории гениального творения Микеланджело не обошлось без инцидентов. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) после посвященной Дню Святой Троицы праздничной литургии совершил нападение на скульптуру «Пьеты» и нанес ей 15 ударов скальным молотком. Сумасшедший возомнил себя восставшим из мертвых Христом. Как только присутствующие в соборе прихожане осознали происходящее, безумец был схвачен и передан властям.

К сожалению, скульптуре был причинен серьезный ущерб – у Девы Марии была до локтя отбита рука, нос и левый глаз, нанесен ряд других мелких повреждений. После этого прискорбного случая отреставрированная «Пьета» была помещена под пуленепробиваемое стекло.

В этой скульптуре очень много "самого" - самое известное и узнаваемое в мире изваяние Марии с Христом, самая гармоничная скульптура Микеланджело, самый необычный для своего времени подход к изображению этот библейской сцены...
А теперь вдумайтесь в тот факт, что скульптору, на момент, когда он завершил "Пьету" (а работал он над ней около двух лет) исполнилось всего 25 лет.

Договор на скульпутуру был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Однако по завершении Пьета была помещена в Соборе Святого Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки.
В договоре сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Вот что писали современники Микеланджело о впечатлении, производимом на них "Пьетой":
"Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре: "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил".
Джо́рджо Ваза́ри (1511-1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель.

Но и спустя пять сотен лет эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Одно из главных новшевств в осмыслении сюжета - очень юная Дева Мария, на что обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, Микеланджело говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. Ее чувство - живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь уместно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры воспринимаются как единое целое. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.
"Оплакивание Христа" - одна из наиболее гениальных работ в истории мирового искусства.

В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей . Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства , мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и . Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Единственная подписанная работа Микеланджело

«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во , но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…

Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.

Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!

Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.

Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:

«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»

Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.

Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.

До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.

Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной на рассвете.

  1. Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
  2. Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
  3. Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
  4. Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
  5. Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. . Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.

Где находится, как посмотреть работу великого мастера

Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра

Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.

Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию .

Декабрь 1, 2018

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.


Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.

Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли. Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.

Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи. Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е. когда мастеру было всего лишь около 25 лет.

Pieta — Скорбь


Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.

Подпись, высеченная Микеланджело

Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы. Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал. По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.

Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.

Фотографическое изображение статуи начала прошлого века

Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони. Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.

Фрагмент статуи

Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.

Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год

В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.





Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.

Это интересно!

Некоторые довольно авторитетные культурологи высказывались против восстановления изуродованной статуи, предлагая оставить ее в таком виде в назидание последующим поколениям в качестве невинной жертвы. Черту под разногласиями подвел Деоклечио Редиж де Кампос, назначенный руководителем реставрационных работ, заявив, что «Пьета Микеланджело черпает свою выразительную силу от духовной чистоты, воплощенной в мраморе. И даже простая царапина на ней беспокоит более, чем отсутствие рук Венеры Милосской».


Длившиеся девять месяцев восстановительные работы были практически завершены к концу 1972 года. 21 декабря папа Павел VI помолился перед статуей и поблагодарил всех людей, которые сделали это чудо. Помещенная за пуленепробиваемым стеклом, Пьета Микеланджело была возвращена верующим 25 марта 1973 года.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх