Детские сюжетно-ролевые игры для развития ребенка. Игры ролевые

Материал из Летний лагеря

Этот раздел посвящён так называемым МИГ"ам или кабинетным сюжетно-ролевым играм. На странице можно найти материалы по созданию, проведению игр подобного рода, а также некоторые интересные игры.

Малая сюжетно-ролевая игра (МИГ)

Особенности и правила проведения ролевых игр. Игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Игра - это соревнование в решении задач взаимодействия людей.

  1. Функции ролевой игры (любой игры):
    • социокультурная функция (в ходе игр воссоздаются культурные традиции и ценности народа, а сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общественные общечеловеческие ценности);
    • коммуникативная функция (играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели);
    • деятельностная функция (игра - это действие, реальная деятельность, кроме того, игра дает возможность использовать различные виды деятельности);
    • функция реализации способности ребенка, самореализации (любая игра имеет цель, для достижения которой участник должен использовать все свои знания, умения и навыки, чтобы в конце игры оценить себя);
    • защитная, или коррекционная функция (игра - модель общества, его жизни и отношений, поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы).
  2. Особенности ролевой игры:
    • вымышленная ситуация,
    • экстремальность;
    • четко заданные правила.
  3. Правила ролевых игр.
    1. Мастер всегда прав (он решает все спорные вопросы и ситуации в игре).
    2. Обязательное знание и соблюдение правил игры.
    3. Здесь и теперь (игра имеет четко ограниченные временные рамки, все отношения, сложившиеся в игре, не переносятся на реальную жизнь).
    4. Информация об игровой роли (она является тайной для других участников игры, это "козырь", преимущество любого игрока).
    5. Возможность игровой смерти ("умерший" не может общаться с действующими игроками, передавать им какую-нибудь информацию; вместе с ним "умирает" все известные ему сведения).
    6. Доброжелательное отношение к товарищам по игре (главная задача игры - установление взаимодействия, сотрудничество в процессе достижения игровых целей).
    7. Закон игровой территории (территория игры всегда ограничена и вне ее производить игровые действия запрещается; покинувший игровую территорию выходит из игры).
    8. Единство игровой роли (образ - кто ты? откуда ты? какой ты? цель - что ты должен сделать? предписания - как ты можешь выполнить свои задачи, достичь наилучшего результата?).
  4. Алгоритм игровых действий:
    • построение своей игровой легенды;
    • знакомство с участниками (персонажами) игры;
    • сбор полезной информации;
    • поиск союзников и противников;
    • определение средств достижения своей цели;
    • выбор средств и реализация игровых действий для достижения цели - анализ результатов своей деятельности.
  5. Технология проведения ролевых игр:
    1. выбор подходящей игры, реализующей данные цели или написание новой специальной игры;
    2. знакомство с текстом игры:
      • общие правила;
      • специальные правила;
      • общие вводные;
      • индивидуальные вводные;
    3. информирование и подготовка участников игры: общая вводная и правила игры, после чего необходимо добиться включенности в игру всех участников;
    4. изучение участников игры и распределение между ними ролей, учитывая индивидуальные особенности и способности игроков;
    5. выбор места и подготовка игрового инструментария;
    6. оформление игровой территории;
    7. последний сбор перед игрой, выдача инструментария и консультации по игре;
    8. организация яркого театрализованного начала организованное окончание иг-ры;
    9. подробный анализ игры.
  6. Деятельность Мастера в ходе игры.
    • Мастер организует эффектное начало и конец игры.
    • Мастер осуществляет контроль за выполнением правил в ходе игры.
    • Мастер консультирует игроков.
    • Мастер поддерживает сюжет игры.
    • Мастер осуществляет педагогические функции: микроклимат в ходе игры, игры, этику игры, утешение и поддержку проигравших, взаимодействие игроков.

Технология организации и проведения игры

Человек, который организует и проводит игру называется по традиции мастер. Сам он не участвует в игре, его цель создание условий для успешной игры детей. Для того, чтобы игра прошла успешно, Вам нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • анализ условий и возможностей для проведения ролевой игры;
  • постановка цели на данную игру;
  • выбор игры, реализующей данные цели;
  • знакомство с текстом игры;
  • информирование и подготовка участников игры;
  • изучение участников игры и распределение на роли;
  • сбор участников: настрой на игру, знакомство с общей вводной игры и ее правилами, выдача индивидуальных ролей (за 1-2 дня до игры);
  • подготовка инструментария и места игры;
  • непосредственно перед игрой проведение индивидуальных консультаций, индивидуальная выдача инструментария;
  • сбор игроков, объявление о начале игры.

В ходе игры мастер дает консультации по содержанию роли и способам игры, контролирует правила игры, поддерживает высокий эмоциональный настрой игроков, поддерживает развитие сюжета игры, заложенными в игре средствами, помогает игрокам, не справляющимся с игровой ситуацией, организует эффектный конец игры.

После игры необходимо проведение проговора, где каждый участник рассказывает, какую роль он играл, какие средства использовал, с кем взаимодействовал, смог ли он добиться своих целей. Проговор игры происходит в общем кругу, в атмосфере доброжелательности и добровольности высказываний. Наибольший педагогический эффект даст проведение группового и индивидуального анализа, предметом которого могут стать взаимоотношения в группе, индивидуальные особенности и способы деятельности в конфликтной ситуации, личные затруднения, возникшие в ходе игры, проблемы ценностей и морали.

Правила игры

  • мастер всегда прав, т. е. во всех спорных ситуациях решающее слово остается за ним.
  • обязательное знание и соблюдение правил игры.
  • “здесь и теперь”. Не переносить отношения жизни на игру и наоборот.
  • информация роли является тайной и не может разглашаться, это сделает игру не интересной Вам и Вашим товарищам.
  • в игре возможна игровая смерть, при воздействии каким- либо оружием, в этом случае игрок выходит из игры и не имеет права разглашать информацию.
  • доброжелательное отношение к товарищам по игре.
  • бережное отношение к игровому инструментарию.
  • закон игровой территории.

Кроме этих общих правил, каждая игра может иметь и свои технические правила, в которых оговаривается возможность использования игрового инструментария.

  1. Судебный процесс «Планета и человек – друзья или враги»

Ролевые игры (РИ) бывают двух типов: сценарные и не сценарные.

Сценарные РИ

Относятся к категории больших творческих дел. Группа организаторов берет за основу реально происходившую ситуацию (революция, встреча Миклухи Маклая с аборигениами и т.д.), или ситуацию из книги, и адаптирует ее к реальному месту проведения игры и участникам. После чего формируются задания участникам, в которых говорится о ситуации и их роли в ней. (Безусловно задание необходимо формировать заранее, что бы ребята успели ознакомиться с материалами о ситуации: почитать книги, спросить у взрослых, приготовить костюмы.)

Сценарные игры, как правило, имеют следующие педагогические цели: ознакомление ребят в интересной форме с историческим материалом и развитие актерских способностей. Такие игры более легки в проведении, чем не сценарные и дают, как правило меньше сбоев при проведении.

Не сценарные РИ

Не сценарная РИ может незапланировано закончиться по двум причинам: потеря интереса к игре, выполнение игровой цели участниками игры. Соответственно на недопущение этих причин следует обратить особенное внимание при подготовке РИ.

Организаторы формулируют для себя цели участников игры (к примеру: заработать как можно больше денег, установить парламентское правление и т.д.). Далее расписываются возможные роли участников РИ. Сообщать или не сообщать ребятам о их игровых целях и их ролях зависит от конкретной игры. Иногда ролевая цель участников ставится посредствам ситуации, а не напрямую. После разработки ролей, рассматриваются методы влияния на ход игры, выбираются роли для игровых мастеров, расписываются когда и как игровые мастера начинают влиять на игру. Расписываются варианты постановки в игровой форме дополнительных игровых целей ребятам, на случай если они выполнят свою цель раньше срока.

Не сценарные игры, как правило, имеют следующие педагогические цели: развитие самостоятельности, умения ориентироваться в новой ситуации, развитие интеллектуального потенциала, формирования понятия о целях и средствах их достижения.

Этапы составления ролевой игры

  • Формулировка проблемы. Проблема должна волновать автора (либо ее приходится смаковать, что требует некоторого умения). Разбить на задачи.
  • Веер ярких, эмоциональных сцен, картинок, которые будут <задевать> играющих. Это нужно потому, что запоминаются в основном те вещи, которые проходили на фоне ярких эмоций. Сценки должны примерно соотноситься со стоящими задачами.
  • Продумывание <географии игры>, то есть что где находится, какие герои что отыгрывают. Развитие сценок, то есть сюжет. Какие группы играющих есть. Моделирование и вычленение постоянных и переменных. + правила и стандарты. (+ синусоидная активность).
  • Расписывание по людям или командам, оконкречивание по личностям
  • Продумывание фоновой деятельности (создание особой деятельности для младшего психологического возраста).
  • Прописывание игровых алгоритмов (для повышения напряженности в игре).
  • Красивое и наглядное оформление игры.
  • Состыковка игры с ведущими группы.

Необходимо учесть:

  1. Атмосфера очень важна для ролевых игр. Т.к. если хочешь, чтобы люди почувствовали себя пиратами будь добр посадить их на "корабль". Для создания атмосферы используется музыка, костюмы, лексика...
  2. Ролевая установка - это способ создания роли, возможность выделить человека из массы.
  3. Можно внести ролевой момент почти в любую игру. И зачастую стоит это делать.

Какие бывают игры

  1. Игры-эпопеи (занятие на всю смену) Игра, которая становится ведущей деятельностью, ядром смены, подчиняя себе все коллективы и группы, общелагерные массовые праздники. В основу игры-эпопеи положена придуманная легенда. Она обрастает ритуалами, тайнами, обязательным разделением труда и обязанностей и непременно имеет печатный свод законов - табу, устав, кодекс чести и т.п. Секрет игры в качественно и до мелочей продуманной программе и необычном сюжете, непринужденно решающем многие детские проблемы в отряде.
  2. Полевые игры Такие игры чаще всего проводятся «в поле», то есть в более-менее незаселенной местности, почему их так и называют. Например, игроки решают поиграть в Древний Рим. Они распределяют между собой роли патрициев и плебеев, воинов и рабов, жителей сопредельных стран. Масштаб может быть разным: где-то пытаются изобразить весь город, а то и несколько городов или даже целое Средиземноморье, где-то, скажем, гостей на пиру у патриция. На протяжении игры игроки будут пытаться жить, как жили, по их мнению, персонажи, говорить, как говорили бы они, и принимать решения в зависимости от целей своих персонажей.
  3. Не менее распространены «настольно-словесные» игры , они же - модули, «дэнжены» и так далее. В таких играх никто никуда не бегает и ничем не машет, а действия героев просто описываются. Например, игрок говорит: «Я лезу по веревке на стену». Что и как у него получится, определяется с помощью правил игры. Они дают игроку поистине безграничные возможности, нo требуют развитого воображения.

Осторожно, игра!!!

Как это не парадоксально, но самым серьезным препятствием к использованию игры в лагере является профессиональная подготовка вожатого и его педагогический опыт.

  • Во-первых, увы… но, многие вожатые используют доминирующие методы общения и воспитания детей: дисциплина, правила, распределение ролей, режим. В игре инспекторские функции запрещены: они разрушают саму игру. Задача грамотного организатора игры сделать так, чтобы игрокам «приказала, наказала и объяснила» сама игра.
  • Во-вторых, организатор может только влиять на ход игры, но не может определять его. Личное отношение нельзя разделить на правильное или не правильное, оно либо возникает, либо нет. А отношение игроков к прошедшей игре может быть совсем не таким, какое предполагали вожатые. Ролевая игра - непредсказуемый, спонтанный метод! Использование стереотипов здесь ведет к участию «для галочки».
  • В-третьих, нужно непременно избежать симптомов «игролизма», когда ребенок начинает использовать игру как компенсацию собственной неуспешности в жизни. Чаще всего это связано с построением игр по шаблону. После серии подобных игр у игравших складывается иллюзия собственной «крутости» - «мы все знаем, мы все умеем». Как следствие, возникает стремление действовать только в освоенной области, и тогда ребенок раскрывается только в игре.
  • Но самое опасное, на наш взгляд, «заиграться». Еще отец «психодрамы» Дж.-Л. Морено заметил, что некоторые, войдя в роль, с трудом из нее выходят. У особо восприимчивых ребят при погружении в роль начинаются психозы и депрессии. Для определенной категории детей грань между воображаемым и реальным миром зыбка, а при игре «в роли» она порой вовсе исчезает. Задача вожатого - не допустить погружения, помочь использовать игру как средство, а не как возможность уйти от реальности.

Как построить ролевую игру

При подготовке ролевой игры наряду с созданием сюжета необходимо выделить еще один важный этап - расстановку людей по игровым местам. Сценирование подразделяется на две части:

  1. распределение ролей между людьми с учетом их личных характеристик;
  2. введение в игру - построение особых «мостиков», по которым ребенок легче адаптируется. Главное не забыть, что в ролевой игре, как и в жизни, есть свои правила и ступеньки.

Первая ступенька - совместное распределение ролей. После того, как игровые места заполнены, происходит введение человечка в роль - установка. При этом важно очертить границы игрового мира, дать представление о типе игрового мира (эпоха, роли, легенды), задать набор возможных в игре действий (что можно - что нельзя). Дети будут играть только в то, что вы им скажете, поэтому текст установки нужно составлять очень тщательно и еще внимательнее следить за тем, как его понимают. Как правило, большинство поворотов игры, противоречащих замыслу вожатых, связаны с некорректной установкой. Завершающим этапом можно поставить выход из игровой ситуации. Чисто развлекательная игра практически всегда сводится к «игре в войну» - ребенок примеряет роль и действует согласно сюжету и в жизни.

Зачем они играют?

Как известно, с возрастом изменяются потребности ребенка, соответственно, становятся другими и мотивы его поведения, в том числе и игрового. Так, первоначально дети играют, потому что интересно, затем они играют «для чего-то», к 12 годам переходят к серьезной ролевой игре, в которой открывают для себя мир отношений. Это для нас, взрослых, игра пустая трата времени, возможность «занять» скучающего. У детей все наоборот: только в игре ребенок решает свои проблемы, которые не смог решить в реальности (познакомиться с девочкой, научиться командовать, попробовать свои силы в чем-то новом, пообщаться с ребятами из других отрядов). Не будет игры – исчезнет один из самых эффективных способов управления и познания окружающего мира.

Значение детских сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка сложно переоценить. Примеряя на себя различные образы, малыш учится коммуницировать со сверстниками и взрослыми, получает первый опыт поведения в заданной ситуации. Сюжетные игры для младших детей следует выбирать такие, чтобы они соответствовали их возрасту. Причем можно обыгрывать как реальные ситуации (больница, магазин, детский сад, зоопарк), так и выдуманные (космическое путешествие, машина времени, сказочный бал). Ниже описано, в какие сюжетно-ролевые игры можно поиграть дома с детьми, чтобы не только развлечь малыша, но и провести время с пользой.

Сюжетные игры для детей в профессии

Очень полезно играть с детьми в сюжетные игры «Профессии», к примеру, в доктора

Малыш уже посещал вместе с вами поликлинику, видел врача и медсестру в белом халате, понимает, что иногда кто-то может плохо себя чувствовать. Поиграйте в «болезнь» куклы (или какого-нибудь игрушечного животного). «Сашенька, с зайчиком приключилась беда, он прыгал по тропинке и повредил лапку. Давай его полечим, пожалеем».

В ходе такой детской ролевой игры подскажите ребенку, как ухаживать за «пациентом» во время болезни. Перевяжите лапку зайчика кусочком ткани или бинтиком, «поставьте градусник» (плоскую палочку или карандаш). Пусть малыш уложит зайку в игрушечную кроватку, укроет, погладит, приласкает, пожалеет.

Заканчивайте такую детскую сюжетную игру выздоровлением зайчика: «Сашенька вылечил зайку!» «Спасибо, Сашенька! - говорит зайчик. - Лапка больше не болит, можно прыгать и танцевать!» И устройте «праздник», спойте веселую песенку, покружитесь, попрыгайте. Такие эмоциональные игры учат ребенка быть доброжелательным, внимательным.

Сюжетно-ролевые игры с детьми с использованием игрушек

Для некоторых сюжетно-ролевых игр с детьми потребуют игрушки, например, куклы. Описанная ниже детская сюжетно-ролевая игра тренирует различные навыки, в том числе навык держать в руках посуду и столовые приборы.

Предложите малышу поиграть в куклы. Пусть кроха угостит их обедом. Поставьте перед ребенком игрушечную посуду или настоящую, но пластиковую, маленького размера - блюдце, чашечку, ложечку. Пусть кроха тренируется, как правильно взять в руки ложку, «набрать» с тарелки «кашу» и «покормить» куклу. Изменив голос, «скажите» за куклу: «Саша, я хочу кушать. Покорми меня, пожалуйста!» Теперь отдайте ложку ребенку и приговаривайте: «Вкусная кашка! Саша кормит куклу Свету! Света поела, она улыбается! Давай вытрем ей ротик салфеткой». Из чашечки малыш может напоить куклу, а вы «говорите» за нее: «Спасибо, Сашенька, очень вкусно!»

Играя в такую сюжетную игру с детьми, с куклой можно «погулять», «потанцевать», «покупать», «уложить ее спать», то есть выполнять обычные действия, к которым привык ребенок. Только здесь он выступает в роли «родителя». Потом можно поиграть с зайчиком, котиком, мишкой - их тоже надо кормить и укладывать спать, купать и прогуливать. В таких играх кроха обучается элементарным навыкам: умываться, пить из чашки, вытирать руки, укрывать куклу одеяльцем и тому подобное.

В этой сюжетной игре происходит развитие детской эмоциональности, ведь вы показывается чувства: кукла «упала» - пожалейте, утешьте; куколка «засыпает» - спойте песенку, говорите шепотом, чтобы не «разбудить», и так далее.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям переживать совершенно обычные жизненные ситуации, способствуют овладению речью, ведь игрушки «разговаривают» с его помощью. Кроме того, ваш малыш легко запоминает в игре и учится употреблять «вежливые» слова: спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, спокойной ночи.

Сюжетно-ролевая игра взрослого с ребенком «Повторюшка»

Одна из сюжетно-ролевых игр, в которую взрослый может играть с ребенком, называется «Повторюшка».

Играть можно и дома, и на прогулке. Объясните малышу, что он должен повторять все, что вы делаете. Например, подуть, «как дует ветер», помахать руками, «как будто летит птичка», похлопать в ладошки сначала перед грудью, а потом над головой, «подмести пол» (имитировать движения) и т.д. Задания придумываете любые, а удовольствия - море, особенно если мама хвалит и удивляется, как хорошо получается у ребенка.

Теперь, играя в эту сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста, поменяйтесь местами: теперь малыш «показывает», а мама или папа будет «повторюшкой».

На этих фото показаны лучшие сюжетно-ролевые игры для детей:




Сюжетно-ролевая игра для детей младшего возраста «Сказка»

Очень полезной сюжетно-ролевой игрой для развития ребенка является игра «Сказка», где главный герой - сам малыш.

Сказки и истории, которые вы читаете и рассказываете малышу, - это замечательно. Но любимейшей историей для ребенка станет «сказка» о нем самом. Для начала подберите книжку или журнал, где есть крупное изображение любого малыша, и начните рассказывать: «В давние времена, за морем-океаном, жил-был…» И назовите имя своего крохи. Он сразу замрет и будет внимательно слушать про игры и путешествия «мальчика с картинки» с таким же именем, как у него самого. Потом и картинки не понадобятся, ребенок с Удовольствием узнает из ваших рассказов о своих собственных «приключениях». И посоревноваться может с «тем мальчиком»: «Саша умеет надевать ботиночки, а наш Сашенька? Саша может открыть и закрыть коробочку, а ты умеешь?» Малыш с радостью покажет, что он тоже умеет, может, знает… Играть в такую «историю» можно, пока не надоест.

Заканчивая день, перед сном рассказывайте малышу «Сказку о (имя ребенка)». Истории для сказки должны быть совсем простые и хорошо ему знакомые: как Сашенька встает, что он кушает, как умывается и купается, как гуляет и играет игрушками… Например, вот такая сказка: «Жил-был мальчик Сашенька. Он вставал по утрам без капризов, чисто-чисто умывался. Сашенька мыл ручки (целуете ручки ребенка), мыл лобик (целуете), щечки (целуете) и носик (целуете). Потом Сашенька ел вкусную кашку и пил молоко. Сашенька всегда говорил маме: «Спасибо!», а мама крепко его обнимала и целовала в щечку (обнимаете и целуете ребенка). Сашенька гулял на улице и играл с игрушками. (Здесь вы рассказываете, где гулял малыш, что он видел, с какими игрушками играл.) Вечером Сашенька купался в ванне, и мама перед сном много-много раз его целовала и обнимала (целуете, обнимаете). А потом Сашенька закрывал глазки и засыпал…»

В таких сказках можно предлагать малышу и выход из ситуаций, которые в течение дня вызвали у него затруднение. Например, малыш поссорился днем в песочнице с соседским мальчиком из-за грузовичка. А в сказке ссора быстро закончилась, потому что «Саша - умный и сильный, он подошел к мальчику и предложил играть вместе. Пусть сначала мальчик насыплет в грузовичок песок, а Саша отвезет на «стройку», а потом Саша будет грузить, а мальчик перевезет «стройматериалы». И вместе они построили большой и красивый замок!»

В «домашних» сказках почаще произносите имя ребенка и не стесняйтесь показывать ему свою любовь, целуйте, ласкайте, обнимайте. Ведь ваш малыш - самый лучший на свете!

В какие ещё сюжетно-ролевые игры можно играть с детьми дома?

Пальчиковый театр

Познакомьте кроху с пальчиковым театром. Вариантов этой игры несколько, вот хотя бы эти.

«Живая варежка». Из обычной старой варежки можно сделать персонажа для кукольного театра, например, мишку, зайца, котика, собачку или любое другое животное. Вместо глаз - пара пуговиц, необходимые «детали» приклейте или пришейте. Разыгрывать сценки помогут простейшие стишки, потешки, небольшие сказочки и даже короткие истории, которые вы придумаете сами.

«Живая перчатка». Это, конечно, громко сказано, понадобится-то нам не вся перчатка, а только отрезанные «пальчики» от нее. Если у вас есть старенькие светлые перчатки, не пожалейте их для игры, которая надолго увлечет вашего малыша. Фломастерами, а лучше несмываемыми маркерами нарисуйте на кончиках пальцев веселые рожицы, мордочки животных, лица мальчиков-девочек и даже мамы и папы. У вас получится целый набор персонажей, с их помощью можно будет разыгрывать самые разные спектакли. Чтобы игры были веселее, наденьте и малышу на пальчик одного из «героев», например, котенка, пусть пробует себя в роли артиста и активно мяукает.

Жестовый театр

Вы давно уже читаете или рассказываете малышу детские стишки, потешки. Предложите «поиграть» в стишок. Действовать можно «по строчкам», придумывать и выполнять движения, чтобы получилась «живая картинка» . Например, проиграйте всем известное стихотворение «Мишка косолапый». Пусть малыш станет «мишкой», подсказывайте ему, как надо двигаться.

«Мишка косолапый по лесу идет» - малыш медленно шагает, широко расставляя ножки и покачиваясь на ходу.

«Шишки собирает, песенки поет» - наклоняется и подбирает воображаемую шишку.

«Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб» - ладошкой легонько хлопает себя по лбу.

«Мишка рассердился и ногою - топ!» - ребенок топает ножкой.

Так же можно проигрывать и другие детские стишки, народные потешки. Очень хорошо дети играют под известные стихи А. Барто «Игрушки». Можно и самолетик изобразить («полетать» по комнате, раскинув руки, и вернуться к маме); можно «потащить кораблик по реке», покачаться, как «бычок на досточке», и т.д. Обязательно заканчивайте «спектакль» положительными эмоциями: мишку, которого «уронили на пол», пожалейте, утешьте, «вылечите»; изобразив Таню, которая «горько плачет», помогите ей «достать мячик», вместе порадуйтесь и потанцуйте. И предложите малышу позвенеть колокольчиком в начале и в конце игры, как в настоящем театре.

Посмотрите видео «Детские сюжетно-ролевые игры», где представлены лучшие варианты полезных развлечений для малышей:

Статья прочитана 5 976 раз(a).

В сценарии любого праздника наступает момент, когда все основные торжественнные тосты уже произнесены, но гости еще не готовы к активным конкурсам или танцевальным развлечениям. Именно тогда, на помощь ведущим, приходят веселые забавы, которые можно провести прямо за столом.

Предлагаемая подборка - это застольные ролевые сказки и игры для любого праздника, написанные талантливыми авторами интернета (спасибо им). Каждую из них можно смело отнести к разряду игр - "ледоколов", которые "раскалывают зал", раскрепощают гостей, дают настрой на праздничное веселье, а потому, служат замечательным переходом к активной развлекательной программе.

Сказка - шумелка за столом "Барабашки"

Для проведения ведущий делит присутствующих на несколько команд, каждая из которых будет представлять одного из членов семьи "барабашек": Деда, Бабки, Отца, Матери или Сына, далее участники при каждом упоминании "своего" персонажа производят "свой" шум: шуршат, гремят и т.д. Когда же в тексте упоминается семья - все производят шумовые действия одновременно.

Действующие лица и шумовые действия:

Дед-барабашка - шуршат газетами,

Бабка-барабашка - гремят посудой

Отец-барабашка - три раза топают ногами и издают скрип открываемой двери

Мать-барабашка - издают звук царапания по деревянной поверхности

Сын-барабашка - три раза хлопают в ладоши

Семья барабашек - все присутствующие производят звуки одновременно.

Ведущий (читает текст) :

В доме тринадцать по улице Мира
В очень убогой старинной квартире,
Что коммуналкой народ наш зовет.
Семья барабашек давно уж живет.
Они поселились в чулане огромном,
Куда уж не ступит нога человека.
Чулан этот, очень давно захламленный,
Семью барабашек здесь терпит два века.
Другие жильцы коммунальной квартиры
Про эту семью понемногу забыли:
Привыкли к их шумам обычным и вздохам -
Под крышей одной они жили не плохо.
Дед-барабашка любил на досуге
Чуть-чуть подшутить над родимой супругой:
Шуршал Дед старинной газетой в углу,
Вгоняя Бабусю шуршаньем в тоску.
Бабуся в отместку бренчала посудой,
Чем Сын-барабашка не раз был напуган.
Отец-барабашка , когда был не в духе,
Устраивал в доме своем заваруху:
Он топал ногами, дверями скрипел
И звуками этими всем надоел.
А Мать-барабашка его так любила:
За эти проделки совсем не бранила.
И в знак своих нежных и пламенных чувств
Мамашка ему покупала арбуз.
Отец-барабашка жмотом не слыл -
Арбуз непременно меж всеми делил.
Жильцы коммунальной квартиры тогда
Слыхали, как чавкает дружно семья.
Сынок-барабашка всех больше старался:
Со смаком арбузиком он объедался.
Так дружно Семья барабашек жила,
Пока не случилась большая беда:
Жильцов расселить вдруг однажды решили.
И дом этот в срочном порядке сносили.
Уехал народ с коммунальной квартиры,
Семью барабашек , конечно, забыли.
Теперь они ищут другое жилье,
Где будет им сытно, уютно, тепло,
Где Дед-барабашка без всяких помех
Продолжит шуршать своей кипой газет,
Где иногда Барабашка-бабуля
Сможет греметь своей старой кастрюлей,
Где Сын-барабашка в ладоши вам хлопнет,
Отец-барабашка ногою вдруг топнет,
А Мать-барабашка порой без испуга
Царапнется в дверь дорогого супруга.
Откликнетесь, люди, кто против не очень
Услышать все это глубокою ночью?

Застольная ролевая сказка "Небременские немузыканты"

Четверо гостей, получивших карточки с репликами, легко "перевоплощаются" в своих героев, для этого им достаточно после каждой строчки, где говорится о них - выразительно произности свою фразу. Ведущему этой важно не забывать делать в нужный момент небольшие паузы и, при необходимости, делать знаки участникам .

Действующие лица и реплики:


Осёл : «Лошадь я в перспективе!»
Собака: « Гав! Горло хочу промочить я сначала»
Кот: « Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану!»
Петух: « Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!»

Ведущий :
В деревне соседней в году позапрошлом
Крестьянин какой-то сошел вдруг с ума:
Он выгнал всю живность, которая в доме
Уже лет пятнадцать бок о бок жила.
А жили с ним все эти годики в мире:
ОСЕЛ шебутной... (Лошадь я в перспективе!)
СОБАКА, которая уж не рычала...
Жил старый разбойник, КОТ, любивший сме-тану...
В компании этой ПЕТУХ был не лишним...

Компания тихо брела по дороге,
Устали у бедных и лапы, и ноги.
Вдруг свет показался в избушке лесной -
У страшных разбойников там дом родной.
И стали друзья прямо тут обсуждать,
Как лучше разбойников им напугать.
СОБАКА вдруг первой тихо сказала... (Гав! Горло хочу промочить я сначала!)
ОСЕЛ же, решил, что и он не пассивен. Еще бы! …(Лошадь я в перспективе!)
КОТ очень боялся ночного тарана… (Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану?!)
Друзьям предложил шайку напугать -
Разбойников криком всех разогнать.
ПЕТУХ, уже взлетевший на крышу…(Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!)

Звери тихонько к избушке пошли
И все вместе: ОСЕЛ, СОБАКА, КОТ, ПЕТУХ - закричали они (Все кричат).
Разбойники мигом сбежали из дома.
Кто в нем поселился? Они нам знакомы.
И жили еще много лет в доме в мире
Храбрый ОСЕЛ... (Лошадь я в перспективе!)
СОБАКА, которая грозно рычала... (Гав! Горло хочу промочить я сначала!)
И тонкий ценитель домашней сметаны, КОТ... (Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану!)
И, конечно же, - ПЕТУХ, совсем он не лиш-ний... (Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!)

(Источник: forum.in-ku)

Застольная ролевая сказка "Счастье близко".

КЛАВА счастья ждет давно,

Все гадает, где оно

Тут ПОДРУГА к ней пришла

И хозяйку обняла.
Вместе решили, что пора
В гости пригласить ПЕТРА.
Мол, хотя он и дурак,
Но частушки петь мастак.
ПОПУГАЙ, о том услышав,
Сел на жердочку повыше,
Начал, бедный, причитать:
«Где бы ПРАЗДНИК переждать?»
Вот по первому же зову
ПЕТР пришел - на все готовый.
КЛАВА сделала салат
И намыла виноград.
Ей ПОДРУГА помогает
И рецепты одобряет.
В дверь стучат! Метнулась КЛАВА:
Вдруг какая-то подстава?
Дверь открылась - ПРИНЦ явился.
ПЕТР чуть не застрелился!
Скажем прямо, без обиды:
Он имел на КЛАВУ виды!
Тут про ПРАЗДНИК вспомянули,
Песню дружно затянули.
ПЕТР икнул, и поперхнулся,
И на ПРИНЦА замахнулся.
ПОПУГАЙ летал по клетке,
Звал своих на помощь предков.
А ПОДРУГА только рада:
Будет драка, то что надо!
Только КЛАВА не зевает,
Тост за счастье поднимает.
Пригубили по бокалу,
А ПЕТРУ бокала мало!
Но добрея, он в поилку
ПОПУГАЮ льет горилку.
ПРИНЦ, селедкой закусив,
Все лопочет свой мотив.
Говорит тихонько КЛАВА:
«Женихи у нас на славу!»
А ПОДРУГА шепчет ей:
«Ты по третьей им налей…»
Принял ПРИНЦ свое решенье,
Сделав КЛАВЕ предложенье.
ПЕТР, краснея от натуги,
Кукиш делает ПОДРУГЕ.
А из клетки ПОПУГАЙ
Выдал вдруг собачий лай.
Славный ПРАЗДНИК получился!
ПЕТР в итоге отключился.
Спрятал ПРИНЦ лицо в салате
(Очень вкусным был он, кстати).
КЛАВА песенку поет,
Чем закончится все, ждет.
А завистница, ПОДРУГА,
Хоть осталась без супруга,
Подпевает тоже ей
Про «печали из полей».
Насмотревшись этих дел,
ПОПУГАЙ наш поседел.
Он по будням то молчит,
А как ПРАЗДНИК - так кричит.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал - молодец!

Игровой момент "Веселый застольный оркестр"

Кто сидит, кто сидит справа от бутылочки

Бейте в такт ритмично по стакану вилочкой.
Кто сидит, кто сидит от бутылки слева
Вилкой по тарелочке постучите смело.
Кто сидит, кто сидит справа от селедочки
Бейте по тарелочке вилочкой и ложечкой.
Кто сидит, кто сидит справа от картошки
Бейте по коленочкам обеими ладошками.
Кто сегодня за столом пил совсем немножко
Бейте потихонечку вилочкой об ложку
Кто сегодня в этот зал с опозданием пришел
Стучите аккуратно рюмочкой об стол.
Кто сегодня вовремя приехал и пришел
Бейте как умеете каблучком об пол.
Кто доволен всем остался — хлопайте в ладоши!
Кто немного был сердит — не стесняйтесь тоже.
А теперь все вместе всем, чем можно, — враз!
Весело и радостно на празднике у нас!

Подборка размещена для ознакомления

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта старинная русская игра. В нее играли после Фоминой недели, до Петрова дня.
Игроки выходят на луг, садятся один к другому на колени, сцепляясь один с другим в виде длинной гряды.
Передний получает название бабушки, а все прочие считаются за редьку. Является купец покупать редьку.
Купец. Бабушка! Продай редички! Бабушка. Купи, батюшка.
Купец осматривает редьку, пробует на все манеры, ощупывает и старается выдернуть.
Купец. Бабушка! Нет ли щуплавой редьки?
Бабушка. Что ты, батюшка, вся молодая, горькая, одна к одной; выдерни себе любую на пробу.
Купец начинает выдергивать - сколько есть силы.
Купец. Бабушка! Твою редьку не выдернуть по доброй воле: уросла. Дай-ка косарик выкопать с корнем.

Строимся - ролевая игра

Новогодняя сказка-2 - ролевая игра

Количество игроков: любое

Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли. Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью.
Текст сказки:
Вот дом, который построен в лесу.
А вот Дед Мороз-крутой старикан,

И в любую погоду

Из дома, который построен в лесу.
А вот Снегурочка - сварлива девица,
Которая в девках долго томится
Но любит Деда Мороза - того старикана,
Который оденет красный кафтан,
И в любую погоду
Идет поздравлять с Новым Годом!
Из дома, который построен в лесу!
А вот веселые ребятишки
Любят они красивые книжки,
Но жизнь им готовит такие сюрпризы,

Новогодняя сказка - ролевая игра

Количество игроков: 14
Дополнительно: бумажки с ролями
Подготовка: На бумажках пишутся роли:
- Занавес
- Дуб
- Ворон
- Кабанчик
- Снегирь
- Дед Мороз
- Снегурочка
- Соловей - разбойник- Конь
- Иван-царевич
Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли.
Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью. (Все экспромтом.)
Сцена №1
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.

Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Занавес пошел.
(Участники покидают сцену.)
Сцена №2
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.

Сцена знакомства - ролевая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о то, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...
- космонавты с инопланетянами;
- охотники со снежным человеком;
- новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

Превращения - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все и все превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д.
А если в вокзал - значит в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию - в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Роддом-2 - ролевая игра

Вася и «голова» - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается ведущий - Вася, остальные участники исполняют роль «головы». Для этого надо разделиться следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - правого, третий - носа, четвертый - уха и т. д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Если участников много, то хорошо в таком случае дать кому-нибудь роль левой и правой рук.

Сказки «Репка» и «Колобок» знакомы нам с детства. Сейчас мы постараемся вспомнить их, но сделаем это «по-взрослому». Интересные сценки со всем знакомыми героями украсят любой праздник и развеселят всех гостей.

Попробуйте эти сказки переделки для нетрезвой компании по ролям!

Веселая сказка «Репка» на взрослые праздники

Для начала необходимо выбрать семь человек, которые будут участвовать в сценке. Нужен один ведущий.

Участники должны выучить свои роли, но не стоит расстраиваться – слова очень простые и их легко запомнить. Участвовать в сценке могут гости практически любой возрастной категории.

Ведущий должен говорить имя героя, а он в свою очередь, свои слова. В этом конкурсе участники могут сидеть за столом. Исключение составляет репка, которая должна располагаться на стуле и постоянно что-то делать.

Во время сценки ведущий не должен молчать, а по возможности комментировать происходящее.

Сценка требует музыкального сопровождения. Желательно выбрать русскую народную музыку. При желании можно выделить призы самым лучшим актерам.

Репка – Эй, мужчина, ручки-то уберите, я ещё несовершеннолетняя!
Дед – Ох, здоровье у меня уже плохое стало.
Вот будет сейчас пьянка!
Баба – Что-то дед перестал меня удовлетворять.

Внучка – Я практически уже готова!
Эй, дед, бабка, я опаздываю, меня подруги ждут!
Жучка – Опять вы называете меня жучкой? Я вообще-то жучок!
Не моя это работа!

Кошка – что на площадке делает собака? Мне сейчас станет плохо – у меня аллергия!
Мышка – А может, выпьем?

https://galaset.ru/holidays/contests/fairy-tales.html

Современная сказка «Колобок» для веселой компании

Какие есть еще сказки по ролям для нетрезвой компании? В этой сказке также должно участвовать около семи участников. Соответственно нужно выбрать актеров, которые будут исполнять роли бабки, дедки, зайца, лисы, колобка, волка, а также медведя.

У дедки и бабки не было детей. Совсем разочаровались они, но всю их жизнь изменил колобок. Он стал их спасением и надеждой – души они в нем не чаяли.

Для примера:

Дед с бабкой уже устали ждать колобка и постоянно смотрели вдаль, надеясь на его возвращение, а его так и не было.
Мораль сей басни такова: Не стоит надеяться на любовь колобка, а лучше иметь собственных детей.

Смешная сказка для активных гостей торжества

Выбираем пять актеров, которые будут исполнять роль курочки, короля, зайки, лисы и бабочки. Текст должен читать ведущий:

«Сказочным царством правил оптимист- король. Решил он прогуляться по красивому парку и всю дорогу подпрыгивал, размахивая руками.

Был король очень радостный и увидел красивую бабочку. Решил он её словить, а бабочка только издевалась над ним – и слова неприличные кричала, и рожицы кривила, и язык показывала.

Ну а потом устала бабочка издеваться над царем, и улетела в лес. Король не очень и обиделся, а только больше развеселился и стал смеяться.

Веселый король никак не ожидал, что перед ним появится зайка и испугался, встав в позу страуса. Зайка не поняла, почему это король в такой неподобающей позе стоит — и сам испугался. Стоит зайка, лапки дрожат — и кричит нечеловеческим голосом, просит о помощи.

В это время гордая лиса возвращалась в работы. Работала красавица на птицефабрике и несла домой курочку. Как только увидела она зайку и царя – испугалась. Курочка не теряла момента и выпрыгнула, дав лисе по затылку.

Курочка оказалась очень бойкой и первым делом клюнула короля. Король от неожиданности распрямился и стал в нормальную позу. Зайке ещё больше стало страшно, и она прыгнула на ручки к лисице, взяв её за ушки. Лиса поняла, что нужно делать ноги — и побежала.

Король огляделся по сторонам, посмеялся и решил продолжить свой путь с курочкой. Взялись они за ручки, и пошли в сторону замка. Что будет дальше с курочкой, не знает никто, но король её точно угостит вкусным шампанским, как и всех остальных гостей торжества.»

Ведущий предлагает слушателям налить бокалы и выпить за короля и курочку.

Юморная сказка для компании взрослых людей

В первую очередь необходимо подобрать героев. В этой сказке принимать участие будут как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Требуется подобрать героев на роль котенка и сороки. Нужно выбрать гостей, которые сыграют роль солнца, ветра, бумажки и крыльца.

Участники должны изображать то, что необходимо сделать их герою.

«Маленький котенок вышел на прогулку. Было тепло и светило солнышко, одаривая всех своими лучами. Милый котенок лег на крылечко и стал смотреть на солнышко, постоянно щурясь.

Неожиданно разговорчивые сороки уселись перед ним на заборе. Они о чем-то спорили и вели очень громкий диалог. Котенку стало интересно, поэтому он стал аккуратно ползти к забору. Сороки же не обращали никакого внимания на малыша и продолжали трещать.

Котенок вот уже почти подобрался к своей цели и прыгнул, а птицы улетели. Ничего не вышло у малыша, и он стал смотреть по сторонам, надеясь найти другое увлечение.

На улице стал дуть легкий ветерок — и котенок обратил внимание на бумажку, которая шуршала. Котенок решил не терять момента и накинулся на свою цель. Немного поцарапав её и покусав, он понял, что неинтересен ему простой бумажный лист — и отпустил его. Бумажка полетела дальше, и откуда неожиданно появился петух.

Петух был очень гордый и высоко поднял голову. Птица остановилась и прокукарекала. Тут к петуху прибежали куры и обступили его со всех сторон. Котенок понял, что наконец-то нашел, чем можно развлечь себя.

Не долго думая, он бросился к курицам и взял одну из них за хвост. Птица не дала себя в обиду и больно-больно клюнула. Зверек очень испугался и стал убегать. Однако все было не так-то просто – его уже поджидал щенок соседа.

Небольшой собачка стал прыгать на котенка и хотел покусать. Котенок понял, что нужно возвращаться домой и больно ударил собачонку своими ноготками. Щенок испугался и пропустил котенка. Тут-то котенок понял, что он — победитель, пусть и раненный.

Вернувшись на крылечко, котенок стал зализывать рану, которую оставила курица, а затем растянувшись уснул. Котенку снились странные сны — и он все время дергал лапками во сне. Так котенок первый раз познакомился с улицей.»

Сценка заканчивается бурными аплодисментами гостей. При желании можно наградить самого артистичного актера призом.

Интересная сценка на день рождения и другие взрослые праздники

Я так и знал, что Кудрявцев не забыл мой выстрел и не доверяет мне. Не смотря на то, что мы провели ночь в секрете, он относится ко мне с опаской. Он не мог доверять интеллигентному юнцу, который ничего не смыслил на войне.

До тех пор, пока я не встретился с Кудрявцевым, я не знал, что я — такой плохой солдат. Ведь я не мог даже нормально завернуть портянки и иногда при команде «налево» поворачивался в обратную сторону. К тому же, я совсем не дружил с лопатой.

Кудрявцев не понимал меня, когда читая какую-либо новость, я комментировал её и отпускал пространственные комментарии. В те времена я ещё не состоял в партии — и Кудрявцев уже тогда почему-то ждал от меня какого-то подвоха.

Очень часто я ловил на себе его взгляд. Что я видел в его взгляде? Наверное то, что я необученный и неопытный, но он пока меня прощает, однако ещё одна ошибка – и он меня убьет! Я хотел стать лучше и дал себе обещание, что обязательно буду дисциплинированным солдатом и обучусь всему, что необходимо. Мне представился случай показать все свои способности на деле.

Нас отправили на охрану моста, который часто обстреливали. На место работы постоянно шло очень много подкреплений, а также литературы…

Моя работа заключалась в проверке пропусков людей, которые пересекали мост. Белые часто открывали огонь по посту, где я находился. Снаряды попадали в воду и обдавали меня брызгами. Снаряды падали и вблизи меня, и перекрытие моста было уже разрушено. Любая минута могла стать последней для меня, но я дал себе условие, что все равно не уйду с моста.

Что я чувствовал? Я не испытывал чувства страха – я уже был готов к смерти. Я видел вдали красивые пейзажи, но они меня не радовали. Я чувствовал, что с этого поста я уже не уйду. Однако одна мысль заставляла меня стоять дальше – Кудрявцев видит меня и одобряет мои действия.

Мне казалось, что на этом посту я стою уже несколько часов, но на самом деле всего несколько минут – столько, сколько нужно было Кудрявцеву добежать до меня. Я не понимал, что нужно Кудрявцеву от меня. Тогда он с силой потянул меня за ремень, и я пришел в себя.

— Быстро ушел отсюда! – сказал мужчина.

Как только мы ушли с моста — в него попал сильный снаряд.

— Видишь, что происходит? Почему ты там стоял? Из-за тебя и меня могло убить!

Я вздохнул, но Кудрявцев не закончил.

— Однако ты все равно молодец, так как показал, что знаешь устав и был нерушим. Тебя стоит похвалить. Но пусть это и дело прошлое, мне хотелось бы, чтобы ты пошевелил мозгами. Мост уже давно разрушили, зачем ты там стоял? Какой был в этом смысл? Все был готов пропуска проверять? Если бы ты был умнее, и сам не пошел на пост – я бы не наказал тебя!

После этого случая отношение Кудрявцева ко мне изменилось. Он рассказывал о себе и иногда спрашивал обо мне. Не смотря на то, что он не был в партии, он считал себя большевиком. Этот человек помог мне поверить в себя, поэтому мне было очень важно его одобрение.

До сих пор я вспоминаю один случай. Мы говорили на тему того, что будем делать после того, как одержим победу над белыми. Я сказал, что мечтаю стать писателем, который изобразит мирное братство всех народов. Кудрявцев слушал меня и смотрел на костер.

— Отличная цель у тебя, – говорил он – Большой путь у тебя, Лебединский!

Веселые сказки по ролям для нетрезвой компании

5 (100%) 12 голосов

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх