Откуда башкиры. Какую веру исповедуют современные башкиры? Что за народ - башкиры

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.

БАШКИРЫ (самоназвание - башкорт), тюркоязычный народ в России, коренное население Башкортостана. Численность 1673,4 тысяч человек (2002, перепись), из них в Башкортостане - 1221,3 тысяч человек, Оренбургской области - 52,7 тысяч человек, Пермской области - 40,7 тысяч человек, Свердловской области - 37,3 тысяч человек, Челябинской области - 166,4 тысяч человек, Курганской области - 15,3 тысяч человек, Тюменской области - 46,6 тысяч человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Украине и др. Говорят на башкирском языке, распространены также русский и татарский языки. Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Предки башкир (башджарт, башгирд, башкерд) впервые упоминаются арабскими авторами среди огузских племён Средней Азии в 9 веке. К 920-м годам они попали через Южную Сибирь в Приуралье (башкирд у Ибн Фадлана), где ассимилировали местное финно-угорское (в том числе угро-мадьярское) и древнеиранское (сармато-аланское) население. На Южном Урале башкиры вступили в контакт с волжско-камскими булгарами и финно-угорскими племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. Среди башкир выделяются 4 антропологических типа: субуральский (уральская раса) - в основном в северных и северо-западных лесных районах; светлый европеоидный (беломоро-балтийская раса) - северо-западная и западная Башкирия; южно-сибирский (южно-сибирская раса) - среди северо-восточных и особенно зауральских башкиров; южный европеоидный (понтийский вариант индосредиземноморской расы) - в бассейне реки Дёма и в юго-западных и юго-восточных горнолесных районах. По данным палеоантропологии, наиболее древний пласт составляют представители индосредиземноморской и уральской рас, отождествляемые соответственно с савроматами и сарматами 7 века до нашей эры - 4 века нашей эры (Альмухаметовские, Старокиишкинские, Новомурапталовские курганы в Башкирии, Филипповские курганы в Оренбургской области) и финно-уграми 2 века до нашей эры - 8 века нашей эры (пьяноборская культура, бахмутинская культура), что подтверждается и топонимическими данными. Представителей южно-сибирской расы можно связать с тюрками 9-12 века (Муракаевские, Старохалиловские, Мрясимовские курганы на северо-востоке Башкирии) и отчасти с кипчаками, появившимися здесь во времена Золотой Орды (Сынташтамакские, Озерновские, Урта-Буртинские, Линёвские и другие курганы).

Согласно фольклорным источникам, башкиры около 1219-1220 годов заключили договор с Чингисханом о вассалитете, сохранив автономию в форме союза племён на родовых землях Южного Урала. Возможно, этим договором объясняется, что башкирские земли не вошли в состав ни одного золотоордынского улуса, вплоть до образования в 14-15 веках Ногайской Орды. К 14 веку распространяется ислам, развиваются письменность, литература, появляется монументальная архитектура (мавзолеи Хусейн-бека и Кэшэнэ около посёлка Чишмы под Уфой, Бенде-Бике в Кургачинском районе). В состав башкир вливаются новые тюркские (кипчаки, булгары, ногайцы) и монгольские племена. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству башкиры приняли русское подданство, оставив за собой право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В 17-18 веках нарушение этих условий неоднократно вызывало восстания башкир. После подавления Пугачёва восстания 1773-75 года сопротивление башкир было сломлено, однако их вотчинные права на землю сохранены. Учреждением в 1789 году в Уфе Духовного управления мусульман России было признано их право жить по своей религии. В 1798 годах в рамках кантонной системы управления (смотри в статье Кантон) башкиры были переведены в военно-казачье сословие, после её отмены в 1865 году - причислены к податному сословию. На положении башкир тяжело сказалась колонизация в 18-19 веках русских приуральских степей, лишавшая башкир их традиционных пастбищ. Резко упала численность башкир в результате Гражданской войны 1917-22 годов и голода 1920-21 года (с 1,3 миллиона человек, по переписи 1897 года, до 625 тысяч человек, по переписи 1926 года). Дореволюционная численность башкир восстановилась лишь к 1979 году. В послевоенный период усиливается миграция башкир из Башкирии (в 1926 году за пределами республики жили 18% башкир, в 1959 - свыше 25%, в 1989 - свыше 40%, в 2002 - свыше 27%), растёт городское население (с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 до 42,3% в 1989 и 47,5% в 2002). В современной Башкирии действуют Башкирский народный центр «Урал», Всебашкирский центр национальной культуры «Ак тирма», Общество башкирских женщин, Союз башкирской молодёжи, проводятся Всемирные курултаи башкир (1995, 1998, 2002).

Традиционная культура башкир типична для Приуралья (смотри раздел Народы и языки в разделе «Россия»). Основное традиционное занятие в степях Южной Башкирии и Зауралья - полукочевое скотоводство (лошади, овцы и др.), дополняемое в горнолесных районах бортничеством и охотой; в лесных районах Северной Башкирии - земледелие, охота и рыболовство. Земледелие к концу 19 века стало преобладающим занятием. Традиционные пахотные орудия - колёсный плуг (сабан), позднее - русская соха (хука). Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление войлока, ковров, резьба и роспись по дереву (ковши ижау с фигурной ручкой, долблёные сосуды тэпэн для кумыса; с 19 века - архитектурная резьба); в узорном вязании, ткачестве и вышивке распространены геометрические, зоо- и антропоморфные мотивы, близкие к чувашскому, удмуртскому и марийскому искусству; в тиснении по коже (колчаны, охотничьи сумки, сосуды для кумыса и др.), узорном войлоке, чеканке по металлу, ювелирном орнаменте - криволинейные мотивы (растительный, «бегущая волна», «рога барана», S-образные фигуры), имеющие тюркские корни.

Основное жилище кочевников - войлочная юрта (тирме) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. При переходе к оседлости на месте зимников (кышлау) возникали постоянные поселения-аулы. Были известны землянки, дерновые, глинобитные, саманные постройки, в лесной зоне - полуземлянки, срубные дома. Характерны летние кухни (аласык). В основе мужской одежды - рубаха и штаны с широким шагом, женской - длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат (елян), суконный чекмень. Женская одежда украшалась позументом, вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (сельтер, хакал, яга). Головной убор женщин (кашмау) - чепец с нашитой коралловой сеткой, серебряными подвесками и монетами, длинной спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури; девичий (такыя) - шлемовидная шапочка, покрытая монетами, сверху повязанная платком. Молодые женщины носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужские головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, ежекей), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, лапша на мясном или молочном бульоне (халма), крупяные супы (ойре), пресные лепёшки (кёльсе, щёсе, икмек); напитки - разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, пиво (буза), мёд (бал).

Сохраняется деление на племена (бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак катай и др. - всего более 50); племенные территории после присоединения к России преобразованы в волости (в основном совпадают с современным районным делением Башкирии). Волости возглавлялись наследственными (после 1736 года — выборными) старшинами (бий); крупные волости делились на родственные объединения (аймак, тюба, ара). Ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство. Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика (тамга, боевой клич-оран). Основные праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй («Грачиный праздник» - день прилёта грачей), Сабантуй («Праздник плуга» - начало пахоты), Йыйын - праздник завершения сева.

Устное творчество включает обрядово приуроченные (заклички, хороводы, трудовые песни свадебного и похоронного обрядов) и неприуроченные жанры. Различаются 3 основных стиля пения: озон-кюй («протяжная песня»), кыскакюй («короткая песня») и хамак (речитативный стиль), в котором исполняются шаманские речитации (харнау), плачи по умершим (хыктау), календарные и семейные обрядовые заклички, приговоры, эпические кубаиры («Урал-батыр», «Акбузат» и др.; исполнялись певцами-импровизаторами - сэсенами в сопровождении струнного щипкового инструмента - думбыра), эпические баиты светского содержания, мусульманские речитации - религиозно-дидактические (мунажат), молитвенные, коранические. Особый вид пения - сольное двухголосие (узляу, или тамак-курай, буквально - горло-курай), близкое горловому пению тувинцев и некоторых других тюркских народов. Вокальная культура преимущественно монодийная, ансамблевое пение даёт простейшие формы гетерофонии. Наиболее популярные инструменты - продольная флейта курай, металлический или деревянный варган кубыз, гармоника. Инструментальная музыка включает звукоподражания, программные наигрыши («Звенящий журавль», «Глубокое озеро с кувшинками» и т.п.), танцевальные мелодии (бюю-кюи), марши.

Народные танцы башкир по тематике подразделяются на обрядовые («Чёртово игрище», «Изгнание албасты», «Отливание души», «Свадебные сласти») и игровые («Охотник», «Пастух», «Валяние сукна»). Им свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости. Мужские танцы воспроизводят движения охотников (стрельба из лука, выслеживание добычи), взмахи крыльев ловчих птиц и др. Движения в женских танцах связаны с различными трудовыми процессами: прядение, сбивание масла, вышивание и тому подобное. Наиболее развитыми формами в башкирский хореографии обладают сольные танцы.

Лит. и изд.: Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897; Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965; Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Уфа, 1996; Имамутдинова З. А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция: «Чтение» Корана, фольклор. М., 2000; Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002; Башкиры / Сост. Ф. Г. Хисамитдинова. М., 2003.

Р. М. Юсупов; Н. И. Жуланова (устное творчество).

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие – мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю.

Историческое прошлое башкир и татар

Тюркские народы (точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена) издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи – от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников – ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья (14-15 вв.) говорить о существовании башкир или татар как этносов нельзя – национальное самосознание в современном смысле сложилось позднее. «Татары» русских летописей – это не совсем те татары, которых мы знаем сегодня. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» – как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.

Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира – «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен.

Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары – древний тюркский народ, государство у которого (Волжская Булгария) возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, – довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет – с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление.

Сравнение

Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир (см. таблицу).

Таблица

Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт (вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова); это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры – в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх