Виталий бианки интересные факты из детства. Бианки Виталий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

2 Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

3 Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

4 Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

5 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

6 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

7 Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

8 Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

11 Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений)

13 Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». 14 В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось - таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

15 Читайте книги детских писателей о природе! Берегите и охраняйте природу!

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894 - 10.06.1959) – русский и советский писатель, произведения которого в подавляющем большинстве предназначаются детям. С помощью интересных рассказов, повестей и сказок описывал живую природу. Автор написал более 120 книг, в которые вошли порядка 300 различных произведений.

«Писатель – дитя народа, он произрастает из глубин народного мироощущения»

Дворянское детство

Виталий Бианки родился в Петербурге 30 января 1984 года. Его отец – Валентин Львович – был известным ученым-орнитологом (знатоком птиц), он даже состоял в Академии наук и работал в Зоологическом музее. Неудивительно, что с ранних лет сын стал интересоваться природой – он слушал рассказы отца дома, приходил к нему на работу, составлял различные записи об окружающем мире. Позже Виталий назовет своего папу – «первым лесным учителем».

Кстати, род Бианки уходит корнями еще в начало XIX века. Причем, одна половина предков писателя были швейцарцами, а другая немцами. И фамилия у них у всех была Вайс, что переводится как «белый». А вот фамилия Бианки появилась при прадеде Виталия. Он был известным оперным певцом. И однажды ему предложили отправиться с гастролями по Италии. Но было одно условие – взять псевдоним, чтобы лучше принимали. А прадед, не долго думая, назвался Бианки, что тоже означает «белый», но только по-итальянски. А после ему понравилось, и он официально сменил фамилию.

Виталий Бианки в детстве не очень помышлял о том, чтобы сочинять и писать рассказы. Его куда больше прельщали спорт и точные науки. Так, он играл на профессиональном уровне в футбол, выступал в нескольких командах Петербурга и даже выигрывал Кубок города. А после школы поступил в Петроградский университет на факультет математики и физики.

Советская зрелость

По специальности Виталию Бианки поработать так и не пришлось. В 1916 году его призвали в армию. А год спустя произошла Революция. И будущий писатель, как и многие молодые люди того времени, был очарован большевистской романтикой. Он быстренько поменял взгляды и вступил в Совет рабочих и солдатских депутатов. А так как человек он был образованный, то его даже включили в специальную комиссию, которая занималась охраной памятников культуры в Царском Селе. А после перевели в Самару, где он стал вести агитационную колонку в местной газете «Народ».

Во время Гражданской войны Виталию Бианки пришлось переезжать из города в город, чтобы не попасться в руки белогвардейцам. Однажды он все-таки столкнулся с армией Колчака и даже был принудительно мобилизован в нее. Но при первом же удобном случае дезертировал, сменив фамилию на Белянин. С той поры и до конца жизни он будет носить двойную фамилию – Бианки-Белянин.

Когда советская власть окончательно установилась в стране, Виталий Валентинович стал работать отделе народного образования города Бийска. Он курировал работу музеев. А параллельно его приглашали читать лекции по орнитологии в местном университете.

Кстати, несмотря на абсолютную преданность советскому режиму, Виталий Бианка очень часто попадал «на карандаш» чекистов. Те никак не могли простить ему его дворянского происхождения. Доходило до того, что он проводил по несколько недель в тюрьме. И только помощь влиятельных друзей, среди которых был Максим Горький, помогала ему избежать длительного заточения, а то и ссылки в лагеря.

Литературная деятельность

На самом деле Виталий Бианки начал писать достаточно рано – сразу после армии. Но это было творчество «для себя», он никому не показывал свои рассказы. Подобных текстов у него за несколько лет накопилось достаточно много. И сам Виталий Валентинович называл их «мертвым грузом».

«Это напоминало Зоологический музей, где собраны многочисленные неживые существа – звери застыли, а птицы не поют и не летают. И очень захотелось, как в детстве, использовать волшебное заклинание, чтобы все это оживить»

Венцом творческой карьеры Виталия Бианки стала книга «Лесная газета», выпущенная в 1928 году. По форме содержания она не имела на тот момент аналогов в мире. А идея заключалась в том, чтобы создать некий календарь, в котором каждый месяц был посвящен жизни обитателей леса. Причем подавалось это в разных жанрах – были и рассказы, и хроники, и телеграммы, и фельетон, и даже простые объявления. Эта книга в разные времена переиздавалась, страницы наполнялись картинками, менялись обложки, но одно оставалось вечно – неповторимый авторский стиль и безумный интерес читателей, особенно самых маленьких.

С помощью произведений Виталия Бианки дети и раньше, и сейчас могут легко познать окружающую природу, узнать больше о живых существах, населяющих землю. А главное, сделать это с помощью доступного им языка и образов. Всего из-под пера Бианки вышло порядка 120 книг, тираж которых исчисляется десятками миллионов. И если хорошо покопаться, почти у каждого дома можно найти хотя бы одну книжку этого автора – возможно, оставшуюся от родителей и бабушек с дедушками, так как в советское время произведения Виталия Бианки входили в обязательную программу школ и детских садов.

Бианки Виталий Валентинович (1894–1959), русский писатель.

Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.

Бианки Виталий Валентинович

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье Об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Затаскали это слово, только и слышишь: лоно природы, природные явления, поехали на природу, ах, природа, ох, природа – уши вянут! И, главное, говорят одно, а видят другое. Говорят «лоно», а видят затоптанный пляж, говорят «красота», а вспоминают подстриженный газончик. И не скажут просто, без затей «дождь» или «снег», а непременно «осадки». Вот что они оставили от природы! (о слове Природа)

Бианки Виталий Валентинович

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926–1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Виталий Валентинович Бианки - фото

Виталий Валентинович Бианки - цитаты

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге в семье ученого-орнитолога, хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук, обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки. Одна из его семейных ветвей имела швейцарские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.

Квартира будущего писателя находилась напротив музея, и маленький Виталий Бианки с двумя братьями часто в нем бывали, а в самой квартире хранителя императорского музея расположился небольшой зоопарк с кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.

Летом семья уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий Бианки, когда ему не было и пяти лет отроду, впервые погрузился в общение с природой в лесных окрестностях Лебяжьего. Он был влюблен в лес и его обитателей. Интересы и образование Виталия Бианки были очень разнообразны. Он окончил гимназию, затем поступил на факультет естественных наук Петербургского университета. Позднее он изучил еще один курс наук - в институте истории искусств. Но главной сферой его интересов был мир животных, мир леса и его обитателей. Поэтому главным своим учителем всю жизнь Виталий Бианки считал своего отца, Валентина Львовича Бианки. Именно он приучил сына записывать все наблюдения за жизнью животных.

В 1916 году Виталий был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. В феврале 1917 года он был избран солдатами в Совет солдатских и рабочих депутатов и в это же время примкнул к партии эсеров. Работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Ранней весной 1918 года его часть была отправлена на Волгу.

Летом 1918 года Бианки работал в Самаре в газете «Народ». Затем Бианки переехал в Уфу, Екатеринбург, снова в Уфу, в Томск, а в начале 1920-х годов жил на Алтае, работал в краеведческом музее и учителем биологии в одной из школ Бийска. Бианки записывал свои впечатления и наблюдения за жизнью обителей тайги, в которой он провел много времени. Он записывал все даже тогда, когда эти записи казались абсолютно бесполезными и лежали мертвым грузом в ящике письменного стола. Однако, спустя несколько лет им было суждено преобразоваться в увлекательные рассказы и сказки о мире природы и его обитателях.

Бианки был мобилизован в колчаковскую армию, но вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.

С установлением Советской власти в Бийске Бианки работал в отделе народного образования по музейной части. Затем в дополнение к этой должности был назначен заведующим музеем, а позднее утвержден еще и преподавателем школы имени III Коминтерна. Активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году Виталий Валентинович был дважды арестован ЧК в Бийске, кроме того, он отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника.

В сентябре 1922 года кто-то из знакомых предупредил Виталия Бианки об угрозе нового ареста, и он, быстро собрав вещи, оформил командировку на родину и отправился с семьей в Петроград. В Петрограде он познакомился с Самуилом Маршаком, который привел Бианки в литературный кружок при одной из городских библиотек. Там собирались и другие писатели – в том числе Чуковский и Житков. Рассказы Виталия Бианки о жизни животных понравились участникам кружка, и совсем скоро в литературном журнале для детей с «Воробей» был опубликован первый рассказ Виталия Бианки «Путешествие красноголового воробья». А в следующем, 1923 году, увидела свет его первая книжка о жизни животных «Чей нос лучше».

Большое влияние на его творчество оказали писатели Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, С.Т.Аксаков, Д.Н.Мамин - Сибиряк, американский писатель Э.Сетон-Томпсон. Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала «Лесная газета». Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. С 1928 года «Лесная газета» много раз переиздавалась, переводилась на разные языки мира.

В конце 1925 года Бианки был арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в городе Уральске. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе Максима Горького, обратившегося к Г.Ягоде, Бианки получил разрешение переехать в Новгород, а позже - в Ленинград. В ноябре 1932 года последовал новый арест, но через три с половиной недели Бианки был освобождён «за отсутствием улик». В марте 1935 года Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти», был снова арестован и подлежал ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Однако, благодаря заступничеству Екатерины Павловны Пешковой решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.

Во время Великой Отечественной войны писатель находился в эвакуации на Урале. После окончания боевых действий вернулся в родной город, однако обычно большую часть времени, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, жил на даче, где часто принимал юных любителей природы. Однажды среди его гостей оказался и Николай Сладков, в том числе под влиянием Виталия Бианки ставший одним из самых лучших отечественных писателей-натуралистов двадцатого столетия.

Несмотря на все тяготы жизни той поры, писатель получил мощнейший творческий заряд от повседневного общения с природой. Непосредственно в эти годы им было написано около полугора десятков рассказов, среди них были «Приказ на снегу» и «Тетерева в лунках» в 1942 году, «Мышарик» в 1943 году и многие другие произведения.

В произведениях Виталия Валентиновича заметна фольклорная традиция, для его творчества очень характерно возвращение к написанным в прошлом и уже изданным произведениям. Старые тексты часто дополнялись новыми строками. К примеру, на протяжениии всей своей жизни Виталий Бианки многократно дополнял переиздания «Лесной газеты», а также сборник «Лесные были и небылицы», которые давно стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей.

В последние годы своей жизни Виталий Бианки много болел – у него полностью парализовало ноги и частично руки. Но, как и раньше, у него проходили заседания редакционной коллегии «Вестей из леса». Он неоднократно и активно участвовал в написании сценариев для художественных фильмов, мультфильмов, диафильмов о природе и животных. В планах Бианки было создание клуба «Алые паруса», посвященного памяти его любимого писателя Александра Грина.

Им было написаны такие известные произведения, как «Первая охота», «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Кто чем поет» и многие другие. Отдельно нельзя не упомянуть такие прекрасные произведения, как «Мышонок Пик» и «Синичкин календарь».

За свою жизнь Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами, но и собирал вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: «сказки-несказки». В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше.

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

Его жизнь трудно назвать легкой и безоблачной - ссылка, больное сердце, несколько инфарктов; однако одни проблемы сменились другими, а он так и остался «чудаком», для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Свое поразительное мироощущение писатель сумел передать в своих книгах, и потому произведения Виталия Бианки стали классикой, и признаны лучшими учебниками природоведения для людей всех возрастов.

Умер Виталий Валентинович Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 года в возрасте 62 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

О Виталии Бианки был снят документальный фильм «Редактор Лесной газеты».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта Википедия
Материалы сайта www.kotmurr.spb.ru
Материалы сайта www.n-sladkov.ru
Материалы сайта www.teremok.in

Елена Волянская
Конспект занятия с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки»

Государственно бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема : Детям о Виталии Бианки

Методический материал к слайдам

для детей подготовительной к школе группе

Задачи : познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста

В. В Бианки

Цель : на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы, учить понимать природу, ее законы и особенности. Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Предварительная работа : чтение произведений В. В Бианки .

Книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка»

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель, ученый орнитолог Виталий Валентинович Бианки .

Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц, работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Мать Клара Александровна. Братья : старший Лев Валентинович, младший Анатолий Валентинович.

Именно отец привил интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт» . Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку» , которая могла бы оживить музейных экспонатов.

Уже став взрослым, В. В. Бианки понял , что такой «волшебной палочкой» , может быть только слово, только рассказ.

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.

И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В. В. Бианки .

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца .

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки , невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника - мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт. Тридцать пять лет писал Бианки о лесе . Это слово часто звучало в названиях его книг : «Лесные домишки» , «Лесные разведчики» . Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному : сказки-несказки.

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать , что мы только удивляемся : оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета» . Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты» . Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку» , прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника : беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. Она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки , на страницах журналов и газет. Это произведения он посвятил своему отцу Валентину Львовичу Бианки .

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами, ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного» . Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса» .

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений : "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".

Умер Виталий Валентинович Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 года в возрасте 62 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано :

Виталию Валентиновичу Бианки , человеку и писателю”.

Конкурс «Птичья галерея» (Ребятам предлагается по фотографиям узнать птиц)

Викторина

«Знатоки произведений Бианки »

1. Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета» )

2. Кому посвятил В. Бианки эту книгу ? (своему отцу Валентину Львовичу)

3. В каком произведении Бианки встречается ласточка береговушка? (Лесные домишки)

4. Как называется книга Бианки в которой есть тонконос, крестонос,серпонос. ?

(Чей нос лучьше)

5. Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок .

"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". (первая охота) .

6. Из какой сказки эта дразнилка?

Ташка, Ташка, простота,

У ней собачка без хвоста,

Ухи-то лопатой,

На глазу заплата! (Латка)

7. Из какой сказки отрывок? "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит : на суку Дятел сидит. Муха к нему : - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только. " Сказки-несказки «Хвосты»

8. Название трех сказок которые отец прочитал дочери из рассказа «Глупыевопросы» (сказки –несказки) 1. Отчего у сороки такой хвост. 2. Кому зуёк кланяется, а плиска хвостом кивает. (плизка- трясогузка) 3. Почему чайки белые.

Повсюду : в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки ,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх