Сообщение на тему музей лувр. Национальный художественный музей лувр в париже

ЛУВР (Louvre) в Париже - памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности.

Первоначально Лувр - это королевский дворец (1546-19 в., арх. П.Леско, Лево, К.Перро и др.; скульптурный декор Ж..Гужона, оформление интерьеров Ш.Лебрена и др.), построенный на месте замка.

Откуда взялось название Лувр - Louvre - не совсем понятно. Самая известная версия сводится к тому, что название родственно слову "Loup" - "Волк". Как будто бы здесь держали и разводили специальных собак для охоты на волков - "луврье". Другие исследователи привлекают для сравнения древнесаксонское слово "Lower" - "Крепость". Кроме того, в текстах XII века упоминается деревня Лувр - Louvres, находившаяся к северу от парижского пригорода Сен-Дени, так что название это не было редким или необычным.

Король Филипп Август, достойный противник знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце, был крупным фортификатором. За время его правления во Франции было построено много крепостей по образцу столичной. Парижский же замок имел квадратную планировку, на каждом углу находилось по башне, а в центре вздымалась мощная цитадель тридцатиметровой высоты. Стены были окружены рвом. Цитадель служила одновременно главным укреплением крепости, арсеналом, сейфом, где хранились главные ценности королевства, архивом, где ревностно сохранялись документы, тюрьмой для важных заключенных. Кстати сказать, и документы, и пленники могли быть приравнены к ценностям - за них было можно получить немалую цену...

А сам Филипп II жил еще в королевском дворце на островке Ситэ. Королевской резиденцией Лувр стал позже. Столица разрасталась. В начале XIII века в ней жило сто двадцать тысяч человек, насчитывалось триста улиц, основные из которых были замощены.

В середине XIV века король Карл V приказал окружить Париж новой крепостной стеной, и Лувр полностью потерял свое значение в системе обороны города. Туда переехал сам венценосец и перевез свою знаменитую библиотеку. Появилась специальная библиотечная башня. В ней хранилась тысяча рукописных книг, собранных королем, которого современники прозвали Мудрым. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. Карл V Мудрый стремился придать жилой и уютный вид мрачному детищу Филиппа Августа. Были пристроены новые крылья дворца, над тяжелыми боевыми башнями вознеслись изящные остроконечные крыши и флагштоки.

Но запустение снова поселилось здесь - после смерти Карла V, и полвека замок стоял заброшенным. Короли и двор предпочитали парижские дворцы Сен-Поль и Турнель или же уютные замки в долине Луары. Тур, нынешний центр департаментов Эндр и Луара, мог в те годы реально вырвать пальму первенства у Парижа и победить в борьбе за право стать столицей Франции

Следующая важная дата в истории Лувра - 1527 год. Король Франциск I, находясь в отчаянном положении, искал способ пополнить пустую казну и нашел его: он решил взять контрибуцию с парижан. Но чтобы подсластить пилюлю, король решил польстить тщеславию горожан. Он объявил, что иной столицы для прекрасной Франции не видит и возвращается жить в Париж.

В Лувре начались работы. Цитадель была снесена, внешняя крепостная стена тоже - на ее месте разбили сад. Однако лишь через двадцать лет Франциск I отдал приказ приступить к строительству нового дворца на месте срытой крепости. Дальнейшую историю Лувра можно - при желании - свести к тому, при каком короле какой архитектор что пристроил, что перестроил и что снес. Всякий монарх делал это непременно, и по крайней мере этим входил в историю Франции. Великая Французская революция, например, и впрямь оказалась революцией для Лувра - она-то и превратила его в музей. Якобинцы решили устроить здесь "Центральный музеум искусств". А в годы революции и наполеоновских войн коллекция Лувра быстро разрослась за счет реквизиций у аристократов и конфискаций в ходе военных кампаний за границей... Вот так ход истории пополнял фонды музея! Коллекции музея "хорошели", чего нельзя было сказать о прилегающем к Лувру квартале, ставшем известным парижским гнездом преступности и нищеты. "Всякий человек, пусть даже приехавший в Париж на несколько дней, заметит покосившиеся фасады десятков домов, обескураженные хозяева которых не производят никакого ремонта. Эти здания остались от старинного квартала, который постепенно разрушается...", - так описал этот квартал Бальзак в романе "Кузина Бетта". Прошла пара лет после выхода книги в свет - и по приказу императора Наполеона III "рухлядь" снесли, квартал полностью уничтожили, а на месте его расположился новый центральный двор Лувра - "двор Наполеона". Именно этот свободный от строений двор и был раскопан археологами в последней четверти ХХ века, и оказалось, что круг замкнулся. Самая "молодая" часть ансамбля Лувра оказалась как раз над самой древней - над фундаментом того самого "заурядного средневекового замка".

Нужно признаться, что неуемные "строители Лувра" не остановились. После раскопок место "двора Наполеона" заняло весьма экстравагантное современное административное здание музея, и едва ли это последняя пристройка к дворцу.

В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи, поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри, так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался. При Генрихе IV (годы правления 1589-1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.

Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро (1613-1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. П.Лево(1612-1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш.Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки - все, вплоть до малейших деталей.

С 1674 Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.

В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.

Каждый человек, даже не связанный с искусством, слышал о музее Лувр в Париже, который сами парижане зачастую называют Дворцом Муз. Находится он в самом центре исторической части города на улице Риволи (La rue de Rivoli). Знаменитая сокровищница Парижа соперничает с самыми известными достопримечательностями по посещаемости. Но богатства хранятся не только внутри Лувра, богата и удивительна сама история музея.

История Лувра

Почему Лувр называется именно так? Однозначного ответа на данный вопрос нет до сих пор. Есть несколько теорий, которые в равной степени имеют право на существование. Место, где сейчас расположен музейный комплекс, раньше был предместьем Парижа. Здесь располагалась сторожевая крепость, поэтому некоторые исследователи считают, что название Лувр произошло от древнесаксонского «lower», что в переводе означает «крепость». Но при ней разводили собак специальной породы для охоты на волков – «луврье», что также перекликается с названием, а «loup» (лу) означает «волк». Третья версия – название произошло от наименования деревни Лувр (Louvres), которая находилась недалеко от Сен-Дени, пригорода Парижа.

В любом случае, Лувр изначально не задумывался как музей. В 12 веке это была одна из крепостей, составляющих оборонную систему Парижа, которые были построены по указанию короля Филиппа-Августа.

В 1307г. король Карл V превратил Лувр в свою резиденцию. В то время замок-крепость представлял собой сооружение квадратной планировки с башней на каждом углу. По центру располагалась мощная цитадель высотой в 30 метров. Она служила и тюрьмой, и сейфом, и архивом и главной сокровищницей. Туда же Карл перевез свою обширную библиотеку, насчитывающую более 1000 рукописных книг, со временем построив для них специальную библиотечную башню. Именно эта коллекция стала основой для Национальной французской библиотеки.

Облик дворца в привычном его понимании, Лувр стал приобретать в начале XVI века, когда в нем решил поселиться король Франциск I. Он нанял архитектора Пьера Леско, приказав ему пристроить несколько корпусов, разбить сад, убрав при этом часть оборонительной стены. Знаменитый архитектор с помощниками активно модернизировал и расширял Лувр даже после кончины короля Франциска I, продолжая работу при других правителях, вплоть до своей смерти.

Вообще, каждый из монархов Франции, вне зависимости, жил он в Лувре или нет, что-то пристраивал и изменял в этом дворце. Постепенно замок наполнялся все большим количеством экспонатов, главным из которых считается знаменитая «Джоконда». Ее подарил Франции сам Леонардо да Винчи, как знак признательности за гостеприимство, которое оказала ему страна. Поэтому Мону Лизу можно считать родоначальницей собрания шедевров знаменитого музея.

Дворец полностью был отдан ученым и художникам в конце 17 века, после того, как король Людовик IV перебрался в Версаль . Первых посетителей Лувр как музей принял в 1747 году.

Самые знаменитые экспонаты музея

Музейный комплекс занимает порядка 210 тысяч кв.м., но под экспозиции отдано только 60600 кв.м. Очень сложно разместить на этой площади все сокровища, которыми обладает Лувр. Поэтому большая часть произведений храниться в запасниках.

Экспонаты тематически разделены на коллекции, в каждой из которых есть свои жемчужины.

Древний Восток

Коллекция представлена статуями, статуэтками и памятниками, самые знаменитые из которых: статуи Шеду в количестве двух штук, представляющие собой фантастических быков с крыльями из дворца Саргона II (VIII века до н.э.); Шумерская стела Эаннатума (XXV век до н.э.); статуэтка из алебастра Иби-ила из Мари (3 тысячи лет до н.э.).

Древний Египет

В отделе находится много статуй, саркофагов, папирусов, украшений, ножей и т.д. Одним их самых известных экспонатов этой галереи является нож Джебель-эль-Арака выполненный из кремния (3400-й год до н.э.).

Древняя Греция, Рим, Этрурия

Символами древнегреческой коллекции являются знаменитые статуи Ники Самофракийской (начала II века до н.э.) и Венеры Милосской (II век до н.э.).

Этрусская часть коллекции представлена раскрашенными терракотовыми статуэтками. Но самым знаменитым экспонатом является саркофаг с высеченными скульптурами супружеской четы из Черветери (VI век до н.э.).

Древний Рим представлен мозаикой, скульптурными портретами, медалями. Изюминкой являются сокровища из Боскореале – посуда и украшения из золота и серебра. Боскореале был соседом Помпеи, и разделил ее печальную участь при извержении Везувия.

Прикладное искусство

Музей обладает богатейшей коллекцией предметов прикладного искусства. Памятники средневековья занимают в ней особое место. Так, например сокровищницы аббатства Сен-Дени представлены итальянской майоликой, церковной утварью, лиможской эмалью, фарфором, бронзой, предметами мебели, и это далеко не все. Особое место в собрании прикладного искусства занимают драгоценности, некогда принадлежавшие французским королям.

Скульптуры

Богатейшая подборка представляет шедевры эпохи Ренессанса и произведения французских и итальянских скульпторов, самыми знаменитыми из которых являются фигуры рабов Микеланджело, рельеф из мрамора Донателло «Мадонна с младенцем» и рельефы Фонтана нимф Жана Гужона.

Живопись

Лувр в своих стенах содержит великолепное собрание картин, которые представлены работами самых известных мастеров разных эпох. Все перечислить невозможно, поэтому помимо «Джоконды» особо можно выделить несколько полотен: «Кающаяся Магдалина» Жоржа де Латура, «Коронация Наполеона» Жака Луи Давида, «Купальщица» Энгра, «Фрески виллы Лемми» Боттичелли, «Успение Марии» Караваджо, «Прекрасная садовница» Рафаэля, портреты работ Гоя и Веласкеса. Отдельно стоят работы Леонардо да Винчи, который является символом самого Лувра. Помимо «Моны Лизы» здесь находятся «Мадонна с младенцем и Святой Анной» и «Мадонна в гроте».

Стоимость билетов и план музея Лувра на русском языке

В Лувре нет главного входа как такового. Попасть в него можно как через стеклянную пирамиду, так и через огромный подземный магазин. На входе обязательно дадут путеводитель (так же Вы можете скачать его здесь Информация и план Лувра на русском языке). Но здание настолько огромное и запутанное, что на изучение схем входов и расположения галерей уйдет некоторое время. За один день осмотреть все экспонаты просто невозможно. Возможность осмотра и время работы конкретных галерей лучше уточнять на официальном сайте музея http://www.louvre.fr

По Лувру можно передвигаться как самостоятельно, так и в составе экскурсионных групп под предводительством гида. Входной билет в Лувр стоит 12 евро, сдвоенный – 15. Дети до 18 лет заходят бесплатно, а в первое воскресенье месяца вход становится бесплатным для всех посетителей. Экскурсии в музее проходят с 18 до 20 часов и стоят 60 евро с человека. Любителям индивидуальных программ экскурсия обойдется в 250 евро с человека. Хотя индивидуальными их вряд ли можно назвать, скорее экскурсии рассчитанные на маленькие группы не более 8-ми человек.

Расположение и как добраться

Лувр находится на улице Риволи, а это самый центр столицы. Так что добраться сюда можно без особых проблем на автобусе, метро, такси или пешком. Автобусные маршруты № 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95 имеют остановки как раз напротив входа в пирамиду. Если ехать на метро, то выходить следует на станциях «Louvre Rivoli» по первой линии или же «Palais Royal Musee du Louvre» 7-й линии. Если добираться до центра города из аэропорта, то на такси поездка обойдется в 45-70 евро, на автобусе 5,7-10 евро, на метро – 9, 10 евро.

Обзорное видео Лувра

Лувр — знакомое и часто возникающее в разговоре слово. Но что кроется под ним? Кажется, какой-то музей... Но что это за музей, какими предметами и произведениями искусства он примечателен, насколько посещаем и почему?

Если интересует толкование слова «лувр», его правильное написание, а также многие другие важные аспекты слова. Хотите узнать, где находится Лувр? Прочтите данную статью, и все станет ясно!

Какое значение имеет слово «лувр»

Исследование любого слова начинается с выявления того, что же оно подразумевает. То есть какой предмет, явление, признак, действие и т. п. следует понимать, когда кто-нибудь в разговоре произносит именно его.

Однако перед тем как выяснить, где, в какой стране находится Лувр, разберемся, как выглядит грамотное написание данного слова: со строчной (маленькой) буквы или заглавной (большой).

Как правильно писать слово «лувр»

В русском языке все имена существительные подразделяются на собственные и нарицательные. Под первыми понимают имена, клички, название городов, стран и т. д. Под вторыми — общие категории целой группы объектов, имеющих схожие признаки особенности.

Слова первой категории пишутся с большой буквы, второй — с маленькой. Исходя из того, что Лувром именуется удивительнейший музей, то есть слово «Лувр» — название, а значит, имя собственное, его пишут с заглавной буквы «л».

Что представляет собой музей Лувр

Ответ на вопрос «где находится Лувр» волнует тех, кто интересуется предметами искусства, что в данном музее находятся. Но не бывавшим в этом месте невозможно понять такое рвение своих соотечественников. И они никак не могут разобраться, что же такого примечательного в этом музее, что столько людей из совершенно разных стран, говорящих на различных языках, стремятся попасть именно в него.

Поэтому следующим важным моментом, который мы осветим в данной статье, будет ответ на вопрос «что представляет собой Лувр».

Итак, здание, где находится Лувр в настоящее время, изначально проектировалось, как дворец. В нем в древности жили короли! А потому посетителям музея удастся как бы соприкоснуться с прошлым, почувствовать себя причастными к той волшебной, наполненной интригами жизнью богатых и великих людей.

Лувр как один из старейших памятников архитектуры

Лувр — один из самых популярных музеев современности. Если сосчитать всех посетителей, что за год посещают его, цифра получится очень даже внушительной — около миллиона человек. А это немало! Какой еще музей может похвастаться такой популярностью?

Площадь музея, где находится Лувр (в каком городе, узнаем позднее) просто огромная. Более ста пятидесяти квадратных метров, из которых почти шестьдесят используются для размещения всевозможных предметов и произведений искусства.

Если читатели данной статью захотят собственными глазами увидеть удивительный музей, а также все великолепие, что его окружает, им потребуется отправиться в дивный город Париж, что является главным городом — столицей Франции. Ведь именно там, по правую сторону реки Сены расположился знаменитый Лувр.

Здание, где находится Лувр (в каком городе и стране находится указано выше), является отражением моды, стиля разных эпох и королей, что проживали в стенах резиденции и обустраивали ее как внутри, так и снаружи. А потому Лувр — исторический памятник, впитавший и соединивший в себе историю самой Франции.

Но Лувр — не только памятник, в первую очередь это уникальный музей. Особенно примечательный тем, что коллекции представленные в нем, как будто универсальные. То есть они охватывают практически весь мир, а также особенности развития культуры, нравов, предпочтений, стилей и т. д. каждого уголка планеты.

Город, где находится Лувр

Какой город непременно нужно увидеть до того, как наша жизнь закончится? Одно из крылатых выражений звучит так: «Увидеть Париж и умереть!» И это действительно так, ведь столица Франции — город, заслуживающий внимания. Почему?

Во-первых, Париж крайне богат различными памятниками, музеями, архитектурными строениями и многими другими исторически важными предметами и объектами. Как, например, Эйфелева башня, к которой ежегодно приезжают миллионы влюбленных, чтобы признаться друг другу в вечной любви или сделать романтичное предложение.

Кроме того, вспомните, что мы писали немного выше, где, в каком городе находится Лувр? Фото, расположенное ниже, предлагаем в качестве подсказки.

И правильный ответ... Разумеется, Париж.

Во-вторых, это поистине самая стильная, элегантная и модная столица Европы. Туристы и путешественнику стекаются в нее, чтобы полюбоваться красотами бульваров, улиц, переулков, словно дышащих историей и каким-то чарующим очарованием тишины и спокойствия.

Ну и, в-третьих, помните удивительное сооружение, построенное по приказу Наполеона Бонапарта с целью увековечивания его побед. Это знаменитая Триумфальная арка? Где находится?

Лувр и девятнадцати метровый монумент расположены рядом. Поэтому посетители музея непременно увидят и этот шедевр архитектурного искусства. Который спроектировали архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье.

Изначально в качестве венца на арке была помещена квадрига святого Марка, что в качестве трофея привез во Францию Наполеон из Венеции. Однако после падения Наполеона ее пришлось вернуть на родину, а французскую арку украсить композицией, символизирующей триумф династии Бурбонов.

Какие предметы искусства можно увидеть в Лувре

Как уже упоминалось ранее, в музее находится богатейшие коллекции предметов живописи и скульптуры разных направлений, стран, культур, художников. Именно в этом музее можно увидеть работы таких удивительных художников, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Кстати говоря, как вы думаете, где находится Мона Лиза?

В Лувре! Да, шедевральная картина, история которой окутана тайнами и загадками, уже много лет висит в одном из залов огромного музея. Тщательно охраняемая от воров, но доступная для взгляда любого желающего.

Что изображено на картине

Наверняка мало кто не слышал про необычную картину, что вышла из-под кисти величайшего художника всех времен Леонардо да Винчи. Он написал ее в самом начале далеко шестнадцатого века, но за прошедшие годы, картина не потеряла свою актуальность и не утратила ценность, оставаясь любимой и обсуждаемой все новым и новым поколением как ценителей живописи и искусства, так и любителей, и даже простых обывателей, немного понимающих в этой творческой сфере.

Название картина имеет двойственное: портрет Моны Лизы, или Джоконды. На ней изображена девушка с длинными черными волосами, пленительным взглядом и чарующей улыбкой. Практически с самого первого момента, когда знаменитая картина предстала миру, она не дает покоя людям.

Лувр, где находится необычная картина, во многом именно благодаря ей является самым популярным и посещаемым музеем современности.

Какова загадка Моны Лизы и чем же картина так притягивает людей

Мона Лиза примечательна многими аспектами. Одним из них считается история о том, что Леонардо да Винчи писал картину целых четыре года, ему никак не удавалось ее закончить. Его словно тянуло к дивному лицу девушки на полотне, он писал, писал, но никак не мог достигнуть желаемого результата, вновь и вновь возвращаясь к картине. Его состояние было сродни болезни, но художник не мог ничего с собой поделать.

Кроме того, ценители искусства по сей день пытаются отыскать ответ на вопрос «кто же изображен на знаменитой картине?» Самые смелые и даже экзотические предположение таковы:

  1. На полотне изображен сам Леонардо да Винчи, то есть Джоконда — его автопортрет.
  2. Или его ученик, что, скорее всего, был любовником художника и, переодеваясь в женскую одежду, позировал для него.

Репродукции, пусть и очень хорошие, не позволяют полностью рассмотреть и проанализировать картину, а потому любознательным людям разумнее отправиться в город, где находится Лувр. В каком направлении следует ехать уже говорилось, поэтому обратим внимание на следующие две тайны, что хранит знаменитая Мона Лиза.

Ученые, зная о склонности и своеобразной тяги и любви великого художника ко всяким загадкам, шуткам, головоломкам, предполагают, что на картине спрятан некий шифр или секрет. Однако, сколько они ни бьются над его разгадкой, результат остается прежним — загадочная девушка «молчит».

Люди, не посвященные в таинства искусства и живописи, очень интересуются необычностью взгляда Моны Лизы. Ведь эта картина занимательна тем, что, с какой стороны от нее ни находиться, под каким углом ни смотреть в глаза черноволосой красавицы, она никогда «не отводит» взгляд, словно преследуя своего посетителя.

С чего начинался Лувр

Легендарный музей, который сейчас считается памятником архитектуры, чья история тесно сплелась с историей страны, где и находится Лувр, был возведен в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Одно из его первых зданий построено еще во времена правления Филиппа-Августа. Который перед отбытием в Крестовый поход принял решение об укреплении своей столицы для защиты от возможных набегов, нападений и разорения.

В результате вокруг Парижа, где и находится музей Лувр, была воздвигнута крепостная стена и крепость Лувр, защищавшая город с западной стороны.

Далее, при Карле VI, что первым из королей решил сделать из крепости свою резиденцию, крепостные стены были перестроены, видоизменены таким образом, что крепость Лувр, которую позже по приказу короля перестроили во дворец, оказалась внутри стен.

Расцвет королевской резиденции приходится на времена правления Франциска I, что решил сделать свой дворец в стиле ренессанс. Поручив работу архитектору Пьеру Леско.

В дальнейшем Лувр перестраивался и расширялся, последующие правители вносили во внешность крепости новую нотку, отражая в ней модные на тот момент веяния архитектуры и искусства своего времени.

Как произошло название крепости, ставшей сначала резиденцией королей, а потом музеем

Итак, благодаря исследованию нам известен город, где находится Лувр. И это удивительный и романтичный Париж, который находится во Франции. Однако людям, не знающим язык этой страны, трудно понять, почему крепость, которая разрослась до целой резиденции французских королей, и впоследствии стала величайшим музеем и памятником архитектуры, получила такое странное название.

С момента строительства первого здания резиденции пошло несколько веков, а потому большое количество информации не дошло до наших дней. Тем не менее история Франции сохранила две версии того, по какой же все-таки причине крепость получила привычное нам ныне название.

Итак, по первому источнику слово «лувр» в старом французском языке обозначает сторожевую башню. Таким образом, название полностью отражает назначение и цель строительства крепости.

Вторая же версия объясняет название резиденции французских королей тем, что крепость была построена на месте, где находился и впоследствии разрушился королевский охотничий замок, который располагался посреди леса, называемого «волчьим».

Как резиденция королей стала музеем

Итак, мы выяснили, где, в какой стране находится Лувр, а также почему эта крепость получила такое название. Но мы не затронули еще один важный момент в истории и развитии музея. А именно его возникновение.

Для этого вернемся в 1793 года, ведь именно тогда революционным правительством было принято решение, создать в резиденции музей. Хотя о воплощении этой идеи задумывался еще Людовик XVI. Который даже создал специальную комиссию, что произвела опись всех предметов, входивших в состав королевской коллекции искусства. Ее начал собирать еще Франциск I, а значительно дополнил Генрих IV.

Помимо королевских предметов искусства, собрание музея пополнили и отобранные у церкви и представителей аристократии произведения, представляющие художественную ценность. А затем трофеи, что в качестве трофеев конфисковал Наполеон Бонапарт.

Однако некоторые украденные предметы и произведения искусства пришлось вернуть. Но музей Лувр (где находится? в Париже!) не закрылся, продолжая собирать и пополнять свою коллекцию, постепенно становясь самым богатым музеем современности.

Как ориентироваться на территории музея

Для того чтобы не запутаться и не заблудится на огромной территории Лувра, важно прочитать следующий план внутреннего строения французского музея.

Итак, театр, как известно, начинается с вешалки, а Лувр начинается со стеклянной пирамиды. Ведь именно через нее осуществляется главный вход на территорию музея. Зайдя в него, турист попадает в просторный зал, где располагаются гардероб и кассы, а также несколько сувенирных и продуктовых магазинов.

Во время особого наплыва туристов в этом помещении выстраиваются гигантские очереди из желающих попасть в музей и своими глазами увидеть все его великолепие. Поэтому билеты разумнее купить заранее. Для таких посетителей в музее предусмотрен дополнительный вход. И это отлично, ведь порой, чтобы дождаться своей очереди, приходится потратить лишние несколько часов.

Сам Лувр делится на три крыла: Денон, Сюлли и Ришелье. В каждое из них можно пройти через главный вход, расположенный под уже знакомой пирамидой. Туристам, приехавшим в Лувр ради знаменитой и загадочной Моны Лизы, следует направиться в часть, называемую крылом Денон. Ведь картина находится именно там.

Вообще лучше всего при посещении Лувра иметь карту, которая поможет сориентироваться на местности.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.


Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.


В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.


Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.


В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.


Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.


Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.


В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.


В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.


Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.


На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх