"Госпожа Бовари": анализ произведения. «Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера

«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась о красивой . Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое . Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее , что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда). Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример - и это казалось оскорбительным критикам того времени.

Сочинение на тему | Октябрь 2015


Похожие сочинения:

Психологический роман «Госпожа Бовари» принес автору славу, которая осталась за ним и по сей день. Новаторство Флобера проявилось в полной мере и поразило читателей. Оно заключалось в том, что писатель видел материал для искусства «во всем и везде», не избегая каких-то низких и якобы недостойных поэзии тем. Он призывал коллег по цеху «все более и более приближаться к науке». Научный подход включает в себя беспристрастность и объективность изображения и глубину исследования. А потому литератор, по словам Флобера, «должен быть созвучен всему и всем, если он хочет понимать и описывать». Искусство, как и наука, должно отличаться не только полнотой и масштабностью мысли, но и непреступным совершенством формы. Эти принципы получили название «объективный метод» или «объективное письмо» Флобера.

Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

Флобер хотел добиться наглядности в искусстве, которая и отражала его инновационный литературный метод. Объективный метод – это новый принцип отражения мира, который подразумевает бесстрастное детальное изложение событий, полное отсутствие автора в тексте (т.е. его мнения, оценки), взаимодействие его с читателем на уровне средств художественной выразительности, интонации, описаний, но не прямого высказывания. Если Лев Николаевич Толстой, например, пояснял свою точку зрения в многочисленных лирических отступлениях, то у Густава Флобера они полностью отсутствуют. Объективная картина в произведении Флобера – это больше, чем мимесис, это осмысленное и творчески переработанное автором воспроизведение, стимулирующее мыслительные процессы и созидательные возможности самого читателя. При этом писатель брезгует драматическими эффектами и случайностями. Настоящий мастер, по мнению Флобера, создает книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, – книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим.

Пример : главная идея романа «Госпожа Бовари» , в которой описана обыденная жизнь, как история или эпопея, раскрыт при помощи виртуозной композиции и всепобеждающей иронии. Иллюстрацией может послужить анализ сцены на ярмарке, когда Родольф признается Эмме в любви: пылкие речи прерываются балаганными выкриками о цене сельскохозяйственной продукции, достижениях крестьян и торгах. В этой сцене автор подчеркивают, что между Эммой и Родольфом происходит та же банальная пошлая сделка, только приукрашена она подобающе. Флобер не навязывает мораль: «О, как вульгарно он ее соблазняет! Как это похоже на базарный торг! Будто курицу покупают!». Занудства такого рода и в помине нет, но читатель понимает, почему о любви говорят на ярмарке.

Для извлечения поэзии из примитивных характеров Флобер трепетно относился к правдивости в изображении взаимосвязей личности и обстоятельств. Верность психологии, по словам Флобера,- одна из основных функций искусства. Перфекционизм формы у Флобера – это не формализм, а стремление создать «произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной».

История создания романа «Госпожа Бовари». Эмма Бовари – реальная женщина или выдуманный образ?

В основу произведения «Госпожа Бовари» положена невыдуманная история семьи Деламар , которую Флоберу поведал друг– поэт и драматург Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый на вдове (которая вскоре после брака скончалась), а затем и на молодой девушке – это прототип Шарля Бовари. Его молодая жена – Дельфина Кутюрье – измучившаяся от праздности и захолустной скуки, промотавшая все деньги на вычурные наряды и капризы любовников и покончившая жизнь самоубийством – это прототип Эммы Руо/Бовари. Но надо помнить, что Флобер всегда подчёркивал: его роман – не документальный пересказ реальной жизни. Устав от расспросов, он отвечал, что у госпожи Бовари нет прототипа, а если и есть, то им является сам писатель.

Образ провинции: нравы мещанской провинции, как типичные обстоятельства формирования личности

Флобер высмеивает провинциальные нравы и выявляет закономерности формирования личности в провинциальном мещанском социуме. «Мадам Бовари» — это попытка художественного исследования социальной реальности, типичных ее проявлений и тенденций. Автор детально описывает, как сформировались Эмма и Шарль под влиянием мещанских предрассудков. Они с детства приучены быть «золотой серединой». Главное в этой умеренной жизни – обеспечить себя и выглядеть пристойно в глазах общества. Яркий пример мещанской расчётливости : мать Шарля, почтенная и умудренная опытом женщина, выбрала ему невесту по размеру годового дохода. Семейное счастье пропорционально заработку. Мерилом общественного признания в этой среде является платежеспособность. Воплощение идеального провинциального мещанина – образ аптекаря Гомэ. Его пошлые сентенции блестят бытовой, практической мудростью, которая оправдывает всякого, кто обеспечен и хитер настолько, что скрывает свои пороки под жирным слоем благочестия. Мелочные расчеты, чревоугодие, нарочитая хозяйственность, мелкое тщеславие, тайные любовные приключения на стороне, зацикленность на физической стороне любви – вот ценности и радости этого общества.

Эмма Бовари отличается от мещанского эталона тем, что замечает его пороки и бунтует против заурядного устройства провинциального быта, но она сама является частью этого мира, не может бунтовать против себя. Характер человека очень зависим от среды его обитания, поэтому Эмма впитала провинциальность с молоком матери, ей не измениться без радикальной перемены окружения.

Основные признаки мещанской провинции Флобера:

  • пошлость
  • отсутствие рефлексии
  • низменные страсти и амбиции
  • грубый, убогий материализм

Причина трагедии Эммы Бовари: оценка Флобера

Эмма получила образование в монастыре, поэтому была оторвана от убогой реальности. Ее воспитание складывалось из величественных, но непонятных ей католических обрядов и догм наряду с романтическими романами о любви, из которых она подчерпнула возвышенные, нереальные представления об этом чувстве. Она хотела книжной любви, но не знала жизни и подлинного чувства. Вернувшись на ферму к грубому неотесанному отцу, она столкнулась с бытом и рутиной, однако продолжала пребывать в иллюзиях, чему способствовало религиозное воспитание. Ее идеализм приобрел довольно пошлый вид, ведь она – не святая, она – такая же обывательница в глубине души, как и все те, кто так ей противен. Трагедия госпожи Бовари в том, что она не смогла примириться с собой, она и есть мещанство. Внутреннюю коллизию породили неуместное воспитание в заточении, богатое воображение и пагубное влияние низкосортной литературы на это воображение, и так склонное к нелепым фантазиям и нагромождению шатких амбиций.

Как Флобер относится к Эмме Бовари? Он объективен к ней: описывает и некрасивые руки, и обыкновенные глаза, и хлопающие деревянные башмачки. Однако героиня не лишена прелести здоровой молодой крестьянки, которую красит любовь. Писатель оправдывает бунт мадам Бовари, уничижительно описывая мещанскую среду. Он обличил иллюзии наивной ограниченной женщины, да, но еще больше авторского сарказма досталось ее окружению, той жизни, которую ей уготовила судьба. Все приняли эту рутинную скуку, а она осмелилась восстать. Эмме, надо сказать, неоткуда знать, что делать, как бороться против системы, она – не дикарь Олдоса Хаксли. Но не бесчеловечное общество будущего убивает ее, а обыкновенное мещанство, которое либо перемалывает человека, либо хладнокровно выбрасывает за борт. Однако творческое открытие Флобера состоит в том, что он предоставляет читателю самому разбираться с поставленной проблемой и судить Эмму. Логические акценты, искажения действий и вторжение автора недопустимы.

Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»

Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей . Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами. Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья. Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА». Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой. У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творческая предыстория такова: от знакомого Флобер узнал об одном происшествии в семье руанского врача. Это происшествие привлекло его внимание, но понадобилось пять долгих лет, с 1851-го по 1856-й, чтобы из этого зерна вырос один из самых знаменитых французских романов. Однако Флобер всегда подчёркивал, что у его героев нет прототипов и весь роман - плод его вымысла.

Роман был написан, по словам писателя, «серым по серому». Когда один из читателей упрекнул Флобера в пессимистичности и безысходности романа, от которого он ждал большей поэтичности, писатель горько отвечал: «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в неё с эстетической точки зрения».

Любопытно, что роман о женщине построен как биография её мужа, Шарля Бовари. Эмма гибнет, но скучная и неинтересная история Шарля продолжается.

Роман был опубликован в «Ревю де Пари» в 1856 году. Вскоре после публикации писатель и редактор журнала были обвинены властями в «оскорблении морали, религии и добрых нравов» и вынуждены были предстать перед судом. Блестящая защита подсудимых, которые добились оправдания, и широкое освещение романа в прессе сделали провинциального писателя Флобера национальной знаменитостью. Вскоре роман вышел отдельной книгой, и оказалось, что он значительно опередил время: ни критика, ни читающая публика не были готовы по достоинству оценить это произведение, понять его значение и подлинное место в литературе.

«Провинциальные нравы»

Так сформулирован подзаголовок романа, названного по имени главной героини. И это не случайно: почти столь же большое внимание, как и образу заглавной героини, писатель уделяет исследованию нравов, принципов, привычек, поведения окружающих её людей.

Муж Эммы, Шарль Бовари, всем доволен. Он принимает обстоятельства такими, какие они есть. На требования жены Шарль частенько отвечает: «В деревне сойдёт!» Его жизнь серая и безвкусная.

Одно из открытий Флобера в этом романе - типичный буржуа аптекарь Омэ. «Буржуа... значит „мещанин", то есть человек, сосредоточенный на материальной стороне жизни и верящий только в общепринятые ценности» (В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе). Омэ даже печатается в либеральных газетках, но в душе лелеет лишь одну мечту: получить от правительства орден Почётного легиона. Возможно, этот персонаж стал воплощением незримого героя из «Лексикона прописных истин», который всегда имеет про запас правильную «либеральную» фразу.

Флобер позже писал: «Все аптекари Нижней Сены, узнав себя в Омэ, хотели прийти ко мне и надавать мне пощёчин» — слишком многие узнали себя в этом типическом образе.

Можно предположить, что аптекарь может и не быть человеком одухотворённым, однако церковь гоже не является в этом мирке обителью духовности и нравственного начала. Дело в том, что местный кюре увлекается ветеринарией, и лечить коров ему интереснее, нежели утешать людей. Душевное томление Эммы, её внутренний разлад он диагностирует очень просто: «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше». Вот единственное «утешение», которое ей может предложить священник отец Бурнизьен.

Сам Флобер называл своё произведение «анатомическим». Для создания лишь одного эпизода Флобер прочитал специальные медицинские исследования об оперировании искривлённой стопы. Он считал, что исследует общество с объективностью и тщательностью естествоиспытателя. Нет его вины в том, что общество выглядит столь несимпатично. Такова объективная картина жизни. «Искусство — вторая природа, — писал он, - поэтому... в каждом образе надо чувствовать бесконечное и скрытое бесстрастие, и действие на зрителя должно быть ошеломляющим». Во многих работах о творчестве Флобера приводится известная карикатура той поры, в которой писатель разглядывает сердце госпожи Бовари, наколотое на кончик ножа.

Трагедия Эммы Бовари

«Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер во время работы над романом. И в то же время он говорил: «Мадам Бовари - это я». Как же получилось, что писатель разоблачает свою героиню, но в то же время идентифицирует себя с ней? Показывая провинциальные нравы и разоблачая их пошлость, Флобер создаёт героиню, которая не в ладах ни со временем — она живёт лишь в мечтах о будущем, ни с пространством — она живет в глухой провинции, но тешит себя мечтами о жизни в замке, в Париже...

Эмма не может найти себе успокоения в провинции, хотя она выросла как скромная воспитанница монастыря. В чём же дело? Как ни странно, дело в тех книгах, которые она читала в юные годы. Эти романтические книги создали в её воображении блистательный мир, в котором Эмме никогда не будет места. Писатель разоблачает не только беспочвенные иллюзии героини, но и самую суть сентименталистской и романтической литературы, которая для реалиста Флобера — ложь и отсталость. Эту ложь он должен разоблачить, эту отсталость он должен преодолеть. Хотя Флобер настаивал на полной объективности и беспристрастности, но в описании романтических иллюзий своей героини он не скрывает своей иронии.

Когда у Эммы появятся возлюбленные, — а разочарование в муже пришло очень скоро, — то и они не будут соответствовать романтическим штампам. Леон и Родольф окажутся заурядными мужчинами, неспособными взять на себя ответственность за их отношения с Эммой и за их совместное будущее.

Эти любовные истории выписаны Флобером чрезвычайно искусно. Они, с одной стороны, очень искренние и живые, а с другой — пародируют романтические любовные истории.

Вот одна из самых традиционных, даже обязательных сцен для любовного романа: объяснение влюблённых. Обычно авторы любовных романов отправляли своих героев в уютный грот, на пустынную аллею в тёмном парке, в укромный уголок замка... Флобер вписывает эту сцену в крикливую и шумную сельскохозяйственную выставку. Над эпизодом с выставкой он работал очень долго, тщательно его отделывая. Мычание коров, визг свиней, шум весёлой толпы - вот в какой обстановке Эмма выслушивает признание в любви. Далека, невероятно далека её жизнь от прежних мечтаний... Пустые слова пошлого любовника показывают истинную цену влюбленности Эммы Бовари, но писатель не заканчивает этим эпизод. Напротив, он идёт дальше и противопоставляет Эмме простую батрачку Катрин Леру, которая проработала на чужой ферме пятьдесят лет.

На выставке она получает за полувековую службу на ферме медаль и двадцать пять франков. И тут автор не сдерживается и проявляет эмоции, чего он всегда старался избегать: «Флаги, бараны, господа в чёрных фраках, ордена советника — всё это навеяло на неё страх... Прямо перед благоденствующими буржуа стояло олицетворение полувекового рабского труда».

Эмма ждет, что Родольф её украдёт и избавит от семейных обязанностей. Даже дочку она недолюбливает: ведь романтической героине не пристало иметь детей, тем более — от провинциального ограниченного мужа. Однако Родольф вовсе не стремится увезти с собой возлюбленную, это не входит в его планы. Дорога из города лежит мимо дома Бовари, и вот Родольф заворачивается в плащ и прячется в глубине кареты, чтобы ждущая возлюбленная не заметила его бегства.

Прежде чем скрыться, Родольф пишет Эмме письмо. В этом нет никакой житейской необходимости, но ведь романтические традиции так важны для провинциальных страстей. Письмо по сути составлено из выспренних фраз, набора выражений, прикрывающих лживость содержания. В этих пустых фразах нет ничего личного, душевного — нет чувства... Наконец письмо закончено. Родольф чувствует, что не может оросить прощальное письмо слезами, как положено герою романа. Ведь прощальные письма непременно должны быть со следами слез! Как же быть? Далёкий от романтики и неспособный на подлинные чувства, Родольф быстро находит решение: он опускает палец в воду и окропляет бумагу...

Конечно, для жены провинциального лекаря возвышенная любовь оказывается столь же недоступной, как и «красивая жизнь». Однако анализировать психологию героини, её воображение, связывать их с её жизнью — сначала на ферме у отца, потом в доме скучного и глупого мужа — писателю уже мало. Флобер широко пользуется социальным анализом. Конечно, сам метод открыт не им. (Вспомните, как часто прибегает к финансовым расчётам Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное», как много в его жизни определяет финансовое положение, материальное благосостояние. Великим мастером социального анализа был Оноре де Бальзак, автор бессмертного цикла романов «Человеческая комедия».)

Флобер связывает трагедию своей героини с общей ситуацией во Второй империи, когда французское общество, с одной стороны, было охвачено разочарованием, а с другой — наблюдался интенсивный рост национальной буржуазии. Деньги открыто и цинично использовались в качестве универсального критерия. Поэтому и гибнет Эмма, запутавшись в финансовых проблемах. Ростовщик Леже опустошает её душу и её жизнь куда быстрее и страшнее, чем несбывшиеся мечты и неудачливые любовники.

Хочешь помечтать? Во Второй империи и это не будет бесплатным. Эмма старается не по средствам хорошо одеваться, жить в роскоши. Когда Эмма получает прощальное письмо от Родольфа, она лишь задумывает самоубийство. Настоящим смертным приговором для неё становится счёт, выставленный в письме ростовщиком. Мечты переплетаются с жалким враньём, с утаиванием небольших гонораров, зарабатываемых её мужем. Враньём оказывается вся жизнь Эммы и жизнь вокруг неё. Она не замечает, насколько органично ложь входит в её жизнь: «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».

Эмма совершает самоубийство. Она всю жизнь посвятила поиску выхода из ничтожной провинциальной жизни навстречу романтическим мечтам и ожиданиям, но вся её жизнь оказалась обманом. Она разорила себя, семью, опустошила свою душу бесплодным ожиданием блистательной жизни. Как и подобает героине романа, Эмма решает красиво уйти из жизни. Но жестокая реальность жизни не оставляет шансов даже на это: её смерть ужасна и отвратительна. В «анатомическом» романе писатель подробно останавливается на неприятных подробностях её медленного и мучительного умирания. Смерть героини для Флобера — это гадкое умирание романтической лжи, с которой писатель боролся всю свою творческую жизнь. Это не результат столкновения яркой мечты с жестокой реальностью, это смерть самой мечты.

Флобер писал медленно, кропотливо выписывая детали, вдумываясь в слова и стараясь почувствовать то, что чувствуют его герои. Описание мучительной смерти Эммы нелегко далось писателю: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим...»

Последняя ироническая нота романа — сообщение о процветающем аптекаре Омэ, который наконец-то получил орден Почетного легиона. Пошлость торжествует во Франции, утверждает Флобер. После этого невозможно верить не только в мечты, но и в позитивную реальность. Пессимист Флобер горестно восклицает: «Основа моей веры — неверие».

. ПЛАН

1. История написания романа, его проблематика

2. Критика буржуазно-обывательской среды в романе

3. Омега - типичный представитель провинциальной верхушки

4. Трагедия. Эммы. Бовари

5. Образ. Шарля. Бовари в идейном замысле и композиции романа

. Задания для подготовительного периода

1. Дайте толкование подзаголовке"Быт провинций"

2. Докажите (на конкретном анализе текста), маленький провинциальный город сохраняет социальную структуру и классовую иерархию всей буржуазной. Франции

3. Ответьте толкование понятию"боваризм"

4. Рассмотрите противопоставление: аптекарь. Оме - семья. Бовари

. Литература

1. Андре. Моруа . Литературные портреты -. М, 1970

2. Султанов . Ю. И . Гюстав. Флобер:"нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот"/ /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 11 -. С 35-40

3. Еременко . О. В плену романтических представлений, или. Осторожно: боваризм / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 1999 - № 7 -. С 42-45

4. Мацевко. Л . В. Вопреки литературоведческой традиции (переосмысление роли и места женщины в обществе в произведениях. Флобера и. Винниченко) / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 2 -. С 4 45-4. 45-47.

5. Андроник. А . От. Эммы к. Фелисии. Герои. ГФлобера сквозь призму жанровой живописи / /. Зарубежная литература - 2001 - № 35 -. С 3-4

. Инструктивно-методические материалы

Творчество. Флобера стала новым этапом французского реализма, эстетика которого потребовала точного и полного отражения действительности, правды во всем, вплоть до мельчайших деталей время писатель утверждал, что целью искусствоведу ства была не правда, а красота. По. Флобером, правда в искусстве - не соответствие действительности, а умение проникнуть за внешнее и отразить сущность жизненнотя.

Две темы привлекали писателя: исследование современной жизни (роман «Госпожа. Бовари","Воспитание чувств", повесть"Простая душа") и тщательная реконструкция далекого прошлого ("Саламбо")

Работая над романом «Госпожа. Бовари»,. Флобер разработал объективный стиль, который был принят с различными видоизменениями французскими писателями второй половины XIX в. Это подход к изображению персонажей, ко оли автор не высказал непосредственно своего отношения к ним, а стремился раскрытие собственной логики характеров. Автор не давал оценки переживаний героев, мотивов их поступков. Но, изображая действительность, пис ьменник давал возможность читателю почувствовать состояние души героя, его переживанияо переживання.

Критики единодушно признали роман. Флобера"Госпожа. Бовари"шедевром, одним из высших достижений реализма в литературе. Персонажи и среду в произведении еще прозаичнее, чем у. Стендаля и. Бальзака. Произведение вполне оправдал свое второе название -"Провинциальные нравыовінційні звичаї".

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшейся в семье врача. Деламара из окрестностей. Руана, который после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и очаровательной дочери су усида-крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже закончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа. Бовариані. Боварі".

Давался роман автору трудно, писал его в течение 5-ти лет, и в 1857 г произведение увидел свет. Работая над книгой, писатель отказался от всех прелестей жизни, закрылся в своем имении, день и ночь сидел в, ломая пера, разрывая бумагу, но опять писал, переписывал страницы будущего романа. Развитие чувств. Эммы и других персонажей, влияние на них окружения и среды прозаик изучал добросовестно тщательной в разрабатывал романист место действия мы как собственными глазами видели сельские пейзажи и. Руанский улице, интерьеры аптеки, домов. Известно, что. Флобер специально читал медицинские труды, в которых описано отравлении я, перед тем как создать соответствующую сцену в произведении. Когда была уже написана большая часть романа, автор устроил его чтения друзьям - литераторам, а те в один голос советовали прекратить работу над книгой"Сюжет тебя погубит", - в один голос заявляли они, и для этого были серьезные основания. Флобер же считал, что нет сюжетов хороших и плохих, интересных и неинтересных, все зависело от их разработки, от гл ибины проникновения в изображаемое, от совершенства его художественное воплощениеудожнього втілення.

Г. Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям. В 1856 г роман был напечатан в журнале"Парижский обозрение", а а через год вышел отдельной книгой. Автора обвинили в разврате и привлечены к судебной ответственности. С 29 января до 7 февраля 1857 г длился этот процесс. Стараниями адвоката. Скряга, которому был при свяченый роман, обвинения были отклонены. Позже писатель вспоминал:"Процесс этот создал мне огромную рекламумені величезну рекламу".

По своим жанровым признакам «Госпожа. Бовари» приближен к социально-психологического романа. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем появился полный н набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, торговец, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишенное каких-либо проблесков духовности. Это среда представлена??немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную"бытовую картину провинции картину провінції".

Все герои романа"Госпожа. Бовари" вымышлены автором. Действие происходило в вымышленных типовых городках, из которых детально описано только одно -. Ионвиль. В споре о содержании и форме. Флобер предпочитал форме:"Нет ни плохих, ни хороши их сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения"Писатель нарушил канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше основное действие. Главная героиня трижды п роходила путь от вызревания мечты до ее краха: она создала представление о некоем идеальном мире, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничего ее не научил:. Эммы душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением вульгарной реальностигарної реальності.

. Тема романа: вульгарно-обыденное, косное жизни французской провинции

. Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение моральных и духовных ценностей человека

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самообману, желание представить себя другим, чем она была наспех правде, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило названиеу "Бова-ризм" . Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти

. Эмма - дочь фермера. Свою героиню автор не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Когда ей исполнилось тринадцать лет, отец отдал ее в монастырь. Там под влиянием бульварных романов сформ мувалася ее идеальная мечта: в будущем на нее ждать красивой жизни и возвышенная любовь. В реальной жизни она увидела вокруг себя только скуку, серость и пустоту фермерского быта ей суды лося жить в сонном. Ионвили в среде тучных плотью и душой обывателей, с мужчиной, которого она не любила. Конечно, идеал. Эммы, ее мечты и порывы в чем-то даже смешные, но она вкладывала в них с ной душу, она действительно страдала, по-своему протестуя против жизни"цвета плесени"Эмма не могла убежать от прозы жизни, даже основной мотив самоубийства - нехватка денег на красивую жизнь - остат очно развеял иллюзии. Разбитые представления о супружеской жизни как романтический полет души, погибла мечта об идеальной любви, надежды хоть"жалкого счастья"было потолочене. Рудольфом,. Леоном и. Лере. Одна ково закончились все надежды героини, все три истории ее нравственно-духовного упадокї морально-духовного занепаду.

. Композиция произведения циклическая:

I часть - жизнь. Эммы и. Шарля в браке; свадьбы

II часть - знакомство с. Леоном, отношения с. Рудольфом

III часть - взаимоотношения с. Леоном, смерть героини

Флобер скорее сочувствовал. Эмми, чем осуждал ее. Писатель в стремлении быть беспристрастным произвел необъективный стиль. В книге не было лирических отступлений, авторских комментариев и вмешательств. Действительность по оказана с точки зрения разных персонажей. Представленные образы-символы (свадебный букет, печать с девизом"Любовь в сердце", зеленый шелковый портсигар, расписка от мадам. Лампрер, дорожные принадлежности, песня нищету ака т.д.). Так, песня нищего символизировала путь и финал нравственного падения героини. В. Флобера описаний очень мало, преобладали детали. Мы не найдем развернутого описания внешности героини, передано лишь вр аження от нее. Шарля,. Леона,. Рудольфа. Авторское отношение наблюдалось лишь в отборе характерных деталей и тонких оттенков слов. Для прозаика принципиально важным было отсутствие прямолинейно сформ. Ован авторской позиции, ведь читатель имел все понять и оценить сагнути і оцінити сам.

. Шарль. Бовари был завершенным образом, в котором воплощены ограниченность и мещанская самодовольство. Но оказалось также, что этот примитивный и смешной. Шарль был способен на глубокое и сильное чувство, он продолжал любить и жену даже после ее смерти, а раскрытие того, что она ему изменяла, привело его к тихому идиотизма. Он начал вызывать не только иронический смех, но и сочувствие, стал трогательныхим.

. Священник. Бурнизьен . Общественная функция священника - быть наставником, уметь исцелять страждущие души. Но он меньше к этому был способен. У него лучше получается лечить коров. Среди своих прихожан он имел репутацию хорошего в ветеринара. Когда. Эмма, переживая душевный кризис, обратилась за советом к своему духовному пастырю, он посоветовал ей выпить воды с сахаром. Итак, это еще одна из гримас"быта провинциипровінції".

. Рудольф . Разочарованная. Эмма, сначала подсознательно, а потом на практике изменила. Шарлю. Она надеялся, что хотя бы любовник действительно ее мечты, но опять ошиблась. Рудольф - эгоистичный самец, который смотрел на женщин к как на развлечение. В любви. Рудольфа не было ничего романтического, а только поиск телесных наслаждений. Эмма не чувствовала фальши его словам. Отвращение к. Шарля толкнула ее в объятия этого циничного донжуана. От варительно го она ждала широких жестов, но ее избранник - человек другого типа, чем тот, которым она представляла, и результатом ее очередного разочарования стал нервный зрий зрив.

. Леон - второй любовник. Эммы, полная противоположность предыдущему. Этот юноша привлекал ее своей чистотой, неопытностью в сердечных делах. Вот кто будет любить ее - это станет наградой за все ее страдания. С ним она полностью бы воплотила свою мечту. Однако это счастье - лишь видимость. Реальность снова готовила. Эмми сокрушительный удар, на этот раз смертельный. Леон оказался слабым человеком, ему пообещали повышению я по службе с условием, что он никогда больше не увидится с любовницей. Леон согласился ее также обременяли финансовые проблемы. Это стало причиной ареста и распродажи имущества. Боварина. Боварі.

. Ростовщик. Лере - очень обычный, будничный и мелкий хищник, паук, тихонько плел свою паутину, в которой и запуталась неопытная. Эмма. Выждав момент, он накинул на свою жертву паутину и стал непосредственно причиной ее самоубийства.

. Основная мысль произведения: в жизни человек должен иметь свой идеал, стремиться к чему-то светлому, чистому. Человек должен верить в реальность своей жизни, видеть и ценить его красоту, прелесть. Психологизм. Флобера граничил с натур ралистичним изображением действительности, но главным для него оставалось социальное. Поэтому это не просто зарисовка из жизни отдельного человека или провинции, а широкая картина жизни. Французского обществтва.

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх