Доходный дом П.Н. Перцова

Доходный дом на углу Соймоновского проезда, 1 и московской Пречистенской набережной был построен в период с 1905 по 1907 годы по заказу инженера-путейца Петра Николаевича Перцова, проложившего в Российской Империи тысячи километров железнодорожных путей и бывшего весьма состоятельным человеком.

В проектировании и строительстве здания, выполненного в стиле неорусского модерна, приняли участие архитекторы Николай Константинович Жуков, Борис Николаевич Шнауберт и, собственно, сам Перцов. За основу был взят эскиз, выполненный художником Сергеем Васильевичем Малютиным.

Фото 1. Соймоновский проезд, №1 в городе Москве

История возведения «дома-сказки» началась еще в 1902 году, когда Перцов, с его слов, посетил Ивана Евменьевича Цветкова, не так давно построившего дом-галерею на Пречистенской набережной, 29 для своей коллекции полотен русских живописцев.

Вид из окон дома на храм Христа Спасителя и протекавшую рядом Москву-реку поразил Петра Николаевича, о чем он и сказал хозяину. Обмолвился он и о том, что завидует Цветкову и выбранному им месту для строительства. И тут Иван Евменьевич указал на то, что он покажет еще одно замечательное место по-соседству, но с условием, что Цветков, в случае покупки участка, построит на нем дом и только в русском стиле.

Владение с невзрачным трехэтажным строением, которое в ту пору находилось в собственности Н.В. Ушакова, как и многие участки в этом районе, было выкуплено за 70 тысяч рублей и оформлено на супругу Перцова - Зинаиду, почему и называют его сегодня также доходным домом Перцовой.


Фото 2. Фасад доходного дома Перцовой

В начале 1906 года Петр Николаевич объявил конкурс проектов, причем, закрытый. Для участия в нем хозяин пригласил художников Аполлинария Михаиловича Васнецова, Сергея Васильевича Малютина, архитектора-художника Леонида Михайловича Браиловского и зодчего Дидерихса. В жюри были представлены такие корифеи, как Виктор Михайлович Васнецов, Василий Иванович Суриков, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Осипович Шехтель, Илларион Александрович Иванов-Шиц, Сергей Устинович Соловьев и Станислав Владиславович Ноаковский.

Первая премия в размере 800 рублей досталась Аполлинарию Васнецову, а вторую присудили Сергею Малютину с вручением 500 рублей. Но по условиям конкурса заказчик имел право выбрать любой понравившийся проект из получивших призовые места. Петр Николаевич Перцов остановился на эскизе работы Малютина.


Архитектура доходного дома Перцовой

В основе нынешней постройки - трехэтажное здание с небольшими оконными проемами, над которым надстроили четвертый уровень уже с большими окнами для устройства там студий для работы художников. Там же был устроен балкон с названием «Беседа царицы», завершением которого стал золоченый купол.

Со стороны Пречистенской набережной возвели четырехэтажный особняк для проживания самих Перцовых, а вдоль Курсового переулка подняли отлетный корпус со стильно устроенным главным подъездом. Фасадные плоскости были богато декорированы майоликовой живописью, выполненной фирмой «Мурава», в которой состояли молодые художники знаменитого Строгановского училища.

Со всей тщательностью подошли к устройству инженерной части. Так, в доходном доме Перцовой не было никаких деревянных перекрытий, а водопроводные и канализационные коммуникации, как и электропроводка, были скрыты в стенах и специальных нишах, недоступных взору жильцов.

В конечном итоге, дом с великим разнообразием архитектурных форм, смотрится вполне органично. Оформление фасадов выполнено в присущих стилю модерн приемах: ассиметричное расположение оконных проемов, оригинальные балконы, богатый декор фасадов, башнеобразные надстройки кровли.

Конек крыши украсили, изначально, золоченой решеткой со львами, а над зеленой башней некогда размещался петух, также покрытый сусальным золотом. Парадные помещения оформили деревянной резьбой, а также богатой росписью стен.

Знаменитые жильцы дома в Соймоновском проезде, 1

Доходным этот дом, в тогдашнем понимании, назвать было сложно. Перцов брал скромную плату за проживание, а главным критерием предоставления жилья был талант. Таким образом, здесь арендовали квартиры и студии художники Михаил Васильевич Нестеров и Константин Федорович Юон, а также артисты МХАТа, один из которых - Никита Федорович Балиев - организовал здесь театр миниатюр «Летучая мышь».

В представлениях артистического кабаре, размещавшегося в подвале дома с 1908 по 1912 годы, участвовали Василий Иванович Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, молодые тогда Немирович-Данченко и Станиславский. Здесь пел Александр Николаевич Вертинский, посещал представления Антон Павлович Чехов.

После революции доходный дом Перцовой национализировали. История этого периода связана с проживавшим здесь Львом Давидовичем Троцким, который сначала выбрал для себя апартаменты оригинала Позднякова, устроившего в зале огромную ванну и встречавшего в ней гостей в неизменной тоге, а затем переселившегося в бывший хозяйский особняк со стороны набережной.

Сегодня бывший «дом-сказка» Перцова по адресу Соймоновский проезд, дом 1 занимает одно из управлений МИДа РФ и, к сожалению, проход туда сильно ограничен.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Наткнулся в архивах на фото доходного дома Перцова или Перцовой. Это довольно интересный дом в центре в Москвы и некоторыми он считается одним из самых самых в городе. Так оно или нет, не мне судить. Но как-то летом, я выбрался из своего далекого Бутова, чтобы специально его посмотреть. Жаль только, что снаружи, ибо чтобы внутрь попасть, надо иметь отношение к министерству иностранных дел, которому он теперь передан в ведение. Раньше говорят, двери были открыты и можно было зайти.

Доходный дом Перцова в Москве

У дома богатая история, которую я не буду подробно перессказывать, все уже давно описано в интернете. «Дом-сказка» был построен в 1907 году для художников, оттого он такой пестрый и необычный, в стиле модерн. По замыслу инженера Перцова — это жилые квартиры с мастерскими. Самого Перцова в 1922 году приговорили к 5 года тюрьмы за хранение ценностей Храма Христа спасителя, он как раз рядом расположен, и когда он вышел обратно через год, то из дома его уже выселили. В 1908-1912 году тут располагалось кабаре Летучая мышь, то есть тусовалась московская богема, а после еще и Троцкий пожил. В общем, говорю, богатая история.

Труба — это застрявшая сова!

Доходный дом Перцевой на табличке — она последняя владелица

К сожалению, дух того времени уже никак не ощутить, вроде как внутри ничего не осталось, все интересное снаружи. Вот из интернета пара фотографий интерьера. На мой взгляд он чересчур не функциональный и аляпистый.

Где находится

Дом находится по адресу Соймоновский проезд дом 1/35, на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.

P.S. На фото не снег, а тополиных пух.

Дом Перцовой (дом Перцова) - здание в неорусском стиле принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.

Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.

Здание

Несмотря на разнообразие и усложнённость форм, здание отличается пластическим единством и отражает характерное для стиля модерн стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства.

Дом-сказка Другие города , CC BY-SA 3.0

В композиции фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли вносит разнообразие в монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры.

Декор фасадов «населён» причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями. По рисункам Малютина была исполнена мебель для дома. Похожие образцы малютинской мебели находятся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Стилизация Малютина простиралась даже до использования слюды. Первоначально парадные помещения в квартире хозяев украшали деревянная резьба и росписи.


Дом Перцовой. Деталь Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Сохранились резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, убранство парадной лестницы.

История

В подвале с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».


Nina Belyavskaya , CC BY-SA 3.0

Высказывают мнение, что главная героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник» жила в этом доме, однако, это не подтверждается прямыми указаниями в тексте.

В доме находилась мастерская художника Роберта Фалька, до середины 1970-х гг. дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Искусствовед Сергей Глаголь в 1913 году назвал дом Перцовой одним из самых оригинальных в русской архитектуре за последние десятилетия.

Реставрацию здания в 1918 году осуществлял архитектор В. А. Мазырин



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх