Человек, который увидел ангела и его родной город. Человек, который видел ангела А есть ли ангелы

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Отец Силуан (Ливи) служит в Италии по старому стилю и находится в евхаристическом общении с Русской Зарубежной Церковью. Недавно он гостил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и поведал о малоизвестных фактах из жизни Андрея Тарковского.
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной инфомации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: «Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга».
Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...
С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятыя во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.
В конце 1985 года, после завершения фильма «Жертвоприношение» в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.
Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.
Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.
Как пример его православного творчества, можно привести фильм «Андрей Рублев». Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.
В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: «Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.
Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...
Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.
Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти».
Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: «Человеку, который увидел Ангела».

Инок Всеволод (Филипьев) (публикация с личного разрешения о. Всеволода)

Публикация по материалам сайта

80 лет назад родился великий режиссер Андрей Тарковский. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Ностальгия", "Жертвоприношение"... Фильмы, которые вошли в историю кинематографа...
Увы, замечательный режиссер скончался, прожив не очень долгую жизнь. Был похоронен 3 января 1987 г. на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Позже Эрнст Неизвестный создал
надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела»...

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной информации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: "Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга".

Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...


С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятые во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.

В конце 1985 года, после завершения фильма "Жертвоприношение" в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.

Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.

Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.

Как пример его православного творчества, можно привести фильм "Андрей Рублев". Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.

В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: "Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.

Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...

Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.

Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти".

Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: "Человеку, который увидел Ангела".

Двадцать девятого декабря, двадцать девять лет назад на примыкающей к Булонскому лесу западной окраине Парижа Нёйр-сюр-Сен в возрасте пятидесяти четырех лет перешел в жизнь вечную Андрей Тарковский, добавивший к семи нотам и семи цветам радуги семь своих гениальных фильмов. Он знал о творчестве что-то от самого Творца, не случайно на его памятнике на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа начертано «Человек, который видел ангела». Мы предлагаем читателям несколько мыслей Андрея Арсеньевича о творчестве и искусстве.

  • По-моему, цель нашего существования здесь, на земле, в том, чтобы духовно возвыситься. А значит, и искусство должно этому служить…

  • Знание все больше и больше отвлекает человека от главной цели, от основной мысли. Чем больше мы знаем – тем меньше мы знаем. Если, к примеру, мы углубляемся, это мешает нам видеть широко. Искусство нужно человеку, чтобы возвыситься над собой, используя свою свободную волю…

  • Художник должен испытывать какое-то давление. Я не знаю, какое именно, но должен. Если мир в порядке, в гармонии, он не нуждается в искусстве. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.

  • Искусство, как и наука, является способом освоения мира, орудием его познания на пути движения человека к так называемой «абсолютной истине».

  • Однако здесь и заканчивается схожесть этих двух форм воплощения творящего человеческого духа, где, смею настаивать, творчество – не открытие, а созидание.

  • Художественное открытие возникает каждый раз как новый и уникальный образ мира, иероглиф абсолютной истины. Оно предстает как откровение, как мгновенное и страстное желание интуитивного постижения всех вкупе закономерностей мира – его красоты и безобразия, его человечности и жестокости, его бесконечности и ограниченности. Художник выражает, создавая художественный образ – своеобразный улавливатель абсолюта.

  • Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человека к истине.

  • Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности. Так называемое творчество начинает казаться каким-то странным занятием подозрительных личностей, утверждающих самодовлеющую ценность персонифицированного поступка.

  • Художник – всегда слуга, пытающийся как бы расплатиться за свой дар, данный ему как чудо!

  • Почему современный художник хочет немедленной платы за то, что он делает? Еще совсем недавно, сто лет назад, художники считали, что они должны работать, а уж как сложится их судьба – это дело Божие, они за это не отвечают.

  • Единственное условие борьбы за свое право творить – это вера в свое предназначение: готовность служить и бескомпромиссность. Творчество действительно требует от художника «гибели всерьез», в самом трагическом смысле сказанного.

  • Ужасное всегда заключено в прекрасном, так же как и прекрасное в ужасном. Жизнь замешана на дрожжах этого великого до абсурда противоречия, которое в искусстве предстает одновременно в гармоническом и драматическом единстве.

  • Прекрасное скрыто от глаз тех, кто не взыскует истины, кому она противопоказана.

  • Современная массовая культура, рассчитанная на «потребителя», калечит души, преграждая человеку путь к коренным вопросам его существования, к осознанию самого себя, как существа духовного.

  • Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

  • Гёте тысячу раз прав, говоря, что прочесть хорошую книгу так же трудно, как ее написать.

Утренний удобный импортный автобус увозит нас с кинешемского автовокзала в сторону Юрьевца. Шестьдесят с небольшим километров автобус преодолевает не то, чтобы совсем долго - небыстро, но и заскучать не успеваешь. Заезжаем в разные поселки. Русские люди с характерным здешним говором. Вот весь синий парнишка, по наколкам ему бы уже лет пятьдесят должно быть, выходит на полпути, знакомиться не придётся. За окном равнина и редкие леса. Волга где-то рядом. Всю поездку она где-то слева, но не видать. Въезжаем в Юрьевец, спускаясь с крутой горы, на вершине которой мемориал ВОВ. После Юрьевца, почти стотысячная Кинешма кажется большим шумным городом. У Юрьевца, который немногим младше Москвы, по документам одиннадцать, а по ощущениям - несколько сотен.

Наша цель - местный музейно-культурный центр Андрея Тарковского. Не так важно, что в Юрьевце Андрей Тарковский жил у бабушки и дедушки в 1936 - 1939 и в 1941 - 1943 годах в эвакуации. Родился он и вовсе на противоположном берегу Волги, в Завражье, которое сейчас относится к Костромской области (в год рождения Тарковского - Юрьевецкий район Ивановской Промышленной области). Если копнуть чуть дальше, все равно возвращаемся к Костромской области, ведь Ивановская образовалась сравнительно недавно. Но, повторюсь, особого значения это не имеет. Не менее родная Андрею Арсеньевичу Москва дань памяти Гению отдала пепелищем деревянного домика замоскворецкой улицы Щипок... Расположение такого музея на самом деле и не важно. Тарковский уроженец здешних мест, но по сути человек мира, Земли. Хотя юрьевецкая земля это абсолютно кадры из Зеркала. Именно здесь он собирался снимать свою знаменитую работу, но приехав, обнаружил, что его город детства уже не такой - половина затоплена, половина срыта... В результате задуманная часть была снята в Подмосковье.

Юрьевец абсолютно вымерший город. Людей здесь так мало, что кажется - он не жилой. Может это все большая декорация к фильму? Город ведь абсолютно тарковский. Над этим почти полным безмолвием фантастически возвышается огромная двухсотлетняя колокольня Георгия Победоносца, настолько высокая, что кажется, что оканчивающий её на высоте семидесяти метров крест уже совсем близко к космосу.

Вот мы у входа в музей. Случайно ловим смотрительницу, убежала бы, ищи её среди молчаливых домиков с красивой деревянной резьбой. В музее да - большей частью документы и фотографии, восстановленные интерьеры быта того времени. Музей небольшой - собственно дом, семья Тарковских и вовсе одну его комнату занимала. В интернетах иные посетившие разочарованно сетуют, мол ничего интересного. Но, во-первых, а что вы там собственно ожидали увидеть, кроме разочаровавших "одних фотографий"? А во-вторых, берите экскурсию, мы взяли и целый час ходили, как завороженные. Если вы скучаете от фильмов Тарковского, то и музей вам вряд ли понравится.

Музей был основан в 1996 году, имеет четыре зала. Каждый зал описывает отдельную сторону жизни режиссера. Музейную коллекцию центра составили материалы из семейного архива, переданного сестрой Андрея Тарковского - Мариной Арсеньевной, а также материалы музея кино, архива ВГИК(а) им.С.А.Герасимова, фонда Тарковского. Экспозиции знакомят с фотографиями, снятыми в Юрьевце, с фотоматериалами, выполненными во время киносъемок. В музейной библиотеке собраны книги с публикациями стихов Арсения Тарковского, отца знаменитого режиссёра.

Когда мы вышли из музея и поднялись вверх по переулку Тарковского мимо четырехсотлетней Богоявленской церкви, внезапно с серого неба медленно повалили крупные теплые снежные хлопья. Абсолютно тарковский снег, словно здесь и сейчас финал "Ностальгии". Только что не слышно волшебного голоса Сергеевой "Ой, кумушки, кумитеся. Кумитеся, любитеся...". Все заволокло белой пеленой. Только колокольня, маковки церквей да мрачная Волга. Хочется смотреть на это долго и никуда не уходить, продлить это странное состояние.

Спускаемся, через вымерший город проходим к Волге. У моей любимой реки здесь самый недружелюбный и некрасивый берег, что я когда-либо видел - безликая трехкилометровая высокая дамба под прямым углом. Огромный пятнадцатикилометровый разлив. Затопленная в 50-х Горьковским водохранилищем местность изуродована навсегда. Уродливый, захламленный берег дамбы. Торчащий вдали из мрачной черной воды крест в память о затопленном Кривозерском монастыре. И только колокольня, все по-прежнему возвышающаяся над городком, заставляет умягчиться сердце.

Времени немного, выдвигаемся к автовокзалу. В кафе при нем не продают водки, а очень хотелось, честно. Нет лицензии, странно - город явно пьет, а в кафе не употребишь. Я не знаю, увижу ли я еще когда-нибудь эти места, родные человеку, который увидел ангела. По суше, с воздуха или может с палубы круизного корабля. Но увиденное еще долго будет перед глазами, словно еще одно из творений гениального режиссёра.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх