Тема любви в прозе И.С. Тургенева

Любовь – самое светлое и прекрасное чувство в жизни каждого человека. Только вот все по-разному относятся к нему. Чье-то существование оно улучшилось, а кому-то испортило все будущее. Так и в жизни героев романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева это чувство сыграло не последнюю роль.

Евгений Васильевич Базаров – молодой человек-нигилист, который приехал со своим лучшим другом в поместье Кирсановых. Он отрицал все чувства, в том числе и любовь, которую считал какой-то чепухой. Но все изменилось, когда она сама постучалась в его сердце. Во время этой поездки он встретил молодую женщину по имени Анна Сергеевна Одинцова, которая была не только красива, но и очень умна. Евгений влюбился в нее, но пытался избавиться от этого чувства, что только усложнило все дело. Из-за этого Базаров понял всю поверхность своего мировоззрения, что стало для него существенным ударом.

Но вот для его лучшего друга, Аркадия Кирсанова, любовь стала действительно прекрасным чувством, которое расставило все на свои места. Он уже много лет знал девушку по имени Катя, которая была его близким другом. Но со временем это все переросло в прекрасное и нежное чувство, которое объединило два сердца.

Также произошло и с отцом Аркадия, Николаем Петровичем Кирсановым, которому новая любовь помогла справиться со страшным ударом и вернуться к полноценной жизни. После смерти родителей он сразу же решил жениться, найдя в семейной жизни отдушину. Только вот долго это не продлилось, его жена спустя несколько лет умерла. Этот несчастный случай выбил Николая из колеи и он стал вести закрытый образ жизни. Только повстречав молодую и немного наивную девушку по имени Фенечка, он снова начал расцветать. Именно ее чистота помогла Кирсанову увидеть краски в жизни и вспомнить про то, что он еще может жить и радоваться этому. Фенечка в свою очередь смогла разглядеть в пожилом мужчине по-настоящему доброе и открытое сердце, в котором ей нашлось хорошее место.

Но вот в противовес Николаю Петровичу и Фенечке показывается печальная любовная история его брата, Павла Петровича. Еще в молодости он встретил княгиню Р., в которую влюбился без памяти. Правда, предмет его обожания не ответил взаимностью, что сломало всю жизнь героя. Сначала она проявляла интерес к нему, но потом и вовсе перестала уделять ему хоть каплю внимания. После этой личной трагедии Певел замкнулся в себе и больше никогда не смог открыться для новой любви, которая, возможно, спасла бы его. Но все же его уже в настоящее время стала притягивать Фенечка, которая олицетворяла домашний уют и спокойствие.

Таким образом, любовь – светлое чувство, которое способно изменить жизнь любого человека, очень сильно повлияла на судьбу всех героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Кому-то она подарила спокойствие и радость, например, Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Но в противовес им показываются нигилист Базаров и дядя Аркадия, Павел Петрович, чья судьба изменилась в худшую сторону после грустной любви.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова

Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.

Проблема любви в романе «Отцы и дети»

тургенев роман нигилизм базаров кирсанова

“Только любовью держится и движется жизнь”.

И.С. Тургенев

И.С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному, нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В этой работе я хочу показать, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытается быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т.п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И.С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Герой переживает сильный душевный разлад. “...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: “.. года четыре провел он в чужих краях, то, гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею”. И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Проблемы, сформулированные Тургеневым в романе, актуальны в наши дни.

Известно, что И.С. Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман “Отцы и дети” в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Но вспомним, что самый главный закон - рождения и смерти всего живого - дан природе самым главным Отцом - Богом. В свете православной традиции смысл названия романа обогащается.

Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена - потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах - и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая, то более, то менее серьезный облик, иной раз, оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений.

Идейный конфликт, возникающий в те редкие моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии.

Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества.

В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится. Иван Сергеевич Тургенева в своем романе сумел осветить не только социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт "отцов" и "детей", выявить возрастные проблемы поколений. Сумел он это сделать через чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения. Это чувство - любовь, и оно в разное время посетило и "отцов" (братьев Кирсановых) и "детей" (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале - бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка - мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки - сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова - Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. - замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке. Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла богатые возможности, принесла мучения и отчаяние. Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг - нигилист Базаров - высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, "загадочность" женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И.С.Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.

Любовь - вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев "Отцы и дети".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх