Загадка женской души. Сочинение на тему: Загадка женской души в повести Леди Макбет Мценского уезда, Лесков Страстная натура или больная душа леди макбет

Н.С.Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей. Такова главная героиня очерка Н.С.Лескова "Леди Магбет Мценского уезда", написанного в 1865,- Катерина Львовна Измайлова.

"Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме". Еще молоденькой девушкой ее выдали замуж, "но не по любви или какому влечению, а так, потому что Зиновий Борисыч Измайлов (ее супруг) к ней присватался." В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, "от которых весело, говорят, даже удавиться"; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки. Ей, также как и Зиновию Борисычу, хотелось нянчить, ласкать и воспитывать будущих наследников.

"На шестую весну Катерины Львовниного замужества" судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.

На земле многие любили и любят, но для каждого любовь – нечто свое, личное, загадочное. Кто-то испытывает романтическую, а кто-то страстную любовь. Можно выделить еще очень много типов этого прекрасного чувства, но Катерина любила так страстно и сильно, на сколько позволила ей ее пылкая и горячая натура. Ради любимого она была готова на все, на любые жертвы, могла совершить необдуманный, даже жестокий поступок. Героиня сумела убить не только мужа и свекра, но и маленького, беззащитного ребенка. Жгучее чувство не только уничтожило в душе Катерины страх, сочувствие и жалость, но и породило жестокость, необычайную храбрость и хитрость, а также огромное желание бороться за свою любовь, прибегая к любым методам и средствам.

Как мне кажется, Сергей тоже был способен на все, но не потому, что любил, а потому, что целью общения с мещанкой имел получение некоторого капитала. Катерина привлекала его как женщина, которая может обеспечить всю последующую веселую жизнь. Его план сработал бы на сто процентов после смерти мужа и свекра героини, но вдруг появляется племянник умершего супруга – Федя Мемин. Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя – реальная угроза для получения причитающихся денег. Говорилось, "что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал мужи, и тогда их счастью конца-меры не будет". Катерина, расчетливая и холодная, слушала эти высказывания, которые действовали словно колдовские чары на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить. Реплики эти засели глубоко в ее уме и сердце. Она готова сделать все (пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой Сережи, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем ее любимый мужчина.

При допросе, на очной ставке, она открыто признала, что именно ею совершены убийства из-за Сергея, "для него!", из-за любви. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому и ребенка своего Катерина отвергла: "любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка". Ничто и никто уже не был ей нужен, лишь ласковые слова или взгляд могли возродить ее к жизни.

По дороге на каторгу Катерина пыталась с ним свидеться, "отдавая самый ей нужный четвертачок из ее тощего кошелька". Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги, "лучше б ему отдала, полезней было бы". С каждым днем он становился все холодней и равнодушнее к Катерине. Начинал приставать к женщинам, окружавших его в поездке. Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь он не имел. Свою цель также не достиг: денег ему от Кати не видать. Все усилия, которые он приложил для достижения положительных результатов, оказались напрасными.

Открыто встречаясь с Сонеткой и нарочно оскорбляя Катю на пароме, Сергей, как мне кажется, мстил героине за то положение, в котором оказался, как он думал, из-за нее. Катерина же, видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей.

Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Перед ней начинают появляться образы убитых ею людей. Катерина не могла говорить, думать, понимать что-либо: "блудящий взор ее сосредотачивался и становился диким". Она дичала от жестокого равнодушия Сергея, ничего, кроме самоубийства, она не смогла осуществить, так как пережить или побороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам. Наверно, Катя считала, что Сонетка увела у нее возлюбленного, потому без труда сумела убить и ее. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни.

Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей

План-конспект урока по литературе "Загадка женской души" (по очерку Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")

Цель:

  • показать неразрывную связь капитала с преступлением;
  • указать на бунт женской души против мертвящей обстановки купеческого быта;
  • раскрыть трагедию, загадку женской души.

Оборудование: Эпиграф: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём». (Шекспир)

Ход урока

I Актуализация прежних знаний, умений, навыков.

Учитель: Сегодня речь на уроке пойдет о любви, и не просто о любви, а о любви -даре, дарение, любви - страсти. Вы получили на дом задание: выразить своё отношение к этому понятию поэтически и прозаически.

А теперь - прочитайте, что для вас значит такие понятия, как любовь дар - дарение - страсть? Красоту и привлекательность можно определить внешне, а, главное, любовь придает красоту душе. У любящего человека душа очень чистая и светлая. Человек, способный любить по-настоящему, заслуживает очень многого. Недаром говорят, что человека можно оценить по тому, как он умеет любить другого человека. Любовь дарит много радости, любовь окрыляет. Любовь - это золотой запас, она ценней любого богатства. Ради любви многим можно пожертвовать, даже своей жизнью.

Учитель: Любовь - великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное-то, что лишь ею - любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная, Именно о такой любви и пойдет речь в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. А какой была Катерина из драмы Островского «Гроза»? В чем сходство и различие с Катериной Измайловой?

Между Екатериной, из драмы Островского «Гроза» и Екатериной Измайловой имеются сходства. Они обе замужем, но совершенно не любят своих мужей, они живут в скуке, в их доме царит серая атмосфера, у них общее желание: убежать от такой мрачной жизни. У них имеются связи на стороне. Они изменяют своим мужьям. Ио в этом у них существует большая разница. Екатерина из драмы Островского «Гроза» очень набожная девушка, по - началу она боится изменять своему мужу, считает это грехом, но все же постепенно это понятие рассеивается. Что же касается Екатерины Измайловой, то она очень решительная, она все сметает на своем пути (она убивает и отца мужа, и самого мужа, и даже ни в чем не повинного племянника мужа). Эта женщина способна на все, лишь бы быть со своим возлюбленным. Она ничего и никого не боится, ни осуждений людей, ни Бога, а ведь убить человека - это большой грех, но она об этом даже не задумывается, она абсолютно ничего не осознает.

3. Наказана ли Катерина Измайлова за свои злодеяния, давайте зачитаем сны (глава 6 (кот, пока - просто кот); глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)).

Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу (гл.11): «стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались: «Как вы думаете, почему сразу?» (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная).

Рассуждения о сильных характерах: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» (гл.1). Ваше впечатление от очерка? (высказывание детей).

Как же зародилась любовь - страсть? Слово Катерине Измайловой (пересказ - монолог).

На доске вывешены репродукции И. Глазунова к очерку: обратите внимание на образ Катерины Измайловой. Вы такой ее представляете?

Что послужило причиной страсти? (Посмотрим небольшой инсценированный эпизод) в эпизоде встречается ключевое слово - отгадка, обратите на это внимание (скука).

II Формирование новых понятий.

Соблюдает ли Катерина одну из божьих заповедей: не прелюбодействуй? 1. (чтение по ролям диалога Катерины с мужем конец 7 главы). Читает учитель: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья». Как это понимать? Соблюдает ли Катерина божью заповедь: не убить? Может быть, мы найдем оправдание героини (ведь это все ради счастья?).

5. Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Ответить на этот вопрос поможет анализ пейзажей. Какой цвет чаще встречается в описании природы? Какова символика пейзажной сцены? (гл.6 сопоставляется с гл.15).

6. Так кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или больная душа?

Понятие «Страстной натуры» и «Большой души» сочетаются в Екатерине Измайловой практически одинаково. Она - сильная личность, ничего не боится, совершает ужасные убийства, убивает ни в чем не повинного ребенка, который жизни не успел повидать, и все это делалось для того, чтобы быть рядом с Сергеем. Эти действия ничем не могут быть оправданы, да здесь ее можно назвать «Большой душой», она же просто-напросто не понимает, то, что делает, она ничего не боится: ни людей, ни бога, создается такое ощущение, что она лишилась самосознания, она не может остановиться, и из нее «прут» какие-то страшные деяния. Но все это делалось ради любви, она по-настоящему любила Сергея, и на все пошла ради него. Это была настоящая любовь. Все-таки, я считаю, что Катерина «Страстная натура», она всем пожертвовала ради любви. Я считаю, что делала это она потому, что ей настолько наскучила та жизнь с мужем, что жить невозможно стало, и в поисках настоящей любви, и, боязнь ее потерять, она уже на все была способна. Она и жизнью пожертвовала, увидев Сергея с другой, ей стало настолько больно, что она не выдержала и покончила с жизнью.

Вывод: Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно верно; основа женской души - да и души человеческой вообще - любовь, о которой так удивительно поведал Ф. И. Тютчев:

Союз души с душой родной.
Их соединение, сочетание,
И роковое их слияние,
И... поединок роковой.

Свершился суд людской. Нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья - «не убей», ибо высшая ценность на земле - это жизнь. Потому так велика глубина нравственного поведения Катерины и Сергея.

Вспомним Тютчева:

Две силы есть - две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы; Одна есть смерть, другая - суд людской.

Д/з . сочинение - размышление (на выбор)

1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Измайловой)
2. «Зеркало души - ее деянья». (В. Шекспир).

«Есть счастье праведное, а есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное

«. одной из причино является бездуховная, мертвящая пустота провинциальной жизни. Недаром слово «скука» становится у Лескова одним из ключевых при описании жизни Катерины: «Скука непомерная в запертом купеческом тереме с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури... При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровьином доме было самое скучное... Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню... А проснется - опять та же скука, русская скука купеческого дома, от которой, говорят, весело даже удавиться».
Именно эти условия полнейшего духовного вакуума и тоски привели к тому, что даже такое светлое и чистое чувство, как любовь, превратилось в душе героини в слепую и безудержную «звериную» страсть.
То, что страсть, вспыхнувшая в душе у Катерины, действительно «звериная», Лесков подчеркивает тем, что в характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. Катерина, хотя она и женщина, обладает огромной физической силой, и Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», «телесную чрезмерность». Страсть к Сергею заставляет Катеринину «чрезмерность» развернуться во всю мощь языческой силы, и все темные стороны ее натуры выходят на свободу. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек. И только зверь на большее способен».
Поступки Катерины, совершаемые под влиянием страсти и сначала даже не вызывающие особого осуждения, неизбежно ведут ее к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию с христианством. Это особенно подчеркивается тем, что убийство Феди - последнее и самое страшное преступление Катерины - она совершает в ночь под праздник Введения Богородицы во храм.
Катерину не оправдывает даже любовь, ради которой она пошла на убийства, ради которой попала на каторгу, ради которой испытала всю горечь предательства со стороны Сергея и ради которой вместе с собой утопила в ледяной реке свою соперницу Сонетку. Чувство не оправдывает героиню, поскольку то, что ощущает в себе Катерина, нельзя назвать любовью. Это «темная страсть», которая ослепляет человека до того, что он уже не видит разницы между добром и злом, между правдой и ложью. Это; неоднократно подчеркивается Лесковым, который, осуждая свою героиню, не оставляет ей ни малейшего шанса на оправдание в глазах читателя.

Катерина Львовна Измайлова - сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру.
В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, «от которых весело, говорят, даже удавиться»; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых, пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки.
«На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей, возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.
овь ей было не по силам. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни.
Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей.

“Леди Макбет нашего уезда” – под этим заглавием очерк напечатан в журнале “Эпоха” №1 в 1865 году. В очерке отразилось одно из орловских впечатлений Н. С. Лескова.

“Раз одному соседу старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая”. (“Как я учился праздновать”, из детских воспоминаний Н. С. Лескова)

На основе некоторых собственных наблюдений написаны “острожные” главы очерка.

Как сотрудник журнала “Северная пчела” он посещал тюрьмы (статьи: “Страстная суббота в тюрьме”, “За воротами тюрьмы” и др.)

Вывод

Установка на достоверность, непридуманность материала была для Лескова принципиально значимой.

2. Постановка проблемы

С точки зрения критика Вязмитинова, у простого народа не может быть драмы, а есть только уголовные дела, потому что там нет нравственной борьбы.

Ему возражает доктор Розанов, утверждая, что драматическая борьба есть и у необразованных людей. Но у каждого народа она своя, со своим складом. “В простой, несложной жизни, разумеется, борьба проста, и видны только конечные проявления, входящие в область уголовного дела, но это совсем не значит, что в жизни вовсе нет драмы”.

В самом деле, герои, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело.

Но у Лескова не случайно так неожиданно и многозначаще встретились в заглавии кондоваяРоссия и Шекспир.

В самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.

3. Сопоставление

Леди Макбет и Екатерина Измайлова

(домашнее задание группе уч-ся дается заранее)

Вывод

В “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта, патриархального, косного, неподвижного.

“Скука”, “тоска” - эти слова повторяются много раз при описании сонного, сытого, изобильного купеческого подворья, создавая ощущение гнета, давящей монотонности, несвободы.

Живая человеческая душа, как бы ни были ничтожны её духовные запросы, не может примириться с мертвым укладом.

4. Работа с текстом

Анализ содержания и составление цитатного плана очерка.

История Екатерины Измайловой. Какой она была до замужества?

А Сергей? Какой он?

“Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!”

И вот вспыхнула любовь-страсть, которая становится единственным содержанием жизни.

И личная свобода становится свободой от нравственности

“Но не вся дорога идет скатертью, бывают и перебоинки”

Чтение фрагментов текста

Гл. 5 “Поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей…”

Гл. 7 Разговор с Сергеем “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”

Гл.8 “Ну вот, ты теперь и купец!”

Гл.11 “Младенец лежал повержен на ложе, а они вдвоем душили его”

Гл. 13 “Штемпелеванный дружок Катерины Львовны стал до неё очень неласков”

“Как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью людей с бела света спроваживали…”

Гл.15 “Прокляни день твоего рождения и умри”

5. Вспомните еще одну героиню литературного произведения, которая принадлежит тому же социально-бытовому укладу и которая также вступает с ним в непримиримый конфликт.

Сопоставьте характеры Катерины Кабановой и Екатерины Измайловой (Домашнее задание группе уч-ся дается заранее)

Вывод

Сильный женский характер у Лескова ни в коей мере не является “лучом света в темном царстве” и его художественное воплощение могло бы удовлетворить Д. Писарева, в свое время выступившего с резкой критикой “Грозы” в статье “Мотивы русской драмы”. По его мнению, от мрака и невежества не может родиться ничего светлого.

В. Кулешов утверждает: “Одним из блистательнейших произведений Лескова по праву считается “Леди Макбет Мценского уезда”. Захватывающе интересен её сюжет.

Но нет нужды подгонять её под Катерину из “Грозы” Островского”.

Коварная мценская купчиха не только борется за право любить того, кто ей нравится, но и вся - плоть от плоти “темного царства”, смесь праведницы и грешницы. Это не жалостливая повесть о напрасно загубленной жизни. Перед нами дикий разгул страсти, устраняющий с пути все препятствия.

И Зиновий Борисыч, муж, задушен, и Борис Тимофеич, свекор, грибками с кашицей отравлен, и маленький Федя убран с пути, чтоб не делить наследства, и Сонетку-разлучницу Екатерина за собой на дно потащила с арестантской баржи.

Нет, слишком было бы несправедливо выравнивать этот зловещий, необузданный характер даже по мерке Настасьи Филипповны из Достоевского.

6. Подведение итогов урока

Леди Макбет Мценского уезда повесть

Лесков указывает точное время и место написания повести: «26 ноября 1864 г. Киев».

Первоначально произведение представляло собой очерк из серии женских портретов, задуманной в конце 1864 года. В письме к Н. Н. Страхову, сотруднику и критику журнала «Эпоха», 7 декабря 1864 года Н. Лесков пишет: «"Леди Макбет нашего уезда" составляет 1-й номер серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частично волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать...»

В отношении остальных очерков замысел написания так и остался неосуществленным.

Что касается «Леди Макбет...», то из очерка, по первоначальному замыслу «местного» характера, это произведение при его создании выросло до художественного шедевра мирового значения.

Катерина Измайлова - «злодейка поневоле», а не по субъективным данным, убийца не по рождению, а по обстоятельствам окружающей ее жизни. (Данный материал поможет Вам к подготовке и сдаче ЕГЭ 2012 по литературе и русскому языку, а также грамотно написать сочинение на тему и по теме Леди Макбет Мценского уезда повесть. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Оказавшись рабыней собственных чувств, Катерина последовательно преодолевает целый ряд препятствий, каждое из которых представляется ей последним на пути к полному освобождению и счастью. Настойчивость, с которой героиня пытается подчинить своей воле обстоятельства, свидетельствует о незаурядности и силе ее характера. Она не останавливается ни перед чем, идет до конца в своей страшной и, главное, бесполезной борьбе и погибает, лишь полностью исчерпав недюжинный запас духовных и жизненных сил, отпущенных ей природой.

Лесков легкой самоиронией, выраженной в названии повести, как бы указывает на перевод шекспировского характера в более «низкую» социальную сферу.

Вместе с тем самоирония - это сознательно используемая писателем, чисто лесковская черта социальной сатиры, придающая ей оригинальную окраску в рамках гоголевского направления русской литературы.

Пихтёрь - большая плетеная корзина раструбом для носки сена и другого корма скоту.

Оброчный бурмистр - староста из крестьян, поставленный помещиком для сбора оброка.

Ясмен сокол - удалой молодец.

Киса - кожаный затягивающийся мешок, мошна.

Патерик - сборник житий преподобных отцов.

Престол - престольный, или храмовый, праздник - день памяти события или «святого», во имя которого сооружен данный храм.

Форшляг (нем.) - небольшая мелодическая фигура (из одного или нескольких звуков), украшающая мелодию, трель. Вместный - общий.

Иов - библейский праведник, безропотно переносивший ниспосланные ему богом испытания.

«За окном в тени мелькает...» - не вполне точно переданный отрывок из стихотворения Я. П. Полонского «Вызов», в подлиннике - не «полой», а «плащом».

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 10 классе:

Тема урока: Иван Флягин - правдоискатель (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).

Цель урока : понять, кто такой праведник, рассмотреть основные

Эпизоды жизни И.С. Флягина, увидеть, как герой

Становится праведником.

Задачи урока.

Образовательные задачи :

Раскрыть смысл понятия «праведник»;

Проследить эволюцию героя от крепостного форейтора

К «очарованности» и праведности;

Раскрыть смысл названия повести.

Развивающие задачи :

Совершенствовать монологическую речь учащихся;

Развивать умение находить художественные средства

Выразительности, определять их роль;

Совершенствовать умение создавать собственные

Высказывания (формулировать выводы);

Развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные задачи :

Формировать у учащихся нравственные качества личности,

Взгляды и убеждения;

Воспитывать внимательное, бережное отношение

К родному слову.

Приемы работы:

Слово учителя;

Беседа по вопросам;

Составление таблицы

Выразительное чтение.

Формы работы :

Коллективная:

Индивидуальная:

Работа по группам

ХОД УРОКА

Сегодня мы продолжаем работу над повестью Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Однажды у Лескова произошел спор с писателем 19 в. А.Ф. Писемским.

Писемский утверждал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости» не видно.

Такое признание друга и собрата по перу поразило Н.С. Лескова: «Как, неужели, в самом деле не видать ничего, кроме дряни?».

Нет, есть все доброе и хорошее, что когда- либо замечал художественный

глаз писателя.

С чьей точки зрения вы согласны?

Чтобы опровергнуть мнение Писемского, Н.С. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться до тех пор, пока не найдет хоть небольшое количество праведных.

Так и возникают очерки, рассказы, повести, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского.

Дети сами формулируют цель урока

Разберемся с понятиями


Очарованный - тот, кого околдовали.


Странник - человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.


Праведник - 1. Верующий человек, который живёт праведной жизнью.


2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.

Каков смысл слова праведник?

Кого называют праведниками?

(Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий – ДАЛЬ)

УШАКОВ: человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий.

Я выстроила смысловые ассоциации со словом праведник.

Согласны ли со мной?

Праведник: правда, добро, бескорыстие, честность, самопожертвование, скромность, душевность, человечность, отзывчивость, святость.

Возможно ли праведничество в наши дни?

Да, возможно. Обращение к теме праведничества еще более важно и актуально сегодня, в наши дни, время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, аномалия.

Знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками? 4.Диспут «Положительный или отрицательный герой Флягин»

Наша задача - проанализировать повесть «Очарованный странник» и выделить те черты русского национального характера, которые заметил и отразил сам автор, причём как положительные, так и отрицательные


Учитель: ХАРАКТЕР в психологии определяется как совокупность качеств человека.

В художественном произведении ХАРАКТЕР рисуется автором и является основой образа. Средства создания характера героя:

Ученик:

  • Портрет
  • Речь
  • Действия
  • Взаимоотношения с другими персонажами
  • Внутренние монологи

Давайте обратимся к главному герою.

При каких обстоятельствах происходит знакомство с героем Н.С. Лескова?

Найдите описание внешности Ивана Флягина.

Каким рисует Лесков своего героя.

Прокомментируйте (Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Флягина с легендарным богатырем с И. Муромцем. Это исполинская физическая сила и мощь, мы видим в нем типического простодушного доброго русского богатыря. Хотя перед нами лишь описание внешности, нам представляется вся широта души этого человека)

Внешний вид не соотносится с его образом жизни.

А каким вы представляете его?

Что вы можете сказать об имени, отчестве, фамилии Ивана Северьяновича Флягина?

(Имя Иван сближает его с Иваном- дураком, Иваном- царевичем, которые проходят через разные испытания. Отчество Северьянович в переводе с латинского означает «суровый» и отражает определенную сторону характера.

Фамилия указывает, с одной стороны, на склонность к загульному образу жизни, но, с другой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника- как чистого сосуда Божьего).

Таким образом, имя, отчество, фамилия героя оказываются значимыми.

Что узнаем о его происхождении?

(объявляется молитвенным сыном у матери, которого она обещала Богу:

«от родительницы своей…». С самого рождения предназначен для служения Богу).

Чем занимается герой в начале повести?

Итак, перед нами в начале повести крепостной форейтор.

Каков же он, крепостной форейтор, Голован – добрый или злой человек?

(Чувства Флягина в этот период еще не развиты, первобытны, инстинктивны.

Бессознательная потребность деятельности толкает его на самые противоположные поступки: рядом оказываются убийство монаха и спасение господ).

О чем сообщает ему монах, являясь ему в видении?

(требует выполнить обещание матери и пойти в монастырь. Но герой уклоняется от своего предназначения и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Монах предсказывает его судьбу: будешь ты погибать…).

Какова была причина, побудившая его к долгому странничеству?

(Иван Флягин не мог избавиться от заклятья убитого им монаха, т.к. это наказание за совершенный грех убийства. Предсказание стало судьбой героя:

«…и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб».

Перед И.Флягиным, как и перед любым богатырем, стоит выбор дороги:

куда пойти?

Русский сказочный, былинный, реальный странник рано или поздно оказывается на распутье.

Перед И. Флягиным- бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предначертано ему судьбой. А суждены ему страшные испытания, страдания.

Рассмотрим, что пришлось испытать на своем пути И.Флягину, в этом нам поможет групповая работа

2. Чем занимался Иван Северьянович?


3. Сам ли он выбрал своё призвание?


4. Как крепостное право повлияло на формирование судьбы Флягина?


5. Однажды Иван Северьянович, будучи маленьким, послужил причиной смерти монаха, и этот монах пришёл к нему во сне и сказал, что мама обещала его при рождении Богу. Но Иван Северьянович не поверил сну и не был готов идти в монастырь. И было ему предсказание, что много раз он будет на краю смерти, но не погибнет, пока не придёт в монастырь.
Итак, как дальше сложилась его судьба, и какие черты характера были сформированы.


- чтение отрывка из 2 главы

. Иван Флягин попадает на службу к барину

Слово 1-й группе – Рассказ о службе в няньках.

Как озаглавили эпизод?

Почему барин принимает Флягина на эту необычную службу?

(Нет ничего, что бы он не умел делать, даже поляк говорит: «Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится»).

Каково отношение Ивана к ребенку?

Почему отдает ребенка?

Как проявляется характер героя в этом эпизоде?

(любовь к детям, природная доброта, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в И.С. огромная доброта. Мы узнаем эту черту, когда он становится нянькой. Он по- настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал, в обращении с ней он нежен, заботлив)

Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые под влиянием мгновенного озарения проникает в чувства матери, и невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, впервые принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека.

Путь героя продолжается. Флягин попадает на Пензенскую ярмарку.

Что происходит с героем здесь?

Какие испытания преподнесла ему судьба?


6. Какие же черты характера проявил Иван Северьянович в этом эпизоде?


Смелость, отвага, умение быстро принимать решение.
- чтение отрывка из 4 главы.

Слово 2-й группе- Битва с татарином. Наперепоп.

В чем смысл этого эпизода в сюжетной структуре повести?

Какова истинная причина, заставившая И.Флягина решиться на мучительный поединок с татарином?

Какие новые свойства личности открываются в этом эпизоде?

(гордость, слепой азарт, совестливость, любовь к животным, демонстрирует удаль, безрассудное удальство)

(причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.

Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Флягина не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда- нибудь ему придется его искупить.

Удальство и свобода чувств Флягина не знает границ. В этом эпизаде он демонстрирует свою удаль, когда сечет татарина.

Не чужд и красоте.

Скорее, он не столько понимает, сколько чувствует. Очень привязан к лошади. Ярко и живописно описывает лошадь: «Кобылица была, точно дивная…»

Говорит как- будто поэт, художник в душе. Из-за безрассудного удальства попадает в плен к татарам.


7. Что послужило причиной того, что Иван Северьянович стал разбойником?


8. Как можно прокомментировать поступок героя? Непримиримость, поддаётся чужому влиянию.


9. Что можно сказать о герое?


Импульсивный, азартный, умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает.


- чтение отрывка из 9 главы.


10. Как характеризуется герой в данном эпизоде? Свободолюбие, находчивость.


Обретя свободу, Иван Северьянович работает на рынке, помогая подбирать лошадей покупателям. Один князь предложил ему служить конэсером.


- чтение отрывка из 10 - 18 глав.


11. Как себя ведёт Флягин, общаясь с хозяином? Непринуждённо, без страха.


-чтение

Главы.


12. Умеет ли Иван Северьянович ценить женскую красоту? В чём отличие его оценки и оценки князя?


Умеет искренне ценить красоту, не измерять её деньгами, сострадать, служит причиной смерти цыганки.


После трагической смерти цыганки, причиной которой невольно послужил Иван Северьянович, он решил сдаться властям. Но по пути встречает пожилую семейную пару, у которых забирают в солдаты единственного сына. Флягин решил идти вместо него, пожалев стариков.


- чтение отрывков из 19 главы.


13. Как себя ведёт герой, попав на войну?


14. Почему он признаётся в убийстве?


Смелый, отчаянный, способный на самопожертвование.


6. Подведение итогов.


Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось, какие черты характера русского человека нам
удалось выделить
1. Человек огромного роста с открытым лицом, интересный, лет за
50,богатырь, человек, много видевший. Смелый, отважный, умеет быстро
принимать решение. Умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает. Свободолюбие, находчивость. Непринуждённость, бесстрашие. Способен на

самопожертвование.


2. Поддаётся чужому влиянию. Импульсивный, азартный. Уходит в запои,
послужил причиной гибели нескольких людей. Непримиримый.

Слово 3-й группе- Жизнь в плену.

Чем отличается рассказ о жизни в плену от других рассказов героя?

Какие чувства впервые испытывает герой, оказавшись в условиях чуждого быта и чуждой природы?

Какие черты характера проявляются в этом эпизоде?

(тяга к свободе, любовь к родине)

Вывод: Видим как в плену он начинает испытывать тоску по Родине, он говорит:» домой хочется, тоска сделалась… Пейзаж помогает почувствовать особенность восприятия мира героем, его душевное состояние. И хотя он прожил в плену 10 лет, его тянуло на Родину.

Он за это время так и не сумел привыкнуть к степям. Он убегает из плена, как только у него появилась такая возможность.

Как все богатыри, И. Флягин горячо любит свою Родину.

Что для русского человека всегда имеет большое значение?

(Вера. Поэтому Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку и начинал молиться. Так молишься- говорит Флягин- что даже снег под коленками протает и где слезы паджали- утром травку увидишь»

Только любовь к Родине, к Богу, христианское смирение спасают Ивана от гибели.

Возвращение на Родину. Слово 4-й группе

Как складывается судьба героя, впервые получившего «законную бумагу» и почувствовавшего себя свободным человеком?

(Идет на службу к князю и занимается любимым делом- он конэсер.

«нет, Иван, служи у меня. Тоскует, чувствует себя никому не нужным, не может себя найти, одинок в этом мире».

Какая беда приключилась с Иваном Флягиным?

(неожиданное обретение свободы оборачивается новыми испытаниями: герой постепенно втягивается в то привычное, повседневное пьянство, которое уже стало бичом России. Только случайность спасает его от гибели).

Что помогло ему избавиться от пагубной страсти?

(рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила магнетизера. При всей комической несообразности лечения Флягина от запоя магнетизер освобождает Флягина от запойной страсти, открыв ему «красу природы совершенство»).

Перед какими новыми испытаниями ставит автор своего героя.

Слово 5-й группе - Испытание любовью.

Описание Груши.

Почему Флягин убивает Грушу?

Готов ответить за убийство Груши?

(он помогает Груше совершить самоубийство, т.к. понимает, что дальнейшая ее жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление И.Флягин берет на себя. Он готов ответить за свой поступок и искупить его.

Какие черты характера проявляются в этом эпизоде?

Вывод: Благодаря встрече с цыганкой Грушей, герой, для которого не было на свете ничего выше красоты и совершенства лошади, открывает колдовскую силу женской красоты над человеческой душой.Познает красоту, женская красота его очаровывает.

Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его. Мы видим здесь, что Иван может понимать, любить и сочувствовать. Он готов пойти на преступление, чтобы спасти ее душу.

Ответственность за преступление берет на себя, готов ответить за свой поступок и искупить его.

Иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее появляется тогда, когда герой духовно дорастает до личной ответственности перед другими людьми.

Что меняется в жизни и судьбе героя после смерти любимой Грушеньки?

(Иван очень сильно переживал гибель Груши. После смерти цыганки бредет неизвестно куда, погруженный в думы, как бы ему постраждовать.

На пути он встречает старика и старуху и идет вместо их сына 15 лет воевать на Кавказе. За военные подвиги его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему «за народ очень помереть хочется»- это символизирует главное свойство русского человека: готовность пострадать за других, умереть за Родину»)

Каким видим героя в конце повести?

(в конце повести Иван оправдан, очищен от грехов Он стал послушником, как и предрекал умирающий монах. Происходит постепенное очищение души героя, он обретает народную мудрость.

Настало время подводить итоги нашей работы.

Почему И.Флягина можно назвать праведником?

И.Ф. проходит путь от греха к покаянию и искуплению вины. Отказался от эгоистических побуждений.полностью посвящает себя людям. Ему присущи такие черты как: широта натуры, готовность заступиться за обиженных, чувство сострадания, патриотизм – черты, отражающие светлые стороны народного характера.

Через сострадания и помощь людям он духовно совершенствуется.

Каков смысл названия повести?

Странник – тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.

Жизнь для Флягина – чудо, очарование. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он стал: это его интерес ко всему живому, привязанность к ребенку, восхищение мужеством и духовной силой татар в поединке, очарование красотой женщины, выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.

Ваше отношение к герою?

Вывод: в «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах жизни тип «русского праведника».

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят, творят добро для самого добра.

Таким образом, Н.С.Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь нуждающимся, любовь к своему народу. Родине. Это основные черты русского национального характера.

ЗАДАНИЕ:

Написать мини - сочинение: «Нужны ли праведники сегодня?»


Страстная натура или больная душа

в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Урок литературы в 10 кл.

Учитель Шулепова Ирина Анатольевна

Дидактическая цель : способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные :

Знать понятие «очерк»;

Сравнивать героев разных произведений;

Давать оценку поступкам героев;

Анализировать текст художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные :

Находить в тексте нужную информацию;

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные :

Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;

Формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные :

Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Корректировать собственные ответы.

Личностные:

Развивать смыслообразование;

Формировать художественный вкус;

Развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;

Воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;

Воспитывать гражданские, нравственные качества личности.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Есть счастье праведное, есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное все перешагнет .

Лесков «Несмертельный Голован».

Бойся человека, Бог которого на небе .

Б.Шоу.

Организация урока.

1.Вступительное слово учителя.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

2.Жанровое своеобразие .

Дайте определение очерка.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

3. Семантика названия, его осмысление.

Первая часть названия относит нас к трагедии Шекспира «Макбет»

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.

Вывод : Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия.Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.

Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие - действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета - это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней - это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.

В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией).

Вывод по названию : автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.

4.Анализ очерка.

Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)

Ставим проблемный вопрос урока: «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?»

Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.

(«характер был пылкий», т.е. страстный, она привыкла к простоте и свободе)

(текст – начало, 1 абзац)

Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.

Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).

Вывод : в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.

Виновата ли в этом Катерина Измайлова?

(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)

А страсть должна была найти свое проявление, ее пылкая натура должна была «развернуться во всю свою ширь»

С чего началась ее страсть?

(со встречи с Сергеем, с того, как ее взвешивали: «Диковина»)

Диковинная земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. А что говорит на это мужичок: «Разве тело наше тянет?»

Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).

Каков Сергей? Как себя ведет?

(внешность: «с дерзким красивым лицом»

Аксинья о Сергее: «Какой смелый!»

С Катериной Измайловой: «развязно прошептал Сергей»)

Вывод : он знает, что делает, чувствуется в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает

Ради чего? (ради денег, власти)

Какова Катерина Измайлова в любви?

Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.

Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?

(нет, страсть захватила её душу и перерастает пределы измены) «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова (см.эпиграф): “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.»

Через что перешагивает Катерина Измайлова?

(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)

Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).

По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.

Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, «зардевшись» - смущаясь, еще не отваживаясь на решительные поступки, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)

- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10: «Потрудись, Катеринушка…») – прочитайте.

Как поняли? (обереги отрока Божьего)

- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).

В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

- Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – “Божий дар”.)

Всмотритесь в репродукцию картины И.Глазунова «Мальчик». Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)

Арест Катерины – это укор за содеянное перед Богом. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом (гл. 12): «Наш народ набожный…»

Как антитеза звучат слова о Катерине Измайловой: «Испаскудилась…»

Вывод : нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.)

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она по-прежнему.)

Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).

Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)

Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты) . (Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

Какой цвет чаще встречается в описании природы?

Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

Какова символика пейзажной сцены?

Вариант 1.
Текст, гл. 6.
“Золотая ночь”, “рай”,
белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.
Символика.
Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”.

Вариант 2.
Текст, гл. 15.
“Безотраднейшая картина”, “ад”,
грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

Символика.
Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)

Вывод : через физическую боль человек приходит к осознанию, ощущению души. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».

Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.

5.Итог беседы-анализа.

Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

Как вы ответите на вопрос темы «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?» Аргументируйте.

6. Рефлексия .

Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?

Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.

Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! По-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.

Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…

И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления.

Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.

Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д. Д. Шостаковича Катерина Измайлова, написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя миры могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. .

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-правдоискатели, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие вечные истины о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. Жители огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они праведники, как их определяет сам Лесков. Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу. Читатель ясно представляет себе цель автора обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожерт – ^ вовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня Леди Макбет Мценского уезда, пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку. Это похоже на финал пьесы Островского , где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к праведникам и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой .

Класс: 10

Катерина Измайлова – “молния, порожденная
самим мраком и лишь ярче подчеркивающая
непроглядную темень купеческого быта.
В. Гебель.

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч
света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут
“Анна Каренина” предвещена – отмщение
“бесовской страсти”.
А. Аннинский.

Ход урока

Организация урока.

Вступительное слово учителя.

“Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликована в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

Любовь – это великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора. Помните Марьюшку из русской народной сказки “Перышко Финиста ясна сокола”? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из “Слова о полку Игореве”, которая “плачет на Путивле”, тоскуя о любимом! Или любовь Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”. Помните?

Я вас люблю –
К чему лукавить? –
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из “Грозы” Островского. Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в произведении Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

1. Осмысление названия.

Вопрос : В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира; Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.)

2. Проблемный анализ повести.

1) Обратимся к образу лесковской Катерины. Как же зародилась любовь – страсть? Слово Катерине Измайловой.

Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава.)

2) Что послужило причиной страсти? (Скука.)

3) Катерина в “Грозе” Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была Катерина Львовна? (Глава 2.)

4) У короля Макбета есть слова (тоже о решительности).

Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.

“Невмоготу” ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. (Умер свекор – о смерти человека – походя. Это страшно.)

6) Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Главы 4, 6.)

7) “Она обезумела от своего счастия”. Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное”. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.

Вопрос: Какое счастье у Катерины Львовны? Почему?

(Счастье “грешное”. Она перешагнула. Второе убийство с тем же спокойствием.)

Рассказать об убийстве мужа (главы 7–8).

8) По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость. Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует” (носит ребенка под сердцем) – все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти верна другая Катерина – из “Грозы” Островского.

Вопрос: Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них – “не прелюбодействуй”; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить – совесть не позволила.)

Вопрос: А Катерина Измайлова? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

9) Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

10) Таким образом, сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10) – прочитайте.

Вопрос: Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

Вопрос: Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем”. (Шекспир.)

11) В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

Вопрос : Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: “Федор в переводе с греческого – “Божий дар”. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом. (гл. 12.))

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

12) Чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева “Две силы есть”.

13) Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она ведь по-прежнему.)

14) Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

Вопрос: Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

15) Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

16) А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.)

17) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Вопрос: Можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

18) Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты).

(Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

  1. Какой цвет чаще встречается в описании природы?
  2. Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?
  3. Какова символика пейзажной сцены?

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

19) Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине (гл. 15).

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского.

Задание: Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского.

(Катерина Островского, по мнению Добролюбова, “луч света в темном царстве”. А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова – “молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта”.
В. Гебель

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”.
Л. Аннинский.

Вопрос: Кто из исследователей более глубоко “вчитался” в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л.Аннинский. Ведь он увидел “фонтан крови” не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

Итоги, обобщение.

1. Кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или…?

Допишите.

Чтобы ответить, решите, чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, ее душа не в состоянии вынести ее, т. е. остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)

(Учащиеся дописывают вопрос: “Страстная натура или больная душа?”)

2. Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

3. Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно мне кажется верным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.Тютчев. (Чтение стихотворения Ф.Тютчева “Союз души с душой родной”.)

Домашнее задание: написать сочинение-размышление

  1. “Поединок роковой” (драма любви Катерины Измайловой).
  2. “Зеркало души – ее деянья”. (В.Шекспир.) (На выбор одну тему.)


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх