Чему посвящена симфония номер 3 бетховена. «Героическая» симфония Бетховена

Уже будучи автором восьми симфоний (то есть вплоть до создания последней, 9-й), на вопрос, какую из них он считает лучшей, Бетховен называл 3-ю. Очевидно, он имел в виду ту основополагающую роль, которую сыграла эта симфония. «Героическая» открыла не только центральный период в творчестве самого композитора, но и но-вую эпоху в истории симфонической музыки - симфонизм XIX века, тогда как первые две симфонии в большой мере связаны с искусством XVIII века, с творчеством Гайдна и Моцарта.

Известен факт предполагаемого посвящения симфонии Наполеону, которого Бетховен воспринимал как идеал народного вождя. Однако, едва узнав о провозглашении Наполеона императором Франции, композитор в гневе уничтожил первоначальное посвящение.

Необычайная образная яркость 3-й симфонии побуждала многих исследователей к поискам в ее музыке особого программного замысла. Вместе с тем, связи с конкретными историческими событиями здесь нет - музыка симфонии обобщенно передает героические, свободолюбивые идеалы эпохи, саму атмосферу революционного времени.

Четыре части сонатно-симфонического цикла - это четыре действия единой инструментальной драмы: I часть рисует панораму героической битвы с ее напором, драма-тизмом и победным торжеством; 2 часть развивает героическую идею в трагическом плане: она посвящена памяти павших героев; содержание 3 части - это преодоление скорби; 4 часть - грандиозная картина в духе массовых празднеств французской революции.

Многое роднит 3-ю симфонию с искусством революционного классицизма: гражданственность идей, пафос героического подвига, монументальность форм. По сравнению с 5-й симфонией, 3-я более эпична, она рассказывает о судьбах целого народа. Эпический размах отличают все части этой симфонии, одной из самых монументальных во всей истории классического симфонизма.

1 часть

Поистине грандиозны пропорции I-й части, которую А.Н. Серов назвал «орлиным аллегро». Главная тема (Es-dur, виолончели), предваряемая двумя мощными аккордами оркестрового tutti, начинается с интонаций обобщенных, в духе массовых революционных жанров. Однако уже в 5 такте широкая, привольная тема словно наталкивается на препятствие - альтерированный звук « cis », подчеркнутый синкопами и отклонением в g-moll. Это вносит в мужественную, героическую тему оттенок конфликтности. Кроме того, тема чрезвычайно динамична, она сразу дается в процессе бурного развития. Ее строение подобно нарастающей волне, устремленной к кульминационной вершине, которая совпадает с началом побочной партии. Такой «волновой» принцип выдержан во всей экспозиции.

Побочная партия решена очень нетрадиционно. В ней не одна, а целая группа тем. Первая тема совмещает функции связующей (тона льная н еустойчивость) и побочной (соз-дание лирич еского контраста главной теме). 3-я побочная родственна первой: в той же тональности B-dur, и такая же напевно - лирическая, хотя при этом более просветленная и мечтательная.

2-я же побочная тема контрастирует крайним. Она имеет героико - драматический характер, пронизана стремительной энергией. Опора на ум. VII 7 придает ей неустойчивость. Контраст усилен тональными и оркестровыми красками (2 побочная тема звучит в g - moll у струнных, а I и 3 - в мажоре у деревянных - духовых).

Еще одна тема, ликующе-приподнятого характера, возникает в заключительной партии. Она родственна как главной партии, так и победным образам финала.

Подобно экспозиции разработка многотемна, в ней получают развитие почти все темы (отсутствует только 3- я побочная тема, наиболее напевная, и как бы взамен появляется печальная мелодия гобоев, которой не было в экспозиции). Темы даны в конфликтном взаимодействии друг с другом, их облик глубоко изменяется. Так, например, тема главной партии в начале разработки звучит мрачно и напряженно (в минорных тональностях, нижнем регистре). Чуть позже к ней контрапунктически присоединяется 2-я побочная тема, усиливая общую драматическую напряженность.

Другой пример - героическое фугато , ведущее к генеральной кульминации, основанное на I-й побочной теме. Ее мягкие, плавные интонации сменяются здесь широкими ходами на сексту и октаву.

Сама генеральная кульминация построена на сближении различных мотивов экспозиции, содержащих элемент синкопы (двухдольные мотивы в трехдольном размере, резкие аккорды из заключительной партии). Переломным моментом драматургического развития становится появление темы гобоев - совершенно нового эпизода в рамках сонатной разработки. Именно эта нежная и печальная музыка становится результатом предшествующего мощного нагнетания. Новая тема звучит дважды: в e-moll и f-moll, после чего начинается процесс «восстановления» образов экспозиции: главная тема возвращается в мажор, линия ее выпрямляется, интонации становятся решительными и наступательными.

Интонационные изменения в главной теме продолжаются в репризе . Уже во втором проведении начального ядра исчезает нисходящая полутоновая интонация. Вместо нее дается подъём к доминанте и остановка на ней. Меняется и ладотональная окраска темы: вместо отклонения в g-moll сияют яркие мажорные крас-ки. Как и разработка, кода I части - одна из самых грандиозных по объему и драматически напряженных. Она в более сжатом виде повторяет путь разработки, но итог этого пути иной: не скорбная кульминация в миноре, а утверждение победного героического образа. Заключительный раздел коды создает атмосферу народного торжества, радостного по-рыва, чему способствует насыщенная оркестровая фактура с гулом литавр и фанфарами меди.

2 часть

II часть (c-moll) - переключает образное развитие в область высокой трагедии. Композитор назвал ее «Похоронным маршем ». Музыка вызывает целый ряд ассоциаций - с траурными шествиями французской революции, картинами Жака Луи Давида («Смерть Марата»). Основная тема марша - мелодия скорбного шествия - сочетает риторические фигуры возгласа (повтор звуков) и плача (секундовые вздохи) с «толчкообразными» синкопами, тихой звучностью, минорными красками. Траурная тема чередуется с другой, мужественной мелодией в Es-dur, которая воспринимается как прославление героя.

Композиция марша опирается на характерную для этого жанра сложную З х -частную форму с мажорным светлым трио (C-dur). Однако 3 х -частная форма наполняется сквозным симфоническим развитием: реприза, начавшись с обычного повторения начальной те-мы, неожиданно поворачивает в f - moll, где разворачивается фугато на новой теме (но родственной основной). Музыка наполняется огромным драматическим напряжением, нарастает оркестровая звучность. Это кульминация всей части. В целом объем репризы вдвое больше I части. Еще один новый образ - лирическая кантилена - появляется в коде (Des - dur): в музыке граждан-ской скорби слышится « личная» нота.

3 часть

Самый яркий контраст во всей симфонии - между Траурным маршем и следующим за ним Скерцо , народные образы которого подготавливают Финал. Музыка скерцо (Es-dur, сложная 3х-частная форма) - вся в непрестанном движении, порыве. Его основная тема - быстро не-сущийся поток волевых призывных мотивов. В гармонии - обилие остинатных ба-сов, органных пунктов, образующих оригинально звучащие квартовые созвучия. Трио наполнено поэзией природы: фанфарная тема трех солирующих валторн на-поминает сигналы охотничьих рогов.

4 часть

IV часть (Es-dur, двойные вариации) - это кульминация всей симфонии, утверждение идеи всенародного торжества. Лаконичное вступление звучит героическим призывом к борьбе. После бурной энергии этого вступления 1- я тема вариаций воспринимается особенно таинствен-но, загадочно: неясность ладового наклонения (отсутствует тоническая терция), почти постоянное рр , паузы, прозрачность оркестровки (струнные в унисон pizzicato) - все это создает атмосферу недосказанности, неопределенности.

До появления 2- й темы финала Бетховен дает две орнаментальные вариации на 1- ю тему. Их музыка производит впечатление постепенного пробуждения, «расцветания»: оживляется ритмическая пульсация, фактура последовательно уплотняется, при этом мелодия перемещается в более высокий регистр.

2-я тема вариаций имеет народный, песенно-танцевальный характер, она звучит у гобоев и кларнетов светло и радостно. Одновременно с ней в басу, у валторн и низких струнных звучит 1- я тема. В дальнейшем обе темы финала звучат то одновременно, то порознь (1-я чаще в басу, как тема basso ostinato). Они подвергаются образным трансформациям. Возникают ярко контрастные эпизоды - одни разработочного характера, другие настолько обновлены интонационно, что производят впечатление совершенно самостоятельных по тематизму. Яркий пример - g-moll-ный героический марш на 1- й теме в басу. Это центральный эпизод финала, олицетворение образа борьбы (6 вариация). Другой образец - 9-я вариация, основанная на 2 теме: медленный темп, тихая звучность, плагальные гармонии совершенно изменяют ее. Сейчас она восприни-мается как олицетворение возвышенного идеала. В музыку этого хорала включается и новая нежная мелодия гобоя и скрипок, близкая романтической лирике.

Структурно и тонально вариации сгруппированы таким образом, что в вариационном цикле можно усмотреть сонатные закономерности: 1-я тема воспринимается как главная партия , две первые вариации - как связующая , 2-я тема -как побочная (но в основной тональности). Роль разработки выполняет вторая группа вариаций (с 4 по 7), которая отличается использованием побочных тональностей с преобладанием минора и применением полифонического развития (4-я, c-moll-ная вариация представляет собой фугато).

С возвращения основной тональности (8-я вариация, еще одно фугато) на-чинается репризный раздел. Здесь достигается генеральная кульминация всего вариационного цикла - в 10 вариации, где возникает образ грандиозного лико-вания. 2-я тема звучит здесь "во весь голос", монументально и торжественно. Но это еще не итог: в преддверии ликующей коды происходит неожиданный трагедийный «срыв» (11-я вариация, перекликающаяся с кульминацией Траурного марша). И только после этого кода дает окончательный жизнеутверж-дающий вывод.

7 апреля 1805 года в Вене состоялась премьера Третьей симфонии Людвига ван Бетховена — произведения, которое музыкант посвятил своему кумиру Наполеону , но вскоре «вычеркнул» из рукописи имя полководца. С тех пор симфония называется просто «героической» — под таким именем знаем её и мы. АиФ.ru рассказывает историю одного из самых популярных сочинений Бетховена.

Жизнь после глухоты

Когда Бетховену исполнилось 32, он переживал тяжёлый жизненный кризис. Тинит (воспаление внутреннего уха) практически лишил композитора слуха, и он не мог смириться с таким поворотом судьбы. По совету врачей, Бетховен переехал в тихое и спокойное место — небольшой городок Хайлигенштадт, но вскоре осознал, что его глухота неизлечима. Глубоко разочарованный, отчаявшийся и находящийся на грани самоубийства композитор написал послание братьям, в котором рассказал о своих страданиях — сейчас этот документ называют его хайлигенштадтским завещанием.

Однако спустя месяцы Бетховен смог преодолеть депрессию и снова отдаться музыке. Он начал писать Третью симфонию.

«Этот — тоже обыкновенный человек»

Людвиг ван Бетховен. Гравюра из коллекции французской Национальной библиотеки в Париже. Не позднее 1827 года. Фото: www.globallookpress.com

Приступая к работе, композитор признавался друзьям, что возлагает на свой труд большие надежды — прежними произведениями Бетховен не был абсолютно доволен, поэтому «сделал ставку» на новое сочинение.

Такую важную симфонию автор решил посвятить исключительному человеку — Наполеону Бонапарту, который в то время был кумиром молодёжи. Работа над произведением велась в Вене в 1803-1804 году, а в марте 1804-го Бетховен закончил свой шедевр. Но спустя пару месяцев произошло событие, которое значительно повлияло на автора и заставило его переименовать сочинение, — Бонапарт взошёл на престол.

Вот как вспоминал тот случай другой композитор и пианист, Фердинанд Рис : «Как я, так и другие его (Бетховена ) ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово «Буонапарте», а внизу: «Луиджи ван Бетховен», и ни слова больше… Я был первым, принёсшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: „Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“» После этого композитор разорвал титульный лист своей рукописи и дал симфонии новое заглавие: «Eroica» («Героическая»).

Революция в четырёх частях

Первыми слушателями симфонии стали гости на вечере князя Франца Лобковица , мецената и покровителя Бетховена — для них произведение исполнили в декабре 1804 года. Спустя полгода, 7 апреля 1805-го, сочинение представили широкой публике. Премьера прошла в театре «Ан дер Вин», и, как потом писала пресса, композитор и зрители остались недовольны друг другом. Слушатели сочли симфонию слишком длинной и сложной для восприятия, а Бетховен, который рассчитывал на громкий триумф, даже не кивнул аплодирующему залу.

Сочинение (на фото титульный лист Симфонии № 3) действительно отличалось от того, к чему привыкли современники музыканта. Свою симфонию автор сделал четырёхчастной и постарался «нарисовать» звуками картины революции. В первой части Бетховен изобразил напряжённую борьбу за свободу во всех красках: здесь и драматизм, и упорство, и ликование победы. Вторая часть, которая называется «Похоронный марш», более трагична — автор скорбит о павших во время сражения героях. Затем звучит преодоление скорби, а завершает всё грандиозное торжество в честь победы.

Траурный марш для Наполеона

Когда Бетховен написал уже девять симфоний, его нередко спрашивали, какую он считает своей любимой. Третью, неизменно отвечал композитор. Именно после неё в жизни музыканта начался этап, который сам он называл «новый путь», хотя оценить творение по достоинству современники Бетховена так и не смогли.

Говорят, когда Наполеон скончался, 51-летнему композитору задали вопрос: не хочет ли он написать траурный марш в память об императоре. На что Бетховен нашёлся: «Я уже это сделал». Музыкант намекал на «Похоронный марш» — вторую часть своей любимой симфонии.

Людвиг ван Бетховен Симфония №3 «Героическая»

Третья симфония Бетховена «Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора. Узнать интересные факты, прочитать, как создавалось легендарное сочинение, а также послушать произведение можно на нашей странице.

История создания и премьеры

Сочинение третьей симфонии Бетховеном началось сразу после окончания второго симфонического произведения в тональности ре мажор. Тем не менее многие известные зарубежные исследователи считают, что ее написание началось задолго до премьеры второй симфонии. Для данного суждения есть видимые доказательства. Так, темы, используемые в 4 части, заимствованы из 7 номера в цикле «12 контрдансов для оркестра». Сборник был издан в 1801 году, а сочинение третьего по счету крупного симфонического произведения началось в 1804 году. 3 первых части имеют заметное сходство с темами из 35 опуса, которые включает в себя большое количество вариаций. Две страницы первой части заимствованы из «Виельгорского Альбома», сочиненного в 1802 году. Многие музыковеды также отмечают заметное сходство первой части с увертюрой к опере «Бастьен и Бастьена» В.А. Моцарта . При этом мнения, касающиеся плагиата на данный счет, различны, кто-то говорит, что это случайное сходство, а кто-то, что Людвиг намерено взял тему, слегка ее видоизменив.

Первоначально, композитор посвятил данное музыкальное произведение Наполеону. Он искренне восхищался его политическими взглядами и убеждениями, но длилось это лишь до тех пор, пока Бонапарт не стал Французским императором. Данный факт полностью перечеркнул образ Наполеона, как представителя антимонархии.

Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение.

Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».

С осени 1803 до 1804 года, Людвиг занимался созданием партитуры. Впервые слушатели смогли услышать новое творение автора через несколько месяцев после окончания в замке Айзенберг в Чехии. Премьера в столице классической музыки Вене состоялась 7 апреля 1805 года.

Примечательно, что из-за того, что в концерте состоялась премьера еще одной симфонии другого композитора, то публика не смогла однозначно отреагировать на композицию. При этом большинство критиков высказали положительное мнение на симфоническое произведение.

Интересные факты

  • Когда Бетховену сообщили о смерти Наполеона, он усмехнулся и сказал, что написал «Траурный марш» к этому случаю, имея в виду вторую часть 3 симфонии.
  • Прослушав данное произведение, Гектор Берлиоз был в восторге, он писал, что большая редкость услышать совершенное воплощение печального настроения.
  • Бетховен был большим поклонником Наполеона Бонапарта. Композитора привлекала приверженность к демократии, и первоначальное желание препятствовать монархическому строю. Именно этой исторической личности было первоначально посвящено сочинение. К большому сожалению, музыканта французский император не оправдал надежд.
  • При первом прослушивании публика не смогла оценить композицию, посчитав ее слишком длинной и затянутой. Некоторые слушатели в зале выкрикивали достаточно грубые фразы в сторону автора, один смельчак предложил один крейцер, чтобы концерт уже скорее закончился. Бетховен был в бешенстве, поэтому отказался выходить на поклон к столь неблагодарной и необразованной публике. Друзья утешали его, тем, что сложность и красоту музыки смогут понять лишь спустя несколько веков.
  • Вместо скерцо композитор хотел сочинить менуэт, но впоследствии изменил собственные намерения.
  • 3 симфония звучит в одном из фильмов Альфреда Хичкока. Обстоятельства, при которых воспроизводится музыкальный фрагмент, привели в гнев одного из ярых поклонников творчества Людвига ван Бетховена. В результате, человек, заметивший использование музыки в фильме, подал в суд на знаменитого американского кинорежиссера. Хичкок выиграл дело, так как судья не увидел ничего криминального в происшествии.
  • Несмотря на то, что автор разорвал первую страницу собственного труда, при дальнейшем восстановлении он не изменил ни одной ноты в партитуре.
  • Франц фон Лобковиц являлся лучшим другом, который во всех ситуациях поддерживал Бетховена. Именно по этой причине сочинение было посвящено князю.
  • В одном из музеев, посвященных памяти Людвига ван Бетховена, сохранились рукописи данного произведения.

Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:

  1. Allegro con brio отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз Наполеон).
  2. Траурное марш-шествие играет роль мрачной кульминации.
  3. Скерцо выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному.
  4. Финал – это праздничный, ликующий апофеоз. Победа за настоящими героями.

Тональность произведения Es-dur. В среднем прослушивание всего произведения занимает от 40 до 57 минут, в зависимости от темпа, выбранного дирижером.

Первая часть , изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Тональность основная, форма сонатное allegro.

Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Экспозиция включает в себя множество различных по тематическому складу тем. Так патетика сменяется нежными и светлыми образами, преобладающими в экспозиции. Подобный композиционный прием позволяет выделить кульминационный раздел в разработке, в котором и происходит борьба. В центре используется новая тема. Кода разрастается и принимается многими музыковедами, как вторая разработка.

Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Форма произведения трехчастная репризная с трио в середине. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти. Реприза разворачивает для слушателя новые варианты первоначальной темы.

Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта, например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну. Часть написана в основной тональности.

Финал – это настоящий пир в честь победителя. Мощность и размашистость аккордов с первых тактов захватывают внимание слушателя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочной и приглушенности. Композитор мастерски варьирует материал, изменяя его, как ритмически, так и при помощи полифонических приемов. Подобное развитие настраивает слушателя для восприятия новой темы – контрданса. Именно эта тема подвергается дальнейшему развитию. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.

Использование музыки в кинематографе

Третья симфония Бетховена, безусловно, является яркой и запоминающейся музыкой. Это позволило многим современным кинорежиссерам и продюсерам использовать музыкальный материал в собственных работах. Стоит отметить, что композиция больше популярна в зарубежном кинематографе.


  • Миссия невыполнима. Племя изгоев (2015)
  • Благодетель (2015)
  • От Шефа (2015)
  • Девушки перед свиньями (2013)
  • Хичкок (2012)
  • Зеленый шершень (2011)
  • Рок и чипсы (2010)
  • Frankenhood (2009)
  • Солист (2009)
  • Когда Ницше плакал (2007)
  • Героика (2003)
  • Опус мистера Холланда (1995)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх