Какие произведения лескова упоминаются в биографической статье. Николай Семенович Лесков

Николай Лесков родился в 1831 году в Орловском уезде. Его отец окончил духовную семинарию, но пошел работать следователем в уголовную палату.

Начальное образование Николай Лесков получил в доме богатых родственников Страховых, потом учился в гимназии, но полного курса так и не прослушал. В своих воспоминаниях он называл себя «самоучкой». Юноша бросает учебу, и устраивается на работу в Орловскую уголовную палату. Туда Лесков был принят на должность помощника писца.

Детские годы Лесков провел в деревне. Именно здесь, общаясь с простыми крестьянами, он познает всю глубину неповторимого народного русского языка. Этот язык лег в основу его оригинального стиля изложения, который впоследствии и прославит литературные произведения Лескова.

Кормилец семьи

Во время своей работы в Орловской уголовной палате, Лесков много читает. Из-за этого он быстро стал вхож в круги местной интеллигенции.

Внезапная смерть отца ставит семью Лесковых на грань нищеты. Николай Семенович стал единственным кормильцем. Овдовевшая мать и шестеро малолетних детей стали его новой заботой. Молодой человек переезжает в Киев. И опять Лесков много читает, посещает лекции в университете и изучает польский и украинский языки.

В 22 года Лесков женится на дочери богатого киевского домовладельца Ольге Васильевне. Их совместная жизнь не была безоблачной. Через четверть века жена Николая Семеновича была помещена для душевнобольных, где и провела последние тридцать лет своей жизни. Николай Семенович постоянно навещал ее, вплоть до самой своей смерти.

В 1857 году Лесков устраивается на работу в частную коммерческую компанию, которая принадлежала родственнику по материнской линии, английскому предпринимателю А.Я. Шкоту. Его новая работа связана с частыми командировками. По делам торгового дома Лесков объездил всю Россию. Именно в своих путешествиях писатель почерпнул огромный материал для своего творчества.

В 1960 году компания, где работал Николай Семенович, закрылась. Он принимает решение переехать в Санкт-Петербург и всерьез заняться сочинительством.

Литературная деятельность

Первое художественное произведение Лескова было опубликовано в 1862 году. Это был рассказ «Погасшее дело». Ранние его произведения были написаны в жанре очерка, и сразу же стали популярны среди читателей.

Уже через год издаются первые две повести писателя – «Овцебык» и «Житие одной бабы».

Лесков был противником модного в ту пору . Он был уверен, что это новомодное течение противопоставляется традиционным христианским ценностям. Его знаменитая повесть «Леди Макбет Мценского уезда» и роман «На ножах» также содержат острую критику нигилизма.

Николай Семенович был потомком священнослужителей. Он придавал огромное значение и его роли в жизни России. Цикл рассказов «Праведники» повествует о честных и высокоморальных людях, которыми богата российская земля.

Произведения Лескова, которые вошли в золотой фонд русской литературы, написаны в необыкновенной художественной манере, которую современники называют лесковским сказом. «Воительница», «Очарованный странник», «Левша», «Запечатленный ангел» и другие его произведения написаны в форме сказа, где повествование ведется от первого лица.

Сблизившись со Львом Толстым, Лесков на закате своей жизни начинает переосмысливать христианскую веру. Он разочаровывается в православном духовенстве. Его поздние произведения наполнены горьким сарказмом по отношению к служителям культа.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии. Русский писатель, публицист, литературный критик. Отец Лескова – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомственная дворянка.

Детство Лескова прошло в Орле и в Орловской губернии; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. В 1847-1849 гг . Лесков служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850-1857 гг . занимал различные должности в Киевской казенной палате. В мае 1857 г . поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин А.Я. Шкот, муж тетки Лескова. С 1860 г . начал сотрудничать в петербургских газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблении и общественных пороках в современной России. В 1861 г . переехал в Санкт-Петербург. Приход Лескова в литературу из среды, далекой от профессионального писательского сообщества, а также впечатления провинциального быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его общественной и литературной позиции.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Лескова уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм, объективность повествования.

С 1862 г. Лесков – постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. Лескову были чужды социалистические идеи имущественного равенства: стремления к насильственным изменениям социального и политического строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.05.1862 г. в газете «Северная пчела» Лесков выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастии студентов к пожару в Санкт-Петербурге. Демократичная и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Лескова легло клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.

1864 г . – антинигилистический роман «Некуда».

1865 г . – роман «Обойденные», рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 г . – роман «Островитяне».

1867 г . – вторая редакция очерков «Русское общество в Париже».

1870-1871 гг . – второй антинигилистический роман «На ножах».

1872 г . – роман «Соборяне».

1872-1873 гг . – повесть «Очарованный странник».

1873 г . – повесть «Запечатленный ангел».

1876 г . – рассказ «Железная воля».

1883 г . – «Зверь».

1886 г . – сборник «Святочные рассказы».

1888 г . – рассказ «Колыванский муж».

1890 г . – незавершенный роман-иносказание «Чертовы куклы».

В рассказах конца 1870-х – 1880-х гг. Лесков создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты русского народного характера и одновременно выделены как натуры исключительные:

1879 г . – «Однодум».

1880 г . – «Несмертельный Голован».

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Лескова, в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881 г .).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя многие идеи его учений: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Лесков крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике современные общественные институты. В феврале 1883 г . Лесков уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874 года . Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика общественных норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894 ), повесть «Заячий ремиз» (1894, опублик. в 1917 ).

Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтичной поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Лескова, его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведенная им до виртуозной техники сказа предвосхитили многие опыты в литературе 20 века.

Ключевые слова: Николай Лесков, подробная биография Лескова, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, писатели 19 века

21.02.1895 (6.03 в 2018 г.). – Умер писатель Николай Семенович Лесков

Лесков: нигилисты, либералы, патриоты и евреи в его творчестве

(4.02.1831–21.02.1895). Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села и была образована фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич, служил заседателем Орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. Николай Семенович родился в селе Горохово Орловской губернии, в доме родственников по материнской линии Страховых, где гостила его мать, и он потом жил там до 8 лет, воспитываясь матерью в православной атмосфере.

Затем Николай стал жить с родителями в Орле и в имении Паньино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. В 1847 г., после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда. В 1849 г. по ходатайству родственника переводится помощником столоначальника рекрутского присутствия в Киев, где много занимается самообразованием в духе украинских социал-демократов: Т.Г. Шевченко и др. Был ранний неудачный брак, который впоследствии распался.

В 1857 г. переходит на службу агентом в частную фирму "Шкотт и Вилькинс", во главе которой стоял англичанин, женившийся на тетке Лескова. Дела компания вела по всей России, и Лескову как представителю фирмы довелось побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России, давшие множество впечатлений, послужили поводом для того, что Лесков с 1860 г. занялся литературным трудом, поначалу писал статьи и очерки под различными псевдонимами.

В этот период Лесков имел весьма оппозиционные либеральные воззрения. Даже в 1866 г. в полицейском отчете "О литераторах и журналистах" говорилось: "Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах". Но это было не совсем точно, так как нигилистом Лесков не был: «Социально-демократическая революция в России быть не может по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий и по неудобству волновать народ против того, кого он считает своим другом, защитником и освободителем». побудила его, как и многих других "шестидесятников", к отказу от революционных симпатий и утопий, которые угрожали не только устоям крепостного хозяйства, но и всему традиционному жизненному укладу и морали русского народа. Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставил идею личного совершенствования, развития культурных навыков в народе, проповедь "малых дел".

Поумнению помогла и поездка в 1862 г. за границу, где Лесков начал писать роман "Некуда", в котором отразил общественное движение 1860-х гг. в отрицательном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 г. под псевдонимом Стебницкий и вызвали негодование Писарева и всей "прогрессивной общественности". Затем последовал роман "На ножах" (1871), занимающий видное место в ряду так называемых "реакционных" романов той эпохи ("Марево" Клюшникова, "Взбаламученное море" Писемского, "Панургово стадо" , "Бесы" и др.). "Шестидесятников" Лесков изображает морально несостоятельными и безпочвенными. Эта тема была продолжена также в "Соборянах" (1872). Лесковские симпатии неизменно принадлежат людям, живущим патриархальным бытом. Он изображает их неподдающимися перенесенным с Запада социальным теориям, которые пользуются такой популярностью в столичных "салонах".

В следующих произведениях – "Запечатленный ангел" (1873), "Очарованный странник" (1873), "На краю света" (1876) и других – интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов. К этому периоду относится сближение Лескова с правыми кругами: славянофилами и журналом "Русский вестник", где он печатается в 1870-х годах. В 1874 г. Николай Семенович был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 г., благодаря положительному отзыву Императрицы Марии Александровны о романе "Соборяне", он был назначен членом учебного отдела Министерства государственных имуществ. Творчество Лескова в этот период рисует познавательную картину жизни дореформенной и пореформенной России, быта духовенства, чиновничества и крестьян, с обличением также невежества и бюрократии.

Однако духовный рост писателя в это время почему-то остановился. У Лескова неожиданно проявляются старые оппозиционные родимые пятна, проза все чаще приобретает черты памфлета и сатиры, как и его религиозность, что приводит к отходу от Православия и сближению с протестантом-гордецом ; его учение Лесков признает за "истинное христианство". "Мелочи архиерейской жизни", печатавшиеся в 1878-1883 гг. очерки из быта высшего духовенства, вызывают понятное неудовольствие министерского начальства, в результате чего Лесков увольняется "без прошения" из ученого комитета Министерства народного просвещения, в котором он служил с 1874 года. Этим ознаменовался разрыв Лескова с почвенниками и новое сближение с либеральными кругами, хотя и отчасти поправевшими в 1880-х годах. Искренне жаль Лескова, ибо его литературный талант мог бы дать не только социально-морализаторские, но и духовно зрелые православные плоды.

К этому периоду относится произведение, наиболее "секретное" и наименее украшающее биографию Лескова: "Еврей в России". Вот как описывает его историю современный еврей-литературовед :

«После того как на юге России в 1881-1882 гг. прошла волна погромов, царское правительство решило создать для рассмотрения причин произошедшего особую комиссию. Ее возглавил граф К. Пален. Вопрос стоял в следующей плоскости: являются ли погромы ответом "толпы" на эксплуатацию, которой якобы подвергали евреи окружающее население, и соответственно надо ли для устранения причины погромов пресечь экономическую деятельность евреев и отгородить их от прочего населения или надо решать еврейскую проблему на путях общего развития народной жизни, вовлекая евреев в общегражданский процесс... Стремясь участвовать в работе комиссии Палена и влиять на ее решения, еврейская община Петербурга решила подготовить соответствующие материалы, заказав нескольким писателям, евреям и неевреям, тематические разработки. Лесков был избран в качестве автора по теме "быт и нравы евреев" . Выбор Лескова в качестве автора был неслучаен, хотя и не лишен пикантности: автор "Владычного суда", "Жидовской кувырколлегии" и "Ракушанского меламеда" считался в этом вопросе признанным экспертом, однако не избежал и обвинений в антисемитизме, довольно, впрочем, темных и смутных как по причине их абсурдности, так и потому, что подобные обвинения бывает унизительно опровергать. В начале 1883 г. к Лескову явился с соответствующим предложением юрист П.Л. Розенберг. Лесков на его предложение согласился и засел за работу. К декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. 21 декабря 1883 г. текст был цензурован и отпечатан брошюрой в количестве 50 экземпляров, предназначенных не для продажи, а исключительно для комиссии Палена. Автор указан не был. На своем личном экземпляре Лесков сделал надпись: "Эту книгу, напечатанную с разрешения министра внутренних дел графа Дм. А. Толстого, написал Я, Николай Лесков, а представил ее к печати некий Петр Львович Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором". Экземпляр с этой надписью, переданный сыном писателя в архив, впоследствии пропал. Утрачены были практически и все 50 книжек тиража. Однако сведения о тексте проникли в печать: обсуждались и цитировались фрагменты из него в отчетах о работе комиссии. Узкий круг знал секрет авторства: сохранилось письмо Н. Лескову от , что тот прочел "Еврея в России" и что "по живости, полноте и силе аргументации" считает его лучшим по этому предмету трактатом, какой только знает. Однако сколько-нибудь широкому кругу читателей работа Н. Лескова осталась неизвестной: она не вошла не только ни в одно из прижизненных изданий его сочинений, но и в библиографические указатели его творчества. Русский писатель, выступивший в защиту евреев, остался при своей темной и смутной в этом отношении репутации...» (Л. Анненский).

Выводы Лескова в этой работе: евреи более «трудолюбивы, бережливы, чужды мотовства, празднолюбия, лености и пьянства», в сравнении с другими народами и прежде всего мечтательным малороссом, который «медлителен и не предприимчив». «Следовательно, нет ничего естественнее, что среди таких людей еврей легко добивается высшего заработка и достигает высшего благосостояния. Чтобы привести эти положения в большее равновесие, мы видим только одно действительное средство – разредить нынешнюю скученность еврейского населения в ограниченной черте его нынешней постоянной оседлости и бросить часть евреев к великороссам, которые евреев не боятся». Кроме того, «еврейство поставляет немало личностей, склонных к высокому альтруизму», к которым Лесков отнес и евреев-социалистов: «Путь их чаще всего – путь ошибок, но ошибок, вытекающих не из эгоистических побуждений, а из стремлений горячего ума "доставить возможно большее счастье возможно большему числу людей"...».

Эта работа Лескова уже после революции была издана евреями большим тиражом в США и затем несколько раз в Израиле. Комментарии излишни. Заметим лишь, что моралью "Талмуда" и "Шулхан аруха" Лесков не интересовался, поскольку отрабатывал заказ.

К достоинствам Лескова следует все же отнести особенности его художественной прозы. Чтобы заинтересовать читателя, с 1870-х гг. Лесков стремится к документализму и к экзотичности материала. Для своих рассказов писатель обращается к историческим мемуарам, архивам, используя старинные народные легенды, сказания, "прологи", жития, тщательно собирая фольклорный материал, ходячие анекдоты, каламбуры и словечки. Общепринятому литературному языку Лесков противопоставляет сказ и стилизацию. Почти во всех его рассказах повествование ведется через рассказчика, социальные особенности говора которого писатель стремится передать: «мои священники говорят по-духовному, мужики – по-мужицкому, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным». Одним из излюбленных приемов языка Лескова были искажения "умной речи" так называемой "народной этимологией", которую он сам же придумывал: мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник т.п. Это навлекало на него порою обвинения в "порче языка" и "оригинальничании".

Такая причудливость художественного письма вместе с сюжетной остротой сделали Лескова мастером рассказа, вносящим в "высокую" литературу элементы своеобразного изысканного лубка (см. в особенности "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", "Леон дворецкий сын", "Заячий ремиз" и др.). Эти особенности его стиля сближают Лескова с работой таких этнографов-беллетристов, как П. Якушкин, и др.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Многие писатели обнаруживали несовершенства и духовную шаткость в своей творческой биографии. Тем не менее лучшие их произведения обогащали русскую литературу и были любимы народом. Николай Семенович Лесков относится к числу таковых литераторов. Помещаем ниже отрывок из "Очарованного странника".

Очарованный странник
(Отрывок)

[Рассказ Ивана Северьяныча Флягина о том, как он был в плену у степных татар-кочевников.]

– ... Тосковал: очень домой в Россию хотелось.

– Так вы и в десять лет не привыкли в степям?

– Нет-с, домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую – все одинаково... Знойный вид, жестокий; ... и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Иван Северьяныч остановился, тяжело вздохнул от воспоминаний и продолжал:

– Или того хуже было на солончаках над самым над Каспием: ... на солончаке не приведи Господи никому долго побывать... У меня, спасибо, одна жена умела еще коневьи ребра коптить... Это еще ничего, сходнее есть можно, потому что оно по крайней мере запахом вроде ветчины отдает, но а на вкус все равно тоже поганое. И тут-то этакую гадость гложешь и вдруг вздумаешь: эх, а дома у нас теперь в деревне к празднику уток, мол, и гусей щипят, свиней режут, щи с зашеиной варят жирные-прежирные, и отец Илья, наш священник, добрый-предобрый старичок, теперь скоро пойдет он Христа славить, и с ним дьяки, попадьи и дьячихи идут, и с семинаристами, и все навеселе... Ах судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, и станет вдруг загнетать на печенях, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь. «Букву мёртвую блюдя... они здесь... Божiе живое дело губятъ»... и вдруг, как сегодня лавриты, переворвчивается на 180 градусов к тому, что исповедовал ещё вчера.

Возможно, как и Толстой стал особенно агрессивен по-отношению к правослваю, после уроков древних языков и изучения библейских текстов, которые ему читал раввин, возможно и на Лескова повлияли...

До какого скотства и гитлеризма мы упали. Господь спаси Русь!

Вы, лютеранцы давно уж упали. Не вам нашу Русь спасать.

мало картинок и фотографий

Не соврем верно автор указал значение работы Н.С. Лескова "Еврей в России". Следует внимательнее подходить к оценке творчества такого первоклассного писателя. Рассказ "Уха без рыбы" Н.С. Лесков до сих пор не переиздавался. Почему? А вот работа "Еврей в России" издавалась, изучалась и обсуждалась лесковедами. Лесков - гений нации русак. Читайте Лескова и стройте Святую Русь - Русскую республику. Москва - столица русака.

Лесков - гений нации русаков. Лесков никогда не принижал Православия. Все его творчество пронизано идеями Православия. Почитатели его творчества должны более внимательно относиться к его наследию. Лесков знал Талмуд, Библию и другие первоисточники по религиям мира, поэтому свернуть с истинного пути он не мог. Лесков не заблуждался, а постоянно искал и находился в поиске. Так что будьте любезны судить о нем более справедливо. Изучите письма, статьи, все рассказы и т.д. Любите Лескова. Ведь по словам Леонтьева -Лесков уж истинно православный писатель.

Русский писатель Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника. Мать происходила из дворянской семьи, и детство его было обычное дворянское детство. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу. Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, как и тетя Поля, сектанта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой , а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника.

Лесков: путь в литературу и из нее. Лекция Майи Кучерской

Его литературная работа началась с писания деловых отчетов для м-ра Шкотта, который не замедлил обратить внимание на содержавшиеся там здравый смысл, наблюдательность, знание народа. Николай Лесков начал писать для газет и журналов в 1860 г., когда ему было 29 лет. Первые статьи касались только практических, бытовых вопросов. Но вскоре – в 1862 г. – Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом.

То было время большого общественного подъема . Общественные интересы захватили и Лескова, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах , в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались «нигилисты » и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. На радикальную прессу это требование подействовало как разорвавшаяся бомба. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и «информирует» полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.

Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894

В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ (Овцебык ) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман Некуда (1864). Этот роман вызвал новые недоразумения с радикалами , которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В следующем своем романе, На ножах (1870–1871), Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов. Не «политические» романы создали Лескову настоящую славу. Слава эта основана на его рассказах. Но романы сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев , человек гениальный, хотя и сумасбродный. Но в 1864 году Григорьев умер, и всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики.

Популярность началась после публикации «хроники» Соборяне в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства, которые последовали за хроникой и печатались до самого конца 1870-х гг. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание высокопоставленных особ, в том числе супруги Александра II , императрицы Марии Александровны. Благодаря вниманию императрицы Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. В конце 70-х гг. он присоединился к кампании защиты православия против пиетистской пропаганды лорда Рэдстока. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, и даже его поддержка православия против протестантизма опиралась, как на главный аргумент, на демократическое смирение, которым оно отличается от аристократического индивидуализма «великосветского раскола», как он называл рэдстоковскую секту. Его отношение к церковным учреждениям никогда не было до конца покорным, и его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 1880-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете.

Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем . Измена консервативным принципам снова толкнула его к левому крылу журнализма, и в последние годы он сотрудничал в основном в журналах умеренно-радикального направления. Однако те, кто диктовал литературные мнения, о Лескове не высказывались и относились к нему весьма холодно. Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. Говорят, незадолго до смерти он сказал: «Теперь меня читают за красоту моих выдумок, но через пятьдесят лет красота поблекнет, и мои книжки будут читать только ради идей, которые там содержатся». Это было удивительно дурное пророчество. Теперь, более чем когда-либо, Лескова читают из-за несравненной формы, из-за стиля и манеры рассказа – меньше всего из-за его идей. В сущности, немногие из его поклонников понимают, какие у него были идеи. Не потому, что эти идеи непонятны, а потому, что внимание теперь поглощено совсем другим.

Соотечественники признают Лескова самым русским из русских писателей, который глубже и шире всех знал свой народ таким, каков он есть.

Николай Семёнович Лесков

Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть.

Д. П. Святополк-Мирский (1926)

В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим свойственником А. Скоттом.

Биография

Детство и юность

Николай Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец - выходец из духовной среды, позднее поступивший на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство. Мать - дочь обедневшего московского дворянина.

Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года семья переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в возрасте десяти лет Николай поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Судя по всему, причиной этому послужили отсутствие должного надзора и отвращение к заучиванию. Лесков обладал жаждой познания и обладал ярким темпераментом.

В 1847 году он занял должность канцелярского советника в палату уголовного суда, где трудился его отец.

В 1949 отец умер от холеры, после чего Лесков перевелся в палату в Киеве к дяде Алферьеву. До 1857 посещал лекции в вольном порядке в университете, изучал языки, религии, секты.

Женился Лесков в 1853 году на дочери коммерсанта Ольге Смирновой.

Карьера

С 1857 года Лесков работал в компании родственника в сфере сельского хозяйства и промышленности. У него часто были деловые поездки в Россию, поэтому он вникал в характер и быт жителей

В 1860 году в связи прекращением существования компании, в которой трудился, Николай вернулся в Киев. Там он начал заниматься литературой и журналистикой. Через 6 месяцев Николай переехал в Санкт-Петербург, остановившись у Вернадского.

Творчество

Только в 28 лет начал печататься. Но первый блин был комом: после его указаний на коррупцию, он сам же и потерял работу (его обвинили во взяточничестве).

Карьера Лескова как писателя началась в 1863. Кроме писание рассказов он также занимался и драматургией.

В 1865 году Лесков, будучи женатым (жена страдала психическим расстройством) начал сожительствовать с Бубновой Екатериной, которая родила ему сына.

Раннее творчество писателя можно отнести скорее к нигилистическому стилю, а под закат жизни Лесков перешел в остросатирический жанр, который не понравился публике цинизмом и прямотой.

Скончался Николай Лесков 5 марта 1895 года от приступа астмы, которой страдал последние пять лет жизни.

Книги автора:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх