Биография о композиторе бахе краткое содержание. Биография И.С

Самое интересное из жизни Баха – биография кратко для детей. Известные цитаты Баха. Все самое лучшее из биографии и творчества Баха.

Бах – биография кратко для детей

И. С. Бах (1685-1750 гг.) немецкий композитор, педагог, органист. За жизнь написал более тысячи музыкальных произведений.

Биография Баха кратко:

  • Родился 31 марта 1685 года.
  • Место рождения: г. Эйзенах, Германия.
  • Умер: 28 июля 1750 года.

В Эйзенахе в семье профессиональных музыкантов в 1685 году родился будущий великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Мальчик был одарен музыкальным слухом, поэтому с детства, по воле родителей, обучался музыке. Семья всячески сопутствовала развитию сына – старший брат, к примеру, учил младшего братишку игре на органе.

С 15 лет Бах жил в Люнебурге , где обучался вокалу, игре на разных музыкальных инструментах. Там же будущей звезде немецкой классике удалось познакомиться с музыкальными звездами того времени – известными композиторами, на чьи работы Бах равнялся.

В 16 лет Бах, под влиянием музыки кумиров, создал первое музыкальное произведение , сделавшее мальчика популярным. С 1700 года создавал свои органные произведения, делая шаг за шагом на пути музыкальной карьеры к независимости и славе.

С 1705 года И. Бах пишет музыку для церковного хора своего города, получая материальное вознаграждение. Постепенно слава об одаренном юноше распространялась среди ближайших городков – на концерты к Баху приходит все больше публики, жаждущей услышать очередное гениальное органное произведение.

В 1708 году Бах устраивается на постоянную работу церковным капельмейстером и композитором, увеличивает круг профессиональных контактов, знакомиться с бо́льшим числом талантливых деятелей, собирая вокруг себя окружение, пронизанное творческой, созидательной энергией.

Личная жизнь И. С. Баха

В 1707 году композитор женился на троюродной кузине, Марии Барбаре . В этом же году Бах меняет работу, переезжая с семьей в Веймар. Брак оказался на удивление удачным в первые года – жена родила композитору 6 детей, трое из которых, к сожалению, погибли в младенчестве. Дети от первого брака Баха также стали музыкантами.

В 1720 году умирает жена . Детей нужно было воспитывать, поэтому спустя год Бах вновь женится. Второй женой Баха стала молодая, ранее никому не известная певица, Анна Магдалина Вильгельм, которая стала звездой хора капельмейстера. Вторая жена родила Баху 13 детей.

С 1717 года Бах работал и творил под руководством герцога Анхальт-Кетенеского – нормальная практика для 18-19 ст. В период с 1717 по 1725 года рождаются сюиты, партии виолончели, композиции для оркестра.

В 1723 году Бах становится директором музыкальной школы в Лейпциге . Вплоть до конца жизни композитор был крайне востребованным – музыкальному таланту гения Баха всегда были рады зрители и покровители.

К концу жизни Бах постепенно терял зрение, поэтому последние фуги диктовал помощнику. Умер И. С. Бах 28 июля 1750 года в последнем городе, где работал, в Лейпциге.

Бах цитаты:

  • «Где есть благочестивая музыка, там всегда есть любезное присутствие Бога».
  • «Задача музыки – трогать сердца».

(Пока оценок нету)

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – ИЗБРАННИК МУЗЫКИ

Фамилия Бах и слово «музыкант» были в Германии несколько веков синонимами, ведь этот древний род дал миру 56 музыкантов, но лишь в пятом поколении родился тот, кому суждено было прославить фамилию, – . Его биограф позже писал, что творчество Иоганна излучало настолько яркий свет, что отблеск его попал на всех представителей фамилии. Этот человек стал гордостью своего отечества, казалось, будто само искусство музыки ему покровительствовало. Впрочем, при жизни великого композитора его вряд ли можно было считать избранником судьбы.

Под влиянием брата

На первый взгляд жизненный путь Иоганна Себастьяна Баха может показаться ничем особо не отличающимся от биографий других немецких музыкантов, которые жили в XVII-XVIII веках. Он появился на свет 1685 года в небольшом городке Эйзенах в Тюрингии. Бах рано осиротел – ему было всего 9 лет, когда не стало матери, а через год и отца. Его взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф, который был органистом в соседнем городе. Сначала Иоганн Себастьян учился музыке под руководством брата и школьных канторов, позже он переехал в нижнесаксонский город Люнебург, где посещал школу при церкви. Он овладел техникой игры на клавесине, скрипке, альте, органе, кроме этого, Иоганн Себастьян был певчим в хоре, а позже стал помощником кантора после мутации голоса.

Уже в юности Бах четко осознавал свое призвание в органной музыке. Он постоянно учился искусству импровизации на органе у лучших немецких мастеров того времени. Впоследствии эти навыки станут базой его мастерства. Стоит прибавить к этому и знакомство Иоганна Себастьяна с различными жанрами европейской музыки. Он участвовал в концертах придворной капеллы города Целле, которая отличалась своей любовью к французской музыке, побывал в Любеке и Гамбурге, имел возможность изучать в школьной библиотеке сочинения итальянских мастеров.

Молодой перфекционист

Иоганн Себастьян уже после школы был достаточно образованным и опытным музыкантом, но тяга к учению не покидала его на протяжении всей жизни. Его интересовало все, что могло хоть малость расширить профессиональный кругозор. Карьера Баха отличалась перфекционизмом и извечным стремлением к самосовершенствованию. Он вовсе не по воле случая занимал ту или иную должность, каждую ступень своей музыкальной иерархии (от органиста до кантора) заслужил упорством и трудом. И с каждым шагом музыкант-практик превращался в композитора, чьи творческие побуждения и свершения шагнули далеко за рамки тех целей, которые ставили перед Бахом.

В 1703 году он стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через несколько месяцев о нем заговорили, как о видном исполнителе. Затем Баха пригласили в Арнштадт занять должность церковного смотрителя органа. В церкви Святого Бонифация Иоганн Себастьян работал с хорошо настроенным инструментом, который расширял его исполнительские и композиторские возможности. В Арнштадте он написал немало органных произведений, но со временем у него возникли проблемы в общении с местными властями. Баха не устраивал уровень подготовки хоровых певчих, а местные чиновники выказали ему недовольство музыкальным сопровождением хорового исполнения, которое якобы смущает прихожан.

Многодетное семейство Баха

В Арнштадте Иоганн Себастьян влюбился в свою кузину Марию. Несмотря на родство, возлюбленные решили пожениться, но их семейный союз был недолгим. Мария прожила всего 36 лет, хотя родила композитору 7 детей. Лишь четверо из них выжили. Второй женой Баха стала Анна Магдалена, которая была на 16 лет его моложе. Но такая разница в возрасте не помешала Анне стать заботливой матерью для уже подросших детей супруга. Она подарила Иоганну Себастьяну еще 13 наследников, прекрасно справлялась с ведением домашнего хозяйства и искренне интересовалась достижениями мужа на музыкальном поприще.

В поисках перспектив

Когда Баху в 1706 году предложили стать органистом в Мюльхаузене, он без сомнений сменил место работы. Должность была выгодной и предоставляла Иоганну Себастьяну явно большие возможности, нежели в Арнштадте, однако оказалась недостаточной для того, чтобы способствовать развитию церковной музыки, как считал Бах. К этому времени он уже накопил обширный репертуар и, не видя для себя перспектив, написал магистрату города прошение об отставке.

Разносторонняя деятельность ждала Иоганна Себастьяна Баха в замковой церкви и капелле при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского. В Веймаре композитору удалось закончить несколько своих знаковых произведений – Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор, а также знаменитую «Органную книжечку» – руководство для начинающих органистов. Бах прославился далеко за пределами города, как знаток импровизации и лучший советчик по части сооружения органа. К веймарскому периоду относится и обросшее мифами несостоявшееся соревнование Иоганна Себастьяна с известным французским органистом Луи Маршаном, который решил уступить сопернику еще до встречи.

Опыт Веймара и Кетена

Мечта композитора о регулярном написании церковной музыки сбылась после его назначения вице-капельмейстером в 1714 году. По условиям договора, Бах должен был ежемесячно создавать новые произведения. Не менее активно Иоганн Себастьян проявлял себя в роли концертмейстера. Интенсивная музыкальная жизнь Веймара давала композитору возможность не просто близко знакомиться с европейской музыкой, но и творить под ее впечатлением. Он сделал органные обработки концертов , клавирные – Томазо Альбинони и Алессандро Марчелло.

В Веймаре Бах впервые обратился к жанру сюиты и сольной скрипичной сонаты. Инструментальные опыты мастера не прошли зря – в 1717 году его пригласили в Кетен и предложили занять пост великокняжеского капельмейстера. Тут царила самая благоприятная творческая атмосфера. Князь Леопольд был страстным меломаном и к тому же музыкантом, который владел игрой на виоле и клавесине и имел незаурядные вокальные данные. Иоганн Себастьян должен был сопровождать пение и игру князя, но основная его обязанность состояла в руководстве оркестрантами капеллы. Здесь творческие интересы композитора переместились в инструментальную сферу. В Кетене он написал оркестровые сюиты, концерты, сонаты для скрипки и виолончели. Тут же он продолжил свою педагогическую работу и создал композиции, как он говорил, для музыкальной молодежи, которая стремится к учению. Первая среди них – «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха». Он начал ее в 1720 году для своего первенца и будущего композитора. Кроме обработок хоралов и танцевальных миниатюр в ней содержатся прообразы «Хорошо темперированного клавира» и двух и трехголосных «Инвенций». Через пару лет завершит эти собрания.

Одновременно с ежегодным увеличением числа учеников Баха пополнялся и его педагогический репертуар. Это наследие Иоганна Себастьяна стало школой исполнительского мастерства для многих поколений музыкантов.

Завершение странствий Баха

С богатейшим опытом и завидным репертуаром Бах шагнул еще на одну ступень выше в своей карьере и стал музикдиректором Лейпцига и кантором школы Святого Фомы. Этот город стал последним пунктом на карте баховских странствий. Здесь он достиг вершины служебной иерархии. Пока магистрат выделял финансирование на создание богослужебной музыки, энергия Иоганна Себастьяна в должности кантора не знала границ. Он привлекал к исполнению опытных профессиональных музыкантов. В его лейпцигском творчестве соединились знания и умения, полученные в Веймаре и Кетене. Еженедельно он создавал кантаты и написал их более полутора сотен, в это же время он сочинил два своих знаменитых произведения на тему Евангелия – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Всего же написал четыре или пять пассионов, но лишь эти полностью сохранились до наших дней.

В Лейпциге композитор вновь взял на себя обязанности капельмейстера и возглавил студенческое «Музыкальное содружество». С этим коллективом Бах еженедельно давал концерты для светской публики, чем внес неоценимый вклад в музыкальную жизнь города. Исследователи считают, что именно в Лейпциге возникла особая разновидность концертов для клавира Иоганна Себастьяна. Это были, говоря современной терминологией, ремиксы – обработки его же концертов для скрипки или скрипки и гобоя.

Незабытый гений

В 1747 году Иоганна Себастьяна пригласи посетить королевскую резиденцию в Потсдаме для импровизации на новинке среди музыкальных инструментов – фортепиано. Тему композитору задавал сам Фридрих II. Вдохновившись этой идеей, Бах создал грандиозный цикл «Музыкальное приношение», который считают несравненным памятником контрапунктического (полифонического) искусства. Параллельно с этим творением композитор завершал задуманный еще много лет назад цикл «Искусство фуги», который содержал все виды канонов и контрапунктов.

К концу жизни Иоганн Себастьян потерял зрение, и в работе помогала ему любящая Анна Магдалена. Его имя постепенно стало теряться в череде других музыкантов, но, вопреки распространенному мифу, великий композитор не был предан полному забвению. скончался 1750 года. Его могила со временем затерялась и только в 1894 году останки композитора случайно обнаружили при реконструкции церкви.

Многочисленные изданные и рукописные произведения Баха собирали его ученики и простые ценители творчества композитора, ведь он как никто в щедрое на таланты время сумел соединить несоединимое, завершив эволюцию многих жанров.

Фамилия Иоганна Себастьяна Баха в переводе с немецкого означает «ручей». Однажды используя эту аналогию, сказал, что «не ручей, а море должно быть ему имя», имея в виду всю масштабность творчества гения.

У старшего брата Баха был сборник произведений знаменитых композиторов того времени, который он прятал от Иоганна Себастьяна в шкафу с решетками. Девятилетний Бах по ночам каким-то способом вытаскивал нотный сборник и под лунным светом переписывал его. Однажды брат застал его, забрал ноты и отправил спать. В слезах Иоганн Себастьян закричал, что сам напишет такую музыку или даже лучше. Время показало, что обещание свое мальчик сдержал.

Обновлено: Июль 29, 2017 автором: Елена

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова «Бах» и «музыкант» в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в пятом поколении «из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки». Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф и один из первых истинных ценителей композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника «Искусства Музыки» трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако с детства, находясь в музыкальной среде, получил весьма основательное воспитание. Сначала под руководством старшего брата И. К. Баха и школьных канторов И. Арнольда и Э. Херды в Ордруфе (1696-99), затем в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге (1700-02). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой , альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще , неустанно учился как у средне-, так и у северонемецких мастеров - И. Пахельбеля, И. Леве, Г. Бема, Я. Рейнкена - искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. К этому следует прибавить широкое знакомство с европейской музыкой: Бах принимал участие в концертах известной своими французскими вкусами придворной капеллы в Целле, имел доступ к хранившемуся в школьной библиотеке богатому собранию итальянских мастеров, наконец, во время неоднократных посещений Гамбурга мог знакомиться с тамошней оперой.

В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант, но вкус к учению, «подражанию» всему, что могло способствовать расширению профессионального кругозора, Бах не утратил на протяжении целой жизни. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена и его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 170817), капельмейстеру (Кетен, 171723), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бахкомпозитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились. Известны упреки арнштадтскому органисту в том, что он делал в «хорале много странных вариаций... что приводило общину в смущение». Пример тому - датируемые первым десятилетием XVIII в. 33 хорала, найденные недавно (1985) в составе типичной (от Рождества до Пасхи) рабочей коллекции лютеранского органиста (имя Баха соседствует здесь с именами его дяди и тестя И. М. Баха - отца его первой жены Марии Барбары, И. Пахельбеля, В. Цахова, а также композитора и теоретика Г. А. Зорге). В еще большей степени эти упреки могли относиться к ранним органным циклам Баха, замысел которых начал складываться уже в Арнштадте. Особенно после посещения зимой 1705-06 гг. Любека, куда он направился по призыву Д. Букстехуде (знаменитый композитор и органист искал преемника, готового вместе с получением места в Marienkirche жениться на его единственной дочери). Бах не остался в Любеке, но общение с Букстехуде наложило значительный отпечаток на все его дальнейшее творчество.

В 1707 г. Бах переезжает в Мюльхаузен для того, чтобы занять пост органиста в церкви Св. Власия. Поприще, предоставлявшее возможности несколько большие, чем в Арнштадте, но явно недостаточные для того, чтобы, говоря словами самого Баха, «исполнять... регулярную церковную и вообще по возможности способствовать... развитию почти повсеместно набирающей силу церковной музыки, для чего накоплен... обширный репертуар отменных церковных сочинений (Прошение об отставке, посланное магистрату города Мюльхаузена 25 июня 1708 г.). Эти намерения Бах осуществит в Веймаре при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского, где его ждала разносторонняя деятельность как в замковой церкви, так и в капелле. В Веймаре подведена первая и важнейшая черта в органной сфере. Точные даты не сохранились, но, по-видимому, здесь были закончены (среди многих других) такие шедевры, как Токката и фуга ре минор , Прелюдии и фуги до минор и фа минор, Токката до мажор, Пассакалия до минор, а также знаменитая «Органная книжечка», в коей «начинающему органисту дается руководство, как всяческими способами проводить хорал». Далеко окрест разнеслась слава Баха - «лучшего знатока и советчика, в особенности по части диспозиции... и самого сооружения органа», а также «феникса импровизации». Так, к веймарским годам относится обросшее легендами несостоявшееся состязание с известным французским органистом и клавесинистом Л. Маршаном, покинувшим «поле боя» до встречи с соперником.

С назначением в 1714 г. вице-капельмейстером сбылась мечта Баха о «регулярной церковной музыке», которую он по условиям договора должен был поставлять ежемесячно. В основном в жанре новой кантаты с синтетической текстовой основой (библейские изречения, хоральные строфы, свободная, «мадригальная» поэзия) и соответствующими музыкальными компонентами (оркестровое вступление, «сухой» и аккомпанированный речитативы, ария, хорал). Однако строение каждой кантаты далеко от каких-либо стереотипов. Достаточно сравнить такие жемчужины раннего вокально-инструментального творчества, как BWV {Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) - тематический перечень сочинений И. С. Баха.} 11, 12, . Не забывал Бах и о «накопленном репертуаре» других композиторов. Таковы, например, сохранившиеся в баховских копиях веймарского времени подготовленные скорее всего к предстоящим исполнениям «Страсти по Луке» неизвестного автора (долгое время ошибочно приписывались Баху) и «Страсти по Марку» Р. Кайзера, послужившие образцом для собственных произведений в этом жанре.

Не менее активен Бах - каммермузикус и концертмейстер. Находясь в гуще интенсивной музыкальной жизни Веймарского двора, он мог широко знакомиться с европейской музыкой. Как всегда, у Баха это знакомство было творческим, о чем свидетельствуют органные обработки концертов А. Вивальди, клавирные - А. Марчелло, Т. Альбинони и др.

Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты. Все эти инструментальные опыты нашли свое блестящее претворение на новой почве: в 1717 г. Бах был приглашен в Кетен на пост великокняжеского ангальт-кетенского капельмейстера. Здесь царила весьма благоприятная музыкальная атмосфера благодаря самому князю Леопольду Ангальт-кетенскому - страстному меломану и музыканту, владевшему игрой на клавесине, гамбе, обладавшему недурным голосом. Творческие интересы Баха, в чьи обязанности входило сопровождение пения и игры князя, а главное, руководство состоявшей из 15-18 опытных оркестрантов превосходной капеллой, естественно перемещаются в инструментальную область. Сольные, в основном скрипичные и оркестровые концерты, в т. ч. 6 Бранденбургских , оркестровые сюиты , сонаты для скрипки и виолончели solo. Таков неполный реестр кетенского «урожая».

В Кетене открывается (вернее продолжается, если иметь в виду «Органную книжечку») еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи». Первая в этом ряду - «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, будущего известного композитора). Здесь помимо танцевальных миниатюр и обработок хоралов - прообразы 1 тома « » (прелюдии), двух и трехголосных «Инвенций » (преамбулы и фантазии). Сами эти собрания Бах завершит соответственно в 1722 и 1723 гг.

В Кетене начата «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (второй жены композитора), включающая наряду с пьесами разных авторов 5 из 6 «Французских сюит ». В эти же годы создавались «Маленькие прелюдии и фугетты», «Английские сюиты », «Хроматическая фантазия и фуга » и др. клавирные сочинения . Подобно тому, как множился год от года ряд баховских учеников, пополнялся его педагогический репертуар, которому суждено было стать школой исполнительского искусства для всех последующих поколений музыкантов.

Перечень кетенских опусов был бы неполным без упоминания вокальных сочинений . Это целый ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом. Во многом подспудная, не лежащая на поверхности работа в вокальной области (в реформатской церкви Кетена «регулярная музыка» не требовалась) дала свои плоды в последний и самый обширный период творчества мастера.

На новое поприще кантора школы Св. Фомы и музикдиректора города Лейпцига Бах вступает не с пустыми руками: уже написаны «пробные» кантаты BWV 22, 23; Магнификат ; «Страсти по Иоанну ». Лейпциг - конечная станция баховских странствий. Внешне, особенно если судить по второй части его титула, здесь была достигнута желанная вершина служебной иерархии. Вместе с тем «Обязательство» (14 контрольных пунктов), которое он должен был подписать «в связи со вступлением в должность» и невыполнение которого было чревато конфликтами с церковным и городским начальством, свидетельствует о всей сложности этого отрезка биографии Баха. Первые 3 года (1723-26) были отданы церковной музыке. Пока не начались распри с начальством и магистрат финансировал богослужебную музыку, а значит, можно было привлечь к исполнению профессиональных музыкантов, энергия нового кантора не знала границ. Весь веймарский и кетенский опыт перелился в лейпцигское творчество.

Масштабы задуманного и сделанного в этот период поистине неизмеримы: более 150 кантат, создаваемых еженедельно (!), 2-я ред. «Страстей по Иоанну», а по новым данным, и «Страсти по Матфею ». Премьера этого самого монументального творения Баха приходится не на 1729, как считалось до сих пор, а на 1727 г. Снижение интенсивности канторской деятельности, причины которого Бах сформулировал в известном «Проекте хорошей постановки дел в церковной музыке с присовокуплением некоторых непредвзятых соображений относительно упадка оной» (23 августа 1730 г., памятная записка в магистрат Лейпцига), было компенсировано за счет деятельности другого рода. На авансцену вновь выходит Бах-капельмейстер, возглавивший на этот раз студенческий «Collegium musicum». Бах руководил этим кружком в 1729-37 гг., а затем в 1739-44 (?) гг. Еженедельными концертами в «Циммермановском саду» или в «Циммермановской кофейне» Бах внес громадный вклад в публичную музыкальную жизнь города. Репертуар самый разнообразный: симфонии (оркестровые сюиты), светские кантаты и, конечно же, концерты - «хлеб» всех любительских и профессиональных собраний эпохи. Именно здесь скорее всего возникла специфически лейпцигская разновидность баховских концертов - для клавира с оркестром , являющихся обработками его же концертов для скрипки , скрипки и гобоя и др. Среди них классические концерты ре минор, фа минор, ля мажор.

При активном содействии баховского кружка протекала и собственно городская музыкальная жизнь Лейпцига, будь то «торжественная музыка на сиятельный день именин Августа II, исполненная вечером при иллюминации в циммермановском саду», или «Вечерняя музыка с трубами и литаврами» в честь того же Августа, или прекрасная «ночная музыка с множеством восковых факелов, со звуками труб и литавр» и др. В этом перечне «музык» в честь саксонских курфюрстов особое место принадлежит посвященной Августу III Missa (Kyrie, Gloria, 1733) - части еще одного монументального творения Баха - Мессы си минор , законченной лишь в 1747-48 гг. В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «Хорошо темперированного клавира » (1744), а также партиты , «Итальянский концерт », «Органная месса», «Ария с различными вариациями » (после смерти Баха названными Гольдберговскими), вошедшие в сборник «Клавирные упражнения». Не в пример богослужебной музыке, которую Бах, видимо, считал данью ремеслу, свои не прикладные опусы он стремился сделать достоянием широкой публики. Под его собственной редакцией были изданы Клавирные упражнения, ряд других сочинений, в т. ч. 2 последних, самых крупных инструментальных произведения.

В 1737 г. философ и историк, ученик Баха Л. Мицлер организовал в Лейпциге «Общество музыкальных наук», где «первым среди равных» был признан контрапункт, или, как бы мы сейчас сказали, полифония. В разное время в Общество вступают Г. Телеман, Г. Ф. Гендель. В 1747 г. его членом становится величайший полифонист И. С. Бах. В том же году композитор посетил королевскую резиденцию в Потсдаме, где импровизировал на новом в то время инструменте - фортепиано - перед Фридрихом II на заданную им тему. Королевская идея была возвращена автору сторицей - Бах создал несравненный памятник контрапунктического искусства - «Музыкальное приношение », грандиозный цикл из 10 канонов, двух ричеркаров и четырехчастной трио-сонаты для флейты, скрипки и клавесина.

А рядом с «Музыкальным приношением» созревал новый «однотемный» цикл, замысел которого зародился еще в начале 40-х гг. Это «Искусство фуги », содержащее все виды контрапунктов и канонов. «Болезнь (к концу жизни Бах ослеп. - Т. Ф. ) воспрепятствовала ему завершить предпоследнюю фугу... и отработать последнюю... Этот труд увидел свет лишь после смерти автора», ознаменовав высшую ступень полифонического мастерства.

Последний представитель вековой патриархальной традиции и одновременно универсально оснащенный художник нового времени - таким предстает в исторической ретроспективе И. С. Бах. Композитор, сумевший как никто в его щедрое на великие имена время соединить несоединимое. Нидерландский канон и итальянский концерт, протестантский хорал и французский дивертисмент, литургическую монодию и итальянскую же виртуозную арию... Соединить и горизонтально, и вертикально, и вширь, и вглубь. Потому так свободно взаимопроникают в его музыке, говоря словами эпохи, стили «театральный, камерный и церковный», полифония и гомофония, инструментальное и вокальное начала. Оттого так непринужденно мигрируют из сочинения в сочинение отдельные части, и сохраняя (как, например, в Мессе си минор, на две трети состоящей из уже звучавшей музыки), и кардинально меняя свой облик: ария из Свадебной кантаты (BWV 202) становится финалом скрипичной сонаты (BWV 1019), симфония и хор из кантаты (BWV 146) идентичны первой и медленной частям клавирного Концерта ре-минор (BWV 1052), увертюра из оркестровой Сюиты ре мажор (BWV 1069), обогащенная хоровым звучанием, открывает кантату BWV110. Примеры подобного рода составили целую энциклопедию. Во всем (исключением является только опера) мастер высказался полно и совершенно, словно завершая эволюцию того или иного жанра. И глубоко символично, что универсум баховской мысли «Искусство фуги», записанный в виде партитуры, не содержит указаний к исполнению. Бах как бы адресует его всем музыкантам. «В настоящем сочинении», - писал в предисловии к изданию «Искусства фуги» Ф. Марпург, - «заключены самые затаенные красоты, какие только мыслимы в данном искусстве...» Эти слова не были услышаны ближайшими современниками композитора. Не нашлось покупателя не только на весьма ограниченный подписной тираж, но и на «чисто и аккуратно награвированные доски» баховского шедевра, объявленные к продаже в 1756 г. «из рук в руки по сходной цене» Филиппом Эмануэлем, «дабы произведение это во благо публике - всюду обрело известность». Ряска забвения затягивала имя великого кантора. Но это забвение никогда не было полным. Сочинения Баха изданные, а главное, рукописные - в автографах и многочисленных копиях - оседали в собраниях его учеников и ценителей как именитых, так и совсем безвестных. Среди них - композиторы И. Кирнбергер и уже упомянутый Ф. Марпург; большой знаток старой музыки барон ван Свитен, в доме которого приобщался к Баху В. А. Моцарт; композитор и педагог К. Нефе, внушивший любовь к Баху своему ученику Л. Бетховену. Уже в 70-е гг. XVIII в. начинает собирать материал для своей книги И. Форкель, заложивший фундамент будущей новой отрасли музыкознания - баховедения. На рубеже веков особенно активен директор берлинской Певческой академии друг и корреспондент И. В. Гете К. Цельтер. Обладатель богатейшей коллекции баховских рукописей, он доверил одну из них двадцатилетнему Ф. Мендельсону. Это были «Страсти по Матфею», историческое исполнение которых 11 мая 1829 г. возвестило о наступлении новой баховской эры. «Закрытая книга, зарытый в землю клад» (Б. Маркс) открылись, и мощный поток «баховского движения» охватил весь музыкальный мир.

Сегодня накоплен огромный опыт по изучению и пропаганде творчества великого композитора. С 1850 г. существует Баховское общество (с 1900 г. - «Новое баховское общество», ставшее в 1969 г. международной организацией с секциями в ГДР, ФРГ, США, ЧССР, Японии, Франции и др. странах). По инициативе НБО проводятся баховские фестивали, а также Международные конкурсы исполнителей им. И. С. Баха. В 1907 г. по инициативе НБО открыт музей Баха в Эйзенахе, у которого сегодня есть целый ряд собратьев в разных городах Германии, в т. ч. открытый в 1985 г. к 300-летию со дня рождения композитора «Johann-Sebastian-Bach-Museum» в Лейпциге.

В мире существует широкая сеть баховских учреждений. Самые крупные из них - «Bach-Institut» в Геттингене (ФРГ) и «Национальный исследовательский и мемориальный центр И. С. Баха в ФРГ в Лейпциге. Последние десятилетия отмечены рядом значительных достижений: издано четырехтомное собрание «Bach-Dokumente», установлена новая хронология вокальных сочинений, а также «Искусства фуги», осуществлена публикация неизвестных ранее 14 канонов из «Гольдберг-вариаций» и 33 хоралов для органа. С 1954 г. институтом в Геттингене и баховским центром в Лейпциге осуществляется новое критическое издание полного собрания произведений Баха. Продолжается издание аналитико-библиографического перечня баховских сочинений «Bach-Compendium» совместно с Гарвардским университетом (США).

Процесс освоения баховского наследия бесконечен, как бесконечен сам Бах - неиссякаемый источник (напомним знаменитую игру слов: der Bach - ручей) самых высоких переживаний человеческого духа.

Т. Фрумкис

Характеристика творчества

Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным по-настоящему оценить наследие, оставленное величайшим композитором.

Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности молодого, исторически передового класса буржуазии.

В острейшей борьбе направлений, через отрицание и ломку старых форм, утверждалось новое искусство. Холодной выспренности классической трагедии с ее установленными аристократической эстетикой правилами, сюжетами, образами противопоставлялись буржуазный роман, чувствительная драма из мещанской жизни. В противовес условной и декоративной придворной опере пропагандировалась жизненность, простота и демократичность комической оперы; против «ученого» церковного искусства полифонистов выдвигалась легкая и непритязательная бытовая жанровая музыка.

В таких условиях преобладание в произведениях Баха унаследованных от прошлого форм и средств выражения давало повод считать его творчество устаревшим, громоздким. В период повсеместного увлечения галантным искусством с его изящными формами и несложным содержанием музыка Баха казалась слишком сложной и непонятной. Даже сыновья композитора не видели в творчестве своего отца ничего, кроме учености.

Баху открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история; зато они не «орудовали только ученостью», имели «вкус, блеск и нежное чувство».

Враждебно относились к Баху и приверженцы ортодоксальной церковной музыки. Таким образом, творчество Баха, намного опередившее свою эпоху, отрицалось сторонниками галантного искусства, равно как и теми, кто в музыке Баха резонно усматривал нарушение церковных и освященных историей канонов.

В борьбе разноречивых направлений этого переломного в истории музыки периода постепенно обозначалась ведущая тенденция, вырисовывались пути развития того нового, что привело к симфонизму Гайдна, Моцарта, к оперному искусству Глюка. И только с вершин, на которые подняли музыкальную культуру крупнейшие художники конца XVIII века, сделалось обозримым грандиозное наследие Иоганна Себастьяна Баха.

Моцарт и Бетховен первые сумели распознать его истинное значение. Когда Моцарт, уже автор «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуана», познакомился с ранее неизвестными ему баховскими сочинениями, он воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» Бетховен восторженно произносит: «Ег ist kein Bach - er ist ein Ozean» («Он не ручей - он океан»). По мнению Серова, в этих образных словах лучше всего выражены «необъятная глубина мысли и неисчерпаемое разнообразие форм в баховском гении».

С XIX века начинается медленное возрождение творчества Баха. В 1802 году появилась первая биография композитора, написанная немецким историком Форкелем; богатым и интересным материалом она привлекла некоторое внимание к жизни и личности Баха. Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широкую среду. В 1850 году образовалось Баховское общество, поставившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений. С 30-х годов XIX века баховское творчество понемногу внедряется в музыкальную жизнь, звучит с эстрады, входит в учебный репертуар. Но в толковании и оценке музыки Баха было много противоречивых мнений. Некоторые историки характеризовали Баха как абстрактного мыслителя, оперирующего отвлеченными музыкально-математическими формулами, другие видели в нем отрешенного от жизни мистика или правоверного благомыслящего церковного музыканта.

Особенно отрицательным для понимания действительного содержания музыки Баха было отношение к ней как к кладези полифонических «премудростей». Практически подобная точка зрения сводила творчество Баха на положение пособия для изучающих многоголосие. Об этом с возмущением писал Серов: «Было время, что на музыку Себастьяна Баха весь музыкальный свет взирал как на школьный педантский хлам, на старье, которое иногда, как, например, в „Clavecin bien tempere", годится для упражнения пальцев, наравне с этюдами Мошелеса и экзерсисами Черни. Со времени Мендельсона вкус склонился опять к Баху, даже гораздо более, чем в то время, когда он сам жил,- и теперь еще есть „директоры консерваторий", которые, во имя консервативности, не стыдятся учить своих питомцев играть фуги Баха без выразительности, т. е. как „экзерсисы", как пальцеломные упражнения... Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить не из-под ферулы и с указкой в руках, а с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно - творения великого Баха».

В России положительное отношение к творчеству Баха определилось еще в конце XVIII века. В издававшейся в Петербурге «Карманной книжке для любителей музыки» появилась рецензия на произведения Баха, в которой отмечались многосторонность его таланта и исключительное мастерство.

Для передовых музыкантов России искусство Баха было воплощением могучей созидательной силы, обогащающей и неизмеримо двигающей вперед человеческую культуру. Русские музыканты разных поколений и направлений умели постигать в сложной баховской полифонии высокую поэзию чувств и действенную силу мысли.

Неизмерима глубина образов баховской музыки. Каждый из них способен вместить целую повесть, поэму, историю; в каждом претворены значительные явления, которые в равной мере могут быть развернуты в грандиозные музыкальные полотна или сконцентрированы в лаконичной миниатюре.

Многообразие жизни в ее прошлом, настоящем и будущем, все, что может почувствовать вдохновенный поэт, над чем может размышлять мыслитель и философ, содержится во всеобъемлющем искусстве Баха. Огромный творческий диапазон допускал одновременную работу над произведениями различных масштабов, жанров, форм. В музыке Баха естественно сочетаются монументальность форм пассионов , си-минорной мессы с непринужденной простотой маленьких прелюдий или инвенций; драматизм органных композиций и кантат - с созерцательной лирикой хоральных прелюдий; камерное звучание филигранно отточенных прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» - с виртуозным блеском, жизненной энергией Бранденбургских концертов.

Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своем искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество.

Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку. Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, ее радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в ее контрастном единстве.

Бах равно велик в выражении простых человеческих чувств и в передаче глубин народной мудрости, в высокой трагедийности и в раскрытии всеобщей устремленности к миру.

Для искусства Баха характерно тесное взаимодействие и связь всех его сфер. Общность образного содержания роднит народные эпопеи пассионов с миниатюрами «Хорошо темперированного клавира», величественные фрески си-минорной мессы - с сюитами для скрипки или клавесина.

У Баха нет принципиальной разницы между духовной и светской музыкой. Общим является характер музыкальных образов, средства воплощения, приемы развития. Не случайно Бах с такой легкостью переносил из светских произведений в духовные не только отдельные темы, большие эпизоды, но даже целые законченные номера, не изменяя при этом ни плана композиции, ни характера музыки. Темы страдания и скорби, философские раздумья, незатейливое крестьянское веселье можно встретить в кантатах и ораториях, в органных фантазиях и фугах, в клавирных или скрипичных сюитах.

Не принадлежностью произведения к духовному или светскому жанру определяется его значение. Непреходящая ценность творений Баха - в возвышенности идей, в глубоком этическом смысле, который он вкладывает в любое сочинение, будь оно светское или духовное, в красоте и редком совершенстве форм.

Жизненностью, немеркнущей нравственной чистотой и могучей силой баховское творчество обязано народному искусству. Традиции народного песнетворчества и музицирования Бах унаследовал от множества поколений музыкантов, они оседали в его сознании и через непосредственное восприятие живых музыкальных обычаев. Наконец, пристальное изучение памятников народного музыкального искусства дополнило знания Баха. Таким памятником и одновременно неиссякаемым творческим источником был для него протестантский хорал.

Протестантский хорал имеет давнюю историю. Во времена Реформации хоральные песнопения, подобно воинственным гимнам, воодушевляли и объединяли в борьбе людские массы. Хорал «Господь - твердыня наша», написанный Лютером, воплотил воинственный пыл протестантов, сделался гимном Реформации.

Реформация широко использовала народные светские песни, издавна распространенные в быту мелодии. Независимо от их прежнего содержания, часто фривольного и двусмысленного, к ним прилаживались религиозные тексты, и они превращались в хоральные песнопения. В число хоралов попадала не только немецкая народная песня, но и французская, итальянская, чешская.

Вместо чуждых народу католических гимнов, распевающихся хором на непонятном латинском языке, вводятся доступные всем прихожанам хоральные мелодии, которые поются всей общиной на своем немецком языке.

Так приживались и приспосабливались к новому культу светские мелодии. Для того чтобы «вся христианская община могла присоединиться к пению», мелодия хорала выносится в верхний голос, а остальные голоса становятся аккомпанирующими; упрощается и вытесняется из хорала сложная полифония; образуется особый хоральный склад, в котором ритмическая размеренность, тяготение к слиянию в аккорд всех голосов и выделению верхнего мелодического сочетаются с подвижностью средних голосов.

Своеобразное соединение полифонии и гомофонии составляет характерную особенность хорала.

Народные напевы, превращенные в хоралы, все же оставались мелодиями народными, и сборники протестантских хоралов оказались хранилищем и сокровищницей народных песен. Бах извлекал из этих старинных сборников богатейший мелодический материал; он возвратил хоральным мелодиям эмоциональное содержание и дух протестантских гимнов времен Реформации, вернул музыке хорала ее прежнее значение, то есть воскресил хорал как форму выражения мыслей и чувств народа.

Хорал - далеко не единственный вид музыкальных связей Баха с народным искусством. Сильнейшим и наиболее плодотворным было влияние жанрово-бытовой музыки в различных ее формах. В многочисленных инструментальных сюитах и других пьесах Бах не только воссоздает образы бытовой музыки; он по-новому разрабатывает многие из устоявшихся преимущественно в городском быту жанров и создает возможности их дальнейшего развития.

Заимствованные из народной музыки формы, песенные и танцевальные мелодии можно встретить в любых произведениях Баха. Не говоря уже о светской музыке, он широко и многообразно ими пользуется в своих духовных сочинениях: в кантатах, ораториях, пассионах, си-минорной мессе.

Творческое наследие Баха почти необъятно. Даже то, что уцелело, исчисляется многими сотнями названий. Известно также, что большое количество баховских сочинений оказалось безвозвратно утерянным. Из трехсот кантат, принадлежавших Баху, примерно сто исчезло бесследно. Из пяти пассионов сохранились «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею».

Johann Sebastian Bach Великий немецкий композитор родился 21(31) марта в германском городке Эйзенах в семье потомственных музыкантов. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, он потерял мать, а ровно через год стал круглым сиротой. С этого момента воспитанием будущего музыканта занялся его старший брат. Маленький Иоганн проявлял огромный интерес к игре на органе. В 15 лет он стал учеником школы вокала Св. Михаила в Люнебурге. Именно на этом отрезке жизни, он и познакомился с лучшими произведениями выдающихся музыкантов того времени, а так же научился играть на многих музыкальных инструментах. Окончив вокальную школу, по воле случая, он устроился на должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста. И тут покатилась волна слухов по городу о виртуозном музыканте. Вскоре юный Бах стал играть на органе в церкви Св. Бонифация, затем тот же пост в церкви Св. Власия в крупном городе Мюльхаузене. Именно в это время музыкант создал большинство своих произведений. А осенью 1707 года Себастьян обручился с Марией Барбарой, которая была его кузиной. В семье Бахов родились четверо детей, двое из которых стали как отец, известными композиторами. Всю жизнь семейство Бахов переезжало с места на место. Будучи прекрасным органистом, Иоганн Себастьян постоянно искал новую более выгодную работу. Наконец, в 1723 году он добился должности музыкального директора всех церквей в городе Лейпциг. К этому моменту он уже женился во второй раз на Анне Магдалене Вильке, его первая жена умерла в расцвете сил. Это время стало самым плодотворным в творчестве композитора. Бах создал 5 годовых циклов кантат на евангельские темы, части столь известной Мессы си минор. Именно тогда сбылась его мечта – он стал придворным композитором. С годами Иоганна стала одолевать болезнь. Его зрения постоянно ухудшалось. Он перенес две операции на глазах и стал совершенно слепым. И 28 июля 1750 года знаменитый композитор скончался от осложнений после операции. На счету композитора более 1000 великолепных музыкальных творений. Из них невероятно красивые пары прелюдий, фуги и токкаты. Он сочинил неоконченную «Органную книжечку», сборник «Clavier-Ubung», и всем известных 18 Лейпцигских хоралов.

Популярные композиции

"Аве Мария" Прелюдия до-мажор
Prelude and Fugue No.2 c minor, BWV 847
Andante in G minor, BWV 969
Fugue in G major, BWV 957
Toccata in c minor, BWV 911

Биография

Он не был оценен при жизни. Его музыка получила признание спустя почти столетие. С того момента его популярность лишь росла. Мастер перестал творить более чем двести шестьдесят лет назад, а интерес к его творчеству все растет, привлекая все новых исполнителей. Бах, Иоганн Себастьян, из династии музыкантов Бахов. Он родился в 1685 году в германском городке Эйзенахе. Музыкальный талант Иоганна Себастьяна рано проявился, с малых лет отец обучал его игре на скрипке, мальчик пел в школьном хоре. В девять лет Иоганн Себастьян осиротел. Старший брат, органист из Ордруфа, взял его на воспитание. Но контакт не сложился: скучные и унылые занятия музыкой, которые проводил брат, не удовлетворяли мальчика. Он стремился к самообразованию, но все такие попытки были пресечены. В пятнадцать лет будущий композитор переехал в Люнебург, чтобы начать самостоятельную жизнь, спустя три года окончил гимназию. В университет поступить не было материальной возможности. Начались переезды с места на место. Причин было несколько. Главная из них – постоянное желание совершенствовать мастерство композиции. Иоганн Себастьян изучал музыку французских и итальянских композиторов, чтобы, усвоив лучшее, творить собственное. Но современники не признали его талант как композитора. Отмечали лишь, что в искусстве игры на органе и клавесине Баху нет равных. Скромность Иоганна Себастьяна была поразительна. На все похвалы он отвечал: «Мне пришлось усердно трудиться. Кто будет так же усерден, достигнет того же». В Веймаре Бах поселился в 1708 году. Это был лучший для творчества период его жизни. Должности городского органиста и придворного музыканта оставляли время для того чтобы создавать свои мелодии. Самые знаменитые свои органные произведения Бах создал в это время. С 1717 года Бах и его семья жили в Кётене при дворе принца Кётенского. Руководство оркестром, аккомпанемент принцу и игра для принца на клавесине не отнимали много времени. Творчество поглощало весь досуг композитора. Подрастали сыновья. Как и все Бахи, они должны были стать музыкантами. Иоганн Себастьян создал много произведений, предназначенных для обучения мастерству. До сих пор они остаются в программах всех музыкальных школ, но интересны не только для начинающих музыкантов. Лучшие пианисты мира включают их в свои концерты. Последним местом жительства Баха стал Лейпциг. В 1723 году он получил должность кантора певческой школы при церкви Святого Фомы и обширные обязанности. Церковная музыка всего Лейпцига была оставлена на Баха. Досуга почти не стало. Церковь ставила рамки творчеству Баха, четко прописывая, какой именно должна быть музыка в церквях Лейпцига. Это было мучительно для того, кто всю жизнь отстаивал свои музыкальные предпочтения и создавал глубокие произведения. Церковное начальство выражало неудовольствие, росло напряжение. Композитор нашел отдушину – участие в городском обществе любителей музыки. Как солист и дирижер, Бах с удовольствием и большим успехом принимал участие в концертах светской музыки. Отрадой была и семья. Трое сыновей, повзрослев, показали себя отличными музыкантами и стали композиторами. Старшая дочь прекрасно пела. Вторая жена, Анна Магдалена Бах, тоже пела и была очень музыкальна. Бах сочинял произведения специально для исполнения в кругу своей семьи. Здоровье Баха слабело, операция на глазах прошла неудачно, композитор ослеп. Но сочинял он вплоть со смерти, диктуя свои произведения домашним. Смерть композитора в 1750 году осталась почти незамеченной. И только через восемьдесят лет, в 1829 году, немецкий композитор Мендельсон дирижировал исполнением «Страстей по Матфею». Тогда мир начал осознавать, что это великое произведение, а Иоганн Себастьян Бах был великим музыкантом, а не просто одним из династии музыкантов Бахов.

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
( Биография И.С. Баха кратко)
В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драмматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх