Подготовить сообщение об одном из народов. «Добровольное вхождение в состав России»: торжественные юбилеи и историческая действительность

Как и его предшественники, было многонациональным . В Карелии весьма обширные владения новгородских бояр были ликвидированы. Их крестьяне стали черносошными (государственными), сидели на оброке. Владения монастырей тоже конфисковали, но частично. Местные земледельцы-крестьяне, ввиду плохого плодородия пашен, низких урожаев, засевали довольно большие участки. Промышляли рыбной ловлей, охотой, добычей морского зверя. В некоторых районах занимались выделкой железа, вываркой соли. В “рядках”, в городе Кореле торговали продуктами и изделиями промыслов. Богатое хозяйство имел Соловецкий монастырь. Одной соли он продавал по всей стране многие тысячи пудов в год. Через Колу и устье Северной Двины продукты и изделия Поморья шли за границу.

Карелы уже к концу новгородского правления стали носить русские имена и фамилии. Многие говорили и писали на русском языке. Местные народные предания использовал карел Чудинов, в написанной им истории Карелии и Лапландии; к сожалению, его труд не сохранился, о нем упоминает голландский путешественник, побывавший в Кандалакше. Большое распространение в Карелии получили русские иконопись и церковное зодчество.


Нерусские народы в составе России XVI век(неизвестный художник).

Карелам и русским пришлось отражать захватнические нашествия с запада. Шведы захватили в 1581 г. Корелу с уездом. Но местные жители начали против них партизанскую войну. Ее возглавил крестьянин Кирилл Рагозин. Их действия продолжались многие годы. Появился еще один предводитель — карел Лука Рясяйнен. В результате русско-шведской войны 1590—1595 гг. Россия вернула утерянные земли — Корелу и ее уезд, Ижорскую землю, города Ям, Копорье, Иван-город. Ввиду сильного разорения Корельского уезда Борис Годунов освободил его на 10 лет от налогов, дал его жителям право на беспошлинную торговлю. Эти меры принесли плоды — жители возвращаются к своим очагам, восстанавливается хозяйственная жизнь.

Пермскую землю, населенную коми, называли Вымской и Вычегодской землей . Дальние северо-восточные районы здесь стали заселяться только в XVI в. Появляются слободы в устье Цильмы, на Ижме, в других местах Печорского бассейна. Земледелие, в значительной степени подсечное, развивалось слабо из-за природных условий. Хлеб ввозили, но и его не хватало. Гораздо более продуктивными были другие отрасли хозяйства — животноводство, рыбная ловля, охота. В последней четверти XVI в. возникли Сереговские соляные промыслы. Коми-ремесленники изготовляли кожи, обувь, одежду, кузнечные изделия; купцы торговали в Поморье и за Уралом, в Сибири. Коми-крестьяне в основном являлись черносошными. Лишь пермскому епискому принадлежали 89 крестьянских дворов в Усть-Выми.

Север Карелии, Кольский полуостров населяли саамы (лопь, лопари). Они ловили рыбу, охотились, разводили оленей. Платили дань в московскую казну, давали подводы. В их землях появляются русские, монастыри занимали земли и рыболовные угодья. На Кольский полуостров претендовали Дания и Швеция. Но их попытки захватить его закончились неудачей.

На Крайнем Севере, от реки Мезень до низовьев Оби, обитали ненцы (самоеды) — кочевники, их занятия — оленеводство, рыболовство, охота. Местные угодья также энергично осваивают русские купцы, промышленники. Ненцы платили дань Москве.

Уже в конце XV столетия несколько походов русских воевод привели к присоединению Югорской земли. Здесь жили ханты (остяки) и манси (вогулы). Дань для Москвы собирали местные князья. С начала 1570-х гг. Кучум, правитель Сибирского ханства, подчинил себе южные хантские и мансийские земли. Но после похода Ермака они вернулись в российское подданство.

Жители Среднего Поволжья — татары и чуваши (потомки волжских булгар), удмурты, мари, мордва—входили в состав Казанского ханства. Их занятия — земледелие и животноводство, охота и бортничество. Земли принадлежали ханам, тарханам (светским феодалам), духовенству (вакуфные владения). В городах (Казань — столица ханства, Арск, Лаишев, Мамадыш и др.) были развиты ремесла. Местные мастера изготовляли хорошие кожи — юфть и сафьян, кузнечные и меднолитейные, золотые и серебряные изделия, посуду из глины и дерева и др.

В 1552 г. ханство с его землями и народами включили в состав России. Управляли краем наместники, сидевшие в Казани, в конце века в Москве появился Казанский приказ (Приказ Казанского дворца). Еще в 1555 г. в Казани учредили епархию, и началась христианизация местного населения. Нерусские феодалы, лояльные к Москве, сохраняли свои земли, становились дворянами России.

Башкирию, как и Казанское царство, раздирали усобицы. К тому же разные ее части подчинялись трем сюзеренам — Казанскому, Сибирскому ханствам и Ногайской Орде, кочевавшей между Волгой и Яиком. Ханы и бии, свои и чужие, нещадно эксплуатировали, попросту грабили рядовых башкир.

После к России отошла западная Башкирия (1552 г.), другая ее часть сделала то же самое пять лет спустя (1557 г.); восточная окраина—после окончательного разгрома сибирского хана Кучума (1598 г.). Башкиры стали платить ясак в царскую казну и служить в русской армии. Их конница, стремительная и грозная, участвовала в Ливонской и других войнах. Правители Ногайской Орды то присягали в подданство России, то выходили из него.

С присоединением к России Астраханского и , Ногайской Орды в ее жизнь, экономическую и политическую, включились местные татары, ногайцы и другие народы.

Вхождение всех этих народов в Россию имело для них немаловажное значение. Они избавлялись от набегов и разорении воинственных соседей, кровавых усобиц своих правителей. Под влиянием русских у них развиваются земледелие, сенокошение, ремесла, торговля. Появляются новые города. Русские и нерусские жители обмениваются хозяйственными навыками, элементами народной культуры, заключают смешанные браки, становятся в ряде случаев “двуязычными”.

Но, помимо положительных, имелись и отрицательные моменты: насилие и гнет русской, местной и центральной, администрации, духовных властей (насильственная христианизация), захват земель русскими феодалами. Все это не могло не приводить к противоречиям и столкновениям. Местные жители оказывали сопротивление не только пассивное (отказ от выполнения повинностей, плохое их исполнение, побеги), но и активное— поднимали восстания. В ходе последних низы выступали против социального и национального гнета, верхи преследовали свои сословные цели, вплоть до выхода из состава России и подчинения бывших ханств Крыму и Турции.

Подданство по отношению к России приняла и Кабарда на Северном Кавказе (1555 г.). На Марии Темрюковне — дочери ее владетеля князя Темрюка Идарова — женился . Этот акт ослабил натиск Крыма и Турции, господствовавшей в низовьях Дона и Прикубанье. В 1569 г., когда турки предприняли из Азова большой поход на Астрахань, их войско громили русские, кабардинцы и адыги. Турецкая экспансия в Нижнем Поволжье потерпела неудачу.

На Северном Кавказе завязывается узел противоречий между Россией, Турцией и Ираном, также претендовавшим на местные земли.

ТИБЕТЦЫ, пёба (самоназвание), народ, коренное население Тибета. Живут в основном в Китае (4750 тыс. человек, Тибетский автономный район, провинции Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), также в Индии (70 тыс. человек), Непале, Бутане, Швейцарии. Кроме общего самоназвания широко употребляются областные названия тибетцев: амдова (Цинхай), камба, или кхампа, сифань (Сычуань и соседние районы Тибета), и др. Говорят на диалектах тибетского языка. Письменность со своим алфавитом создана на основе санскритского в VII веке.

Территория Тибета была обитаема уже в период палеолита и неолита. Предки тибетцев в VI веке создали свою государственность. С тибетскими правителями искали связи соседние государства, в том числе Китай и Индия. В дальнейшем власть приняла форму теократического правления во главе с далай-ламой и панчен-ламой.

По занятиям выделяются хозяйственно-культурные типы горных оседлых земледельцев - свыше половины всех тибетцев (ячмень, пшеница, рис; применяется искусственное орошение), полуоседлых земледельцев-скотоводов и кочевников-скотоводов (яки, лошади, овцы, козы; як используется также как вьючное животное). Развиты ремёсла - гончарное, ткацкое, литьё из бронзы и меди, резьба по дереву и камню и др. В Китае у тибетцев возникает промышленность.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - каменный дом-башня с плоской крышей (нижний этаж для скота и инвентаря, верхний - жилой), на юге и востоке - срубные, кочевники живут в шерстяных палатках.

Мужская одежда - куртка и штаны, поверх - халат запашной на правую сторону, с длинными рукавами и поясом, летний - из сукна или материи, зимний - из овчины (чуба). Одежда без карманов, поэтому все предметы, в том числе личную деревянную чашку для еды, носят за пазухой. Женская одежда - короткая кофта, юбка, длинная безрукавка, полосатый цветной передник; зимой аналогична мужской чуба. Женские головные уборы разнообразны, мужские - шляпа или меховая шапка. Женщины и часто мужчины носят косы и украшения. Обувь - кожаные сапоги с загнутыми носками, внутри - шерстяные чулки.

Основная традиционная пища - цзамба (поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, иногда с чаем), молочный чай, мясо; у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Кислое молоко - почётное угощение; другой национальный напиток - ячменное пиво.

Сословное расслоение было более чётко выражено у земледельцев. Семья малая, брак преимущественно патрилокальный. У земледельцев вплоть до недавнего времени сохранялись полиандрия (с патрилокальностью) и полигамия (с матрилокальностью).

У тибетцев солнечно-лунный календарь, в месяце 30 или 29 дней, в году 354 дня. Поэтому через каждые два с половиной или три года добавляется один месяц в 30 дней. Цикл в 60 лет начинается с года мыши и дерева. Самый большой праздник - Новый год, накануне которого в монастырях устраивается мистериальное представление-пантомима лам с танцами - цам. В 15-й день отмечается праздник фонарей, во время которого всё поселение украшается фонарями и выставляются картины из цветного масла. Особенно красивы праздники в Лхасе и Шигатцзе. Тибетцы - буддисты северного толка Махаяны, имеются секты, преобладает желтошапочная секта гелугпа. Сохраняется древняя шаманистическая религия бон.

Богато и разнообразно народное творчество. Широко бытует эпос. Большой популярностью пользуется праздник цам под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков, сопровождаемый театрализованными представлениями.

Народы России
во второй половине XVI в.

Цели и задачи: познакомить с историей народов России во второй половине XVI в., этапами освоения русскими новых земель; характеризовать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к России в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия епархия ; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания методов внедрения православия; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о процессе превращения России в крупнейшую евразийскую державу; описывать существенные черты форм государственного и военного устройства народов России; характеризовать политику, проводимую Иваном IV в Поволжье и Сибири; описывать налоги и повинности, которые платило население земель, присоединенных к России; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)

    Мотивационно-целевой этап

На прошлых уроках мы рассмотрели политическую историю России, социальный состав населения. Однако история - это не только экономика, войны и походы. Нельзя представить себе жизнь российского общества, не зная традиций, обычаев народов России. Поговорим об этом на нашем уроке.

Тема урока: «Народы России во второй половине XVI в.».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья.

    Формирование новой администрации.

    Освоение русскими присоединенных земель.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях. Проблемный вопрос

    Как происходил процесс превращения России в крупнейшую евразийскую державу?

    Введение в новый материал

В XVI в. территория Российского государства заметно расширилась. В его состав вошли новые народы. Как складывались их взаимоотношения с царской властью? Как управлялись новые территории? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

    Работа по теме урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья

В царствование Ивана IV к Российскому государству были присоединены Поволжье и Западная Сибирь.

    Покажите на карте присоединенные территории. Опишите населявшие их народы с помощью материала на с. 76, 77 учебника и интернет-ресурсов.

(Проверка выполнения задания. При консультативной помощи учителя заполняется таблица.)

Группы

народов

Народ

Территория

проживания

Дата присоединения новых земель

Финно-

угры

Ханты и манси

Восточно-Европейская равнина, Урал и Сибирь

Конец XVI в.

Тюрки

Чуваши, казанские татары, башкиры

Правый и левый берега Волш

1551-1557 гг.

Финно-

угры

Марийцы, удмурты, мордва

Тюрки

Астраханские татары, ногаи

Нижнее Поволжье

1556 г.

Финно-

угры

Мордва

Тюрки

Ногаи, башкиры аргыны, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы

Урал, низовья Оби

1557 г.

    Формирование новой администрации

Необходимо было выработать модель управления новыми территориями и сформировать новую администрацию.

    Работая в группах с материалом учебника (с. 77,78), предположите, какие шаги должно было сделать Российское государство для решения проблемы управления новыми землями.

Запись в тетради

Российское правительство подтвердило права местной знати:

    на владение родовыми земельными угодьями;

    сбора дани с населения и управления им.

Служилые люди:

    принимались на службу за жалованье, а также получали за нее поместья;

    получали торговые и ремесленные преимущества.

Вопросы для дискуссии

    Каковы достоинства модели формирования новой администрации?

    Каковы недостатки этой модели?

    Освоение русскими присоединенных земель

Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ (морского или океанического побережья, крупных горных хребтов и т. п.) постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Русские начали осваивать плодородные черноземы Дикого поля (к югу от реки Оки), Поволжья, юга Сибири.

    Выполните задание 2 к тексту параграфа.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях

(Изучив материал на с. 78-80 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

    На кого легла основная задача по приобщению народов присоединенных земель к православию? {На созданную в 1555 г. Казанскую епархию.)

    Кто и почему принял активное участие в миссионерской деятельности? {Монастыри, которым за это были пожалованы земельные владения.)

    Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. {Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т.д.)

    Какой документ стал руководством для миссионерской деятельности? {«Наказная память».)

    Какие методы распространения православия предписывались этим документом? {Ненасильственные.)

    Какие привилегии получали народы, принявшие православие? {Различные льготы - освобождение от уплаты ясака на три года, знать приравнивали в правах к российскому служилому сословию.)

    Как называли людей, добровольно принявших православие? {Новокрещенами.)

    Какие цели преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов? {Укрепление центральной власти на вновь присоединенных территориях.)

    Какую политику проводили по отношению к тем, кто исповедовал ислам? {Веротерпимости.)

    Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Выполните задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» с. 81 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из присоединенных народов.

В XVII в. территория страны значительно увеличилась. И все большее количество различных народов входило в ее состав. Эти народы становились участниками общероссийских социально-экономических и культурных процессов.

Включение разных народов в состав России

С одной стороны, это включение приводило к развитию национальных районов страны, знавших ранее лишь племенной строй, с другой - новшества ломали их традиционные быт и культуру. Наступление на их земли бояр, помещиков и Церкви, самоуправство воевод вызывало недовольство нерусских народов.

Необходимо напомнить, что татары жили в Волжско-Камском междуречье; в междуречье Волги и Оки обитали мордва, мари и чуваши; коми заселяли бассейн реки Печоры; удмурты - Приуралье по реке Каме; карелы занимали пограничные с Финляндией земли; калмыки расселились в низовьях Волги и по северному побережью Каспийского моря; в Приуралье, по берегам рек Белой и Уфы, а также на Среднем Урале обитали башкиры; на Северном Кавказе жили зависимые от России кабардинцы.

Переломным для истории некоторых народов Поволжья и Приуралья стало завоевание Россией в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств, присоединение северо-восточных земель.

Характерная черта - все более многонациональный состав этих территорий, смешанное проживание разных нардов, свободная миграция. Все шире шла колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами, которые приносили в лесные и охотничьи края свой хозяйственный земледельческий опыт. Этот процесс проходил в основном мирно. С появлением в татарских, мордовских, чувашских, марийских землях русских помещиков и церковных феодалов на частновладельческие земли распространились нормы российских законов, крепостное право. В междуречье Оки и Волги, на плодородных землях этот процесс шел быстрее; в Приуралье, на северовостоке, в дальних лесных районах - медленнее.

В XVII в. основную массу жителей этих краев составляли государственные крестьяне. Они платили в казну налог пушниной и продуктами питания, несли государственные повинности - на строительстве дорог, мостов и крепостных стен, выполняли ямскую гоньбу (почтовую службу).

Правительство требовало от властей уважительного отношения к традициям и обычаям нерусских народов, наказывало за насилие и злоупотребления, стремилось заручиться поддержкой местной элиты. Татарским мурзам, калмыцким тайшам, племенным вождям и старейшинам предоставлялись права дворян, их наделяли землями, отдавали им на откуп сбор налогов. Со временем местная знать стала верно служить Москве.

В лесных северо-восточных краях, где жили коми, частновладельческих земель было мало, местные жители были лично свободны. Сюда потянулись русские промысловики. Эти земли были особенно богаты пушниной, рыбой, другими дарами лесов и рек. Здесь обнаружились залежи соли, соледобыча постоянно расширялась. Многие жители уходили на соляные промыслы. Через Коми край шли торговые пути от Белого моря в Сибирь. Все это теснее привязывало здешние земли и их население к общероссийским процессам.

Сильным рычагом освоения Поволжья и Приуралья, утверждения здесь российской власти становилась христианизация этих мест. У татарских мурз, не желавших перейти в православие, отнимали земли. Принявшим христианство обещали льготы по налогам и повинностям.

На северо-западе страны сложной была судьба угро-финских народов. Исторически связанные с русскими землями, они попали после Смуты в подчинение Швеции, которая установила здесь свои порядки, ввела протестантство. Многие карелы бежали в Восточную Карелию, оставшуюся за Россией. Здешние жители традиционно занимались охотой и рыболовством, на бедных каменистых почвах сеяли зерновые. Новые веяния входили в жизнь Карельского края: начались разработка рудных месторождений и обработка железа, появились первые мануфактуры.

Вошедшая в состав России в середине XVI в. Кабарда оставалась вассалом России. Постепенно русское влияние здесь усиливалось. В XVII в. на берегах Терека появились первые русские крепости, гарнизоны которых состояли из служилых людей и казаков.

Народы Европейской России порой разделяли с русским народом военные тяготы. Так, башкирская, калмыцкая и кабардинская конницы участвовали в войнах с Польшей, ходили в крымские походы.

Когда российские власти, купцы и предприниматели, русские феодалы допускали насилия и произвол в отношении местного населения, оно с оружием в руках отстаивало свои интересы. На исходе XVII в. карельские крестьяне подняли восстание, когда их попытались приписать в качестве рабочих к одному из местных промышленных предприятий. В 1660-1680-е гг. крупное восстание вспыхнуло в Башкирии в ответ на захват земель русскими и принудительную христианизацию. Поволжские и приуральские народы приняли активное участие в восстании Степана Разина.

Окончательное присоединение Сибири

XVII в. стал поворотным временем в деле овладения Россией всей Сибирью, вплоть до берегов Тихого океана. Опираясь на крепости в верхнем и среднем течении Енисея, на торговые поселения и форпосты в устьях рек близ побережья Ледовитого океана, русские отряды продолжали двигаться на восток.

Что вело их в Сибирь? Завоевание новых земель под высокую руку русского царя, стремление служилых людей и торговцев к наживе в богатых пушниной и рыбой краях, неукротимая любознательность и тяга к открытию неведомых земель и народов.

На огромных пространствах Сибири жило много различных народов. Численность каждого из них была невелика. Их основным оружием были каменные топоры, лук и стрелы. На Енисее жили уже принявшие русское подданство ханты и манси. Далее к востоку обитали еще неизвестные русским людям восточносибирские народы: в Прибайкалье, по верховьям Ангары и Витима - буряты; к востоку от Енисея вплоть до Охотского побережья - эвенки (старое их название - тунгусы); в бассейне рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы - якуты; в Южном Забайкалье и Приамурье - дауры и дючеры; на северо-востоке Сибири вплоть до Берингова пролива - коряки, чукчи, юкагиры; на Камчатке - ительмены.

Высокоразвитым для того времени хозяйством выделялись якуты и дауры. Последние имели постоянные контакты с китайцами.

В эти края двинулись русские землепроходцы начиная с 1630-х гг. Сибирские воеводы из Тобольска, Енисейского острога и Мангазеи (торгового поселка и порта на реке Таз, неподалеку от Обской губы) направили отряды «проведать Бурятка новые землицы и объясачить тамошних людей».

В начале 1630-х гг. первые отряды служилых людей появились на Лене. Построенный здесь острог подвергся нападению местных жителей во главе с тойонами (князьями). Но лук и стрелы были недостаточным оружием против пищалей и пушек. На Лену прибыли новые отряды и направили воеводам сообщения, что Якутская земля людна и скотна, что якуты воисты и не хотели государева ясаку дать.

Борьбу с русскими возглавили тойоны. Один из них, Ты нина, нанес царским отрядам несколько поражений. В ходе дальнейших боев и переговоров удалось склонить якутских вождей к вступлению на государеву службу. Некоторые из тойонов получили титул улусских князцов. Центром русского влияния стал Якутский острог - будущий Якутск.

Следом за служилыми людьми сюда шли промысловики, а потом и крестьяне. Три года требовалось, чтобы из центра России добраться до Лены. Из этих земель потоком пошел ясак - шкуры соболей, горностаев, лисиц, высоко ценившийся моржовый клык.

Якутский острог стал базой, откуда снаряжались экспедиции служилых людей на восток. Одни отряды направлялись к Охотскому морю и к реке Амур, другие переваливали через Верхоянский хребет и шли в верховья Яны и Индигирки и на среднее течение Колымы, третьи двигались от устья Лены морем.

§ 33-34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно росла. Если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением рождаемости, так и с увеличением территории Российской империи.

Расширение границ России шло за счет земель, населенных украинцами, белорусами, литовцами, поляками, финнами, евреями и другими народами. В 1795 г. доля русских в общей массе жителей страны составляла 49 %, украинцев – около 20, белорусов – 8, поляков – 6, финнов – 2, литовцев – 1,9, татар – 1,9, латышей – 1,7, евреев – 1,4, эстонцев – 1,1 %. Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие народности составляли 1 % населения Российской империи.

Многие народности были освобождены от тяжкого бремени рекрутской повинности. Они не знали и крепостного права, которое стало уделом только русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики.

В Россию переселилось немало колонистов: немцев, молдаван, греков, армян, сербов, болгар. Продолжался процесс заселения и освоения новых земель на окраинах страны, в котором активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Особое положение занимали евреи, которые проживали на территории, вошедшей в состав страны после разделов Речи Посполитой, а также в Новороссии, на Левобережной Украине и частично в Прибалтике. Законы, принятые в 1790-х гг., определяли границу территорий, на которых им разрешалось постоянно проживать, – черту оседлости. Введение черты оседлости ущемляло права еврейского народа.

Русские. В XVIII в. их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Здесь их доля в общей численности населения превышала 90 %. В 1780-х гг. русские переселенцы появились на Северном Кавказе, росло их число и в Сибири. Русские перебирались в Новороссию и на земли Войска Донского, в Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Быт основной массы сельского населения изменился незначительно: тот же каждодневный труд на земле, где взрослые и дети работали значительную часть года, те же подати и повинности в пользу казны и помещика. Наряду с этим развитие рыночных отношений вело к расслоению крестьян на богатых и бедных. Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам в планировке домов, пище и одежде.

Крестьянский быт, в свою очередь, влиял на жизнь горожан. Сельская местность начиналась сразу за городской чертой. Развитие отходничества, учеба, рекрутчина, посещение церквей и монастырей (богомолье), совместное участие горожан и крестьян в многочисленных войнах – эти и другие формы общения способствовали взаимному обогащению крестьянской и городской культуры.

В XVIII в. большинство горожан жили в деревянных домах. Каменные жилые постройки были не редкостью только в Петербурге и Москве. Внутренние помещения дома украшали деревянной резьбой, зеркалами и занавесками, дорогой мебелью и посудой. Вокруг дома сажали садовые деревья. Обычно дома горожан были одноэтажными или двухэтажными. В Москве и Петербурге появлялись трех– и четырехэтажные дома, построенные в западноевропейском стиле. В темное время суток окна закрывались ставнями.

Неизвестная в русском костюме. Художник И. Аргунов

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Городские жители пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение – «столовое серебро»), тарелки и чашки – из фарфора, рюмки, стаканы и графины – из хрусталя. Основная масса горожан имела простую утварь. В крестьянской семье обычно ели из общей посуды. Однако и бедные, и богатые бережно обращались с предметами домашнего обихода.

Игра в пристенок. Художник Е. Корнеев

С петровских времен изменилась одежда горожан. Служащие обязаны были появляться в общественных местах в иноземном или, как его называли, «немецком» платье и парике, с введением гражданской формы – в мундире. Военные носили форму ярких, нарядных цветов, с высокими головными уборами и украшениями.

Украинцы. В середине XVIII в. Левобережная Украина с Киевом и Запорожьем входила в состав Российской империи, Правобережная Украина (от среднего течения Днепра до Карпат) находилась под властью Речи Посполитой. Низовья Днепра до Сиваша и Перекопа принадлежали Османской империи и ее вассалу Крымскому ханству, Закарпатье входило в состав Венгрии. Левобережная Украина была земледельческим районом. Огромные земельные владения имели украинское шляхетство, казацкая старшина и высшее духовенство. Они вели с российским правительством активную борьбу за сохранение автономии («прав и вольностей малороссийского народа»).

Андреевская церковь в Киеве Архитектор Б. Растрелли

В 1764 г. было упразднено гетманство и ликвидирована украинская автономия. С присоединением к России азовско-черноморских степей бывшие запорожцы составили так называемое черноморское казачество. После переселения на Таманский полуостров из них сформировали кубанское казачье войско.

В 1782 г. в соответствии с губернской реформой были основаны Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В следующем году население обязали платить подушную подать, был запрещен и переход крестьян от одного помещика к другому. На Левобережную Украину распространялись положения Жалованных грамот дворянству и городам. Не избежала Украина и секуляризации церковных земель.

После присоединения к России Причерноморья в результате русско-турецких войн плодородные земли этого края монархи дарили дворянству. Так, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский получил в собственность более 50 тыс. десятин земли, немногим меньше – Г. А. Потемкин и другие екатерининские вельможи.

Объединение украинских земель в составе Российского государства имело большое значение для братских народов – украинцев и русских, способствовало взаимному обогащению культур.

В развитии просвещения и науки на Украине большую роль играла Киево-Могилянская академия. Российскому обществу были известны работы философа и писателя Г. Сковороды и исторические сочинения Г. А. Полетики. В 1789 г. в Харькове был основан первый на Украине театр. Украинские корни имели талантливые композиторы А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко, скульпторы М. И. Козловский и И. П. Мартос. Украинцы интенсивно заселяли причерноморские степи и Крым, участвовали в хозяйственном освоении этого богатейшего края, а также переселялись на земли Войска Донского и Северного Кавказа, в Воронежскую и Курскую губернии.

Белорусы. В середине XVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. Большинство крестьянских хозяйств отрабатывали барщину, незначительная часть государственных крестьян платила денежный оброк. Крепостнические порядки усугублялись тяжким национальным и религиозным гнетом: польские помещики насильственно насаждали католичество, стремились ополячить белорусов, лишить их собственной культуры. Белорусская шляхта и богатые горожане получали образование в католических школах, а также в Виленской академии.

Во второй половине XVIII в. Белоруссия вошла в состав Российской империи.

Белорусы

Ее население составляло более 3 млн человек. Российское правительство освободило население Белоруссии от уплаты государственных налогов, но практиковало раздачу государственных земель и населявших их крестьян российскому дворянству.

Около 90 % белорусов проживали в Минской и Могилевской губерниях, несколько меньше – в Витебской и Гродненской, в Виленской губернии основное население составляли литовцы.

Вхождение Белоруссии в состав России способствовало вовлечению экономики края в товарное производство и общероссийский рынок, росту крупных мануфактур, применению на них вольнонаемного труда. Активно развивалось дорожное строительство, прокладывались каналы.

Воссоединение белорусов и русских в едином государстве отвечало интересам двух братских народов, родственных по происхождению, языку, культуре и историческому прошлому.

Народы Прибалтики. После присоединения к России Прибалтика стала морскими воротами страны, а порты Таллин, Пярну, Нарва, Рига заняли важное место во внешней торговле. Российское правительство подтвердило прежние привилегии прибалтийских и немецких помещиков. Они составили местную администрацию. Официальным языком в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях являлся немецкий.

Эстонские и латышские дворяне увеличивали барщину, что вызвало народные волнения и заставило правительство пойти на уступки. Д. И. Фонвизин, путешествовавший по Прибалтике, писал: «Мужики против господ, а господа против них так остервенели, что ищут погибели друг друга».

Панорама Риги. Гравюра XVIII в.

Больше всего латышей (до 80 % населения) проживало в Курляндии; в Лифляндии их было немного, здесь значительную часть населения составляли немцы. Эстонцы жили почти во всех уездах Эстляндии, а в Лифляндии составляли почти половину населения края. Литовское население преобладало в Виленской губернии, небольшая его часть обосновалась в Гродненской губернии и Лифляндии.

Народы Поволжья и Приуралья. Во второй половине XVIII в. на территории Среднего Поволжья увеличивалась доля русского населения. Некоторые нерусские народности перебрались в Заволжье и Приуралье, потому что помещики захватывали земли и заселяли их крепостными крестьянами из центральных районов России. Основную массу крепостных в Поволжье составляли русские. Правительство переселяло государственных крестьян, в число которых входила большая часть нерусского населения Поволжья (мордва, марийцы, чуваши, татары), на новые земли в Башкирию.

Основным занятием населения Поволжья оставалось земледелие. Только татары, наряду с земледелием, занимались разведением скота для выделки кож и получения шерсти с целью их продажи. Марийцы, мордва и чуваши развивали огородничество и продавали выращенные овощи в городах. По мере сокращения лесов и расширения пашни охота уже не являлась одним из основных занятий населения этого края.

Несмотря на то что значительная часть удмуртов, марийцев, чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали верить своим языческим богам и приносили им жертвы. В основной массе татары оставались мусульманами. Татарский язык изучался в Казанской гимназии по букварю и грамматике И. Хальфина.

Азбука и грамматика татарского языка И. Хальфина

Большинство татар проживали в Казанской губернии. Их поселения были в Симбирской и Пензенской губерниях, а также в Нижнем Поволжье. После завоевания Россией Крыма крымские татары перебрались в Турцию, и лишь часть их осталась на прежних местах.

Во второй половине XVIII в. территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. Башкиры имели льготы: не платили подушную подать и были освобождены от рекрутской повинности. Они не знали крепостного права. Население Башкирии было многонациональным – здесь проживало 70 тыс. башкир, более 100 тыс. татар, чувашей, марийцев и удмуртов, а также более 130 тыс. русских. Башкиры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Земля находилась в собственности общины. Однако башкирская знать пользовалась правом распределения кочевий.

В Нижнем Поволжье обитали калмыки, переселившиеся в прикаспийские степи в первой половине XVII в. из Центральной Азии. Они исповедовали ламаизм. Власть принадлежала родовой знати и духовенству, им рядовые общинники платили натуральный или денежный оброк. При Екатерине II земли в калмыцкой степи активно раздавались дворянам. В 1770-е гг. значительная часть калмыков ушла в Джунгарию (Северо-Западный Китай).

Народы Сибири. В конце XVIII в. в Сибири было две губернии – Тобольская и Иркутская, они делились на области, а области – на уезды. Народы Сибири подчинялись местной администрации на основе «Положения об управлении инородцами». Как правило, местные князья приносили присягу (шерть) о подданстве и давали обязательство своевременно платить ясак. Они сохраняли самостоятельность в управлении своими территориями.

Сибирь была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) – далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

В XVIII в. шло дальнейшее имущественное расслоение у оленеводческих народов. Ханты, манси и селькупы принимали христианство, но крещение часто носило формальный характер. По свидетельству современников, новокрещенные «потаенно делают идолослужение и шаманства».

Широко расселялись по территории Сибири северные тунгусы. К России мирно присоединили земли чукчей и эскимосов.

Якуты осваивали новые места обитания на северо-западе и северо-востоке Сибири. Усиление имущественного расслоения привело к появлению знати (тойонов), рядовых якутов – свободных общинников и зависимых работников (захребетников). Администрация Сибири возложила на тойонов обязанности по сбору ясака. Кроме того, тойоны выдавали так называемые билеты, без которых ни один якут не имел права покинуть свое поселение.

Процесс имущественного расслоения наблюдался и среди бурятов. В 1781 г. состоялся съезд бурятской знати, утвердивший «Степное уложение». Господствующей религией восточных бурят стал ламаизм. В Забайкалье появились ламаистские монастыри (дацаны).

В конце XVIII в. появились русские поселения на Аляске.

В Сибири земля принадлежала государству. Крестьяне делились на государственных, приписных и монастырских. Последние после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических крестьян.

В ходе Северной войны в Сибири развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Значительную часть сибирского серебра и золота давал Змеиногорский рудник. Крупными центрами местной промышленности стали заводы Алтая и Нерчинский рудник в Забайкалье. Население Сибири успешно торговало с Китаем.

Вид города Тобольска

Рост русского населения в крае шел не только за счет крестьянских переселенцев. Сибирь была местом ссылки донских и запорожских казаков, раскольников, помещичьих крестьян и дворовых людей, совершивших «предерзостные поступки» в отношении господ.

Казахстан. В XVIII в. казахские племена в зависимости от мест кочевий делились на три жуза: Старший, Средний и Младший. Различные ханства, расположенные на территории жузов, вели между собой ожесточенную борьбу за власть. В 1730 – 1740-е гг. большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство.

Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Казахская знать – ханы, султаны, баи – собирали с подданных натуральные повинности и налоги. Скотоводы отдавали своим хозяевам двадцатую часть скота, земледельцы – десятую часть урожая. Патриархальные отношения в крае соседствовали с остатками родового строя.

Народы Северного Кавказа. Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью, от реки Лабы до берега Черного моря и горную часть Западного Кавказа. Князья нередко были выходцами из семей, связанных родственными узами с крымским ханским домом.

В Кабарде дворяне сами выбирали себе владельца, и влияние местных князей было непрочным. Существовали народные собрания, в которых участвовали народные старшины, крестьяне-общинники, княжеские слуги. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Российское правительство поддерживало князей, закрепляя за ними землю.

В Дагестане насчитывалось около пятнадцати княжеских владений. Крупным было Аварское ханство с 30 тыс. дворов. На высокогорные районы Дагестана ханская власть не распространялась. Здесь царили свои законы.

После Кючук-Кайнарджийского мира (1774) на Северном Кавказе в короткие сроки были сооружены крепости. Для охраны Военно-Грузинской дороги строился Владикавказ.

Колонисты поселенцы из других стран.

Черта оседлости – граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям.

Ламаизм форма буддизма, распространенная на территории России в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вопросы

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ЛЮДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Пётр I взошел на престол страны, где жило примерно 11 миллионов человек. «Примерно» - потому что точно никто не считал, не было переписей.Когда Екатерина II вступала на престол, население империи составляло примерно 20 миллионов челове К концу ее

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Персидское государство и народы империи В списке Геродота говорится о 70 народах и племенах, входивших в состав Персидской державы, тогда как в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран. Что можно сказать об отношении персов к побежденным народам? Об этом

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Губерния Российской империи» Любителям послушать новости или сегодняшние хроники происшествий наверняка хорошо знакомо название «Институт Склифосовского». Москвичи, попавшие в серьезные передряги, частенько оказываются в его больничных палатах. А многие ли знают,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил - это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР (с илл.) автора

Казни в Российской империи В России смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI век). В летописях сохранились упоминания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР автора Игнатов Владимир Дмитриевич

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Печати Российской империи Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторств России. За столетие их население выросло втрое - с 7,7 до 23,4 миллиона человек, в том числе и за

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

4 Судебные тяжбы: русское крестьянство и другие народы империи Поскольку законодательство империи инкорпорировало разнообразные судебные инстанции и местные обычаи, закон привлекал подданных к участию в определении составов преступления и разрешению гражданских

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Золото Российской империи Золотой запас России многие годы хранился в столице, в сейфах Министерства финансов. После того как в 1917 г. немцы овладели Ригой и создалась угроза их наступления непосредственно на Петроград, Временное правительство перебазировало золотой



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх