Характеристика дуняши преступление и наказание. Cочинение «Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание

Свидригайлов довольно скоро убедился в том, что Дуня для него роковая и недоступная девушка,- девушка неслыханных душевных сил, способная спасти и повести за собой того, кого она полюбит. Свидригайлов понял, как и Раскольников, что Дуня может пойти на любую жертву, но оценил он ее глубже, обобщенней и, пожалуй, верней, чем брат:

«Знаете,- говорит Свидригайлов,- мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька, или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и, уж конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит».

За брата, за мать она готова была принять любую муку, а вот за Свидригайлова она не могла и не хотела пойти слишком далеко. Она не настолько его любила, чтобы ради него порвать с семьей, переступить через законы, гражданские и церковные, бежать с ним, чтобы спасти его, из России.

Дуня заинтересовалась было Свидригайловым, ей даже стало жаль его, она захотела образумить и воскресить его и призвать к более благородным целям. Она потребовала «с сверкающими глазами», чтобы он оставил в покое Парашу, очередную и подневольную жертву его чувственности. «Начались сношения, таинственные разговоры,- исповедуется Свидригайлов,- нравоучения, поучения, упрашивания, умаливания, даже слезы,- верите ли, даже слезы! Вот до какой силы доходит у иных девушек страсть к пропаганде! Я, конечно, все свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения».

«Даже весталку можно соблазнить лестью»,- замечает Свидригайлов, но ирония его только внешне задевает Дуню, ирония дает ему возможность легче исповедаться, злое ее острие направлено прежде всего против него самого. Ирония его прикрывает и страсть, и боль, и истинную любовь.

Свидригайлов кружит вокруг Дуни, движимый двойственными мотивами, он преклоняется перед ее нравственным величием, он благоговеет перед нею, как очищающим и спасительным идеалом, и он вожделеет, как грязное животное. «N13,- читаем мы в черновых записях,- ему пришло между прочим в голову: как это он мог давеча, говоря с Раскольниковым, отзываться о Дунечке действительно с настоящим восторженным пламенем, сравнивая ее с великомученицей первых веков и советуя брату ее беречь в Петербурге - и в то же самое время знал наверно, что не далее как через час он собирается насиловать Дуню, растоптать всю, эту божественную чистоту ногами и воспламениться сладострастием от этого же божественно-негодующего взгляда великомученицы. Какое странное, почти невероятное раздвоение. И однако ж так, он к этому был способен».Свидригайлов психологически оглушает Дуню: Родион убийца! Она мучилась за брата, она уже была подготовлена всем поведением возлюбленного Роди к чему-то чудовищному, но все же не могла поверить: «…быть не может… Это ложь! Ложь!»

Свидригайлов, владея собою, как в иных случаях владеет собой маньяк, идущий через помехи и препятствия к своей неподвижной цели, спокойно и убедительно объясняет Дуне побудительные причины и философию двойного убийства, совершенного Раскольниковым. Дуня потрясена, она в полуобмороке, она хочет уйти, но она в плену, Свидригайлов останавливает ее: Родиона можно спасти. И называет цену: «…судьба вашего брата и вашей матери в ваших руках. Я же буду ваш раб… всю жизнь…»

Оба в полубреду, но и в полубредовом состоянии оба понимают слово «спасение» по-разному. Свидригайлов говорит о паспорте, о деньгах, о бегстве, о благополучной, «лужинской», жизни в Америке. В сознании Дуни нерасчлененно встает вопрос и о механическом спасении брата, и о его внутреннем состоянии, о его совести, об искуплении преступления.

Перспектива механического спасения брата не может парализовать ее волю, ее гордость. «Доноси, если хочешь! Ни с места! Не сходи! Я выстрелю!..» При первом же движении Свидригайлова она выстрелила. Пуля скользнула по полосам Свидригайлова и ударилась в стену. В насильнике, в звере проскользнули человеческие черты: не рассуждающая храбрость, своеобразное мужское благородство, заставившее его предоставить Дуне еще раз и еще раз шанс убить его. Он велит ей снова стрелять, после осечки он инструктирует ее, как надо аккуратно зарядить револьвер. И произошло неожиданное, неожиданное движение в душах обоих: Дуня сдалась, а Свидригайлов не принял жертвы.

Он стоял пред пою в Двух шагах, ждал и смотрел на нее с дикою решимостью, воспаленно страстным, тяжелым взглядом. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее. «II… и уж, конечно, она убьет его теперь, в двух шагах!..»

* Вдруг она отбросила револьвер. « - Бросила! - с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы о и и сам не мог во всей силе определить.

Брошенный Дуней револьвер Свидригайлов взял себе для осуществления своего последнего «вояжа». Глава, посвященная самоубийству Свидригайлова, с его последними странствиями по окраинам города, по клоакам, с его последним пристанищем в грязном трактире, с ее лейтмотивом сырости, дождя и воды,- одна из самых потрясающих по художественной силе. «Никогда в жизнь мою не любил я воды, даже в пейзажах,- подумал он вновь и вдруг опять усмехнулся на одну странную мысль: - ведь вот, кажется, теперь бы должно быть все равно насчет всей этой эстетики и комфорта, а тут-то именно и разборчив стал, точно зверь, который непременно место себе выбирает… в подобном же случае».

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

  1. Новое!

    Раскольникова Пульхерия Александровна - мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен- ности, возвышения одного человека над другим, "наполео- низма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо...

    Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы...

  1. Новое!

    Против Раскольникова нет материальных улик. Большое значение приобретает нравственная сторона его преступления. Ему открывается страшная истина - преступление его было бессмысленно: « Не переступил, на той стороне остался. Стало быть, я не имел права...

Образ Дуни Раскольниковой

Другим важнейшим персонажем в романе является Дуня Раскольникова. Вспомним слова Свидригайлова о Дуне: "Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы к Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит " (6; 365).

Мережковский морально отождествляет Соню и с Дуней: «В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, - она готова продать себя, как Соня… Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла».

Дуня, как и Соня, внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

За брата, за мать она готова была принять любую муку, а вот за Свидригайлова она не могла и не хотела пойти слишком далеко. Она не настолько его любила, чтобы ради него порвать с семьей, переступить через законы, гражданские и церковные, бежать с ним, чтобы спасти его, из России.

Дуня заинтересовалась было Свидригайловым, ей даже стало жаль его, она захотела образумить и воскресить его и призвать к более благородным целям. Она потребовала «с сверкающими глазами», чтобы он оставил в покое Парашу, очередную и подневольную жертву его чувственности. «Начались сношения, таинственные разговоры, - исповедуется Свидригайлов, - нравоучения, поучения, упрашивания, умаливания, даже слезы, - верите ли, даже слезы! Вот до какой силы доходит у иных девушек страсть к пропаганде! Я, конечно, все свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения».

Именно нетерпеливая безудержная страсть Свидригайлова, в которой Дуня безошибочно чуяла готовность перешагнуть через иные незыблемые для нее нормы, испугала ее. «Авдотья Романовна целомудренна ужасно, - поясняет Свидригаилов, - неслыханно и невиданно... может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...».

Дуня не могла принять предложений Свидригайлова, вмешалась жена Свидригайлова, начались сплетни, появился Лужин, найденный той же Марфой Петровной. Дуня уехала в Петербург, а за ней и Свидригайлов. В Петербурге Свидригайлов узнал тайну Раскольникова, и в воспаленном его мозгу возникла мысль о шантаже: сломить гордость Дуни угрозой выдать брата, склонить ее к себе обещанием спасти его.

Свидригайлов кружит вокруг Дуни, движимый двойственными мотивами, он преклоняется перед ее нравственным величием, он благоговеет перед нею, как очищающим и спасительным идеалом, и он вожделеет, как грязное животное. «NB, - читаем мы в черновых записях, - ему пришло между прочим в голову: как это он мог давеча, говоря с Раскольниковым, отзываться о Дунечке действительно с настоящим восторженным пламенем, сравнивая ее с великомученицей первых веков и советуя брату ее беречь в Петербурге - и в то же самое время знал наверно, что не далее как через час он собирается насиловать Дуню, растоптать всю эту божественную чистоту ногами и воспламениться сладострастием от этого же божественно-негодующего взгляда великомученицы. Какое странное, почти невероятное раздвоение. И однако ж так, он к этому был способен».

Дуня знает, что Свидригайлов не просто злодей, и в то же время понимает, что от него можно всего ожидать. Именем брата Свидригайлов заманивает ее в пустую квартиру, в свои комнаты, из которых никто ничего не услышит: «Хоть я и знаю, что вы человек... без чести, но я вас нисколько не боюсь. Идите вперед, - сказала она, по-видимому спокойно, но лицо ее было очень бледно».

Свидригайлов психологически оглушает Дуню: Родион убийца! Она мучилась за брата, она уже была подготовлена всем поведением возлюбленного Роди к чему-то чудовищному, но все же не могла поверить: «...быть не может... Это ложь! Ложь!».

Свидригайлов, владея собою, как в иных случаях владеет собой маньяк, идущий через помехи и препятствия к своей неподвижной цели, спокойно и убедительно объясняет Дуне побудительные причины и философию двойного убийства, совершенного Раскольниковым.

Дуня потрясена, она в полуобмороке, она хочет уйти, но она в плену, Свидригайлов останавливает ее: Родиона можно спасти. И называет цену: «...судьба вашего брата и вашей матери в ваших руках. Я же буду ваш раб... всю жизнь...».

Оба в полубреду, но и в полубредовом состоянии оба понимают слово «спасение» по-разному. Свидригайлов говорит о паспорте, о деньгах, о бегстве, о благополучной, «лужинской», жизни в Америке. В сознании Дуни нерасчлененно встает вопрос и о механическом спасении брата и о его внутреннем состоянии, о его совести, об искуплении преступления.

Перспектива механического спасения брата не может парализовать ее волю, ее гордость. «Доноси, если хочешь! Ни с места! Не сходи! Я выстрелю!..». При первом же движении Свидригайлова она выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. В насильнике, в звере проскользнули человеческие черты: нерассуждающая храбрость, своеобразное мужское благородство, заставившее его предоставить Дуне еще раз и еще раз шанс убить его. Он велит ей снова стрелять, после осечки он инструктирует ее, как надо аккуратно зарядить револьвер. И произошло неожиданное, неожиданное движение в душах обоих: Дуня сдалась, а Свидригайлов не принял жертвы.

Он стоял пред нею в двух шагах, ждал и смотрел на нее с дикою решимостью, воспаленно-страстным, тяжелым взглядом. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее. «И... и уж, конечно, она убьет его теперь, в двух шагах!..».

Вдруг она отбросила револьвер.

«- Бросила! - с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить.

Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог.

Отпусти меня! - умоляя сказала Дуня.

Свидригайлов вздрогнул...

Так не любишь? - тихо спросил он.

Дуня отрицательно повела головой.

И... не можешь?.. Никогда? - с отчаянием прошептал он.

Никогда! - прошептала Дуня.

Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним.

Прошло еще мгновение.

Вот ключ!.. Берите; уходите скорей!..».

У писателя школы Сю или Дюма сцена эта не вышла бы за пределы мелодрамы, и «добродетельное» ее завершение выглядело бы ходульно. Достоевский заполнил ее удивительным и психологическим и нравственным содержанием. В Дуне, в этой возможной великомученице, где-то подспудно таилось женское тяготение к Свидригайлову - и не так-то просто было ей третий раз стрелять, зная уже наверно, что убьет его. Скрытые, подсознательные импульсы, прочитанные Достоевским в своей героине, не унижают ее, они придают ее облику органическую достоверность. И тут новый оборот: в Свидригайлове человек победил зверя. Не доверяя самому себе, торопя ее, Свидригайлов отпустил Дуню. Зверь уже было добился своего, Дуня очутилась в полной его власти, но человек опомнился и дал свободу своей жертве. Выяснилось, что под мохнатой звериной шкурой Свидригайлова билось тоскующее сердце, жаждавшее любви. В черновых записях у Достоевского записана фраза с тем, чтобы пристроить ее «куда-нибудь»: «Точно так же, как каждый человек на луч солнца отзывается». «Скот», - бросает Дуня настигающему ее Свидригайлову. «Скот? - повторяет Свидригайлов. - Полюбить вы, знаете ли вы, можете и можете меня в человека пересоздать». «А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь... Э! к черту! Опять эти мысли, все это надо бросить, бросить!..». Несмотря на разительный контраст чувств и вожделений, несмотря на грязные помыслы и намерения, в Свидригайлове победил тоскующий человек.

И тут-то окончательно определяется трагедия Свидригайлова. Человек победил, но человек-то это был опустошенный, растерявший все человеческое. Все человеческое было ему чуждо. Этому человеку нечего было предложить Дуне, ему самому нечем и незачем было жить. Луч солнца сверкнул и погас, наступила ночь - и смерть.

В бодрствовании и забытьи, в минуты просветления и среди кошмаров и бредов предсмертной ночи перед Свидригайловым стал возникать образ Дунечки как символ несбывшихся надежд, как утраченная звезда.

Жертвенность Сони осветила новым светом жертвенность матери и сестры Раскольникова, переключив ее смысл из русла узких семейных взаимоотношений в сферу всеобщего, касающегося судеб всего человеческого рода: в этом неправедном мире, таком, каков он есть, возможно спасение одного, но только за счет тела и души других; да, Раскольников может выйти в люди, но для этого мать его должна погубить свое зрение и пожертвовать дочерью, его сестрой, которой придется повторить, в какой-то вариации, жизненный путь Сонечки.

Закон этот вызывает презрение и негодование, жалость и ожесточение, сострадание и жажду мести у Раскольникова, но он имеет и другую сторону, которую теория Раскольникова не учитывала, не предвидела и не способна была понять. Мать добровольно готова отдать дочь на заклание, сестра добровольно готова взойти на Голгофу во имя любви к нему, неоценимому и не сравнимому ни с кем Роде. И здесь снова именно Сонечка Мармеладова переводит всю проблему из границ семейной любви, из области частной жизни, в сферу всеобщего.

Ф. М. Достоевский - великий человек и писатель, имя которого знает абсолютно каждый человек ещё со школьной скамьи. Одним из самых известных его романов является «Преступление и наказание». Достоевский написал историю о студенте, который совершил убийство, после чего его постигло ужасное наказание, но не в юридическом плане, а в моральном. Раскольников изводил сам себя, однако от совершенного страдал не только он сам. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также мучилась от поступка главного героя.

Смысл названия романа

«Преступление и наказание» - великий роман, который покорил миллионы читателей и любителей классики. Стоит сказать, что в названии кроется глубокий смысл и содержание произведения.

Немаловажно, что с самого начала Достоевский хотел дать своему роману другое имя, а «Преступление и наказание» он придумал, когда написание произведения было на стадии завершения. Нужно сказать, что роман уже нельзя представить с другим названием, потому что именно нынешнее отражает всю суть задумки великого классика.

Сначала преступление, а потом - наказание. Достоевский хотел подчеркнуть, что иногда для человека не так страшно как кара моральная. Раскольников ощутил всю ее полноту и понял, как страшно «наказывать» самого себя.

Стоит сказать, что не только Родион почувствовал, как тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди.

Родион Раскольников

Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова: «он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными». Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.

Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу. Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении. Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью. Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое вынудило Родиона оставить учёбу в университете.

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна - мать Родиона, которая любила своего сына всем сердцем. Она представляет собой простую русскую женщину, которая была не только хорошим и а и ласковой, и любящей своих детей матерью. Автор показывает читателю, что Пульхерия хорошо выглядела, несмотря на свой возраст, а также некрасивую и неопрятную одежду.

Мать главного героя была уступчивой и всегда могла согласиться на многое. Однако, несмотря на это, она была честным человеком и именно эта черта не давала ей переступить через себя.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» предстала перед читателем бедной, но честной. Члены ее были готовы на всё друг ради друга.

Сестра Родиона

Дуня - любимая сестра Раскольникова. Стоит сказать, что между нею и братом уже давно установились тёплые которые смело можно назвать дружескими. Дуня очень любила Родиона и свою мать, из-за чего решилась на замужество с Лужиным, для того чтобы спасти родных людей от нищеты. Она хотела, чтобы Раскольников продолжил учиться в университете, а также работал с её будущим мужем.

Однако Родион отговорил свою сестру от брака с Лужиным, потому что тот был жадным и неблагородным господином. Вскоре Дуня вышла замуж за Разумихина - лучшего друга Раскольникова, который стал частью их небольшой семьи.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» является очень дружной. Несмотря на все невзгоды и препятствия, которые встречаются на пути у каждого ее члена, они остаются вместе и пытаются друг другу помогать.

Отец Родиона Раскольникова

Стоит сказать, что Достоевский решил не говорить много об отце Родиона. Известно только то, что глава семьи скончался. После его смерти Пульхерия и её маленькие дети были вынуждены зарабатывать себе на жизнь, а это давалось им совсем непросто.

Связь Раскольникова с семьёй. Поступок Дуни

Нужно повторить, что очень дружной и любящей была семья Раскольниковых. Характеристика героев даёт понять, что каждый из них был готов друг ради друга на все. Мать любила своих детей, а они любили её.

Трепетное отношение Раскольниковых друг к другу видно ещё в самом начале романа. Когда они остались в полной нищете после смерти отца, мать, Дуня и сам Родион изо всех сил пытались раздобыть деньги, для того чтобы хоть немного обеспечить семью. Сестра главного героя пошла на большие жертвы, решившись на замужество с Лужиным. Дуня хотела вступить с ним в брак в первую очередь для того, чтобы избавить свою семью от нищеты. Этот поступок говорит о том, что Раскольников был близок своей матери и сестре настолько, что они были готовы пойти на большие жертвы.

Бедная, но дружная семья Раскольниковых. Описание поступка Родиона

Несмотря на то что Родион был преступником, Достоевский не лишил его близких и любимых людей. Подтверждением этому является семья Раскольниковых. Характеристика членов этой семьи показывает читателю, что, несмотря на препятствия и невзгоды, они всё равно оставались друг другу самыми близкими и родными людьми.

Связь Родиона с его семьёй подтверждает ситуация, когда Родион узнал о предстоящем замужестве Дуни и Лужина. Сестра Раскольникова хотела выйти замуж за этого господина ради достатка своей семьи, однако Родион выразил свой протест и недовольство по этому поводу. Раскольников запретил своей любимой сестре заключать брак с жадным и не благородным Лужиным, потому что не хотел видеть, как его сестра будет мучиться и страдать. Этот поступок говорит о том, что семья и честь каждого её члена - главное.

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Роль семьи Родиона в «Преступлении и наказании»

На протяжении всего романа читатель испытывает не неприязнь, а жалость к главному герою произведения «Преступление и наказание». Семья Раскольникова находилась в трудном положении. Дуне, Пульхерии и Родиону постоянно приходилось переживать различные потрясения и сложные ситуации.

Судьба семьи Раскольниковых нелегка, а потому заставляет каждого читателя испытывать жалость и сочувствие. На протяжении всей жизни этим людям приходилось бороться за себя и своих близких, проходить сложные испытания, но в то же время беречь свою честь и жить справедливо. Роль семьи Раскольникова в романе заключается в том, чтобы с ее помощью автор смог обратить внимание читателя на то, как взаимоотношения с близкими могут влиять на Хорошая семья, в которой царит взаимопонимание и любовь, может дать покой и истинное счастье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений. Художественный мир Достоевского построен на загадках. Лицо является одной из центральных загадок в творчестве писателя. Лица героев Достоевского представляют собой органическое отражение их самосознания, их жизненной позиции и сокровенной сути. Для Достоевского - мастера психологического анализа - характерен показ героя во взаимодействии, как внутренних чувств, так и внешних их проявлений. С особым мастерством художник сумел это передать через портретные характеристики женских образов. Какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Достоевского! Все его симпатии на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями. Художественный метод Ф.М. Достоевского содержит психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм "в высшем смысле", позволяющий ему через изображение "глубины души человеческой" выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.

Авдотья Романовна Раскольникова - сестра главного героя романа. Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Романовича Раскольникова. Это умная, красивая и целомудренная девушка, любящая своего брата до самопожертвования. Она имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе счастье Родиона готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради спасения брата. В итоге она выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: «Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением». В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор.

Линия отношений брата и сестры Раскольниковых - одна из самых сложных в романе. Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть.

Нужно отметить, что в литературе о Достоевском пишут, что возможный прототип Авдотьи Романовны Раскольниковой - Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. По мнению М.С. Альтмана, совпадение имени героя с именем предполагаемого прототипа является весьма важным признаком. Кроме того, портрет Дуни в романе сильно напоминает внешность знаменитой красавицы Панаевой. Возможно, что гордый и страстный характер этой выдающейся женщины дал материал для создания характера Дуни. Однако Р.Г. Назиров в статье «О прототипах некоторых персонажей Достоевского» высказал предположение о сочетании в образе Дуни характера Панаевой с легендарным образом святой Агаты» в галерее Питти во Флоренции в 1862 году. Это большое полотно, написанное в 1520 году, представляет собой сцену пытки. Двое римских палачей, пытаясь заставить Агату отказаться от христианской веры и вернуться к язычеству, с обеих сторон подносят к ее груди раскаленные щипцы. Агата (в греко-православной церкви ее называют Агафией), согласно легенде, умерла от пыток 5 февраля 251 года, до конца сохранив стойкость и веру. Р.Г. Назиров считает, что слова Свидригайлова о Дуне: «Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами», - навеяны картиной Себастьяно дель Пьомо.

Образ Авдотьи Романовны Раскольниковой

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что и высказывалось во всяком ее жесте, и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как - будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, задумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный». Авдотья Романовна была поистине красивой и привлекательной девушкой. Все мужчины, которые оказывались рядом с ней, не могли не обратить на нее внимание, в том числе Разумихин и Свидригалов. Ф.М. Достоевский, описывая внешность Дуни, не один раз сравнивает ее с братом, и это не случайно. Души родных людей не могут не иметь сходств. Так, брату и сестре достались в наследство пылкий темперамент, гордость, самоуверенность и решимость. Природный ум позволил им оценивать любые явления жизни с собственной точки зрения, а также всегда сохранять серьёзность. Эти богатые задатки позволяли развиться обеим личностям до больших высот, но различия во внешних обстоятельствах сделали их характеры во многом противоположными. Особенно сильно отличало Дуню от Раскольникова одно качество - терпеливость. Отсюда и другие черты её характера, отсутствующие у брата: мягкость, жертвенность, доброта, чистота. И мать, и Дмитрий Прокофьевич не раз произносили в восхищении и с уважением: “Она ангел!” Однако к убийству и Родион и Дуня были одинаково близки, и лишь случайность спасла Авдотью Романовну от бремени неспокойной совести. “А вы знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всём!” -- догадался однажды Разумихин и, конечно, упростил суть их сходства, однако во многом попал в точку. Эти проницательные, решительные, гордые, во многом отчаянные, ищущие и требовательные люди с пылкими сердцами и широким умом действительно имеют много общего, но с той разницей, что одного жизнь сделала преступником, а другую уберегла от греха. Всё это становится ясно благодаря мастерству Достоевского в изображении противоречивого человеческого сознания. Однако сам автор настаивал на том, что познать человека до конца нельзя: “Человек есть тайна”, которую можно лишь вечно разгадывать.

Впервые в романе мы узнаем об Авдотье Романовне из письма матери Родиона Пульхерии Раскольниковой. Мы узнаем о ее тяжелой судьбе и о том, что она готова пожертвовать собой ради своего брата. По сути, это принесение в жертву одного человека с целью обеспечить деньгами другого, чтобы этот другой преуспел в жизни. Она хочет выйти замуж за Лужина, надеясь, что он, впоследствии, так как является человеком весьма обеспеченным, будет помогать и Родиону. Для себя же она бы никогда не совершила что-нибудь подобное, но вот за брата, подавляя нравственное чувство, продавала свое спокойствие, свободу, совесть, тело - без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников сразу же понял, к чему приведет этот брак. Когда бы Дуня поняла, что сделала, она бы не выдержала презрения к самой себе, не смогла бы привыкнуть. Мать жила бы отдельно без средств к существованию и ни о какой помощи со стороны Лужина речи быть не могло. И хотя Дуня была умна и «имела ум своего брата», но она все, же до последнего не хотела верить в то, что ее надежды неоправданны, и закрывала глаза на очевидное. «Перед тем как решиться, Дунечка не спала всю ночь и ходила взад и вперед по комнате; наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась», - писала Пульхерия Раскольникова своему сыну. Раскольников не принял эту жертву, но Дуня пытается его переубедить. «- Брат, - твердо и тоже сухо отвечала Дуня, - во всем этом есть ошибка с твоей стороны. Я за ночь обдумала и отыскала ошибку. Всё в том, что ты, кажется, предполагаешь, будто я кому-то приношу себя в жертву. Совсем это не так». Но здесь нужно отметить, что Авдотья Романовна не столько хочет убедить в этом брата, сколько пытается сама поверить в это. Она хватается за эту возможность. Ее толкает на это бедность ее семьи, граничащая с нищетой. У них с матерью практически нет средств к существованию. Они живут на маленькую пенсию Пульхерии Раскольниковой и на деньги, которые зарабатывает Дуня в качестве гувернантки. Так еще они умудряются отсылать деньги горячо любимому сыну и брату! Дуня добровольно и сознательно берет на себя очень тяжелый крест; но и мать и дочь - обе дорожат предположенным браком и считают его за счастье, потому что он дает им возможность, по крайней мере, неопределенную надежду, вытащить бесценного Родю, то есть нашего героя, из болота нищеты на гладкую и твердую дорогу. Авдотья Романовна из тех женщин, которые сами ищут, какую бы им муку принять. Здесь нелишним будет упомянуть слова Свидригайлова: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры... Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами». Бедность закалила её, научила терпеть, а самолюбие и требовательность к себе не позволили уронить достоинство. Решающим моментом была встреча Раскольникова и Лужина в квартире Дуни. Все ее надежды окончательно развеялись. Она решилась посмотреть правде в глаза и принять реальность. К тому же, она интуитивно понимала, что тот момент они с матерью были не одни. И дело здесь было не в том, то они теперь были рядом с Родионом, а в том, что в их жизни появился Разумихин. Дуня ощущала его поддержку и догадывалась о его симпатии к ней. Лужин перестал быть для нее единственной надеждой, и она отказалась от этого брака, от этой жертвы.

Нужно заметить, что жертвенность свойственна семье Раскольниковых. Мать жертвует дочерью ради благополучия сына, причем ее постоянно мучает совесть. Дуня жертвует собой ради брата. И сам Родион, можно сказать, делает то же самое. Одна из причин, которые толкнули его на убийство, было желание помочь своей семье. Все члены этой семьи горячо любили друг друга. Иначе говоря, жертвенный круг, жертвенный крестный путь оказывается неизбежным для семьи Раскольниковых. В критике также есть мнение, что эта жертва и есть преступление. Ведь преступление для Достоевского - это не столько проявление патологического больного в существе человека (а таковым автор тоже, безусловно, интересуется), сколько примета общественного неблагополучия, след болезненных и опасных поветрий в умах современной молодежи. На преступление толкает в одинаковой мере и нищета, и ощущение реального бесправия, безрезультатности обычных усилий по усовершенствованию жизни.

Если же говорить о жертве, то можно провести параллель между Сонечкой Мармеладовой и Дуней. Сам Раскольников делает это: «Тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй, не откажемся! Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечки жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным». Раскольников боится, что Дуню постигнет та же судьба. Ведь на самом-то деле большой разницы нет в жертве Сони и готовящейся жертве сестры Раскольникова. История Дуни отличается лишь тем, что внешне все будет казаться правильно и порядочно, то есть будут соблюдены все правила приличия, а о деятельности Сонечки, увы, можно судить теперь даже по ее внешнему облику. Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя". И Катерина Ивановна, и Раскольников говорят о бессмысленности жертвы Сонечки. Между прочим, выдвинутое Раскольниковым обвинение в адрес Сони Мармеладовой идет как бы параллельно с его обвинением в адрес сестры Дуни. Раскольников упрекает сестру, что она возлюбила брата своего более, чем саму себя: «... И что это она (Пульхерия Раскольникова) пишет мне: "Люби Дуню, Родя, а она тебя больше себя самой любит"; уж не угрызения ли совести ее самое втайне мучат за то, что дочерью сыну согласилась пожертвовать. "Ты наше упование, ты наше все". О, мамаша!.." Злоба накипала в нем все сильнее». Итак, главное, можно сказать, преступление Дуни заключается в том, что она возлюбила Родиона Раскольникова более, чем саму себя, что она для него собой жертвует. Собственно, то же можно сказать и о Соне Мармеладовой, отдавшей на продажу свое тело ради спасения семьи. Необходимо вспомнить слова Раскольникова: «Господи, какая, правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Для людей с неистребимой совестью, с проснувшимся сознанием, коими были Соня и Дуня (у них даже имена похожи), привыкание - высший предел подлости. Привыкнуть - это задушить в себе все человеческое, отказаться от всякого права на жизнь, чувствовать, действовать, любить. Привыкнуть - это значит стать подлецом, как Лужин, или согласиться жить подлой жизнью, принять подлую судьбу, что вознамерилась сделать Авдотья Романовна, став невестой Лужина. Подлость - это также примирение с «честностью» проститутки, соглашающейся жить своим «трудом» и отказывающейся жить на «даровщину», милостыней.

Раскольников любит свою сестру так же сильно, как Мармеладов любит свою старшую дочь. Но к чему годится эта сильная любовь бедного, задавленного и бессильного человека? От чего может защитить и куда может привести такая любовь? Пользуясь этой любовью, Авдотья Романовна Раскольникова так же точно может очутиться в безотчетном распоряжении уличных ловеласов, как очутилась в их распоряжении Софья Семеновна Мармеладова. Невозможно рассчитывать, наверное, даже и на тот исход, что самоубийство спасет Авдотью Романовну от вынужденного разврата. Может быть, Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву; но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка.

В отношениях с Аркадием Ивановичем Свидригайловым Дунечка открывается с несколько иной стороны. Мы видим, что все было не совсем так, как рассказывала в письме Пульхерия Раскольникова. «При всем естественном отвращении ко мне Авдотьи Романовны…ей стало, наконец, жаль меня, жаль пропащего человека. А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж, разумеется, это для нее всего опаснее. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности, - ну, известно, что можно намечтать в этом роде», - рассказывал Свидригайлов Раскольникову. Именно в такой ситуации оказалась Дунечка в доме Марфы Ивановны. Свидригайлов был тонким психологом, и как ни была умна Дунечка, она все же поддалась. «…Оставалась, в высшей степени уверена, что она невинна и целомудренна и исполняет все долги и обязанности, а погибла совершенно нечаянно». К счастью, судьба распорядилась таким образом, что честь ее была восстановлена. Последняя встреча Дуни со Свидригайловым весьма интересна. Этой встрече предшествует письмо Свидригайлова к сестре Раскольникова, в котором он рассказывает о преступлении, которое совершил Родион. Дуня предполагает, к чему может привести встреча с этим человеком, но она идет, идет опять, же ради своего брата. Она не хочет верить в то, что Родион способен на убийство. В ней еще теплится надежда, что это неправда, что этот подлый человек просто обманывает ее. Но все, же в глубине души Авдотья Романовна понимает, что это правда. Также она понимает, что ничего хорошего ей встреча со Свидригайловым принести не может, поэтому она берет с собой револьвер, но пока еще она не догадывается, что готовит ей судьба. Свидригайлов просто заманил ее в ловушку, хотел получить то, чего ему не удалось получить в деревне. Всё начинается очень таинственно, но вполне мирно, ничто не предвещало столь бурного развития действий. Атмосфера накаляется. Дуня и Свидригайлов, как кошка с мышкой, следят за каждым движением противника. Кульминация этой сцены оказывается неожиданной.

«Дуня подняла револьвер и, мертвенно-бледная…смотрела на него, измеряя и выжидая первого движения с его стороны. Никогда еще он не видал ее столь прекрасною. Огонь, сверкнувший из глаз ее в ту минуту, когда она поднимала револьвер, точно обжег его, и сердце его с болью сжалось. Он ступил на шаг, и выстрел раздался. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стену».

Был и второй выстрел: «Дунечка выстрелила, осечка!». Здесь нужно вспомнить убийство Раскольникова. Раскольниковы, брат и сестра, были способны к убийству. Но ситуации в корне отличаются друг от друга. Разницу легко объяснить. Дуня стреляла, защищаясь от подлости человека более сильного и властного, поэтому совершаемое в отчаянии преступление придавало ей лишь больше достоинства и решимости, привлекательных в красивой женщине и заслуживающих уважения. Раскольников же на самом деле совершил убийство как эксперимент, признаваясь Соне: “Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного”.

Да, Авдотья Романовна не сделала бессмысленной жертвы ради брата и не смогла ничем ему помочь, но после приговора Раскольникову, она продолжает жить ради брата. Несмотря на то, что Дуня вышла замуж за Разумихина, она свою жизнь строит так, чтобы находиться рядом с братом и помогать ему. Первое время они надеются на Сонечку, так как у них нет возможности, сразу же отправится жить на место каторги, но через пять лет, после приговора, они планируют переселиться в Сибирь. И Дуня, и Разумихин горячо любили Родиона Романовича Раскольникова и надеялись по истечении срока «всем вместе начать новую жизнь».

Заключение

раскольникова достоевский роман

В романе «Преступление и наказание», как и всегда у Достоевского, любовь изображена чувством сложным: любовь не даётся героям даром, её надо выстрадать, для неё необходимо многое преодолеть.

Дуня пережила унизительные домогательства со стороны помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге: он даже шантажировал выдать полиции ее брата. Кроме того, Авдотье Романовне, с ее-то гордостью, пришлось терпеть какое-то время довольно унизительное положение невесты господина Лужина. Дуня, как и Соня, готова на самопожертвование ради близких, но она не безропотная Соня. Авдотья Романовна может за себя постоять, дать отпор не только Лужиным, но и свидригайловым. В этом она схожа с братом. «Униженной и оскорбленной» она не может быть, разве только что по собственной воле, но принудить ее нельзя. Возможно, именно поэтому судьба уводит ее от грязных и аморальных отношений и дарит любовь благородного Разумихина, который готов положить все мыслимые усилия для ее счастья, и только честным путем.

«Дунечки и точно приносят жертвы, но самоотречение их высокомерно. Дунечка и страдать будет, не сливаясь с тем, из-за чего мучится, "улыбаясь", по выражению Свидригайлова. Не в этом ли и лежит то сладострастное обаяние Дунечки, которое осилило Свидригайлова и, презрительно готовое проституироваться Лужину, осуждено уйти холодным и бездетным из объятий Разумихина?», - писал Анненский И.Ф. в статье «Достоевский в художественной идеологии».

Счастливый брак с Разумихиным - финал романной судьбы Дуни.

Образы Родиона и Дуни Раскольниковых позволили прикоснуться ко многим тайнам человеческой психологии. Финал у романа открытый, и у обоих героев ещё есть шанс исправиться или преступить; одно можно сказать определённо: связь между такими людьми не исчезнет никогда.

Таким образом, создание образа Дуни - это сложный акт сочетания внешнего облика и отчасти характера А.Я. Панаевой с легендарным образом святой Агаты, каким его увидел писатель на картине.

Список литературы

1. Достоевский Ф.М. Преступление и Наказание. / Ф.М. Достоевский. - М.: Художественная литература, 1970. - 558с.

2. Белов С.В., Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». / Д.С.Лихачев. - М.: Просвещение, 1979. - 234с.

3. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. / В.Я. Кирпотин. - М.: Художественная литература, 1986. - 413с.

4. История русской литературы IX века (вторая половина). / С.М. Петров. - М.: Просвещение, 1974. - 576с.

5. Анненский И.Ф. Искусство мысли. / И.Ф. Анненский. - М.: Наука, 1979

6. Карякин Ю.М. Самообман Раскольникова. / Ю.М.Карякин. - М. 1989

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография. Предпосылки и история создания романа "Преступление и наказание". Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос "Преступления и наказания". Образ Раскольникова в системе других образов романа.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2007

    Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Влияние творчества русского писателя Достоевского на развитие русской и мировой литературы. История создания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения. Описание пути покаяния и соединения с Богом как главного способа преображения мира.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступление и наказание". Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Изучение романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Исследование человеческой натуры Раскольникова, его взгляда на окружающий мир. Крах теории героя "обыкновенных" и "необыкновенных". Способ изображения убийства в произведении.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. "Уголовная" основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. "Двойники" героя и его "идеи" в романе "Преступление и наказание". Место романа в понимании смысла жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

    реферат , добавлен 24.09.2007

    Особенности построения женских образов в романах Ф.М. Достоевского. Образ Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой. Особенности построения второстепенных женских образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", основы человеческого бытия.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Определение цели, задачи и проблемного вопроса урока, описание оборудования. Акцент на образах Мармеладовой и Раскольникова в драме "Преступление и наказание". Внешнее сходство и принципиальное различие внутреннего мира Сони Мармеладовой и Раскольникова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх