Школьная энциклопедия. Где увидеть произведения леонардо

Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджело Буанарроти»

"Вернемся же к самому изображению. Микеланджело выполнил уже более трех четвертей работы, когда пожаловал папа Павел, дабы взглянуть на нее. И вот, когда мессера Бьяджо Чезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что совершенно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части, и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Микеланджело это не понравилось, и как только тот ушел, он в отместку изобразил его с натуры, не глядя на него, в аду в виде Миноса, ноги которого обвивает большая змея, среди груды дьяволов. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу, и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим.

В это время ему случилось упасть, не очень, впрочем, высоко, с подмостьев этого произведения, и он повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он из упрямства никому не позволял лечить себя. Тогда еще был в живых врач с причудами, магистр Баччо Ронтини, флорентинец, друг Микеланджело, весьма ценивший его талант, пожалев его, он в один прекрасный день постучался к нему в дом, но, не получив ответа ни от соседей, ни от него самого, все же поднялся к нему некими потайными путями и, пройдя по комнатам, в конце концов до него добрался и нашел его в отчаянном состоянии. И тогда магистр Баччо порешил не покидать его и от него не отходить, пока тот не поправится. Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: "Мертвые там мертвы, живые совсем как живые" - такие в ней страданья грешников и радость праведников.

И вот, когда Страшный суд этот был раскрыт, он показал, что победил не только первейших художников, там работавших, но захотел победить и самого себя, создавшего потолок, который был им так прославлен, ведь уже в нем он, далеко опередив самого себя, действительно себя превзошел; однако здесь, представив себе весь ужас этого дня, он изображает, к еще большей муке неправедно живших, все орудия страстей Иисуса Христа, заставляя несколько обнаженных фигур поддерживать в воздухе крест, столб, копье, губку, гвозди и венец в различных и невиданных движениях, с большими трудностями доведенных им до конечной легкости. Там и сидящий Христос с ликом страшным и грозным обращается к грешникам, проклиная их и неминуемо повергая в великий трепет Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Они окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Петр, которые, как полагают, изображены там: первый как зачинатель рода людского, второй же как основатель христианской религии. Под Христом великолепнейший св. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Там же равным образом обнаженная фигура св. Лаврентия, а сверх того бесчисленное множество святых мужей и жен и других фигур мужских и женских кругом, рядом и поодаль, и все они лобызаются и ликуют, удостоившись вечного блаженства по милости божией и в награду за их деяния. У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Иоанном, которые, трубя в семь труб, призывают на суд, и лики их так ужасны, что волосы встают дыбом у смотрящих на них; в числе других два ангела, у каждого из которых в руках книга жизней; и тут же, по замыслу, который нельзя не признать прекраснейшим, мы видим на одной из сторон семь смертных грехов, которые в обличье дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся к небу души, изображенные в красивейших положениях и весьма чудесных сокращениях. Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь; не говоря даже о всех тех многочисленных соображениях, которые можно считать необходимыми для такого произведения, как это, - ведь он приложил немало всяких трудов и усилий, как это, в частности, особенно ясно сказывается в ладье Харона, который отчаянным движением подгоняет веслом низвергнутые дьяволами души совсем так, как выразился любимейший им Данте, когда писал: А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их, и бьет веслом неспешных.

И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. А помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре, и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно, ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями, и все они удивительно им выражены. В самом деле, гордецов, завистников, скупцов, сладострастников и всех остальных им подобных любой духовно одаренный человек легко должен был бы распознать, ибо при их изображении соблюдены все подобающие им отличия как в выражении лица, так и в движении и во всех остальных естественных их особенностях: а это, хотя оно нечто чудесное и великое, не стало, однако, невозможным для этого человека, который был всегда наблюдательным и мудрым, видел много людей и овладел тем познанием мирского опыта, которое философы приобретают лишь путем размышления и из книг. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. Он же опять-таки увидит здесь, каким образом достигается разнообразие стольких положений в различных и странных движениях юношей, стариков, мужчин и женщин, в которых перед любым зрителем обнаруживается потрясающая сила его искусства, сочетаемая с грацией, присущей ему от природы. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Сокращения там кажутся рельефными, обобщая же их, он достигает их мягкости; а тонкость, с какой им написаны нежные переходы, показывает, каковы поистине должны быть картины хорошего и настоящего живописца, и одни очертания вещей, повернутых им так, как никто другой сделать бы не мог, являют нам подлинный Суд, подлинное осуждение и воскрешение...

Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его (как мне кажется) в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир; да и я, находившийся в Венеции и отправившийся в том году в Рим, чтобы его увидеть, был им поражен"

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498–1501, Рим, собор святого Петра) – первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501–1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных блоков – скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ – роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508–1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей – сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами– эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека.


Микеланджело Буонарроти.Картины,фрески


Страшный Суд

Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» - огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел - возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,- все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи - напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, - лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо.
Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности. Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.


Образ Христа на фреске Страшный Суд
1536-1541. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.

Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. В 1534 году Микеланджело переехал в Рим. В это время папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией.
Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.
Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись». У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают римского писателя и гуманиста Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее Даниеле да Вольтерра и другие художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах фрески Страшного суда Микеланджело). Лицо на снятой коже святого Варфоломея - автопортрет художника.
Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542-1550), где Микеланджело исполнил две фрески - «Обращение Павла» и «Распятие Петра». В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности.


Отделение света от тьмы

Отделение света от тьмы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным. Неизвестно, какой общей идейной программой связано содержание композиций, расположенных посредине свода; до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии; темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Но было бы ошибкой, исходя из того, считать, что содержание плафона нам остается неведомым. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи совершенно очевидна - она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах, имеющих чисто декоративное назначение, - это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.
Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Человек здесь представлен художником Микеланджело Буонарроти в образе демиурга, своей безграничной силой созидающего миры.



Сотворение Адама
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Сотворение Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Протягивая руку, Саваоф касается руки Адама, и это прикосновение вселяет в Адама жизнь, энергию, волю.


Сотворение Евы
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Сотворение Евы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Фреска «Сотворение Евы» являет собой сцену из Книги Бытия и относится ко второй триаде библейских историй, изображенных Микеланджело. Триада включает в себя сцены «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Искушение и Изгнание из рая», посвященные созданию человечества и его грехопадению.


Грехопадение
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Эта часть росписи имеет и другое более детальное название - «Искушение и Изгнание из рая». Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.


Всемирный потоп
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом. Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы - мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, - не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.


Жертвоприношение Ноя
1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Жертвоприношение Ноя, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Скорбные трагические ноты отдельных образов плафона усиливаются в композициях распалубок и люнетов, исполненных мастером в последний год его работы в капелле. Если в персонажах, помещенных в распалубках, преобладают настроения покоя, созерцательности, тихой печали, то в люнетах действующие лица охвачены беспокойством, тревогой; покой переходит в застылость и оцепенение. В изображениях предков Христа, где казались естественными чувства родственной близости, внутренней солидарности, Микеланджело воплотил совершенно иные переживания. Одни из участников этих сцен полны равнодушия, другие охвачены чувством взаимной отчужденности, недоверия, откровенной вражды. В некоторых образах, например старика с посохом, матери с ребенком, скорбь переходит в трагическое отчаяние. В этом смысле поздние части росписи сикстинского потолка открывают собой следующий этап в творческой эволюции мастера.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 11.12.2016 18:59 Просмотров: 1933

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – знаменитый итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Его произведения ещё при жизни были признаны наивысшими достижениями искусства Возрождения и всей мировой культуры.

Его жизнь протянулась на целую эпоху (89 лет). Он пережил 13 римских пап, а для 9 из них выполнял заказы.
О его биографии можно говорить с определённой долей уверенности, т.к. сохранились многие свидетельства современников Микеланджело, его письма и записи, также при жизни была написана и его биография.

Из биографии Микеланджело Буонарроти

Полное его имя – Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни.

Даниеле да Вольтерра «Портрет Микеланджело»

Детство и ранняя юность

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Вскоре семья переехала во Флоренцию.
В семье было много детей, поэтому Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет).
Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец... Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.

Чезаре Дзоччи «Юный Микеланджело высекает голову фавна» (утрачена)

Начав работать над скульптурами для коллекции Медичи, он привлёк внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 г. он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 г. Лоренцо Медичи окружил себя выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, и сам Лоренцо был поэтом.
Предположительно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (смотрите ).

«Мадо́нна у ле́стницы» («Мадо́нна на ле́стнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь.
На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Мать прикрывает головку ребёнка. Младенец изображён без нимба. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами.
Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой, исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Юность

В 1494-1495 гг. Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола , который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский живописец, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности, имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый»; биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Свою давнюю связь с Савонаролой, неостывающую память о доминиканском бунтаре и неистовце, пошедшем походом во главе флорентийского плебса против стяжательства, тунеядства, хищничества, угнетательства, разврата, роскоши имущих и правящих классов купечества, патрицианства и церкви, Микеланджело сберёг на всю жизнь. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию, и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А.М. Эфрос «Поэзия Микеланджело»).
В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. В 1496-1501 гг. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету ».

Микеланджело «Бахус» (1497). Мрамор. Высота 203 см. Барджелло (Флоренция)

Вакх (Ба́хус, Дио́ни́с ) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии , бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.
По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Зрелые годы

В 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он работает по заказу: создаёт скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давида».

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5, 17 м. Академия изящных искусств (Флоренция)

Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя предназначена для кругового обзора. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука.
В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.

Микеланджело «Святой Пётр». Мрамор. Высота 124 см. Сиенский собор (Сиена)

Микеланджело «Лия» (1542). Мрамор. Высота 1,97 м. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти
В феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле ; над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы (фрагмент)

А в 1536-1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд» (подробнее ).

Микеланджело «Страшный суд». 1370х1200 см. Сикстинская капелла. Музей Ватикана (Ватикан)

Ещё в июле 1514 г. Микеланджело получил заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. В 1516-1519 гг. состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо.
В 1520-1534 гг. скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

Библиотека Лауренцина. Читальный зал

С 1546 г. начинается период жизни великого мастера, больше связанный с архитектурой. Наиболее значительные архитектурные заказы были сделаны именно в это время: для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия.

Палаццо Фарнезе

Но самым важным заказом для Микеланджело было его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Собор святого Петра

Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль , Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек и ещё 400 тыс. человек на площади.
Интересно, что Микеланджело почти не писал портретов. Вазари это объясняет так: «...ему претила мысль рисовать живого человека, если тот не наделён необычайной красотой».

Поэзия Микеланджело

Эта сторона творчества великого мастера известна гораздо меньше. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы - воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы - мадригал и сонет.

«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело. Современники же почти не знали их совсем. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным; по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения; несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий; одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. Он предпринял это из того же почтения, какое побудило его издавать их: в подлинном, природном своем виде они, по его разумению, не могли бы быть приняты светом.
На гробнице во флорентийском Санта-Кроче бюст Микеланджело высится над тремя аллегорическими статуями – Ваяния, Живописи и Архитектуры; о поэзии не напоминает ничто. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет.
Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку.

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье...

Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем, и ощущал свой стих так же весомо и плотно.
Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы <...> Наиболее ранние из дошедших до нас стихов Микеланджело относятся к началу 1500-х годов, между 30 и 40 годами его жизни. Они насчитывают около десятка вещей. Все остальное – около 200 стихотворений – написано им между 45 и 80 годами; в последнее двадцатилетие, после шестидесяти лет от роду, он писал больше всего.
Первый период (1537-1547 гг.) связан с Витторией Колонна – микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее».

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Виттории Колонна»

Здесь мы добавим, что Витто́рия Коло́нна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились, и до дня её смерти). Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 - 1556 гг.) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.
«Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи».
До фрески «Страшный суд» <...> стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А.М. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).

А теперь – стихи Микеланджело.

50
Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор – образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш,
Так, мой Синьор, покров сердечный ваш
Скрывает, рядом с гордостью, истоки
Участливости нежной, хоть дороги
Мне к ней еще не открывает страж.
Заклятья, камни, звери и растенья,
Враги недугов, - будь язык у них
О вас сказали б то же в подтвержденье;
И, может быть, я впрямь от бед моих
У вас найду защиту и целенье...

63
Надежная опора вдохновенью
Была дана мне с детства в красоте,
Для двух искусств мой светоч и зерцало.
Кто мнит не так, – отдался заблужденью:
Лишь ею влекся взор мой к высоте,
Она резцом и кистью управляла.
Безудержный и низкопробный люд
Низводит красоту до вожделенья,
Но ввысь летит за нею светлый ум.
Из тлена к божеству не досягнут
Незрячие; и чаять вознесенья
Неизбранным – пустейшая из дум!

88
В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,
Состав костей – валежник, сухостой,
Душа – скакун, не сдержанный уздой,
Порыв – кипуч, желание – без меры,
Ум – слеп и хром и полн ребячьей веры,
Хоть мир – капкан и стережет бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
Над естеством художник торжествует,
Как ни в упор с ним борется оно;
Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует,
Повинен тот, кем сердце зажжено.

(этот сонет посвящён Томмазо Кавальери)

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель Высокого Возрождения и раннего периода барокко. 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в и .

Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.

Семья и детские годы

Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.

В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.

Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первые работы

В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием «Мучения святого Антония» («Tormento di Sant’Antonio»).

В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:

  • Мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» («Madonna della scala»), 1492 г., выставлена в флорентийском музее Каза-Буонарроти (Casa Buonarroti);
  • Мраморный рельеф «Битва кентавров» («Battaglia dei centauri»), 1492 г. , выставлен в Каза-Буонарроти;
  • Скульптуру Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni).

8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.


В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное «Распятие» («Crocifisso di Santo Spirito») 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.

В Болонье

В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви «Святого Доминика» («Chiesa di San Domenico»):

  • «Ангел с канделябром» («Angelo reggicandelabro»), 1495 г.;
  • «Святой Петроний» («San Petronio»), покровитель г. Болонья, 1495 г.;
  • «Святой Прокл» («San Procolo»), итальянский воин-святой, 1495 г.

В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в базилике Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке («Cappella Sistina»).

Флоренция и Рим

В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:

  • «Иоанна Крестителя» («San Giovannino»), 1496 г.;
  • «Спящего Купидона» («Cupido dormiente»), 1496 г.

Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и (Pietà).

Наследие

В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.

Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Смерть

Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.

Живопись

Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.

«Битва при Кашине» («Battaglia di Cascina») создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.


На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио(Sant’Onofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Картон до нашего времени не сохранился.

«Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в (Galleria degli Uffizi) во Флоренции. Выполнена в 1507 г. в стиле «канджианте», когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.

Манчестерская Мадонна

Не законченная «Манчестерская Мадонна» (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery). Первое название картины звучало как: «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы», но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.


Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву. Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.

Мадонна с младенцем

Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника. Хранится в музее «Каза (Дом) Буонаротти» (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором «нарастил» на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.

Леда и лебедь

Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «О, это пустяки!» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.

Клеопатра

Картина «Клеопатра» («Cleopatra») 1534 г. создания – идеал женской красоты. Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.

Венера и Амур

Картон «Венера и Амур» («Venere e Amore»), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины «Венера и Купидон» («Venus and Cupid»). Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.

Пьета

Рисунок «Пьета» («Pietà per Vittoria Colonna») написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и «Пьета».

Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).

Богоявление

Эскиз «Богоявление» («Epifania») – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г. Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).

Скульптуры

Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают «находить» все новые работы скульптора.

Бахус

Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» («Bacco») высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове. Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее «Барджелло» («Bargello») во Флоренции.

Римская Пьета

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» («Sacellum Sixtinum»), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения. До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.

Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» («La creazione di Adamo») является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г. Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» («Giudizio universale») – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело. Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.

«Всемирный потоп» («The Universal Flood») – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г. Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

«Ливийская сивилла» («Libyan sibyl») – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы. Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.

Отделение Света от тьмы

Фреска «Отделение света от тьмы» («The Separation of Light From Dark») как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций. Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.

Собор Святого Петра

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante). Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.

Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.

  • Советуем почитать про

Капелла Паолина

К росписи «Капеллы Паолина» («Cappella Paolina») в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.

«Обращение Апостола Павла» («Conversione di Saulo») – первая фреска Микеланджело в «Капелле Паолина» размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г. Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.

Распятие Святого Петра

Фреска «Распятие Святого Петра» («Crocifissione di San Pietro») размером 6 м 25 см на 6 м 62 см закончена Микеланджело в 1550 г. и стала финишной картиной художника. Святой Петр оказался приговорен к смерти императором Нероном (Nero), но приговоренный пожелал быть распятым вверх ногами, так как не считал себя достойным принять смерть как Христос.

Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.


Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Стихи

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх