Программы по арт-терапии (психологии творчества). Арт-терапия – исцеление искусством

"Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете".
Ф. м. Достоевский.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

Термин арт - терапия образован от английских слов art - "Искусство, Мастерство" и Therapy - "лечение, терапия" и дословно понимается как терапия искусством. Его ввел британский художник и врач Адриан хилл. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает пациентам быстрее выздоравливать, отвлекает их от страданий и переживаний, помогает успешнее сопротивляться болезни.

В нашей стране арт - терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт - терапия начинает развиваться сама.

Арт - терапия - это исцеление посредством любого художественного творчества (рисунок, живопись, лепка, музыка, танец и др. Она незаменима в тех ситуациях, где вербальный способ коммуникаций невозможен и нежелателен. Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Существуют различные направления арт - терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.

Самые распространенные виды арт - терапии:
- Музыкотерапия.
- Куклотерапия.
- Библиотерапия.
- Мандалотерапия.
- Сказкотерапия.
- Видеотерапия.
- Изотерапия.
- Драматерапия.
- Маскотерапия.
- Игротерапия.
- Песочная терапия.
- Цветотерапия.
- Танцевальная терапия.
- Фототерапия.

Разберем некоторые подробнее:

Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на человека. Благодаря многим научным исследованиям стало известно, что прослушивание музыки определенного типа может поднять настроение, замедлить сердцебиение, уменьшить головные боли и даже снизить кровяное давление. Сегодня музыкотерапия активно применяется для расслабления, снятия неуверенности и тревоги. Благодаря этой науке можно легко и приятно избавиться от недугов.

Библиотерапия. Это направление арт - терапии основано на исцеляющем воздействии слова (т. е. самовыражение через творческое сочинение. Художественное сочинение дает возможность красиво рассказать о чем угодно и "не про Себя". А использовать для работы можно любые техники: стихи, саги, сказки, страшилки, письма и др.

Мандалотерапия (мандала переводится с санскрита как "Круг", "центр". Мандала - глубокий архитипический символ, который существовал во всех культурах. Например, витражи христианских соборов чаще всего представляют собой мандалы, т. е. рисунки в круге. Мандала может использоваться как средство помощи при неврозах, в сложных жизненных ситуациях, при агрессивности, при проблеме самооценки, при любых кризисных состояниях. Работа с мандалой - это способ личностного роста, развитие креативности, внутренней свободы, внутреннего спокойствия и равновесия.

Сказкотерапия. Сказки - это про всех и всегда. Метафорический язык сказок доступен и понятен каждому, позволяет описать словами то, что словами не описывается. Сказка всегда повествует о глубинных категориях: красота, правда и ложь, добро и зло, любовь, свобода и др. Сказка дает указание на имеющиеся ресурсные области, которые не видны сразу.

Изотерапия (работа с рисунком. Выражая себя через рисунок, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Показания к применению арт - терапии:
- Неврозы, - депрессия, - комплексы неполноценности, - страхи и фобии, - замкнутость, - стресс, - внутренние блоки и зажимы, - внутриличностные конфликты, - эмоциональная нестабильность, - повышенная тревожность, - различные психические травмы, - психосоматические расстройства.

Но вместе с тем, арт - терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт - терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем, совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.

Основной акцент в арт - терапевтическом процессе делается на свободном выражении участниками своих чувств и мыслей. Искусство здесь - не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть человеку в свой внутренний мир. Арт - терапия предоставляет нам прекрасную возможность выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.

Арт - терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт - терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Также арт - терапия помогает человеку укрепить память, развить внимание и мышление, формирует творческое отношение к жизни.

Главное преимущество арт - терапии - действенность и совершенная безопасность. Цель арт - терапии - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее. Psychology психология арттерапия.

Арт – терапия – одно из направлений психотерапии искусством. Врачи предлагают рисовать тематические картины или создавать рисунки по своему желанию – так в психологии определяется степень заболевания, и в то же время это дает больному сконцентрироваться на процессе – это является естественной формой коррекции эмоционального состояния.

Также, возможно использование других видов творчества: скульптура, шитье, вокал, поэзия.

В 1938 году, Адриан Хилл, описывая свою работу в санаториях, ввел термин «арт – терапия», а в конце 20 века, этот вид терапии стал использоваться в медицинских, корректирующих и реабилитационных учреждениях.

Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, она заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний.

Роль арт терапии в неврологии и психологии

Множество неврологических и психологических заболеваний – как у взрослых, так и у детей, часто имеют одну черту – больной, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и таких пациентов заключаются, прежде всего, в процедурах, направленных на активное его участие в деятельности.

Пациенты с поражениями центральной нервной системы, имеющие такие диагнозы, такие как: , и т. д., испытывают похожие дестабилизирующие ощущения. Общая подавленность, сонливость, чувство страха, тревожность.

Процедуры и упражнения арт – терапии в таких случаях несут стабилизирующий характер, и пациент, в значительно короткие сроки становится более уравновешенным.

Психосоматические нарушения значительно корректируются, стабилизируется состояние покоя, значительно повышается интеграция личности в общественную жизнь.

Благодаря процедурам терапии искусством, улучшаются и физические показатели больного. Мелкая моторика и речь становятся более обдуманными, пациент заметно меньше раздражается в случае, если у него не достаточно точно получается задуманное.

Пациенты, проходящие , очень тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни, такие, как: взять ложку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки – оказываются сложнейшими процедурами.

Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают ее как лечение, а считают времяпровождением, а при правильной подаче врача и близких – как значительной помощью. Это делает их труд значимым и кропотливым. Мелкая моторика и точная работа влияет на деятельность мозга как запускающий механизм.

Долгое время арт – терапия применялась в психологии как способ постановки диагноза, и не учитывался тот благотворный эффект, который несет сам процесс. В психиатрии и психологии данный вид лечения занимает сейчас значительную часть от общего времени лечения.

Многие больные воспринимают это как игру и возможность погрузиться в сосредоточенность. Положительная динамика наблюдается при групповых процедурах, где врач предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.

Искусство, как метод реабилитации

Большинство людей, перенесших неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковыми проблемами:

В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент полностью или в необходимой мере восстановил свои функции. Сеансы дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику и стабилизируют эмоциональное состояние.

Методы арт терапии несут в себе такие функции:

  1. Коммуникативно – рефлексивная . В результате занятий происходит коррекция личностной оценки, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию. Появляется желание добиться больших результатов и гордость за свое упорство – это формирует общий положительный фон для выздоровления.
  2. Катарсистическая – опустошающая . В этот сложный период очень важно освободиться от негативных мыслей, и это удается, благодаря ощущению внутренней гармонии.
  3. Регулятивная – снятие напряжения . Положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности на процессе.

Пациент, проходящий реабилитацию, в которую включена системная арт – терапия, в течении достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Благодаря переживаемым положительным эмоциям он формирует новое отношение к ситуации и находит возможности выхода из нее.

Чаще всего, после перенесенных , человек склонен к негативному восприятию окружающего, а связь с творчеством, искусством и духовными ценностями высвобождает агрессию и негатив в виде произведений.

Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде рисунков, скульптур, некоторые открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.

Методы и виды арт – терапии

Существует множество видов искусства, на которые возможно опираться для качественной реабилитации больных. Прежде всего – пациент и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Если человеку не интересен тот или иной вид искусства, его сложно заставить им заниматься. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных терапевтом вариантов:

Существует методика групповых и индивидуальных занятий. Оптимальный вариант – групповые занятия, которые решают основную проблему – ограничение общения с социумом. Интерактивная группа – результат качественной работы специалиста.

В ходе групповых занятий арт – терапевт дает задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым, формируется умение оценивать, уйти от стеснения и зажатости.

Индивидуальные программы реабилитации направлены чаще всего на вывод из состояния глубокого погружения в себя. Терапевт находит тему интересную для обсуждения, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.

Практический опыт в центрах реабилитации

Построение программы реабилитации с применением арт – терапии заключается в прохождении нескольких уровней. В зависимости от динамики улучшения происходит усложнение задач – эта дополнительная нагрузка заставляет пациента расширять свои возможности, раскрываться и развиваться.

Опытные специалисты в большинстве случаев применяют структуру занятия из трех частей:

  1. Вводная . В этой части инструктор анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит и этим агитирует на активное участие.
  2. Основная рабочая часть . Здесь участники выбирают занятие, решают — будет ли оно индивидуальным или групповым. Обсуждают результаты, делятся впечатлением и ощущениями.
  3. Заключительная часть . В этой части участники подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние работы с текущей. Специалист анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах.

Данный вид терапии возможен для применения и в домашних условиях, но пациент не получит всего объема возможностей, нужной поддержки и правильных – корректирующих его состояние заданий. Специалист должен иметь значительную подготовку и опыт работы в данной, очень узкой сфере.

Пол года назад у свекра был инсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал совершенно другим человеком – злым, агрессивным и ранимым. Раньше, до болезни, он был главой семьи и радовался тому, что востребован: занимался внуками, прививал им любовь к спорту и книгам.

А после выхода из больницы обнаружил, что не может больше этого делать. Прошел реабилитацию, в которую входила арт – терапия. Оказалось, что у него всегда были предпосылки к живописи. Сейчас он вполне счастлив, занимается прежними делами – значительно лучше стали движения, научился гасить в себе раздражение и жить с незначительными ограничениями.

Наталья, 35

Арт – терапия, как возможность выражения своих чувств, эмоций и возможность социализации после перенесенных заболеваний используется с высокими показателями валидности.

Применение этого щадящего метода позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – купировать результаты перенесенных заболеваний.

Практика многих клиник, исследования и примеры действия арт – терапии, позволяют говорить о ней, как об одном из основных методов, наряду с физиотерапией, которые возвращают пациента к активной жизни.

Психотерапевт Зоя Богданова

Можно ли стать арт-терапевтом без профильного образования?

Азам арт-терапии можно научиться на курсах – туда принимают даже без психологического образования. По окончании каждый получает сертификат – этого достаточно, чтобы заниматься практикой. Однако насколько хорошим специалистом окажется человек, предсказать сложно.

Мне кажется, что курсы без специализации неэффективны. Арт-терапия – это направление, для которого необходимо окончить вуз. А вот на его базе уже можно углублять знания и расширять практические навыки.

Именно таким был и мой собственный путь: я получила основное (кафедра психологии «Психологическое консультирование и психотерапия» Новосибирского государственного университета), а уже потом прошла переподготовку.

Почему вы решили посвятить себя этой профессии, в чём её преимущества?

Я выбрала , потому что она помогает разобраться в себе и сделать жизнь более полной, гармоничной и счастливой. А когда окончила вуз, решила, что нужно расширять навыки, осваивать новые эффективные и интересные практики. Изучив вопрос, остановила выбор на арт-терапии. Меня привлекло сразу несколько аспектов:

  • Её можно использовать почти со всеми клиентами, независимо от возраста и состояния – она подходит даже для беременных женщин;
  • Позволяет справиться со многими психологическими проблемами;
  • Проста в применении, безопасна и экологична, поскольку это бессознательная практика;
  • Не вызывает дискомфорта и болезненных состояний, потому что травма или проблема вытесняется в рисунок;
  • Даёт возможность быстро снять зажимы и стрессы благодаря быстрой смене настроений.

Как давно вы работаете арт-терапевтом?

Я работала четыре года в центре Санкт-Петербургской психологической помощи. Затем ушла в частное консультирование.

Как проходит ваш рабочий день?

Существует определённая схема, по которой мы работаем с клиентом. Сначала я объясняю правила, опрашиваю человека, и дальше мы идём по структуре арт-терапии: человек рисует, терапевт освобождает пространство, мы вместе фиксируем шаги, а в конце сеанса клиент интерпретирует свою работу.

Я не рассказываю, что и как нужно рисовать, и никак не направляю мысль пациента. Для такой терапии совсем необязательно уметь рисовать. Ведь её суть не в том, чтобы сделать реалистичное изображение, а в том, чтобы трансформировать свою проблему в цвета и формы. Таким путём разбираются проблемы, ненужное устраняется, а важное усиливается.

Рассмотрим на конкретном примере: допустим, клиент недоволен тем, что слишком остро чувствует ревность, и хочет избавиться от этого чувства. Сначала он должен сделать рисунок и на нём найти свою ревность. Потом он ищет место её локализации в своём теле, а я помогаю ему это осознать и переосмыслить. Затем осознанная ревность снова переносится на бумагу, но уже в новом виде. И наша следующая задача – устранить её с помощью терапии.

Есть ли минусы в таком методе психодиагностики?

У арт-терапии те же минусы, что и у любого другого подхода: она решает определённые проблемы, однако все их устранить не в силах. Чтобы получить универсальные и развёрнутые результаты, нужно использовать несколько разных подходов, варьировать и объединять их.

Какую карьеру может сделать арт-терапевт?

Всё зависит от того, где работает терапевт и какую должность занимает. Но в целом возможна Начав с арт-терапии, он может в первом случае стать тренером и наставником для молодых специалистов, во втором – получить должность руководителя.

Какие курсы и тренинги вы посещаете для повышения квалификации?

Я получила дополнительное образование по семейной, телесной, когнитивно-поведенческой, арт- и рефлексотерапии.

Психотерапия требует непрерывного повышения квалификации. В этой области постоянно появляются новые школы и интерпретации, и важно не просто быть в курсе, но и уметь применять это на практике.

Арт-терапия постоянно развивается «в ширину» – у неё нет новых направлений, однако растёт число техник. Сегодня это не только рисование, но и терапия песком, сказками, театром, танцами и так далее. Именно поэтому я хочу посетить мастер-классы Дмитрия Аракчеева, направленные на телесно-ориентированные техники, и Александры Кулемзиной (песочная терапия).

С чего начать тем, кто хочет стать арт-терапевтом?

Внимательно отнеситесь к выбору преподавателя. Именно от него зависит качество обучения, ваш уровень знаний и умений. Не хватайтесь за первые подвернувшиеся курсы, а рассмотрите все предложения. Изучите рынок: познакомьтесь с известными специалистами и их методиками, сравнивайте и выбирайте. Только так вы найдёте преподавателя, чьи методы и теории будут для вас ближе остальных.

6 фактов об арт-терапии

  1. Термин «арт-терапия» появился в 1938 году благодаря художнику Адриану Хиллу. В числе его пациентов были больные туберкулёзом люди, которых специалист отвлекал от мыслей о недуге при помощи творчества. Наблюдая за пациентами, Хилл заметил, что его методика помогает не только заглушить болезненное состояние, но и выздороветь.
  2. В США арт-терапию успешно применяли при работе с детьми – бывшими узниками фашистских концлагерей. В 1960 году появилась Американская арт-терапевтическая организация.
  3. В основе арт-терапии лежат психоаналитические теории Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Они считали, что через художественную деятельность человек выражает свои неосознанные психические процессы.
  4. Во время творчества работает правое полушарие мозга. Специалисты уверены, что в этот момент отключается наш внутренний цензор, и подсознательное всплывает наружу. Так арт-терапевтам удаётся «выудить» глубинные страхи, комплексы, обиды и жизненные установки клиента.
  5. В арт-терапии множество направлений: живопись, скульптура, танец, музыка, создание кукол, сочинение сказок и так далее.
  6. Арт-терапия является не только хорошим методом избавления от душевного дискомфорта, но и позволяет предотвратить стресс, эмоциональное выгорание.

Метод арттерапии - это соединение искусства и терапии для достижения единой цели - психологической помощи клиенту. Для клиентов, ранее не знакомых терапией искусства (арт терапия упражнения) - это очень важная работа сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с творческим материалом.

Что такое арт терапия?

Арттерапия объединяет ряд направлений (виды арт терапии), в основе которых различные виды творческой деятельности: музыкальная терапия (музыкотерапия), (), (), . Использование арттерапевтических упражнений дает отличные результаты в работе со взрослыми и детьми. Основным преимуществом является то, что данная форма терапии очень комфортна для клиента.

Хотите стать психологом - арттерапевтом?

Быть арт-терапевтом - это также самое настоящее искусство! Квалифицированный специалист в области - арттерапия и психология творчества способен помочь человеку решить самые разнообразные проблемы: внутриличностные и межличностные конфликты, проблемы выбора и самоактуализации, негативные эмоциональные состояния, психологические травмы и многое другое. Методы, техники и упражнения арт терапии обладают мягким, щадящим воздействием, позволяют человеку напрямую соприкоснуться со своим Я, своими желаниями, мечтами, страхами, тревогами, опасениями, гневом, воспоминаниями. Методы арт терапии - настоящие ключи к бессознательному человека! Искусство арт-терапевта основано на знании психологии творчества, и заключается в правильном и подходящем именно для данного клиента подборе видов арт терапии, методов арттерапии, в творческом преобразовании и сочетании между собой упражнений арт терапии!

Эффективность психологии творчества или как применить упражнения арт терапии на практике

Эффективность методов арт терапии каждый не раз сам проверял на практике: например, если вы устали после трудового дня - вы можете включить диск со спокойной музыкой. Слушая музыкальные фрагменты, Вы можете расслабиться и избавиться от плохого настроения, вот вам и использование музыкотерапии! Возможны и другие варианты, чтобы отдохнуть: возьмите лист бумаги, карандаши или краски и займитесь рисованием; возьмите фотоаппарат, выйдите на улицу и займитесь фотоохотой - фотографированием всего, что привлечет Ваше внимание. Капризничает ребенок? Возьмите книгу с любимыми сказками или достаньте с полки игрушки, помогите ребенку отреагировать с помощью игры на негативную ситуацию; возможно выйти с ним на улицу и в песочнице поиграть с песком. Итоговые результаты не замедлят сказаться, они просто впечатляют!

Где можно научиться арт терапии?

В нашем Институте дистанционного обучения представлен большой выбор программ по арт-терапии (в том числе, по отдельным видам арт терапии), это программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в дистанционной форме обучения (арт терапия обучение).

Обучаясь в Институте психологии, Вы сможете на практике изучить весь арсенал средств, приемов арт-терапии, упражнений, научитесь умело их использовать при работе как со взрослыми, так и детьми.
Программы обучения разработаны авторами-практиками для слушателей с высшим и средним специальным образованием и позволяют получить качественное и востребованное образование по психологии в максимально удобной для вас форме.

Спешите овладеть искусством арт-терапии в нашем Институте психологии!

Где работает арт терапевт?

Спектр проблем, которые можно решить методами арт терапии, очень широк. А потому, пройдя обучение данному направлению, Вы сможете успешно работать психологом в медицинских и психологических центрах, оказывающих помощь как детям, так и взрослым, а также использовать методы арттерапии в частной психологической практике.

АРТТЕРАПИЯ

Изучение А. началось в 20-е гг. нашего столетия с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная А., - книга П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S). Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими возможностями А., аналитической психологии Юнга (Jung С. G.), который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966). В дальнейшем большое влияние на развитие А. оказали психотерапевты гуманистической направленности.
Термин «арттерапия» (art - искусство, artterapy (буквально) - терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или «художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.
В А. пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в А. включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
А. - сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации. Кратохвил (Kratochvil S.) разделяет А. на сублимационную, деятельную и проективную. Дельфино-Бейли (Delfino-Beighley С.) выделяет 4 основных направления в применении А.
1) Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная А.).
2) Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная А.).
3) Одновременное использование первого и второго принципов.
4) Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.
Классификация, приводимая в книге Р. Б. Хайкина (1992) «Художественное творчество глазами врача», включает несколько уровней лечебного действия и адаптации в случае применения А.
1) Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
2) Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
3) Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие А. достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном представлении проблем.
4) Преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирующих используются прикладные возможности творчества - А. рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от других аналогичных методов.
5) Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества.
В мировой литературе существуют различные взгляды на механизм лечебного действия А. - креативные, сублимативные, проективные представления, А. как занятость и др.
Креативные представления-представления, согласно которым адаптационное воздействие А. на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений - гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование. Задача А. не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.
Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
По мнению Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта - помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, помочь пациенту высвобождать подавленное, познавать собственное «Я». Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Сторонники вышеописанных взглядов ставят во главу угла творчество не просто как действие, процесс, а подчеркивают его эстетическую сторону. Интегрирующая роль искусства заключается в том, что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты. Анастази (Anastasi А.), Фолей (Foley I. P.), M. П. Кононова используют интегративно-креативные возможности искусства как способ борьбы с дезинтеграцией и беспорядочностью психики, средство влияния на характер построения зрительных представлений, как способ регуляции и реконструкции «Я» при потере реальности.
С позиции адаптации А. расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности.
Другими механизмами лечебного действия А. являются отреагирование и сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.). Таким образом снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному. Кляйн (Klein M.) рассматривает рисование как компенсирующий акт, позволяющий больному подавить брутальную агрессию. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходящей в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате А. больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.
Проективное рисование не является А. в полном смысле этого слова, поскольку здесь не ставится цель достижения эстетического результата. В отличие от предыдущих направлений в работе с больными в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим является целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной А. должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования заключается в том, что врач предлагает больному сюжет проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их.
При рассмотрении А. как занятости предполагается, что изобразительное творчество действует так же, как и другие подобные формы работы с больными, что целеустремленная и плодотворная деятельность, осуществляемая при А., является «оздоровляющим процессом», который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий А. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения. Помимо того что А. является интересной, эмоционально значимой формой занятости, она - еще и дополнительный способ общения больных между собой. Совместное творчество помогает пациенту познать мир другого человека, что облегчает социальную адаптацию.
Физическое и физиологическое влияние А. заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
Некоторые авторы высказываются против приписывания А. чрезмерного терапевтического эффекта и призывает к более осторожной оценке ее полезности. Мадежска (Madejska N.) возражает против понимания любого творческого акта как терапевтического на том основании, что лечение предполагает «интеграцию» извне, т. е. влияние, направленное на пациента, в то время как при творчестве активность, наоборот, исходит от самого больного. Против безоговорочного приписывания изобразительному творчеству исцеляющих способностей возражает и Куби (Kubie S.), который на примерах жизнеописания известных художников указывает на то, что творческий и невротический потенциалы реализуются сложным путем, и даже удачные творческие проявления зачастую усиливают и усугубляют невротический процесс, который, таким образом, на может быть оздоровляющим. Федерн (Federn P.) писал, что А. при психозах может принести вред, поэтому врач должен не выявлять комплексы, а стараться подавить или замедлить любые спонтанные выражения бессознательного.
Показания к А. достаточно широки, тем более что ее применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое воздействие искусства и творчества позволяет применять его к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах. При рассмотрении показаний к А. помимо клинической картины, интенсивности переживаний и состояния эмоциональной сферы пациента необходимо учитывать и его отношение и интерес к изобразительному творчеству в преморбиде и во время болезни, подготовленность, интеллект и многие другие факторы. А. можно использовать как седативное (успокаивающее) средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и занятости; способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания; выполнять активизирующие и адаптивные функции; оказывать и расслабляющее действие.
Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о состояниях, не позволяющих больному определенное время усидеть за рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия. Также противопоказанием являются нарушения сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
Некоторые авторы рекомендуют занятия А. в качестве профилактического средства. Клумбиес с соавт. (Klumbies G. et al., 1971) рекомендуют свободное рисование при нарастающих расстройствах сна, Порембески-Грау (Porembeski-Grau В., 1975) использовала рисование и игры с красками в качестве психопрофилактического метода «созидательного тренинга» на основании концепции, согласно которой такие игры позволяют уменьшить стресс и фрустрацию, вернуть ощущение собственной ценности, освободиться от сомнений в своих способностях.
А. можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в группе и коллективе. Психотерапевт должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении А. приходится не только рассказывать, но и показывать технические приемы художественного творчества. Арттерапевту требуются систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал метода.
На первом этапе при занятиях А. необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным «комплексом неумения», смущением перед непривычным занятием. Это тесно связано с выработкой установки на дальнейшее лечение, так как от степени личного участия, активности больного, его вовлеченности в работу зависит эффективность терапии. Информативный этап работы включает ознакомление больного с основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера. Совсем не обязательно придерживаться какого-либо жесткого, строго определенного набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами. Темы предлагаются по-разному. Степень представления инициативы в группе зависит от этапа ее работы. На начальных этапах работы группы более целесообразным является выдвижение тем арттерапевтом, в дальнейшем активность предоставляется участникам группы. Темы должны предлагаться в определенной последовательности, учитывающей, во-первых, естественное сопротивление пациентов, не умеющих рисовать или лепить людей, и, во-вторых, первоочередные задачи группы. Собственно формулировка темы не является самоцелью. Основным требованием к теме является ее потенциальная способность вызывать последующее обсуждение.
Когда пациент преодолевает сопротивление, что можно определить по уменьшению формальности в работе, арттерапевт может приступать к непосредственному решению лечебных задач. Изобразительное творчество усиливает действие словесного самовыражения. Рисунок, лепка, вышивка и др. - это не просто более широкое раскрытие сообщаемого, но и документ, к которому можно вернуться в будущем. Поэтому арттерапевт может советовать пациенту записывать мысли, которые возникли у него в ходе работы.
Преимущество А. заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной, - в рисунках и поделках могут находить отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения. Ландгартен (Landgarten H., 1981) настоятельно рекомендует пациентам возвращаться к своим старым работам «для усиления инсайта и уяснения динамики». Считается важным и выявление индивидуальной символики каждого больного, которая может выражать его стремления в разные моменты жизни.
Обычно А. популярна среди больных, хотя здесь не приходится говорить о спонтанной творческой активности. Такое отношение к изобразительному творчеству можно рассматривать с точки зрения его влияния на терапевтический процесс, поскольку успех во многом зависит от того, как больные воспринимают эти занятия, что и определяет их эффективность. Представление больных о положительном терапевтическом эффекте занятий оказалось во многом обусловленным положительными эмоциями от впечатления о своих работах и общей установки больного на лечение. В группе арттерапии и эстетические и внеэстетические эффекты лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами, например возможностью большего коммуникативного воздействия творчества на одну и ту же тему, катарсическим и катализирующим влиянием, изменением самооценки и способностью к преодолению фрустраций. Группу арттерапии, в сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного результата. Более целесообразно использовать в практике только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд), прежде всего чтобы не упускать воздействия чистого творческого фактора. Кроме того, длительное занятие, оставляя пациента наедине с проблемой на более долгий срок, заставляет его глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь катарсиса. При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности. Группы обычно состоят из 8-10 человек. Активное участие в А. является обязательным условием для всех членов группы. Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл А. для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс А. перестает быть проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре внимания оказывается не само произведение, а его автор. Начинается аналитическое обсуждение, связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам, серьезные и обобщающие оценки, эмоции.
Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арттерапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арттерапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации арттерапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арттерапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.
В психотерапии больных неврозами А. приобретает все большее значение (Хайкин Р. Б., 1977; Сабинина-Коробочкина Т. Т. и др., 1982, Подсадный С. А., 1999). О лечебно-адаптационной роли А., даже при резистентных формах психопатий, свидетельствует опыт М. Е. Бурно, который подчеркивает, что терапия творчеством является важным компонентом индивидуальной и групповой психотерапии.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх