Правила светотени - школа рисования. Учимся видеть свет и тень Законы построения светотени в акварельных работах

Тема урока: СВЕТОТЕНЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ

ОБЪЕМА ПРЕДМЕТА

Вид занятия : изображение на плоскости.

Метод: Интегрированный урок.

Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень.

Обучающая научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.

Развивающая развивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.

Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: бумага, пастель, карандаш, резинка, натуральная постановка из геометрических тел (цилиндр, шар) с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет.

Литературный ряд : стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет».

Глоссарий : светотень, блик, полутень, тень.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

2. Актуализация знаний учащихся.

Старательно мы наблюдаем свет,

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем:

Какой же плод науки долгих лет?

Что, наконец, поймет надменный ум

На высоте всех опытов и дум…

Е. А. Баратынский.

3. Повторение.

Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.

Штрих - черта, короткая линия.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство.

Выразительные средства графики - линия, штрих, точка, тон.

Рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве.

Набросок - произведение графики, живописи небольших размеров, бегло и быстро исполнено.

Графика - вид изобразительного искусства. Искусство изображения мира не с помощью цвета, а с помощью линий.

Натура - реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

4. Сообщение темы урока.

В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы.

5. Сообщение теоретических сведений.

Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно - рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета.

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом - светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.

Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Рассмотрим градации светотени на рисунке. На наиболее освещенной поверхности располагается свет , а самая яркая точка называется бликом . На поверхности, освященной скользящим светом, располагается полутень , а на самой затемненной поверхности - собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая обычно всего бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

Физминутка.

6. Демонстрация последовательности построения шара.

Практическая работа.

Любой сложный объект (будь то кувшин, ваза, какое-либо здание и даже человек) состоит из более простых форм. Я покажу, как рисовать (строить) простые формы, из которых состоят сложные объекты. Деление сложных объектов на простые формы очень облегчает рисование.

Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела - шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.

1. Начнем с самой простой для построения формы - шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху - тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.

2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части - это будет центр и радиус круга.

3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие - измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.

4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.

5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.

Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.

7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь - это БЛИК. Блик - это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.

Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.

8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь - это СВЕТ . Свет - самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.

9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная тень - это самое темное место на предмете.
А полутень - это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.

10. Есть еще одно чудо светотени - это РЕФЛЕКС.
Рефлекс - это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.

11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя - ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ .
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.

А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) - серыми оттенками.

12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью - мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым - просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА .

13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ .

14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС - отражение плоскости.

15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ . В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.

16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.

17.Рисунок завершен, осталось сгладить - обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.

Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!


7. Итог урока .
. Выставка работ учащихся.
. Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
- Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
- Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
- В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
- Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой - значит, ночь.
А солнце - значит, день.
Николай Рубцов.

Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.

В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

В творческой работе важно учитывать положение источника света.

Фронтальное освещение - источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение - источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников освещения.

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:

1. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.



2. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем
вдали от них.

3. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.

4. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.

Светотень на предмете.

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только об основных тональных отношениях.

Свет - поверхность, на которую падают прямые лучи.

Блик - самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, - падающая.

Рефлекс - участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.

Тон - воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.

Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет - рефлекс.

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).

Выявление тоном формы куба: а - построение, б - светотень

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае - карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример 2. Выявление тоном формы цилиндра .

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы (рис. 7, а). На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы - отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно - блик.

Выявление тоном формы цилиндра: а - построение, б -светотень

Пример 3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

Выявление тоном формы конуса : а - построение, б - светотень.

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

В этом уроке я расскажу вам не только теорию, но и покажу основные моменты, которые будут полезны фан-артистам, часто использующим в своих работах Фотошоп и рисование некоторых деталей от руки.
Игровое освещение далеко от реализма, оно слишком простое и примитивное, чтобы показать объем и реалистичность фигур в вашем фан-арте. Поэтому часто многие прибегают к ручной дорисовке теней в Фотошопе. Иногда выходит правильно, а иногда не очень. Давайте разберем, как же все-таки грамотно нарисовать реалистичные тени и свет, от которых и будет зависеть передача объема и натуральности в изображении.

1. Немного о светотени.

Любая фигура и персонаж в вашей картине, отражает свет и отбрасывает тень. В зависимости от того, с какой стороны расположен источник света, будет зависеть и расположение света и тени. Рассмотрим на примере простых фигур.

Блик - самая освещенная и яркая часть светотени. На глянцевых и гладких поверхностях блик яркий и четкий, на матовых он приглушен и плавно переходит в свет. Учитывайте это при рисовании бликов на поверхностях с разной фактурой.

Свет - область, на которую падает свет, самая освещенная часть после блика. Цветовой тон света состоит из цвета освещения и цвета самого предмета. Чем ближе фигура к источнику освещения, тем ярче и контрастнее свет предмета.

Полутень - переход от света к тени, более темная часть, чем свет и имеет более приглушенную цветовую насыщенность.

Собственная тень - неосвещенная, самая темная часть на предмете. В этой области цвет самого предмета теряется. Наше зрение окрашивает тени предметов в дополнительные цвета освещения (если свет желтый – тени будут холодных синих оттенков, если свет синий - то в теплые желтые тона).

Рефлекс - область, на которую отражается свет от окружающих предметов. Многие забывают о рефлексах или не знают о них, а ведь они играют большую роль в создании объема фигур. Рефлекс играет роль связующего звена, сочетая и смешивая все окружающие цвета предметов друг в друге, что дает целостность восприятия изображения. Рефлексы находятся в теневой части предмета, за собственной тенью, он приглушен и по тону освещенности должен быть не ярче, чем область света, но и не темнее, чем область тени.

Падающая тень - образуется при пересечении фигуры или плоскости другой, которая перекрывает источник света. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. Таким образом падающая тень под самим предметом самая четкая и темная. Обычно рисуют падающую тень с оттенком предмета, который создает эту тень, тем самым падающая тень выступает как бы в роли рефлекса.

2. Анализ над ошибками.

Используя теорию выше, рассмотрим главные ошибки при рисовании светотени в фан-арте.

Неправильно определенный источник света.

А может быть его никто и не собирался определять? Просто нарисовали тени со всех сторон, создав тем самым ненатуральную глянцевость и нереалистичность изображения.
На деле вы должны сразу определять ваш основной источник освещения, а также дополнительные, если они присутствуют. Это всегда можно сделать в игре с помощью ламп или дневного освещения, которые всегда можно подкрепить дополнительными тенями и бликами в Фотошопе.

Как видите, слева неправильный пример - источник света потерян, тени лежат хаотично и неуверенно, теряется объем, падающие тени от персонажа лежат с обеих сторон и выглядят размытыми, что явно неправильно.
Справа - более верный вариант, источник света находится справа, это хорошо заметно по теням и бликам, которые к тому же подкрепляют объем и форму, падающая тень лежит слева, как и должно быть.

Тени и блики - цвет и насыщенность.

В природе не бывает чисто белого и чисто черного цвета. Все, даже самые яркие и темные цвета состоят из смешения цветов. Поэтому если вы используете чисто белые и черные цвета для передачи бликов и теней, ваш рисунок будет выглядеть "тяжелым" и неестественным. Старайтесь использовать цвета и оттенки из предмета и окружения для передачи бликов и теней.

Как видите, слева вариант с использованием черных теней, выглядит довольно грубо, тело персонажа выглядит "утяжеленным", неживым и неестественным.
Теперь посмотрим на вариант справа - используя цвета из окружения и цвета скинтона, мы получаем более приятную и мягкую картину, персонаж смотрится более натуральным, а цвета более легкими и воздушными.

Также не забывайте о том, что перенасыщать тени и блики не рекомендуется, дополнительного объема вашей работе это не придаст, а персонажи и фигуры будут выглядеть грязно и некрасиво.

Слишком резкие тени и свет могут использоваться только в очень темном помещении при направленном близком источнике света. В обычном рассеянном освещении такие контрасты неуместны.

Не забываем о рефлексах.

Многие фан-артисты не всегда помнят или знают о том, что в светотени еще присутствуют и рефлексы.

Смотрим на ножки и на освещение. Слева есть свет и тени, а где же рефлексы? Упс, забыли! Справа рефлексы добавлены, уже лучше!

Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов. Он не такой насыщенный по цвету, как сам цвет отражаемых предметов, но и не настолько тусклый, чтобы сливаться с цветом самого предмета, на котором он находится.
Например, если вокруг персонажа имеется яркий предмет или цветное освещение, на его лице всегда будут рефлексы с таким же оттенком, как у отражаемого предмета или освещения. Если вы нарисуете рефлексы белым цветом или цветом, которого нет ни в одном из окружающих предметов, ваш персонаж или фигура сразу же будет выпадать из общей картины и будет смотреться не целостно по отношению к окружению.

Слева мы видим вполне объемное и реалистичное лицо персонажа, но ее волосы и лицо слегка выпадают из общей картины, на волосах справа цвет волос слишком холодный, хотя освещение с этой стороны красновато-теплое. С левой стороны волос мы видим странные желтоватые рефлексы, хотя с этой стороны у нас холодное синеватое освещение. Отражение в очках слишком контрастное и холодное для нашего комнатного освещения, скорее подходит для ярко освещенной дневной улицы.
Справа мы видим красноватые рефлексы справа на волосах и холодные синие рефлексы слева, очки отражает приближенные оттенки окружения.

Также не забывайте, что рефлекс не должен быть ярче, чем свет, падающий на фигуру.

Слишком яркие рефлексы сбивают объем и делают изображение неестественным.

Падающие тени.

О падающих тенях тоже частенько забывают или неправильно их рисуют.
Одна из самых грубых и распространенных ошибок, когда берут персонажа, ставят его на фон, и вместо того, чтобы увести падающую тень в перспективу, рисуют ее плоской прямо за персонажем.

Предлагаю познакомиться с ключевыми понятиями, касающимися света и тени в рисовании, которые необходимо знать для грамотного владения предметом.

Итак, светотень - это распределение света и тени на поверхности предметов. Именно светотеневые переходы позволяют нам наиболее объемно видеть форму предметов.

Освещение, как Вы, конечно же, знаете, бывает естественное (солнечный, лунный свет) и искусственное (электрический свет, свечи и т.д).

В зависимости от направленности световых лучей свет может быть концентрированный и рассеянный . Например, концентрированным будет солнечный свет и свет электрической лампы. Он характерен выраженной напрвленностью.
Рассеянное освещение - это мягкий, падающий из окна свет.

Концентрированное и рассеянное освещение дает на предметах различный характер светотени. При концентрированном свете увеличиваются контрасты света и тени, они становятся более отчетливыми. Такое освещение лучше всего использовать для обучения рисованию.
При рассеянном же свете, наоборот, светотеневые переходы очень мягкие и не так выразительно подчеркивают форму.

Рисуя различные предметы мы должны учитывать не только их освещенность, но и физические особенности поверхности. Различные по фактуре предметы по-разному отражают и поглащают свет. На глянцевых поверхностях мы видим незначительное различие между освещенными и затененными участками, но видим яркие блики и отражение других предметов в гладкой поверхности. На глиняной же поверхности будут очень хорошо выражены светотеневые переходы, но не столь яркими будут блики.

Нужно различать еще такие понятия как тон и плотность.

Тон - это светосила, которая зависит от силы освещения.
Плотность - это темнота тона.
А также блик и полутон.
Блик - это самое яркое отражение света на поверхности предмета. Различная по фактуре поверхность дает разные блики. Глянцевые поверхности имеют яркие блики с четкими краями. Матовые поверхности - более размытые и менее яркие. Есть материалы, которые вообще не могут иметь блик. Например, дерево, пористые материалы, камни.

Полутон (или полутень) - это переход между светом и тенью.

Тени в рисунке делятся на собственную и падающую.

Собственная тень - это затененная часть самого предмета.

Падающая тень - это тень, отбрасываемая предметом на поверхность или другие предметы.

Плотность, форма и размер теней зависит от многих факторов:

  • положения источника света и его удаленности от предмета
  • направленность световых лучей
  • формы самого предмета

Самое темное место падающей тени находится под предметом. Но тени никогда не бывают абсолютно черными.

Светораздел - это самое темное место собственной тени. Самый темный (резкий) светораздел характерен при ослепительном освещении, но при этом стираются светотеневые градации.

Есть еще одно очень важное понятие - рефлекс.
Рефлекс - это отраженный свет (или цвет) на предмете от окружающих объктов. Рефлекс выглядит световым пятном слабой интенсивности в области собственной тени (если отсвет находится на затененной части пердмета). Цветовой рефлекс можно увидеть, например, в виде зеленого отсвета на коричневой вазе от скатерти.

Итак, мы кратко разобрали основные понятия светотени, а теперь рассмотрим закономерности распределения светотени на рисунке.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх