Евгений шварц биография для детей. Литературно-исторические заметки юного техника Биография и творчество шварца краткое содержание

Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914- 1916 гг.).

В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.

В конце 20-х - 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.).

В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии).

В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.),
«Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.

Евгений Шварц Евгений Львович Шварц в 1930 е годы Дата рождения: 9 (21) октября 1896 Место рождения: Казань Дата смерти: 15 января 1958 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

- (1896 1958), русский драматург. В насыщенных остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями пьесах сказках, в основном по мотивам произведений X. К. Андерсена, «Голый король» (1934, опубл. в 1960), «Тень» (1940), «Дракон»… … Энциклопедический словарь

Шварц, Евгений Львович - Евгений Львович Шварц. ШВАРЦ Евгений Львович (1896 1958), русский драматург. Насыщенные остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х.К. Андерсена “Голый король” (1934),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский советский писатель. Родился в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914‒16). В печати Ш. выступил в 1923; сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж». Тонким… … Большая советская энциклопедия

ШВАРЦ Евгений Львович - (1896—1958), русский советский писатель, драматург. Пьесы «Ундервуд» (пост. 1929), «Клад» (пост. 1933), «Остров 5 К» (пост. 1933), «Приключения Гогенштау феиа», «Голый король» (обе — 1934), «Брат и сестра» (1936), «Красная шапочка»… … Литературный энциклопедический словарь

ШВАРЦ Евгений Львович - (21.10.1896—15.1.1958), советский писатель, драматург, сценарист. В 1914—16 учился в Московском университете. Используя сюжеты классических сказок и придавая им современное звучание, Шварц написал сценарии фильмов, отличающиеся тонким… … Кино: Энциклопедический словарь

- (1896 1958) русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена Голый король (1934), Тень (1940); сатирические пьесы Дракон (1944), Обыкновенное… … Большой Энциклопедический словарь

- (1896 1958), писатель, драматург. В Петрограде с 1921 (в составе «Театральной мастерской» П. К. Вейсбрема). После закрытия театра (1922) продавец в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарь К. И. Чуковского; сблизился с группой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (21.10.1896, Казань 15.01.1958, Ленинград), драматург, писатель, публицист, сценарист. Окончил реальное училище в Майкопе. Давал частные уроки, играл в полулюбительских актерских коллективах Екатеринодара (Краснодар). В 1917 переехал в Ростов на… … Энциклопедия кино

- (1896 1958). Видный рус. сов. прозаик, драматург, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из создателей (вместе с Б.Житковым, С.Я.Маршаком и К.Чуковским) сов. дет. лит ры и ведущий сов. драматург. Род. в Казани, учился на… … Большая биографическая энциклопедия

Евгений Львович Шварц - советский писатель и драматург. Он написал более двадцати пьес для драматического и кукольного театров. Также он написал сценарии к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Родился Евгений Львович Шварц 9 октября 1896 года в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был евреем, принявшим православие. Мать, Мария Федоровна (в девичестве Шелкова), из православной русской семьи. Познакомились родители Евгения в Казани. Лев учился на медицинском факультете Казанского университета, а Мария была слушательницей акушерских курсов. Для того, чтобы жениться на христианке, Лев принял православие.

В 1898 году Лев Шварц успешно окончил университет. Семья Шварцев переехала в подмосковный Дмитров. Вскоре после переезда в жизни семьи произошел крутой поворот. По подозрению в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был арестован и выслан подальше от крупных городов. Семья перебралась в Армавир, потом в Майкоп.

Евгений, крещеный, как и его родители, с детства ощущал себя русским. «Я православный, следовательно, русский», - так написал он о своем детском мироощущении. Раннее детство Евгении прошло в постоянных переездах: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань...

Детство и юность писателя прошли в Майкопе, о котором он позднее вспоминал с любовью.

Евгений поступил в 1914 году на юридический факультет Народного университета имени Шанявского в Москве. Проучился он там всего два года, потом понял, что профессия юриста для него не подходит и решил посвятить свою жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года его призвали в армию. Сначала он был в запасном батальоне в Царицыне. После этого, в августе 1917-го его перевели в Москву. Он был произведен в прапорщики. После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию, участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. Получил контузию при штурме Екатеринодара. После контузии его демобилизовали.

Евгений Шварц после демобилизации поступил в университет в Ростове-на-Дону. Тогда же он начал работать в «Театральной мастерской». Кроме работы в театре, Шварц писал фельетоны для провинциальной газеты «Всесоюзная кочегарка». Там он познакомился с Н. Олейниковым, ставшим позднее его близким другом и соавтором. В 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, вместе с Олейниковым они выпустили первый номер журнала «Забой» (издается до сих пор и сейчас называется «Донбасс»).

В составе ростовской театральной труппы в 1921 году он приехал в Петроград. Остался там работать. Сначала был секретарем у Корнея Чуковского, а с 1923 года начал публиковать свои фельетоны. В 1924 году устроился на работу в Госиздате под руководством С.Я. Маршака. Примерно в те же годы сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Принимал активное участие в создании детских журналов «ЕЖ» и «ЧиЖ». Так же как и многие обэриуты, писал стихи и рассказы для детей, которые печатались в этих журналах.

Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - была напечатана в 1925 году. Дебют был успешным, и писатель создал для детей пьесу-сказку «Ундервуд», пьесу «Клад». За этим последовали: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (1937), «Первоклассница» (1949).

Режиссер Н. Акимов в 1934 году предложил Шварцу попробовать свои силы в драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена».

Вершиной творчества Шварца, несомненно, стали художественные пересказы сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева». На этих сказках выросло уже несколько поколений детей.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Он стал активным борцом против фашизма. Вел радиохроники, для которых писал стихи, песни, рассказы, фельетоны и статьи. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с Михаилом Зощенко). Работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года.

В 1944 году Шварц начал работу над самым личным, можно сказать, исповедальным произведением. Работал над ним он около десяти лет. Несколько раз менял название: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник». Окончательно было выбрано название лаконичное и простое: «Обыкновенное чудо». Эту пьесу ставили во многих театрах Советского Союза - и всегда с огромным успехом.

После войны положение драматурга в советском обществе было нелегким. Об этом свидетельствует его «Автобиография», которую он написал в 1949 году. Издали ее только в 1982-м в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила Ольга Берггольц в 1954 году, она назвала Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году издали первый сборник его пьес, по ним опять начали ставить спектакли - и в Советском Союзе, и за рубежом.

В 1955-1956 годах Шварц вел дневник, на основании которого позднее написал «Телефонную книжку» - уникальную форму мемуаров, изобретенную им самим. Впервые «Телефонная книжка» была опубликована в 1997 году. Это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т.п. «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут.... Мне кажется, что любое живое лицо - это историческое лицо... Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц».

Шварц написал около 25 пьес, не все они пока изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др.

Львович - выдающийся русский советский драматург, сказочник, сценарист и прозаик, который создал 25 пьес. Однако не все его произведения были изданы при жизни. Ему принадлежат такие известные пьесы как «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Тень» и т.д.

Полностью отдавая всего себя - так работал Шварц Евгений Львович. Краткая биография для детей будет интересна тем, что, благодаря его сценариям, появились такие шедевры кино как «Золушка», «Дон Кихот», «Первоклассница» и многие другие. Он резко повернул свою профессиональную судьбу от юриста к драматургу и писателю, и не жалел о сделанном никогда, но об этом чуть позже.

Шварц Евгений Львович: биография

Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой, они оба были медицинскими работниками. Лев Борисович закончил Казанский медицинский университет, в котором он и познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной, посещавшей в то время акушерские курсы. В 1895 году они поженились. В этом же году Лев Борисович стал православным христианином в Казанской Михайло-Архангельской церкви.

Вскоре у них и родился маленький Шварц Евгений Львович. Биография дальше указывает на то, что его семья переехала из Казани в Армавир.

Аресты и ссылки отца

Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.

Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.

Детство

Именно в Майкопе провел свое детство и юность Шварц Евгений Львович. Краткая биография писателя свидетельствует, что о том времени он вспоминал с особой теплотой и нежностью.

В 1914 году он поступил в университет им. Шанявского в Москве на юридический факультет. Но через пару лет понял, что это не его призвание и решил посвятить себя литературе и театру.

Революция и гражданская война

Когда в 1917 году Шварц пошел на военную службу, тут же случилась революция, и Евгений попал в добровольческую армию. В битве за Екатеринодар он получил сильную контузию, и его демобилизовали. Это ранение не прошло для писателя бесследно, потом всю жизнь его сопровождал тремор рук.

После демобилизации Шварц Евгений Львович (краткая биография которого предоставлена вашему вниманию) не на миг не забывает о своей мечте. Он становится студентом Ростовского университета. Работая в «Театральной мастерской», он знакомится с Николаем Олейниковым, который чуть позже станет его лучшим другом и соавтором.

Театральная работа

В 1921 году Шварц Евгений Львович со своим театром, в котором он работал, приехал в Петроград на гастроли. Критики отмечали его великолепные актерские задатки. Но и это он решил оставить и стал секретарем у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которому он помогал в многочисленных литературных вопросах.

После, в 1924 году, он опять вернулся в Ленинград, в редакцию Госиздата, где помогал молодым авторам найти свои пути в писательском искустве. Шварц также учавствовал в создании детских юмористических журналов «Еж» и «Чиж». Писал туда стихи и рассказы, общался с группами ОБЭРИУ.

Литературное творчество

Первой работой, которая принесла Евгению Шварцу успех, стала пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 г. В 1934 г., подвергшись уговорам он создал первую сатирическую пьесу «Похождение Гогенштауфена».

В 1940 году была написана драма «Тень», которая представляла собой политическую сатиру, но она недолго пробыла на сцене - ее просто убрали из репертуара. Во время этого спектакля хохот стоял неимоверный, но потом в головах зрителей были горькие раздумья.

После этого Евгений Шварц работал над несколькими реалистичными, на современные темы, произведениями. В годы Второй мировой в эвакуации он проживал в Кирове и Сталинабаде. Там он создавал свой шедевр «Дракон», который попал в классификацию вредной сказки и, как и другие драматические работы, не имел долгого века на сцене.

После ряда таких провалов драматург шутил с друзьями, что, может быть, ему написать пьесу об Иване Грозном и назвать ее «Дядя Ваня»?

Только после смерти Сталина благодаря усилиям которая высоко ценила творчество Шварца, свет увидел его первый сборник произведений.

Шварц Евгений Львович: интересные факты

Писатель с детства отличался остроумием и фантазией. Многочисленные фото Шварца Евгения Львовича показывают нам солидное и серьезное выражение лица, но почти всегда с очень милой и по-детски наивной улыбкой.

Один из его современников вспоминал, что в те времена, когда писатель работал в журналах «Чиж» и «Еж», помещение шестого этажа Госиздата на Невском 28 ежедневно сотрясалось от хохота. Это Шварц и Олейников веселили коллег своими шутками. Им нужна была аудитория, и они ее нашли.

Первая книга стихов для детей знаменитого писателя вышла в 1925 г. - «Рассказ старой скрипки». Затем были изданы пьесы «Клад», «Приключения Гогенштауфена», переложения и переделки сюжетов Перро и Андерсена: «Голый король», «Свинопас» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Обыкновенное чудо» (1954).

Свобода

С наступлением настоящей свободы его пьесы сказки начали ставить за границей - в Германии, Израиле, США, Польше, Чехословакии и т.д. Наш современник режиссер Марк Захаров создал великолепный фильм «Обыкновенное чудо».

Зрители и читатели не устают восторгаться смелым полетом мысли писателя и его раскованностью, а когда-то это был «эзопов язык». Шварц восторгался и даже завидовал Пикассо, который был независим во взглядах, внутренне свободен и поэтому творил все, что хотел.

После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было - смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

Любимые женщины

В молодости он долго ухаживал за Гаяне Халаджевой - будущей женой, но она не поддавалась, так как он был сказочно нищ, хотя и обещал ей как настоящий сказочник. Второй женой была Екатерина Ивановна. Перед смертью, а умирал он очень тяжело, он пытался обмануть судьбу и даже подписался на полное собрание сочинений однако умер задолго до выпуска последнего тома.

Скончался Шварц Евгений Львович 15 января 1958 года. Его похоронили на в Ленинграде. О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов.

Драматург, писатель, публицист, сценарист.

Окончил реальное училище в Майкопе.
В 1914-1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
С весны 1917 года на фронте. В 1922-1923 годах - литературный секретарь Корнея Чуковского, с 1925 года - сотрудник "Детгиза".

Автор пьес: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искусница", "Каин XVIII", "Снежная королева"; существуют киноверсия "Дракона" и два фильма по "Обыкновенному чуду".

Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.

Евгений Шварц на протяжении всего своего творчества, в собственных повестях и пьесах, в пьесах-сказках по мотивам произведений Андерсена предлагал людям вникнуть в смысл жизни, увидеть суть и, пока не поздно, уничтожить ростки зла в бессмертных своих душах. Не поучая никого, мягко советовал быть мудрыми и делать "правильные" выводы.
Николай Чуковский (писатель, сын Корнея Чуковского) в статье "Высокое слово писатель" говорил, что "...его (Шварца) пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви". В блокадную зиму 1941-го он говорил писательнице Вере Кетлинской: "У нас с вами есть одно преимущество видеть людей в такой ситуации, когда выворачивается наизнанку вся их суть". Спустя год он напишет в дневнике: "Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха... Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ".
Евгений Львович был известен ещё и своей добротой и состраданием. В 1920-х годах с супругой подбирал беспризорников, и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда был репрессирован Николай Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар "борьбы с формализмом и космополитизмом", из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым (отцом артиста и режиссера Михаила Козакова), драматургом Израилем Меттером (автором сценария фильма "Ко мне, Мухтар!") и актёром Игорем Горбачёвым приносили безработному ученому сумки с продуктами.
Понимая, какая странная для атеистического общества проза получается у него, Шварц признавался в письме к ленинградским режиссёрам Акимову и Ремизовой в апреле 1949-го: "У меня есть довольно опасное свойство желание покоя, свободы, мира и благодати во что бы то ни стало".
Угасая после второго инфаркта, испытывая сильные боли во всем теле, он не прекращал восхищаться красотой и разнообразием Божьего творения: "Обыкновенная вульгарная бабочка-капустница, а ведь здорово было бы найти нужное слово, чтобы описать ее полет".
Пантелеев говорил о нем словами Бунина о Чехове: "До самой смерти росла его душа".
Владимир Сергеев, журнал "Фома" (декабрь 2008).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх