Русские народные сказки мороз иванович. Русская народная сказка

Владимир Федорович Одоевский

Мороз Иванович

Нам даром, без труда ничего не достаётся, -

Недаром исстари пословица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, – день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а веревка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

– Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась – смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

– Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

– Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

– А! – сказал он, – здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

– Знаю я, зачем ты пришла, – говорил Мороз Иванович, – ты ведерко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, – прибавил Мороз Иванович, – мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего – работают бедные люди.

– Ничего, – сказал Мороз Иванович, – только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

– Вот ты говоришь, – сказала она, – что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

– Не выпускаю, потому что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Добрый мужичок её осенью посеял, она и взошла, и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я, – продолжал Мороз Иванович, – и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно мужик соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

– Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, – сказала Рукодельница, – зачем ты в колодце-то сидишь?

– Я затем в колодце сижу, что весна подходит, – сказал Мороз Иванович. – Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

– А зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постельку.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила, бельё выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целые три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

– Спасибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе, на память, бриллиантик – косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидел её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукуреку́ кукуреки́!
У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

– Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай: в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и бриллиантовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку, да и бух прямо ко дну.

Смотрит: и перед ней печка, а в печке сидит пирожок такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

– Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт!

А Ленивица ему в ответ:

– Да, как же не так! Мне себя утомлять, лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

Владимир Федорович Одоевский

Мороз Иванович

Нам даром, без труда ничего не достаётся, -

Недаром исстари пословица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, – день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а веревка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

– Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась – смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

– Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

– Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

– А! – сказал он, – здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

– Знаю я, зачем ты пришла, – говорил Мороз Иванович, – ты ведерко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, – прибавил Мороз Иванович, – мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего – работают бедные люди.

Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»

Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит - перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:

Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница вынула его и за пазуху положила. Дальше идёт, смотрит - в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:

Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.

Рукодельница и натрясла яблочек в передник.

Здорово, - говорит, - Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла - давно уж я горяченького не ел.

Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:

Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.

И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.

Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней - травка зелёная. Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:

Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.

Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:

Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик - косынку закалывать.

Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:

Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.

Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными - ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:

Хочу послужить да за работу получить!

Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.

Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», - да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.

Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.

Какая ж была твоя работа? - удивился старичок. - Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа - такова награда.

Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую - большой-пребольшой брильянт.

Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.

Вот, - говорит, - я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала...

Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол...

А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление...

Русская народная сказка

Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович», а это уже немало.

«Здесь Русью пахнет»

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» - это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей. В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет». Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко». Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования. Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.

Об авторе

Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский - основоположник сельской начальной школы.

Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, - это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора. Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.

Композиция

«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса. Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души. Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, "гены пальцем не задушишь".

Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.

После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот называется "зачин", то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование. Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки. Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью. Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

Ведро и колодец

Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.

В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.

Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.

Зависть - плохое чувство

Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.

Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать. Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить. Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.

Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, была замерзшая ртуть, а бриллиантом - обычный лед.

Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» заканчивается его призывом подумать над историей и решить, что здесь вымысел, а что правда. Об этих высоких материях подробней поговорим при анализе произведения.

Ритмичность произведения

Скорее всего, многие читатели примут «Мороза Ивановича» Одоевского за очередную народную сказку. И не будут обращать особого внимания на поэтичность, приняв ее как должное. Вот только эта поэтичность стоит внимания, ведь здесь можно проследить особый напевный ритм. Этот способ изложения был выбран самим автором, и в каждой строчке чувствуется его неизменное участие.

Рассказывая о приключениях Рукодельницы, автор по-доброму ей сочувствует и подбадривает. Читателю становится очевидным, что он ей симпатизирует. А вот когда речь заходит о Ленивице в тексте четко прослеживается ирония, подтрунивание и, чего греха таить, сарказм. Особенно когда автор рассказывает о том, как Ленивица пыталась в первый день сварить еду. Помимо мастерски созданных образов, автор радует читателя живым описанием места действия. Изысканная ледяная изба хозяина Мороза, словно настоящая, возникает в фантазиях.

Произведение написано согласно лучшим традициям устного народного повествования того времени. В сказке присутствуют поговорки и пословицы, особенный акцент расставлен на уникальности простонародных слов, таких как студенец, горемычная и т. д. В сказке автор использует имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Немного позже похожий стиль написания применял Бажов. Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» отличается слаженной и лаконичной композицией. Здесь нет лишних слов или предложений. Каждая фраза несет в себе особый смысл и практически незаменима в общей картине повествования.

Главные герои

При анализе любого литературного произведения, в том числе и анализе «Мороза Ивановича» Одоевского, стоит уделить внимание главным героям произведения. Так, одним из главных героев является Рукодельница. Это приветливая, уважительная и умная девочка, которая постоянно чем-то занята, создавая вокруг себя уютный мирок. Она самостоятельная и трудолюбивая, готова каждому уделить внимание. Ей не чуждо любопытство, желание узнать что-то новое. Она настроена положительно, и даже если случаются у нее неприятности, то весь мир помогает ей в их решении. Даже необычные, сказочные предметы становятся союзниками Рукодельницы. Такой яркий пример показывает подрастающему поколению, что нужно вести себя так же, как и Рукодельница, тогда весь мир будет тебе помогать.

В противовес Рукодельнице в сказке присутствует Ленивица. Ее любимое занятие - спать, а единственное развлечение - сидеть у окна и считать мух. Помимо того, что эта девочка ленивая, она еще нахальная, грубая, высокомерная и неуважительная. По-хамски разговаривает даже с Морозом Ивановичем. Одоевский Владимир Федорович приписывает этому персонажу еще и чувство зависти. Ленивица не горит желанием кому-то служить, но получить награду, как у сестры, очень хочется. Эта девочка самоуверенная и эгоистичная, а понятие вежливости ей, скорее всего, неизвестно. За свою лень и невоспитанность она и получает по заслугам.

Еще один персонаж, что имеет непосредственное отношение к истории - Мороз Иванович, собственно, о нем и сказка. Он властитель зимы, волшебный персонаж, живущий на дне колодца. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Он заботливый, вежливый, щедрый и справедливый. Этому мудрому человеку не чуждо чувство юмора, он добрый и ценит это качество в других.

Вижу в другом отражение себя

Еще одна особенность этой сказки заключается в том, что автору удалось показать, как человек относится к людям, тем они ему и отвечают. Каждый человек видит в окружающих отражение себя. Для Рукодельницы старый Мороз Иванович показался добрым и приветливым дедушкой, который может рассказать что-то интересное. Ленивица же увидела в старичке злого и сердитого человека, настоящего эксплуататора, жадного и с отвратительным чувством юмора.

Хотя на самом деле Мороз Иванович поступал по совести: наказывал за лень и неуважение и поощрял прилежный труд.

Замысел автора

«Мороз Иванович» Одоевского - это не просто еще одна сказка в списке литературы, а настоящий гимн трудящимся людям. Автору удалось показать на красочных и ярких примерах, что а лень уничтожает все доброе и светлое, которое потенциально заложено в каждом.

Рукодельница благодаря постоянному труду и прилежности растет доброй, отзывчивой и веселой девочкой. В это же время Ленивица из-за постоянного «ничегонеделания» все больше проявляет отрицательные качества.

Любопытная Рукодельница узнала, что Повелитель Зимы оберегает молодую травку от морозов до весны.

В студеную пору стучит к людям в окна, напоминая, что пора топить печь и не забывать о тех, кому повезло меньше. На лето он прячется в колодце, так как здесь всегда прохладно, и постоянно живет один. Она утешила старого человека своей хозяйственностью и обходительностью, порадовала добрыми словами и скромным поведением, за что и получила награду.

Ленивица - лежебока до мозга костей, просто пришла к Морозу Ивановичу на иждивение. Он и кушать сам готовил, и поговорить ему не с кем было, и по хозяйству управлялся. За свое пребывание в сказочной стране она и получила соответствующие почести - замороженные лед и ртуть.

Кстати, с легкой руки автора в обиход вошел афоризм «считать мух», что характеризует бездельника. Следуя исключительно за своими меркантильными соображениями, человек никогда не достигнет желаемого. Он может придумать сотню, а то и тысячу хитрых планов обогащения, но без труда он так ничего и не добьется.

Находясь в абсолютно равных условиях, ленивый человек ничего не сможет достичь, в отличие от трудолюбивого. Награду сможет получить только тот, кто с чистым сердцем отдает всего себя работе. Честолюбивый, вежливый и скромный - вот тот, кому положено вознаграждение. И в своей сказке «Мороз Иванович» Одоевский очень ярко описывает того, кто заслуживает уважения, благодарности и достойной похвалы за свои усилия.

Нам даром, без труда ничего не достаётся, —

Недаром исстари пословица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, — день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась — смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

— Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

— А! — сказал он, — здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла, — говорил Мороз Иванович, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, — прибавил Мороз Иванович, — мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Не выпускаю, потому что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Добрый мужичок её осенью посеял, она и взошла, и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я, — продолжал Мороз Иванович, — и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно мужик соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, — сказала Рукодельница, — зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, — сказал Мороз Иванович. — Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, — спросила Рукодельница, — зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, — отвечал Мороз Иванович, — чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постельку.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила, бельё выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целые три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе, на память, бриллиантик — косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет Божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидел её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукуреку, кукуреки!

У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай: в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и бриллиантовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку, да и бух прямо ко дну.

Смотрит: и перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт!

А Ленивица ему в ответ:

— Да, как же не так! Мне себя утомлять, лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

— Мы, яблочки, наливные, созрелые; корнем дерева питаемся, студёной росой обмываемся; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица. — Мне себя утомлять, ручки подымать, за сучья тянуть, успею набрать, как сами попадают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки покусывал.

— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.

— Пришла я к тебе, — отвечала Ленивица, — послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка, — отвечал старик, — за работу деньга следует; только посмотрим — какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню.

Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть.

Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас, всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да чтоб большого труда себе не давать, то, как всё было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё квасу подлила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

— Хорошо ты готовишь, — заметил он, улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, индо ей стошнило; а старик покряхтел, покряхтел, да принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.

А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице-то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать: старик добрый, он мне и так задаром пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок. — Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

— Да, как же! — отвечала Ленивица. — Я ведь у тебя целых три дня жила.

— Знаешь, голубушка, — отвечал старичок, — что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе розь. Заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С сими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой бриллиант. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается:

— Вот, — говорит, — что я заработала: не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький бриллиантик, а целый слиток серебряный, вишь какой тяжёлый, да и бриллиант-то чуть не с кулак... Уж на это можно к празднику обнову купить...

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и бриллиант, а петух вскочил на забор и громко закричал:

Кукуреку, кукурекулька!

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

А вы, детушки, думайте, гадайте: что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье, а что намёком. Да и то смекните, что не за всякий труд и добро награда бывает; а бывает награда ненароком, потому что труд и добро сами по себе хороши и ко всякому делу пригодны; так уж Богом устроено. Сами только чужого добра да и труда без награды не оставляйте, а покамест от вас награда — ученье да послушанье.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх