Доходный дом П.Н. Перцова

Началось все, впрочем, с другого дома. «Дом-ларец» построил на Пречистенской набережной коллекционер картин Цветков. Соревнуясь с за известность, он даже уволил своего архитектора, наняв , когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» размерами уступал Третьяковской галерее, но имел чудный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.
Этот вид заворожил инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Цветков предложил указать еще лучшее место при условии, что Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и при содействии Цветкова приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место.
Дом был построен в течение 11 месяцев - совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии. Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован. Вот что пишет в мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»
Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.

Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.

Точный адрес дома Перцовой - Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).

История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.


Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.

Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина - автора русской матрешки.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев - с 1906 по 1907 гг.

Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова - Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома - Перцовой/Перцова.

Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома - четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.

Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.

Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания - все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой - это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором - заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.

Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них - Н. Балиев - придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов - так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов - парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.

С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.

В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.

И в конце - несколько черно-белых фото.


Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)

Наткнулся в архивах на фото доходного дома Перцова или Перцовой. Это довольно интересный дом в центре в Москвы и некоторыми он считается одним из самых самых в городе. Так оно или нет, не мне судить. Но как-то летом, я выбрался из своего далекого Бутова, чтобы специально его посмотреть. Жаль только, что снаружи, ибо чтобы внутрь попасть, надо иметь отношение к министерству иностранных дел, которому он теперь передан в ведение. Раньше говорят, двери были открыты и можно было зайти.

Доходный дом Перцова в Москве

У дома богатая история, которую я не буду подробно перессказывать, все уже давно описано в интернете. «Дом-сказка» был построен в 1907 году для художников, оттого он такой пестрый и необычный, в стиле модерн. По замыслу инженера Перцова — это жилые квартиры с мастерскими. Самого Перцова в 1922 году приговорили к 5 года тюрьмы за хранение ценностей Храма Христа спасителя, он как раз рядом расположен, и когда он вышел обратно через год, то из дома его уже выселили. В 1908-1912 году тут располагалось кабаре Летучая мышь, то есть тусовалась московская богема, а после еще и Троцкий пожил. В общем, говорю, богатая история.

Труба — это застрявшая сова!

Доходный дом Перцевой на табличке — она последняя владелица

К сожалению, дух того времени уже никак не ощутить, вроде как внутри ничего не осталось, все интересное снаружи. Вот из интернета пара фотографий интерьера. На мой взгляд он чересчур не функциональный и аляпистый.

Где находится

Дом находится по адресу Соймоновский проезд дом 1/35, на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.

P.S. На фото не снег, а тополиных пух.

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх