Взаимоотношение человека с природой аргументы из литературы. Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды – первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа – это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что “природа не храм, а мастерская”. Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”. История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой – охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

Человек и природа.

    Проблема пагубного влияния человека на природу; потребительского отношения к ней.

- Как человек влияет на природу? К чему может привести такое отношение к природе?

1) Бездумное, жестокое отношение к природе может привести к ее гибели; уничтожение природы ведет к гибели человека и человечества.

2) Природа из храма превращается в мастерскую; она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него.

3) Отношения человека и природы часто негармоничны, человек уничтожает природу, тем самым уничтожая себя.

В. Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

В. Белов «Бобришный угор», «Весна», «На родине»

Ч. Айтматов «Плаха»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

2. Проблема отсутствия родства между человеком и природой.

- В чем это проявляется? Чем это грозит?

1) Человек является частью природы, составляет с ней единое целое, и разрыв этой связи приводит в конечном счете к гибели человечества.

2) Прямой, непосредственный контакт человека с землей необходим. Психологическая и духовная изоляция между человеком и землей гораздо опаснее физической.

В. Астафьев «Стародуб»

В. Распутин « Прощание с Матерой»

А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»

М. Ю. Лермонтов «когда волнуется желтеющая нива…»

3. Проблема благотворного влияния природы на человека.

- Как природа влияет на человека?

Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (эпизод про дуб и Андрея)

Л. Н. Толстой «Казаки»

Ю. Нагибин «Зимний дуб»

В. Астафьев «Капля»

К. Паустовский «Скрипучие половицы»

Цитаты.

И. Васильев : «Человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с родной земли, когда перестает ее видеть, чувствовать и понимать. Он как бы отключается от источника, питающего его».

В. П. Астафьев : «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас».

В. Распутин : «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении».

Р. Рождественский : «Все меньше окружающей природы, все больше – окружающей среды».

Джон Донн : «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и, если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

В. П. Астафьев : «Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры».

В. Федоров : Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

Непогрешимый культ природы.

Если бы человек посмотрел на свою планету из космоса, то понял бы, в каком неустойчивом мире ему приходиться жить. Над ним купол безучастной, холодной бездны, а под тонким слоем земной коры огненное месторождение лавы. Потому и приходиться беречь этот небольшой, по меркам Вселенной, участок пригодный для жизни. Жаль только, что практически никто не может посмотреть на свой мир из космоса. Возможно, именно поэтому так обострилась проблема бережного отношения к природе. Аргументы, подтверждающие необходимость ее защиты, и будут представлены в этой статье.

К. Г. Паустовский

Аргументы бережного отношения к природе можно найти в работах русского писателя Паустовского, где он пытается понять, насколько важно охранять окружающий мир. Автор уверен, что все изменения в природе происходят по вине человека. Чтобы донести эту мысль, он описывает тусклый пейзаж осени: «Лес плакал дождем из опавшей листвы». Сравнивает птичьи голоса со звоном битого стекла и рассказывает старую сказку о том, что природа наказывает людей: однажды кто-то убил иволгу, что летела по небу и с того момента начала приходить осень. Паустовский уверен, что защита природы, важное и необходимое дело: «Будешь бросаться землей под ней же и погибнешь».

Природа, это не просто среда обитания человека. Человек - часть природы, она же неотъемлемый источник его здоровья и энергии.

И. С. Тургенев

В работе Тургенева «Отцы и дети» приведены две противоположные позиции относительно охраны природы. Аргументы бережного отношения к живому миру можно проследить в действиях Аркадия, друга Базарова. Он ежедневно общался с природой, восхищался ее красотой и величием. Пребывая в ее власти, он быстро лечил свои душевные раны, а единение с природой было для Аркадия приятным занятием.

В свою очередь, Базаров не уверен в необходимости бережного отношения к природе. Аргументы из его уст звучат следующим образом: «Природа - это мастерская, а не храм, и человек обязан в ней работать».

Позицию Базарова сложно принять, ведь он считает, что все находящееся вокруг является материалом для человеческой деятельности и не может быть чем-то большим и значимым.

«Плаха»

Изучая необходимость бережного отношения к природе, аргументов из литературы можно найти действительно много. Но наибольшее влияние на человека оказывают произведения, в которых животным приписано больше гуманных качеств, нежели самому «венцу творения».

В произведении Ч. Айтматова «Плаха» автор показывает, как человек собственноручно уничтожает природу. Айтматов описывает жизнь волчьей стаи до и после того, как в лес вторгся человек. С его приходом начался кромешный ад: уничтожались огромные площади леса, а вместе с лесом погибали и его обитатели. Люди готовы были «выпотрошить земной шар, как тыкву», чтобы достичь поставленных целей, но не подозревали, что природа ответит тем же.

Волчица Акбара дважды теряла своих волчат из-за деятельности человека, но все же ее одинокая душа тянется к людям, и свою нерастраченную любовь она стремится перенести на человеческое дитя. В пылу ненависти и злости люди хотят застрелить волчицу, но убивают ребенка. Эта трагедия показывает всю глубину варварского отношения человека к природе. Здесь волки имеют душу, о которой давно забыли люди.

Доктор Швейцер

Человек уже давно во всем одержал первенство, даже собственное будущее победил. Ведь еще несколько десятилетий - и Земля превратится в планету, где половина территории будет непригодной для жизни. Потому аргументы бережного отношения к природе сегодня актуальны как никогда ранее. К тому же, защищать окружающий мир не так трудно, как может показаться.

К примеру, доктор Швейцер каждый раз, когда видел земляного червя, которого дождем вымывало наружу, относил его в траву и доставал из воды насекомых, что беспомощно там барахтались. Он часто повторял, что всякий раз, когда видит живое существо в беде, пытается помочь, чтобы хоть как-то искупить вину человечества за урон, что оно нанесло животному миру. В 1935 году он написал эссе в защиту прав животных, где сказал: «Человек должен быть добрым к животным, по тем же причинам по которым он добр к себе подобным».

Соловьи и сила воли

В природе скрывается великая и чудодейственная сила. Аргументы к сочинению «Бережное отношение к природе» можно позаимствовать из повести «Разбуженный соловьями» Ю. Яковлева. Однажды главного героя в пионерском лагере разбудили утром птицы своим пением. Он хотел разогнать их, чтобы не мешали спать, но замер завороженный песней соловья. В его душе что-то дрогнуло, и вдруг ему до дрожи захотелось увидеть этого «певца», а после он вылепил его из пластилина. На следующее утро он разбудил всех ребят, чтобы те тоже послушали песню соловья. Автор уверяет, что если человек сумел постичь красоту природы, он обязательно будет находить что-то прекрасное в себе, в окружающих и в искусстве.

Аргументы бережного отношения к природе нередко указывают на ее исцеляющую силу. В новелле О. Генри «Последний лист» тяжелобольная героиня, Джонси, ежедневно пересчитывает листья на кусте плюща, она уверена, когда упадет последний, оборвется и ее жизнь. Но он не желает падать, несмотря на непогоду, он продолжает цепляться за последние дни своего существования. Лист знает, весной у него будет новая жизнь, но у человека нет такой привилегии. Джонси смотрит на старания этого листка и начинает бороться за свою жизнь. Человек - это часть природы, и окружающий мир всегда готов оказать поддержку, стоит только у него попросить.

Эмоциональная связь

Если рассматривать тему бережного отношения к природе, аргументы из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» делают упор на крепкой чувственной связи природы и человека. Так, в судьбе Печорина все перемены настроения сопровождаются изменениями в окружающей среде. К примеру, когда он отправлялся на дуэль, небо Печорину представлялось «голубым и свежим», солнце - «ярко сияющее». Но после того, как он видит смерть Грушницкого, солнце вдруг кажется ему потускневшим, его лучи больше не согревают, а небо смотрит равнодушным синим взглядом. Но Лермонтов не только отражал переживания героев при помощи природы, он сделал ее действующим лицом. Например, разыгравшаяся гроза стала причиной долгого свидания.

В этом произведении герои с природой неотрывно связаны. Можно даже сказать, что их сердца бьются в унисон - природа чувствует человека, ведь он ее неотъемлемая часть и пытается помочь по мере возможностей.

А что если…?

Но что если вдруг природы не станет, совсем не станет? Раньше, такое предположение можно было бы назвать фантастическим, но сегодня, когда миру грозит экологическая катастрофа, эти слова вполне могут стать правдой. Е. Замятин в романе «Мы» описывает мир-антиутопию, в котором все люди носят номера, а природа заменена стеклянными сооружениями. Люди отказались от своего естественного начала и создали систему, что сама определяет судьбу каждого. Человек перестает быть уникальной личностью, а становиться "нумером", которому придется удалить фантазию, чтобы он обрел счастье, что определила за него система.

В этой аллегории автор пытался показать, как сильно человек связан с природой. И когда на ее место придет новейшее дитя технического прогресса, когда с лица планеты исчезнет живое пение птиц и шепот листьев, тогда человек, как последний представитель природы, будет поглощен машинной, им же созданной.

«Земляне»

Навсегда останется актуальной проблема необходимости бережного отношения к природе. Аргументы по этому вопросу можно отыскать даже в фильмах. К примеру, фильм «Земляне» запрещен для показа во многих странах мира. Он был снят в 2005 году, а его основная проблема - эксплуатация животных для различных целей. В нем действительно присутствуют ужасающие факты человеческой жестокости.

Все кадры были сняты скрытыми видеокамерами, поэтому зритель видит все, что происходит в питомниках, на скотобойнях, в зоомагазинах или за кулисами цирка. «Земляне» неприятный для просмотра фильм, но это лучший способ достучаться до человечества. Каждый, кто его видел, без сомнений может заявить, что его мир больше никогда не станет прежним.

Ежегодно человек добывает тонны полезных ископаемых, выбрасывает в воздух опасные вещества, засоряет воды промышленными отходами, уничтожает тысячи гектаров леса. И если бы природа могла кричать, каждый, кто живет на планете, отчетливо бы услышал зов Земли: «Остановитесь!». Защищать природу - это не необходимость, а священный долг, который каждый должен выполнять ежедневно.

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Как природа влияет на характер человека?
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх