Никколо Паганини: биография и интересные факты из жизни, факты и мифы. Никколо Паганини – биография, фото, личная жизнь скрипача Начало самостоятельной карьеры

Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо. Его мама очень любила музыку и замечала, что ее любимец с восхищением слушает и звон колоколов, и то, что ей казалось скорее шумом, нежели музыкой. Никколо с самого раннего детства, заслышав звуки музыки, сразу тянулся к ней и его завороженные глаза начинали блестеть каким-то странным светом. Его папа тоже заметил, какое сильное впечатления производит музыка на его сына, заметил его тончайший слух и научил его играть сначала на мандолине, а затем и на скрипке.

Никколо было тогда девять лет. Его радости не было предела и с того дня его единственной игрушкой, единственным развлечением стала скрипка. Но очень скоро он понял, что занятие музыкой - это не только удовольствие. Это очень серьезный, огромный труд.

В самое короткое время Никколо сделал необычайные успехи и начал выступать перед публикой в церквях каждую неделю.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческе Ньекко. Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций. паганини романтизм скрипач музыкальный

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, более полугода Коста, наблюдая за развитием Паганини, передавал ему профессиональные навыки. После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на большую сцену. В 1794 году началась его концертная деятельность.

Новый учитель Паганини - виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти - привил юноше отличную композиторскую технику. Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына и предпринял турне по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии - Милане. И всюду был огромный успех.

Творчество Паганини -- одно из ярких проявлений музыкального романтизма, во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства. Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввёл новые колористические и технические эффекты (широко использовал весь диапазон инструмента, технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты).

С 1808 по 1828 гг. он даёт концерты в каждом концертном зале Италии, собирая огромное количество слушателей. Параллельно с выступлениями Паганини пишет музыку. Среди его произведений можно найти только инструментальные произведения, написанные, в основном, для скрипки и гитары.

Паганини - не только выдающийся скрипач, но и гитарист, дирижер и композитор. Его сочинения отличаются пластичностью и напевностью мелодий, смелостью модуляций. В его творческом наследии выделяются «24 каприччи» для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Большое место в творчестве Паганини занимали вариации на оперные, балетные и народные темы, камерно-инструментальные произведения. Остаются в репертуаре исполнителей и некоторые вариации Паганини -- на темы опер «Золушка», «Танкред», «Моисей» Дж. Россини, на тему балета «Свадьба Беневенто» Ф. Зюсмайера (композитор назвал это сочинение «Ведьмы»), а также виртуозные сочинения «Венецианский карнавал» и «Вечное движение». Выдающийся виртуоз на гитаре, Паганини написал так же большое количество пьес для этого инструмента. Написанные Паганини произведения под силу сыграть не каждому профессиональному и опытному скрипачу. Так владеть инструментом, как итальянский виртуоз, пока не может никто. С невероятной лёгкостью исполнял он самые сложные произведения.

Исполнительское и композиторское творчество оказало большое воздействие на последующее развитие инструментальной музыки. Паганини, будучи еще ребенком определенно чувствовал, что не сможет наилучшим образом выразить себя, не сможет полностью оставаться собой и не сможет достичь вершин своего искусства, если не станет сам писать музыку и сам исполнять свои сочинения. Созданные им произведения отличаются самостоятельностью стиля, смелостью фактуры, новаторством, пластичностью и напевностью мелодий.

Романтический характер многочисленных произведений Пага нини для скрипки обусловлен прежде всего особым складом виртуозного исполни тельства. В творческом наследии Паганини встречаются произве дения, привлекающие внимание смелыми модуляциями и ориги нальностью мелодического развития, напоминающими музыку Ли ста и Вагнера. Но все же главное в скрипичных произведениях Паганини -- виртуозность, беспредельно раздвинувшая границы выразительности инструментального искусства его времени. Опубликованные произведения Паганини не дают полного представления об их реальном звуча нии, так как важнейшим элементом исполнительского стиля их автора было свободное фантазирование в манере итальянских народных импровизаций. Большую часть своих эффектов Пагани ни заимствовал у народных исполнителей. Характерно, что пред ставители строго академической школы (например, Шпор) усмат ривали в его игре черты «балаганности». Столь же показательно, что как виртуоз Паганини проявлял гениальность только при ис полнении собственных произведений.

В его творческом наследии выделяются «24 каприччи» для скрипки соло, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приемов, впервые введенных Локателли. Однако если у Локателли это были скорее технические упражнения, у Паганини - оригинальные, блестящие миниатюры..

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, возникли причудливые картины, засверкали характерные образы и везде - предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприччи остаются уникальным явлением музыкального искусства.

Уже Первый каприччо покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Мелодия Четвертого отмечена суровой красотой и величием. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелы охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса. Тринадцатый каприччо воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвертый каприччо - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля.

Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Так же Паганини создает „Любовную сцену», посвященную княгине Эльзе, специально написанную для двух струн („Ми» и „Ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны.

„Я принял вызов, - рассказывал Паганини, - и спустя несколько недель написал военную сонату „Наполеон» для струны „Соль», которую исполнил на придворном концерте”. Успех превзошел самые смелые ожидания.

В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений проходят с триумфом. В это время у Паганини был готов новый концерт ре мажор (изданный позднее как Первый концерт) - одно из самых впечатляющих его сочинений.

Достаточно скромные концертно-инструментальные интонации и художественные образы здесь развернуты в драматически масштабное полотно большого романтического накала. Музыка насыщена пафосом. Эпический размах и широта дыхания, героическое начало органически соединяются с романтически-приподнятой лирикой.

В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю „столицу мира» - Рим. Он посещает музеи, театры, сочиняет. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло - Интродукцию и вариации на тему арии „Как сердце замирает» из популярной оперы Дж. Паизиелло „Прекрасная мельничиха”.

Возможно, на жанр этих вариаций повлияло то, что Паганини только что собрал и записал по памяти для издания свои 24 каприччо. Во всяком случае, Интродукция обозначена как „каприччо”. Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремленностью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент, причем Паганини здесь впервые применяет труднейший, на грани технических возможностей человека прием - стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!

Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих выступлений новые произведения - «Польские вариации» для исполнения в Варшаве и три скрипичных концерта, из которых наибольшую известность приобрел Второй концерт со знаменитой „Кампанеллой», ставшей своеобразным музыкальным символом артиста.

Второй концерт - си минор - во многом отличен от Первого. Здесь нет той открытой театрализованности героического пафоса, романтической „демоничности”. В музыке господствуют углубленно-лирические и радостно-ликующие чувства. Пожалуй, это одно из наиболее светлых и праздничных сочинений артиста, отражающее его настроение того периода. Во многом это новаторское произведение. Не случайно Берлиоз говорил о Втором концерте, что „пришлось бы написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых эффектах, остроумных приемах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини”.

Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают ее с каприччо № 24, но „Кампанелла» превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления. Два других концерта менее самобытны, во многом повторяют находки Первого и Второго.

Паганини постоянно пытался найти какие-то совершенно новые, никому не ведомые позиции пальцев, чтобы извлечь звук, который поразил бы людей. Это и был один из его творческих девизов: «Поражать», то есть стремиться к чему-то совершенно исключительному и необычному, например, к исполнению «в трех октавах одной и той же ноты одним - единственным ударом смычка, пользуясь всеми четырьмя струнами».

Один из удивительных его произведений -- «La Mancanza delle corde». Это была музыка исчезающих струн, странная смесь музыкальных тем, облеченных в столь сложную форму, что после смерти Паганини это произведение исполнить не мог уже никто. Вступительная часть исполнялась на всех четырех струнах. Дальше вариации незаметно переходили в легкий польский танец, разыгрываемый на двух струнах. Наконец, четвертая часть состояла из адажио всего на одной струне.

Представляем Вашему вниманию лучшие произведения Н.Паганини.


Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.
Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. С 1828 по 1834 он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о самом удивительном виртуозе целой эпохи. Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 - причинами тому явились пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840.
Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини - его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие - например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса - занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей.

Жанр: Классическая музыка
Продолжительность: 01:15:54
Формат: MP3
Битрейт аудио: 128kbit

Paganini - Cantabile.mp3
Paganini - Caprices 2.mp3
Paganini - Caprices 24.mp3
Paganini - Caprices 7.mp3
Paganini - Concert 2.mp3
Paganini - Concert N 1.mp3
Paganini - Divertimenti Carnevaleschi 2.mp3
Paganini - Divertimenti Carnevaleschi.mp3
Paganini - Duets For Violin And Gitar.mp3

Биография

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини ( -) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи , выполненной по приказу Наполеона , назван «держателем мандолин ».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье . Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей .

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт . С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко, который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста , пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был . Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии .

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла . В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы » , вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски . В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию . Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта . Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer) . Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции , не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычную славу этому юноше» .

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

Заграничные гастроли

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона , который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Музыка

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли , Вивальди , Тартини , Виотти , он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов , быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато , широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми - всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари , Гварнери , Амати , из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Произведения

  • 24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
    • № 1, ми мажор
    • № 2, си минор
    • № 3, ми минор
    • № 4, до минор
    • № 5, ля минор
    • № 6, соль минор
    • № 7, ля минор
    • № 8, ми-бемоль мажор
    • № 9, ми мажор
    • № 10, соль минор
    • № 11, до мажор
    • № 12, ля-бемоль мажор
    • № 13, си-бемоль мажор
    • № 14, ми-бемоль мажор
    • № 15, ми минор
    • № 16, соль минор
    • № 17, ми-бемоль мажор
    • № 18, до мажор
    • № 19, ми-бемоль мажор
    • № 20, ре мажор
    • № 21, ля мажор
    • № 22, фа мажор
    • № 23, ми-бемоль мажор
    • № 24, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары , Op. 2
    • № 1, ля мажор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ре минор
    • № 4, ля мажор
    • № 5, ре мажор
    • № 6, ля минор
  • Шесть сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары,

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Паганини

    ✪ Н. Паганини. Каприс №24

    ✪ Никколо Паганини - "Пляска ведьм"

    ✪ М.С.Казиник.Скрипка Паганини (2010-05-25)

    ✪ НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ О СКРИПАЧЕ ДЬЯВОЛА

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини ( -) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи , выполненной по приказу Наполеона , назван «держателем мандолин ».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье . Однако Никколо сам всё более увлекался инструментами и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей .

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт . С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста , пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был . Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии .

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла . В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы » , вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски . В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию . Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта . Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer) . Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции , не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше» .

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано -Зюсмайера «Орех Беневенто ». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года . Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано », и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех .

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона , который передавался по наследству.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков [ ] .

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана . Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

27 октября 1782 года родился всемирно известный композитор и скрипач Никколо Паганини. Говорили, что Никколо, обладавший не самым спокойным характером, полностью преображался во время игры на любимом инструменте. У музыканта было непростое детство и интересная жизнь. До сих пор ходят слухи, что после похорон Никколо на кладбище ещё много лет слышались звуки скрипки.

Никколо родился в небогатой генуэзской семье. Отец часто запирал сына в кладовке для того, чтобы он выучил сложное произведение. Каждый день по много часов будущий скрипач занимался музыкой, будучи лишенным нормального детства. Первый концерт Никколо сыграл в 11 лет. Он исполнил свои вариации любимых произведений композиторов.

Никколо уже в молодости выглядел очень загадочно – бледная кожа, синяки под глазами, болезненная худоба. Ходили слухи, что музыкант заключил сделку с дьяволом, и поэтому так потрясающе играет на скрипке. На самом деле, Никколо был очень суеверным человеком и сам безумно боялся дьявола. Он даже перестал посещать игорный дом, потому что решил, что ему помогает выигрывать сатана.

Каждый концерт Паганини был не просто выступлением, а целым шоу. Композитор продумывал каждый выход, показывал различные трюки вроде «случайно» лопнувшей струны или скрипки, которая внезапно расстроилась. Часто Никколо пародировал звуки деревенских животных, а также имитировал гитару, трубу, флейту и другие инструменты.

Паганини старался не записывать сочинённую музыку, чтобы никто другой не смог её исполнить. Из-за этого, к сожалению, далеко не все произведения маэстро сохранились.

Никколо являлся масоном. Имеются документы, это подтверждающие. Кроме того, музыкант написал музыку масонского гимна на слова Ланчетти.

Музыкант был коллекционером. Он собирал скрипки, и среди множества экземпляров инструмента были такие сокровища, как скрипка Страдивари, Гварнери и Амати. Он настолько любил свою скрипку работы Гварнери, что завещал её городу Генуе, чтобы ни один музыкант не играл на ней после его смерти. Эта скрипка получила название «Вдова Паганини».

Паганини был очень рассеянным человеком. Он не помнил год своего рождения, он забывал, сколько у него братьев, но всегда говорил, что его память находится в руках и всецело принадлежит музыке.

На день рождения императора Наполеона Паганини написал для него сонату для одной струны. Для Никколо лопнувшая струна во время концерта не была помехой – он умел играть одно и то же произведение и при наличии всех струн, и при отсутствии одной или двух.

Никколо занимался музыкой по 14-16 часов в день. Он забывал про еду и сон, тренируясь дни напролет.

Часто можно услышать легенду о нетленности маэстро. Спустя 56 лет после смерти тело Никколо не имело никаких признаков разложения, что подтвердили несколько людей, занимавшихся перезахоронением композитора и музыканта. А это определенно говорит о том, что Паганини – уж точно не обычный человек.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх