Япония после второй мировой войны. Япония

ОККУПАЦИЯ Японии. Подписанный 2 сентября 1945 г. Акт о капитуляции Японии официально положил конец военным действиям между Японией и союзными державами, но он еще не означал прекращения состояния войны. Япония после подписания Акта о капитуляции фактически в течение семи лет находилась под оккупацией.

США направили в Японию для осуществления оккупации самый большой контингент войск. Поэтому США имели особые привилегии в органах оккупации. Так, генерал Дуглас Макартур был назначен верховным главнокомандующим союзных держав. Ему было поручено «принять капитуляцию Японии и следить за ее осуществлением». Акт о капитуляции 2 сентября генерал Макартур подписал не только как представитель США, но и как верховный главнокомандующий, представляющий интересы союзных держав.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явилось решение американского правительства, принятое 29 августа 1945 г., «О политике США в отношении Японии».

«Конечная цель заключается в том, - говорилось в решении, - чтобы, соблюдая идеалы и принципы Устава Организации Объединенных Наций и уважая суверенитет других наций (государств), создать в Японии правительство, которое не нарушало бы мира и содействовало достижению всех целей США».

Чтобы обеспечить соблюдение условий капитуляции, осуществить военную оккупацию Японии, оккупационная армия должна возглавляться главнокомандующим, который назначается американским правительством. «Император и японское правительство, - следовало далее, - должны подчиняться главнокомандующему, который обязан обеспечить выполнение условий капитуляции и проведение политики оккупации, для чего в Японии необходимо иметь нужные силы.

Основной целью оккупации является уничтожение милитаризма. Лица, виновные в жестоком обращении с военнопленными из союзных стран, а также с гражданскими лицами, должны рассматриваться как военные преступники. Они подлежат аресту и суду. В Японии должна быть уничтожена существующая экономическая база милитаризма и должен быть наложен запрет на ее восстановление. Необходимо оказывать всемерное содействие рабочим организациям в промышленности и сельском хозяйстве и распустить крупные промышленные и финансовые концерны».

В решении были и другие пункты: о репарациях, о внешней торговле, об иностранных предприятиях в Японии и т.п.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на ее территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура.

Демобилизация и разоружение Японии продвигались успешно. 30 ноября 1945 г. были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами.

После этого вопросы демобилизации были переданы в ведение Министерства здравоохранения, которое и проводило все необходимые мероприятия по демобилизации сухопутных войск и войск Военно-морского флота и полному разоружению их.

На основании директивы о чистке от 4 января 1946 г. из различных учреждений были уволены 180 000 человек из 220 000 и распущены все милитаристские союзы и организации. В связи с этими мерами были лишены прав на пенсию в порядке наказания все бывшие японские военнослужащие.

В то же время были освобождены лица, которые во время войны были осуждены как политические преступники. Они были восстановлены в правах, то есть получили право участвовать в выборах и занимать любые должности.

Таким образом, политика демилитаризации Японии проводилась быстро и решительно.

Позднее был принят ряд других решений по этому вопросу. На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 г., было принято решение учредить Дальневосточную комиссию и Союзный совет для Японии, которые начали действовать с 1946 г.

Дальневосточная комиссия была создана как директивный орган с постоянным пребыванием в Вашингтоне. В нее входили представители II государств (позднее 13 государств). Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии и имела право пересматривать решения главнокомандующего.

Союзный совет для Японии с местонахождением в Токио состоял из представителей четырех государств - США, Англии, СССР и Китая - и являлся контрольным органом. В его функции входило воплощение в жизнь решений Дальневосточной комиссии, предоставление на месте рекомендаций и советов главнокомандующему в отношении осуществления политики оккупации.

Однако, несмотря на создание новых органов, фактически по-прежнему главенствующую роль продолжали играть США. А в дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов, созданных для Японии, резко ослабли.

Управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы.

Главнокомандующий союзными державами генерал Макартур обладал огромными правами и властью в отношении Японии. Он использовал японское правительство как удобную ширму. В штабе главнокомандующего союзными державами помимо чисто военных отделов было еще десять отделов, которые ведали делами в различных областях жизни Японии: гражданская администрация, экономика и наука, контрразведка, гражданская информация и образование, естественные ресурсы, гражданский транспорт, химия, финансы, общественное здравоохранение и благосостояние, контроль за гражданским имуществом, статистика и поставки (заготовки) материальных средств. Эти отделы осуществляли руководство соответствующими японскими правительственными органами и контроль за их деятельностью.

На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 г., постепенно сокращалась.

В оккупационной политике в отношении Японии можно отметить два периода. Во время первого периода, который продолжался два года, осуществлялись основные задачи оккупации: уничтожение военной мощи Японии, проведение демократической политики и реформы по перестройке социальных и экономических органов страны. Позднее, когда произошло обострение в советско-американских отношениях, западные державы стали проводить политику создания новой и сильной Японии.

Для наказания главных японских военных преступников 3 мая 1946 г. начал работу Международный военный трибунал для Дальнего Востока.

Этот трибунал рассматривал дела так называемых главных военных преступников (категория «А»). К их числу был отнесен прежде всего генерал Тодзё, а также ряд других лиц, которые со времени Маньчжурского инцидента занимали руководящие посты в государственном аппарате, а также в армии и на флоте и которые так или иначе участвовали в руководстве войной, - всего 28 человек. Им было предъявлено обвинение по трем пунктам: преступления против мира, нарушение законов ведения войны, преступления против человечества.

Рассмотрение их дел было закончено к апрелю 1948 г., а 12 ноября того же года был объявлен приговор. Из числа всех обвиняемых семеро были приговорены к смертной казни через повешение, 16 человек - к пожизненному заключению, один к 20, а другой к 7 годам тюремного заключения.

Кроме того, были прекращены дела Окавы Сюмэй, который был признан психически ненормальным, а также Мацуоки Ёсукэ и Нагано Осами, которые умерли от болезней.

Смертный приговор в отношении семи осужденных (генералы Тодзё Хидэки, Мацуи Иванэ, Доихара Кэндзи, Итагаки Сэйсиро, Кимура Хэйтаро, Муто Акира и бывший премьер-министр Хирота Коки) был приведен в исполнение 23 декабря 1948 г. в тюрьме Сугамо в присутствии представителей четырех держав.

Одновременно с работой Международного военного трибунала, рассматривавшего дела главных военных преступников, проводились суды над преступниками категории «Б», обвиняемыми в нарушении законов и обычаев войны, и преступниками категории «В», обвиняемыми в совершении преступлений против человечества. Такие суды имели место в США, Австралии, Англии, Китае, Голландии, Франции и других странах, причем они проводились в соответствии с законами военного времени этих стран.

Кроме того, в Советском Союзе и на территориях Китая, контролируемых китайскими коммунистами, также заседали военные трибуналы, рассматривавшие дела бывших японских военнослужащих и вольнонаемных лиц, находившихся на службе в японской армии.

С целью ослабления мощи Японии осуществлялись меры по ликвидации так называемой военщины (гумбацу), государственной бюрократии и крупных промышленных и финансовых монополий (дзайбацу). Во всех областях жизни Японии проводилась так называемая демократизация. Но суть всех этих преобразований заключалась в том, чтобы сделать Японию страной, которая больше устраивала бы союзные державы, и прежде всего США.

Под лозунгом «демократизации» Японии были разработаны новая Конституция, новое Положение о выборах, проведено реформирование сельского хозяйства, полиции, образования, введена новая система труда, распущены дзайбацу и различные органы контроля.

В штабе генерала Макартура был разработан и проект новой конституции Японии, утвержденный парламентом в ноябре 1946 г. и вступивший в силу 3 мая 1947 г. В новой Конституции провозглашалось, что «император является только символом», говорилось «о разоружении, отказе от войны» и т.д.

Оккупация Японии продолжалась до 1951 г., когда был подписан Сан-Франциский мирный договор.

Вторая мировая война закончилась для Японии полным поражением. Страна лежала в развалинах, утратила суверенитет, оккупация американскими войсками. Ситуацию в стране контролировал штаб оккупационных войск во главе с генералом Маккартуром до 1948 года, потом до конца 1950 в руках американского посольства.

Тяжёлая социальная ситуация – утрата всех прежних ориентиров. Модель развития эпохи Мэйдзи завершилась полным крахом. Встал вопрос – как жить дальше.

Состояние общества находившегося в состоянии разрухи стало нулевой отметкой для создания новой Японии. В Японии проведены многочисленные реформы отметившие более успешное развитие страны.

Проводились первыми послевоенными правительствами, большую роль сыграло правительство Юсидо Сегеру. Американцы контролировали реформы и предлагали свои проекты.

Меняется вся политическая система. С милитаризмом было покончено и все организации правого толка были запрещены. Большая часть генералов и политические деятели покончили с жизнью. Остальные сидели в тюрьме совершенно бессрочно. Новая политическая элита разработала конституцию заменяющую прежнюю. Провозгласили в 1946, а в мае 1947 года она начала действовать. Япония стала государством символической монархии. Император лишь символ единства нации, от божественного происхождения отказались. Политический строй – демократический со множеством партий. Всеобщее избирательное право и для мужчин и для женщин. Буржуазные свободы. Главенствующая роль – законодательная ветвь власти – Парламент. Партия побеждающая на выборах в нижнюю палату формирует правительство во главе с министром. Отказывалась от войны как инструмента права нации. Становиться пацифистским государством. В стране действует много партий, но ведущие позиции занимает либеральная партия, её оппоненты социалистическая и коммунистическая партии.

Экономика:

Ликвидация прежней высокомонополизированной военной экономики. Военная промышленность была остановлена и в дальнейшем эти предприятия должны были перейти на мирные рельсы. Антимонопольное законодательство – ликвидация концернов и разукрупнение компаний. Ликвидировали лишь 1/3 часть, и только 1,20 разукрупнили в реальности. Не больше 10% акций в одних руках. Восстанавливалась деятельность рынка.

В конце 1948 года американцы проводят пакет неотложных мер предполагавших дальнейшее преобразование в этой сфере. Проведена денежная реформа, изменена налоговая система. Урезаны расходы на содержание госаппарата. Создавались благоприятные условия для работы японских компаний на американскую экономику.

США станут важнейшим экономическим партнёром Японии.

В сельском хозяйстве ликвидировано помещичье землевладение. Не выше 3 гектаров, излишки выкупались государством и в рассрочку в 30 лет продавалась нуждающимся и не родственникам помещиков. В течении 20 лет сельское хозяйство будет датироваться госбюджетом. Ориентирована на американскую фермерскую модель.

В начале 1950 годов неблагоприятная ситуация в политике, необходимость возращения независимости Японии.

1949 год Китай коммунистический. Корейская война. Вьетнам Северный – красный.

В сентябре 1951 года Сан-францисская мирная конференция. Мирный договор с воевавшими странами. СССР покидает конференцию, объявив договор сепаратным. СССР восстановил свой контроль над всем Сахалином и Курильскими островами. 1956 год совместная декларация – шаг к подписанию мирного договора – два на два, - но договор не подписали.

Япония выплачивала репарации пострадавшим странам и с 1952 года становиться независимым государством.

Договор безопасности между США и Японией. Сохранение военных объектов американцев на территории страны, Окинава под контролем США.

Период реформ в Японии фактически начался 15 августа 1945 г., когда страна признала Потсдамскую декларацию и тем самым капитулировала. Подписание соответствующего акта на борту "Миссури" 2 сентября 1945 г. поставило точку во Второй мировой войне и открыло новую страницу японской истории.

Последовавший за поражением в войне период оккупации длился немногим менее семи лет, до 28 апреля 1952 г., т.е. до тех пор, когда начал реализовываться Сан-Францисский мирный договор, подписанный 48 странами капиталистического блока 8 сентября 1951 г.

Именно в этот период в Японии были проведены радикальные экономические реформы, позволившие ей развиваться эффективно и динамично, прочно заняв место второй экономической державы мира. В этот период произошли реформы в трех ключевых сферах японской экономики – сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Проведение радикальных реформ в аграрной сфере Японии в первые послевоенные годы имело чрезвычайно большое значение не только для сельского хозяйства Японии, но и для всей экономики в целом.

Успешные преобразования в аграрном секторе позволили миллионам граждан найти себе работу и доход. Тем самым была минимизирована безработица и ликвидирован излишек предложения рабочей силы на рынке труда. Сельскохозяйственное производство оттягивало на себя огромную трудовую армию – до половины всего занятого населения (49,4% в 1950 г.).

Ключевым моментом для начала реформ было то, что к 1946 г. почти половина (46%) всей культивируемой земли в Японии находилась в аренде и, следовательно, обрабатывалась нс собственниками, а арендаторами на тяжелых, подчас трудновыполнимых, условиях, а именно из расчета обязательной арендной платы, составлявшей от 50 до 70% собранного урожая.

В послевоенной Японии земельных реформ было две.

Первая (1945–1946 гг.) представляла собой тупиковый путь решения аграрного вопроса. Ситуация накалялась: резко увеличилось число арендных споров: если за весь 1945 г. их было зарегистрировано 5171, то за пять с небольшим месяцев 1946 г. – уже около 20 тыс.

Вторая земельная реформа (1946–1950 гг.) оказалась в состоянии действительно кардинально видоизменить аграрный сектор.

Она заключалась в двух следующих положениях:

  • – передача прав собственности на землю фермерам, реально работающим на земле;
  • – улучшение положения тех, кто пожелает остаться арендаторами.

Благодаря реформе правительству удалось в целом кардинально изменить ситуацию в деревне. Количество хозяйств собственников возросло на 77%, увеличившись почти на 1,7 млн единиц, а их удельный вес стремительно возрос с 36 до 62% от общего числа хозяйств. В результате реформы достигался большой положительный аффект в сфере социальных отношений.

Реформы 1946–1950 гг. заложили прочный фундамент для того, чтобы впоследствии сельское хозяйство не стало тормозом развития всей экономики.

Антимонопольные мероприятия , проведенные японским правительством совместно со штабом оккупационных войск, имели для Японии еще более серьезные последствия. По существу, реформировался костяк японской промышленности, подверглась трансформации вся система корпоративного управления, видоизменился рынок ценных бумаг, усилилась роль банков.

Роспуск дзайбацу начался с того, что в конце 1945 – начале 1946 г. под давлением оккупационных властей правительством Сидэхара было заморожено имущество дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний.

В период с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. уже при участии новых кабинетов министров Иосида и Катаяма стала проводиться сама процедура роспуска дзайбацу.

Во-первых, были распущены головные холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций, управляли концерном, состоящим из множества разнопрофильных компаний. В тот период (1946 г.) холдинговые компании дзайбацу владели 167 млн акций на сумму 8,1 млрд иен, в то время как общее число всех акций всех компаний страны составляло 443 млн иен. Таким образом, в руках холдинговых компаний было сосредоточено 38% акций всей страны.

Всей процедурой руководила специально созданная штабом СКАП ликвидационная комиссия.

Акции ликвидированных холдингов, а также вся их остальная собственность и права собственности в дочерних компаниях в принудительном порядке должны были быть проданы ликвидационным комиссиям. Оплата производилась государственными облигациями с правом их продажи через 10 лет.

После этого ликвидационные комиссии должны были организовать продажу населению приобретенных у дзайбацу активов посредством выпуска акций. Акции подлежали свободной продаже иа фондовом рынке. В итоге из 167 млн акций, которыми владели дзайбацу, к 1951 г. было продано 165 млн на сумму 7,57 млрд иен.

Всего расформированию подлежали 83 холдинга, однако в реальности было расформировано только 16 холдинговых компаний. 26 компаний были распущены с последующей реорганизацией, 11 холдингов были реорганизованы без роспуска, а остальные 30 компаний вообще были сохранены при условии, что они самостоятельно передадут свои контрольные пакеты акций в другие компании.

Во-вторых, было принято антимонопольное законодательство, представленное "Законом о запрещении частных монополий и об обеспечении справедливых и честных сделок" (апрель 1947 г.), а также "Законом о ликвидации чрезмерной концентрации экономической силы" (февраль 1948 г.).

Помимо принятых антимонопольных законов была также создана комиссия честной торговли. Ей было вменено следить за соблюдением антимонопольного законодательства и пресекать нечестные, незаконные методы конкуренции: такие как фиксирование цен, сговор и искусственное ограничение производства, участие в каких бы то ни было монополистических союзах, образование картелей, синдикатов, трестов, концернов во главе с холдинговыми компаниями. Контролировались и могли быть пресечены поглощения и слияния, которые вели к устранению конкуренции на рынке. Ограничивалось право скупки и владения акциями других компаний.

В результате к 1950 г. работникам предприятий, а также местным жителям территорий, на которых располагались предприятия, было продано 42,7% акций, непосредственно работникам было продано 41,8 млн акций (на 1 сентября 1949 г.), или 27,1%. Всего же физическим лицам принадлежало примерно 70% акций.

Это была коренная трансформация отношений собственности. Получив в свои руки титулы собственности, работники предприятий смогли в полной мере ощутить реальные плоды реформы. В этом заключался главный смысл и наиболее ценный положительный эффект проведенной реформы.

Реформы в финансовом секторе Японии. Ситуация в денежном хозяйстве Японии после войны действительно была критическая. После капитуляции финансы Японии находились в плачевном состоянии.

В довоенные годы, когда весь мир переживал депрессию, правительству Японии удавалось сохранять относительно стабильную ценовую ситуацию: рост цен с 1930 но 1937 г. в среднем был менее 3% в год. В последующие годы поддерживать ценовую стабильность становилось все труднее и труднее. В целом цены в Японии выросли за 17 наиболее трудных лет (1936–1953 гг.) в 300 раз. Для сравнения, в США за этот же период цены выросли лишь в два раза, а в Великобритании – в три.

Под руководством из Вашингтона в Японии в декабре 1948 г. была разработана программа стабилизации, официально именовавшаяся "Программа достижения экономической стабильности, подлежащая выполнению японским правительством", или "Стабилизационная экономическая программа девяти пунктов ". В ней были сформулированы основные цели и задачи новой финансовой реформы:

  • – сбалансировать государственный бюджет;
  • – увеличить налоговые сборы;
  • – строго ограничить выдачу государственных субсидий;
  • – стабилизировать заработную плату;
  • – установить контроль над ценами;
  • – усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;
  • – улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта;
  • – увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
  • – улучшить систему продовольственных поставок.

Эту программу поручили выполнять американскому банкиру Джозефу Доджу. Его миссии было поручено разобраться в сути экономических проблем Японии и заняться борьбой с инфляцией, так как в этом отношении штаб главнокомандующего Макартура упустил ситуацию из-под контроля.

Первым делом миссия Доджа коренным образом реформировала внешнеторговую деятельность. Взамен множественных обменных курсов на различные виды товаров, с которыми связывали нарастание бюджетного дефицита, был установлен единый курс 360 иен за один доллар.

Миссия Доджа отменила или значительно сократила большинство субсидий, которые выдавались японским правительством частному сектору и, как считалось, способствовали росту цен. Источником финансирования промышленности стали средства, получаемые правительством Японии от перепродажи американской продовольственной помощи, которая ранее шла на поддержку экспортеров. Тем самым экспортеры оказались на самоокупаемости, а средства, которые они получали в виде субсидий, переадресовывались теперь на долгосрочные инвестиционные проекты.

В организационном плане был создан так называемый "эквивалентный фонд", из которого и начали выдаваться долгосрочные ссуды на развитие промышленности. Это помогло в значительной степени разгрузить государственный бюджет, который до этого был вынужден финансировать промышленность за счет раздувания денежной массы.

Определенный порядок был внесен и в такую важную сферу финансовой политики, как контроль и направление потоков банковского кредитования.

Для того чтобы внести в рутинный рыночный процесс кредитования предприятий бо́льшую рациональность, подключив сюда макроэкономический анализ и перспективное государственное планирование, иными словами, для того чтобы дополнить практические тактические знания банкиров стратегическим видением общенациональных задач, был образован кредитный контрольный совет, созданный наподобие американского контрольного совета при Федеральной резервной системе.

Изменения коснулись и фондового рынка Японии. Были вновь открыты биржи, не работавшие с конца войны.

Хронический дефицит государственного бюджета был преодолен в 1949 г., когда доходы впервые в послевоенное время превысили расходы.

В 1952 г. период оккупации завершился, все больше функций переходило в руки японского правительства, накал послевоенных дискуссий уменьшался, страна постепенно входила в длительный период высоких темпов экономического роста.

Важнейшими событиями этого времени стали процессы восстановления мощи бывших дзайбацу в форме новых структур, ориентированных на ведущие банки. Получила свое развитие система кэйрэцу, представлявшая собой воссоздание крупных корпоративных конгломератов и холдингов.

Кэйрэцу являлась формой сетевой организации, при которой формально независимые фирмы объединены в единое целое благодаря прочной системе связей, базирующихся на перекрестном владении акциями, смешанных директоратах, президентских советах. Кэйрэцу – это объединения промышленных, коммерческих и финансовых организаций. В кэйрэцу входят дочерние и партнерские фирмы, часть акций которых принадлежит материнской компании, сюда же могут входить и самостоятельные компании, связанные с концерном гораздо более сильными производственными связями.

Аналогов кэйрэцу не существует ни в одной другой развитой стране.

Система пожизненного найма по праву считается главной характеристикой японского рынка труда.

Элементы системы пожизненного найма стали применяться на предприятиях тяжелой и химической промышленности в период экономической депрессии после Первой мировой войны. Эти отрасли особо нуждались в постоянной квалифицированной рабочей силе, а масштабы деятельности данного сектора и перспективы развития соответствующих рынков позволяли с уверенностью планировать расширение производства, не опасаясь переизбытка рабочих рук.

В дальнейшем такая методика распространилась на другие важнейшие отрасли. Это было связано не только с частной инициативой использовать данный способ организации труда как более эффективный, но и с тем, что в 1940–1941 гг. правительство ввело систему военного контроля над промышленностью и принудительного закрепления рабочей силы за выделенными для военного производства объектами.

В послевоенный период, когда стал явно ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы и между японскими компаниями резко обострилась конкурентная борьба, система пожизненного найма стала активно использоваться на ведущих предприятиях, позволив им на добровольной экономической основе обеспечить свои производства постоянными работниками. Это вносило дополнительную мотивацию в работу персонала, который имел гарантии пожизненного найма при условии качественного труда и жизнеспособности самой фирмы.

Возникновение в начале 1950-х гг. кружков качества – оперативных производственных групп, нацеленных на решение конкретных вопросов, связанных с повышением качества выпускаемой продукции, стало одной из наиболее характерных для японской экономической системы форм участия рядовых сотрудников предприятий в инновационной деятельности.

Все это стало тем фундаментом, на котором впоследствии было построено высокоэффективное японское производство.

Разработка политики в отношении послевоенной Японии началась в США еще в ходе второй мировой войны.Тогда были выдвинуты планы использования Японии в качестве основной военно-политической базы США на Дальнем Востоке. Послевоенная политика США в отношении Японии была направлена на создание в лице этой страны «противовеса» СССР для «сдерживания коммунизма». Япония была оккупирована американцами спустя 2 недели после принятия капитуляции. Сам процесс оккупации можно разделить на два этапа: 1) 1945 - 1947 первый период оккупации, 2) 1948-1951 второй.

В результате оккупации в Японии сохранился государственный аппарат, американцы старались не разрушать японскую инфраструктуру, а в дальнейшем использовать ее в своих целях. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, "временные директивы". В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии. В целом, экономическое положение было тяжелым, объем промышленного производства в 1946г. составил 30% от уровня 1936г.

11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ - предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. Американские оккупационные власти проводят земельную реформу: ликвидация помещечьего землевладения, натуральная плата за пользование землей в случае ее аренды заменялась денежной.

3 мая 1947 года была принята конституция, которая ограничивала власть императора, император объявлялся символом единства нации. Конституция ликвидировала тайный совет при императоре, значительно повысилась роль Кабинета министров в качестве исполнительного органа, расширились права двухпалатного парламента, введено всеобщее избирательное право, провозглашались демократические права и свободы граждан, религия была отделена от государства, Япония отказывалась от армии и флота как орудия разрешения споров.

США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

В 1947г. принимается антимонополистическое законодательство. Монополии должны были быть разрушены, но фактически они существуют и сейчас. Под американскую демонополизацию попадали военные монополии и те, которые в будущем могли стать конкурентами американским промышленникам.

В 1948г. в Китае происходят события (успехи народно-освободительной армии), которые заставляют США изменить свой курс в Японии. Америка решила сделать Японию плацдармом для своей внешней политики на Д. Востоке. Одной из мер, направленных на реализацию этой цели, было осуществление «программы экономической стабилизации». Американские оккупационные власти стали поощрять возрождение военных отраслей японской экономики. С 1948г. американцы начинают активно вкладывать деньги в промышленность Японии, во флот и армию. Обсуждался вопрос о подписании Японией мирного договора со странами, воевавшими во второй мировой войне.

8 сентября 1951г. был подписан Сан-францисский мирный договор, который вступил в силу 28 апреля 1952г. По нему Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от прав на остров Тайвань, Курилы, юж. Сахалин. Также Япония соглашалась с установлением опеки США над островами Рюкю и рядом других.

В 1952г. был заключен американо-японский пакт - «Пакт безопасности», позволивший США размещать в Японии свои наземные, воздушные и морские силы. Пакт был подписан на 8 лет. Но в 1960г. он был продлен на неопределнный срок.

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация - Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления. В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков - от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты. Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.


Похожая информация.


Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон?) имела место в 1945 - 1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс, принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора оккупация закончилась и Япония вновь стала суверенным государством.

Оккупированная Япония. Красный - территории, оккупированные США, голубой - оккупированные СССР. Синий - аннексированные СССР, жёлтый - аннексированные Китайской Республикой.

Организация и контроль над оккупированной Японией

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбаридировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий план раздела Японии с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки. В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика

Политика демократизации

Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав (4 октября 1945 года).

Разрешение деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов (1946 год).

Разрешение деятельности оппозиционных политических партий, включая КПЯ и СПЯ.

Предоставление избирательного права женщинам.

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 года император публично отрёкся от своего «божественного происхождения».

Экономическая политика

Ликвидация дзайбацу (крупные монополистические концерны).

Аграрная реформа 1946-1949 годов, в результате которой помещичье землевладение было практически уничтожено, а из арендаторов крестьяне стали собственниками земли.

«Линия Д. Доджа» (1949-1950) - линия стабилизации японской экономики, разработанная американским финансистом Д. Доджом. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 году реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях преодоления инфляции и стабилизации экономики. Центральное место в ней занимали прямые налоги, в основу которых был положен принцип прогрессивного подоходного налога. Главным итогом финансовой реформы Доджа стало то, что был сверстан и принят к исполнению бездефицитный государственный бюджет, при котором доходы не просто покрывали расходы, но и значительно превышали их. Эта финансовая реформа также оказала благотворное влияние на состояние внешней торговли Японии: стабилизировала иену и позволила выйти государству из затянувшегося финансового кризиса.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх