Нетрадиционные техники рисования: фроттаж. Нетрадиционная техника рисования — фроттаж

Нетрадиционная техника рисования. Фроттаж

Наверно, многие мамы помнят, как в детстве делали деньги для игры в магазин. Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом или восковым мелком поверхность бумаги над ней. Сначала с одной стороны, где орел, потом с другой стороны – где решка. После этого две стороны монетки надо было вырезать и склеить между собой.

Но мало кто знает, что такая техника рисования называется – фроттаж. Название этой техники происходит от французского слова frottage (натирание). Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Оглядитесь вокруг. У себя дома вы можете найти достаточное количество предметов с интересной, фактурной поверхностью – кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое.

Раскраски для детей. Игры раскраски

С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки. Для этого распечатайте из интернета любую понравившуюся вам раскраску. А теперь, подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок. Подробно эта техника описана на сайте www. lisichka. tv

Полезную информацию о технике фроттаж вы найдете также на сайте www. ta-vi-ka.

Для примера еще несколько удачных рисунков, выполненных этим необычным способом рисования:

На нашем сайте рассказывается как с помощью техники фроттаж делать отпечатки листьев.

Наборы для детского творчества

Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания. Правда, в наших отечественных магазинах найти их достаточно сложно. Зато в иностранных интернет магазинах выбор таких материалов для детского творчества очень большой. Называются они там – rubbing plates.

Аппликация. Аппликация из бумаги

В заключение хотим рассказать вам еще об одном интересном применении этой нетрадиционной техники рисования. Если с помощью цветных карандашей и фактурных поверхностей наделать узорчатую бумагу разных цветов, то потом из такой бумаги можно создавать оригинальные аппликации .

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

1. Прикрепите к столу скотчем гладкий лист бумаги. Разложите на нем элементы, закрепите их капелькой клея.

2. Накройте растительный материал листом неплотной бумаги.

3. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.

4. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой растительных элементов.

5. Под бумагу поместите гра - фичные листья полыни.

6. Натрите бумагу коричневой масляной пастелью - получится тонкий и выразительный рисунок.

Декупаж - художественная техника флориста

Термин «декупаж» произошел от фр. decoupage - «разрезание, расчленение, разбивка на части ». Соответственно, техника декупажа - это способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике декупажа восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Сам термин «декупаж» ввел в обращение Анри Матисс. Декупажи (вырезки) Матисс делал из окрашенной гуашью бумаги. Художник, по его собственному выражению, «рисовал ножницами ». В последние годы слово «декупаж» стало вновь использоваться в качестве синонима аппликации. По сути это современный модный дизайнерский прием бумажной аппликации, изображение, созданное или дополненное наклеиванием (пришиванием) разноцветных и как правило простых по форме кусочков материала.

Декупаж стал популярен благодаря вошедшей в моду «салфеточной технике» - красивые и разнообразные картинки вырезаются (или вырываются) из бумажных салфеток. Благодаря своей тонкости они хорошо пропитываются клеем, даже если он наносится поверх, и легко приклеиваются на мебель и предметы. Некоторые салфетки, например с каймой по краю, наклеенные на картон, становятся очень хорошим готовым фоном для цветочного коллажа. Салфеточный фон естественно оформляет милые непритязательные растения, помогая создавать трогательные и привлекательные картины. Как и для коллажа в целом, для техники декупажа нет общепринятых правил.

Фрагменты могут аккуратно вырезаться или использоваться с подчеркнуто рваными краями. Они закрепляются на основе клеем, акриловым лаком, двойным скотчем или любым другим способом. Важно, что в результате вы должны получить картину, производящую впечатление цельности, добиться зрительной связанности, не только фактической, но и визуальной «склеенности» разных форм и фактур.

В технике декупажа, конечно же, используются не только салфетки, но и иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток.

1. Разделите трехслойные салфетки двух цветов с одинаковым рисунком и произвольно порвите на части.

2. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком.

3. Разгладьте поверхность валиком, располагая как задумано более темные части салфеток.

4. Закрепите части салфеток, нанеся на них акриловый лак. Листья и цветы фиксируются аналогично.

Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань, реже – кожу. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).

История

Работы Макса Эрнста: графитовый рисунок 1931 года с изображением солнца и деревьев, живописная работа в технике фроттаж 1970 года

Слово «фторраж» происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту , он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году . Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж. Дети любят переводить на лист бумаги отпечатки монет или других ребристых или рельефных поверхностей. Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.

Суть техники

Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов

Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.

Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.

Листья деревьев - одни из самых популярных объектов для фроттажа

Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .

Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка пачкаются в краске и на бумаге выдавливается рисунок.

Фроттаж в детском творчестве

Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей

Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.

Аппликация из текстурированной с помощью фроттажа бумаги

  • Фроттаж для текстурирования . Любые рифленые поверхности могут стать рапортом текстуры. Например, на бумагу можно перенести рельеф древесных кругов (на срезе дерева), плетенки, решетки и пр. А затем использовать эту текстуру как фон для дальнейшего рисунка. Можно также текстурированную бумагу использовать как упаковочную для подарков .

Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).

Аппликация из листьев деревьев, переведенных на бумагу с помощью фроттажа

  • Фроттаж для изготовления объектов аппликации. Выдавленные рисунки можно вырезать по силуэту, а затем использовать как объекты для аппликации . Например, таким способом можно сделать интересную композицию из вырезанных листьев деревьев или цветов. Фроттаж позволяет сделать довольно тонкую детализацию рисунка, что помогает создавать даже очень сложные объекты.

Композиция-фроттаж, мастер-класс художника Ольги Поляковой

  • Фроттаж как готовая композиция . Например, можно сделать композицию из листьев деревьев и кустарников. При этом, одинаково хорошо подойдут и свежие листья, и сухие. Это может стать хорошим стимулом для ребенка собрать гербарий (засушенные листья), потому что впоследствии они станут элементами картины. Следует определиться с цветами и собрать композицию. Чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Полученную композицию следует кадрировать, а затем можно помещать в рамку.

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх