К ЕГЭ и ОГЭ по литературе. М.А.Шолохов "Судьба человека"

Чем ближе к финалу романа, тем отчетливее в отношениях Обломова с поколением «Штольцев» вторгается мотив непонимания. Этот мотив герои считают фатальным. В итоге к финалу сюжет романа приобретает черты своеобразной «трагедии рока»: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь!»

В этих прощальных словах Ольги «трагическая вина» Обломова прочувствована вполне. Однако у Ольги, как и у Штольца, есть и своя «трагическая вина». Увлекшись экспериментом по перевоспитанию Обломова, она и не заметила, как любовь к нему переросла в диктат над душой человека другой, но по-своему поэтичной натуры. Требуя от Обломова, причем нередко в ультимативной форме, стать, «как они», Ольга и Штольц по инерции вместе с «обломовщиной» отвергли в Обломове и лучшую часть его души. Пренебрежительно брошенные на прощание слова Ольги - «А нежность... Где ее нет!» - незаслуженно и больно ранят сердце Обломова.

Итак, каждая из сторон конфликта не желает признать за другой права на самоценность ее духовного мира, со всем плохим и хорошим, что в нем есть; каждый, особенно Ольга, непременно желает переделать личность другого по своему образу и подобию. Вместо того чтобы перебросить мостик из поэзии «века минувшего» в поэзию «века нынешнего», обе стороны сами воздвигают непроходимую преграду между двумя эпохами. Диалога культур и времен не получается. Не на этот ли глубинный пласт содержания романа намекает и символика его заглавия? Ведь в ней отчетливо угадывается, пусть и этимологически, значение корня «облом», то есть разрыв, насильственный перерыв в эволюции. Во всяком случае, Гончаров отлично понимал, что нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России прежде всего обеднит культурное самосознание представителей «России новой».

И за непонимание этого закона и Штольц, и Ольга расплачиваются в совместной судьбе то приступами «периодического оцепенения, сна души», то вдруг подкравшейся из мрака «голубой ночи» обломовской «грезой счастья». Безотчетный страх тогда овладевает Ольгой. Этот страх не может ей растолковать «умный» Штольц. Зато автору и нам, читателям, вполне понятна природа этого страха. Это обломовская «идиллия» властно стучится в сердца поклонников «поэзии дела» и требует признания своего законного места в ряду духовных ценностей «новых людей»... «Дети» обязаны помнить своих «отцов».

Как преодолеть этот «обрыв», эту пропасть в историко-культурной цепи поколений - этой проблемой уже непосредственно будут мучиться герои следующего романа Гончарова. Он так и называется - «Обрыв». И словно к Штольцу и Ольге, позволившим себе испугаться и устыдиться странной симпатии к обломовской «грезе счастья», будет обращен этот внутренний голос спокойного раздумья одного из центральных героев «Обрыва» - Бориса Райского, сливающийся на сей раз с голосом самого автора; «А пока люди стыдятся этой силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс».

Основные теоретические понятия

  • Тип, типическое, «физиологический очерк», роман воспитания, роман в романе (композиционный прием), герой-«романтик», герой-«практик», герой-«мечтатель», герой-«деятель», реминисценция 1 , аллюзия, антитеза, идиллический хронотоп (соединение времени и пространства), художественная деталь, «фламандский стиль», символический подтекст, утопические мотивы, система образов.

Вопросы и задания

  1. Что такое типическое в литературе? В чем заключается своеобразие трактовки этой категории И. А. Гончаровым?
  2. Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-литературным контекстом этот замысел порожден?
  3. Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы» и что отличает?
  4. Выявите в романе «Обыкновенная история» реминисценции из знакомых вам текстов русской классической литературы. Какую функцию в тексте романа они выполняют?
  5. Каковы обстоятельства творческой истории романа «Обломов»? Как они помогают понять авторский замысел произведения?
  6. По какому принципу построена система образов романа «Обломов»?
  7. В чем смысл противопоставления характеров и судеб героев (Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской)?
  8. Какое место в системе образов романа занимает сюжетная линия «Обломов - Агафья Пшеницына»? Довершает ли эта линия окончательное «развенчание» Обломова или, наоборот, в чем-то поэтизирует его образ? Мотивируйте свой ответ.
  9. Раскройте значение сна Обломова в композиции романа.
  10. Подумайте над значением художественной детали в романах «Обыкновенная история» (желтые цветы, склонность Александра к поцелуям, просьба денег взаймы) и «Обломов» (халат, оранжерея) для раскрытия характера героя и существа конфликта.
  11. Сопоставьте поместье Адуевых Грачи с Обломовкой, обратив внимание на черты «обломовщины» в них.

1 Реминисценции - скрытые цитаты.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произве разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к изведению того автора, которому принадлежит исходный те укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйт выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы реч

8 В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?

В каких произведениях русской литературы X1Х-ХХ веков представлена тема подвига и в чём заключается сходство или различие её художественного решения по сравнению с «Судьбой человека»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните зад 10-16.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Слушай, мой милый: труды роковые Кончены - немец уж рельсы кладёт. Мёртвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках^рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни!


Вариантб ^ _ 49

Всё заносили десятники в книжку - Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник*, Толстый, присадистый, красный, как медь. Едет подрядчик по линии в праздник.

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно... нешто... молодца!.. молодца!,.

С богом, теперь по домам, - поздравляю! (Шапки долой - коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю И - недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее... Глядь: С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину С криком «ура» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

(Н.А. Некрасов, 1864)

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, ил последовательность цифр.

10 | В данном фрагменте реализуется важнейшая эстетическая категория, показывающая отражение в художественном


* Лабазник -торговец,в ладвл ец лабала - склада муки или зерна на торговой

Площади.


50 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017


произведении облика и миросозерцания народа. Укажите тер­ мин, которым обозначается это понятие.



11 Кто является в стихотворении выразителем авторской пози-ции?

12 | Как в литературоведении называется такой разговор двух или нескольких лиц?

| 13 | Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой^строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)анафора

2) гипербола

4)сравнение 5) литота

14 | Укажите размер, которым написано стихотворение Н.А. Не­ красова «Железная дорога» (ответ дайте в именительном па­ деже без указания количества стоп).


Вариант 6

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложениым текстом в задан­ ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15 Какой социальный смысл получает картина строительства железной дороги в произведении Н. А. Некрасова?

16 В каких произведениях русской литературы реализуется мотив железной дороги и в чём сходство или различие его развития с некрасовским стихотворением?


52 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинен на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).



Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не мен трёх стихотворений).

Приехали мы в город Полоцк. На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой ещё ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало! Бои шли восточнее Полоцка уже километрах в восемнадцати. Немцы в городе злые стали, нервные, а толстяк мой всё чаще стал напиваться. Днём за городом с ним ездим, и он распоряжается, как укрепления строить, а ночью в одиночку пьёт. Опух весь, под глазами мешки повисли…

«Ну, — думаю, — ждать больше нечего, пришёл мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собой и моего толстяка, он нашим сгодится!»

Нашёл в развалинах двухкилограммовую гирьку, обмотал её обтирочным тряпьём, на случай, если придётся ударить, чтобы крови не было, кусок телефонного провода поднял на дороге, всё, что мне надо, усердно приготовил, схоронил под переднее сиденье. За два дня перед тем как распрощался с немцами, вечером еду с заправки, вижу, идёт пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится. Остановил я машину, завёл его в развалины и вытряхнул из мундира, пилотку с головы снял. Всё это имущество тоже под сиденье сунул и был таков.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. Он и голову уронил. Для верности я его ещё раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить, — он нашим должен был много кое-чего порассказать. Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. Скоренько напялил на себя немецкий мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…

(М. А. Шолохов. «Судьба человека».)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?

Судьба народа в трагические периоды
истории (по произведениям М.А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая
Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в
этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм
и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа.Да, мы
победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей
трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых,
здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в
воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?!И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А.
Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский
человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и
трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.В
рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты
национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик,
отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину.
Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся
его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала
бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и
не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном
единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил
все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два
года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом
месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при
этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил
в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу
германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит
Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты.
Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны
победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье... Суровая судьба
не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка
от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться,
ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на
белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь
жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека.Всей логикой
своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.
Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни,
человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.Я считаю, что в «Судьбе
человека» звучит обращение ко всему миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет
война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много
видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого.
Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего
невозможное.Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе
Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного
человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с
фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл
рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том,
каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и
которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.


Введение

«Мысль семейная» в романе М.Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя Григория Мелехова

Григорий Мелехов-герой романа «Тихий дон» М. Шолохова

Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Как и всякий большой художник, Шолохов вошел в литературу со своими идеями и образами, со своими героями - крупными человеческими характерами, рожденными самой жизнью, развороченной бурными переменами Октябрьской революции и еще дымящейся пожарищами войн. Правдивый летописец этой эпохи, он вторгался в жизнь современников, завладевал их переживаниями и властно вел за собой.

Шолохову выпала доля произнести такие слова о судьбах народа в революции, какие до нега никогда и никем еще не были сказаны, да еще с такой силой художественной выразительности.

Произведения Шолохова - это собственно одна книга о судьбах народа на разных этапах его революционного пути. Началом этой книги были «Донские рассказы», следующим звеном - «Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа в революции, его продолжением - «Поднятая целина», роман о росте народного сознания. Героическая борьба народа за свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны стала содержанием романа «Они сражались за Родину», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека». В созданных художником образах выразились узловые моменты эпохи, с большими историческими событиями связаны судьбы его героев. Они, как тут не вспомнить меткое наблюдение Серафимовича, «вываливались живой сверкающей толпой и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор», каждый ненавидит по-своему, и любовь «искрится и несчастна у каждого по-своему». Этот свой «внутренний человечий строй», свое открытие человека и истории в дни величайших революционных потрясений и принес Шолохов своими книгами в мировую художественную культуру. Историзм, масштабность изображения современной жизни - существенная особенность таланта Шолохова. Как известно, М. Горький известил мир о приходе нового героя и раскрыл его характер преимущественно в ситуациях революционной борьбы дооктябрьского времени. Шолохов вместе с Маяковским, каждый своими средствами, своим голосом и в своих формах, но одинаково ярко и самобытно изображали те процессы, которые происходили в канун Октября и на основных этапах развертывания великой революции.

Вклад Шолохова в литературу как писателя социалистической эпохи, как величайшего выразителя «духа времени» определяет не только обаяние и самобытность художественного облика писателя, его неповторимое творческое лицо, но и место в литературе, воздействие на нее. Шолохов начинал, по наблюдению Алексея Толстого, «новую народную прозу», скрепляя своим талантом советскую литературу со «старшими богатырями», с реалистическими традициями русской классики и определяя одновременно с этим «шолоховское направление» в современной литературе как направление связи жизни и литературы, утверждения ее народности и национального своеобразия.

Романы Шолохова стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Продолжая реалистические традиции классики, автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» доказал их неисчерпаемость, великую жизненную силу


«Мысль семейная» в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя Григория Мелехова


Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила Александровича Шолохова.

Уже на первых страницах романа происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды. Иногда это всего лишь один эпитет. Так Аксинья Астахова стразу приметила «черного ласкового парня». Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневй, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони». Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы. На протяжении всего повествования Мелехов словно окружен пейзажем, в то время как многие герои живут, действуют будто в пустоте.

Вот, например, Григорий перед проводами брата Петра в летние лагеря повел к Дону поить коня. «По Дону наискось - волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном - туман, вверху звездное просо. Конь позади строжко переставляет ноги. К воде спуск дурной. На этой стороне утиный кряк, возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахом охотящийся на мелочь сом. Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце Григория сладостная пустота. Хорошо и бездушно». Здесь пейзаж дан как бы в восприятии Григория. Он в привычном, обыденном мире, герой гармонично слит с природой. Писатель точно и убеждающе доносит восприимчивость Мелехова. Много также говорит о чутком сердце Григория рассказ о том, как красиво и вдохновенно он «дишканит», как льется его голос, «словно нить серебряная», как может расплакаться, слушая задушевную песню. Огромное впечатление производит сцена, когда в ночной кубанской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки:

«Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,

На славных степях, на саратовских…

Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова: «Атаман у них - Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них - Асташка, сын Лаврентьевич».

Песня сопровождает героя в самые сложные периоды его жизни. Вот один из таких эпизодов: «До имения Ягодного осталось несколько десятков верст. Григория, будоража собак, шагал мимо редких деревьев, за приречными вербами молодые ребячьи голоса вели песню:

А из-за леса блестят копии мечей:

Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь… Давно играл я, парнем, а теперь высох мой голос и песни жизнь обрезала. Иду вот к чужой жене на побывку, без угла, без жилья, как волк буерачный…» Песня здесь вошла в сознание героя, соединила его прошлое и настоящее. Всей душой Григорий любит свои песни, своих женщин; свой дом, свою Родину - все казацкое. Но главное для него, крестьянина - это земля. Находясь в Ягодном, работая «наймитом», он тоскует по своему кусочку земли: «…жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал от с Натальей. Григорий нарочно направил жеребца через пахоту, и за те небольшие минуты, в которые жеребец, спотыкаясь и качаясь, пересекал пахоту, в сердце Григория остывал охвативший его охотничий пыл».

Водоворот гражданской войны сделал его мечту о мирном труде чем-то нереальным: «…Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неторопливо пить винный запах осенний, поднятой плугом земли. А взамен этого - разрубленные лезвиями дорог хлеба. По дорогам толпы раздетых трупно - черных и пыли пленных». В романе наиболее поэтичными являются именно такие, овеянные извечной тоской человека по мирному быту страницы. Писатель придавал им особо важное значение, считая из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова». После семи лет войны, после очередного ранения, во время службы в Красной Армии главный герой строит планы на будущее: «…сниму дома шинель и сапоги, обуюсь в просторные чирки… хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой запах взрыхленной земли…» Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась». Именно за нее, за землю, готов сражаться Мелехов до последнего: «Колчака разбили мы. Краснова вашего копнем как следует - и все. Во как! А там ступай пахать, земля целая пропастина, бери ее, заставляй родить. А кто поперек станет - убить». Спор о новой власти сводился для нее к тому, кто будет владеть землей. В этой мысли еще раз утверждается Григорий, «скрываясь зверем в кизячном логове», и ему начинает казаться, что за его плечами будто и не было поисков правды, шатаний, внутренней борьбы, что всегда была и будет борьба за кусок хлеба, за право на жизнь, за землю. Путь казачества скрестился с путями «мужиков», «…биться с ними насмерть, - решает Мелехов. - Рвать у них из-под ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области». И мало-помалу стал проникаться злобой: Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли... бьемся за нее будто за любушку».

Григорий заметил, что такое же чувство завладевает и остальными казаками, которым тоже казалось, что только по вине большевиков идет эта война: «…И каждый, глядя на неубранные волны пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые чумна вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствел сердцем, зверел». А ведь в начале первой мировой войны Григорий остро переживал первую (от его руки) смерть. Даже во сне являлся к нему убитый им австриец. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. «Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают… Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы - одно ярмо».

Григорий хорошо понимает трагизм своего положения, осознает, что его всего - лишь используют в качестве винтик: «…спутали нас ученые люди… стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела».

Душа Мелехова страдает, по его словам, «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их…» судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывал отпускать пленного казака, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия:

«- Враги мы с тобой…

Да видно и буде.

Не понимаю. Почему?

Ненадежный ты человек…

Григорий усмехнулся:

Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю… Ежели все помнить - волками надо жить.

Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького!»

И выплескивается у Мелехова наболевшее: «Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это… Нехай оно все идет пропадом!»

Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду.

Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде - одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой. «Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега».

Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания». Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы. Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели».

«В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания. Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе».

Советская власть привела с собой самое ужасное, что может быть в истории, - гражданскую войну. Эта война не оставляет в стороне никого. Она заставляет отца убивать сына, мужа поднимать руку на жену. Льется кровь виновных и невиновных. Эта война калечит человеческие судьбы и души. В книге М. Шолохова «Тихий Дон» показан один из эпизодов гражданской войны - война на донской земле. Здесь, как нигде, история гражданской войны достигла той конкретности, наглядности и драматизма, которые дают возможность судить по ней об истории всей войны. Семья Мелеховых - это микромир, в котором как в зеркале отразилась и трагедия всего казачества, трагедия всей страны. Мелеховы - довольно типичная семья казаков, разве только все те качества, которые присущи казачеству, в ней видны более четко. Род Мелеховых возник из-за своеволия одного из предков, привезшего жену из Туретчины. Быть может, из-за такого «гремучего» смешения кровей все Мелеховы своенравны, упрямы, очень независимы и отважны. Для них, как и для всех казаков, характерна любовь к земле, к труду, к Тихому Дону. Война приходит в их мир, когда забирают сыновей - Петра и Григория. Они настоящие казаки, сочетающие в себе миролюбие землепашца и отвагу воина. У Петра только более простой взгляд на мир. Он хочет стать офицером, не брезгует отнять у побежденного что-нибудь, что пригодится в хозяйстве. Григорий же очень неординарная личность. Его существо противится убийству, он тоже невежествен, но у него обостренное чувство справедливости. Григорий - центральная личность в семье Мелеховых, и трагедия его судьбы переплетается с трагедией его близких, родных. Он втягивается в войну молодым казаком, видит кровь, насилие, жестокость и, проходя через все эти испытания, взрослеет. Но чувство ненависти к убийству его не покидает. Германская война воспринимается казаками как обычное дело, но и они не хотят долго воевать. Инстинкт земледельца у них сильнее воинственной отваги. На смену германской войне приходит гражданская. Петр и Григорий пытаются отойти в сторону, но она силой втягивает их в свое кровавое действо. Казачество разделяется на два лагеря, и страшно то, что все они, по существу, хотят одного и того же: работать на земле, чтобы кормить своих детей, а не воевать. Но не нашлось той силы, которая могла бы объяснить им это. Григорий со своей повстанческой дивизией пытался добиться свободы казачества, но понял, как мала горстка казаков по сравнению с теми силами, которые ведут борьбу за власть. Война вносила разногласия в семейные отношения Мелеховых. Всеобщая разруха как бы уничтожает казачий мир и извне, и изнутри. Трагедия Мелеховых, как и трагедия всего казачества, в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не может им дать землю, не может дать свободу, которая необходима им как воздух. Трагедия Мелеховых - это и трагедия Ильиничны, потерявшей сына и мужа, которая живет только надеждой на Григория, но, наверное, втайне понимает, что и у него нет будущего. Как трагичен момент, когда мать сидит за одним столом с убийцей своего сына, и как неожиданно завершение, когда Ильинична фактически прощает Кошевого, которого так ненавидит! Здесь чувствуется преемственность идеалов русских классиков - Толстого, Достоевского - в идее всепрощения. Может быть, самая трагическая личность в семье Мелеховых - Григорий Мелехов. Он представитель типичного среднего казачества, но одарен величайшей восприимчивостью, мужеством и силой. Он испытал все колебания казачества в гражданской войне, сильнее других, переживая противоречия мира. И, может быть, поэтому жизнь его - чередование потерь и разочарований. Постепенно он теряет все дорогое своему сердцу и остается опустошенным, измученным болью и без надежды на будущее. Гражданская война, развязанная большевиками в борьбе за власть, была лишь прологом к той великой трагедии, в которую погрузится страна на много лет. Гражданская война только начала разрушение, которое будет продолжаться и в мирное время. Гражданская война сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи. Позже начнется физическое уничтожение казачества. И советская власть вытравит у народа любовь к земле, к труду, превратит в серую, безголосую массу с тупыми стадными чувствами.


Григорий Мелехов - герой романа «Тихий дон» М. Шолохова

шолохов творчество советский писатель

Григорий Мелехов - герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута некоторой переработке. Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. в Париже была издана с предисловием А.Солженицына книга анонимного автора (псевдоним - D) «Стремя «Тихого Дона»». В ней автор пытается текстологически обосновать эту точку зрения.

Прототип Григория Мелехова, по словам Шолохова, «горбоносый», как и Григорий Мелехов, казак с хутора Базки (станица Вешенская) Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой Григория. Исследователи, отмечая, что «образ Григория Мелехова настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», полагают прототипом Григория одного из братьев Дроздовых - Алексея, жителя хутора Плешаков. В ранних произведениях Шолохова встречается имя Григорий - «Пастух» (1925), «Коловерть» (1925), «Путь-дороженька» (1925). Эти тезки Григория являются носителями идеологии «новой жизни» и гибнут от руки ее врагов.

Григорий Мелехов - образ типичнейшего представителя социального слоя донских казаков-крестьян начала XX века. Главное в нем - глубокая привязанность к дому и земледельческому труду. Это сочетается с понятием воинской чести: Григорий Мелехов - отважный и умелый воин, заслуживший во время первой мировой войны чин офицера. Он вобрал в себя лучшие черты русского национального характера: открытость, прямодушие, глубокую внутреннюю нравственность, отсутствие сословной спеси и холодного расчета. Это импульсивная, благородная натура с обостренным чувством чести.

После выхода романа одни критики снисходительно причисляли создателя образа Григория к бытописателям «узкой казачьей темы», другие требовали от Григория «пролетарского сознания», третьи обвиняли автора в защите «кулацкого быта». В. Гоффеншерер в 1939 г. первый высказал мнение, что Григорий Мелехов - герой ни положительный, ни отрицательный, что в его образе сконцентрировалась крестьянская проблема с характерными для ее носителя противоречиями между чертами хозяина и человека труда.

Григорий Мелехов - центральный герой исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в начале XX в., - первая мировая война, события 1917г., гражданская война и победа советской власти. Поведение Григория, захваченного потоком этих событий, диктует социально-психологический облик той среды, представителем которой он является.

Григорий Мелехов, коренной донской казак, хлебороб, горячий патриот края, лишенный стремления завоевывать и властвовать, по понятиям времени появления романа в печати является «крестьянином-середняком». Как профессиональный воин он представляет из себя интерес для враждующих сил, но преследует только свои крестьянские сословные цели. Ему чужды понятия любой дисциплины, кроме той, которая существует в его казацком воинском подразделении. Полный Георгиевский кавалер в первую мировую войну, во время гражданской войны он мечется от одной сражающейся стороны к другой, в конце концов, приходя к выводу, что «ученые люди» «спутали» трудовой народ. Потеряв все, он не может оставить родную землю и приходит к единственно дорогому для него - отчему дому, обретая надежду на продолжение жизни в сыне.

Григорий Мелехов олицетворяет тип благородного героя, сочетающего воинскую доблесть с душевной тонкостью и способностью глубоко чувствовать. Трагизм отношений с любимой женщиной Аксиньей заключается для него в невозможности привести их союз в согласие с принятыми в его среде морально-нравственными установками, что делает его изгоем и отрывает от единственно приемлемого для него образа жизни. Трагизм его любви усугубляется низким социальным положением и происходящими социально-политическими потрясениями.

Григорий Мелехов - главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии. Образ Григория, «мужика-хлебороба в мундире» (по выражению А.Серафимовича), образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.

Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил: «Образ Григория - это обобщение исканий многих людей… образ мятущегося человека - правдоискателя… несущего в себе отблеск трагизма эпохи». И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он - сын бандита, говорит: «Никакой он не бандит твой отец. Он так… несчастный человек».

Только эта женщина всегда понимала Григория. Их любовь - самая замечательная история любви в современной литературе. В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо: «Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь».

В этой ситуации основное в поведении Григория - глубина, страстность чувства. Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье - это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену - на это он не способен. И не потому, что Мелехов - эгоист, просто он - «дитя природы», человек плоти и крови, инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо. Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, - это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».

Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини и черным диком солнца. «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».

Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.

Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями - становится метафорой удела человеческого».


Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»


В Тихом Доне Шолохов выступает, прежде всего, как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет - с 1912 по 1922 год. Неотвратимо «шагает» по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах - историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа. Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони». Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы. Как трагедия пережита Григорием первая, пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик убитого являлся потом и во сне, вызвал «нутряную боль». Описывая лица попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать лишала его душу нравственной опоры в жизни. Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания - всегда искренние - не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мёртвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное сердце. В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека - Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая трагизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…». В образе Григория заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего своего пути в жизни. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она - не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни. Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоумённого существования»? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке».


Заключение


Работе над четырехтомной эпопеей «Тихий Дон» Шолохов отдал пятнадцать лет жизни. Большая смелость художника, шедшего по самым горячим следам только что минувших событий (от изображаемого времени писатель был отделен всего одним десятилетием!), могла быть и не понята современниками, как это, в сущности, и случилось. Шолохов смело и мужественно нес читателю самую суровую правду. Его мучительно уставшие от кровавых боев герои переходили к мирной жизни, жадно тянулись к заброшенной земле. «Угрюмыми и ненавидящими» взглядами встречал народ тех, кто шел против нового мира. Казаки теперь знают, «как жить и какую власть принимать, а какую не надо». «Погибели на вас, проклятых, нету»,- говорится о бандитах, мешающих «мирно жить и работать». Еще более резкую оценку им дает красноармеец-продотрядник: «Оказывается, вот вы кто... А я-то думал, что это за люди?.. По-вашему, значит, борцы за народ? Та-а-ак. А по-нашему, просто бандиты».

Подлинно человеческое, неповторимо индивидуальное в женских образах романа опирается на эпическую основу повествования, эпическое выражается в индивидуальном. Эпос истории и трагедии мятущихся, ищущих личностей органически сливаются в женских образах, познавших всю сложность социальных столкновений эпохи. Мастерство раскрытия психологии человека-труженика сплетается в «Tихом Доне» с чутким проникновением в мир природы, драматизм повествования - с необыкновенной его лиричностью, открытостью авторских чувств и переживаний, трагические ситуации - с юмористическими сценами. Шолохов обогатил наши представления о мире, населив его живыми неповторимыми человеческими характерами Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой, Пантелея Прокофьевича и Ильиничны, Натальи и Дуняшки, Михаила Кошевого и Ивана Алексеевича Котлярова, Прохора Зыкова и Степана Астахова, целой галереей людей из народа. Все они крепкими жизненными отношениями связаны со своим временем, являясь одновременно и его детьми и его коренными выразителями. Герои «Тихого Дона» погружены в бурную кипучую жизнь и воспринимаются как реальные типы, как живые люди своего времени. Время вносит свои поправки в образ Шолохова - художника и человека, вносит оно изменения и в трактовку героев его произведения. Но какова бы ни была эпоха, ясно одно - «Тихий Дон» - это шедевр русской литературы. А «...великие произведения обладают вечно неиссякаемой способностью удивительного обновления заключенного в нем смысла не только в не только перед каждым новым поколением читателей, но и перед каждым читателем в отдельности».

Эта книга останется вечной и актуальной из-за правдивости Шолохова - писателя. Он был большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений, Михаил Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий. Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен. «...Его полная объективность - нечто несвойственное советскому писателю - напоминает раннего Чехова. Но Шолохов идет дальше... Стремление Чехова дать возможность персонажам говорить от своего имени не исключает права автора комментировать происходящее... Шолохов же как бы дает отчет о своих персонажах, никогда не отождествляет себя сними. Он избегает ассоциировать себя с их поступками или философским размышлениям по поводу их мыслей и переживаний... Он отступает от русского классического реализма назад в 18 век...»

Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках. И они делают это, обнажая нравственные качества, присущие им, в ситуации бурных перемен, по мере того, как история все больше приникает в их устоявшийся быт. Ильинична - покорная, сдержанная женщина, во всем повинующаяся своему мужу, в годину смертей превращается в величавую старуху, отстаивающую нормы нравственности, живущей идеей дома, материнским долгом. Ведут свой сложный поединок с судьбой и друг с другом Наталья я Аксиньей, но общие беды, разлука с любимым человеком делает их добрее. Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу; уже можно сказать, что когда вернется Григорий, он сам выберет ту, которую любит. Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого. Жизнь изменилась в их восприятии, они начали забывать себя в новой любви. Война, Революция раскрывает героях то, что было заложено в них, но могло бы остаться и в дремлющем состоянии - при ровном течении жизни, не перерытой испытаниями: в Дарье - цинизм, испорченность, душевную пустоту; в Степане - приспособленчество, стяжательство, лесть. И лишь Григорий - единственный человек, «спасшийся» от всеобщего похабства, посрамления нравственных устоев в хаосе гражданской войны. Все же, кто самоуверенно говорил, что «середки нет», что вся Россия - лишь два ожесточенных лагеря, гибнут или теряют смысл жизни. Так гибнет после работы в ЧК Бунчук, мужественно (в личном плане) гибнут Штокман, Подтелков. Но они так и не обретают полного понимания событий, не постигают всей катастрофы. И главный герой вплоть до последних финальных страниц романа интуитивно различает добро и зло. Он - человек совести, поставлен в такие условия, что вынужден постоянно соприкасаться с жестокостью, но автор через отдельные поступки героя показывает, что Григорий Мелехов, в отличие от других, не растерял своего нравственного потенциала.

Таким образом, герои Шолохова выражают сложность народной души в переломные периоды: в ней есть и непреклонность, и чуткость, и самоотверженность, и гибкая приспособляемость, но обо всем этом писатель повествуем честно и прямо. Он принимает жизнь такою, какая она есть на самом деле.

Список использованной литературы


1.Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ в. - СПб.. 2000. - С. 215-220.

.Гура В.В. Жизнь и творчество Михаила Шолохова. - М., 1985.

.Литература и искусство / Составитель А.А. Воротников. - Минск: Харвест,1996.

.Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 2. - 480 с.

5.Русская литература. Советская литература. Справочные материалы/Сост. Л. А. Смирнова. М., 1989.

.Русская советская литература. /Под ред. А В Ковалева. И., 1989.

7.Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне»//Новый мир. - 1990. - №6. - С. 237-248. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх