Филиппо брунеллески воспитательный дом во флоренции. Брунеллески Филиппо: архитектор, скульптор, архитектор эпохи возрождения

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Брунеллески, Купол собора во Флоренции, 1420-36

    Линейная перспектива: Эксперимент Брунеллески

  • Субтитры

    Мы во Флоренции, стоим перед Дуомо. Главным собором Флоренции - и смотрим на купол Брунеллески. Он огромен. До строительства Св. Петра это был самый высокий купол, построенный человеком. а по ширине он такого же размера, как Пантеон. Почти. Если говорить о самом соборе, то он был спроектирован в ХIV веке. План был - построить собор, который был бы почти равен по ширине Пантеону. И конечно, Пантеон был построен в античности, и большинство тех технологий были утеряны. Да. Поэтому в первую очередь работа Брунеллески - это замечательное инженерное достижение. Сложность была в том, чтобы построить такой широкий купол без деревянных стропил. Обычно, когда вы строите арку, а купол - это, по сути, та же арка... По кругу. ...вы ставите деревянные опоры. И эти деревянные конструкции поддерживают купол, пока его не зафиксирует ключевой камень. Именно. Поэтому даже раствор не нужен, так как есть ключевой камень. Проблема в том, что купол был настолько велик, что они просто не могли найти достаточно дерева. Досок, которые были бы достаточно прочны, чтобы поддерживать купол, Поэтому невозможно было использовать леса под потолком или центральную опору, которая держала бы строящийся купол. Так как же построить купол, чтобы он не обрушился? Здесь две проблемы. Во-первых, эта. Вторая проблема в том, что он не должен расползтись в стороны. Купол давит не только вниз, он давит вниз и наружу, так что одним из сложных вопросов было - как построить купол и уравновесить это давление вниз и наружу, чтобы стены внизу не растрескались. В Азии, как в примере с Пантеоном, эту проблему решали просто за счёт объёма. Другими словами, стены должны были быть толщиной 10 футов. По-моему, в Пантеоне это примерно 12 футов бетона. Но здесь Брунеллески не мог так поступить. Поэтому что он сделал: во-первых, он решил сделать купол как можно легче. А это значит, что он, по сути, полый. В нём два слоя. А между этими слоями лестница, змеящаяся по кругу, по которой можно подняться на самый верх. И если присмотреться, можно увидеть, что на вершине купола, чуть ниже лампы, люди любуются видом на город. Ещё он сделал рёбра. Которые держат большую часть веса. А между каждой парой главных рёбер, которые видно снаружи, есть ещё два внутри, которые не видно. И эти рёбра лежат на нескольких горизонтальных планках. Так что, по сути, весь купол поддерживает эта опорная конструкция. Я думаю, главное здесь то, что он смог разработать систему, которая по мере строительства купола, с добавлением каждого нового ряда камня и кирпича, сохраняла и увеличивала свою стабильность. Она сама себя поддерживала. Ещё одно решение, которое Брунеллески нашёл для проблемы давления вниз и наружу, состояло в том, чтобы сделать внутри купола цепи из камня и дерева, соединённые железом. Как пояс, удерживающий купол и уравновешивающий это давление вниз и наружу. Можно вспомнить старые деревянные бочки с парой железных колец вокруг, удерживающих доски. Брунеллески создал консольные леса, которые можно было поднимать по мере роста здания, чтобы строителям было, где работать. Ещё Брунеллески создал новые типы блоков и воротов, чтобы поднимать тяжёлые, массивные каменные плиты на вершину купола. Он изобрёл ворот, который приводили в действие быки - замечательное устройство, которого раньше никто не видел. Он даже спроектировал специальную баржу, которая спускалась бы по Арно и приносила материалы прямо в город. Если подумать просто о количестве материалов, которые нужно было импортировать, поднять наверх и установить на место, масштаб проекта просто поражает. Нужно было сделать кирпичи, добыть и привезти сюда камень, построить платформы, на которых работали бы строители, устройства, чтобы поднимать грузы... По-моему, это Альберти сказал что-то вроде: «То, что сделал Брунеллески, он сделал впервые в мире, без образцов, на которые он мог бы опираться». Да, это чистое творчество! Сейчас мы думаем, что Брунеллески мог съездить в Рим и изучать там античную архитектуру и скульптуру. Но даже в античном мире не было прецедентов того, что Брунеллески создал здесь. Важно отметить, что купол не полусферический, как купол Пантеона. Он довольно вытянут в высоту. Да, немного остроконечный. С этой точки зрения это больше готическая, чем античная форма. Но благодаря этому он гармонирует с готическим храмом. Если присмотреться, можно заметить экседры, слепые ниши, которые Брунеллески сделал по внешней стороне купола. На фоне готического храма они выглядят очень классически. Они похожи на римские триумфальные арки. Возникает интересная классическая деталь этого в остальном готического храма. Это не просто готический собор, он отражает романскую традицию Тосканы, особенно за счёт многоцветности, цветного мрамора, который Брунеллески использует также в стенах прямо под куполом. Но, в конечном итоге, мы видим Брунеллески, который, за счёт своего инженерного гения, решил задачу, которую западная традиция никогда до него не могла решить: как накрыть куполом огромное пространство. И в этом он превзошёл древних мастеров, которым здесь отдаёт, конечно, дань уважения.

Биография

Источником сведений считается его «биография», приписываемая, по традиции, Антонио Манетти, написанная более чем через 30 лет после смерти архитектора.

Начало творчества. Скульптура Брунеллески

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо, Джулиана Спини, была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманитарное воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них - средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима .

Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли , который, по свидетельству Вазари , обучал его математике. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова - в его работах сильное влияние оказало искусство Джованни Пизано. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) - с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.

Капелла Пацци

Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Базилика Санто-Спирито (Святого Духа) лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы.

Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Лишь 8 лет спустя после его смерти была водружена первая колонна; детали, профили, украшения выполняли подчинённые строители, и их сухие формы лишь в самых общих чертах соответствуют замыслу самого мастера.

Родился в семье флорентийского нотариуса, игравшего видную роль в жизни города: по поручению республики он выполнял ряд дипломатический поручений. Филиппо, получившему по тем временам наилучшее образование, предстояло унаследовать дело отца. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Победа Гиберти в этом конкурсе принесла Брунеллески серьезное разочарование, и он покинул Флоренция, чтобы глубже изучить мастерство скульптора.

Брунеллески вместе с Донателло направился в Рим, и здесь в нем произошел перелом, который привел его к занятиям исключительно архитектурой. Изучение римских развалин, попытки их реконструкции побудили его к постижению законов перспективы. Благодаря своим обширным познаниям Брунеллески разработал теорию перспективы, легшую в основу как искусства Возрождения, так и последующего развития искусства. В этом ему помогли значительные познания в математике.

Только в 40 лет (с 1418 года) Брунеллески начал работать как архитектор. Его первые работы находятся во Флоренции. Это капелла в церкви Сан-Якопо (не сохранилась), капелла Барбадори в церкви Сан-Феличита (частично разрушена), палаццо ди Порте Гвельфа , ставшее прототипом ренессансного дворца.

Наряду с этими работами он спроектировал сооружения, ставшие архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти) . Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Сооружение утратило замкнутость, характерную для готических построек, и широко раскрыто лоджией к улице. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения.

Одновременно Брунеллески работал над проектом купола собора Санта-Мария дель Фьори во Флоренции . Одна из моделей была представлена на конкурс 1418 года и была признана лучшей наравне с моделью Л. Гиберти, флорентийского скульптора и ювелира. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Конструкция восьмигранного купола, состоящего из двух оболочек, соединенных между собой нервюрами и горизонтальными кольцами, была собственным инженерным изобретением Брунеллески, которая позволила справиться с задачей перекрытия огромного восьмигранного пространства, долгое время не поддававшейся решению. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг.) и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков.

Инженерные находки Брунеллески использовались и в ходе войны Флоренции с Лукой (1429-33 гг.). Истоки творческой манеры Брунеллески – в тосканской, особенно флорентийской архитектуре Треченто и архитектуре более ранних памятников тосканского зодчества, почитавшихся современниками как истинно античные, римские. Его архитектурные решения во многом являлись возрождением именно этого антикизирующего начала тосканской традиции, сквозь призму которой Брунеллески было воспринято наследие античного Рима.

В своих инженерных решениях Брунеллески опирался и на традиции готики, используя возможности жестких нервюрных несущих констрвкций (купол Флорентийского собора, «зонтичные купола» Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо и капеллы Пацци во Флоренции).

Наиболее значительные церкви, построенные Брунеллески, имеют удлиненный план. Шедевром архитектуры является церковь Сан-Лоренцо. Три нефа церкви разделены коринфскими колоннами. Капители поддерживаю арки. Центральный неф перекрыт плоским потолком, подшитым к деревянным фермам. Боковые нефы перекрыты парусными сводиками. Облицовка – та же, что и в капелле Пацци: колонны, архитравы, тяги – серого мрамора, фон – белый.

Жесткость конструктивной логики нашла отражение и в обращении Брунеллески с элементами классического декора, которые он неизменно выделял темным цветом на светлой поверхности стены. На метафорический язык ордерной декорации переводится порядок тектонических отношений, который в системе Брунеллески представляет самостоятельную ценность. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции ).

Брунеллески стал одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателем научной теории перспективы.

Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Одной из крупных заслуг зодчего следует признать создание им школы крупных мастеров архитектуры.

Брунеллески и его школа оказали влияние на все последующее развитие архитектуры Италии XV-XVI веков, на протяжении которых его манера совершенствовалась в поступательном Движении к лучшим творениям зодчих высокого Ренессанса.

Постройки

Название Место Время Подробности
Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре Флоренция 1417-1436 La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (Duomo)
Палаццо ди парте Гвельфа Флоренция 1421-1442 Palazzo di Parte Guelfa, недостроено
Палаццо Пацци-Кваратези Флоренция до 1445
Воспитательный дом во Флоренции или Оспедале дельи Инноченти Флоренция 1419-1444 Ospedale degli Innocenti
Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо Флоренция 1419-1428 Sagrestia Vecchia San Lorenzo
Капелла Пацци Флоренция 1429-1443 Cappella de’Pazzi
Церковь Санта-Мария-дельи-Анжел Флоренция с 1434 Santa Maria degli Angeli, проект до конца не осуществлен
Церковь Санто-Спирито Флоренция 1436-1487 Santo Spirito
Палаццо Питти Флоренция с 1440 (окончен только в XVIII в.) Palazzo Pitti
Обитель каноников во Фьезоле г. Фье́золе, 6 км от Флоренция, с 1456 г. начало строительства — 10 лет после смерти архитектора

Инженерные работы

Помимо строительства гражданских зданий Брунеллески принимал участие и в создании чисто инженерных сооружений. Исключительно широкая одаренность, разносторонняя образованность, а также чувство материала и конструкции позволили ему, не отвлекаясь от основных архитектурных задач, проявить себя и в области военно-фортификационного строительства. В 1427 году он был приглашен герцогом Филиппо Мариа Висконти в Милан для коренной перестройки миланской крепости. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.

В Милане Брунеллески произвел ряд инженерных работ по Миланскому собору . В биографии зодчего, принадлежащей перу Вазари, говорится также об изобретениях Брунеллески сложнейших механизмов для церкви Сан-Феличе во Флоренции. Механизмы эти были особым образом укреплены под куполом собора и предназначались для передвижения сферической поверхности, что создавало впечатление движения небесного свода.

Брунеллески, наряду с другими гениальными творцами Ренессанса, обладал в избытке изобретательностью, запасом творческих возможностей, уменьем многогранно охватывать все задачи эпохи, ни на минуту не замыкаясь в рамки своей основной профессии, профессии архитектора.

Создание купола

У Брунеллески него два прекрасных друга: известный математик Тосканелли, ставший впоследствии советником Христофора Колумба, и скульптор Донателло. В течение продолжительных бесед по вечерам Тосканелли ознакомил Брунеллески с законами чисел, а Донателло - с закономерностями искусства, В дальнейшем Брунеллески вместе с Донателло уехал в Рим, чтобы ознакомиться там с шедеврами античной архитектуры. Они непрестанно измеряли и рисовали, чуть ли не забывая о еде и сне, зато, возвратившись во Флоренцию, Брунеллески ощутил в себе достаточно знаний для выполнения задачи, которую он поставил себе еще в юности: для перекрытия кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре.

Постройка этого собора была начата, собственно, уже сто восемьдесят лет назад, но завершить ее не смогли, ибо никто не посмел взяться за перекрытие грандиозного зала. В конце концов, мастера шерсте-прядильного цеха, несшие большую часть расходов, пригласили специалистов из всех стран Европы, чтоб испросить у них совета. На этом знаменитом европейском конкурсе выступил и Брунеллески со своим давно выношенным проектом, не только обеспечивавшим сооружение перекрытием, но и устранявшим возведение дорогостоящих подмостков.

Биограф его описывает это выступление следующим образом: «Выступая, он разгорячился и чем больше старался разъяснить свои замыслы, чтобы его поняли и поверили ему, тем больше вызывал он сомнений и все меньше слушателей доверяло его словам. Наконец, ему велено было удалиться из зала, но, поскольку он не двинулся, стражи схватили его и вывели, так как решили, что он потерял здравый рассудок!»

Однако Брунеллески, при помощи самодельных моделей, все же доказал свою правду. Ему поручили руководство строительством и проект его - подобного которому до того еще не знала история архитектуры - оправдал себя. Брунеллески днями не слезал с купола, лично проверяя установку каждого камня. Для того, чтоб избавить рабочих от утомительного лазания по подмосткам, Брунеллески оборудовал для них, в тридцати аршинах над землей, «буфет».

В течение пятидесяти лет шла непрестанная работа - поскольку в старину темпы строительства несколько отличались от нынешних. До полного завершения собора Брунеллески не дожил, но создание его увековечило его славу. И - хотя многие это и отрицают - ему принадлежит большая доля заслуг в том, что спустя несколько десятилетий был создан следующий шедевр в области куполостроения, а именно купол одного из грандиознейших в мире соборов:

Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi (Brunellesco) , 1377-1446) - уроженец Флоренции, великий итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения, по праву считается родоначальником ренессансной архитектуры. В детстве он получил лучшее для тех времен образование. С ранних лет тяготел к искусству седой античности.

Филиппо с 1392 г. был в учениках у ювелира в Пистойе, также попутно учился рисованию, гравированию, скульптуре и живописи, позднее во Флоренции изучал промышленные и военные машины. В Пистойе молодой Брунеллески вместе с совсем еще юным Донателло работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова - с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.

Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей Флорентийского баптистерия в 1401 году. Конкурс этот был им проигран - судьи единодушно сошлись во мнении, что рельеф Гиберти работу Брунеллески превосходил как художественно, так и технически. Однако некие интриги все же окружали историю этого конкурса, и, несмотря ни на что, работу Брунеллески не уничтожили подобно творениям других участников смотра, ныне она хранится целехонька в Национальном музее во Флоренции.

Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Вскоре Брунеллески в расстроенных чувствах покинул Флоренцию и отправился в Рим вместе со своим верным оруженосцем, коллегой и товарищем Донателло. Там они прожили несколько лет, что нашло яркое отражение в творчестве обоих мастеров. Зарабатывая на жизнь ювелирным делом, свободное время Филиппо посвящал изучению римских развалин. В Риме молодой Брунеллески не на шутку увлекся строительном искусством, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и их отдельных частей, виды зданий и все их детали. Так он еще глубже проникся духом античности. Желая сделать восприятие воссозданных им проектов некогда великолепных строений более наглядным, он попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения, открыв тем самым прямую перспективу, за изучение которой с пылом взялись лучшие мастера Флоренции, немедленно внедрившие ее в свои творения.

Филиппо Брунеллески, будучи разносторонне одаренным человеком, сочетавшим в себе интерес к искусству с познаниями инженера, вскоре целиком отдается зодчеству. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti - «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Зарождение и развитие принципов архитектуры Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

Основные работы

  1. 1401-1402 гг. - конкурс на тему «Жертвоприношение Авраама» из Ветхого Завета; проект бронзовых рельефов для северных дверей флорентийского баптистерия.
  2. 1412-1413 гг. - Распятие в церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), Флоренция.
  3. 1417-1436 гг. - Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо (Duomo), до сих пор самая высокая постройка во Флоренции (114,5 м).
  4. С 1419 г. по 1444 г. одновременно с возведением купола шла работа над зданием Воспитательного дома (Ospedale degli Innocenti - Оспедале дели Инноченти - госпиталь и приют невинных, Флоренция.
  5. 1419-1428 гг. - Старая сакристия (Sagrestia Vecchia) церкви Сан-Лоренцо (San Lorenzo), Флоренция. В 1419 г. заказчик Джованни ди Биччи (Giovanni di Bicci), основатель рода Медичи задумал перестроить собор, бывший тогда маленькой приходской церковью, но Брунеллески успел доделать только старую сакристию, Новую сакристию (Sagrestia Nuova), спроектировал уже Микеланджело.
  6. 1429-1443 гг. - Капелла (молельня) Пацци (Cappella de’Pazzi), расположенная во дворе францисканской церкви Санта-Кроче (Santa Croce) во Флоренции. Это небольшое крытое куполом здание с портиком.
  7. Начатая в 1434 г. церковь Санта-Мария-дельи-Анжели (Santa Maria degli Angeli) во Флоренции так и осталась недостроенной.
  8. 1436-1487 гг. - Церковь Санто-Спирито (Santo Spirito), законченная уже после его смерти.
  9. Начатый в 1440 г. Дворец Питти (Palazzo Pitti) окончательно достроен был только в XVIII веке.

Яна Полукорд

Годы жизни: 1377 — 1446
Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески.


Presunto ritratto di Brunelleschi, Masaccio , San Pietro in cattedra (1423-1428), Cappella Brancacci , Firenze

Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. Манетти так рассказывает о детстве и ранней юности Брунеллески: «Как это принято у людей состоятельных и как это в большинстве случаев делается во Флоренции, Филиппо с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни. Отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же, потому что среди тех, кто не собирался становиться доктором, или юристом, или священником, мало кто в то время изучал латынь или кого заставляли ее учить.

Филиппо был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и это ему служило на пользу больше, чем угрозы, - в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо добиться. С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно.

Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппо выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился.

Благодаря своим занятиям живописью Филиппо скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле и, на удивление всем, очень преуспел. В черни, и смальте, и в рельефе по камню, и в резьбе, гранении и полировке драгоценных камней он в короткое время стал превосходным мастером, и так было во всем, за что он брался, и в этом искусстве и во всяком другом он добивался успеха гораздо большего, чем это казалось возможным в его возрасте».

Sacrificio di Isacco , Brunelleschi

В 1398 году Брунеллески вступил в «Арте делла сета» и стал золотых дел мастером. В этом цехе, занимавшемся производством шелковых тканей, пряли также золотые и серебряные нити. Однако вступление в цех еще не давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году. До этого он проходил практику в мастерской известного ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Когда объявили конкурс на вторые двери флорентийского Баптистерия, он, по-видимому, жил уже во Флоренции, ему исполнилось двадцать четыре года.

Северные двери флорентийского баптистерия
Лоренцо Гиберти

Поездка в Рим вместе с Донателло, где оба мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее значение для Брунеллески в выборе своего главного дела. Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой. Филиппо располагал крупным состоянием, имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Он постоянно избирался в правительственные органы Республики, с 1400 по 1405 год - в Совет дель Пополо или Совет дель Коммуне. Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из «палат» - дель Пополо или дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания.

Джованни Бандини

Вся строительная деятельность Брунеллески, как в самом городе, так и за его пределами, проходила по поручению или с одобрения Флорентийской коммуны. По проектам Филиппо и под его руководством была возведена целая система укреплений в завоеванных Республикой городах, на границах подчиненных ей или контролируемых территорий. Крупные фортификационные работы велись в Пистойе, Лукке, Пизе, Ливорно, Римини, Сиене и в окрестностях этих городов. Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей. Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты. Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами. В краткие промежутки перемирий его посылали в Милан, Мантую, Феррару - по-видимому, не только в связи с его профессиональными обязанностями, но и с дипломатической миссией.

Mura di Lastra a Signa
Брунеллески

Если до конкурса на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре Брунеллески оставался «частным» человеком, свободным в выборе занятий и развлечений, то теперь он стал человеком государственным, жизнь которого была расписана по часам. Он работал сразу на нескольких объектах, руководил большими группами мастеров и рабочих. Параллельно со строительством собора в том же 1419 году Брунеллески приступил к созданию комплекса Воспитательного дома.

Воспитательный дом

Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции; он почти не строил для частных лиц, выполнял преимущественно правительственные или общественные заказы. В одном из документов флорентийской Синьории, который датируется 1421 годом, его называют: «…муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью…».

Воспитательный дом

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.

Купол Санта-Мария дель Фьоре

Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года торжественным завтраком. По винтовой лестнице на барабан собора было поднято угощение: бочонок красного вина для рабочих и мастеров, фьяска белого треббиано для руководства и корзины с хлебом и дынями.

Санта-Мария дель Фьоре

С октября этого года Брунеллески и Гиберти стали получать жалованье, правда, весьма скромное, поскольку считалось, что они осуществляют лишь общее руководство и не обязаны бывать на строительной площадке регулярно.

Санта-Мария дель Фьоре

Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Поэтому все усилия Брунеллески были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя - защитной. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом - приданием своду стрельчатого очертания.

Альберти чутьем художника понял и оценил этот дерзкий замысел, сказав, что Филиппо «воздвиг свое огромное сооружение над небесами», то есть выше небес. Именно в этом заключался замысел Филиппо, за осуществление которого он бился до последнего дня, - создать второе, рукотворное небо, «неслыханное и невиданное», огромную небесную конструкцию, обращенную, как вызов, к небесам и с небесами соперничающую.

Санта-Мария дель Фьоре

Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его определяется не только гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, - барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.

Санта-Мария дель Фьоре

В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол явился тем выдающимся архитектурным произведением эпохи, без которого немыслимы были бы ни купол Микеланджело над римским собором Святого Петра, ни восходящие к нему многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы.

Собор Святого Петра

Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. Так что первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом во Флоренции.

Воспитательный дом

В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система помещений, окружающих центр композиции - внутренний двор, - приобрела более упорядоченный, регулярный характер. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», который включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, в отличие от средневековых сооружений такого типа, выделяется исключительной простотой форм и ясностью пропорционального строя.

Воспитательный дом

Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1421—1428). Интерьер старой сакристии - первый в архитектуре Возрождения пример центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное в плане помещение. Внутреннее пространство сакристии отличается большой простотой и четкостью: кубическое по пропорциям помещение перекрыто ребристым куполом на парусах и на четырех подпружных арках, опирающихся на антаблемент пилястр полного коринфского ордера. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Такое сочетание ордера, арок и сводов с поверхностями несущих стен создает ощущение легкости и прозрачности архитектурных форм.

Сакристия церкви Сан-Лоренцо

Одновременно с перестройкой церкви Сан-Лоренцо Брунеллески работал на менее ответственных строительных площадках - в капелле Барбадори в церкви Санта-Феличита по другую сторону Арно и в Палаццо Барбадори.

Капелла Барбадори

В 1429 году представители флорентийского магистрата направили Брунеллески под Лукку для руководства работами, связанными с осадой города. После осмотра местности Брунеллески предложил проект. Замысел Брунеллески состоял в том, чтобы, возведя систему плотин на реке Серкио и подняв таким способом уровень воды, открыть в нужный момент шлюзы, чтобы вода, хлынув по специальным каналам, затопила всю местность вокруг городских стен, принудив Лукку к сдаче. Проект Брунеллески был реализован, однако потерпел фиаско, вода, хлынув, затопила не осажденный город, а лагерь осаждающих, который пришлось спешно эвакуировать.

Капелла Барбадори

Возможно, Брунеллески и не был виноват - Совет Десяти не предъявлял к нему никаких претензий. Однако флорентийцы считали Филиппо виновником провала луккской кампании, они не давали ему прохода на улицах. Брунеллески был в отчаянии. В сентябре 1431 года он составил завещание, по-видимому, опасаясь за свою жизнь. Существует предположение, что в это время он уехал в Рим, спасаясь от позора и преследований.

Капелла Барбадори

Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова «вступить в бой, не боясь риска». В 1434 году он демонстративно отказался платить взнос в цех каменщиков и деревообработчиков. Это был вызов, брошенный художником, осознавшим себя независимой творческой личностью, цеховому принципу организации труда. В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Заключение не заставило Брунеллески покориться, и вскоре цех вынужден был уступить: Филиппо освободили по настоянию музея Опера дель Дуомо, поскольку без него не могли продолжаться строительные работы. Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки.

Капелла Барбадори

Филиппо считал, что он окружен врагами, завистниками, предателями, старавшимися его обойти, обмануть, обокрасть. Было ли так на самом деле, сказать трудно, но именно так воспринимал свое положение Филиппо, такова была его жизненная позиция.

Капелла Барбадори

На настроение Брунеллески, без сомнения, повлиял и поступок его приемного сына - Андреа Лаццаро Кавальканти по прозванию Буджано. Филиппо усыновил его в 1417 году пятилетним ребенком и любил как родного, воспитал, сделал своим учеником, помощником. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности. Из Флоренции он уехал в Неаполь. Что произошло, неизвестно, известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим единственным наследником. По-видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано.

Капелла Барбадори

Придя к власти, Козимо Медичи очень решительно расправился со своими соперниками Альбицци и со всеми, кто их поддерживал. На выборах в Советы в 1432 году Брунеллески впервые был забаллотирован. Он перестал принимать участие в выборах и отказался от политической деятельности.

Капелла Барбадори

Еще в 1430 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци, где нашли свое дальнейшее усовершенствование и развитие архитектурные и конструктивные приемы сакристии церкви Сан-Лоренцо. Эта капелла, выстроенная по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче, является одним из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески. Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.

Капелла Пацци

Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.

Капелла Пацци

Интерьер капеллы Пацци - один из наиболее характерных и совершенных образцов своеобразного применения ордера для художественной организации стены, что является особенностью архитектуры раннего итальянского Возрождения. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел правдиво показать несущие функции стены и условность ордерных форм.

Капелла Пацци

В 1436 году Брунеллески начал работать над проектом базилики Сан-Спирито. Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий церковь по всему периметру, за исключением западного фасада. Подобное построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.

Базилика Сан-Спирито

Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции (заложена в 1434 году). Здание это не было закончено.

Оратория Санта-Мария дельи Анджели

Вопрос о роли Брунеллески в создании нового типа городского дворца чрезвычайно усложняется тем, что единственным произведением подобного рода, для которого авторство мастера засвидетельствовано документально, остается недостроенный и сильно испорченный палаццо ди Парте Гвельфа. Однако и здесь Брунеллески достаточно ярко проявил себя как новатор, порвав со средневековой традицией гораздо решительнее, чем большинство его современников и преемников. Пропорции здания, его членения и формы определяются системой классического ордера, что составляет наиболее примечательную особенность этой постройки, представляющей самый ранний пример использования ордера в композиции городского палаццо Возрождения.

Палаццо ди Парте Гвельфа

Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не непосредственное участие Брунеллески, то, во всяком случае, его непосредственное влияние. К ним относятся палаццо Пацци, палаццо Питти и Бадия (аббатство) во Фьезоле.

Палаццо Питти

Ни одно из начатых Филиппо больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно И не только во Флоренции. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато - в эти города ездил регулярно, иногда несколько раз в год. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан-Джованни Валь д"Арно он возглавлял фортификационные работы. Брунеллески заседал в различных советах, комиссиях, давал консультации по вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его приглашали в Милан в связи с постройкой собора, спрашивали его совета относительно укрепления Миланского замка. Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре.

Миланский замок

Брунеллески очень точно описал обстановку, в которой ему приходилось работать на протяжении всей своей жизни. Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. Поэтому работа Брунеллески на всех ее стадиях контролировалась разного рода комиссиями и назначавшимися коммуной чиновниками. Каждое его предложение, каждая модель, каждый новый этап в строительстве подвергался проверке. Его снова и снова заставляли участвовать в конкурсах, получать одобрение жюри, состоявших, как правило, не столько из специалистов, сколько из уважаемых граждан, зачастую ничего не понимавших в существе вопроса и сводивших при обсуждениях свои политические и частные счеты.

Брунеллески приходилось считаться с новыми формами бюрократии, сложившимися во Флорентийской Республике. Его конфликт - это не конфликт нового человека с пережитками старого средневекового устройства, но конфликт человека нового времени с новыми формами организации общества.

Посмертная маска Брунеллески

Могила Брунеллески

Текст Дмитрия Самина

Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры - формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших«кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в«немецкой» или«современной» (то есть готической) манере. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир,«чтобы придать новую форму архитектуре».

Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику, сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, сохранившей элементы классики на протяжении всего средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох: одновременно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому пути развития архитектуры.

Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Так как отец готовил его к той же деятельности, он получил широкое гуманистическое. Склонность к искусству заставила его, однако, свернуть с предначертанного отцом пути и поступить в обучение к ювелиру.

В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. В основном здание было уже возведено, однако задуманный в XIV столетии огромный купол не был осуществлен. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. В конце концов он получил заказ на выполнение работы; становится руководителем. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Путем применения остроумной конструкции, Брунеллески разрешил проблему, создав, по выражению Леона Баттисты Альберты,«искуснейшее изобретение, которое, поистине, столь же невероятно в наше время, сколь может быть, оно было неведано и недоступно древним». Купол был начат в 1420 году и завершен в 1436 году без фонарика, достроенного по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера. Это произведение флорентийского зодчего положило начало строительству купольных церквей итальянского Ренессанса, вплоть до собора Святого Петра, увенчанного куполом Микеланджело.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающая на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами, - все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Однако, приблизившись к классическому замыслу, Брунеллески воплотил его в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески с тем вариантом классики, который донесла до позднего средневековья архитектура тосканского Проторенессанса.

Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой капеллы, получившей впоследствии название старой ризницы (1421-1428). В ней он создал тип ренессанского центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, покоящимся на парусах. Само здание церкви представляет собой трехневную базилику.

Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески - капелле Пацци (1430-1443). Она от-личается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци сосредоточением новых принципов архитектуры Ренессанса.

Последние работы Брунеллески - ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели, церковь Сан Спирито и некоторые другие - остались незавершенными.

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. В начале XV века большие заказы по украшению крупнейших зданий города - собора, баптистерия, церкви Ор Сан Мекеле, - исходившие и от самых богатых и влиятельных в городе цехов и купеческих гильдий, привлекают много молодых художников, из среды которых вскоре выдвигается ряд выдающихся мастеров.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх