Вячеслав полунин - биография, фотографии. Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото Хочу быть клоуном

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

Вячеслав Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

12/06/2010

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 г. в городке Новосиль Орловской области в семье работников торговли.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел в Ленинградский институт культуры, где одновременно преподавал искусство пантомимы.

В 1968 г. во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос Клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 г. сформировалось ядро будущего театра. В 1974 г. вышел первый спектакль, в 1975 г. – спектакль "Лицедеи". С 1981 г. театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время своего существования было созданы спектакли: "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-Блю-Блю-Канари", выпущено 15 программ.

Среди программ, созданных Полуниным: "Карнавал", "Баден-Баден", "Ночь на Лысой горе", "Фантазеры", "Катастрофа", "Дьяболо", "Снежное действо".

Этапным для Полунина стал 1981 г., когда на телевизионном "Новогоднем огоньке" он выступил с новым номером "Асисяй", изображая маленького, наивного и трепетного человечка в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Его визитной карточкой стал номер "Нельзя".

В 1982 г. Полунин собрал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 г. – организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодежи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых – Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 г. Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше двухсот актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 г., отпраздновав свое двадцатилетие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 г. по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" – театр на колесах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 г. был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

Полунин основал "Академию дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России. В 1993 г. организовал первый фестиваль женщин-клоунесс мира с типично русским названием "Бабы-дуры".

В 1993 г. он уехал из России в цирк "Дю солей" в Канаду. С 1994 г. живет в Англии, где работает в лондонском театре "Хакни", хотя, по собственному признанию, английского языка не знает. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром. Общение со всем миром обогатило творчество Полунина.

Вячеслав Полунин снимался также в кино, в том числе и без клоунского грима: "Только в мюзикле" (1980), "Небывальщина" (1983), "И вот пришёл Бумбо" (1984), "Четыре клоуна под одной крышей" (1985), "Как стать "звездой" (1986), "Убить дракона" (1988), в лирической комедии Эльдара Рязанова "Привет, дуралеи"(1996), "Гофманиада" (2009).

В 2001 г. он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – "Корабль дураков".

В 2003 г. Вячеслав Полунин привез в Москву свой спектакль "Сноу шоу" (Snow show/"сНежное шоу"), собирающий полные залы в любом городе и на любом континенте.

В январе 2010 г. в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац состоялся юбилейный спектакль "сНежное шоу".

Вячеслав Полунин – Народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С.Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За свое шоу "Живая радуга" королевой Великобритании Вячеслав Полунин был удостоен звания "Почетный житель Лондона".

Полунин живет в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом – в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер.

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

В 2010 г. издательство Paulsen выпустило в Москве фотоальбом известного фотохудожника Владимира Мишукова "Полнополуние", посвященный Вячеславу Полунину.

Vecheslav Polunin Карьера: Клоун
Рождение: Россия, 12.6.1950
Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, сотрудник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает сообща с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене сообща с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это сейчас, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все ещё в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и нечасто слушал учителей. Это у него сохранилось и по этот день: он все время думает о своем, хотя внимать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, оттого что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может сходить прямо к зрителю. Или как гром среди ясного неба повиснет над залом невероятная огромная перерыв. О полунинских паузах позволительно чиркать трактаты, потому что в них вся его мудрость. В паузе он - мим - может заявить все то, что не разрешено изречь ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его зачастую выгоняли за то, что был невнимателен и непрерывно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервой увидел кино "Малыш" с Чаплиным. Но матушка не дала досмотреть его до конца: кино шел по телевидению поздненько вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А сквозь немного месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И следом начал фантазировать всякие штуки и являть их. Сначала во дворе друзьям, затем на районных конкурсах. Несмотря на то, что доля уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в сценический институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сынуля стал инженером. Поступить в сценический институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось обучаться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав кинул институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором потом стал преподавать. Его ленинградский отрезок времени был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не легко как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену зачастую уж очень определенному, а вследствие того что без малого бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое словечко должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, охватывая неудачу на вступительных экзаменах в сценический институт, спровоцировало заинтересованность Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным благополучно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и более того на тв. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и в текущий момент любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный маркет - это единый ритуал.

Среди этих книг огромное число художественных альбомов, оттого что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая еда для его фантазии. И эта выдумка рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть безупречно новоиспеченный номер. Никакого номера к этому моменту, истина, ещё не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новоиспеченный, ни на кого не аналогичный персонаж. Так родился Асисяй - мини, наивный и трепетный человек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился как раз тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - многообразные призы, охватывая второе местоположение на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому что, что возникла непреодолимая надобность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой жутко сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде примерно 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сегодня легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда ещё малодоступного Запада, посреди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и что ни на есть эпатирующе солидный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, охватывая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, тот, что говорил, что театр посредством 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван начальный Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли немалый реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: поначалу речи у гроба, точнее - гробов; далее траурное шествие по улицам и, в конце концов, - праздничный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось диковинка, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный сценический городок на колесах, тот, что бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни вслед за тем...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный план по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый период проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй период денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже больше семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большущий обиталище. Но стержневой его обитель - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семейство и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать обстоятельный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой небольшой телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, тот, что может быть развернут где угодно.

Западной прессой российский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, посреди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина немало новых задумок и планов. Это и служба совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда создать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автоагрегат - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная существование, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя греза Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское руководство приняло вывод выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, тут будут постоянно выступать обожаемый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин крайне полно работает и не может переводить дух. Но может существовать в наслаждение - и на сцене, и за пределами ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому что, что по сути он, как любой натуральный художник, и уязвим, и не весьма приспособлен, и трепетен. Он - джентльмен, создающий торжество.

Так же читайте биографии известных людей:
Вячеслав Гордеев Vecheslav Gordeev

В 1993-1998 гг. вел курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИС (ныне РАТИ), а с 1998 г. является профессором Российской Академии славянской культуры.

Вячеслав Долгачев Vecheslav Dolgachev
Вячеслав Лемешев Vecheslav Lemeshev

Вячеслав Лемешев - советский боксер-любитель. Родился 3 апреля 1952 года.Вячеслав Лемешев является Чемпионом Олимпийских игр 1972, Чемпионом Европы..

Вячеслав Екимов Vecheslav Ekimov

Cоветский и российский спортсмен, один из выдающихся велосипедистов в истории СССР и России, двухкратный олимпийский чемпион и серебряный призёр..

В Минск приехал Вячеслав Полунин . Тот самый Асисяй. Человек, которого называют самым известным клоуном в мире. Четыре дня в Центральном Доме офицеров будет идти его знаменитое «сНежное шоу», которое за 20 лет объездило почти всю планету. Белорусы же увидят его впервые.

Публика ходит на эти спектакли по 20 раз. Когда приезжаю в Москву с этим спектаклем, вижу тех же зрителей, которые сидят на тех же местах, - улыбается Полунин.

Кстати, на сцену вместе с ним выходит жена, дети и даже внуки!

У меня сейчас две внучки – одной шесть, а другой шесть месяцев. Они уже играют! Как только начинают ползать – сразу на сцену. То же самое было с моими детьми. Вообщем, все родственники на сцене. А если на сцену стесняются выходить, то за сценой что-то делают.

- То есть выбор профессии в вашей семье даже не обсуждается? – поинтересовалась «Комсомолка».

Мы всегда поддерживаем, если кто-то что-то делает в другом месте. Например, с сыном Ваней мы договорились так: он имеет право работать со мной не больше, чем полгода. Остальные полгода он должен заниматься своими делами. Поэтому он одновременно дизайнер одежды, интерьеров, ходит по подиуму. Я всегда поддерживаю, если кто-то чем-то увлекается, и даже провоцирую это. Это у нас в семье достаточно свободно. Но так как мы занимаемся с утра до ночи тем, что любим , а мы не называем это работой, дети все время в этом присутствуют.

Когда речь заходит о внуках, Полунин расплывается в улыбке. Хотя итак сложно представить его не улыбающимся.

Внуки – это такое удовольствие! Ничего прекраснее на свете нет. Одну девочку зовут Мия, а вторую – Юкки. По-японски это значит «снег». Жалко, что я не смог их сюда привезти, потому что они сейчас в Греции . Параллельно с Минском мой младший сын играет «сНежное шоу» в Афинах .

Кажется, за 20 лет Полунин ни на минуту не устал от своей знаменитой постановки.

Я всегда бегу на этот спектакль, как на свидание с любимой. Ощущение, что ты опять оказываешься в любимом пространстве со своими любимыми друзьями и будешь делать то, что сегодня родится, вылезет из подсознания. Команда собралась удивительная. Люди собирались десятилетиями, постепенно из тысяч. И они приезжают не работать, а друг друга увидеть и празднично провести это время. Чем больше они получают удовольствия, тем больше зрители получают удовольствие. Это такой закон. Я выбираю именно тех людей, которые счастливы. Тот, кто уже сам счастлив, может передать это другим.

Таким же принципом Полунин руководствуется и при выборе друзей.

Я стал коллекционировать счастливых друзей. Узнаю, что есть такой счастливый человек. Пишу письма, прихожу в гости, знакомлюсь с ним, затеваю какое-то дело. Если чувствую, что становимся близкими, мы уже одна компания. Я собрал несколько десятков счастливых людей вокруг себя. Я газет не читаю, телевидения не смотрю. Мы все время вместе общаемся, нам хорошо. И от них я учусь чему-то новому. Я, например, не могу достигнуть такого же совершенства беззаботности, как некоторые мои друзья. Но я все время мечтаю об этом. Отодвинуть все заботы, и оказаться в таком состоянии.

Как говорит знаменитый клоун, каждый элемент «сНежного шоу» тщательно продуман и кропотливо найден. Снег, например, везут специально из Лос-Анджелеса . Его разработкой занимались в лаборатории. У специалистов была нелегкая задача: падать он должен с определенной скоростью и создавать волнение при падении.

"сНежное шоу" объехало уже почти всю планету.

Из Беларуси Полунин собирается увезти изделия народных умельцев.

Я очень люблю фольклорные поделки. Там столько творчества и света! Так что если успею, съезжу в «Дудутки».

Что еще Полунин рассказал о…

…о радостях жизни

Я все время смеюсь. Вы не представляете себе, в этой компании невозможно не смеяться. Живот болит, головой об пол! Хохот такой стоит безостановочный! И это не от того, что шутки, а от того, что радость жизни. А это совсем другой хохот.

… мастерах Советского цирка

Я сейчас только прилетел из Нюрнберга , встречался там с Олегом Поповым . Хочу попробовать пригласить его в Россию и сделать спектакль-ностальгию. Собрать всех мастеров, которые когда-то сделали славу Советскому цирку.

… о Гребенщикове

Неделю назад я принял Борю в «Академию дураков». Чтобы доказать, что он имеет к этому отношение, он выбрал из своего творчества все абсурдные песни про дураков, про дурацкую жизнь. Пел целый вечер. И доказал нашей комиссии, что он настоящий дурак.

… о том, как попасть в «Академию дураков»

Нужно доказать, что ты дурак. Например, один замечательный парень недавно доказывал это с помощью диссертации «Теория непарного носка в истории культуры». Главная тема – одиночество непарного носка. Она так сильно всех задела, что все сразу сказали: «Да, это наш человек».

… о счастье

Человек ничего не должен. Он должен быть счастлив. Почему я чего-то должен? Если я счастлив, рядом со мной человек счастлив, то не важно, есть у нас дом или нет. И не каждому удалось вырастить сына. Значит есть еще что-то... На солнышке посидел, с другом поговорил – хорошее дело.

…о семье

Главное, чтобы в семье было счастье. Если в семье все нормально, это огромная сила. Поэтому мы всегда вместе, все эти годы вообще друг от друга не отходим. Все всегда делаем вместе.

…о счастливых местах

Я не занимаюсь физической зарядкой лет двадцать! Она меня не интересует. Я тренирую только это место: как сделать так, чтобы не грустить, чтобы с кем-то вместе куда -то отправиться. Например, «Академия дураков» каждый год отправляется к чертовой бабушке посмотреть счастливое место. В пустыню Невада три раза ездили. В Майами , Неаполь . Счастливые города путешествуют по миру. Мы стараемся ездить по таким местам, чтобы себе немножечко нахапать, а потом в зале рассыпать.

…о принципе

Всю жизнь я был цыганом по жизни. Когда мне что-то предлагали, я спрашивал: «А что потом с меня возьмете за это?» Поэтому я всегда делал все сам. Никаких спонсоров у меня не было.

Смотрите фотографии со "сНежного шоу" в Минске !

Сложно представить знакомого каждому с детства Асисяя в роли мужа и отца — но с этими ролями Слава Полунин справляется так же блестяще, как и с другими — клоуна, мима, директора театра и автора «Снежного шоу». Не каждая женщина смогла бы выдержать его кочевой образ жизни, но Полунин нашел ту, для которой это только в радость.

Лицедей

Судьбу Славы Полунина предрешил один-единственный вечер, когда 10-летний мальчик увидел по телевизору немое кино с Чарли Чаплином. Фильм шел поздно, и мама не позволила досмотреть историю до конца — от внезапного возвращения в реальность Слава проплакал до утра, а на следующий день уже расхаживал по двору в огромных ботинках и с тросточкой.

После школы Полунин отправился в Ленинград: по официальной версии — получать диплом инженера, по неофициальной — пробовать поступить в театральный институт. Но на вступительных провалился из-за проблем с дикцией и какое-то время все-таки учился на инженера, не переставая при этом пробовать себя в пантомиме.

Это искусство в СССР было очень модным и почти неизвестным — Полунин оказался первопроходцем. Очень скоро он стал создавать одну за другой студии пантомимы, в которых совершенствовал свои умения сам и учил других. Так появились его «Лицедеи».

Клоун

Мимы-энтузиасты под предводительством Полунина быстро стали популярны: их приглашали на сборные концерты, показывали по ТВ. Слава бросил ненужную учебу и посвятил себя самообразованию: «Мы все делали импровизационно, но потом я тут же бежал к книжкам и разбирался, что такое комедия дель-арте, китайский театр и так далее. Моя библиотека постоянно росла», — вспоминал Полунин. Личную жизнь он устроил без отрыва от производства: первая жена Галина тоже работала в «Лицедеях», так что они не разлучались ни на секунду.

Асисяй

Накануне нового 1981 года Полунин понял, что должен дать зрителю нечто новое — и смело пообещал, что это «нечто» будет готово к съемкам «Новогоднего огонька». «Асисяй» родился быстро и во время первого появления перед публикой был безымянным. Увидев смешного человечка в желтом комбинезоне, какой-то ребенок в зале выкрикнул: «Асисяй!» Полунину имя понравилось. «Асисяй» сделал его по‑настоящему знаменитым: с этими номерами он сначала гастролировал по Союзу, а потом стал устраивать международные «Мим-парады», фестивали уличных театров и Конгрессы дураков. Он круглый год находился в разъездах — как в таких условиях организовать семейную жизнь? Но у Полунина получилось.

Клоун и клоунесса


Лена Ушакова была клоунессой-балериной — очень хрупкой и изящной. Пройти мимо такой красоты Полунин не мог. Жена Галина видела, что их брак трещит по швам, и ушла первой — и от мужа, и из «Лицедеев». А Лена со временем стала для Славы не только любовью всей жизни, но и «левой и правой рукой» в театре.

Поженились они на бегу: в перерыве между гастролями явились в ЗАГС и попросили расписать их прямо сейчас. Сотрудница поинтересовалась, уж не артисты ли они? «Мы клоуны», — был ответ. «Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени», — серьезно добавил Полунин. Вся процедура заняла от силы полчаса — и за такую экспресс-свадьбу ему было немного стыдно перед Леной. Он пообещал, что однажды у них будет настоящее торжество, с гостями и белым платьем невесты. Ждать ей пришлось 20 лет, за которые они успели стать родителями троих сыновей, не прекращая при этом гастроли. «Мой театр и моя семья — это одно и то же. Так бывало в старину, когда артисты кочевали всю жизнь. Ядро моей труппы — пять человек: я, моя жена и трое сыновей. Семья наша как бы в вечном движении. Чаще всего живем два года в одной стране, потом, когда она надоедает, переезжаем в другую», — рассказывал Полунин в 1997 году. Случай сыграть свадьбу представился в 2005-м, когда «Лицедеи» гастролировали на Гавайских островах. Дни были заняты репетициями и выступлениями, но ночи-то были свободны!

55-летний Полунин (его так и продолжают звать «Слава», несмотря на возраст) впервые в жизни надел костюм, а Лена — белое платье. Свадебную вечеринку устроили прямо на пляже. Одно обещание он сдержал, осталось второе: о том, что однажды у них появится место, в котором можно будет, наконец, распаковать чемоданы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх