Установка александрийской колонны рассказ очевидца. Александровская колонна – артефакт, опровергающий официальную версию истории

В Александровская колонна сделана в другой цивилизации 15 тысяч лет назад

Александрийская колонна в Петербурге была сделана в другой цивилизации лет 12 - 15 тысяч назад.
https://konhobar.wordpress.com/2015/09/21/александрийская-колонна-сделана-в-др/

Петербург с Георгием Сидоровым (Достояние Планеты)

Исследователи тайн древности не раз обращали внимание на многочисленные странности архитектуры и символики северной столицы России. Как ни странно, один из самых молодых городов нашей страны лидирует по количеству объектов, чьё происхождение вызывает множество вопросов. Писатель-историк и путешественник Георгий Сидоров прокомментировал наиболее яркие из них. Это символ Петербурга Александровская колонна (она же "Александрийский столп"), атланты Эрмитажа и Исаакиевский собор. "Как всегда, Георгий Алексеевич выдвинул собственные сенсационные предположения. Пребывание в Питере стало отправной точкой в длительной экспедиции по водам Северного Ледовитого океана.

Санкт-Петербург всегда имел мистическую репутацию. Этот город привлекает искателей тайн самых разных направлений. Загадки в Петербурге встречаются буквально на каждом шагу: тут есть и дома с нехорошей славой, и обширная сеть подземелий, и признак несчастного императора Павла I, и даже собственный бермудский треугольник, не говоря уже о бесчисленных масонских символах на архитектурных сооружениях северной столицы. Для исследователя артефактов древних цивилизаций Петербург – это настоящий сундук с драгоценностями, но писатель-историк Георгий Сидоров, оставаясь верным себе, пошел еще не пройденным путем и представил радикально новый взгляд на тайны Петербурга.

Первым объектом посещения Георгия Сидорова стала знаменитая Александровская колонна. Этот исполинский монумент, высотой почти пятьдесят метров и весом более 600 тонн, был воздвигнуть около двух веков назад в 1834 году. Согласно официальным данным заготовки для колонны и постамента были добыты в Пютерлакской каменоломне, затем переправлены водным путем в Петербург, где под руководством архитектора Огюста Монферрана производилась дальнейшая обработка каменных монолитов. Однако точка зрения Георгия Сидорова на происхождение этого монумента существенно отличается от общепринятой.

Георгий Сидоров: Если на нее посмотреть, то удивляет то, что она точеная. Чтобы такую колонну выточить из цельной глыбы гранита нужно, во-первых, как минимум, нужна наша цивилизация, нужно электричество, нужна электрическая энергия, нужны специальные станки. Нужен станок, который бы смог такую огромную глыбу оттачивать. Ну, допустим, колонну саму такую, 750 тонн, вряд ли можно вращать, даже в наше время, вот сейчас у нас такой технологии нет. Скорее всего, эта огромная глыба стояла, закреплена, и какой-то механизм двигался по ней, сегмент за сегментом, оттачивая ее на всю длину и делая ее конусообразной. Дело в том, что вот на нее, если посмотреть, видно, вот один сегмент, второй сегмент, она вся разрублена на сегменты, отточка шла вот таким образом. Теперь вопрос – как это могли сделать? Ведь это делал механизм, потому что вот блики света падают, ни одной волны нет, она сделана как по линейке. Она была сделана, где-то сохранялась, скорее всего, ее нашли и решили приспособить вот для этой цели, для увековечения могущества Российской Империи. Монферрану блестяще удалось ее доставить, установить, но то, что она была сделана в другой цивилизации, не в нашей цивилизации, она была сделана очень давно, может быть, тысяч 12-15 лет назад, потому что даже в настоящее время, насколько мне вот удалось спросить архитекторов и строителей, те, кто знает камень, работает по камню, они пожимают плечами. В настоящее время технологии изготовления такой колонны нет. Их просто и не было никогда. Поставить можно, привести можно, но сделать практически невозможно. Тут куча вопросов возникает. С одной стороны, зачем нужно было хеттских орлов, не российские, а именно хеттские орлы, они вот не византийские, византийские орлы, они уже с коронами, вот здесь чисто хеттский двуглавый орел стоит, с четырех сторон, и непонятно откуда он здесь взялся.

Вот так раз! Колонна, прославляющая победу России над Наполеоном, на деле содержит символы совсем других народов и совсем других времен, что может указывать на ее древнее происхождение. Кстати, о некоторых малоизвестных подробностях гибели Хеттской империи, и появление двуглавого орла на Руси, Вы можете прочесть в книгах Георгия Сидорова.

Проходя мимо здания нового Эрмитажа, Георгий Сидоров обратил внимание на великолепные фигуры атлантов, держащих на плечах массивных балкон. Зоркий глаз исследователя привлекли не столько художественные достоинства этих величественных скульптур, сколько способ их изготовления.

Георгий Сидоров: Они все один к одному, все одно. Для интереса посмотрите, все это единое. Понимаете? Тела, тела, такое впечатление, что они просто отлиты из одной формы, все сделаны.

Женщина: Волосы тоже, у них разные немного.

Георгий Сидоров: А что тут осталось доделать скульптору? Вот, набедренные повязки, волосы, это их отличает. Пальцы, ноги, пропорции - все, что касается самого тела, это все один к одному, вплоть до, может быть, одной десятой миллиметра. То есть это практически одна фигура, это везде одна фигура. Значит, получается, что те, кто их когда-то делал, они владели тайной жидкого гранита, умудрялись гранит делать жидким, заливали, потом некоторые части, которые бросались в глаза, они изменяли, вот набедренные повязки, волосы они изменяли, то есть там уже резец скульптора работал. И получается, что они, вроде бы, одинаковые, в тоже время чуть-чуть разные, но пропорции абсолютные. Строение колен, строение ног, строение жил, жилы все одинаковые абсолютно на ногах, как будь-то, вот они с одной формы. Это все одна форма. Вот, как это объяснить? Только в одном случае можно объяснить, что атланты были отлиты, они не были сделаны из цельного гранита, гранитных плит или камней, они были отлиты из одной формы, и потом доведены вот, разность была сделана только вот где работа шла по шерсти, то есть шерсть, набедренные повязки, волосы, которые на голове, все, все остальное одинаково.

Последним пунктом, намеченным Георгием Сидоровым для посещения, стал Исаакиевский собор. Это величественное архитектурное сооружение было возведено в середине 19 века по проекту все того же Огюста Монферрана, автора Александровской колонны. Возможно ли, что они имеют общее древнее происхождение?

Георгий Сидоров: Вот эта часть вот, крупные ступени - это точная копия майских пирамид, ацтекских пирамид, они круговые, это кусок пирамиды. Он туда уходит, я не знаю, глубина, может, там глубина метров 20, может, и больше. А это вот храм. Вот и здесь вот эти ступени, они уже современные, они сделаны для современного, то есть это сделано недавно. А те ступени тоже, но они сделаны для людей не нашей расы, два, два двадцать, два тридцать, два пятьдесят, примерно, рост. Конструкция сделана, и вот эти вот ступени, это же сделано для других людей, это для гигантов сделано, для очень крупного четырехметрового человека, а это потом уже приспособили для нас.

Можно увидеть, что это одна и та же технология, что Александрийский столб, что эти колонны, разница только в том, что они полегче, намного легче столба. Каждая колонная весом примерно 110 тонн. Это огромный тоже вес, и непонятно как эти колонны были доставлены, непонятно, как они были установлены, потому что описывать можно все, как мы говорим, «бумага все стерпит», но, на самом деле, в те времен, когда не было никакого электричества, это все было сделано. Их выточили, потом их отполировали, но вот сейчас, если присмотреться к ступеням и колоннам, то видно, что, и по ступеням, и по колоннам, по полировке пошла такая рябь, то есть идет процесс выветривания. А выветривание за век, за два такого уровня быть не может, понятно, что эти колонны и ступени гигантские, они сделаны не в 18 веке, не в 17 и даже не в 15, то есть это было очень давно. Все это представляет собой единый какой-то комплекс.

Экскурсия по Санкт-Петербургу подошла к концу. В порту Георгия Сидорова ждет катер «Меркурий», на котором он вместе со своими соратниками отправиться вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Цель экспедиции – поиск следов древнейшей цивилизации Гиперборея, существовавшей на исчезнувшем материке Арктида. О том, что обнаружит Георгий Сидоров в ходе экспедиции, мы расскажем на канале «Достояние планеты»

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси - автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали - центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном. Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана.

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в . Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в и Траяна в , а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из , а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода - залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур - известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник - Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского - шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.


Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее - Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Как добраться

Александровская колонна находится на Дворцовой площади в исторической части города. Здесь проходят многие маршруты общественного транспорта, а также это место очень популярно для пеших прогулок. Ближайшие станции метро - Адмиралтейская и Невский проспект.

Точный адрес: Дворцовая пл., Санкт-Петербург

    Вариант 1

    Метро: по синей или зеленой ветке до станции Невский проспект.

    Пешком: направиться в сторону шпиля Адмиралтейства до пересечения с Адмиралтейским проспектом, а далее справа вы увидите Александровскую колонну.

    Вариант 2

    Метро: по фиолетовойветке до станции Адмиралтейская.

    Пешком: выйти на улицу Малую Морскую и пройти до Невского проспекта. Затем в течение 5 минут можно дойти до пересечения с Адмиралтейским проспектом и до Дворцовой площади.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 1, 7, 10, 11, 24 и 191 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 4

    Автобус: маршруты № 3, 22, 27 и 100 до остановки «Метро Адмиралтейская».

    Пешком: пройти 5 минут до Дворцовой площади.

    Вариант 5

    Маршрутка: маршрут № К-252 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 6

    Троллейбус: маршруты № 5 и 22 до остановки «Невский проспект».

    Пешком: пройти 7 минут до Дворцовой площади.

Также Александровская колонна находится в 5 минутах пешком от Дворцового моста и одноименной набережной.

Александровская колонна на карте
  • Немного цифр: Александрийский столп вместе с ангелом на его вершине составляет в высоту 47,5 метров. Сама фигура ангела с крестом имеет высоту 6,4 метра, а пьедестал, на котором он установлен, - 2,85 метра. Общий вес монумента - около 704 тонн, из них 600 тонн отводится на сам каменный столб. Для его установки потребовалось одновременное участие 400 рабочих и помощь 2 000 солдат.
  • Александровская колонна, что представляет собой цельный кусок гранита, держится на постаменте за счет собственного веса. Она практически никак не закреплена и не закопана в землю. Прочность и надежность памятнику в течение стольких веков обеспечили точные расчеты инженеров.

  • При закладке фундамента в основание Александровской колонны вложили бронзовую шкатулку со 105 монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Они до сих пор там хранятся вместе с памятной доской.
  • Для того, чтобы точно установить монолитное основание колонны на фундаменте, Монферран придумал особый «скользкий» раствор с добавлением мыла. Это позволило несколько раз передвигать огромную каменную глыбу, пока она не приняла правильное положение. А чтобы цемент подольше не замерзал во время зимних работ, в него добавляли водку.
  • Ангел на вершине Александровской колонны символизирует победу российских войск над французами, и во время работы над этой статуей император пожелал, чтобы она была похожа на Александра I. Змея же, которую попирает ангел, должна была напоминать собой Наполеона. Действительно, многие признают определенное сходство ангельского лика с чертами Александра I, однако есть и другая версия, что на деле скульптор лепил его с поэтессы Елизаветы Кульман.

  • Еще во время строительства Александровской колонны Монферран предлагал для подъема на вершину сделать внутри столба потайную винтовую лестницу. По расчетам архитектора, на это понадобился бы один резчик по камню и один подмастерье для выноса мусора. Сама же работа могла бы занять до 10 лет. Однако Николай I отверг идею, поскольку опасался, что в итоге стенки колонны могут быть повреждены.
  • Первое время петербуржцы воспринимали новую достопримечательность с опаской - ее небывалая высота вызывала сомнения в устойчивости. И чтобы доказать безопасность колонны, Огюст Монферран стал сам каждый день прогуливаться у монумента. Неизвестно, убедила ли эта мера недоверчивых горожан или же попросту они привыкли к памятнику, но в течение нескольких лет он стал одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  • С фонарями, окружающими Александровскую колонну, связана одна забавная история. Зимой 1889 года Северную столицу наводнили слухи, что с наступлением темноты на памятнике появляется загадочная буква N, а утром она бесследно исчезает. Этим заинтересовался министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф, который решил проверить сведения. И каково же было его удивление, когда светящаяся буква действительно появилась на поверхности колонны! Но несклонный к мистицизму граф быстро разобрался в загадке: оказалось, что на стекле фонарей было клеймо изготовителя - компании Simens, и в определенный момент свет ложился так, что буква N отражалась на монументе.
  • После Октябрьской революции новые власти решили, что фигура ангела над городом, где стоит крейсер Аврора - неуместное явление, от которого нужно срочно избавиться. В 1925 году вершину Александровской колонны попытались укрыть колпаком с воздушного шара. Однако раз за разом ветер относил его в сторону, и в результате эту затею оставили, так и не добившись успеха. Помимо того, считается, что одно время ангела хотели заменить Лениным, но и эта идея не дошла до реализации.
  • Есть легенда, что после объявления о первом полете в космос в 1961 году на постаменте, где находится ангел с крестом, появилась надпись «Юрий Гагарин! Ура!». Но на вопрос, как смог ее автор подняться практически на вершину колонны, да еще оставшись незамеченным, так и не найдено ответа.
  • Во время Великой Отечественной войны колонну пытались замаскировать, чтобы уберечь от разрушения (как и остальные петербургские памятники). Однако ввиду огромной высоты монумента это удалось сделать лишь на 2/3, и вершина с ангелом была незначительно повреждена. В послевоенные годы фигуру ангела восстановили, также она подвергалась реставрации в 1970-х и в 2000-х годах.
  • Одной из относительно новых легенд, связанных с Александровской колонной, является слух, что на самом деле она закрывает собой старинное месторождение нефти, открытое еще в 19-м веке. Откуда пошло это поверье - сложно сказать, но в любом случае оно совершенно не подтверждается фактами.

Вокруг памятника

Поскольку Александрийский столп расположен в сердце города, рядом с ним находится большая часть знаменитых петербургских достопримечательностей. Прогулкам по этим местам можно посвятить не один день, ведь, кроме архитектурных памятников, здесь есть музеи, которые будет интересно посмотреть не только снаружи.

Итак, рядом с Александровской колонной можно посетить:

Зимний дворец - один из шедевров архитектора Б.Ф. Растрелли, созданный в 1762 году. Вплоть до Октябрьской революции он служил зимней резиденцией нескольких российских императоров (отсюда, собственно, и произошло его название).

Грандиозный музейный комплекс, основанный Екатериной II, находится буквально в двух шагах от колонны. Его богатые коллекции живописи, скульптуры, оружия, древних предметов быта известны не только в , но и во всем мире.


Музей А.С. Пушкина - бывший особняк князей Волконских, где некогда жил поэт и где сохранились его подлинные вещи.


Музей Печати - интересное место, где можно узнать об истории печатного дела в России. Он расположен в 5-7 минутах ходьбы от Александровской колонны на другом берегу реки Мойки.


Дом ученых - бывший Владимирский дворец и бывший советский клуб научной интеллигенции. В нем и сегодня работают несколько научных секций, проходят конференции и деловые встречи.


Еще больше исторических памятников и просто интересных для прогулки мест можно найти по другую сторону от Невского проспекта и Дворцового проезда.

Ближе всего к Александровской колонне расположены:

«Дом вверх дном» - развлекательный центр, включающий несколько комнат с «перевернутым» интерьером. Посетители приходят сюда в основном за веселыми фото.


Александровский сад - парк, основанный в 1874 году и сегодня находящийся под охраной ЮНЕСКО. Полный зеленых газонов, аллей, цветников, он станет отличным местом для отдыха после экскурсии к Александровской колонне и перед осмотром новых достопримечательностей.


Медный всадник - знаменитый памятник Петру I, выполненный Этьеном Фальконе в 1770 году по указу Екатерины II. Со времен 18-го века и до наших дней он является главным символом Санкт-Петербурга, героем сказок и поэм, а также объектом многочисленных примет, поверий и легенд.


Адмиралтейство - еще один известный символ Северной столицы, шпиль которого служит ориентиром для многих туристов и гостей города. Изначально построенное как верфь, сегодня это здание считается шедевром мировой архитектуры.


Исаакиевский собор - уникальный образец позднего классицизма и крупнейший храм Санкт-Петербурга. Его фасад украшают более 350 скульптур и барельефов.


Если же пройти от Александровской колонны по Дворцовому мосту на другой берег Невы, можно попасть на Васильевский остров, который считается одной большой достопримечательностью. Здесь расположено здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, барочный дворец Меньшикова и многое другое. Сам остров с его удивительной планировкой, строго параллельными улицами-линиями и богатой историей достоин отдельной экскурсии.


Словом, куда бы вы ни отправились от Александровской колонны, в любом случае попадете к одному из важных исторических памятников. Будучи одним из символов Санкт-Петербурга, она окружена такими же знаковыми монументами и старинными зданиями. Сама Дворцовая площадь, где находится колонна, включена в список ЮНЕСКО и является одним из лучших архитектурных ансамблей России. Зимний Дворец, штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб образуют здесь роскошное ожерелье шедевров архитектуры. В дни праздников площадь становится площадкой для концертов, спортивных состязаний и других мероприятий, а в зимнее время здесь заливается огромный каток.

Визитная карточка

Адрес

Дворцовая пл., Санкт-Петербург, Россия

Что-то не так?

Сообщить о неточности

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу " .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх