Успенский Николай Васильевич (1837–1889). Профессор николай дмитриевич успенский

Успенский Николай Васильевич родился в 1837 г. в селе Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии - писатель - демократ.

Отец его - деревенский священник, обремененный большой семьей и постоянно нуждавшийся. Еще в ранние годы Николай Васильевич близко узнал тяжелую жизнь крепостных крестьян, помещичьей дворни.

С 1848-56 учился в Тульской духовной семинарии, бурсацкий быт которой, мертвящая система обучения, невежество учителей, своеволие бурсаков неблагоприятно сказались на воспитании будущего писателя, хотя уже тогда проявились его литературные интересы.

Успенский решает уйти из семинарии и едет в Петербург, где поступает, по примеру многих разночинцев того времени, в Медико-хирургическую академию. Попав в атмосферу оживленной студенческой жизни, он приобщается и к литературной жизни столицы.

В 1857 на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Вскоре произведениями Николая Васильевича заинтересовался Некрасов , он привлек писателя к сотрудничеству в «Современнике». Успенский переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но здесь он учится всего лишь год, целиком отдавшись литературной работе.

Эпизоды раннего периода жизни писателя (деревенские впечатления, семинария, студенческий быт) нашли отражение в ряде его автобиографических произведений

«При своем деле»,

«Брусилов»,

«Декалов» и другие.

Рассказы и очерки Николая Васильевича, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю.

В 1861 вышла первая книга его рассказов. В статье Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Зарубежная буржуазная действительность вызвала резкие критические суждения радикально настроенного разночинца. Он иронически относится и к русским либералам, восхвалявшим только что проведенную крестьянскую реформу. В близости революционно - демократическому лагерю «Современника» состояла сила суждений писателя.

Однако идейная его убежденность была недостаточно прочной. Вскоре по личным мотивам он порывает с Некрасовым и «Современником».

Дальнейший жизненный и писательский путь Успенского Николая Васильевича был запутанным, противоречивым, приведшим, в конце концов, к трагической развязке. Некоторое время он учительствует в Яснополянской школе Л. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в различных печатных органах, вплоть до реакционных. Вышедшие незадолго до смерти его мемуары «Из прошлого» получили скандальную известность, так как в них, наряду с некоторыми ценными биографическими материалами, содержалось немало тенденциозных и прямо клеветнических выдумок по отношению к виднейшим деятелям русской литературы. Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели писателя к самоубийству.

Ценнейшая часть литературного наследия Успенского Н.В. - его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского, заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах Успенский со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других он рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий.

Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором писатель, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»), Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Николая Васильевича Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста - его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей.

Авторское отношение в рассказах Успенский не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки его периода общественного подъема 60-х гг. способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.

Дальнейшее творчество писателя посвящено в основном изображению пореформенной жизни России, преимущественно деревенской, которую писатель лучше всего знал. В своих произведениях он говорит о губительности для народа пережитков крепостного права, росте буржуазных отношений, бесплодности либерально-земских «забот» о народном благе, рассказывает о повсеместном разорении крестьянства

«Федор Павлович»,

«Производительные силы»,

«Деревенский театр»,

«Издалека и вблизи»,

«Егорка-пастух»,

«В земской управе» и др.

Произведения этого периода не получили у современников столь широкого признания, как первая книга рассказов писателя, но и они многое дают для познания русской пореформенной действительности, говорят о меткости наблюдений художника.

Творчество Успенского Николая Васильевича было предметом споров, разных оценок в критике.

Со статьями и рецензиями о его произведениях выступали Чернышевский, Достоевский , Михайловский , Бунин , М. Горький.

Плеханов в статье «Литературные взгляды Н. Г. Чернышевского», отвергая либерально-народнические суждения об Успенском, писал: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему... как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы». Лучшие произведения У. способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности.

В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.

И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.

Детство и юность

Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать - русской.


Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.

В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.

Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.


Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.

Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.


Эдуард Успенский придумал героев любимых мультфильмов

Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.

Литература

Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции. Произведения автора ценят такие европейские мастера детской литературы, как , и Анна Шмидт.


"Папа" Чебурашки - Эдуард Успенский

Наиболее известными для широкого круга читателей книгами этого великого автора являются истории про Простоквашино, в которых есть , и . Еще популярными стали рассказы, в которых участвуют и . Большое распространение получило одно из первых сочинений автора «Вниз по волшебной реке».

История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.


Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.

С приходом популярности в конце 1970-х годов Эдуард Успенский начинает выступать в радиопередачах - читать стихи и рассказы. Он пишет пьесы, рассказывающие о любимых персонажах. В 1980-х годах выходит первый сборник с историями о , Матроскине, Колобке.

Мультфильм "Трое из Простоквашино"

Еще из-под пера Эдуарда Успенского вышли сказки «Гарантийные человечки» и «Следствие ведут колобки». Популярностью пользуется стихотворение «Страшная история».

Эдуард Николаевич поработал и на телевидении. Он стал идейным вдохновителем и автором цикла передач для детей разного возраста.


Советский и российский писатель неоднократно получал премии. В 1997 году ему вручили орден «За заслуги перед отечеством». В 2010 году Эдуард Николаевич стал лауреатом премии имени , которая вручается выдающимся детским писателям.

В ноябре 2017 года Эдуард Николаевич написал открытое письмо Президенту РФ , в котором обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав. По словам литератора, новые серии «Простоквашино» вышли без ведома Успенского. Автор утверждает, что не давал согласия на производство продолжения.

"Возвращение в Простоквашино"

В озвучивании любимых героев участвовали , и . Антон и Юлия высказали сожаление, что Эдуард Николаевич так резко высказался о новых сериях мультипликационного фильма. Первый выпуск продолжения, вышедший в апреле 2018 года, собрал в Сети несколько миллионов просмотров.

В мае вышел второй эпизод мультфильма. Серию посвятили памяти Олега Табакова. В первый же день выпуск посмотрели 25 миллионов человек.

Личная жизнь

Семья всегда вдохновляла писателя, особенно в создании самых неожиданных персонажей. Яркую и незабываемую Шапокляк автор придумал, вспоминая о своей бывшей жене Римме. По словам знаменитого автора, супруга отличалась вредностью. Хотя в образе, продолжает он, есть и некоторые собственные неприглядные черты самого литератора.


А детский выкрик дочери послужил сначала источником имени Чебурашки, а впоследствии – и всей истории этого персонажа. Этот герой стал легендарным – сначала он полюбился жителями страны восходящего солнца, а затем стал символом России на спортивных соревнованиях.

Эдуард Успенский был трижды женат. От первого брака, продлившегося 18 лет, у него осталась дочь Татьяна, у которой уже есть своя семья и которая подарила папе внука и внучку. От второго брака у писателя тоже остались дети: две дочери-близняшки, которых пара удочерила.


Третий раз Эдуард Николаевич женился на популярной телеведущей – избранницей автора стала Элеонора Филина. Вместе с возлюбленной писатель вел радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». В итоге служебные отношения переросли в реальный роман.

Бракоразводный процесс с последней супругой оказался громким – жена выступала на телевидении и в прессе с громкими заявлениями, публично обсуждала жизнь с писателем.

После десятилетий совместной жизни, когда вся страна считала эту пару образцовой, Элеонора обиделась на подавшего на развод мужа и стала рассказывать, что на самом деле представлял собой союз с писателем. Было сказано много неприятных слов в адрес теперь уже бывшего мужа, нелицеприятно характеризующих характер мужчины и поведение в быту.


Однако мало кто знает, что, пока бывшая жена выступала на телевидении, сам писатель боролся с тяжелой болезнью – раком. Мужчина уехал в Германию, где проходил курс химиотерапии. Сначала Элеонора была рядом с супругом, заботилась о литераторе, но терпения женщины хватило на несколько месяцев, после чего Филина просто уехала обратно в Россию и оставила Эдуарда одного в чужой стране.

Успенский долгое время никак не комментировал действия Элеоноры, но однажды выступил с заявлением, что причина такого поведения женщины – огромные денежные долги, которые, по словам писателя, бывшая жена хочет закрыть за счет средств Эдуарда Николаевича.

Скандальный "Прямой эфир" с Элеонорой Филиной

Тем не менее, характер у Эдуарда и правда был непростой, это подтверждают родственники и коллеги. Совладать с ним и продуктивно поддерживать личные и рабочие отношения могли далеко не все. Некоторые отдельные черты характера Эдуарда Николаевича в какой-то момент даже поставили крест на тогда еще неизвестной истории о – сочинение отказывались брать в печать, боясь внезапных скандалов и претензий со стороны писателя.


Писатель редко писал на заказ, так как не считал нужным вносить коррективы в истории по велению сторонних людей. Эта неуступчивость часто портила рабочие и личные отношения писателя. С другой стороны, может, без нее не увидели бы свет любимые публикой персонажи Успенского в том неповторимом виде, который придал им автор.

Что касается самого писателя, то мужчина обожает животных и птиц, у него дома постоянно живут попугаи и собаки, за которыми литератор с удовольствием ухаживает. Эдуард работает каждый день, сочиняет в загородном доме и в Москве. В свободное время любит смотреть зарубежные сериалы, особенно на медицинскую тематику. Любимым многосерийным фильмом Успенского является « ».


Известно, что Эдуард Николаевич уважал творчество . Именно поэтому харизматичному актеру доверили дубляж кота из Простоквашино.

В апреле 2018 года писатель дал интервью, в котором рассказал, что рядом с ним находится вторая супруга – Елена Успенская. Женщина простила бывшего мужа и вернулась. Последнее время Эдуард с женой жили в мире и согласии, поддерживали друг друга и не вспоминали о прошлом. Пара надеялась, что писатель справится с недугом.


А Элеонора Филина, оказывается, ушла к молодому любовнику, который младше нее на 30 лет. Телеведущая взяла кредит на 6 млн рублей, чтобы парень открыл бизнес, но дело прогорело.

Сама Филина в этом не признается. Женщина только говорит, что не смогла больше быть рядом с деспотичным мужем. По словам Элеоноры, с Успенским Филина хотела развестись давно, но ее останавливали состояние здоровья мужа и диагноз.

Смерть

14 августа 2018 года в своем московском доме. Причиной смерти писателя стал рак, с которым он боролся на протяжении нескольких лет. Он проходил лечение в Германии, после операции болезнь ненадолго отступила.

Дома накануне трагедии, по словам дочери Ирины, Эдуард Николаевич , ему потребовалась медицинская помощь.

Библиография

  • 1966 – «Крокодил Гена и его друзья»
  • 1972 – «Вниз по волшебной реке»
  • 1974 – «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  • 1975 – «Гарантийные человечки»
  • 1976 – «Удивительное дело»
  • 1983 – «Каникулы в Простоквашино»
  • 1985 – «Вера и Анфиса в поликлинике»
  • 1987 – «Колобок идёт по следу»
  • 1990 – «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы»
  • 1997 – «Зима в Простоквашино»
  • 2001 – «Грибы для Чебурашки»
  • 2007 – «Новая жизнь в Простоквашино»
  • 2011 – «Гарантийные человечки возвращаются»
  • 2011 – «Привидение из Простоквашино»

Успенский Н. В.

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.
Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».
В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Успенский Н. В." в других словарях:

    Успенский Г. И. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 1902) выдающийся русский писатель. Р. в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии сперва в Туле, потом в Чернигове. Вспоминая о своем детстве и юности, У. рисовал всегда это время мрачными… … Литературная энциклопедия

    - (Глеб Иванович) известный писатель. Род. 14 ноября 1840г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палатыгосударственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях;поступил сначала в петербургский унив., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    УСПЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Успенский Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в… … Русские фамилии

    Успенский Э.Н. Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937) Русский писатель. Среди произведений повести сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970). Афоризмы, цитаты Дядя Федор, пес и кот Сейчас без языка нельзя.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Глеб Иванович (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков Нравы Растеряевой улицы, 1866, Разорение, 1869, Власть земли, 1883, и др.). Творчество… … Современная энциклопедия

    Прил., кол во синонимов: 1 успеньев (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Распространенная русская фамилия, происходящая от православного праздника Успения. Также, вероятно, что фамилия «Успенский» по происхождению образована от названия храма, и принадлежала родоночальнику, который возможно был священнослужителем… … Википедия

    Глеб Иванович Успенский Псевдонимы: Г. Брызгин Дата рождения: 13 (25) октября 1843 Место рождения: Тула Дата смерти: 24 марта (6 апреля) 1902 Место смерти: Санкт Петербу … Википедия

    I Успенский Виктор Александрович , советский музыкант этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). В 1913 окончил… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Глеб Успенский. Собрание сочинений. В девяти томах (комплект из 9 книг) , Успенский Г.. Глеб Иванович Успенский (1843-1902) - русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных…

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)

Известный писатель.

Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку.

С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком.

С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой.

Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя.

Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть.

С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием.

С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя.

После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров.

Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов.

П. Быков. {Брокгауз} Успенский, Николай Васильевич - русский писатель.

Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского.

Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил.

Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.

В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой.

В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции.

Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой.

В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода". В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики.

Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными.

Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев.

У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью.

Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры.

При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа. Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933. II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь;

Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"]. А. Е. {Лит. энц.}



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх