Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература как средство патриотического воспитания

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству .

Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний .

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Взрослый примером литературных героев, и своим должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние героев художественных произведений и окружающих (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, сострадания, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей .

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Почерпнуть знания о культуре поведения и общения мы можем как в повседневной жизни, так и со сказок, потешек, стишков .

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. .

Условием полноценного развития старших дошкольников является чтение художественной литературы, анализ прочитанного, содержательное общение.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления .

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

По мнению Ф.А. Сохина художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка .

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересует не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма) .

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества .

Характерная черта восприятия художественного произведения детьми - это единство чувствующего и мыслящего.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях .

Можно выделить в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами .

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность, выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения .

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду .

Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.

Образцы художественной литературы различны по своему воздействию: в рассказе дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями .

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие "языку-учителю", который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу .

Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия "текст", общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе.

В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

стилистический

типологический

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка .

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи .

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:

обнаружение в тексте образных слов;

объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. .

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи. Следует стремиться к тому, чтобы работа над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова, многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога по данной программе. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной культуры, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов .

Работу по развитию речи детей дошкольного возраста педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, затверживания отдельных трудных грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств, в разных формах общения в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.

Таким образом, из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Выводы по первой главе

Изучив психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования лексической стороны речи, у старших дошкольников средствами художественной литературы, можно сделать следующий вывод, что от уровня владения ребенка лексикой, зависит развитие диалогической и монологической речи в дальнейшей жизни, умение общаться со сверстниками и взрослыми, и определяет уровень готовности к обучению в школе. Лексика - совокупность слов какого-либо языка или диалекта. Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые, можно сказать, что важными являются: обогащение словаря детей новой лексикой; активизация словаря; уточнения значения отдельных слов и словосочетаний; замена диалектизмов, говоров словами литературного языка, развитие образной речи, это обогащение активного словаря детей образному выражению поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, эпитетами, метаформами; ознакомление детей со значением слова, обучение пониманию многозначности, синонимичности и переносное значение слов; усвоение обобщающих понятий. Исследуя особенности формирования речи у старших дошкольников средствами художественной литературы, используя в практической деятельности для расширения словарного запаса сказки, потешки, стишки и. т.д. Я убедилась, что они оказывают эффективное воздействие на формирование лексической стороны речи у старших дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Речь детей к пятилетнему возрасту становится полноценным средством общения, т.к. лексический запас нормально развивающегося ребёнка пяти лет позволяет ему свободно общаться, высказывать свои мысли, рассказывать сказки, составлять рассказы. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений:

основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса, речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение .

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. / Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, ста-новится как бы их участником .

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного оценочного отношения к действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основ-ных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою .

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов -- Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. А.М. Виноградова предлагает примерный план использования художественных произведений в воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе группы. Для работы на занятиях она предлагает следующую литературу.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но очень важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неиз-вестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок правда был гадкий?», «Почему Принц не женился на Русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Например, воспитательница, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» -- «Потому что он спешил домой», -- отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Говорить нужно, прежде всего, о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Нужно спросить у детей, что их больше всего взволновало, и они ответят: как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках крепко держал в руках девочку. А чтобы обратить внимание детей на скромность героя, можно у них спросить: «Почему наш герой так быстро ушел, и почему его искали пожарные, милиция, фотогра-фы?». Ответить на этот вопрос детям надо помочь: парня хотели поблагодарить за его смелый, мужественный поступок, за его подвиг, но он был не только смелым, но и скромным. И подвиг свой он совершил не ради награды, а просто чтобы помочь людям.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т. п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным, педагог может обратиться к ним так: «О чем бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?» При этом он должен прислушаться к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком на-правлении развиваются их чувства, представления.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются тяжелые душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом -- котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесо-образно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, сле-довательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей срав-нивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого -- это несправедливо, нечестно.

Анализируя рассказ В. Осеевой, надо особенно подчеркнуть переживания мамы. «Вспомните, дети, как описывает В. Осеева переживания мамы?» -- спрашивает педагог и после нескольких коротких ответов детей подытоживает: «Мама, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Мама так расстроилась, что даже не легла в постель, уснула за столом. И когда мальчик босиком, в одной рубашке бросился к ней, приподнял ее лицо, чтобы сказать правду, он увидел: смятый мокрый платочек лежал под ее щекой. Что же было с мамой?» Дети отвечают: «Мама плакала». У некоторых более эмоциональных детей глаза становятся влажными, они тяжело вздыхают.

Идея рассказа Н. Носова «Фантазеры» перекликается и с «Карасиком» того же автора, и с «Почему?» В. Осеевой; содержание рассказа «Фантазеры» заключается в следующем:

Мальчик Игорь тайком от мамы съел полбанки варенья и свалил все на свою младшую сестренку Ирочку, измазав ей, спящей, губы вареньем. Утром мама наказала Иру, а Игорю дала еще варенья. Игорю противопоставлены веселые и добрые мальчики, которые сочиняют смешные, неправдоподобные истории, соревнуясь друг с другом в своем «искусстве». Игорь смеется над ними: «Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Мальчики, Стасик и Мишутка, отказываются с ним играть, а встретив плачущую Иру, успокаивают ее, угощают мороженым.

Проводя беседу после чтения этого рассказа, педагог продолжает развивать представления детей о справедливости и честности. Сначала ребята затрудняются правильно оценить поступки трех мальчиков, которые, как будто бы все говорят неправду. Хорошие они или плохие? Воспитатель должен помочь им в этом, но прежде выяснить, как оценят дети Стасика и Мишутку, с одной стороны, лгунов фантазеров, с другой -- добрых, справедливых, резко осудивших поступок приятеля. Несмотря на то, что эмоционально дети совершенно правильно воспринимают образы Стасика и Мишутки (смеются, радуются каждой новой придуманной ими истории), в своей оценке они часто бывают необъективны («Все мальчики плохие, они все врали»), многие не могут объяснить разницу в характере той и другой лжи. В этом случае педагог спрашивает: «Дети, одни из вас считают, что все мальчики плохие, лгуны, другим Мишутка и Стасик нравятся. Кто же прав? Давайте подумаем вместе. Сначала расскажите об Игоре. Какой он?» Дети отвечают, что Игорь плохой, обидел сестренку, и мама ее наказала. «А с Мишуткой и Стасиком вы бы стали играть?» -- спрашивает тогда воспита-тель. Дети: «Стали бы. Они веселые, смешные, добрые. Ирочку пожалели».-- «Но ведь многие из вас сказали, что они плохие, вруны. Что же получается? Подумайте!» -- предлагает взрослый. Дети растерянно молчат, потом кто-либо из них непременно скажет: «Мишутка и Стасик не врали, они фантазировали, сочиняли истории». -- «Конечно, -- подтверждает педагог, -- разве кто-нибудь из вас видел живого Кащея Бессмертного или Бабу Ягу? Нет. Только в кино. А ведь их тоже придумали, о них сочинили сказки. Вот и Мишутка со Стасиком сочиняли, но никому никакого вреда не сделали, а Игорь поступил так, что пострадала его сестренка. Это жестоко и несправедливо».

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состоянии, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечают дети: «Несправедливо к ним относились, а я хорошо ко всем отношусь, потому что утенок не гадкий, это красивый лебедь, а серая звездочка любила цветы и пользу им приносила. И младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогают переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. И т. п.

Но воспитатель должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться или заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотнесение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо также, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи .

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И. Чуковский» и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре ребята смотрят картины, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Консультация для воспитателей на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка".

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга - это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Наталья Илюшкина
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе , к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного , нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка .

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе . Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе . Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка , обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения , развивает речь , прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи , также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка , обогащают ребенка эмоциями .

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том , что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком .

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа . Искусство слова отражает действительность через художественные образы , показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь , формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения , раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка , развивает его восприимчивость , эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека : воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений , дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой

юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение , фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений , переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка . Слово может окрылить ребенка , вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так , как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность) .

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду , учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи , а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников , способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание , умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Воспитатель: Чибрякова Наталия Павловна

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак

« Литература служит представительницей умственной жизни народа»

Н. А.Некрасов

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову , определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого; легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

Воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

Пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

Воспитания умения слушать произведение и анализировать;

Развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка;

Умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

Контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.

Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы – с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх