Мюзиклы и композиторы. Лучшие мюзиклы

Летним теплым вечером или дождливым днем предлагаем вам окунуться в смесь музыки, песен, танцев ,комедии и драмы . Поднять себе настроение или, может, чуточку погрустить. Представляем вам 5 самых знаменитых мюзиклов мира :

«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) (1956)

В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» , в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста.
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла.

«Нотр-дам де Пари» (Notre-Dame de Paris)(1998)

Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Впервые он был показан в Париже 16 сентября 1998 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый успешный первый год работы.

"Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.
В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.
За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

"Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

"Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.
Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.
Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн.

"Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.
За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Приятного вам просмотра!

Мюзикл вырос из смешения множества развлекательных легких жанров - от варьете до балета. Первый мюзикл «Black Crook» был поставлен в Нью-Йорке еще в 1866 году. Он представлял собой смесь балета, мелодрамы, комедии и оперетты. Именно это представление стало основой нового, необычного жанра. Музыкальные комедии, завоевавшие популярность чуть позже, продолжили идею «Black Crook», однако, в них на первый план выходили актуальные музыкальные мелодии в исполнении известных актеров, а сюжет был необязательным, практически вторичным элементом.

Именно с тех пор в мюзиклах сохраняются наиболее актуальные и музыкальные движения и темы, характерные для времени их . Жанр музыкальной комедии стремительно развивался, и к нему стали обращаться и талантливые . В соавторстве с заслуженными поэтами и литераторами они создавали полноценные истории, облеченные в легкую и понятную зрителю музыкальную форму. Долгое время все мюзиклы производились исключительно в Америке и Британии, но в 1985 году прогремели «Отверженные», ставшие первым французским мюзиклом. Фактически, они послужили толчком для написания многих других французских, австрийских, немецких и венгерских произведений.

Самые известные мюзиклы

Список самых известных произведений в жанре мюзикла без сомнения «Моя прекрасная леди». Либретто мюзикла было создано Аланом Лернером на базе пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Музыку к мюзиклу ерик Лоу. Сюжет этого мюзикла в целом повторяет сюжет пьесы. В нем рассказывается, как знаменитый профессор фонетики заключил со своим другом спор о том, что сможет превратить обычную цветочницу в изысканную молодую леди. Профессор выиграл спор, но это привело к неожиданным последствиям. Премьера «Моей прекрасной леди» состоялась на Бродвее в 1956 году. Представление имело дикий успех, билеты покупались за полгода. Спустя несколько лет был снят фильм «Моя прекрасная леди», в котором играла главную роль неповторимая Одри Хэпберн.
Существует студийный альбом Jesus Christ Super Star. На этой записи все роли исполняют выдающиеся рок-вокалисты своего времени.

На основе «Берлинских историй» Кристофера Ишервуда был создан уникальный мюзикл «Кабаре». В «Кабаре» речь идет о молодом американском писателе, который оказался в Берлине в начале тридцатых годов, где и влюбился в певицу из кабаре. Их роман оказался необычным и очень ярким. Но когда писатель собирается переезжать в Париж, возлюбленная отказывается следовать за ним. По ходу действия кабаре заполняется людьми с изображением свастик на рукавах. Музыку создал Джон Кандер, а – Фред Эбб. «Кабаре» впервые было показано на Бродвее в 1966 году. Позднее был снят ставший легендарным фильм с Лайзой Миннелли.

В фильме «Моя прекрасная леди» вместо Одри Хэпберн поет профессиональная певица Марни Никсон.

Скандальный и знаменитый мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» был создан Эндрю Ллойдом Вебером и Тимом Райом. Изначально они собирались создать , использующую современные музыкальные средства, но при этом вполне традиционную. Но получилась рок- , в которой целиком отсутствуют драматические элементы, а все действие основано на речитативах и вокале. В текстах арий используется вполне современный язык, а сами арии стилизованы под творчество известных рок-групп. В мюзикле рассказывается о последней жизни Иисуса. Фактически, главным героем мюзикла является разочарованный Иуда Искариот. Премьера мюзикла состоялась в 1971 году на Бродвее.

Мюзикл «Все о Золушке»

Московский театр мюзикла
от 6 лет
22-31 октября, 1, 11-15 ноября, 2-6 декабря, 10, 13 декабря 2015, 3-10 января 2016

Мюзикл Олега Глушкова на музыку Раймонда Паулса поставлен по пьесе Дмитрия Быкова, который по-своему интерпретировал знакомую всем историю и к сказке о Золушке добавил и другие знаменитые истории и героев. Что скрывает Король? Чем занимается Принц, пока гуляет ночами по лесу; и такая ли уж добрая Фея-Крестная?
Помимо сюжета стоит отметить интересные костюмы, напоминающие стиль бёртоновской «Алисы в Стране Чудес», и декорации – в качестве них использованы световые эффекты и видеопроекции. Идти на мюзикл можно смело всей семьей и с детьми любого возраста.

Мюзикл «Призрак оперы»

Оригинальная лондонская постановка Камерона Макинтоша и The Really Useful Theatre Company Limited по мотивам романа Гастона Леру спустя 28 лет после создания добралась и до российских зрителей. Мюзикл «Призрак Оперы» удостоен более 70 театральных наград, в Лондоне и Нью-Йорке этот спектакль — музыкальная достопримечательность.
Актеров для российской версии легендарного мюзикла искали в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Саратове, Перми, Минске, Киеве и Риге. Зрители перенесутся в Парижскую оперу, артистов которой терроризирует грозный призрак. Потрясающие декорации и постановка, однозначно, стоят просмотра.


Мюзикл «Волшебник Изумрудного города»

Мюзикл Игоря Якушенко по известной сказке Н. Волкова «Волшебник Изумрудного города» расскажут о путешествии маленькой Дороти и ее друзей – собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела за счастьем и мечтой. Либретто по мотивам сказок Л.-Ф. Баума и Н. Волкова написали Роксана Сац и Виктор Рябов. Герои победят злую колдунью и не собьются с пути, несмотря на все ее козни, чтобы понять, что то чего они искали, всегда было с ними.

Мюзикл «Летучий корабль»

Театриум на Серпуховке
от 4 лет
16-18 октября, 4-5 и 27-29 ноября 2015, 30-31 января 2016

Сюжет сказки «Летучий корабль» знаком нам всем по культовому советскому мультфильму с песнями Юрия Энтина и Максима Дунаевского. В красочном мюзикле с красивыми костюмами и декорациями занята вся труппа театра, звучат песни на музыку Дунаевского, например, знаменитая песенка Водяного «Я водяной, я – водяной, никто не водится со мной» и частушки Бабок Ежек.

Мюзикл «Школа лесной магии»

В этом ярком мюзикле принимают участие юные артисты из Академии Детского Мюзикла, многие из которых выступают также в театре «Московская оперетта». В постановке дети играют роли учеников школы Бабы Яги. Музыку для спектакля написала композитор Гельсят Шайдулова, а сам спектакль стал уже третьим отчетным концертом от юных дарований Академии Детского Мюзикла. Постановочная группа знакома зрителям по мюзиклу «Снежная королева» (Театр Эстрады). Продюсерами проекта стали создатели и руководители Академии Детского Мюзикла Татьяна Пластинина и Анна Саакян, до этого успешно продюсировавшие мюзиклы «Карлсон, который живет на крыше» и «Снежная королева».

Мюзикл «Пеппи Длинныйчулок»

Театр «Русская песня», Московский Мюзик-Холл
от 5 лет
16 октября, 29 ноября, 20 декабря 2015

Прекрасный спектакль от артистов Музыкального театра юного актера, роли в котором наряду с профессиональными актерами исполняют дети. Авторы мюзикла поставили перед собой задачу создать полную версию музыкального спектакля Владимира Дашкевича и Юлия Кима (в 1984 году вышел художественный фильм «Пеппи Длинныйчулок» с песнями композитора Владимира Дашкевича и автора слов Юлия Кима). Маленькие артисты познакомят юных зрителей с историей про замечательную девочку, которая смогла воплотить мечту всех детей и делала то, что хочется, а не то, что говорят старшие. Премьера пройдет в театре Надежды Бабкиной «Русская Песня», а впоследствии спектакль покажут на сцене «Мюзик Холла».


Музыкальный спектакль «Приключения Тома Сойера»

Детский музыкальный театр юного актера (на сцене Театра киноактера)
от 8 лет
18 октября 2015

В Театре юного актера эту поставновку по роману Марка Твена особенно любят, в ней задействованы дети-актеры. Музыку к спектаклю написал Виктор Семенов, получился гармоничный синтез американского джаза и русской классики. Зрители познакомятся с мальчишками из обычного провинциального американского городка и наверняка проникнутся симпатией к главному герою. За неполных два с половиной часа неунывающий Том Сойер успеет найти свою любовь, стать свидетелем убийства, защитить невиновного и разоблачить убийцу, стать пиратом и пожить на острове, заблудиться в пещере и найти настоящий клад.

Мюзикл «Садко и Царевна Морская»


от 9 лет
31 октября, 5 декабря 2015

В этом мюзикле былинный эпос перелетается с современной музыкой. Зрители познакомятся с легендарным певцом Садко, который устоял перед искушениями и отказался от золотых гор, обещанных ему Царем Морским. Садко выбрал сторону чести и верности родной земле. Музыку для спектакля написал известный театральный композитор В. Качесов, а сам мюзикл идет в сопровождении симфонического оркестра.

Мюзикл «Волк и семеро козлят»

Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва
от 5 лет
25 октября, 15 и 22 ноября 2015


Над спектаклей трудились молодой композитор Николай Орловский и автор либретто Михаил Садовский. Маленькие зрители будут с замиранием сердца следить за приключениями дружных козлят, побывают в домике Козы, в норе Волка и в деревне у Кузнеца, поймут, как сильна материнская любовь, и научатся дружбе и взаимовыручке. Он знакомой сказки спектакль отличает новый персонаж — мудрая ворона, которая в курсе всех лесных дел и всегда рада помочь Маме-Козе.

Музыкальный спектакль «Праздник непослушания»

Театр киноактера
от 5 лет
10, 31 октября, 14, 28 ноября, 12, 26 декабря 2015

Музыкальный спектакль по сказке Сергея Михалкова расскажет о взаимоотношениях непослушных детей и их родителей. Добрая и веселая история учит любви и ответственности, правильно оценивать добро и зло, различать плохое и хорошее. А большинство персонажей спектакля — такие же дети, как зрители в зале или актеры на сцене.
Автор музыки, постановщик и продюсер мюзикла — композитор Ашот Филипп.


Мюзикл «Фунтик»


Продюссерская компания «Триумф» представляет семейный мюзикл по мотивам знаменитого мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика». Зрителям покажут эстрадно-цирковое шоу: авторы постарались воссоздать атмосферу старинного передвижного цирка во всей полноте. Сцену укроет огромный цирковой шатер, над головами героев пролетит настоящий дирижабль, а машина дядюшки Мокуса с настоящим электромотором способна ездить не только по сцене, но и по улице. Постановку посвятили 75-летию Валерия Шульжика, автора сценария мультфильмов о знаменитом поросенке.


Мюзикл «Остров сокровищ»

3D-мюзикл по мотивам известного произведения Роберта Стивенсона от продюсерской компании «Триумф» позволит зрителям почувствовать себя пиратами. Эффект вовлеченности в морское путешествие создают при помощи новейших технологий и 3D-экрана, высотой с трехэтажный дом. К тому же постановщики слегка «осовременили» сюжетную линию истории, которая вот уже 130 лет не теряет своей актуальности.

Опера «Съедобные сказки»

Детский музыкальный театр имени Натальи Сац
от 6 лет
24 октября 2015

Опера в двух действиях на стихи Льва Яковлева по книге Маши Трауб. Много веков подряд родители играют с детьми и рассказывают им сказки. И в сказках всегда находятся ключи к самым сложным задачам. Все серьезные разговоры и все самые серьезные дела в мире можно решить, играя со своими детьми, решил Георгий Исаакян, художественный руководитель тетара, и поставил этот спектакль. Авангардные декорации придают постановке неповторимы шарм. Эта премьера открывала в сентябре сезон, посвященный 110-летию со дня рождения Наталии Ильиничны Сац, основавшей первый и единственный в мире оперный театр для детей.


Мюзикл «Маленький принц»

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина
от 6 лет
24 октября, 14 ноября 2015

Мюзикл поставлен по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери, которая воспитала уже не одно поколение зрителей. Герои сказки – капризная Роза, властный Король, честный Фонарщик, мудрая Змея, дружелюбный Лис и, конечно же, наивный и искренний Маленький принц – покажут зрителю чудеса повседневной жизни и помогут разобраться, в чем суть человеческих отношений.

Мюзикл «Бременские музыканты»

Дворец культуры имени Зуева
от 5 лет
17-18 октября, 7-8, 28-29 ноября, с 26 декабря 2015 — новогодние показы

Театральная постановка по мотивам популярного советского мультфильма порадует сразу несколько поколений зрителей. Друзья-музыканты будут бродить по белу свету, обманут атаманшу и перехитрят злых разбойников, и украдут Принцессу из-под носа дворцовой стражи. Премьеру мюзикла приурочили к 45-летнему юбилею показа первого мультфильма и 80-летию тройки ее авторов – Василия Ливанова, Юрия Энтина и Геннадия Гладкова.

2. Зарождение мюзикла. Истоки………………………………………….. 3
- Министрель -шоу
- Спири?чуэлс
- Джаз
3 . Родственные мюзиклу жанры………………………………………..... 6
4. Развитие мюзикла. Известные композиторы и постановки…………. 6
- стилистика музыки (влияние джаза, регтайма, идеи хиппи)
- составляющие мюзикла

Определение понятия «мюзикл»

Что же такое Мюзикл?
Музыкальная Энциклопедия отвечает на это так: "Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами".
Musical - мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление) - это сценическое произведение, в котором перемешаны песни и диалоги, музыка и танцы. Мюзикл один из самых модных жанров современного музыкального театра. Некоторые считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально- мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Но именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.
Прародителями этого жанра считаются оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Сюжеты для мюзиклов часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии, таких как «Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу. Мюзиклы являются одним из наиболее коммерческих театральных искусств. Это обусловлено их зрелищностью и дорогими спецэффектами.истории.

Зарождение мюзикла. Истоки
Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе юмор, политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем. Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.
Родиной мюзикла по праву являются Соединённые Штаты Америки. Американский путь развития, в политических или в культурных сферах считается особым. Историки называют его «американским путем». Из-за большого количества переселенцев и пуритан, театральное искусство в Америке не могло развиваться так, как развивалось европейское.
Пуритане, боровшиеся не только за чистоту веры, но и за чистоту жизни, навязывали людям мнение том, что театр - это низкий, лицедейский жанр. Они были уверены, что духовное развитие, человек может получить только через аскетизм и интеллект – ни того, ни другого, по мнению пуритан в театре не было. Несмотря на такой жёсткий и непосильный пригнёт, американский театр не исчез, однако некоторые его жанры, так и не вышли на свет. Вплоть до 19 века театр в Америке находился вне закона, был контркультурным, поэтому расцветали грубые, упрощённые его виды. Актёрами в основном становились иммигранты из Европы, либо «чёрные американцы», они добавляли в театрализованные представления свой народный фолк. Таким образом, ко второй половине 19 века произошло формирование. Представления в американском театре носили в основном развлекательный характер. Сначала появляется вещь, а потом человек размышляет как её назвать. Так и эти представления получили названия «Министрель -шоу» (сам термин появился в 1837 году)– уже само название говорит о иронии его создателей. Несмотря на то, что традиция гримироваться под негров имела место среди домашних спектаклей белых переселенцев в Америке ещё в конце XVII века, как цельная форма развлекательного искусства менестрель-шоу развились в конце 1820-х гг. в США. Толчок к популярности менестрель-шоу дали представления Томаса Дартмута Райса , в частности его номер «Джим Кроу» - музыкальная композиция и танец, имитирующие негритянский стиль. Популярность этого номера была столь широка, что Райс взял себе псевдоним «Джим Кроу» и гастролировал по Америке и Европе. По его следам в 1830-е гг. стали появляться схожие инструментально-вокальные ансамбли и соло-исполнители. К середине 1840-х гг. менестрель-шоу, также называемые «эфиопскими» (которые помимо музыки и танцев включали небольшие комедийные сценки с диалогами, скетчами и т. п.) стали одной из наиболее популярных форм развлечения в США, особенно в северных штатах. Менестрели пародировали жизнь и манеры негров, зачастую представляя их самым неприглядном образом в виде ленивых, глупых и бахвальных рабов. Юмор шоу был резким с использованием игры слов. Нередкой была сатира на текущую политику от лица простоватого невольника. Самих негров среди менестрелей практически не было, лишь с середины 1850-х гг. стали появляться первые, полностью негритянские труппы менестрелей. Парадоксальным образом, они также гримировали себе лицо, делая его похожим на театральную маску. Негритянские менестрель-шоу также собирали публику, желавшую увидеть представление настоящих негров. Однако изначально расистский характер менестрель-шоу препятствовал его развитию среди негров-исполнителей (особенно на Юге).
С всё более возрастающими аболиционистскими тенденциями в североамериканском обществе менестрель-шоу оказывались в этом свете проводником идей рабства. В то же самое время, во многих штатах Юга шоу менестрелей постепенно стали запрещаться, так как там они ассоцииировались с развлечением северян. Во время Гражданской войны индустрия менестрель-шоу стала приходить в упадок: к этому времени популярность набирали схожие жанры варьете, водевиля и музыкальные комедии . Гастроли небольших трупп менестрелей отодвинулись дальше к периферии. Во же время в Нью-Йорке жанр менестрелей преобразовался в громадные, богато декорированные шоу с участием иностранных акробатов и др. цирковых элементов; вскоре чёрный грим перестал быть обязательным в таких выступлениях. В 1870-е гг. в музыкальное отделение менестрель-шоу вошли духовные негритянские песни, спиричуэлз . В данном случае песни не имитировались, а напрямую заимствовались от бродячих чёрных музыкантов. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией (полиритмия), глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами.
К началу XX века жанр менестрель-шоу окончательно изжил себя и продолжал существовать лишь в сельской местности южных штатов. К 1919 году остались лишь три значительные труппы менестрелей.Такое увлечение культурой «чёрных», поначалу пусть и шуточное, не могло не иметь последствий. Его самым замечательным последствием явилось зарождение – джаза . Джаз активно использовался на сцене для постановки бурлескных спектаклей, и спектаклей в духе фарс-водевиль. Эти постановки уже ставились с участием актёров и музыкантов. Джаз стал так популярен, что к началу второй мировой войны во всей Америке трудно было отыскать развлекательное шоу, не включающее в себя джазовые элементы. Из примитивной негритянской музыки джаз превратился в музыку, которая рассказывает о философии американского бытия и как следствие этого, изменился и драматический жанр спектаклей. Джаз объединил все ранее разрозненные жанры – так родился мюзикл.
В постановках мюзикла активно используются различные спец.эффекты, создаются неповторимые трюки от которых у зрителя захватывает дух!

Родственные мюзиклу жанры
Как уже неоднократно говорилось, большим толчком к развитию культуры мюзикла был джаз, таким образом, джазовые представления, бесспорно, будут дальними, но все, же родственниками мюзикла. Если исходить из того, что мюзикл вобрал в себя многое характерное для драматических постановок – т.е. театральных, то к родственным жанрам будут относиться:
- драма
- мелодрама
- комедия
- трагедия
- трагикомедия
- фарс
- фарс-водевиль

Развитие мюзикла. Известные композиторы и мюзиклы. Стилистика музыки.
В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера - мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). Премьера его знаменитой оперы “Порги и Бесс” состоялась в Нью-Йорке в конце 1935 года и весь актерский состав состоял из классически обученных афро-американских певцов - смелый артистический выбор для того времени.
При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна появились такие постановки, как «Оклахома!» (1943) , первый их мюзикл. Его действие происходит в 1906 году на территории Оклахома, недалеко от города Клермора. Тогда на так называемой индейской территории создавался новый штат Оклахома. В основе пьесы лежит идея дружбы и сотрудничества между разными группами населения штата: между её исконными обитателями - ковбоями-скотоводами и пришельцами из соседнего штата Миссури - фермерами-земледельцами. В центре сюжета - любовная история между ковбоем Кёрли Маклейном и молодой девушкой Лори Уильямс, работающей на собственной ферме. «Оклахома!» может претендовать на звание первого мюзикла в современном понимании слова. Вокальные композиции и танцевальные номера впервые были объединены в полноценную историю, в основе которой лежал серьёзный драматический сценарий, написанный по пьесе Линна Риггса (англ. Lynn Riggs) «Зеленеют сирени» 1931 года. До этого в музыкальных комедиях песни являлись вставными номерами, имеющими мало отношения к сюжету.
«Карусель (1945), « Юг Тихого океана», отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.
Мюзикл «Юг Тихого океана» созданный Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном по мотивам романа Джеймса Микенера «Тихоокеанская история» (1948). Либретто было написано Хаммерстайном в сотрудничестве с Джошуа Логаном (Joshua Logan). В центре сюжета находится вопрос расовой дискриминации. Премьера мюзикла состоялась на Бродвее в 1949 году. «Юг Тихого океана» сразу завоевал широкую популярность и был номинирована на десять премий «Тони» и выиграла во всех категориях, включая премии «Тони» за лучшую музыку, за лучший мюзикл и за лучшее либретто. Многие песни впоследствии стали очень известными: «Bali Ha"i», «I"m Gonna Wash That Man Right Outta My Hair», «Some Enchanted Evening», «Happy Talk», «Younger than Springtime», «I"m in Love with a Wonderful Guy». С 1950 по 1955 год в США состоялся национальный тур мюзикла, который за пять лет был поставлен в 118 городах. Роль Нелли Форбуш в этих постановках исполняла американская актриса Джанет Блэр. В 1958 году был снят одноимённый фильм. Главные роли исполнили Россано Брацци и Митци Гейнор.

Версия «Юга» 2008 года была объявлена лучшей новой постановкой классического мюзикла и удостоена наград за лучшую режиссуру, исполнение главной мужской роли и за работу художника по костюмам, свет и звук.
На написание мюзикла "Моя прекрасная леди"(1956) Фредерика Лоу, автора музыки, и Алана Лернера, автора либретто и текстов песен, натолкнула драма Бернарда Шоу "Пигмаллион" . Неудивительно, что сюжет их совместного творчества повторяет драму Шоу, в которой рассказывается как главная героиня, будучи изначально обычной цветочницей, становится молодой очаровательной леди. По сюжету мюзикла в ходе спора профессора фонетики и его друга лингвиста и состоялось такое превращение. Элиза Дулиттл перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения. В конце концов на посольском балу девушка с блеском выдерживает нелегкий экзамен. Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. В Лондоне же представление было дано лишь в апреле 1958. В роли профессора-учителя выступил Рекс Харрисон, а роль Элизы досталась Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало бешеную популярность, билеты на него были распроданы на полгода вперед. Это оказалось для создателей самой настоящей неожиданностью. В итоге на Бродвее представление давалось 2717 раз, а в Лондоне - 2281. Мюзикл был переведен на одиннадцать языков и прошел в более чем двадцати странах. "Моя прекрасная леди" получила наград "Тони". Всего было продано более 5 миллионов записей мюзикла с первоначальным бродвейским составом. В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, за право экранизировать мюзикл боссы Warner Brothers заплатили рекордные на тот момент 5,5 миллионов долларов. Элизу сыграла Одри Хепберн, а Рекс Харрисон стал ее партнером, перебравшись в кино с театральных подмостков. И успех фильма стал ошеломляющим - он был номинирован на 12 Оскаров и получил 8 из них. Мюзикл настолько любим зрителями, что его и сейчас можно посмотреть в Лондоне. После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» (1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» , при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии. Действие разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х гг., повествуя о противостоянии двух уличных банд - «Ракет»("Jets"), потомков белых эмигрантов, и «Акул»("Sharks"), пуэрториканцев. Протагонист, бывший член «Ракет» Тони, влюбляется в Марию, сестру Бернардо, лидера «Акул». Драматичность, расслабляющая музыка и поднятие острых социальных проблем хоть и не сразу, но принесли мюзиклу мировую известность. Музыкальные композиции, написанные Бернстайном к мюзиклу, стали очень популярными. Всего мюзикл включает 11 музыкальных номеров: «Something’s Coming», «Maria», «America», «Somewhere», «Tonight», «Jet Song», «I Feel Pretty», «A Boy Like That», «One Hand, One Heart», «Gee, Officer Krupke» и «Cool». Оригинальная бродвейская постановка 1957 года (режиссер и хореограф Гарольд Роббинс, продюсеры Роберт Гриффит и Гарольд Принс) стала дебютом малоизвестного либреттиста Стивена Сондхайма на Бродвее. Премьера состоялась 26 сентября на сцене театра "Winter Garden". Мюзикл был показан 732 раза, прежде чем отправиться в мировое турне. Мюзикл получил премию Тони 1957 года в номинации «хореография», но уступил постановке The Music Man в номинации «лучший мюзикл». Постановка также удостоилась премии «Оскар» в 10 номинациях из 11. Наградами был отмечен и одноименный фильм 1961 года, снятый по сценарию мюзикла. В настоящее время мюзикл часто ставится в учебных заведениях, региональных театрах и даже оперных театрах мирового масштаба.

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В психоделическом мюзикле «Волосы» (1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи , тем самым постановка получила название «Мюзикла первобытного американского лирического рока». Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова - Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи. Премьера состоялась в Нью-Йорке 17 октября 1967 г. В апреле 1968 г. переместился на одну из сцен Бродвея, где выдержал 1873 представления. В том же году поставлен в Лос-Анджелесе и Лондоне.В ноябре 1999 года в Московском театре эстрады была показана американская авторская версия мюзикла, поставленная режиссером Бо Кроуэллом и продюсером Майклом Батлером совместно с Московским театром музыки и драмы Стаса Намина. Затем постановка была адаптирована и в январе 2000 года состоялась премьера российской версии в театре Юного зрителя. Мюзикл до сих пор с успехом идет в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.
С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) Музыка для произведения была написана легендарным Эндрю Ллойд Вебером, а Тим Райс создал либретто. Изначально планировалось создать полноценную оперу, с использованием современного музыкального языка и всех соответствующих традиций - должны были присутствовать арии главных героев. Отличие данного мюзикла от традиционных в том, что тут нет драматических элементов, все основано на речитативах и вокале. Здесь рок-музыка соединилась с классической историей, в текстах используется современная лексика, а вся история рассказывается исключительно с помощью песен. Все это сделало "Иисуса Христа - суперзвезду" суперхитом. Повествование идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованным учением Христа. Сюжет начинается с момента въезда Иисуса в Иерусалим и заканчивается казнью святого. Впервые опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, на нем главная роль исполнена вокалистом группы Deep Purple Иэном Гилланом. Роль Иуды исполнил Мюррей Хед, а Марию Магдалину озвучила Ивонн Эллимен. В 1971 году мюзикл появился на Бродвее. Многие отмечают, что в постановке Иисус изображается в виде первого хиппи на планете. Постановка продержалась на сцене всего полтора года, однако новое дыхание она получила в Лондоне в 1972 году. Главную роль сыграл Паул Николас, а Иуда воплотил Стефан Тэйт. Такой вариант мюзикла стал более успешным, продержавшись целых восемь лет. По мотивам произведения, как водится, был снят и художественный фильм режиссером Норманом Джуисоном. Оскар 1973 году за лучшую музыку достался именно этому произведению. Фильм интересен не только отличной музыкой и вокалом, но и необычной трактовкой темы Иисуса, которая предстает в альтернативной традиционной точке зрения свете. Этот мюзикл часто именуют также и рок-оперой, произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. "Иисус Христос - суперзвезда" является актуальным и сегодня, он переведен на многие языки. Вот уже более 30 лет мюзикл ставится по всему свету - на сценах Австралии, Японии, Франции и Мексики, Чили и Германии, Великобритании и США.
Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Идея создания мюзикла появилась случайно - в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание какой-то радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон. Женщина являлась женой аргентинского диктатора Хуана Перона, история ее жизни заинтересовала поэта. Его соавтор, Ллойд Веббер, поначалу отнесся к истории без особого энтузиазма, однако со временем согласился поработать над ней. Райс досконально изучил историю своей главной героини, для этого он много времени провел в лондонских библиотеках и даже посетил далекую Аргентину. Там то и родилась основная часть сюжетной линии. Тим Райс ввел в мюзикл рассказчика, некоего Че, прототипом которого являлся Эрнесто Че Гевара. Сама же история повествует об Эве Дуарте, которая приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Женщина помогала бедным, но и способствовала воцарению диктатуры в Аргентине. В "Эвите" сочетались различные музыкальные стили, основой партитуры стали латиноамериканские мотивы. Первые демо-записи мюзикла были представлены критикам на первом фестивале в Сидмонтоне, затем началась и запись альбома на студии "Олимпик". Эвитой стала актриса Жюли Ковингтон, а Че - молодой певец Колм Уилкинсон. Роль Перона досталась Полу Джонсу. Альбом имел большой успех - за три месяца было продано полмиллиона его копий. Несмотря на то, что "Эвита" была официально запрещена в Аргентине, достать запись считалось делом престижа. Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, режиссером стал Хэл Принс. В его постановке роль Эвиты досталась Элейн Пейдж, а Че сыграл знаменитый рок-певец Дэвид Эссекс. Спектакль был настолько успешен, что был назван лучшим мюзиклом 1978 года. Сама же главная актриса получила награду за свою игру в "Эвите". Первые же недели после выхода записи мюзикла на диске сделали его золотым. 8 мая 1979 года состоялась премьера "Эвиты" в Америке, в Лос-Анджелесе, а спустя четыре месяца спектакль пришел и на Бродвей. Популярность "Эвиты" доказали 7 премий "Тони", полученных ею. Успех мюзикла позволил ему побывать во многих странах - Корее, Венгрии, Австралии, Мексике, Японии, Израиле и других. Через 20 же лет после рождения мюзикла решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль, Эвиту Перон, сыграла Мадонна, роль Че доверена была Антонио Бандерасу, Перона сыграл Джонатан Прайс. В фильме прозвучала новая песня Веббера и Райса "Ты должен любить меня", принесшая в итоге "Оскар" за лучшую оригинальную песню.
Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981). Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга старого Опоссума о практичных кошках", который вышел в Англии в 1939 году. В сборнике рассказывалось с иронией о привычках и повадках кошках, но за этими чертами без труда угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота приглянулись Энди Ллойд Вебберу, который на протяжении 70-х годов сочинял к ним неспешно музыку. И вот, к 1980 году, композитор собрал достаточно материала, чтобы трансформировать его в мюзикл. Так как англичане очень любят кошек, шоу у них было обречено на успех. В команду помимо Веббера вошел продюсер Камерон макинтош, режиссер Тревор Нанн, художник Джон Напьер и хореограф Джиллиан Линн. Но при сценическом воплощении песен оказалось, что сюжета то толкового и нет. Однако благодаря вдове Элиота нашлись черновики и письма поэта, откуда по крупицам авторы мюзикла смогли собрать идеи для составления сюжетной канвы спектакля. В "Кошках" к артистам предъявлялись особые требования - мало было хорошо петь и четко говорить, надо было еще и быть очень пластичными. Оказалось, что в самой Англии набрать труппу из 20 таких актеров оказалось практически невозможным, поэтому в состав исполнителей попали поп-певец Пол Николас, актриса Элейн Пейдж, молодая танцовщица и певица Сара Брайтман, а также звезда Королевского балета Уэйн Слип. Театр "Кошки" создавал свой дизайнер - Джон Нэйпьер, в результате здесь совсем нет занавеса, а сцена и зал сливаются в единое пространство. Действие происходит не фронтальной, а по всей глубине. Сама же сценка оформлена как свалка - на ней располагаются горы живописного мусора, но на самом деле декорации оснащены сложной техникой. Актеры же с помощью сложного многослойного грима предстают в виде грациозных кошек. Их трико расписаны вручную, парики выполнены из шерсти яка, хвосты и воротники из шерсти, к тому же надеты блестящие ошейники. Мюзикл впервые предстал перед глазами публики 11 мая 1981 года в Лондоне, а на Бродвей попал спустя год. В итоге "Кошки" смогли до момента своего закрытия 11 мая 2002 года стать самой "долгоиграющей" постановкой в истории британского театра. Всего было дано 6400 представлений, постановку увидело более 8 миллионов человек, а создатели смогли заработать около 136 миллионов фунтов стерлингов. Да и в Штатах мюзикл побил все возможные рекорды. Уже в 1997 году число представлений превысило 6100, что позволило назвать представление главным бродвейским долгожителем. В итоге за все время "Кошки" были поставлены более 40 раз, суммарное число зрителей в 30 странах превысило 50 миллионов, песни прозвучали на 14 языках, а общая сумма сборов составила 2,2 миллиарда долларов. Мюзикл получил множество наград, среди них самыми известными являются премия Лоуренса Оливье, премия газеты "Ивнинг Стандарт" за "Лучший мюзикл", 7 премий "Тони", премия Мольера во Франции. Записи же бродвейского и лондонского оригинальных составов получили "Грэмми".
Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера. Сотрудничество Сары Брайтмана и Эндрю Ллойд Веббера в "Кошках" привело к их свадьбе в 1984 году. Для супруги композитор создал "Реквием", однако это произведение не смогло масштабно показать талант певицы. Веббер поэтому и задумал создать новый мюзикл, коим и стал "Призрак оперы", созданный по роману 1910 года с таким же названием француза Гастона Леру. Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Главная роль в постановке, Кристины Дааэ, досталась, конечно же, Саре Брайтман. Исполнителем мужской партии стал Майкл Кроуфорд. В первом составе возлюбленного Кристины, Рауля, сыграл Стив Бартон. Над либретто вместе с Эндрю Ллойд Вебберем работал Ричард Стилгоу, а песенные тексты принадлежат Чарльзу Харту. Театральный художник Мария Бьорнсон наделила Призрака знаменитой маской и настояла на решении опускать пресловутую падающую люстру не на сцену, а прямо на зрителей. Премьера "Призрака оперы" состоялась 9 октября 1986 в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. А в январе 1988 года состоялась и первая бродвейская постановка мюзикла, она прошла в Нью-Йоркском театре Маджестик. "Призрак оперы" стал вторым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, после "Кошек". В итоге только в Нью-Йорке шоу посмотрело около 11 миллионов человек. Мюзикл был поставлен в 18 странах, дано было около 65 тысяч представлений, там его посмотрело более чем 58 миллионов человек, а общее число зрителей по всему миру превысило уже 80 миллионов. Как следствие - заслуженные награды и премии, числом более 50. Мюзикл получил три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма деск", премию "Ивнинг Стандарт". Суммарные доходы от "Призрака оперы" составили 3,2 миллиарда долларов. Роман вдохновил режиссеров на создание целых семи фильмов, последний из них, снятый в 2004 году был трижды номинирован на "Оскара", продюсером и композитором выступил все тот же Веббер.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») Композитор Клод-Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль дали второе рождение уже ставшему классическим произведению Виктора Гюго "Отверженные". Работа над созданием мюзикла велась на протяжении двух лет. Результатом стал двухчасовой эскиз, преобразованный затем в концепт-альбом с тиражом в 260 тысяч копий. Своеобразной визитной карточкой мюзикла стала гравюра с изображением маленькой Козетты. Сценическая же версия была представлена 17 сентября 1980 года в парижском Дворце спорта. В итоге спектакль посмотрело более полумиллиона человек. Роль Жана Вальжана исполнил Морис Баррье, Жавера сыграл Жак Мерсье, Фантину - Роз Лоранс, а Козетту - Фабьенн Гюйон. Концепт-альбом "Отверженных" приглянулся молодому постановщику Петеру Фераго, который привлек к работе английского продюсера Камерона Макинтоша. Это позволило создать шоу поистине высокого класса. Над постановкой работала профессиональная команда - постановщики Тревор Нанн и Джон Кээд, а адаптировал текст на английский язык Герберт Крецмер с помощью создателей мюзикла. Как результат - премьера спектакля под эгидой Королевской Шекспировской Компании в театре "Барбикан" 8 октября 1985 года. На сегодня "Отверженные" чаще всего демонстрировались в лондонском Palace Theatre, там состоялось более 6 тысяч показов мюзикла. В 1987 году "Отверженные" пришли на Бродвей, так началось их шествие по миру. Хотя спектаклю уже более двадцати лет, он до сих пор на сценах мировых театров. "Отверженных" перевели на множество языков, среди которых есть даже такие экзотические, как японский, мавританский и креольский. Всего этот мюзикл был поставлен в 32 странах по всему миру. Творения Шонберга и Бублиля в итоге смогло увидеть более 20 миллионов человек. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon») , осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». В начале двадцатого столетия Пуччини покорил публику своей романтической оперой "Мадам Баттерфляй". В последней четверти прошлого века история любви девушки с Востока и солдата с Запада получила новое воплощение. В 1975 году с падением Сайгона закончилась война во Вьетнаме, а четырнадцать лет спустя на лондонской музыкальной сцене была коронована "Мисс Сайгон".
Идея создать мюзикл о трагической любви, родившейся во время Вьетнамской войны, возникла случайно. В 1985 году внимание Шонберга привлекла фотография, опубликованная в одном из журналов - на ней была изображена вьетнамская женщина и ее маленькая дочь в аэропорту города Хо Ше Mин (бывший Сайгон). Девочке предстояло сесть в самолет и улететь в США, где ее ждал отец, бывший американский солдат. Мать решилась расстаться с дочерью в надежде на то, что отец обеспечит ей лучшее будущее. Шонберг вспоминает, как поразила его молчаливая скорбь женщины: она была страшнее самых горьких слез. Пожертвовать своим счастьем, чтобы дать счастье своему ребенку - это, по мнению композитора, "наивысшая жертва". Подобную жертву принесла героиня знаменитой оперы Джиакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», убившая себя во имя счастья сына. « Мисс Сайгон» - это, выражаясь словами Алена Бублиля, "прежде всего трагическая история любви, а не рассказ о войне во Вьетнаме", однако мотив столкновения различных культур, религий и рас, переросшего в бессмысленное кровопролитие, придает этой истории эпический размах.
В определении мюзикла как жанра существует пункт, согласно которому мюзикл синтезирует в себе театр и танец, то есть элементами мюзикла будут и балет, и эстрадные хореография, и современная. В мюзиклах последнего десятилетия широкое распространение получила стрип- пластика: элементы лёгкого эротизма плюс классический балет. Впервые нечто похожее было показано на сцене много лет назад в мюзикле «Чикаго». Там при помощи стрип -пластики был показан последний, прощальный разговор двух любовников, один из которых в этот вечер обречен, погибнуть от руки другого. Балет в чистом виде сейчас редко встречается в мюзиклах современности, но элементы балетной школы присутствуют неизменно. Так, например, танец уличных кошек в одноимённом мюзикле «Кошки» ни что иное, как балетная женская партия. Интересный подход к определению жанров родственных мюзиклу был у советских музыкальных критиков. Мюзикл считался разновидностью оперетты. Цитата к размышлению: «Сегодня мюзикл, как жанр низкой оперетты представлен коллективами двух типов: прежде всего это бродвейские театры одной пьесы, создаваемые с целью раскрутки и эксплуатации одного произведения и другой тип - гастрольные оперные группы. Они создаются с целью показа в провинциях серии несложных в сценическом исполнении представлений». Каким бы глупым это не казалось, но и современная музыкальная критика признаёт, что опера и оперетта два музыкальных жанра, которые можно и нужно считать родственными мюзиклу.
Три главных компонента мюзикла - музыка, лирика и либретто. Либретто мюзикла относится к «пьесе» или истории показа – фактически его разговорная (не вокальная) линия. Однако, "либретто" может также относиться к диалогам и лирике вместе, как либретто в опере. Музыка и лирика вместе формируют музыкальную партитуру. Интерпретация мюзикла творческой группой сильно влияет на способ представления мюзикла. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы,
и т.д.................

Мюзикл является в котором удивительным образом переплетаются песни, музыка, диалоги и хореография. Это сравнительно молодой на который оказали большое влияние оперетта, бурлеск, водевиль и т. д. Благодаря своей зрелищности мюзикл считается одним из самых коммерческих театральных жанров, а из-за сложности постановочного процесса на него тратится намного больше средств.

История возникновения нового музыкального жанра

Исходной точкой этого жанра принято считать 1866 год, когда на Бродвейской сцене прошла постановка первого мюзикла - “Черный крюк” (Black Crook), в котором сплелись мелодрама, романтический балет и другие жанры. С этого времени список мюзиклов постоянно пополнялся новыми спектаклями. Из сказанного выше следует, что родиной этого жанра является Америка. В начале 19-го века американские композиторы Дж. Керн, Дж. Гершвин, Кол Портер придали жанру мюзикла истинно американскую окраску: в ритмах мелодий проглядывались нотки джаза, либретто стали более сложными, в текстах песен появились американские обороты и др. В 1932 году дело дошло до высоких наград. Джорджу Гершвину за мюзикл “Я пою о тебе” была вручена Наиболее известными спектаклями, которые входят в список мюзиклов, безусловно, являются “Вестсайдская история” (композитор Л. Бернстайн) по мотивам шекспировской трагедии “Ромео и Джульетта” и "Иисус Христос - суперзвезда” на музыку композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Этот талантливый композитор также является автором других не менее, а может, и более знаменитых мюзиклов: “Кошки” и “Призрак Оперы”.

Лучшие мюзиклы: список по версии AFI

В 2006 году Американский институт киноискусства опубликовал перечень лучших американских мюзиклов за последние 100 лет. Представляем вашему вниманию этот список:

  1. “42-ая улица” - (1933 г.).
  2. “Цилиндр” (1935 г.).
  3. “Плавучий театр” (1936 г.).
  4. “Волшебник из страны Оз” (1939 г.).
  5. “Янки Дудел Денди” (1942 г.).
  6. “Встретишь меня в Сент-Луисе?” (1944 г.).
  7. “Увольнение в город” (1949 г.).
  8. “Американец в Париже” (1951 г.).
  9. “Поющие под дождем” (1952 г.).
  10. “Театральный фургон” (1953 г.).
  11. “Семь невестушек для семерых братьев” (1954 г.).
  12. “Ребята и куколки” (1955 г.).
  13. “ Король и я” (1956 г.).
  14. “Вестсайдская история” (1961 г.).
  15. “Моя прекрасная леди” (1964 г.).
  16. “Звуки музыки” (1965 г.).
  17. “Смешная девчонка” (1968 г.).
  18. “Кабаре” (1972 г.).
  19. “Весь тот джаз” (1979 г.).
  20. “Красавица и чудовище”(1991 г.).

Несмотря на то что, по мнению многих, золотой век мюзиклов остался позади, за последние 13 лет в Голливуде было снято немало прекрасных фильмов в данном жанре. Вот список мюзиклов, которые считаются лучшими в 21-ом веке.

  1. “Танцующая в темноте” (2000 г.).
  2. “Мулен Руж” (2001 г.).
  3. “Чикаго (2002 г.).
  4. “Призрак оперы” (2004 г.).
  5. “Богема” (2005 г.).
  6. “Зачарованная” (2007 г.).
  7. “Мамма Мия” (2008 г.).
  8. “Бурлеск” (2010 г.).
  9. “Отверженные” (2012 г.).
  10. “Богиня” (2013 г.).

Французские мюзиклы: список лучших спектаклей

Вплоть до 1958 считался исключительно американским жанром, однако в этом году в Лондоне с триумфом прошел спектакль “Отверженные” по мотивам произведения В. Гюго. Автором музыки был Клод Мишель Шонберг. Другое произведение этого композитора “Мисс Сайгон” по мотивам оперы “Мадам Баттерфляй” имело успех на Парижской сцене. Список мюзиклов включает постановки “Стармания-Стармания” (Мишель Берже), “Ромео и Джульетта” (Жерар Пресгюрвик), “Нотр-Дам де Пари” (Риккардо Коччанте), "Моцарт" (Кунце и Левай) и др.

Русские мюзиклы

Наиболее популярным мюзиклом в России на протяжении многих лет была и остается прекрасная рок-опера “Юнона и Авось”. Это, пожалуй, самое сильное произведение композитора А. Рыбникова. Сегодня лучшими русскими мюзиклами считаются “Норд-Ост”, “Метро”, в последние годы на российской сцене ставятся переведенные на русский язык произведения “Нотр-Дам де Пари”, “Чикаго”, “Кошки” и т. д.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх