Чему учат герои волшебной сказки. Сочинение на тему: «Чему учат сказки
Давайте поговорим о том, чему нас учат сказки, ведь как не странно, но практически все мы выросли на сказках, и наши дети также на них вырастут, если, конечно, зарубежные мультфильмы совсем не вытеснят данное проявление нашей народной культуры, а возможно и необычный метод обучения наших предков.
Но что де сказка может дать ребенку или взрослому по-настоящему?
А вы умеете мечтать?
«Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела!» - так говорила всем нам со школы знакомая героиня Островского.
И, наверное, многим из нас до боли знакомо это ощущение – желание взлететь, преодолеть силу гравитации, подняться над привычным, обыденным и почувствовать себя свободным. Подобное чувство испытывают те, кто привык жить не только ради удовлетворения потребностей тела, но и жизнью Души.
А Душа, как мы знаем, воспринимает не только видимый, привычный мир, но и другой, тонкий, волшебный, который на самом деле рядом, нужно только суметь его почувствовать.
Именно поэтому у людей с тонкой душевной организацией так развита способность мечтать, стремится к чему-то, на первый взгляд, несбыточному, непонятному для подавляющего большинства жителей нашего мира.
Ведь именно поэтому чайка Джонатан Ливингстон у Ричарда Баха стремилась летать не ради того, чтобы добывать пищу, а ради радостей полета, в конечном итоге, ради того, чтобы познать саму себя. И именно поэтому в сказках разных народов, и русских в том числе, тоже присутствует эта тоска по иной реальности, иному царству, которого так хочется достигнуть.
Сказки многих народов учат выходит за рамки возможного и пытаются познакомиться человека с другой «альтернативной реальностью».
Сказки помогают вспомнить странствия души?
Об этом писал в начале прошлого века известный русский философ Евгений Трубецкой в своей работе «Иное царство и его искатели в русской народной сказке.» Там он рассуждает о том, что во многих русских сказках очень ярко выражена мечта об иной реальности, прекрасной и светлой, которую так хочется найти.
Герой русской сказки, Иван-дурак наполнен «отвращением ко всему обыденному, житейскому» и испытывает «непреодолимое влечение к чудесному». Он уходит со своего двора «куда глаза глядят» и на вопрос, куда идет, отвечает: «А Бог его знает!». «Искателей чудесного манит сама неизвестность искомого, и оттого они так часто сами не знают, куда идут и чего ищут».
На самом деле искать они могут то, о чем помнит Душа еще до воплощения в физическое тело, и тоску по чему испытывает. И в свое время именно на это свойство Души обращал внимание в своих диалогах Платон, когда говорил о том, что Душа на самом деле силится вспомнить тот мир, откуда пришла, и ей это удается, когда в нашем мире она встречает что-то похожее на то, что тогда видела.
«Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было». Наверное, именно эта потребность в неземной красоте и побуждает героя русской сказки оставить привычный мир и устремиться на поиски неведомой страны. И это переживание мистического чуда, страстная жажда чего-то таинственного, неизведанного вызывается в Душе закатом и восходом солнца.
«Это появление и исчезновение дня на нашем горизонте представляет собой естественное напоминание о неумирающем дне за краем земли, за пределами видимого нами земного круга; в этой таинственной дали полнота света и полнота жизни сохраняется и тогда, когда все земное погружается во мрак ночной или окрашивается унылыми, беспросветно серыми тонами… Это вечные возбудители восторженного настроения, духовного и в особенности сказочного подъема» Е. Трубецкой.
Зачем нужна сказка?
Но зачем же нужна сказка взрослым людям и чему она пытается нас научить? Очевидно, это состояние Души и есть то самое воспоминание, о котором говорил Платон, память о той, неземной, красоте, из которой мы все вышли, и которую должны привнести в наш мир.
И именно за ней, Ненаглядной красотой и устремляется герой русской сказки. Но достигнуть этого царства, как мы знаем, непросто, и обычными, земными способами этого не сделаешь. Для этого человеку «требуется содействие живых сил - тех вещих животных, которые, преодолевают тяжесть земную, поднимаются «повыше леса стоячего, пониже облака ходячего».
Чтобы попасть в «иное царство», нужно взлететь под небеса на крыльях орла или «моголь–птицы», а еще лучше нестись на крыльях ветра».
Естественно, содействие волшебных сил дается человеку не даром и порой приобретается тяжелыми жертвами. «Чтобы вырастить крылья, которые поднимают его над землею, или приобрести нужную для этого помощь, человек должен быть готов отдать не только любимого коня, как в сказке о Иване–Царевиче, но и все свое достояние, последнее, что он имеет.
А иногда и этого мало: чтобы долететь до цели, он должен собственным телом подкармливать несущую его вещую птицу.» И в этом мне видится очень символичный момент.
Ведь для того, чтобы Душе снова достичь райского состояния и проявить здесь, в теле то, что она знала когда-то, необходимо принести свое животное начало в жертву Божественному, иными словами, преодолеть сопротивление материи, одухотворить свою природу, только тогда ты и сможешь обрести крылья, и сделать сказочной даже свою реальность.
Сказка - путь к духовному развитию?
«Ненаглядная Красота отделена от будней нашей жизни бесконечным расстоянием и непреодолимыми преградами. Взлететь к ней, добыть ее может лишь тот, кто не останавливается для этого ни перед какими жертвами, кто готов ради нее самого себя отдать на растерзание».
Что это значит – отдать самого себя на растерзание? Тело символизирует низшую, животную природу человека, и «отдать себя на растерзание» в данном контексте может означать то, что для того, чтобы человеку достичь райского состояния Души (или чтобы Душа о нем вспомнила), необходимо пожертвовать низшей, животной частью в пользу высшей, которую и символизирует вещая птица.
«Цена подъема в небеса - не человеческое мясо, а человеческая жертва. Пока эта жертва не принесена, птица всякий раз грозится опуститься, не долетев до цели, на землю, под землю, а иногда в леса или в непроходимые болота». Соответственно подобные полуэзотерические сказки могут научить нас правильной дороге саморазвития и выхода на новый этап сознания и осознанности.
Сказки учат гармонии с окружающим миром и живыми существами.
Есть еще один существенный момент, который выделяет в сказке Трубецкой, это «тайна солидарности всей живой твари». По его наблюдениям, герой сказки поднимается над эгоистически-утилитарным отношением к животному миру и делает его дружественным, соответственно, сказки учат детей жить в гармонии с окружающим миром и живыми существами.
«Всякая тварь молит человека о пощаде и помощи понятным ему «голосом человеческим»… И человек связывается с тварью прочною связью взаимного сострадания и сорадования».
Так, когда голодному герою сказки попадается на пути зверь, которого он хочет застрелить и съесть, то он каждый раз молит «человеческим голосом»: «Не ешь меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь»! И герой сказки останавливается, движимый чувством сострадания, и именно это впоследствии служит хорошую службу – все встреченные им звери приходят на помощь.
«В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом». И сказочный герой, побеждая в себе животное начало, действуя по закону Единства, сострадая любой живой твари, проявляя тем самым свою истинно человеческую природу, в конце концов, бывает вознагражден, поскольку все пощаженные и спасенные им животные помогают ему достичь его цели, той мечты, ради которой он отправился в путь.
«Иван–Царевич ищет возлюбленную «Ненаглядную Красоту», и вся тварь призывается к участию в его искании. Его стремление и его - подъем к красоте рассматривается сказкою как что‑то всему живому близкое и нужное, за что вся тварь призывается к ответу».
Таким образом, человек, призванный вернуть в мир Красоту, делает это не только для себя, но и для всего живого, чтобы оно все преобразилось и одухотворилось, наполнилось светом Иного царства.
«Здесь перед нами раскрывается еще одна черта «иного царства». Оно есть прекрасное, неизреченное, чего ни тварь земная, ни люди не ведают, и вместе с тем то, чего весь мир ищет, чему всякое дыхание покоряется».
А человек читающий сказки и понимающий хотя бы долю их истинного смысла является тем связующим звеном, которое эти два мира делает одним, привносит далекий свет того самого Иного царства в нашу обычную жизнь.
Но для того, чтобы это суметь по-настоящему, ему самому необходимо пройти путь волшебной трансформации, если можно так сказать, раскрыть заложенные в нем внутренние силы, чтобы стать тем, кем он на самом деле может быть.
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Человек, который верит в сказку,
однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.
С. Королев
Чему нас учат русские народные сказки
Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.
Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.
Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.
Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!
Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".
Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Информационный проект на тему:
«Чему учат сказки»
Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.
Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.
Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.
г. Лахденпохья
2017/2018уч. год
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта:
3. Задачи: - исследовать воспитательные моменты сказки
Учить извлекать из сказок уроки добра.
4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей
6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
7. Консультант - мама Жафярова Наталья Николаевна.
8. Тип проекта: информационно-поисковый.
9. По предметно - содержательной области: культурологический.
10. По количеству участников: личностный.
11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.
12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:
Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».
Актуальность темы:
В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.
Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.
Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Цель проекта: - выяснить, чему учат сказки.
Задачи:
Исследовать воспитательные моменты сказки;
Научиться извлекать из сказок уроки добра.
Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей.
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:
Научиться анализировать сказки.
Находить полезную информацию.
Учиться делать выводы.
Сказка - это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Сказка - это жанр литературного творчества.
Сказка - это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет "сказывается" многими людьми.
Сказка "сказывается" - то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :
1. Сказки о животных.
2. Бытовые.
3. Волшебные.
Сказки о животных - это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми . Например:
«Лисичка-сестричка и волк»
«Заяц- хваста»
«Зимовье зверей»
«Кот, петух и лиса»
«Колобок»
«Теремок»
Бытовые сказки - это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости
Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Дочь-семилетка»
«Два Ивана - солдатских сына»
Волшебные сказки - это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:
«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой - отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.
Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».
Вопросы:
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса
1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.
3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.
Так чему же учат нас сказки.
Сказка «Гуси- лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход - и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.
Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка « Маша и медведь »
Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Сказка «Репка»
Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка «Колобок».
Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям
Сказка «Кот, петух и лиса».
Кот в этой сказке образец для подражания - трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать - громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка - это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»
Делаем вывод, что:
Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;
Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову;
Сказка учит не бояться трудностей;
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» .
Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
2. Назовите - героиню русской народной сказки , которая была овощем. (Репка.)
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
Приложение 2.
Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/
Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm
Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih
Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/
Сегодня мы поможем Вам составить сообщение «Чему учат русские народные сказки». Ведь каждому из нас мама читала на ночь эти чудные произведенья. Они позволяли окунуться в прекрасный мир фантазии, добра и детства.
«Чему учат сказки» небольшое сообщение
Все любят сказки: и дети, и даже взрослые. Не зря они распространены во всем мире и передаются из поколения в поколения. Данные произведения помогают малышам общаться с окружающим миром. Через них формируется отношение к людям, животным и растениям. Волшебные сказки занимают фантазию маленького человека. Но помимо развлекательно-занимательной роли, они выполняют также воспитательную функцию.
Слушая мамину сказку, можно извлечь из нее следующие важные уроки:
- Сказка учит не робеть перед трудностями. Ведь главный герой не боится работы, и он всегда побеждает, веря в свои силы, помощь друзей и смелость.
- Благодаря сказке малыш узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добра всегда больше, оно сильнее и всегда одерживает победу.
- Сказки формируют образ Героя — умного, доброго и сильного.
- Она учит, что в жизни важно иметь друзей и не отворачиваться от них в любой ситуации. Каждый сказочный герой всегда окружен друзьями – людьми, птицами, рыбами, зверьми. Они являются его бесценными помощниками в любых делах.
- Произведенье учит нас, что судить о людях не стоит только по внешнему виду.
- Сказка гласит: нельзя расстраиваться, если что-то не получилось у Вас с первой попытки. Всему свое время и своя награда.
- Сказки учат патриотизму и любви к своей Родине.
К тому же, они всегда содержат ненавязчивую, скрытую мораль и нравоучение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа на тему:
« Чему учат нас сказки »
ученица 2 «В» класса
Руководитель : Учитель начальных классов
Баумова Лидия Дмитриевна
пгт. Хотынец, 2016 год.
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта:
3. Задачи:
- узнать, что такое сказка, как она зарождалась;
Исследовать волшебные сказки;
Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
5. Научный руководитель проекта:
6. Консультанты:
Баумова Лидия Дмитриевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Батова Светлана Владимировна – мама.
Вёрстка и дизайн:
Мама - Батова Светлана Владимировна
7. Тип проекта: информационно – поисковый.
8. По предметно – содержательной области: культурологический.
9. По количеству участников: личностный.
10. По характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.
11. Форма представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.
12. Продукт проекта : книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного сочинения «Старик, петух и коза».
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.
2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации, сравнительный анализ, выводы.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).
5. Презентация:
Уметь донести до слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.
Тема: «Чему учат сказки»
Актуальность темы:
Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.
Постановка проблемы.
Почему в сказках всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?
Цель проекта:
Изучить понятие сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.
Задачи:
Узнать, что такое сказка, как она зарождалась;
Исследовать сказки;
Выявить основные мысли волшебных сказок;
Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Гипотеза:
Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.
План проекта.
Понятие сказки, виды сказок.
Персонажи сказок.
Чему учит нас сказка
Анкетирование
Выводы
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают,
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Превращенья, чудеса
Очень часто происходят.
А добро там побеждает,
Всё плохое прочь уходит.
Понятие сказки, виды сказок
Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :
1. Сказки о животных.
2. Волшебные.
3. Социально-бытовые.
Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.
Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.
Более подробно рассмотрим волшебные сказки.
Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Персонажи сказок.
Персонажи волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок – Иван царевич. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой, стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и побеждает противника.
Значительное место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный идеал красоты, ума, доброты и смелости.
Василиса Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это «писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна , мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и честных, как Золушка и Алёнушка .
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня - Баба-яга . О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.
В сказках нередко действует Змей Горыныч - многоголовое чудовище, с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля «стонет».
Кощей Бессмертный - воплощение скупости, лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.
Главные особенности волшебных сказок
В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок - это мотивы превращения. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную, добрую царевну.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир - за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.
Чему учит нас сказка?
Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»
Сказка « Гуси- лебеди »
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка « Царевна-лягушка »
Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Сказка « Маша и медведь »
Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Анкетирование.
Вопросы:
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Любимый положительный персонаж сказок?
4. Любимый отрицательный персонаж сказок?
5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?
6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
7. Почему в сказках всегда побеждает добро?
8. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.
Вывод: у большинства детей любимый положительный персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка - дурачок.
У 12 детей любимый отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.
9 человек любят Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
Так говорят, потому что герой проходит сложные испытания. Так ответили
7 детей (28%). 18 детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать аккуратнее, медленнее.
Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
Сказки учат нас быть добрыми. Так считают все дети класса.
Выводы
Цель моего проекта достигнута. Вывод:
Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».
Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Список литературы, источники
1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.
3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.
4. Материалы из интернета.