Валерий гергиев. Валерий Гергиев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Выдающийся отечественный дирижер современности Валерий Абисалович Гергиев появился на свет в Москве в семье военного. Детские и юношеские годы будущего музыканта прошли в североосетинском городе Орджоникидзе (ныне носящем название Владикавказ). Старшая сестра его обучалась в музыкальной школе, туда же привела мать семилетнего Валерия. Особого интереса к музыке он в ту пору не испытывал, гораздо в большей степени увлекал его футбол, а педагог на вступительных испытаниях пришел к выводу, что музыкального слуха у ребенка нет: мальчик не повторил предложенную им мелодию, а попытался ее «улучшить», но учитель не понял этого. Все же мать настояла, чтобы сына приняли в школу – и он стал там одним из лучших учащихся. Наряду с музыкой он делал серьезные успехи в математике, даже участвовал в олимпиадах.

В Орджоникидзе Гергиев окончил музыкальное училище. Там он обучался сразу по двум специальностям – фортепиано и хоровое дирижирование, затем учился у Ильи Мусина в Ленинградской консерватории. Еще в студенческие годы проявил он выдающиеся способности, став обладателем второй премии на двух дирижерских конкурсах и в Германии, и в СССР.

Закончив учебу, дирижер работает в Ленинграде, в Театре им.С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), являясь ассистентом . Дебютирует он оперой « ». В 1988 г. вернулся в Кировский театр, возглавив оперную труппу.

На этом посту Гергиев немало сделал для поднятия престижа своего театра за пределами родной страны. Он смог верно оценить веяния времени – театры мира взяли курс на заимствование лучших достижений друг у друга, и новый руководитель решает, что и Кировский театр должен пойти этим путем. Одним из первых шагов в этом направлении становится сотрудничество с «Ковент-Гарден» – на отечественную сцену была перенесена постановка « », осуществленная некогда Андреем Тарковским. Заглавную партию исполнял Роберт Ллойд, а от ленинградской труппы потребовались максимальные усилия: число репетиций было поистине огромно. Но усилия были вознаграждены успешным спектаклем. Далее последовали другие совместные спектакли с английским театром: « » , две оперы – « » и « ». Впоследствии театр начинает сотрудничать и с другими иностранными труппами.

«Он открыл Западу мир русской музыки», – так писала о Гергиеве английская газета «The Guardian Weekly». Речь идет не только о гастролях в Германии и США, но и о проведении фестивалей, посвященных юбилеям русских композиторов – в 1989 году, в 1990, в 1991, в 1994. На зарубежных гастролях дирижер никогда не боялся рисковать. Так, на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале театр представлял спектакли весьма протяженные – « » в полной версии и « » в авторской редакции, но риск оправдал себя: спектакли стали наиболее заметными событиями фестиваля. Гергиев представляет зарубежной публике и такие образцы русской музыки, которые даже в России знакомы далеко не всем – например, в 1991 г. в Мериде в Испании представлялась опера «Саламбо» .

С 1996 года он занимает в театре должности директора и художественного руководителя. Наряду с созданием спектаклей дирижер обращает пристальное внимание и на другую сторону работы театра – на концертную деятельность его оркестра. В 1992-1995 гг. проводятся общедоступные Променад-концерты, а в 2000-2003 – Шереметевские музыкальные вечера.

Работу в Мариинском театре музыкант совмещает с сотрудничеством с иными симфоническими исполнительскими коллективами. Сотрудничает он и с иностранными театрами. В разные годы Валерий Абисалович ставил «Войну и мир» в США, « » в Германии, « » в Англии. В Нью-Йорке он работал над спектаклями «Гергиев известен не только своим дирижерским и организаторским талантом, но и активной гражданской позицией, от которой он не отступает никогда. Концерты его оркестра в Цхинвале в 2008 году и в Пальмире, освобожденной от боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) в 2016, вызывали немалый общественный резонанс в разных странах.

Музыкальные Сезоны

    Директор, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра (Санкт Петербург) с 1996 г., Народный артист России; родился 2 мая 1953 г. в г. Москве; окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского Корсакова в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1953), дирижёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1988 главный дирижёр, с 1996 директор художественный руководитель Мариинского театра (Санкт Петербург). Государственная премия Российской Федерации (1993). * * * ГЕРГИЕВ Валерий… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1953), дирижёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1988 главный дирижёр, с 1996 директор — художественный руководитель Мариинского театра (Санкт Петербург). Государственная премия Российской Федерации (1993) … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович - (р. 02.05.1953) Директор, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра (Санкт‑Петербург). Родился в Москве. Образование получил в Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского‑Корсакова по классу… … Путинская энциклопедия

    - … Википедия

    Фотография с фестиваля KlaraFestival (2007; Брюссель) Дата рождения 2 мая 1953 (56 лет) Место рождения Москва Страны … Википедия

    Гергиев, Валерий - Художественный руководитель директор Мариинского театра Художественный руководитель директор Мариинского театра с 1996 года. В 1988 1996 годах был художественным руководителем оперной труппы и главным дирижером театра. Один из самых влиятельных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Валерий Абисалович Гергиев - Художественный руководитель директор, главный дирижер Мариинского театра. Народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье, вырос на Кавказе, музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории в… … Энциклопедия ньюсмейкеров


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году - Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

С 1977 года работает в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Начинал стажером , дирижером, в 1988 году он был назначен главным дирижером, с 1994 года - художественным руководителем оперы — главным дирижером театра.

С 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Осуществил цикл оперных постановок, с успехом показанных за рубежом.

В 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля.

В феврале 2010 года ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Гергиев был избран деканом факультета искусств.

В феврале 2012 года Валерий Гергиев был Всероссийского хорового общества.

Дирижер по культуре и искусству при президенте РФ.

В декабре 2003 года по инициативе маэстро с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев - народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Он награжден орденами Дружбы (2000), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).

Валерий Гергиев также удостоен ряда правительственных наград Германии - Крест первого класса "За заслуги" (2001), Италии - орден Grand Ufficiale al Merito (2001), Франции - орден Искусств и литературы (2003) и орден Почетного легиона (2007), Японии - ордена Восходящего солнца (2006) и др. В марте 2003 года ему было присвоено почетное звание Артист мира ЮНЕСКО. В 2005 году маэстро был удостоен звания рыцаря ордена Нидерландского Льва.

Гергиев был награжден многочисленными премиями. Неоднократно как лучшему дирижеру года маэстро присуждалась высшая театральная российская премия "Золотая Маска" (1996-2000) и премия "Золотой софит" (1997, 1998, 2000). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премией Glashütte Original Music Festival Prize (2010) и др.

Маэстро неоднократно называли "Дирижером года": в 1994 году - жюри международной организации International Classical Music Awards, в 2009 году - Королевское филармоническое общество Великобритании. В 2010 году он вошел в ТОП-100 планеты в категории "Деятели культуры и искусства". В 2011 году французский журнал "Классика" назвал Гергиева "Артистом года".

В апреле 2012 года маэстро было присвоено звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в ноябре 2012 года - звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Он также является почетным доктором Санкт-Петербургского государственного университета (2001) и почетным профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (2010).

В 1999 году Валерий Гергиев женился на выпускнице Владикавказского училища искусств Наталье Дзебисовой. У супругов трое детей - сыновья Абисал (2000) и Валерий (2001), дочь Тамара (2003).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дирижирует Валерий Гергиев. Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия "

1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.

2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

3. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Вальс цветов" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх