Основные направления изобразительного искусства XX века - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons. Искусство XX века

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение.

Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др. В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке. В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

В абстракционизме различаются два основных направления. Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности. Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. «высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте». В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта и широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.


Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России. Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Футуризм в России (Крученых, Маяковский, Хлебников, Каменский, братья Бурлюки) характеризовался стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском «словотворчестве и словоновшестве».

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фотоискусство (Надара, Камерон и др.), «театр абсурда» (Ионеско, Бекет), кинематограф (Тарковский и др.).

Художественная литература XX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

катарсис художественный культура

XX век знаменует собой существенный перелом в истории человека и формах его культурной деятельности. Соглашаясь с тем, что уже начало XX века обозначило важный этап в развитии художественного сознания человечества, мы фиксируем не просто границу в смене картин мира, а некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не означает, что речь идет о рождении в начале века нового всеобъемлющего стиля, о становлении новых приемов художественной выразительности, ведущих к сложению устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, мы являемся свидетелями мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков.

Нельзя, однако, забывать, что уже и XIX век предстал в панораме, не сводящейся к единой формуле художественных поисков. Тем не менее, художественные процессы XIX столетия можно, так или иначе, выделять, хотя и краткие, но вполне определенные периоды доминантного развития реализма, натурализма, импрессионизма, символизма. Принципиальное отличие художественных процессов XX века состоит в том, что разнородные художественные течения развиваются не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Все их многообразие (модернизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и др.) создает всеобъемлющий собирательный портрет человека ХХ века.

Термином модернизм (от фран. - новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Субъективность миропонимания заключалась в том, что в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты - элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому, надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем, человек, может жить лишь до встречи с абсурдом. Именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: «мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах» .

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существовавшими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г. Авангардизм, тесно связан с модернизмом, понятие модерн шире, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому. В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом - все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии. Поэтому авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство - это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо), характеризуются перестройкой традиционного типа искусства, еще не выработан язык авангарда, поэтому художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

Абстракционизм - направление, в искусстве возникшее в 10-х годах XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Абстрактное искусство, отрицающее познавательные задачи художественного творчества, является крайним проявлением модернизма. Основателем абстракционизма считается - Василий Кандинский. Сущность этого течения заключается в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку. Другой представитель абстракционизма - Казимир Малевич. Его произведение «Черный квадрат» (1913г), выставлялся как некий новый планетарный знак.

Модернистское направление - сюрреализм, связан с Сальвадором Дали, возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Сюрреализм провозгласил источником искусства сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом искусства - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями Там же.. Реальный мир - это мир, который находится в нашем подсознании. Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.

Постмодернизм - эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 1979 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта - эклектика (соединение различных элементов - Восток, Запад, Африка, европейская культура) . Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития. Постмодернизм - результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм - форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

Вторжение «неклассических форм» Кривцун в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика конца XIX века. По мысли Кривцуна, должен был быть провозглашен тезис о смерти искусства, чтобы оказалось возможным возрождение новой фазы его развития. Своеобразие новой фазы художественного творчества состояло и в том, что она подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства.

Общая характеристика художественной культуры ХХ века. Основные исторические события. Этапы развития европейской культуры ХХ века. Развитие интеграционных процессов в сфере экономики и культуры. Мировые войны, революции и их влияние на развитие художественной культуры. НТР, "электронная" революция и их воздействие на художественную культуру. Ускорение темпа развития художественной культуры. Глобальные катаклизмы эпохи и их воплощение в искусстве (П. Пикассо, И. Стравинский, М. Горький, Р. Тагор, Т. Манн, Б. Брехт, А. Берг, А. Скрябин, С. Эйзенштейн, А. Платонов, Ф. Кафка, Д. Оруэлл и др.). Развитие национальных культур и диалога между ними. Национальное и общечеловеческое в художественной культуре ХХ века.

Расширение видовых и жанровых границ искусства, изменение морфологической структуры мира искусств. Артизация пограничных форм творческой деятельности. Новые виды искусства. Доминирующая роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров.

Массовая и элитарная культуры, их художественные модификации. Культура и искусство "третьего направления". Новое в функционировании художественной культуры. Дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, технических средств фиксации, хранения и трансляции, тиражирования искусства. Новые способы художественного производства и формы потребления искусства (кинопроизводство, звукозапись, видеозапись, "компьютерное искусство", теле-радиотрансляция и др.). Художественное образование и воспитание в ХХ веке.

Основные художественные направления и их представители.

Реализм, его национальные и социальные модификации (Б. Брехт, Т. Манн, Э. Ремарк, А. Барбюс, Л. Арагон, Р. Роллан, М. Карне, Т Драйзер, Ч. Чаплин, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, С. Эйзенштейн и др.)

Экспрессионизм как явление немецкой и европейской культуры первой трети ХХ века. Особенности мировосприятия и мироощущения, воплотившегося в экспрессионистском искусстве. Культивирование крайних, отрицательных эмоциональных состояний, обращение к негативным сторонам действительности. Своеобразие выразительных средств и форм экспрессионистского искусства. "Новая венская школа" в музыке, группы "Мост" и "Голубой всадник" в живописи, экспрессионизм в кино ("Гомункулус" Р. Райнерта, "Кабинет доктора Калигари" Р. Вине и др.)

Кубизм в живописи (П. Пикассо, Ж. Брак). Русский кубофутуризм (группа «Бубновый валет»). Супрематизм (К. Малевич и объединение «Уновис»). Влияние супрематизма на русское и европейское искусство первой трети XX века). Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского. Его трактат «О духовном в искусстве». Роль творчества В. Кандинского и А. Скрябина в возникновении цветомузыки.

Сюрреализм. Предшественники сюрреализма. Манифесты сюрреализма. Обращение к "реальности сна". Темы и образы сюрреалистических произведений. Приемы и средства выразительности. Сюрреализм в поэзии (Л. Арагон, А. Бретон, Р. Витрак, Р. Деснос, М. Мориз и др.), живописи (С. Дали, Р. Магрит, И. Танги и др.), кино (Л. Бунюэль).

Другие школы и направления в искусстве ХХ века.

13. Художественная культура России. Основные этапы становления и развития. Древняя Русь Киевская Русь (X-XII вв.) Удельный период истории Древней Руси (вторая треть XII – сер. XV вв.) Московская Русь (вторая пол. XV – XVI вв.) Принятие христианства. Его влияние на культуру, в том числе художественную. Взаимовлияние язычества и христианства. Рождение письменности. Становление рукописной книжной традиции. Полицентризм русской культуры XII–XV вв. Основные центры церковно-религиозной культуры. Культовое зодчество. Основные памятники. Архитектоника крестово-купольного храма. Семантика внешнего декора. Внутреннее убранство храма (фрески, мозаика, иконы). Влияние византийского канона. Основные иконописные школы. Особенности региональных школ иконописи. Формирование единой русской культуры. Москва как культурный центр Древней Руси второй пол. XV – XVI вв. Московский Кремль. Архитектурные особенности. Шатровый стиль в архитектуре. Иконописное убранство соборов Московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия как высшее достижение древнерусской иконописи. Обмирщение русской культуры в XVII в. Ремесло и декоративно-прикладное искусств. «Нарышкинское (московское) барокко» в архитектуре. Изменения образного языка и смысла икон. С. Ушаков. Парсуны. Придворный театр.

СПб.: 2008 - 464 с.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.

Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

Формат: pdf

Размер: 1 6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16
«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. . .240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ВЫСШОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «УЖГОРОДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Реферат

На тему:

«Художественная культура 20 века»

Подготовила: студентка І курса,

Русского отделения Бордакова Виктория

Руководитель: Бородина Людмила Павловна

кандидат филологических наук,

Ужгород 2014

Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.

Литература

Представители литературных направлений

· Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

· Мистики--богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

· Декаденты--индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

· Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

· Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

· Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

· Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

· Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

· Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы -- сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946--1953 гг.); "оттепели" (1953--1965 гг.); застоя (1965--1985 гг.), перестройки (1985--1991 гг.); современных реформ (1991--1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Живопись

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, отечественные художники 20 века внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала века многие художники с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

Пластов Аркадий (1893-1972) советский художник, чье биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. За свои заслуги был награжден многими наградами и получил звание народного художника СССР. Живописные работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относится к простому быту крестьян и уважаем ими. За многолетнее творчество художника им написано множество картин из них выделяются полотна Сенокос, и Жатва. Ужин трактористов, Первый снег, картина Летом, Саня Маликов и другие По советским временам это были очень популярные картины восхвалявшие пролетарский дух простого крестьянства.

Решетников Федор (1906-1988) известный русский художник времен СССР. Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. В его творчестве очень популярные картины: Прибыл на каникулы, Опять двойка, За мир, Мальчишки, Достали языка и друге работы. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма», воодушевленный этим произведением художник дополнительно еще написал и книгу к этой картине.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) без сомнения, относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма. Но неизменно и упорно верна себе и собственным принципам. В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом, она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др.

Кустодиев Борис (1878-1927) исконно Русский и Советский художник 20 века прославился своим не просто поражаемым творчеством, с разящим цветом и колоритом его картины. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Частенько художник писал полнофигурные картины не богатых купцов, или людей близких к подобному роду занятий, например Купец, считающий деньги. Художник отображал на своих полотнах русские праздники например Масленица 1916, 1919 и 1920 г. Очень выделяются на фоне его картин женщины. как правило их художник видел всегда взбитыми и пухленькими, здесь вам например очень смачная Купчиха за чаем. 1918. В русской бане с веничком Русская Венера 1926, и много много других. В 1920 году с пролетарским духом написана картина Большевик. Также Кустодиев писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Самым заметным портретом можно назвать Портрет Шаляпина Ф. И. 1921, Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. Портрет Нотгафт Р.И. 1909 г.

Юон Констянтин (1875-1958) Русский, советский художник, его жанр творчества распространялся в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма. Его самые заметные картины это: Волшебница Зима, Мартовское солнце, Русская зима, Лигачево, Весенний солнечный день, Конец зимы. Полдень и др. В модной теме для художников на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета.

Серге м й Васи м льевич Рахма м нинов (1873-1943) -- русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова -- современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»). культура литературный искусство музыкальный

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Дми м трий Дми м триевич Шостако м вич (1906-1975,) -- советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда(1966). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1968).

Произведения:

· 15 симфоний

· Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером)

· Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)

· 15 струнных квартетов

· Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950--1951)

· Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)

· Квинтет

· Оратория «Песнь о лесах»

· Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»

· Антиформалистический раёк

· Концерты и сонаты для различных инструментов

· Оперетта «Москва, Черёмушки»

· Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).

Гео м ргий Васи м льевич Свири м дов (1915 -- 1998)-- советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда(1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Ученик Дмитрия Шостаковича.

Среди его музыкальных произведений всемирно известны вальс к фильму по повести Александра Пушкина «Метель» (1964) и сюита «Время, вперёд!» (1965), тема заставки советского главного выпуска новостей «Время» в 21 час.

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 в городе Энгельсе, ныне Саратовской области. На общем фоне выделяется оригинальностью его оратория «Нагасаки» (1958), написанная в качестве дипломной работы. Тематику, интересующую композитора, определяют сами названия его произведений: «Поэма о космосе» для симфонического оркестра (1961), опера «Одиннадцатая заповедь» (1962). Проблематика их актуальна и направлена в будущее. Отличались произведения Шнитке и необычным сочетанием инструментов, для которых он и писал специально камерные сочинения «Гимн № 1 для виолончели, арфы и литавр» (1974), «Гимн № 2 для виолончели и контрабаса» (1974), «Желтый звук -- сценическая композиция по В. Кандинскому для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов» (1974), «Гимн № 3 для виолончели, фагота, клавесина и колоколов», «Cantus perpetuus для клавишного инструмента и ударных» (1975). Все эти изыски в названиях сочинений в первую очередь шокировали музыкантов. Среди них расползались слухи о необычных, таинственных, диссидентских опусах «странного московского композитора».

Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году в поселке Бекетовка под Сталинградом. Пахмутова целиком посвятила себя песенному жанру, в котором и нашла себя. Если первые песни Александры Пахмутовой еще не отмечены клеймом мастера, то в последующих произведениях -- «Надо мечтать», «Геологи», «Хорошие девчата», «Старый клен», «Машинист», «Песня о друге», «Камчатка», «На Смоленщине», «Хорошо, когда снежинки падают», «Снегурочка», «На маленькой станции», «Я тебя люблю» и других -- слушателей неизменно привлекают искренность, ощущение молодости, непосредственность. Вот что об этом говорила сама Пахмутова: «Я люблю песенный жанр не только за присущий ему тесный контакт исполнителя со слушателем, но и за быструю отдачу в творческом процессе. Я люблю песню за ее удивительную судьбу. Я люблю песню за то, что она приходит к людям в момент их наивысшего духовного подъема». Пахмутова активно использовала подмеченные ею свойства песни: соответствие моменту «наивысшего духовного подъема», тесный контакт со слушателем, актуальность. Она не боялась затрагивать героические темы, когда писала такие песни, как «Коммунист», «Надо мечтать», «Слава впередсмотрящим», «Заря космического века», «Марш молодых строителей»... Ясно, что композитор откликалась на актуальные события своего времени, однако при этом старалась уходить от штампов, которые делают песню не более чем однодневкой.

Театр и кино

Театры 20-х гг. разительно отличались друг от друга - по тематике, жанрам, стилю. Был, например, театр "Синяя блуза" - коллектив, созданный в 1923 году. Свое название театр получил от униформы, рабочей одежды, в которой выступали актеры, - синей блузы. "Синеблузники" работали в жанре эстрадно-театральных представлений на темы политической жизни страны и бытовые темы. Это было нечто вроде "живой газеты", состоявшей из обозрений, фельетонов, интермедий, частушек, хоровых, танцевальных и физкультурных номеров. И был Московский художественный театр - театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, дерзавший и нестареющий, несмотря на то, что обзавелся замшелым титулом "академический". В 1922 г. МХТ признала Европа и Америка, где он находился на бесконечно долгих гастролях. В эти сумбурные годы Художественный театр с большим достоинством отстаивал дорогие ему художественные принципы, прежде всего искусство переживания, школу психологической достоверности.

Константи м н Серге м евич Станисла м вский (1863-1938) -- русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936). Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

В 20-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; Станиславский болезненно переживал «измену» учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля Лира»: Гонерилья и Регана -- 1-я и 3-я студии, Корделия -- 2-я. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии.

Влади м мир Ива м нович Немиро м вич-Да м нченко (1858-1943) -- российский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Режиссёрские работы

Московский Художественный театр

· 1898 -- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (совместно с К. С. Станиславским)

· 1898 -- «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)

· 1899 -- «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)

· 1899 -- «Одинокие» Г. Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)

· 1900 -- «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена

· 1902 -- «На дне» М. Горького (совместно с К. С. Станиславским)

· 1903 -- «Столпы общества» Х. Ибсена

· 1903 -- «Юлий Цезарь» У. Шекспира

· 1904 -- «Иванов» А. П. Чехова

· 1905/6 -- «Дети Солнца» М. Горького (совм. со Станиславским)

Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) -- российский и советский актёр и режиссёр, создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914--1949), народный артист РСФСР (1935).

Актёрские работы в театре

· Петя Трофимов -- «Вишнёвый сад»

· Лизандр -- «Сон в летнюю ночь»

Режиссёрские работы

· « Гамлет» Шекспира -- Передвижной театр Гайдебурова

· «Дядя Ваня» А. П. Чехова -- Передвижной театр Гайдебурова

· «Жёлтая кофта» -- Свободный театр

· «Покрывало Пьеретты» -- Свободный театр

В камерном театре

· 1933 -- «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского

· «Сакунтала» Калидасы

· «Женитьба Фигаро»

· «Покрывало Пьеретты» Шницлера

· «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского

· «Саломея» Уайльда

Николай Николаевич Евре м инов (1879-- 1953) -- русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог.

Старинный театр возник в Санкт-Петербурге по мысли Н. Н. Евреинова в конце 1907 года и закончил первый сезон постом 1908 года (литургическая драма, миракль, моралите, пастурель, фарс), возродился в конце 1911 года (испанская драма эпохи расцвета). Из участников и руководителей этой недолговременной, но оставившей заметный след в культурной жизни того времени затеи, следует назвать завзятого театрала барона Н. В. Дризена (одного из основных субсидентов), издательницуН. И. Бутковскую, а в числе прочих теоретиков, прежде всего, конечно, Е. В. Аничкова и К. М. Миклакшевского.

Задачам Старинного театра был посвящён доклад Н. Н. Евреинова, прочитанный 30 ноября 1907 года в Литературном кружке имени Я. П. Полонского. Евреинов выдвинул, в частности, принцип «изображать не изображаемых, а изображающих», «стремиться передать образ мистерии или моралите через черты того учёного аббата или почтенного гражданина, который являлся носителем драматического искусства в ту эпоху». Публика была заинтригована чрезвычайно. Евреинову удалось собрать вокруг своего предприятия лучшие молодые силы, и уже один перечень сотрудников театра не позволяет забыть о нём в анналах отечественной истории.

Ве м ра Васи м льевна Холо м дная (1893-1919) -- русская киноактриса немого кино. За период своей сравнительно недолгой кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до саммой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени -- она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века. Холодная снималась у таких известных режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были знаменитые киноактёры Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Важность портрета, как одного из основных жанров изобразительного искусства. Его роль в культуре и искусстве ХIX века. Знакомство с основными работами русских портретистов, с их жизнью и творчеством. Задачи и значение товарищества передвижных выставок.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2009

    Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    "Золотой век" русской культуры 19 века. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Тесное общение и взаимодействие русской культуры с другими культурами. Художественная литература, музыкальная культура, развитие науки в XIX веке.

    реферат , добавлен 23.01.2008

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Взгляды исследователей русского общества на преобразования Петра I. Развитие просвещения как одного из главных условий преобразований XIII века. Утверждение идеологии "просвещенного абсолютизма", развитие архитектуры и изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 11.11.2012

    Возникновение в России новой, преимущественно светской, литературы. Идеи просвещенного абсолютизма. Формирование просветительского реализма и сентиментализма. Прозаические произведения второй четверти XIX века. Развитие изобразительного искусства.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх