Презентация к уроку на тему: Военная галерея Зимнего дворца. Военная галерея зимнего дворца

Е. П. Ренне, кандидат искусствоведения, ст. н. с. Государственного Эрмитажа

Военная галерея Зимнего дворца – пожалуй, один из выдающихся и грандиозных памятников, созданных в честь победы русской армии в войне с Наполеоном.

Стены галереи, находящейся в самом сердце императорского дворца рядом с Тронным залом, покрыты пятью рядами погрудных портретов. Монотонность длинных рядов одинаковых по размеру изображений прерывается семью огромными портретами, обрамлёнными торжественными коринфскими колоннами и проходом в соседние залы. На трёх из них представлены конные изображения глав государств – союзников российского императора Александра I: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I. На четырёх других – портреты в рост главнокомандующих: великого князя Константина Павловича, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона.

Идея создания мемориальной галереи с портретами более чем 329 участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1812–1814 годов приписывается самому Александру I. Во всяком случае, именно он пригласил писать портреты английского художника Джорджа Доу. Император лично просматривал и утверждал списки тех, чьи имена должны были украшать галерею. Главным условием стало непосредственное участие в боевых действиях против французов в кампаниях 1812–1814 годов в чине генерала. Военные на погрудных портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия. Запечатлённые в разных ракурсах генералы на фоне облаков или деревьев, на нейтральном тёмном или светлом фоне, с горным пейзажем или красной драпировкой не кажутся однообразными. Более того, они удивляют ярко выраженной индивидуальностью. Сохранились многочисленные свидетельства современников о поразительной схожести портретов с оригиналами. «Сходство в портретах его (Доу. – Е. Р .) чрезвычайное, действие поражающее, лица выходят из рамок», – писал издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин. Ему вторил побывавший в Петербурге в 1827 году английский медик Огастус Гранвилл: «…портреты исполнены в смелой, вдохновенной манере, с расчётом на определённое помещение. Кроме того, они, как я понял, поразительно передают сходство. Я могу это подтвердить по отношению к тем, с кем я уже был знаком или познакомился позднее. Справедливо заслужив похвалу за то, что он преуспел в передаче такого количества выдающихся индивидуальностей, г-н Доу может дополнительно гордиться тем, что он так варьировал позу и аксессуары каждого из них, что в галерее не найти двух одинаковых композиций».

Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.

Счастливый случай помог Александру I найти художника для столь масштабного проекта. Талантливый портретист попался на глаза российскому императору во время Первого конгресса Священного союза в небольшом немецком городке Аахене. Сюда осенью 1818 года съехались не только коронованные и сановные представители России, Англии, Австрии и Пруссии, чтобы обсудить назревшие после войны с Наполеоном вопросы европейской политики, но и многочисленные художники, искавшие связей и заказов. Одним из них был прибывший в Аахен в свите герцога Эдуарда Кентского англичанин Джордж Доу (1781–1829). По воспоминаниям флигель-адъютанта императора Александра I А. И. Михайловского-Данилевского, будущего военного историка и писателя, художник просил «позволения принести ко мне картины своей работы и оставить их в моей горнице на несколько дней, дабы приходившие ко мне соотечественники наши могли их видеть и посредством того его узнать. Он мне принёс три или четыре портрета, коих сходством все были поражены, и между прочим, князь Волконский… который сказал, чтобы я к нему прислал Доу для снимания с него портрета…». Государь, увидевший портрет, поразился сходству и быстроте, с которой работал художник, и велел сделать Доу предложение приехать в Россию для создания портретов генералов, на что последний, «как легко можно вообразить, с радостью согласился».

Уже весной 1819 года Доу прибыл в Петербург, а осенью 1820-го показал на выставке в Императорской академии художеств несколько своих произведений, привезённых из Англии, и картины, которые он успел создать в России, в том числе 5 из 80 портретов, написанных для будущей галереи. Непривычная для русского глаза живописная манера художника, казавшаяся слишком смелой, эскизной, театральной, вызвала неоднозначную реакцию критики, хотя все признали за художником «талант необыкновенный», и он удостоился звания «почётного вольного общника Академии художеств».

Как ни быстро работал Доу, а в плане продуктивности в сочетании с качеством с ним не мог поспорить ни один русский художник этого времени, но галерея не была готова к моменту неожиданной и до сих пор остающейся загадочной смерти императора Александра I осенью 1825 года. Судя по документам Придворной конторы, хранитель Эрмитажа Ф. И. Лабенский принял от художника к 1825 году 225 погрудных портретов, в 1826-м – 12, итого 237 из запланированных 342. При этом нужно учесть, что, помимо работы для галереи, Доу изобразил к этому времени почти всех членов императорской фамилии и ближайшего окружения, государственных чиновников и светских дам, представителей науки и художественной элиты, причём многие портреты исполнены в натуральную величину в рост и повторены по нескольку раз. Понятно, что при таком объёме работы ему требовались ассистенты. В 1822 году костромской помещик генерал П. Я. Корнилов отдал в обучение Доу своего крепостного, художника-самоучку Александра Полякова (1802–1835). Одновременно с Поляковым в доме Буланта на Дворцовой площади, 47, работал ещё один помощник – «человек бедный и робкий, не знавший себе цены» Василий (Вильгельм Август) Александрович Голике (1802–1848). Несмотря на то что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны.

При новом императоре Николае I в июне 1826 года архитектор Карл Иванович Росси приступил к сооружению галереи на месте небольших комнат в центральной части Зимнего дворца между Белым (позже Гербовым) и Большим Тронным (Георгиевским) залами. Строительство велось в спешном порядке. Торжественное освещение галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания Наполеона из России. Как писал в журнале Павел Свиньин: «...сие великое предприятие... приведено ныне к окончанию... 25 прошедшего декабря в день рождества Христова и избавления России в 1812 году от нашествия галлов с двадесятью языками галерея сия освящена была в присутствии императорской фамилии и всех генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года и за взятие Парижа». Однако многое ещё надлежало сделать. В момент открытия галереи недоставало около 100 погрудных портретов. Портрет Александра I верхом на белой лошади был установлен в года. После смерти Джорджа Доу в октябре 1829 года его родственник и душеприказчик Томас Райт передал в Эрмитаж остававшиеся в мастерской художника законченные портреты, среди которых было несколько погрудных и три больших портрета в рост Кутузова, Барклая де Толли и Веллингтона, датированные 1829 годом. В окончательном виде галерею запечатлел художник Г. Г. Чернецов в 1829 году (Собрание Эрмитажа). В 1832–1833 годах в галерею были помещены конные портреты прусского короля Фридриха-Вильгельма III работы Франца Крюгера (1797–1857) и австрийского императора Франца I работы П. И. Краффта (1780–1856). В 1837 году конный портрет Александра I, исполненный Доу (Москва, Музеи Кремля) заменили более удачным портретом кисти Ф. Крюгера. В 1834–1836 годах в Зимнем дворце часто бывал А. С. Пушкин. В стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, он замечательно точно описал свои ощущения от посещения галереи, где «все плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги», лица тех, кого он хорошо знал, кого-то недолюбливал, со многими дружил, ко многим относился с глубоким уважением, видя в них героев, сплотивших нацию, что он гениально выразил в строках того же стихотворения: «…толпою тесною художник поместил сюда начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».

Пожар, свирепствовавший в Зимнем дворце в декабре 1837 года, уничтожил декоративное убранство всех залов, портреты же Военной галереи были спасены гвардейскими солдатами. В рекордно короткий срок (1838–1839) был восстановлен и по-новому отделан весь Зимний дворец. Галерею заново отстроили по проекту архитектора В. П. Стасова, несколько изменившего её вид. «Потолок поднят, и дано более света сверху; здесь можно видеть некоторые части хитрого устройства крыши-фонаря (просветы) потолка. Над карнизом сделана вновь прелестная галерея (хоры) с бронзовою решёткою, украшенною жирандолями», – сообщал писатель Александр Башуцкий в журнале «Отечественные записки».

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал, в город Свердловск. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили на новые с современной подсветкой, все портреты прошли консервацию. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из лучших страниц в русскую историю.

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.

«Экскурсия по Военной галерее Эрмитажа» (к 250-летию Эрмитажа) Выполнил: Студент гр.№19 Ковешников Данила Руководитель: Преподаватель истории и обществознания Витулева Валентина Ивановна

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.

Ф. Крюгер Портрет императора Александра I

Ф. Крюгер Портрет прусского короля Фридриха-Вильгельма III

П. Крафт Портрет австрийского императора Франца I

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Д.Доу Портрет дворцового гренадера Ильи Ямника

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси Архитектор Карло Росси (1775-1849гг.)

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Б.Грин. Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года

Галерея открылась при Николае Первом в 1826 году. Портрет императора Николая I

Здесь представлено более трёхсот изображений генералов и фельдмаршалов. 150 портретов написаны с натуры, 150 - по гравюрам, поскольку герои уже умерли. 13 рам пустуют: они подписаны, но изображения людей найти не смогли.

Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825гг.), генерал от инфантерии

Петр Иванович Багратион (1765-1812гг.), генерал от инфантерии

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839гг.), генерал-лейтенант

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857гг.), генерал-лейтенант

Кульмский крест Тогда же появилась новая награда - Кульмский крест. Первоначально его изготавливали из трофеев - металлических касок французских кирасир. Сейчас в Эрмитаже хранится два таких креста.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865гг.), генерал-майор

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834гг.), граф

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813гг.), генерал-фельдмаршал

Михаил Богданович Барклай де Толли (1761-1818гг.), генерал-фельдмаршал

П. фон Гесс «Бородинское сражение» В галерее есть и картины, изображающие главные сражения войны.

П. фон Гесс «Отступление французов через реку Березину»

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху до низу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстро- окой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. А.С.Пушкин

Литература: 1.Набор открыток «Герои Отечественной войны 1812 года», М., Изобразительное искусство, 1990 2. http://www.liveinternet.ru/users/ustava51/post301475690/ 3. http:// library.pgups.ru/jirbis2/images/gallery_1812.pdf

    - (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813 14 (написаны в 1819 28 английским портретистом Дж. Доу при участии русских художников В. А.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Санкт Петербурге экспозиция из 322 портретов русских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов русской армии 1813 14. Открыта 25.12.1826 (6.1.1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков, В. А. Голике … Большой Энциклопедический словарь

    В Санкт Петербурге, экспозиция из 322 портретов российских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов российской армии 1813 1814. Открыта 25 декабря 1826 (6 января 1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков,… … Энциклопедический словарь

    Во енная галер ея З имнего дворц а … Русский орфографический словарь

    Г. Чернецов, 1827 … Википедия

    Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

    Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний дворец (значения). Дворец Зимний дворец … Википедия

    Михаил Богданович Барклай де Толли Michael Andreas Barclay de Tolly Фрагмент портрета М. Б. Барклая де Толли работы … Википедия

Книги

  • Военная галерея Зимнего дворца , Ренне Е.П.. Издание приурочено к 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 г. В нем читатель найдет изображения всех 336 портретов, исполненных для Военной галереи в 1820-е гг. Дж. Доу…
  • Военная галерея Зимнего дворца , В. М. Глинка, А. В. Помарнацкий. Издание 1981 года. Сохранность хорошая. В Военной галерее Зимнего дворца находятся триста тридцать два портрета военачальников русской армии - участников кампаний 1812-1814 годов, начавшихся…


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх