Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников. Методика проведения «Музыкальной гостиной» в ДОУ

Музыкальный материал:

А. Филиппенко «Про солнышко споем»;

Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении С.Я. Лемешева.

Иллюстративный материал:

М. Врубель «Раковина» - репродукция картины;

О. Ренуар «Девушка с веером» - репродукция картины;

Стеклянная капелька-наполнитель;

Морская раковина.

(Дети входят в зал и свободно располагаются на стульчиках.)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Каждый день мы с вами можем наблюдать за различными явлениями в природе. Среди природных явлений есть те, за которыми с удовольствием любят наблюдать и взрослые, и дети. Одно из таких явлений вы прекрасно знаете. Но что это, мы узнаем, разгадав наши загадки.

Ребенок:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко -

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он краску для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри! (Радуга.)

Приказало солнце - стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет -

Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)

(Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить радугу, которую дети наблюдали в небе после дождя, и рассказать, сколько цветов в радуге.

Дети называют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, голубой и фиолетовый (сколько вспомнят).)

Музыкальный руководитель:

Дети, скажите, пожалуйста, а когда вы видели радугу?

(Дети дают различные ответы, но надо подвести их высказывания к тому, что они видели радугу именно после дождя.)

Мы, ребята, можем видеть радугу только после дождя, потому что радуга возникает тогда, когда в воздухе еще много дождевых капелек, а солнышко уже выглянуло из-за тучки и осветило эти капли. Каждая капелька взяла какую-то краску у солнечного лучика, и получается радуга. Иногда получается, что одна капелька может отразить несколько красок, и цвета могут перемешаться. Например, красная может находиться близко от оранжевой или желтой. Помните, вы рисовали заборчик из разноцветных досок, а потом на ваши доски пошел дождик (дети набрызгивали водичку на свой рисунок). Скажите мне, что у вас получилось?

(Дети отвечают, что краски все расплылись.)

Пожалуйста, скажите мне, похож ли был ваш заборчик на радугу?

(Дети отвечают, что рисунок на бумаге действительно чем-то напоминал радугу в небе. Музыкальный руководитель показывает стеклянную капельку.)

Посмотрите, сегодня капелька пришла к нам в гости. Она хочет передать вам привет от солнышка.

(Дети рассматривают капельку. Желательно так показать капельку, чтобы на нее попали или луч солнца, или направленное освещение.)

Дети, я думаю, что солнышку тоже будет приятно услышать наш привет. Какой привет мы можем послать солнышку? Давайте споем ему песенку.

(Исполняется песня А. Филиппенко «Про солнышко споем».)

На нашей земле есть такое место, где радугу можно увидеть не только на небе. Как вы думаете, где еще может быть сразу много- много капелек?

(Дети могут назвать речку, озеро, лужу.)

Да, дети, вы правильно сказали, что капельки живут и в луже, и в пруду, и в озере, и в речке. Как вы думаете, где может быть очень- очень много капелек?

(Ответ детей.)

Правильно, конечно в море, и даже в океане. Лучи солнца проникают во все капельки, которые в море, и окрашивают его обитателей в такие красивые цвета.

(Музыкальный руководитель показывает большую морскую перламутровую раковину. Дети рассматривают раковину. В это время звучит фрагмент (только звучание оркестра) «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на переливы перламутра раковины. В то время, когда дети рассматривают, музыкальный руководитель открывает репродукцию картины М. Врубеля «Раковина».)

Дети, сколько можно видеть раковин в нашем зале?

(Дети обращают внимание на нарисованную раковину. Кто-то из детей может отметить изображенных на картине русалок.)

Да, ребята! Действительно, мы видим здесь русалок - девушек, живущих в глубине моря. Вы видите, что их одежда также переливается всеми цветами радуги, как и сама раковина. Давайте посмотрим, какие же краски украшают одежду русалок и саму раковину?

(Дети называют краски, музыкальный руководитель подводит их внимание к тому, что есть ярковыраженные цвета, а есть и смешанные, нюансированные.)

Дети, мы с вами рассмотрели настоящую морскую раковину и раковину, которую написал замечательный русский художник Михаил Врубель. Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним художником. Его имя Огюст Ренуар. Жил он во Франции. Огюст Ренуар очень любил путешествовать. Он всегда носил с собой краски и кисти, и зарисовывал все, что видел во время своих путешествий. Особенно он любил рисовать у моря. Однажды он увидел девушку, которая держала в руках несколько раковин и обмахивалась ими, так как было жарко. Светило яркое солнце, раковины переливались и сверкали, как драгоценные камни. Огюст Ренуар быстро зарисовал их в свой альбом. Приехав домой, художник на концерте услышал музыку, которая так напомнила ему сверкание раковин на солнце. Закрыв глаза, Огюст Ренуар опять ощутил теплый морской воздух, жаркие лучи солнца и красоту переливающихся раковин.

Вы хотите послушать эту музыку?

(Ответ детей.)

Давайте представим, что мы тоже находимся на том концерте! Закроем глаза и послушаем музыку.

(Звучит фрагмент «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».)

Вам понравилась эта музыка? Правда, она очень красивая? Как зовут тех, кто сочиняет музыку?

(Ответ детей.)

Правильно, музыку сочиняют композиторы. Эта красивая музыка принадлежит русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Я с удовольствием послушаю её вместе с вами. Эта музыка называется «Песня индийского гостя», который поет о богатствах страны Индии, из которой он приехал, о красоте драгоценных камней.

(Исполняется «Песня индийского гостя» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева.)

Я хочу вам показать девушку, которую увидел около моря Огюст Ренуар. Только он написал ее не с раковинами, а с веером, который переливается красками перламутра. Картина так и называется «Девушка с веером».

(Просмотр картины О. Ренуара «Девушка с веером».)

Ну вот, подходит к концу наша беседа. Мы посмотрели с вами, как много можно увидеть в простой капельке воды. Помогает нам в этом наш друг - солнышко. Мы должны с вами радоваться нашей прекрасной природе, которая вдохновляет на создание прекрасных произведений художников и композиторов, писателей и поэтов. Мы должны нежно оберегать и защищать ее. Нам нужно научиться:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная» .
Это цикл литературно-музыкальных занятий , в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области ».
Более конкретные задачи , которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой , — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.

Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности :
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога . Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы :
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Оформление зала : портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина, иллюстрация, на которой изображен большой симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты : треугольники, колокольчики, бубны, металлофоны, румбы.

(Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят дети подготовительной группы и садятся.)

Музыкальный руководитель : Тихо, тихо сядем рядом. Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, разноцветном, расписном. Дети, вы любите сказки?

(Ответы детей.)

Какие сказки вы любите? (Разные, русский народные, волшебные.) Я рада, что вы ответили именно так, потому что я тоже очень люблю волшебные сказки, более того, я вам открою секрет... Я волшебница! Я уведу вас в сказочный мир с помощью музыки.

(Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», дуэт Марии и принца.)

Дети, кто написал эту удивительную музыку? Да, эта музыка П.И. Чайковского, великого русского композитора. Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этот и мечтал Петр Ильич. Он очень хотел, чтобы его музыку могли слушать как можно больше людей: и больших, и маленьких. Он хотел, чтобы его музыка была утешеньем, радостью, подмогой.

(Звучит фрагмент из увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».)

Вот мы и очутились в царстве музыки. Вы удивлены? Она звучит так празднично и ярко. Музыканты чересчур разыгрались, а успокоить их может только...

Дети: Дирижер.

Музыкальный руководитель : Эту чудесную музыку исполняет оркестр. Подойдем поближе.

(Подходят к месту, где висит иллюстрация, на которой изображен большой симфонический оркестр, рассматривают ее, называют знакомые инструменты. Музыкальный руководитель дополняет ответы детей (скрипки, виолончели, арфы, деревянные и медные духовые, ударные).)

На сцене будто праздник:

Серебро и медь.

Сколько труб и скрипок разных -

Трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижер, он в черном фраке,

Он, как ласточка, одет.

Все блестит в сиянье света,

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем это...

Дети: Симфонический оркестр!

Музыкальный руководитель: В моем царстве можно не только слушать музыку, но и исполнять ее.

(Предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах, спрашивает, что бы они хотели исполнить. Дети перечисляют знакомые произведения, останавливаются на «Вальсе цветов» П.И. Чайковского. Звучит аудиозапись «Вальса цветов». Дети играют на музыкальных инструментах.)

Музыкальный руководитель: Какой по характеру этот вальс? Как вы будете его исполнять? (Плавно, легко, нежно.) Музыка вальса полна радости и красоты, арфа звучит нежно, валторны - призывно, скрипки - ласково, плавно.

(Дети подходят к столам, где разложены инструменты, выбирают по желанию треугольники, колокольчики, бубны, металлофоны, румбы. Музицируют, применяя знакомые приемы игры (тремоло, глиссандо).)

Молодцы! Вы очень выразительно исполняли вальс. Теперь познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем царстве.

(Включает диапроектор. В кадре крупным планом кот из диафильма «Лукоморье».)

Воспитатель (читает): «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...».

Музыкальный руководитель : Совершенно верно, мой кот действительно ученый. Во всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных.

Воспитатель (подходит ближе к экрану, обращается к коту): Как вас зовут? Разве он не разговаривает? Он же волшебный!

Музыкальный руководитель: Почему же? Конечно, разговаривает, но услышать его может не каждый.

Воспитатель : Вы нам поможете услышать вашего волшебного кота?

(Звучат в аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений («Марш Черномора» М.И. Глинки, «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Тридцать три богатыря» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дети называют их, продолжают смотреть диафильм.)

Музыкальный руководитель : Вы были внимательны и услышали, о чем рассказывал кот. Чем же мне вас еще удивить? В моем царстве живут феи, слышите, они летят?

(Звучит фрагмент «Вальса снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Выбегают две девочки.)

1-я девочка: Я фея танца.

2-я девочка: А я фея мелодии, и мы рады с вами познакомиться. Какие мелодии вы знаете?

(Воспитатель и дети перечисляют напевные, задумчивые, взволнованные, протяжные, плавные.)

Музыкальный руководитель: В царстве музыки много прекрасных мелодий, а чтобы их услышать, мы полетим за феями.

(Звучит в запись «Вальса снежных хлопьев». Дети легко двигаются по залу. Звучит тема «Лебеди». Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя.)

Мелодия очень красива и выразительна.. Почему же она звучит так трепетно, грустно, тревожно?

(Ответы детей.)

Вот лебеди кружатся в танце. Как звучит музыка? (Радостно, легко.) Какой это танец? (Вальс.)

(Дети слушают в записи «Танец маленьких лебедей».)

Как звучит танец? (Легко, отрывисто, изящно.)

(Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского в исполнении музыкального руководителя.)

Слышите, как празднично, торжественно звучит этот вальс. Мы прилетели на бал и тоже можем потанцевать!

(Дети импровизируют движения вальса.)

Воспитатель : Какие интересный сказки может рассказать музыка! (Обращается к музыкальному руководителю.) Вы самая главная волшебница, ваша музыка привела нас в это царство.

Музыкальный руководитель : Нет, я не главная волшебница. Вот они, волшебники: писатели-сказочники и композиторы. (Указывает на портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина). Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки!

Я рада, что вам очень понравилось в нашем царстве музыки. Пожалуйста, чаще приходите к нам сюда, в волшебный мир звуков и сказок.

Организация: МОУ детский сад № 128

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Цель: познакомить родителей и детей с культурно-досуговыми центрами города, где можно услышать классическую музыку

Ход мероприятия

Под негромко звучащую музыку («Вальс-бостон» (ретро)диск «Бальные танцы»оркестр Густава Брома) дети с родителями входят в зал, занимают места согласно билетам (стулья пронумерованы).

Воспитатель : Здравствуйте, друзья! Сорок лет назад, в 1973 году, было принято решение о проведении 1 октября Международного дня музыки. Наш сегодняшний вечер посвящен этому удивительному искусству.

Путешествуя по свету,

Обходя кругом планету,

Фея музыки сейчас-

Вот она! В гостях у нас!

Под музыку в зал входит Фея Музыки (музыкальный руководитель) с «волшебной палочкой» в руках.

Фея: Здравствуйте, гости дорогие,

Маленькие и большие!

Я по свету путешествую немало,

В детский сад к вам заглянула для начала.

Воспитатель : Предлагаю поздороваться с нашей гостьей. И пусть это приветствие будет музыкальным.

Дети с родителями встают в круг. Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!» муз.и сл.М.Картушиной.

Фея: Мы поздоровались музыкальными звуками. Они отличаются особой красотой и певучестью. В отличии от шумовых звуков (дети и взрослые имитируют шелест листьев, шум дождя, завывание ветра, крики птиц) , которые существуют как бы сами по себе, музыкальные звуки придумал человек.

Воспитатель : Фея Музыки, расскажите, где можно Вас встретить?

Фея : Задайте этот же вопрос при помощи музыки!

В исполнении воспитателя звучит 1-й куплет песни «Где же дом у музыки?» М.Еремеева (музыка) и С.Еремеев (слова).

Фея : Чтобы ответить на ваш вопрос, предлагаю совершить музыкальное путешествие по нашему городу. А проведут нас по местам, где живет музыка, ребята и их родители.

Палочкой волшебной я взмахну,

В страну музыки с собою поведу!

Взрослый (или старший брат, сестра) и ребенок младшей группы, которые посетили музыкальную школу, рассказывают о ней, демонстрируя совместный рисунок, книгу-самоделку о музыкальном инструменте(на экране – фотография).

Фея : Сегодня к нам в гости приехали воспитанники этой детской школы со своими музыкальными инструментами, чтобы выступить перед вами. Давайте поприветствуем их аплодисментами!( аплодисменты)

Фея : Первой прозвучит скрипка (выходит скрипачка). Источник звука этого инструмента-4 струны и смычок. Послушайте, как звучит скрипка.

Выступление скрипачки. На экране демонстрируется слайд скрипки..

Фея : С фортепиано вы уже знакомы. Звук извлекается нажатием клавиш громко (форте) или тихо (пиано). Послушаем его звучание в исполнении юного музыканта.

Выступление пианиста (можно предложить детям подойти к инструменту).

Фея : Пришло время подкрепиться!

Кастрюля-хитрюля нам что-то сварила,

Нам что-то сварила, платочком накрыла,

Платочком накрыла и ждет нас-пождет,

И ждет нас-пождет, когда кто-то придет! (В.Пикулева)

Кто-то из детей подходит и приоткрывает платочек. Внутри кастрюли деревянные палочки-«ложечки».

Помешивая деревянной палочкой в стаканчике «кашу», дети и родители подпевают «Варись, кашка!» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)

Фея : Пора продолжить наше путешествие. Еще один мой дом в… троллейбусе! Да,да, вы не ослышались! Об этом нам расскажут…(называет имена детей и родителей, совершивших музыкально-экскурсионный маршрут в рамках проекта «Синий троллейбус»).

Рассказ детей и родителей о «Синем троллейбусе» с показом фотографий, детско-родительских рисунков гитары.

Фея : Песни, которые звучат в этом необычном троллейбусе, исполняются под аккомпанемент струнного щипкового инструмента – гитары.

Выступление гитариста (слайд с изображением музыкального инструмента).

Фея : Одна из песен, которая звучит в этом троллейбусе-«Разноцветная игра». Предлагаю станцевать под ее звучание.

Я прошу вас всех подняться

И немножечко размяться!

Звучит фонограмма песни «Разноцветная игра» (А.И. Буренина программа «Разноцветная мозаика»). Дети и родители танцуют.

Фея : Центральный концертный зал (показ слайда) еще одно место, где живет ее величество Музыка. Побываем и там. Но сначала у меня есть вопросы к родителям:

1) Кто сочиняет музыку? (композитор)

2) Кто исполняет музыкальные произведения?(музыканты)

3) Если поэт и композитор работают вместе, то получается…(песня)

4) Кто руководит оркестром? (дирижер)

5) Что является главным в музыкальном спектакле? (музыка).

Рассказ мамы и воспитанника младшей группы, побывавших в концертном зале, демонстрация фотографий, совместно изготовленной афиши.

Фея: Флейта – наиболее древний духовой музыкальный инструмент. Ее разновидность – свистулька – известна давно. Послушаем и ее звучание.

Выступление флейтистки.

Под аккомпанемент флейты проводится игра «Волшебный мешочек» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)

Фея : Настоящим домом не для одного, а для более трехсот музыкальных инструментов стал музей музыкальных инструментов имени Е.Н.Пушкина, находящийся в Кировском районе города Волгограда,В этом году ему исполняется 110 лет. Послушаем тех, кто побывал в нем.

Рассказ посетителей музея с демонстрацией самодельного барабана.

Дети с родителями исполняют «Пляску с музыкальными инструментами» (Суворова Т.И. «Танцуй, малыш!» сб.2)

Фея : Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по городу. Пора прощаться! Теперь вы знаете, где живет музыка. Приглашаю всех посетить места, о которых вы узнали сегодня и насладиться звучащей там прекрасной музыкой.

Совместный хоровод детей, родителей и воспитанников ДМШ «Прощание» (методика Железновой)

Спасибо юным музыкантом за их выступления, ребятам и их родителям за их рассказы.

Звучат аплодисменты. Дети дарят цветы музыкантам.На память о встрече воспитанники и родители получают музыкальные сувениры

Фея : А сейчас вы можете подойти и поиграть на любом из музыкальных инструментов.

Дети свободно подходят к инструментам, играют на них под наблюдением взрослых.

Музыкальное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий развлечения предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Знакомство с видами музыкального искусства
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Развитие лексического словаря, кругозора и внимания, сопереживания за сверстников.
- Развитие художественно-эстетического воспитания.
- Побуждение к активной творческой деятельности и сочинительству.
- Формирование отношений,основанных на сотрудничестве и взаимопомощи
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели и родители
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ

Ведущая: Отчего у нас веселье? Праздник тут какой у нас?
Дети: День рожденья музыки празднуем сейчас!
Ведущая: Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях Праздник!
День весёлый, добрый, славный,
В октябре он музыкальный.
Этот день встречаем песней,
Об осени чудесной.
Осенняя песня

Ведущая: Осень нам дарит так много музыкальных звуков.Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни перелетных птиц.
Давайте попробуем сейчас это отобразить с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите, какие из лежащих на столе инструментов подойдут по-звучанию:


Шорох листьев- маракасы
Капли дождя- треугольник, колокольчики
Пение птиц- свистульки
Завывание ветра- металлофон (глиссандо)
(дети разбирают инструменты по-желанию)
А теперь начинаем нашу музыкальную викторину. Слушайте внимательно текст, чтобы вовремя сыграть на муз. инструментах. А читать нам будут зрители.
Музыкально-поэтическая викторина


1. Вот осенний ветерок у куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся. над деревьями кружил,
А потом мне на колени желтый листик положил.

2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются, с дальним озером, с полями
Навсегда прощаются
3. Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть, все грустят:
Потому что с жарким летом расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет, ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье: Пусть к нам лето вновь придёт.
4. Тихая, тёплая, нежная осень
Листья увядшие всюду разносит,
Красит в лимонный, оранжевый цвет
Свет.
На тротуары, газоны, аллеи
Их она сыплет, ничуть не жалея, –
Вот над окном в паутине повис
Лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
Мне на ладонь, покружившись, садится,
Лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
Вот он уже на соседнем балконе,
Миг – и, минуя широкий карниз,
Вниз.
5. Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом
6. Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит
7. Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком
Ведущая: Давайте поаплодируем друг другу за такое прекрасное музыкально-поэтическое исполнение.
А теперь пришло время поиграть.


Игра с музыкальными инструментами (Дети двигаются, соответсвенно музыке-марш, бег, поскоки, когда музыка останавливается должны поднять руку дети с теми инструментами, которые назовет ведущий. Кто поднимет неправильно-выходит из игры).
Выходит Тарарам: Всем привет! Я главный Тарарам!
Ведущая: Как тебя зовут?
Тарарам: Та-ра-рам! Это значит очень громко и красиво! Правда, ребята?
Ведущая: Очень громко- это вовсе не очень хорошо. В музыке важно услышать мелодию, а не шум, который тебе так нравится.
Тарарам: Мелодия? А что это такое?
Ведущая: Ребята тебе сейчас про это споют.
Песня о музыке


Тарарам: А научиться так петь можно?
Ведущая: Конечно. Мы сейчас поиграем с тобой в музыкальное эхо. Мы будем запевать, а ты за нами красиво повторять.
Распевка «Эхо»
Тарарам: Мне очень понравилось петь с вами под музыку. А что еще может быть музыкальное?
Ответы детей
Ведущая: Будем вместе мы играть, Тарарама развлекать.
Игра «Ищи»


Тарарам: А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей
Мы сейчас поиграем в игру «Назови инструмент». Делимся на две команды: ребята и гости. Каждый, по-очереди, называет музыкальный инструмент. Чья команда окажется последней по ответам, та и выиграет. Готовы? Начинаем.
Игра «Назови музыкальный инструмент»

Ведущая: Наш праздник был всем интересным,
Весёлым, шумным, радостным для всех.
И он прошел приятно и чудесно
Под звуки музыки и звонкий смех!
Заключительный хоровод

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх