Третьяковская галерея – картины. Музей за час: Третьяковская галерея Открытие третьяковской галереи век

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставокхудожественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Попав в главный корпус Третьяковской галереи, можно увидеть полотна известных художников России. Самая древняя работа датируется одиннадцатым столетием.

Третьяковская галерея: как попасть, что посмотреть

Знаменитый музей был основан - богатым купцом. Он начал покупать русских художников. Со временем развлечение стало настоящим хобби, и меценат тратил большие деньги по всему миру на то, чтобы приобрести работы своих соотечественников.

Музей стал настоящим банком картин, где размещены самые известные шедевры Третьяковской галереи. В нем представлена лучшая живопись России с 11 века и по наши дни.

Попасть в галерею можно во вторник, среду, субботу и воскресенье с 10 утра и до 6 вечера, а в четверг и пятницу - с 10 утра и до 9 вечера. Понедельник является выходным. Так что можно увидеть в Третьяковской галерее?

Картины с исторической подоплекой

Одним из самых знаменитых шедевров, которые выставлены в главной экспозиции музея, стала картина «Апофеоз войны». Написал ее известный художник в 1871 году. Вечно актуальную картину он создавал, находясь под впечатлением от боя в Туркестане. Тогда нежную душу живописца поразила жестокость, на которую способны люди.

Первоначальное название картины - «Торжество Тамерлана».

У картины существует предыстория. Легенда гласит, что Тамерлан наказал блудливых мужчин Дамаска. Он услышал жалобы от женщин, что мужчины перестали вести себя порядочно. Тогда Тамерлан собрал войско, и каждому солдату из многотысячной армии приказал принести по одной голове такого развратного мужчины. Говорят, что у ног военачальника тогда оказалось семь огромных пирамид, построенных из черепов убитых.

Чуть позже Верещагин понял, что это изображение подходит под абсолютно любую войну, которая несет в себе разрушения и смерти. В Третьяковской галерее можно увидеть и другие его творения.

Еще одним историческим полотном является картина Сурикова под названием «Боярыня Морозова». Художник на своей картине изобразил историческое событие семнадцатого века. Тогда в церкви произошел раскол. Одни ее представителей хотели перемен, а другие придерживались старых традиций. Вторых позже назвали старообрядцами. Среди них была и Феодосия Морозова. Судьба боярыни оказалась очень тяжелой. Представители новой церкви жестоко расправлялись с инакомыслящими, не щадя детей и женщин. Морозову арестовали, а затем посадили в земляную яму, где перестали кормить. Она умерла от голода.

Суриков нарисовал себя в образе странника, наблюдающего за жестоким действом.

Бытовые картины

Что можно увидеть в Третьяковской галерее на темы из обычной жизни?

Художник Василий Пукирев в картине «Неравный брак» сумел передать все отчаяние, испытываемое молодой девушкой, обреченной на брак со стариком.

Живописец неспроста нарисовал этот холст таким правдоподобным, и кажется, что он живой. Экскурсовод в музее обязательно расскажет посетителям о том, что и сам автор картины пострадал от такого брака. Его возлюбленная обязана была выйти за богатого сановника.

Если присмотреться к шедевру повнимательнее, то стоящий за невестой шафер, явно противящийся этому браку, и есть Василий Пукирев. Его угрюмое лицо и сложенные на груди руки свидетельствуют о том, как сильно он опечален и зол.

Политические картины

Что можно посмотреть в Третьяковской галерее по данной тематике? Одним из ярких примеров политических полотен стала картина Репина «Не ждали».

Под таким названием в галерее висят сразу две работы. Обе они - творение рук Ильи Репина. Обе стали одними из самых известных картин в популярной культуре России. Работы, представленные в Третьяковской галерее:

    На первой картине студентка возвращается домой.

В Третьяковской галерее можно увидеть «Купание красного коня» Петрова-Водкина (также частично политической тематики).

Название полотна - это символ России времен художника. Конь рвется на волю. А ездок, восседающий на нем, слишком неопытен и мал.

Петров-Водкин срисовывал лошадь с реальной. Живой прототип отзывался на кличку Мальчик. А подростком на картине стал ученик художника по имени Калмыков Сергей. Об этом своим потомкам оставил запись сам Калмыков, гордый тем, что оказался на шедевре.

Религиозные картины

Изюминкой коллекции стала «Троица», написанная Андреем Рублевым. Он являлся известным иконописцем. Картина была создана еще в пятнадцатом веке. На ней изображены три ангела, которые собрались для беседы. Данную работу хранит Третьяковская галерея. Картины (что посмотреть еще, мы описываем в статье) религиозной тематики не ограничиваются только этим эпохальным произведением.

Изображение помещено в отдел Администрация галереи оградила картину специальным стеклом, в котором всегда отрегулирована нужная температура и уровень влажности, чтобы ее смогло увидеть и следующее поколение.

Картина Крамского «Неизвестная» стала символом Петербурга. На ней девушка в карете едет по Аничковом мосту. Многие исследователи творчества художника стараются выяснить, кто эта загадочная барышня. По одной версии, это Анна Каренина - героиня художественного произведения Л. Толстого. По второй - А третья версия гласит, что на картине изображена дочка самого Крамского. Девушку сравнивают с шедевром Леонардо да Винчи - «Джокондой».

Романтизм

Написал довольно провокационную для нынешнего времени картину с гордым названием «Красавица». Эту работу не рекомендуется смотреть противникам обнаженной графики, ведь на ней изображена прелестная актриса местного театра, которую художник писал с натуры. Борис Кустодиев рисовал картину, опираясь только на небольшую зарисовку карандашом, которую сделал во время визита актрисы.

Интерьер комнаты был срисован с квартиры художника.

Сказки и предания

Поклонникам интересных легенд, которые не знают, что можно увидеть в Третьяковской галерее из подобного, не нужно отчаиваться. В данный раздел без труда можно поместить картину Васнецова «Богатыри». Эта работа известна большинству из нас. Живописец трудился над ней почти двадцать лет.

На картине нарисованы три известных русских богатыря. Они являются главными героями многих народных сказок.

В этой работе тоже есть своя загадка. Несмотря на то что Добрыню всегда изображают в виде молодого парня, Васнецов сделал его более зрелым. Искусствоведы уверены, что на картине - ее создатель.

Единственный реальный персонаж - это Илья Муромец. Он прославился своими подвигами, которые действительно имели место. Муромец стал монахом в старости, он до смерти прожил в Киевской Лавре.

Второй по популярности называют работу Врубеля «Царевна-Лебедь». Картину можно узнать по огромным и печальным глазам героини. Художник остался верен себе и своему стилю. Автору довелось создавать оформление к опере «Сказка о царе Салтане». Ее автор - Римский-Корсаков, вдохновленный известным произведением Пушкина.

Врубель очень высоко отзывался об исполнительнице главной партии. Именно с нее и была нарисована «Царевна-Лебедь».

Природа

Никто, наверное, так не любил природу, как Иван Шишкин. Посетителям музея, уставшим от хождения по разным залам, но все еще интересующимся, что можно увидеть в Третьяковской галерее, рекомендуется присесть у картины «Утро в сосновом бору», расслабиться, и полностью проникнуться красотой окружающей природы. Этот шедевр в народе назвали так: «Три медведя». Однако на полотне четыре медвежонка, а не три.

Картина пользовалась такой популярностью, что с ее репродукцией в советское время выпускались конфеты.

Третьяковская галерея — самый известный художественный музей в столице, основанный купцом Павлом Третьяковым в 1856 г. Это крупное государственное учреждение культуры, в состав которого входят несколько музеев, главным из которых остается музейный комплекс в Лаврушинском переулке. Крупнейшее в мире собрание русской живописи, графики и скульптуры выросло из частных коллекций братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Меценат и предприниматель Павел Михайлович Третьяков задумал свою галерею как национальное собрание, то есть состоящее исключительно из произведений русских художников и художников, внесших весомый вклад в русское искусство. Удивительное чутье и безупречный вкус Третьякова стали залогом того, что приобретенная им живопись по сей день составляет золотой фонд не только галереи, но и всего русского искусства.

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века. Гордостью музея являются картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи.


Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон — одна из лучших в мире.


На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах. Сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия, регулярно проводятся музыкальные вечера.

Музейные фонды галереи постоянно пополняются. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в филиале галереи, расположенной на Крымском Валу .

Режим работы:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00);
  • четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00);
  • понедельник — выходной.

Цены на входные билеты:

  • 500 рублей — взрослые;
  • 250 рублей — для льготных категорий;
  • Бесплатно — для лиц до 18 лет.

Бесценное сокровище русской культуры, хранилище самых дорогих русскому сердцу картин, Третьяковская галерея – светлая радость России.

История «Третьяковки»

Наверное, даже весьма далёкий от искусства человек почувствует щемящую грусть при виде «Алёнушки» Виктора Васнецова или тихое умиротворение от картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В этом, наверное, и есть основное предназначение этого музея – не только тщательно собрать и бережно хранить золотой фонд живописи Руси, но и выступать в качестве объединяющего звена для, к сожалению, в большой степени разобщённого в наши дни народа. Культура скрепляет и даёт уверенность в том, что и дальше будет существовать нечто, характеризуемое сердцевиной, стержнем Руси.

Как известно, галерея была основана в 1850 годы человеком, в честь которого она впоследствии и была названа - Павлом Третьяковым. Будучи высокообразованным и дальновидным меценатом, Павел Михайлович умел находить жемчужины среди работ тогда ещё неизвестных художников. Именно его стараниями получили признание многие гении того времени. Скупая понравившиеся ему картины, некоторых мастеров он даже спасал от бедности, как, например, Саврасова. Год за годом Павел Михайлович отбирал по крупицам самые лучшие, самые важные картины, заранее решив для себя, что в будущем передаст всё накопленное Москве.

Старания Третьякова не прошли даром: в наши дни Третьяковская галерея, наряду с Московским Кремлём, двуглавым орлом и Медным всадником стала символом России, памятником неиссякаемого дара русского человека видеть и переносить на холст красивое.

В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна. Сколь умело и с любовью передал Исаак Левитан настроение родной природы, её неяркие краски и задумчивость. Какие золотые нивы и лазурное небо на картинах Мясоедова. Насколько точны и исполнены жизненности работы Шишкина.

Неотрывно связана русская живопись и с другими видами искусства, «Демон сидящий» Врубеля, например, вызывает в памяти произведения Михаила Лермонтова, а «Богатыри» Виктора Васнецова - русские былины, эпос, в котором отражена рать и доблесть Древней Руси.

Всё, что можно увидеть в Третьяковской галерее - это отражение целых веков, навсегда вписанное кистью и красками в причудливое переплетение истории. Быт крестьян и пейзажи, изображения святых и портреты великих дворян и знаменитых людей, военные панорамы и футуристические натюрморты начала XX века - всё это летопись народа русского. Нельзя не упомянуть и то, что помимо живописи, в фонде галереи также хранятся и скульптуры, графика и иконы древнерусских мастеров. Наверняка каждый русский человек помнит хотя бы из уроков истории в школе известнейшую икону Андрея Рублёва «Троица», а ведь это ещё один из столпов русской культуры - православное христианство, святая вера народа, живое и трепетное чувство.

Нет ничего прекраснее, чем осознавать, что Третьяковская галерея - одна из самых известных в мире, что она привлекает множество путешественников со всего земного шара, желающих не просто посетить музей по программе, но прикоснуться к таинственной русской душе. У Парижа есть Лувр, у Нью-Йорка - Музей Метрополитен, у России – Третьяковка, как принято её немного фамильярно называть: это наша общая гордость, отличительный знак, культура, воплощённая в собрании предметов искусства.

Вячеслав Подгорный

Третьяковская галерея

Посещение Москвы туристами и «командировочными», как принято говорить, не обходится без знакомства с Третьяковкой. Она является лицом столичного мира искусств и лакмусовой бумажкой культурного развития россиян.

Биография Третьяковки началась с 1856 года. К тому моменту музей нельзя было назвать музеем в полном смысле. Третьяков Павел Михайлович представил на своей первой экспозиции судное собрание экспонатов – это «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы Шинлера, «Искушение» Василия Григорьевича Худякова и несколько полотен голландских мастеров и литографий, приобретенных им собственноручно. Спустя какое – то время коллекцию пополнили полотна русского живописца Якоби Валерия Ивановича, Клодта старшего и русского пейзажиста Алексея Саврасова.

Свою экспозицию Павел Михайлович планировал расширять и дальше, для чего мечтал приобрести дорогостоящее собрание полотен Прянишникова Федора Ивановича, – общественного деятеля и библиофила. Цена была непомерной, поэтому Румянцевская галерея с удовольствием приобрела работы Прянишникова, но впоследствии они все же вошли в коллекцию Третьяковки.

Все последующее время Третьяков пополнял выставочные экземпляры, полагаясь на собственный интерес и вкус. Художникам-передвижникам Павел Михайлович уделял особо много внимания. Скупал их работы, разбавив уже существующее собрание жанровых и исторических работ пейзажами Шишкина, Саврасова и Крамского. Причем, последний написал портрет Третьякова.

Кроме приобретения бесценных полотен меценат Третьяков занимался благотворительностью, помогая все тем же передвижникам. Иные нашли даже кров в стенах дома Третьяковых, например Иван Крамской, ставший впоследствии лучшим другом Павла.

С трепетом относился основатель музея к работам Владимира Перова. Он покупал готовые полотна художника («Сельский крестный ход на Пасхе», «Дилетант» и «Тройка»), а после смерти Владимира Васильевича устраивал выставки в память о творчестве великого мастера. Примерно в 1964 году Третьяковскую коллекцию разбавила «Княжна Тараканова» Флавицкого, а спустя несколько лет Бронников написал одно из любимейших произведений Веры Николаевны Третьяковой, – супруги Павла Михайловича, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

И так, пейзаж. Ему Третьяков посвятил много времени, внезапно полюбив именно этот жанр в период шестидесятых голов позапрошлого столетия. Однако портреты снискали к себе достойное внимание, и, как свидетельствует современное собрание работ, изображения именитых людей населили экспозицию Третьяковки. Так, неимоверными усилиями Павел Михайлович уговорил позировать Льва Толстого для написания его же портрета. Это был 1783 год.

Спустя год Павел Михайлович приобрёл коллекцию Верещагина за девяносто две тысячи рублей. Художник только что вернулся из Туркестана, представив зрителю необычные образцы работ с восточным колоритом. Новое приобретение Третьяков планировал отдать в дар Московскому училищу живописи. Однако училище дар не приняло, по причине отсутствия свободной площади. Следующим на очереди в одариваемых было общество любителей художеств в Москве, откуда спустя три года, собрание вернулось к Павлу Михайловичу.

Случилась так, что к 1872 году экспозиция картин с тала объёмной и не умещалась боле в доме на Лаврушинском переулке. Было принято решение о строительстве другого здания, которое вмещало бы выставочные залы. Возведение нового корпуса завершилось к 1874 году. Но судьба музея на этом не закончилась и девяностых годах позапрошлого столетия Галерея расширилась за счет новых шести залов.

В 1892 году Павел Третьяков передал своё детище в дар столице. Предвидя трудности с содержанием здания и пополнением собрания, Третьяков составил завещание о передаче после своей смерти 150 тысяч рублей в Галерею для её ремонта и содержания и 125 тысяч – для приобретения новых шедевров и предметов искусства. К завещанию прилагались древние иконы – бесценное древнерусское собрание, в том числе часть недвижимого имущества Павла Михайловича. Вплоть до 1898 года, вплоть до своей смерти.

Завещание вступило в законную силу в 1899 году, тогда же Галерея попала под покровительство самого императора Николая II и, созданного по решению Московской Думы, Совета, которому надлежало управлять теперь уже Городской художественной галереей братьев Третьяковых. Александра Боткина, живописцы Остроухов и Серов, коллекционер Иван цветков и главный хранитель музея, – Хруслов Е. М. – вошли в состав Совета. А последний настолько был предан коллекции Третьяковской Галереи, что покончил жизнь самоубийством после вандализма свершенного над полотном «Иван Грозный убивает своего сына». За время своего руководства Хруслов внес новаторское предложение о систематизации собрания братьев Третьяковых в хронологическом порядке. Теперь коллекция имела четкую градацию по эпохам, начиная с древнерусской иконописи вплоть до современного искусства. При этом было создано подробное научное описание каждого экспоната.

В период советского времени Третьяковская галерея стала называться Музеем имени Третьяковых. Теперь её хранителем стал Грабарь Игорь Эммануилович. В его бытность коллекция Галереи пополнилась полотнами и экспонатами, конфискованными из частных собраний знати и переданными другими музеями. Авангардные работы Татлина, и Казимира Малевича вдохнули новую жизнь в классическое собрание музея. А расширение Галереи за счет дому в Малом Толмачевском переулке позволило расположить в нём третьяковскую библиотеку, фонды графики, сокровищницу, научные и архивные отделы.

В период Второй Мировой войны галерея спасала экспонаты, извлекая из рам, запаивая в металлических тубусах холсты. Коллекцию вывозили частями в Новосибирск, начиная с лета 2014 года. Всего было 4 этапа эвакуации, а к 1942 году, когда немецкие войска были откинуты далеко от Москвы, экспозиция вернулась из Новосибирска в родные стены. Часть зданий музея была разрушена, но это не помешало проведению юбилейной выставки.

Послевоенная жизнь Третьяковки был плодотворной на приобретение новых экспонатов. Галерее были подарены произведения Бенуа, Рериха, Петрова – Водкина, Саврасова, Врубеля и других живописцев. В 1956 году, когда собрание работ уже не вмещалось на площади музея, было принято решение о расширении Галереи за счет строительства нового здания на берегу Москвы-реки.

В новое здание планировалось перевезти большую часть коллекции, однако в 1959 году новенькую постройку подарили Картинной галерее СССР, недавно созданной. Зато в середине восьмидесятых прошлого столетия коллекция этой самой Галереи СССР слилась с третьяковским собранием. В тот период объединенные музеи стали именовать иначе – Государственная Третьяковская галерея, а корпус в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию.

В начале восьмидесятых, когда Королев Юрий Константинович, – советский живописец, – возглавил Третьяковскую галерею, началось её грандиозное переустройство. В планы Королева входило создание огромного музейного комплекса с хранилищами, конференц-залами в тандеме с историческим обликом, который нужно было сохранить и продолжить. Появились реставрационные мастерские и хранилища образцов искусства – депозитарии.

Первых посетителей после реконструкции дом в Лаврушинском переулке встретил в 1986 году. Тогда же Третьяковская галерея объединилась с квартирой – музеем Васнецова А. М., домами – музеями В. М. Васнецова и Корина П. Д., мастерской – музеем Голубкиной А. С. Теперь этот союз носит название Всероссийского Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В середине девяностых (1995 год) перестройка завершилась появлением десяти новых залов. Площадь позволила расширить собрание древнерусской экспозиции, открыть выставки скульптурных произведений XVIII – XX веков, разместить панно Врубеля «Принцесса Греза» в отдельном помещении. Основным зданием стало считаться то, что находится на Крымском валу.

Ирина Никонова

Шедевры «Третьяковки»

Более ста лет Третьяковская галерея является одной из обязательных для посещения туристов достопримечательностью российской столицы, входящей в культурную программу. Но прежде, чем отправиться в этот храм искусства, следует хотя бы бегло ознакомиться с экспозицией художественного музея. Можно приобрести брошюру или «покопаться» в интернете.

Немного об истории музея

Российский меценат Павел Третьяков уже несколько лет собирал коллекцию живописи. В 1856 году в своём доме он открыл галерею, а в 1892 году передал её государству. Она насчитывала уже более 1000 картин в живописи и графике, а также нескольких скульптур. С того времени галерея развивалась уже как государственная галерея. Она неоднократно расширялась, появлялись новые корпуса, но оставалась на прежнем месте. В честь 100-летнего юбилея, в 1956 году, у здания установили памятник П. Третьякову.

Семь известных с детства картин, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

«Богатыри»

Полотно В. М. Васнецова «Богатыри» - настоящий шедевр и символ русского искусства. Картина была создана во II пол. XIX столетия. Именно в то время русские живописцы создавали много картин на тему русских сказок и былин. Многие из них написали всего по одной картине, но у Васнецова эта тема стала основой его творчества. Это произведение он писал около 30 лет. Картина символизируют силу русского народа. Размер полотна – 295 х 446 см.

«Иван Грозный убивает сына»

Известный всем эпизод российской истории, однако окутанный тайнами и загадками, изображён на трагическом полотне Ильи Репина. Ужас на лице царя и умирающий на его руках сын. Впечатление, от этой картины ошеломляющее. Ведь царь убивает сына Ивана, прерывая династию Рюриковичей, которая правила Русью с IX столетия. Это момент прозрения и царь изображен обезумевшим от содеянного им, не грозным самодержцем, а испуганным стариком с безумными глазами..

«Утро в сосновом бору»

Этот шедевр И. Шишкина, знаком нам с раннего детства. Нельзя не восхититься природой, которая оживает на ранней заре. Вот и шаловливые медвежата решили устроить качели. Наверное, уже никого не удивить фактом того, что легендарных мишек дорисовал К. Савицкий. Лес, освещённый лучами восходящего солнца, прописан очень детально, а семья медведей добавляет реалистичности этому замечательному произведению.

«Боярыня Морозова»

XVII, церковный раскол. Боярыня Морозова осталась верной старообрядческой вере, даже под угрозой ссылки. Картина условно разделена на две части. С одной стороны стоят старообрядцы, искренне переживающие и сочувствующие, именно им Морозова и показывает характерный жест. С другой стороны – новообрядцы, они злорадно насмехаются над боярыней, создавая яркий эмоциональный контраст.

Раскол... Вот главная идея этого полотна. В. Суриков писал это гениальное произведение более четырёх лет. И оно принесло ему не только славу, но и бессмертие.

«Тройка»

Одна из самых эмоциональных картин Перова, передающая всю тяжесть судьбы сирот того времени. Холодная зима, ветер, и трое маленьких детей, вынужденные тащить тяжёлый груз. Какой-то мужчина решил им помочь, по его усилиям можно судить о весе бочки. Измученные глаза детей невольно вызывают грусть или даже слёзы на лице.

«Неизвестная»

На небольшом полотне Крамского изображена незнакомка – это дворянка, разъезжающая в экипаже по Петербургу. Обратите внимание на её богатый костюм, состоящий из европейских элементов одежды и аксессуаров. Личность девушки и по сей день остаётся загадкой для искусствоведов.

«Явление Христа народу»

Грандиозное полотно на основе сюжета из Евангелия, над которым Иванов работал 20 лет. Здесь и апостолы, и старцы, и раб, и странник, и ещё много других людей, разных по своему социальному положению. Мастерски выполненная работа несёт большую эмоциональную нагрузку.

Кроме вышеперечисленных картин есть ещё много картин, которые по праву вошли в золотую летопись российского искусства. Это произведения: Грабаря, Крамского, Иванова, Репина, Врубеля, Айвазовского, Перова... Проведенный день в Третьяковской галерее подарит вам массу впечатлений и эмоций. Надолго запомнится день, когда вы прикоснулись не только к настоящему искусству, но и к русской истории.

Наталья Абдуллаева

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата. В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской. Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла. Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке. Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Нравится



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх