Смысл и цель жизни современного человека как факторы, определяющие его отношение к собственному здоровью.

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек–человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20–30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики. Ряд других газов (окислы азота и серы) неблагоприятно воздействуют на обмен веществ в мозгу.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, но при невысоком уровне радиоактивности, по-видимому, важнее психологическое действие этого фактора, так как оно порождает страх, особенно кажущийся реальным после Чернобыльской катастрофы.

Серьезное негативное влияние на мозг человека, его психику оказывает электромагнитное «загрязнение» окружающей среды в виде излучения от сплетения проводов. На эмоциональную сферу человека оказывают исключительно неблагоприятное воздействие и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Одним из основных факторов, негативно действующих на организм человека и особенно на его психику, следует считать его усиливающуюся изоляцию от естественной (природной) среды обитания со всеми вытекающими последствиями. В частности, это касается городских жителей, которые подавляющую часть своей жизни проводят в искусственно созданном мире камня и бетона, изолированных пространств и т.д. Они нечасто бывают на природе, лишены удовольствия дышать чистым воздухом, любоваться восходами и закатами, слушать птиц и многого другого. Наличие дачных участков только отчасти смягчает эту проблему, так как современная дача больше подчинена практическим, утилитарным целям. Разрушение естественного природного окружения человека – частицы природы деформирует его психику, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает человека более агрессивным – это еще и воздействие различных электроприборов и других источников радио- и электромагнитных излучений и т.д. Все они взаимодействуют с электрическими процессами, протекающими в головном мозгу, сложным образом влияя на их динамику. Усиление электромагнитного излучения Солнца, весьма незначительное по сравнению с соответствующими характеристиками искусственных источников, также увеличивает число психических и некоторых других заболеваний. Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и других физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города, для помещения) генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Хотя нервная система человека довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, возможности ее не беспредельны.

По-видимому, человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от все возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым». Неудивительно поэтому, что жители городов, особенно крупных, слабее реагируют на различные проблемы, касающиеся близких, переживают эти проблемы более короткое время, во все большей степени изолируются от тех факторов, которые не имеют к ним непосредственного отношения. Другая часть людей часами просиживает у экранов телевизоров, сопереживая жизни героев различных сериалов, и этим пытается уйти от собственных проблем, вызывающих эмоциональные стрессы.

В ряде случаев малочувствительными к чужой боли становятся уже маленькие дети. «Эмоциальный слух», то есть способность распознать настроение или состояние говорящего, хорошо развит только у 32% детей школьного возраста, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, и раздражения и гнева – с другой. Немалую роль в этом играет и ведущее средство массовой информации – телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов и формирующее ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям и начинает получать даже удовольствие от сцен насилия и убийства. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Особенно важное значение существующие условия жизни имеют для гармоничного развития самой чувствительной части человеческой популяции – детей. Схемы воспитания и обучения, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие вербальных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствительные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недостаточно. В то же время практика показывает, что общение с природой – самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психику.

Все негативные воздействия на психику современного человека развертываются в нашей стране на фоне сложных экономических, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе и прямо или опосредовано влияющих и на индивидуальную психику, и на все сообщество в целом. Степень такого влияния очень различна, и разные люди на него реагируют по-разному. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно заметен среди детей, подростков и женщин. Во многих случаях таким образом в деформированном виде проявляются механизмы саморегуляции мозга, который защищается от дефицита положительных эмоций, большого потока информации, трудностей адаптации в окружающем мире и других факторов, с которыми не может справится человек.

В создавшихся условиях человеку защититься от эмоционально-информационных стрессов становится все труднее. Поэтому он зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, иммунитет и нарушая нормальную работу мозга. К счастью, мозг обладает колоссальным запасом избыточности, а значит, функциональной прочности.

Со словом «инстинкт» обычно ассоциируются самые низменные, дурные поступки человека. На самом же деле, согласно биологии, этим словом обозначаются врожденные программы поведения. Люди рождаются с огромным количеством инстинктов, лучшие из которых передаются из поколения в поколение.

Со словом «инстинкт» обычно ассоциируются самые низменные, дурные поступки человека. На самом же деле, согласно биологии, этим словом обозначаются врожденные программы поведения. Люди рождаются с огромным количеством инстинктов, лучшие из которых передаются из поколения в поколение.

© Маркос Рей

Каждому человеку присуща любовь к Родине – своей стране, в которой сотни городов, тысячи деревень, миллионы людей. Ради ее процветания все трудятся и терпят невзгоды. К этой Родине мы ощущаем сознательные чувства, сознательно стремимся привить к ней любовь всех окружающих.

Но у каждого человека есть еще одна родина, к которой любовь никто сознательно не прививал. И не нужно. Этой родиной является малюсенькая точка на карте страны, место, где каждый родился и начал взрослеть. Хоть это место, быть может, практически не отличается от тысяч и тысяч подобных – оно единственное и неповторимое. Образ этой родины человек носит с собой всю свою жизнь, не забывая ни на секунду. Неужто любовь к родине – инстинкт? Да. Именно. Это было выяснено с помощью перелетных птиц: птенцов увозили от родительского гнезда, а на задерживали до осени, до миграции в теплые края. После зимы птиц ждали по обоим адресам. Результат поразителен:

повзрослевшие птицы в большинстве случаев возвращались «домой» (на новое место), кроме тех, которые достигли некоего критического возраста – эти птицы возвращались в места, откуда их изначально увозили. Следовательно, птиц ы привязываются к определенному месту на земле в детстве… Это называется «импринтинг», что означает «впечатывание» информации в мозг. Инстинктивная родина не является местом рождения, а местом, где прошел самый эмоциональный отрезок детства. У современных людей наиболее яркий импринтинг осуществляется с 2 до 12 лет, следовательно, лучше всего самые большие переживания и радости запоминаются именно в этот промежуток времени жизни человека.

У каждого есть такие знакомые, которые всю жизнь занимались интеллектуальным трудом, возились с бумагами, ездили по командировкам, а работать руками как не любили, так и не умели. Дома не то что полку починить – крючок прибить – проблема. Вышли на пенсию… И переменились. Деревья сажаются и пересаживаются, грядки в идеальном порядке, а уж какие начали получаться компоты – восхитительный вкус. О таких говорят: проснулась тяга к земле. В этом случае, если скажешь: инстинкт, не удивятся, слишком очевидно.

Так почему же у человека возник инстинкт садовода, а уж тем более сохранился до сегодняшних дней? Дело в том, что потребовались десятки тысяч лет, чтобы разработать весь процесс превращения не приносящей пищи земли в плодоносную ниву. Около девяти тысяч лет назад появилось подсечное земледелие, что по факту является продуктом разума человека. Лес выжигали, вырубали, засеивали; земля плодоносила несколько лет, а потом поля снова жгли, рубили, сеяли… «Жги и руби» - название этого метода.

Несколько десятков тысяч лет занятий земледелием не мог пропасть бесследно, потому-то даже у современных людей виден этот инстинкт, эта непонятная, но лишь на первый взгляд, тяга к земле.

Любовь к собакам тоже является инстинктом , который появился у людей в первобытном обществе. Собака нужна была для выживания – взаимовыгодный союз двух слабо вооруженных хищников. Человек идет на охоту – собаки выискивают добычу, а человек ее убивает и оставляет своим «помощникам» не до конца обглоданные косточки, чтобы у этих животных оставалась тяга к своеобразному сотрудничеству. Долгие тысячи, а может те же десятки тысяч лет у человека был лишь один друг – собака, поэтому у современных людей (не у всех, конечно же) бессознательное влечение к собакам.

Собаки и люди практически не враждовали, но вот в древности леопардов и тигров – врагов человека - хватало; современные люди активно обращают внимание на желто-черные полоски, вне зависимости от места их нанесения. Это инстинкт… А вдруг тигр?! Надо бежать!

Этих опасных животных на улицах нет, но желто-черную окраску применяют во многих местах, на которых стоило бы акцентировать свое внимание, например на «лежачих полицейских» и других искусственных неровностях. На территории России работает мобильная телефонная сеть «Билайн». Ее логотип – черно-желтые горизонтальные полоски. Инстинкт заставляет акцентировать на этом внимание… А раз есть внимание – есть и интерес. Вот так крупная компания и «сыграла» на «человеческих чувствах».

Инстинкт хорошо сотрудничает с разумом. Древний повелитель поведения не требует слепого подчинения, но направляет желания и мысли, позволяя разуму полную свободу выбора. Жизнь меняется, инстинкт древен, потому и дан разум нам, чтобы находить ориентиры в различных неожиданных ситуациях.

У людей есть ощущение, что они действуют так, как их воспитывали, но никогда не приходит мысль, что побудителем к действию является что-то древнее, чуждое разуму. Так сложно поверить, что в мотивации поведения участие принимают инстинкты. Больше умеешь и знаешь – сытнее живешь и выживаешь, древнейший инстинкт, который в настоящее время пользуется огромным спросом.

Мы, люди, почти перестали бороться с инстинктами. Инстинкты не глушат разум. Лучше сотрудничать, верно? опубликовано

Каждый из нас хоть раз в жизни произносил сакраментальную фразу: «С понедельника начинаю новую жизнь для современного человека!» Но лишь единицы упорно следовали установке, большинство, же возвращалось пусть к опостылевшему, зато простому и понятному укладу жизни.

1 56945

Фотогалерея: Новая жизнь для современного человека

И так хотелось что-то поменять... Насколько важны для нас жизненные перемены? Как на них реагировать? Когда осуществлять и с чего начинать новую жизнь для современного человека? На пороге весны — самого обновляющего времени года — мы собрали специалистов по жизненным переменам за нашим традиционным круглым столом.

Булат Окуджава говорил, что все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Какова наша потребность в переменах, для чего они нужны нам? Перемены — это катализаторы полноценной жизни человека. Поэтому самодостаточный, уверенный в себе человек всегда стремится к обновлению. Но не все перемены желанны. Не случайно китайское проклятие гласит: «Дай тебе жить в эпоху перемен». Хотя сильные духом люди даже в тяжелых ситуациях смогут найти для себя нечто полезное и положительное.

Главное — помнить , что в саморазвитии, как в дайвинге: сколько воздуха есть, на такую глубину и погружаешься. Это значит: для того чтобы пускаться в новые плавания, важно понимать, достаточно ли у тебя ресурсов пережить изменения жизни с наименьшими потерями.

Перемены необходимы и объективны. Они связаны с тем, что человек — это часть космического пространства, которое на него влияет. Мы рождаемся для перемен, они направлены на паше самосовершенствование. А вот как эти перемены осуществить в своей жизни — зависит уже от самого человека. Слышит ли он то, что надо изменить свой образ жизни и начать новую жизнь для современного человека, мышление, подход к событиям, или же упрямо движется по протоптанной дорожке. От этого зависит его судьба и дальнейшее развитие. Каждый период нашего формирования и изменений подготавливает следующий этап жизни. Если па данном отрезке времени мы действуем правильно, тогда и в будущем у нас будет возможность наиболее полно реализовать себя.

У человека есть две основные потребности — в стабильности и в изменениях. Наше прошлое и настоящее, а также новая жизнь для современного человека стабилизирует нашу личность и делает нас такими, какими мы есть. Если это изменится, мы столкнемся с неизвестностью, нарушится удобная знакомая стабильность, к новому придется привыкать и как-то приспосабливаться. Поэтому внутри нас все время живет противоречие: и хочется новенького, и страшно.


В жизни любого человека
хоть раз возникала ситуация «рутина засосала», когда даже благополучие перестает приносить радость. Отчего так происходит?

Чаще всего так случается из-за того, что люди упускают из виду цель и смысл своей жизни. В противовес этому как пример можно представить творческих людей. В чем секрет их долголетия? В том, что они всегда ставили перед собой новые цели и задачи, шли к мечте, которая никогда не позволяла им расслабляться и терять интерес к жизни. Поэтому желательно всем даже в повседневной работе находить что-то новое и строить новую жизнь для современного человека.


Этот период простоя
— передышка, которая, как и перемены, тоже необходима. Она готовит нас к новому повороту судьбы. Мы же в эти периоды предпочитаем предаваться апатии, становимся тяжелыми на подъем, нам либо ничего не хочется, либо не можем понять, чего именно хочется. А ведь в это время важно не сидеть на диване, а держать нос по ветру и хоть что-то делать. Например, сходить куда-то, съездить, отправиться в командировку, на курсы повышения квалификации. Можно встретить любимого именно там, куда сейчас так неохота ехать, либо найдется новая перспективная работа именно в том месте, куда тебе совершенно не хочется идти.

От чего зависит «открытость» переменам или, наоборот, нежелание что-либо менять?

Часто определенные страхи связаны с болезнями. Например, при заболеваниях почек люди бывают тревожными, при неполадках с печенью испытывают страх перед жизнью, боятся смерти. Перемен же в новой жизни для современного человека зачастую опасаются легочные больные. Получается, что укрепив здоровье, можно автоматически избавиться от страха. Когда ко мне на прием приходят пациенты с такими проблемами, я непременно это учитываю — после лечения страхи уходят. Отношение к переменам во многом зависит от темперамента. Флегматики и меланхолики часто болезненно воспринимают их. Чтобы этого не произошло, важно учесть темперамент с ранних лет и правильно воспитывать ребенка. А вот холерики — настоящие фаталисты, которые не просто стремятся к переменам, а сами их провоцируют. Сангвиники также любят меняться, отличаются неусидчивостью, разносторонними интересами.


Мне не слишком нравится
идея делить людей на типы. Современная психология имеет в арсенале столько различных методик по типологии личности, что можно запутаться, к какому типу ты относишься. Мне по душе изучать социальную среду, личность и окружение человека. Можно, конечно, предположить, что сангвиники и холерики лучше адаптируются к переменам, но в то же время классический флегматик Бернард Шоу был заядлым путешественником и творческой личностью. Мне кажется, что все дело в воспитании. Ю. Козелецкий в своей работе «Человек многомерный» писал об особом даре, личностном качестве, которое он назвал трансгрессивностью, что означает умение личности выйти за пределы собственного Я.


Можно обратиться
к классификации стилей жизни, разработанной психологами. Есть люди, которые ставят перед собой конкретные цели и достигают их, а есть те, кто просто живет сегодняшним днем, не стремясь к глобальным изменениям, достижению чего-то великого. Кроме того, к одной и той же цели один идет напролом, сметая преграды на пути, а другой аккуратно обходит препятствия и острые углы. Важно и то, насколько человек осознает и хочет контролировать все происходящее. В самые железные планы могут вторгнуться непредвиденные обстоятельства. Тогда тот, кто всегда действует лишь в соответствии со своим планом, подвергается гораздо большему стрессу, чем тот; кто обладает определенной долей авантюризма, не стремится контролировать все и вся. Хотя в человеке все подвижно, поэтому каждый может развить в себе разные стороны и начать новую жизнь для современного человека.

Я бы поделила людей на тех, кто ищет в жизни страсть, и тех, кто избегает стрессовых ситуаций и стремится к стабильности. Если она присутствует в жизни, тогда все более понятно и правильно, но и нет пиков, остроты ощущений. Последнее как раз чаще испытывают рисковые люди. Как правило, это связано с опытом травматизации — чувствуешь себя более живым, когда преодолеваешь сложную жизненную ситуацию. Кто-то для этого занимается экстремальными видами спорта, кто-то беззаветно влюбляется, словом, делает что-то, что нарушает естественное течение жизни. Так они прикасаются к высоким вибрациям, к чему-то, что бодрит и как бы встряхивает. Некоторые мои клиенты говорят: я жил и думал, что засохну от скуки. И вдруг с этим человеком случается что-то, о чем он даже не мечтал, и это переворачивает его жизнь. Может, даже травмирует. Но факт в том, что ему перестает быть скучно. Новая жизнь для современного человека - новый этап к будущему.


Как реагировать
на неожиданные изменения в новой жизни для современного человека?

Есть изменения, которые мы выбираем, и есть те, которые выбирают нас, есть разные способы реагирования на них. Первый предполагает фокусировку на возникшей проблеме, когда мы меняем причину того, что произошло. Например, при потере работы, чтобы решить эту проблему, нужно найти новую. Это помогает отбросить самокопание и негативные эмоции. Следующий способ реагирования — отвлечение от проблемы. Чтобы уменьшить негативные эмоции, нужно на что-то переключиться. После этого либо проблема сама решится, либо ее будет проще решить. Есть еще одна очень эффективная методика — построение нового замысла, перезагрузка. Это когда человек смотрит на свою жизнь новыми глазами, строит позитивные интерпретации, находит в минусах плюсы.


Какие этапы жизни
человека наиболее критичны?

Физическое тело человека развивается по семилетним циклам Сатурна. Они говорят о развитии человека и о сто определенных этапах (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63 года и так далее). Кризисные моменты в новой жизни для современного человека происходят именно в эти годы, причем острее и ярче их переживают мужчины. Самый сложный период — возраст Христа, 33 года, который считается самой материалистической точкой жизни. До этого возраста человек живет еще за счет окружения, родни, близких, приобретения навыков. Но уже с 33 лет нужно учиться отдавать миру то, что было наработано, и жить за счет этого. Есть еще два кризиса — так называемые лунные узлы. Это 18,5, 37 лет и 54 года. Они рассчитаны очень точно. В эти критические моменты важно не принимать эпохальных решений, не делать операции, не заключать сделок. Такие ритмы жизни нормальны, логичны.

Кроме того , у нас есть еще и свои индивидуальные ритмы жизни. Например, некоторые фиксируют, что важные события происходят каждые 3,5 или 10 лет.

Кризисы тесно связаны с моментами, когда нужно принять ответственность за свою жизнь. Например, на начальных курсах университета студенты сомневаются в правильности своего выбора; после рождения первенца нужно освоить роль матери; пересечение 40-летнего рубежа, когда происходит тотальное переосмысление жизни. Все эти этапы — нормальные, они случаются у большинства людей и не являются признаками нездоровья. Отдельно хочется сказать об одном из самых тяжелых моментов для наших людей — выходе на пенсию. Насколько безболезненно человек может пережить глобальную перемену, сильно зависит от соцкультуры. В нашей, к сожалению, нет никакого института, который бы обеспечил пенсионерам не только достойное существование, но и возможность чувствовать себя нужными и передавать свой жизненный опыт и мудрость.


У нас из-за низкого уровня
жизни пенсионеры оказываются никому не нужными — словно ими попользовались, затем за ненадобностью выбросили. Поэтому люди пенсионного возраста и держатся за свои места, не давая дорогу молодым — если они уступят, туг же потеряют доход, и их забудут. У нас ситуация такова: если вы хотите меняться — вперед, но стоит учитывать, что с возрастом это делать все сложнее — в 40 тебя уже и на хорошую работу не возьмут. В Европе начать жизнь после 40 гораздо легче, чем у нас, и на пенсию там уходят с удовольствием, воспринимая ее как заслуженный отдых. Я много контактирую с европейцами и отмечаю, что в нужное время они с удовольствием передают эстафету молодым, а сами посвящают время себе, дому, путешествиям. При этом у них масса клиентов, студентов, они получают признание — то, что нужно человеку преклонных лет.

Новая жизнь для современного человека рассчитана для того чтобы выбрать более подходящий путь для собственного совершенствования.

В современном мире нет большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги - выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти в космос, создать искусственный разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег.

Два величайших изобретения человека создали современную цивилизацию. Первое - это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец XX века - эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр - на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий.

Во что превращается жизнь людей в современном мире без денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. Три миллиона погибших - такова цена эксперимента по ликвидации денег.

Обществом можно управлять либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается механизм общественной и экономической жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас -- братьев и сестер, молодых и старых -- узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Деньги -- это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги -- это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги -- не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Деньги -- это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну вещь или один природный ресурс -- ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги -- единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги -- это энергия, которая движет миром.

Деньги -- это нечто грязное. Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами -- возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности. И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим. Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе -- часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

О чем сейчас говорится на всех заседаниях парламента и правительства, на совещаниях у президента, в десятках тысяч газетных статей, в многочисленных передачах по телевидению… об отсутствии денег.

Но если задуматься, то это не может не вызвать удивление. Десять лет назад бюджет страны характеризовался суммами в десятки миллиардов рублей, и при этом постоянно шли разговоры об отсутствии денег. Сейчас счет в бюджете идет на сотни триллионов. И вновь мы слышим о катастрофической нехватке денег. А если бюджет будет составлять миллионы триллионов. Интересно, тогда скажут, что денег достаточно. Еще недавно мы получали зарплаты в сто-двести рублей и были довольны. Сейчас даже пенсионер получает тысячи рублей и жалуется на нехватку денег. А если он будет получать сто миллионов, уверены ли мы, что он станет богаче.

Таким образом, дело отнюдь не в количестве денег, а в чем-то совсем ином. Дело, прежде всего, в системе функционирования денег. А количество денег само по себе - вопрос второстепенный.

Вот почему важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе.

К сожалению, эти знания зачастую скрываются от общества. Люди, управляющие обществом посредством денег, отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и готовится дезинформация, общественное внимание отвлекается на всякие второстепенные вопросы от по-настоящему важных моментов.

деньги кредитный безналичный чек



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх