Михалков "Быль для детей". Конспект и презентация урока литературного чтения С

На этой странице собраны стихи для детей о Великой Отечественной Войне, о Победе, о празднике 9 мая, о воинах, о ветеранах, о братских могилах и обелисках, о вечном огне и о подвиге солдат.
Читайте детям стихи, они должны знать о подвигах, тех, кого коснулась та ужасная война и кому должны быть благодарны за мирное небо над головой.

ГОРОДА-ГЕРОИ : книги и стихи

ПАРТИЗАНКЕ ТАНЕ
(Ученице десятого класса )
А. Барто
На лице твоём смертный покой.
Мы запомним тебя не такой,
Мы запомним тебя смуглолицей,
Смелой девушкой с сердцем бойца.
Ты недавно была ученицей,
Поджидала подруг у крыльца.
Избивали фашисты и мучали,
Выгоняли босой на мороз.
Были руки верёвками скручены.
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоём шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.
Нет, не плачут седые колхозники,
Утирая руками глаза,
- Это просто с мороза, на воздухе
Стариков прошибает слеза.
Над молчаньем морозного дня:
Мой народ отомстит за меня!
Юный голос звучит над пожарищем,
Юный голос звенит на ветру:
- Умирать мне не страшно, товарищи,
Я горда, что с победой умру.
На лице твоём смертный покой,
Мы запомним тебя не такой!

САШКО
А. Барто
Уходит отец в партизаны…
Прощаться с отцом не легко.
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.
Бежит он, хватаясь за стремя,
Цепляясь за гриву коня. -
И я в партизаны! Со всеми!
Я сильный, возьмите меня!
Тяжёлой и горестной болью
Сжимается сердце отца: -
Куда тебя взять? На недолю?
На смерть? На борьбу до конца?
Нет детскому горю предела…
Отец наклонился в седле:
- За стремя хвататься не дело,
Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната,
Теперь ты готов ко всему;
И вот тебе в руки граната,
И дай я тебя обниму.
Скрылись вдали партизаны.
Теперь и отец далеко.
Спокойный, с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты,
Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба…
В минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость,
Решимость на детском лице.
- Я видел - в лесу партизаны,
Я шёл по опушке вчера,
Я видел своими глазами
- Кто-то сидел у костра!
За пазухой холод гранаты,
Гладкий холодный металл.
Мальчик стоит среди хаты,
Он всё хорошо рассчитал,
Медленно, длинно, подробно
Он продолжает рассказ…
- Довольно! - кричат ему злобно.
- Где партизаны сейчас?
Ненависть больше не пряча,
Сашко выпрямляется весь,
И слышится голос ребячий:
- Тут партизаны! Здесь!
Быстро метнулась граната
В тех шестерых у стола;
Быстро метнулась граната
- К ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко! Мальчуган босоногий!
Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по тёплой дороге.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе.
Грозной и яростной мести
Детские жаждут сердца…
Сашко! Мальчуган босоногий!
Мы отомстим до конца
За город, истерзанный боем,
За мирную хату твою,
За юное сердце героя,
Погибшее в смертном бою.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Белозеров Т.
Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

ЕЩЕ ТОГДА НАС НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ...
Владимов М.
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

КОГДА НА БОЙ СМЕРТЕЛЬНЫЙ ШЛИ ВЫ...
А. Воскобойников
Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.
Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.
Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.
Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!

НУ, ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОЙНЕ?
Петр Давыдов
Ну, что мы знаем о Войне?
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне
Мы вспоминаем слишком мало.
А детям вовсе не понять
О чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять,
Ответы забывают скоро.
Другие страны, времена…
Другие войны были тоже.
И та, Великая Война
Все больше на кино похожа.
Лежат в коробке ордена.
Что с ними делать? Непонятно.
Ничья вина, ничья вина,
Что не вернуть людей обратно.
Тех, что сражались на войне,
Тех, что мальчишками погибли.
И почему-то стыдно мне,
Как будто мы помочь могли бы.
Но прошлое нельзя вернуть
Вокруг совсем другие страны.

И по-другому в дальний путь
Там провожают ветеранов.
На майской праздничной волне
Все меньше правды о войне

КУДА Б НИ ШЁЛ, НИ ЕХАЛ ТЫ...
М. Исаковский
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ
Ю. Коринец
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,

А могила ему –
Вся земля, вся земля.

МАЛЬЧИК ИЗ СЕЛА ПОПОВКИ
С. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

БЫЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С. Михалков
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.
Чтобы было все для немцев
Для фашистов-иноземцев.
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – Ничего!
Нет! - сказали мы фашистам.
- Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот» ...
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

НЕТ ВОЙНЫ
С. Михалков
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
У
томлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

ЕГО ЗАРЫЛИ В ШАР ЗЕМНОЙ
С. Орлов
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

ИМЯ
С. Погореловский
К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
К окрестным старушкам
Заходят ребята –
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
- Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один –
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один –
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили –
У старой сосны,
В безымянной могиле.
На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они –
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет –
Посмертно,
Бессмертно.
Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!

ПАМЯТНИК
Георгий Рублёв
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.

И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА
Н. Самоний
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,

За добрый мир, что нам добыли деды.
Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.
Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

КТО БЫЛ НА ВОЙНЕ
А. Смирнов
Дочь обратилась однажды ко мне: -
Папа, скажи мне, кто был на войне? –
Дедушка Лёня - военный пилот –
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои: -
Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

ОБЕЛИСКИ
А. Терновский
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Н. Томилина
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
А. Усачёв
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

УЛЫБНИТЕСЬ, ВЕТЕРАНЫ!
Елена ЯХНИЦКАЯ
Вглядываясь ветеранам в лица,
Хочется смахнуть с их глаз слезинки,
За победу низко поклониться
И разгладить на щеках морщинки…
Милые, родные ветераны,
Улыбнитесь, ведь ушла беда.
Пусть не беспокоят раны,
Никогда не беспокоят, никогда!
Слушая знакомые рассказы
О войне, о подвиге большом,
Хочется обнять вас всех и сразу,
Одарить вас хочется теплом!
Этот праздник завоёван вами,
Все цветы сегодня лишь для вас!
Вы живите долго вместе с нами,
Пусть сияет свет любимых глаз…

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит - против нас...
Мне не раз приходилось слышать эти строки от людей, которым уже за 60. Что за стихи? Чьи они? Что там дальше? И когда наконец нашлось время познакомиться с произведением С.Михалкова "Быль для детей", я была поражена, как интересно, доступно и талантливо автор рассказывает о трагическом периоде нашей истории, как просто отвечает на сложнейшие для понимания детей вопросы. Например, почему люди защищали свое Отечество? Почему они шли в смертельный бой, а не сдались, чтобы остаться в живых? Чего хотел наш враг Гитлер?
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли...
Как точно, правильно и в то же время достаточно подробно описана дружба и взаимопомощь народов многонациональной страны, огромный вклад каждой республики в общее дело, в победу.
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
модаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога.
И когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
"Всё на фронт,"- Москва сказала.
"Всё дадим,"- сказал Кузбасс.
"Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!".
"Хватит нефти для моторов,
Помогу",-сказал Баку.
"Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!" -
Так откликнулся Алтай.
"Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!"-
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
"Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет",-
"Всё - на фронт! - Москва сказала.
"Всё!- страна ей отвечала. -
Всё для будущих побед!"
Здесь прослеживается связь Руси - Российской империи - Советского Союза - Российской Федерации: во все времена наше Отечество защищалось от врагов, веками в нём жили представители разных национальностей, вместе терпели беды и лишения, вместе защищались, помогали друг другу. И всех объединяла русская речь, русская культура, менталитет. В то же время сохранялись традиции и своеобразие каждого народа.
...Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?
Также кратко и просто Сергей Михалков рассказывает и о роли наших союзников. Всего одной фразой поясняя, что второй фронт в Европе был открыт лишь тогда, когда, стало ясно, на чьей стороне будет победа:
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался также близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе
Как поток ломая лёд,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ...
Автор подчёркивает и отсутствие агрессии, захватнических планов у Советского Союза, освободительный характер военных действий за границами нашей страны.
Будет жить француз в Париже,
В Праге - чех, в Афинах - грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек.
А что же сегодня? Надо ли сегодня, в мирное время, идти в армию? Быть готовыми к защите нашего Отечества, своей семьи?
Дни сражений миновали
Мы неплохо воевали -
Как солдаты выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
Это стихотворение было создано в 1944 году на основе стихотворных посланий нашим партизанам - листовок, предназначенных для распространения на оккупированной территории: Сергей Владимирович Михалков в годы войны работал военным корреспондентом. И школьники послевоенных лет подробно изучали и заучивали отрывки стихотворения. Но, вероятно, из-за смены власти, изменения отношения к Сергею Михалкову, это замечательное произведение из школьной программы было исключено.
Сейчас существует несколько программ обучения в начальной школе. Но все они направлены на развлечение: обучение через игру. БОльшая часть учебного времени отдана развлекательной литературе (например, произведение "Ёжик в тумане"), и соответствующие акценты - вопросы: тебе было весело? тебе было смешно? а когда тебе было смешнее?
Но в одной из программ ("Начальная школа 21 века") я всё же нашла методическую разработку урока, посвященного знакомству с "Былью для детей". Однако вопросов по содержанию не увидела. После чтения стихотворения по частям учитель сообщил лишь некие общие сведения о Великой Отечественной войне: когда началась, сколько дней длилась война, какие потери понесла наша страна и т.п.
Почему это стихотворение не изучается, непонятно не только мне. На форуме нашла несколько отзывов родителей. Вот один из них: "Если бы эти книги были в школьной программе, мы и наши дети жили бы совершенно по-другому".
Да, разрабатывать программы обучения и воспитания, тем более обучать педагогов, должны специалисты высокого класса.

Сергей Михалков. Быль для детей

(фрагменты текста)

..."Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок… Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам", - вспоминал Михалков. В 1944 году из этих публицистических стихотворений родилась "Быль для детей".
Сергей Михалков

«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -

Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!...................

Михалков Сергей Владимирович [р. 28.2(13.3).1913, Москва], русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1950. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1935-37). Печатается с 1928. Известностью пользуются стихи М. для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А. А. Фадеева, дать "основы социального воспитания" ("Правда", 1938, 6 февраля). В игре и через игру М. помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает черты, необходимые строителю нового общества.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 М. - военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни М., которым он зачастую придаёт форму весёлой прибаутки, раёшника, прямого публицистического призыва. М. - автор пьес для детского театра: "Том Кэнти" (1938), "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Дорогой мальчик" (1971) и др.; пьес для взрослых: "Илья Головин" (1950), сатирических комедий "Охотник" (1956), "Дикари" (1958), "Памятник себе..." (1959), "Раки и крокодил" (новая редакция 1960), "Эцитоны бурчелли" (1961) и др., сценария кинофильма "Фронтовые подруги" (1942). Успехом у малышей пользуется повесть-сказка М. "Праздник Непослушания" (1971). Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок М. "Всё начинается с детства" (1968). Выступает также как переводчик. Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва. Секретарь правления СП СССР; 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль" (с 1962). Произведения М. переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1950), Ленинская премия (1970). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 другими орденами, а также медалями.
http://communist.ucoz.ru/forum/10-7-1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 р. п. Татищево»

«День с Сергеем Михалковым: Подвиг твой бессмертен!»

Сценарий литературно – музыкального утренника по произведениям С. Михалкова

Учитель начальных классов:

Пузанкова Евгения Васильевна

Татищево 2013 год

День с Сергеем Михалковым: «Подвиг твой бессмертен!»

(литературный праздник для учащихся 3-5 классов)

Цель: знакомить учащихся с Жизнью и творчеством Сергея Владимировича Михалкова, вспоминая его произведения. Способствовать патриотическому воспитанию детей, знакомя их с героическим прошлым нашей Родины и с творчеством выдающегося сына своего Отечества.

Участники: Ведущий, подготовленные дети.

Оформление: Выставка книг С.В.Михалкова, его портрет и презентация. Аудиозапись «Гимна России», песня: Муз. Д Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы», песня «Синий платочек» муз. Е. Петербугского, сл. Я. Галицкого, песня: Муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война», фонограмма голоса Левитана о начале ВО войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня, ребята, мы собрались на праздник, посвящённый Сергею Владимировичу Михалкову. В каком бы уголке нашей страны ни жил человек, сколько бы лет ему не было, будь он малышом детского сада или седовласым академиком, если вы назовёте имя Михалкова, весёлая улыбка тот час мелькнёт на лице вашего собеседника. Михалков Сергей Владимирович - поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель. Родился 28 февраля (13 марта) 1913 в Москве. В основном все знают весёлые стихи этого замечательного автора. Но Сергей Михалков писал много и патриотических очень серьёзных стихов. И сегодня мне хочется познакомить вас со стихами С. Михалкова об очень трагическом и героическом периоде в истории нашей Родины.

22июня 1941год. Звучит фонограмма голоса Левитана о начале ВО войны.

В первые дни Великой Отечественной войны Михалков, как командир запаса, в числе многих писателей и поэтов был мобилизован для работы в армейской печати. был военным корреспондентом газеты «Во славу Родины», а затем - центральной газеты Военно-воздушных сил Красной Армии «Сталинский сокол».

В дни войны не забывал поэт и про ребятишек, чье детство проходило под грохот танков и разрыв гранат. Стихотворение «Быль для детей», одновременно опубликованное в газетах «Правда», «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», было обращено именно к ним и стало ярчайшим образцом военной лирики Михалкова:

БЫЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ (Все стихи читают подготовленные ребята)

Эту быль пишу я детям...

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Звучит песня: Муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача «Священная война»

Ведущий: В годы войны в Одессе, во время налета немецкой авиации, Сергей Михалков был контужен, отступал до Сталинграда вместе с действующей армией. Это только на первый взгляд кажется, что писать о войне и воевать - вещи абсолютно разные, а в действительности военные корреспонденты, будучи всегда на передовой, делили все тяготы войны с участниками боевых сражений.

КАРТА

Вторые сутки город был в огне,

Нещадно день и ночь его бомбили.

Осталась в школе карта на стене -

Ушли ребята, снять ее забыли.

И сквозь окно врывался ветер к ней,

И зарево пожаров освещало

Просторы плоскогорий и морей,

Вершины гор Кавказа и Урала.

На третьи сутки, в предрассветный час,

По половицам тяжело ступая,

Вошел боец в пустой, холодный класс.

Он долгим взглядом воспаленных глаз

Смотрел на карту, что-то вспоминая.

Но вдруг, решив, он снял ее с гвоздей

И, вчетверо сложив, унес куда-то, -

Изображенье Родины своей

Спасая от захватчика-солдата.

Случилось это памятной зимой

В разрушенном, пылающем районе,

Когда бойцы под самою Москвой

В незыблемой стояли обороне.

Шел день за днем, как шел за боем бой,

И тот боец, что карту взял с собою,

Свою судьбу связал с ее судьбой,

Не расставаясь с ней на поле боя.

Когда же становились на привал,

Он, расстегнув крючки своей шинели,

В кругу друзей ту карту раскрывал,

И молча на нее бойцы смотрели.

И каждый узнавал свой край родной,

Искал свой дом: Казань, Рязань, Калугу,

Один - Баку, Алма-Ату - другой.

И так, склонившись над своей страной,

Хранить ее клялись они друг другу.

Родные очищая города,

Освобождая из-под ига села,

Солдат с боями вновь пришел туда,

Где карту он когда-то взял из школы.

И, на урок явившись как-то раз,

Один парнишка положил на парту

Откуда-то вернувшуюся в класс

Помятую, потрепанную карту.

Она осколком прорвана была

От города Орла до Приднепровья,

И пятнышко темнело у Орла.

Да! Было то красноармейской кровью.

И место ей нашли ученики,

Чтоб, каждый день с понятным нетерпеньем

Переставляя красные флажки,

Идти вперед на запад, в наступленье.

Ведущий: Поэзии Сергея Михалкова военных лет свойственна идеологическая наступательность, простая, незамысловатая интонация, очень часто сродни народной солдатской песне:

- Боец! Товарищ раненый,

Крепись, тебя найдут!

Твою поднимут голову,

Напиться подадут!

(«Боец лежит за хатами…»)

Дух товарищества и воля к победе - основа эмоционального настроя стихов офицера Михалкова с орденом Ленина на гимнастерке:

Мой верный друг, товарищ мой надежный!

Мы на войне. Идет жестокий бой

За каждый дом, за каждый столб дорожный,

За то, чтоб мы увиделись с тобой!

(«Письмо домой»)

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ЛЁТЧИК

Было раннее утро, и солнцем окрашены зданья,

У зенитных орудий стоял на посту часовой.

Шел по улице летчик, с боевого вернувшись заданья.

Самолет "мессершмитт" догорал на земле под Москвой.

Шел по улице летчик, молодой лейтенант-истребитель.

Боевая кожанка и с левого бока планшет.

Ребятишки на улице вдруг восклицали: "Смотрите!"

И бросали играть и смотрели восторженно вслед

Проходящему мимо, видавшему виды герою.

А герой улыбался, довольный полетом своим.

Самолет "мессершмитт" догорал на земле под Москвою,

По зеленой осоке тянулся удушливый дым.

Возвращаясь с полета, напевая про "Синий платочек",

В ранний час, когда утро все звезды зажгло на Кремле,

Вдоль зеленых бульваров шел по улице города летчик,

А в лесу под Москвой "мессершмитт" догорал на земле...

Звучит песня «Синий платочек» муз. Е. Петербугского, сл. Я. Галицкого

Дни бежали и недели,

Шел войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Не расскажешь даже в сказке,

Ни словами, ни пером,

Как с врагов летели каски

Под Москвой и под Орлом.

Как, на запад наступая,

Бились красные бойцы -

Наша армия родная,

Наши братья и отцы.

Как сражались партизаны. -

Ими Родина горда!

Как залечивают раны

Боевые города.

Не опишешь в этой были

Всех боев, какие были.

Немцев били там и тут,

Как побили - так салют!

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны С.В. Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, тексты и листовки для различных газет, которые писали о войне.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ АРМЕЙСКОЙ ГАЗЕТЫ

(Быль)

Не помню, право, точной даты,

Тому назад семнадцать лет

У вас в газете для солдата

Был напечатан мой портрет.

Я полагаю, что хранится

У вас архив минувших дней.

Но та газетная страница,

Поверьте слову, мне нужней!

Хочу, чтоб сын меня увидел

Красивым, молодым бойцом

И понял, что не бог обидел

Меня уродливым лицом.

Шел смертный бой за город Ельню,

Подбит в бою и окружен,

Я был случайно не смертельно

В горящем танке обожжен.

Не ради пенсионной книжки

Тот старый снимок нужен мне.

Я покажу его сынишке -

Девятилетнему парнишке -

Пусть знает правду о войне!

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

Спать легли однажды дети -

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Отменили затемненье,

И теперь на много лет

Людям только для леченья

Будет нужен синий свет.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы!

На груди у всех медали,

А у многих - ордена.

Где они не побывали

И в какие только дали

Не бросала их война!

Ведущий: В первые годы войны у С.В. Михалкова родились такие строчки:

«Но никогда такой народ

Как русский наш народ

Не упадет и не умрет

И в рабство не пойдет»

С.В. Михалков оказался прав, потому что мы выиграли эту войну и принесли мир всем людям. За свою деятельность во время Великой Отечественной войны поэт был награжден орденами «Красной звезды», «Красного знамени» и несколькими медалями. Михалков прошел всю войну. Встретил победу в Берлине.

Победой кончилась война.

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Звучит песня: Муз. Д Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы»

Не опишешь в этой были

(Не поможет даже стих!),

Как горды солдаты были,

Что народ встречает их,

Их - защитников своих!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой:

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой.

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель -

Красной Армии солдат!

Мчится время полным ходом,

Но у нас, в стране родной,

Не ушли в забвенье годы,

Что отмечены войной.

На уроке в первом классе

Тихо шепчут малыши:

"Год победы помнишь, Вася?

Сорок пятый! Запиши!"

"Сорок первый - сорок пятый!" -

Учит наша детвора.

А для бывшего солдата

Это вроде как вчера...

x x x Новой былью начинаю

Я для школьников рассказ.

День Победы вспоминаю -

Чем он в жизни стал для нас.

Не забыть мне этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной!

Ведущий: С произведениями С. Михалкова познакомилось не одно поколение ребятишек.

Все торжественные мероприятия, проводимые в России, связаны с именем С.В. Михалкова. На всех торжественных мероприятиях звучит главная песня страны – Гимн, одним из авторов которого является С.В. Михалков. И сегодня нашу встречу мне хочется завершить «Гимном России».

Стихи для детей у нас непременно ассоциируются с именем Михалкова. Михалков написал много стихов для детей. Писать стихи для детей он начал рано. В 1935 в журнале "Пионер", газетах "Известия" и "Комсомольская правда" появились первые стихи Михалкова для детей. Это были Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и другие стихи для детей. В 1936 в серии "Библиотечка „Огонька“" выходит его первый сборник Стихи для детей. Михалков вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. Известностью пользуются стихи Михалкова для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать основы социального воспитания. В игре и через игру Михалков помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду.
Были для детей.
(1972)

Михалков Сергей Владимирович (р. 28.2.1913, Москва), русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1950. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. М.Горького (1935-37). Печатается с 1928. Известностью пользуются стихи М. для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать «основы социального воспитания» («Правда», 1938, 6 февраля). В игре и через игру М. помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает черты, необходимые строителю нового общества.
Он автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни М., которым он зачастую придаёт форму весёлой прибаутки, раёшника, прямого публицистического призыва. М. - автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.; пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961) и др., сценария кинофильма «Фронтовые подруги» (1942). Успехом у малышей пользуется повесть-сказка М. «Праздник Непослушания» (1971).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх