Какие народы в восточной африке. Народы африки

В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .

, Демократическая Республика Конго , Центральноафриканская Республика , Ангола , Руанда , Бурунди , Уганда , Кения , Танзания , Сомали , Замбия , Малави , Мозамбик , Зимбабве , Намибия , Ботсвана , Лесото , Свазиленд , ЮАР , Коморские острова
Регион проживания: Африка

БАНТУ (от a-ba-ntu - «люди», название введено европейскими исследователями для обозначения говорящих на языках банту), группа народов, населяющих большую часть Африки к югу от 6° северной широты (так называемая Африка банту). Общая численность 200 млн. человек. Наиболее крупные народы: руанда, макуа, конго, шона, рунди, малави, зулу, коса, луба, кикуйю и др. Языки группы бенуэ-конго нигеро-кордофанской семьи. Для многих народов банту характерно двуязычие и многоязычие. Широко распространён суахили, самый крупный из языков банту по числу говорящих (свыше 50 млн. человек). Банту - христиане и мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования, есть приверженцы афрохристианских церквей.

Данные лингвистики и археологии позволяют предполагать, что предки современных банту - ранние земледельцы, видимо, уже знакомые с железом, - в 1-м тысячелетии до нашей эры начали продвигаться из района современного Камеруна к югу, в зону тропических лесов, и к юго-востоку, в обход этой зоны. В ходе миграции банту оттесняли и ассимилировали коренное население - охотников и собирателей (пигмеи в лесной зоне, предки современных койсанских народов в саваннах Восточной и Юго-Восточной Африки). Народы банту складывались главным образом в зоне парковых лесов и редколесья по периферии влажного тропического леса, куда они принесли производящее хозяйство и металлургию железа; в бассейне Конго банту самостоятельно создали развитый очаг металлургии меди. Миграции отдельных групп банту продолжались до середины XIX века.

Идёт активный процесс этнической консолидации мелких групп банту в более крупные общности в границах современных государств, происходит формирование общностей национального типа у некоторых народов (например, кикуйю).

К концу XIX века для банту было типичным ручное подсечно-огневое земледелие. Многие народы имели смешанное земледельческо-скотоводческое (сукума, тонга и др.) и преимущественно скотоводческое (суто, коса и др.) хозяйство. Значительную роль играли бортничество и охота, в XIX веке в связи с повышением спроса на слоновую кость и распространением огнестрельного оружия охота на слонов приобретает коммерческий характер. В доколониальный период банту знали плавку и обработку железа, меди, золота. Изготовляли высокохудожественные изделия из дерева, кости, имели развитые системы эквивалентного обмена (меновые эквиваленты - раковины каури, изделия из меди и железа, скот, особые виды циновок). Северные и северо-восточные банту по культуре близки соседним кушитам и нилотам.

Поселения банту - большие и мелкие деревни различной планировки. Основной тип традиционного жилища - круглый дом с плетёными стенами, часто обмазанными глиной. На юге ареала банту стены штукатурились и расписывались, на северном и на восточно-африканском побережье был распространён прямоугольный дом с двускатной, четырёхскатной или плоской земляной крышей.

В средние века отдельные народы банту создали раннеполитические образования - Китара у торо, Мономотапа у шона и др., города-государства суахили на восточном побережье; в позднем средневековье сложились ещё более крупные, но слабые экономически раннегосударственные образования - Конго у народа конго, Буганда у народа ганда, Руанда у народа руанда, Лунда у народа лунда и др. Но большинство банту к началу европейских колониальных захватов находилось на различных этапах разложения первобытнообщинного строя. Основной производственной и социальной ячейкой оставалась земледельческая община, а основной формой организации власти - племя-вождество и союз племён. Сильны были традиции родо-племенных отношений во всех сферах жизни общества.

Традиционная одежда банту - набедренные повязки или передники из шкур или сплетённые из травы. С конца XIX века распространяется европейская одежда.

Имеют развитый фольклор (этногенетические предания, эпические сказания, сказки о животных и др.).

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх