Дислалия. Общая характеристика

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.


В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально, - пишет Н. И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук, Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем».

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах - звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т. е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикулярной базы и умение образовывать слоги. Н. И. Жинкин определяет артикуляторную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук».

С этой точки зрения дислалия может быть рассмотрена как избирательный дефект формирования артикуляторной базы звука при сложившихся умениях образовывать слог.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков - акустические или артикуляционные - оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков - в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р - л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие - щ, д - т, г - к, з - с и т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом - артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с - ш, з - ж (крыса - «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т - к, д - г (Толя - «Коля», гол - «дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с - с, л - л, т - т (сад - «сядь», лук - «люк», тук - «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами if и ч («курича» - курица, «крицать» - кричать), сонорами р и л («лыба» - рыба, «рапа» - лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р - л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет - 34% , в 7 лет - 18% , в 8-9 лет - 18%; замены л - р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш - с, ж - з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы - 23-26% (Данные М. А. Александровской). Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательной школы (I-II классы) недостатки произношения фонематического порядка составляют не менее 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются единично.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии - явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф - ф, в - в.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами, например, при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм - дефект произношения р и р , ламбдацизм - л ил, сигматизм - свистящих и шипящих звуков, йотацизм - йот (j), каппацизм - к ик, гаммацизм - г иг, хитизм - х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений русской произносительной системы. Например, для обозначения нарушении заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых гик оказываются различными по способу образования. Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих ш и ж, для дефектов аффрикат. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков - фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: з нарушается так же, как с, ж как ш. Это же относится к парам по твердости-мягкости: с нарушается как с. Исключение составляют звуки р и р л и л: твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не нарушенными.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всœех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пропусках.

В логопедических исследованиях эти нарушения подразделяются на 2 разноуровневые категории (с учетом положений лингвистики). Замены и смешения: у ребенка сформированы всœе артикуляторные позиции, но он не умеет различать некоторые позиции, ᴛ.ᴇ. правильно осуществлять набор звуков, вследствие фонемы смешиваются, одно слово принимает разный облик, квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические (Р.Е.Левина), дефекты при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделœение углубляет представления о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделœение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяется три базовых формы функциональной дислалии: акустико – фонематическая, артикуляторно - фонематическая, артикуляторно – фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В корне данного нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. В этом случае система фонем у ребенка не полностью сформирована по своему составу. Ребенок не может опознать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на базе общности большинства признаков. По причине того, что ребенок не опознал тот или иной признак звук узнается неправильно. Все это приводит к неправильному восприятию слов (жук – ʼʼщукʼʼ, рак – лак). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь, как самому ребенку, так и окружающим.

При акустико – фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно – фонематическая дислалия

Это дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Два варианта нарушений:

· Артикуляторная база сформирована не полностью. При выборе звука вместо нужного (который у ребенка отсутствует) отбирается звук близкий по комплексу артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

· Артикуляторная база сформирована полностью, усвоены всœе артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится нестойким (иногда ребенок произносит слово правильно, иногда неправильно). Это приводит к смешению звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения выполняются на базе артикуляционной близости звуков. Но так же как и при акустико – фонематической дислалии замены отмечаются в отношении звуков и групп звуков, различающихся по одному из признаков: свистящие – шипящие С – Ш (миска – ʼʼмишкаʼʼ); взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными Т – К (точка – ʼʼ кочкаʼʼ, Д – Г(гул – ʼʼдулʼʼ); твердые – мягкие С – С’, Л – Л’(лук – ʼʼлюкʼʼ). Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами Ц и Ч (пловец – ʼʼ пловечʼʼ), сонорами Р и Л (ведро – ʼʼведлоʼʼ).

В данном случае у ребенка фонематическое восприятие чаще всœего сформировано полностью. Он различает всœе фонемы, узнает слова. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть и во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. К примеру, замены р – л в 5 лет составляют 42% всœех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, в 8 – 9 лет – 18%; замены л – р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5% , в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш – с, ж – з в 5 лет составляют 50% всœех нарушений шипящих, в последующие годы – 23 – 26% (по данным М.А.Александровской).Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе из развития отмечается в работах многих авторов (В.И.Бильтюкова, А.Н.Гвоздева, О.В.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.). Вместе с тем исследователи отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не всœе дети. Среди учащихся 1 – 2 классов общеобразовательной школы недостатки произношения фонематического порядка составляют 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются очень редко.

Дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок выполняет задание на имитацию сложных, которые требуют для своей реализации определœенных укладов речевых органов; иногда производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции.

Артикуляторно – фонетическая дислалия

К данной форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы языка, которая при данной форме дислалии у ребенка полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всœего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Окружающие соотносят данный вариант произнесения с определœенной фонемой.

Отмечается и другой тип искажения, при котором звук не узнается, в данном случае речь идет о пропуске, элизии звука. Случай пропусков при данной форме дислалии явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, к примеру, при алалии). При дислалии аналог звука сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняют в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

В данном случае нарушаются не всœе звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречается искажений губно – зубных (ф – ф’, в – в’).

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднее – язычных и среднеязычного.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок при слуховом контроле постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствует нормальному акустическому эффекту. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых произнесения звуков (Ф.Ф.Рау). Эти дефекты в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенный дефект речи. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с,с’,з,з’ц) , шипящие (ш,ж ,ч,щ , сонорные (л,л’ ,р,р’, j), заднеязычные (к,к’,г ,г’, х,х’), звонкие (в,з,ж,б,д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей может нарушаться только одна группа звуков, к примеру, только свистящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения принято называтьпростым (мономорфным). У другой группы детей одновременно нарушается несколько групп звуков, к примеру, шипящие, свистящие и сонорные. Такое нарушение принято называть сложным (полиморфным).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса – изм. В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определœенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, с’, з, з’, ц) – 22% , и шипящих (ш,ж,ч,щ) 24% звуков. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединœены в группу сигматизмов. Один из самых распространенных видов нарушений.
  2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро , обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р’. – 26%
  3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ) - недостатки произношения л и л’. – 10%
  4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм – звуков к, к’;

гаммацизм – звуков г, г’; 1%

хитизм - звуков х, х’;

йотацизм – звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б – п, в – ф, з –с, д – т, ж – ш, г – к и т..д.- 4,5%

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения звонких согласных звуков, заключающиеся, в основном в замене их парными твердыми, к примеру з’ – з, м’ – м, д’ – д, p’- p, к’- к и т. д.

Исключение составляют только звуки ш,ж,ц ,не имеющие мягких пар, и звуки ч,щ,й, которые произносятся всœегда мягко и не имеют твердых пар.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Но указанная закономерность в распределœении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, крайне важно й для произношения этих звуков, и сложностью их звучания

В любой из групп различают три формы нарушения звуков:

  • искажение звука . Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата͵ особенно языком, благодаря чему звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы родного языка , а звучит искаженно, что не влияет на смысл слова.

К примеру: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого неба или маленького язычка, а не кончика; межзубное произношение шипящих и свистящих; носовое произношение; боковое произношение;

Подобные дефекты называются еще моторными.

  • отсутствие звука в речи ребенка, ᴛ.ᴇ. неумение произносить его. К примеру, ʼʼукаʼʼ вместо рука.
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Схема № 2.

Причина замены звуков обычно состоит в недостаточной сформированности фонематического слуха (способность человека различать и воспринимать фонемы родного языка) или в его нарушениях, благодаря чему дети не слышат разницы между звуком и его заменителœем (к примеру, между р и л) . Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им фонологическими или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. К примеру, рак звучит как ʼʼлакʼʼ, рожки – как ʼʼложкиʼʼ.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. К примеру, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака – тобака, зайка – дайка, цыпленок – тыпленок), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата͵ мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, одного из его компонентов, фонематического слуха.

В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу. В данном случае необходима помощь специалиста͵ ᴛ.ᴇ. требуется постановка звука.

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в простых словах), но искажает или пропускает во всœех словах и во фразовой речи, ᴛ.ᴇ. правильный звук есть, но он не автоматизирован. Тогда крайне важно автоматизировать звук и постепенно вводить в речь.

Третий уровень . Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с-ш, з- ж, с’- щ, ц –ч, л – р, б – п, д – т, г – к. К примеру, вместо Бабушка сушила мокрое белье на веревке может произнести так: ʼʼ Бабушка сусыла мокрое белье на велœевкеʼʼ.В данном случае крайне важно проводить дифференциацию с другим звуком.

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии).В случае если звукопроизношение является самостоятельным дефектом нужно работать только над исправлением звуков. Во втором случае главной будет работа по исправлению основного дефекта͵ к которой на определœенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая исходя из основного нарушения свои особенности, это может определить только специалист.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ." 2017, 2018.

Учитель-логопед МБДОУ детский садкомбинированного вида №39 Крупина Марина Михайловна.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это наиболее распространенное нарушение среди расстройств, произносительной стороны речи, которое проявляется в избирательном нарушении, ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

Понятие «произносительная сторона речи», или «звукопроизношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно правильными речедвигательными навыками, которыми оно определяется. Сюда так же относятся: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со средствами, соблюдения норм орфоэпии.

Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения в последнее время у дошкольного возраста (5-6 лет) составляют 45-50%, у 25-30% детей школьного возраста (1-2класс), что значительно увеличилось по сравнению с прошлым и годами.

Формы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение) механическая и функциональная.

Механическая (органическая) дислалия : нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Функциональная дислалия : неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.

Механическая дислалия и её причины.

I. Очень часто причиной, механической дислалии, является укороченная, подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (так называемые верхние звуки). Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

Нижняя челюсть выступает вперед.

Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. Если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе,если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левостороннем или двухстороннембоковом прикусе.

Большие расщелины между зубами.

Неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо, или, наоборот, низкое, плоское.

Укороченная уздечка верхней губы.
- Расщепление твердого нёба, губы.

При механической (органической) дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

В некоторых случаях возможно комбинирование механической и функциональной дислалии.

Функциональная дислалия и её причины.

Неправильное общение с ребёнком в семье.

На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.

Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.

Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.

Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.

Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.

Неразвитый фонематический слух.

Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.

Педагогическая запущенность.

Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание малыша на правильном произношении всех звуков.

Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.

Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.

Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.

Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии .

Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.

При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения: произвольно принимать позиции артикуляторных органов,(необходимые для произношения звука), что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков.

В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на две разно уровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефекты, искажения - как фонетические (антропофонические).

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь, вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения, которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того, каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".

3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм - звуков к и к"

гаммацизм - звуков г и г"

хитизм - звуков х и х"

йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушенно до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

Если у ребенка возникают нарушения речи, его необходимо показать специалисту-логопеду. При этом логопед определит форму нарушения речи, выяснит возможные причины ее развития и подберет оптимальный комплекс мероприятий для восстановления звукопроизношения.

В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.

Важно помнить, что основная роль в формировании или коррекции речи ребенка принадлежит его родителям либо другим людям, проводящим с ним большую часть времени. Только систематичность занятий и постоянный речевой контакт в сочетании с созданием ровного эмоционального фона могут помочь правильному развитию речи у ребенка.

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.


Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Причиной механической дислалии является:

Укороченная подъязычная связка.

Макрогласия- большой язык

Микрогласия- маленький язык

Раздвоение языка

Несформированный кончик языка

Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед.
Прогения - нижняя челюсть выступает вперед
Открытый прикус - смыкании между зубами верхней и нижней челюстей.

(передний открытый прикус)

Боковой открытый прикус

Неправильное строение зубов, зубного ряда.

Неправильное строение нёба. препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков. затрудняет правильную артикуляцию.

Функциональная дислалия. Ее причины
Функциональной дислалия - вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Т.е нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата...


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины .
    М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи.


  • Она выделила только две формы: функциональная и механическая , в состав последней была включена и ринолалия.
    Отказ от обобщающего термина «косноязычие » т.к это симптом. На сегодняшний день осталось 2 формы дислалии


  • Причина - аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию . Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус...


  • Моторная функциональная дислалия . Фонологические и антропофонические дефекты. ДИСЛАЛИЯ – нарушение речи. В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейр.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает... подробнее ».


  • Принципы 1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механ. Артикуляторно-фонетическая дислалия . (обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.)


  • Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии .


  • Принципы1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механической дислалией 2пр.системности 3пр.этиопатогенетический4пр.развития(дают прогноз,на 1звук дается 1месяц работ.

Найдено похожих страниц:10


Артикуляторно-фонетическая дислалия

К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Здесь также наблюдается и другой тип искажений, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука, но это достаточно редкое явление. В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, который соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков.

Функциональная дислалия. Ее причины

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные:

  • · Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • · Задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;
  • · Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
  • · Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
  • · Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
  • · Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
  • · Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
  • · Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • · Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;
  • · Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.

Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями - с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. "Первоначально, - пишет Н.И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем"(4, стр. 63).

В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 - 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Дошкольный возраст - лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх