Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов». Дидактическая логопедическая игра «Сундучок родственных слов

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

Занятие № 9.

Тема. Родственники слов.

Программное содержание:

    Познакомить с понятиями « родственные слова» .

    Закрепить умения слышать слоги в слове, делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; произносить каждую часть слова.

    Развивать мелкие мускулы руки с помощью пальчиковой гинастики.

Оборудование: мяч, лист бумаги и простой карандаш на каждого ребёнка.

Ход занятия.

В. – Ребята, у вас есть родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (одные люди, родственники).

В. – В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трёх человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов: рыба, рыбак, рыбка, рыбалка, рыбный (суп)… (разбираем лексическое значение слов).

Вывод: « Слова близки по смыслу»

В. – А чем похожи эти слова друг на друга? (У всех слов повторяется общая часть – рыб ).

В. – Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? (Родственные слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)).

Садитесь по удобнее Сейчас я вам расскажу сказку про любопытную Ёлочку. Слушайте внимательно и подмечайте, какие родственные слова встречаются в этой сказке?

Сказка про любопытную Ёлочку.

В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие она была очень любопытная часто задавала вопросы. – Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, -на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? -Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые, твёрдые шишки. – Почему, -спрашивала Ёлочка у бабушки старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов – это самая лакомая еда.

В.- Какие родственные слова вы заметили? (Ёлочка, мама – Ель, бабушка – Ель, ельник, еловые).

Правильно. Молодцы! А сейчас поиграем. Становитесь в круг. Игра « Разделим на части». (В середину круга встаёт сначала воспитатель).

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое – нибудь слово

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч! Начинаем!

(Мама, сады, домик, вода и т.д. (деля слова на части ребёнок подбрасывает мяч столько раз, сколько слогов в слове)).

В. – А сейчас будем делить слова и записывать их с помощью схемы. (Шишка, роза, дом). –Сколько частей в слове дом ? (одна) - Слова состоящие из одной части, называют короткими: мяч, рак, шар, сыр, лист и т. д. – Ма –ши –на. - Сколько частей в этом слове? (три). Слова состоящие из трех и более частей называют длинными. – Какая первая часть в слове машина? (вторая, третья).

В.- Поиграем с пальчиками. Дождик.

Меж еловых мягких лап (Поглаживают подушечками пальцев поверхность стола) Дождик: кап – кап – кап . (стучим пальцами по столу) Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох . (касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук) Где листок к листку прилип , Вырос гриб, гриб, гриб . (Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко). Кто нашёл его друзья? (указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки). – Это я, я, я! (Сжимаем все пальцы левой руки в кулак, кроме мизинца, показываем на него).

Игра « Попугайчики»

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе снами повторяй:

« Соне в оконце светит солнце».

В. – Произнесите скороговорку тихо, погромче, громко, потом медленно, быстро. – Дома расскажите мамами папам, что у слов есть тоже родственники. Слова похожие друг на друга и имеющие одинаковую часть называют родственниками.

Цель: Формирование функции словообразования у дошкольников.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне - представляет собой необходимое условие для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически правильного письма.

В результате работы по словообразованию дети приобретают многое, а именно:

1. навыки различения и выделения частей слова на слух;

2. расширяется запас однокоренных слов (что в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).

Теоретическое обоснование: Аннотация к Презентации СУНДУЧОК РОДСТВЕННЫХ СЛОВ..docx (28 КБ)

Комментарии к слайдам:

К слайду №2

Незнайка узнал, что у слов, как и у людей есть семьи, где все родственники. Но ничего не понял и решил, чтобы разобраться, собрать эти родственные словесные семейки в красивый домик-сундучок. Уже приготовил Незнайка пустой сундучок для слов. Может мы поможем Незнайке разобраться и собрать такие родственные семейки слов в сундучок? Готов(а, ы)?

К слайду № 3.

Задание 1: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Что это?

Каждое слово - название предмета - мы обозначим одной прямой линией.

Ребенок(дети) называет предметы: солнце, небо, цветок, совок, машинка, мячик, ведерко, трава, куст, палочка.

Это неживые предметы.

К слайду № 4.

Задание 2: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Кто это?

Каждое слово - название предмета - мы также обозначим одной прямой линией.

Ребенок (дети) называет предметы: мальчик, девочка, кошка, собака, бабочка

Это живые предметы.

К слайду № 5.

Задание 3:Придумай слово, ответив на вопрос: Что делает каждый предмет? Что делает совок? Что делает ведерко? Что делает солнышко? Что делает бабочка? Что делает кошка? Что делает собака? Что делает цветок? Каждое название предмета мы обозначим двумя прямыми линиями.

Ответы ребенка: стоит, лежит, светит, летает, сидит, играет, бегает, растёт.

Это слова обозначающие действие предмета.

К слайду № 6.

Задание 4:Попробуй(те) признай(те) о каком предмете на нашей картинке сказаны слова: пушистая, ласковая? (кошка) Лёгкий, круглый? (мяч) Горячее, круглое? (солнце) Весёлые, дружные? (дети) Правильно признал. Эти слова так и называются – ПРИЗНАКИ, отвечая на вопрос о предмете: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначим их красивой волнистой линией. Придумай(те) сам(а, и) слово-признак. Постарайся(тесь) не повторять одни и те же слова. Какое небо? Какие цветы? Какая погода? Какая бабочка? Какой песок? Какая кошка? Какая собака? Какая машина? Дети придумывают слова-признаки.

К слайду № 7.

Но предметы бывают разные – большие и маленькие, по одному и помногу сразу. Готовы к ним слова придумать? Назовите этот предмет. Фразы сопровождаются кликами «мышкой» (Появляется картинка барабана) Бабарабан. (Появляется соответствующий значок - одна прямая горизонтальная линия) (Появляется картинка нескольких барабанов) А здесь предмет не один, а несколько. Каким словом их назовём? Барабаны. (Появляется соответствующий значок – две друг за другом прямые горизонтальные линии) (Появляется картинка маленького барабана) А вот этот предмет очень маленький, назовите его ласково. Барабанчик. (Появляется соответствующий значок – короткая горизонтальная линия) (Появляется картинка большого барабана) Такой предмет, но очень большой. Каким словом это выразим? Барабанище. (Появляется соответствующий значок – большой горизонтальный прямоугольник) Как называют человека, который пользуется этим предметом? (Появляется картинка барабанщика) Барабанщик. (Появляется соответствующий значок – схематичное изображение человечка) Каким словом ответите на вопрос об этом действии: что ДЕЛАЕТ барабанщик? Барабанит. (Появляется соответствующий значок – две параллельные горизонтальные линии) КАКОЙ стук от барабана мы слышим? (Раздаётся стук барабана) Барабанный. (Появляется соответствующий значок – горизонтальная волнистая линия) Как много слов от одного слова «барабан» вы придумали. (Логопед повторяет слова, обращает внимание на то, что они похожи между собой, как похожи все родственники в одной семье) Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть - Они об одном говорят. Эти слова называют РОДСТВЕННЫЕ. Незнайка запомнил все значки-помощники и просит вас подарить ему все новые родственные слова от слова «барабан», отправив их в его Сундучок родственных слов.

К слайду № 8.

Теперь попробуйте только с помощью значков-помощников придумать ещё много родственных слов. Например, к слову «НОЧЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: НОЧЬ, НОЧИ, НОЧКА, НОЧЕНЬКА, ПОЛУНОЧНИК, НОЧНИК, НОЧЕВАТЬ, НОЧНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду №9 .

Придумайте родственные слова к слову «ДОМ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ДОМ, ДОМА, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМОВЁНОК, ДОМОВНИЧАТЬ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВИТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 10.

Придумайте родственные слова к слову «СНЕГ» («ЗИМА», «МОРОЗ»). (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СНЕГ, СНЕГА, СНЕЖОК, СНЕЖИНКА,СНЕЖИЩЕ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНАЯ. (ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМУШКА, ЗИМИЩА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ. МОРОЗ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗИТЬ, МОРОЗНАЯ) Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 11.

Придумайте родственные слова к слову «РУКА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РУКА, РУКИ, РУЧКА, РУЧЕНЬКА, РУЧИЩА, РУКАВИЦЫ, РУКАВА, БЕЗРУКАВКА, РУКОМОЙНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЬ, РУЧНОЙ, РУКАСТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 12

Придумайте родственные слова к слову «РЫБА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РЫБА, РЫБЫ, РЫБКА, РЫБОНЬКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧКА, РЫБАЧИТЬ, РЫБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 13

Придумайте родственные слова к слову «СЛЕД». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СЛЕД, СЛЕДЫ, СЛЕДОК, СЛЕДИК, СЛЕДИЩЕ, СЛЕДОПЫТ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДИТЬ, НАСЛЕДИТЬ, СЛЕДОВАТЬ, СЛЕДУЮЩИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 14

Придумайте родственные слова к слову «КОНЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: КОНЬ, КОНИ, КОНЁК, КОНИЩЕ, КОНЮХ, КОНЕВОД, КОНЮШНЯ, КОННИЦА, КОНОВОДИТЬ, КОННЫЙ, КОНСКИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 15

Придумайте родственные слова к слову «ЛИСТ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ЛИСТ, ЛИСТЫ, ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТИЩЕ, ЛИСТОПАД, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 16

Придумайте родственные слова к слову «ГРИБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ГРИБ, ГРИБЫ, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБИЩЕ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 17

Придумайте родственные слова к слову «ХЛЕБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ХЛЕБ, ХЛЕБА, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБУШКО, ХЛЕБИЩЕ, ХЛЕБНИЦА, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК, ПОХЛЁБКА, ХЛЕБАТЬ, ХЛЕБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 18

Как много родственных слов мы придумали – полный Сундучок собрал Незнайка. А главное, он понял как придумывать от одного слова другие родственные слова. Он очень рад и благодарит нас за помощь!

Список используемой литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  3. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  4. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  5. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1973. – 152 с.
  6. Современный русский язык: Словообразование / Г.А. Молочко, А.П. Фомина и др. – Мн.: Высш. шк., 1984.
  7. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2005. – 112 с.
  8. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68 – 76.

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов

Игра «Волшебный паровозик»

Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»;

Развивать умение образовывать однокоренные и родственные слова.

Оборудование:

1 большая картинка с изображением паровозика,

14 средних карточек (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, фруктовница, соусник, перечница, мыльница, игольница, песочница,

14 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, фрукты, соус, перец, мыло, игла, песок).

Ход игры.

На стол выкладывают маленькие предметные картинки с изображением продуктов. Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить продукты. Дети по желанию выбирают со стола любую картинку и составляют предложение.

Образец ответа ребенка: Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Далее педагог объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба - хлебница, для конфет - конфетница, для сахара - сахарница. Дети повторяют названия этих предметов. Педагог с помощью интонации выделяет часть слова -ниц-, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончике едет волшебная частичка -ниц-. Педагог предлагает детям купленные продукты вставить в паровозик и отгадать, какое новое слово получится. Если ребенок дает правильный ответ, то педагог выставляет изображение этого предмета и уточняет его назначение.

2 вариант

Педагог сообщает детям, что «Волшебный паровозик» приехал на станцию «Сахарница» и предлагает отгадать, что вёз паровозик. Дети дают ответ и вставляют в паровозик предметную картинку с изображением продукта.

Образец ответа ребенка: Сахарница нужна для сахара, паровозик вез сахар. Паровозик вез сахар, потому что сахарница нужна для сахара.

Игра «Родственные слова»

Цель: развитие словарного запаса у детей.

Научить детей отличать родственные по смысловому значению слова

Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

Воспитывать простейшие навыки словообразования

Варианты игр

«Большой-маленький»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

Ход игры.

Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами (дом-домик, стол-столик, стул-стульчик, шар-шарик, флаг-флажок, куб-кубик, гриб-грибочек и т. д.). Поэтим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительно-ласкательными суффиксами: Подберите для каждого большого предмета такой же, но только маленький. Назовите маленькие предметы ласково.

«Найди родственников»

Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Ход игры.

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак

Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.

Игра «Словообразование»

Цель. Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в умении находить семантическое значение слова путем деления его на 2 составляющие.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и объяснить, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица

В небеса стремится.

А ведет ее пилот.

Что за птица? (самолёт)

Красивые колёсики

Там их обычно два.

Еще на нем подножка есть.

Что это, детвора? (Самокат)

Руки в боки, как начальник

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник,

Сам заварит, сам нальёт. (самовар)

Есть у нас в квартире робот,

У него- огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит как лайнер- туууу.

С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет, не чихает (Пылесос)

Игра «Слова-братишки»

Цель. Учить детей образовывать однокоренные слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

В игре могут принимать участие как подгруппа детей, так и группа.

Дети сидят за столом, выбирают себе по несколько картинок. Воспитатель предлагает подобрать к каждой картинке слово-братишку, т. е. слово, похожее на заданное.

1 вариант. Слова-братишки должны обозначать предметы.

Пример: дом-домовой, ключ- ключница, стол-столешница

2 вариант. Слова-братишки могут обозначать признаки предмета.

Пример: кукла- кукольный, резина- резиновый, мёд- медовый, ягода- ягодный.

Игра «Узнай слово по его описанию».

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.

Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад. - Человек, который ухаживает за садом. Садовник. - Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада. - Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец. - Инструменты, которыми работают в саду. Садовые. - Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик. - Человек, который разводит сады. Садовод.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой (можно предложить также топнуть ногой -хлопнуть в ладоши).

Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать - палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.

Игра «Назови детенышей».

Цель: Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов. Дать детям понятие о том, что одни названия детенышей образуются с помощью слов-родственников, а другие- только названиями детёнышей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: у кошки – котенок, у ослицы – осленок, у курицы – цыпленок, у гусыни – гусенок, у индюшки – индюшонок, у собаки – щенок, у утки – утенок, у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе. Упражнять употреблять в речи однокоренные слова.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: Заяц - зайчонок волк. лев. медведь. рысь. тигр. слон. белка. еж. мышь. олень. лиса.

Игра «Профессии»

Цель: активизировать словарь, обозначающий профессии. Учить образовывать однокоренные слова.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? - Упаковщик. Кто танцует на сцене? -Танцовщик. Кто льет металл? - Литейщик. Кто зажигает фонари? - Фонарщик Кто чистит? - Чистильщик. Кто кроит платья? - Закройщик.

2 вариант. Воспитатель предлагает назвать женские профессии. Мужчина - портной, а женщина - портниха; ткач. ; повар. ; врач. ; учитель. ; воспитатель. ; художник. ; продавец. ; скрипач. ; певец. ; летчик. ; пианист.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Родственные слова»

«Родственные слова»

Попробуйте вместе с ребенком подобрать однокоренные слова к следующим существительным:

ДОМ (домашний, домовой, управдом, надомный, домик).

ЛЕД (ледяной, ледник, льдинка, заледенеть).

СНЕГ (снежный, снежинка, снеговик, подснежник).

ЗВОН (звонок, звонкий, звонить, перезвон).

ВЕЧЕР (вечерний, вечеринка, вечереть).

МЫЛО (мылить, мыльный, обмылок).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти...» поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823- 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Слова, слова, слова Из пьесы (действ. 2, сцена 1) «Гамлет» Уильяма Шекспира (1564-1616). Ответ Гамлета на вопрос Полония: «Что вы читаете, принц?»Иносказательно о велеречивости, многословии, пустых обещаниях, декларациях и т. п. (ирон.,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Местоименные слова Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (напр., когда, тогда, где, там), числительных (напр., сколько, столько).§ 134. Пишутся слитно

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Свобода слова см. Свобода мысли и слова.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Дитя слова (A Word Child)Роман (1975)Хилари Бэрду сорок один год. Он работает «в государственном департаменте - неважно каком», в чиновничьей иерархии, если не считать машинистки и клерка, стоит на самой низкой ступеньке; живет в неуютной квартирке, которая служит ему лишь

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

«Придумай слова» Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи.На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба», «са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

«Пропавшие слова» Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали. А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение.Пропавшие слова: август,

Из книги Королева мужского царства автора Парабеллум Андрей Алексеевич

«Слова» Игроки выбирают одну или несколько тем. Например, машины, школа, отдых. Ведущий называет любую букву алфавита, а все играющие пишут на листах слова по этим темам на заданную букву. По истечении 1 минуты они обмениваются листами и подсчитывают количество слов.

Из книги Курс обучения WebMoney автора Сенченко Никита

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

«Родственные» отношения Наездники – чрезвычайно разнообразная группа насекомых и едва ли не самая плохо изученная. Знаменито большое семейство афелинид (800 видов), поскольку эти наездники развиваются на тлях, щитовках и прочих вредителях растений. Как и все яйцееды,

Из книги автора

Слова?афродизиаки Афродизиаки - это любые фразы, любые слова, которые вызывают у мужчин сексуальное возбуждение.Мы прекрасно знаем, как можно возбудить мужчину посредством зрения или тактильными методами. Но, кроме этого, сделать это можно и посредством слов.Причем не

Из книги автора

Из книги автора

7.23. Родственные души В Америке очень настороженно относятся к пациенту, если он честно говорит доктору, что употребляет алкоголь. Например, регулярное потребление 6 бутылок пива емкостью в 330 мл в день без вариантов рассматривается как алкоголизм. Нормы потребления



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх