Общие принципы культуры поведения. Правила культуры поведения

В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

— воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание - это процесс уподобления.

Культура поведения человека в обществе сводиться в формировании личности ребенка и приспо­соблении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая обще­принятых правил поведения.

Культуру поведения человека в обществе мы все как будто хорошо представляем себе. Что стоит за словами культура поведения? И все же полез­но обратиться к научному определению понятия. Здесь нам поможет «Словарь по этике». Культура поведе­ния — совокупность форм повседневного поведения чело­века (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эсте­тические нормы этого поведения.

Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нрав­ственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневны­ми жизненными правилами. Например, требование ува­жения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатнос­ти, в такте, предупредительности, в умении беречь чу­жое время и т. п.

В культуру поведения входят все области внешней и вну­тренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхож­дения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потреб­ностей и интересов, взаимоотношения людей вне рабо­ты.

А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одевать­ся, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру ре­чи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Культура поведения рассмат­ривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное до­стояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Выходит, что культура поведения человека в обществе - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

этикет, нормы поведения, взаимодействие людей, грамотное социокультурное пространство

Аннотация:

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

Текст статьи:

Человек на протяжении всей жизни находится в социокультурном пространстве, где правила поведения играют одно из главных ролей. Эти правила получили названия – этикет.

Этикет (франц.- etiquette) – это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок светского поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях структуры общества, в свете, при этом в процессе общения достойно учитывать в своем поведении интересы других.

Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения.

Понимая под этикетом систему устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых «моделей» и правил светского общения между людьми, следует признать, тем не менее, что реальные нормы поведения и представления о том, «как должно поступить», существенно меняются со временем. То, что раньше считалось неприличным, может стать общепринятым, и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Рассмотрение всех аспектов этикета не представляется возможным, так как этикет проходит через все сферы общественной и личной жизни человека. В свою очередь заострим внимание на наиболее важных его нормах как тактичность, вежливость, чуткость. Затронем такое понятие как «неравенство». Проанализируем уровни поведения, внутреннюю и внешнюю культуру человека. Выделим правила телефонного общения. Последняя позиция выбрана не случайно, так как телефон занимает в данный момент лидирующие место в общении, иногда заменяя межличностное, а иногда даже и межгрупповое общение.

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

В этой связи одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться.

Другими важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость. Они подразумевают собой внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Кроме основных принципов этикета: вежливости, тактичности, скромности – существуют еще и общие правила светского поведения. К ним относится, например, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся, в частности, в форме преимуществ, которые имеют:

  • женщины перед мужчинами,
  • старшие перед младшими,
  • больные перед здоровыми,
  • начальник перед подчиненными.

Нормы этикета – в отличие от норм морали – являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

В то же время этикет можно рассматривать и как эстетическую форму проявления нравственной, светской культуры, поскольку он одновременно имеет прямое отношение и к нравственности, к моральному облику человека и к эстетическим аспектам его поведения. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика, улыбка, взгляд, т.е. то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей – всем этим видам общения человек должен придавать не только нравственный, но и эстетический характер.

В любом случае этикет является неотъемлемой фрагментной частью структуры социокультурной матрицы и представляет собой значимую часть современного светского поведения, хотя, конечно, далеко не все поведение человека вообще. По сути, он подразумевает лишь общепринятые правила и манеры поведения человека в обществе в обусловленных для этого местах, где и можно наблюдать внешнюю сторону поступков индивидов, в которых они проявляются наподобие своеобразной, заранее заученной игры интеллекта.

Исходя из сложившегося образа жизни современного человека, его общественных связей и деятельности, несложно перечислить все те условности светского поведения, которые изначально связаны с общепризнанным этикетом и обуславливают соответствующие этические и эстетические его нормы. Все они должны изучаться и повторяться, быть хорошо известны всем гражданам страны. Эти нормы касаются практически всех сторон жизни и быта, а также сфер общественной деятельности человека, обуславливая его поведение в семье, в гостях, в школе, на работе, а общественных местах, на дорогах, когда он пешеход и когда он автоводитель, в гостиницах, в парках, на пляже, в самолете, в аэропорту, в общественном туалете, и т.д. и т.п.

При этом следует иметь в виду, что в большинстве общественных мест гражданам достаточно лишь немудреное знание хороших манер и умение вести себя сдержанно, культурно и вежливо, ничем не привлекая внимания со стороны других людей и тем самым не мешая им находиться в вашем обществе.

Вместе с тем существуют и такие общественные места, где знание лишь только этикета гражданам недостаточно. Там должны использоваться в той или иной мере и другие базовые фрагменты социокультурной матрицы, рассмотренные нами выше (этические, эстетические, гражданские, ценностные, экологические и т.д.), а также умение чувствовать систему баланса интересов и прежде всего владеть способностью учитывать интересы других, ставить их выше собственных.

Для этого применяются более серьезные нормы и законы поведения, вытекающие из прав, обязанностей и интересов граждан, госслужащих, предпринимателей. Без наличия знаний соответствующих фрагментов социокультурной матрицы индивиды не могут называться, статусно аттестоваться или допускаться к соответствующим ячейкам общественной деятельности или государственным должностям. И чем выше социально место деятельности индивида в структуре общественных отношений, тем большие требования помимо знания этикета должны предъявляться к его поведению, тем больше в его поведении должно обуславливаться обязанностями данного индивида перед другими членами общества, социума по пониманию их конкретных интересов, интересов общества в целом – национальных интересов.

Исходя из этого, можно утверждать, что культура поведения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.

Внутренняя культура – это знания, навыки, чувства и умения, лежащие в основе фундаментальных фрагментов индивидуальной социокультурной матрицы человека, приобретенные посредством его воспитания, образования, развития сознания и интеллекта, профессиональной подготовки, признаками хороших результатов чего должна быть его добродетельность, знание интересов других, трудолюбие и высокая нравственность.

Внешняя культура – это стиль жизни и манеры поведения, проявляющиеся в быту и в общественной деятельности во время непосредственных контактов, общения с другими людьми, с объектами окружающей среды. Внешняя культура, как правило, является прямым порождением внутренней культуры человека, тесно связана с ней, хотя существуют и некие нюансы.

Так, отдельные проявления внешней культуры могут быть не отражать внутреннюю культуру индивида или даже противоречить ей. Это бывает в случаях болезненных проявлений психики, а также в случаях поведенческой «мимикрии», когда невоспитанный индивид пытается выдать себя за благовоспитанного. Однако при более продолжительном наблюдении за ним эти противоречия легко обнаруживаются. Поэтому подлинно культурный и дельный человек может быть таковым только благодаря усердному его воспитанию. И, напротив, внешние проявления невоспитанности индивида свидетельствуют о его внутренней пустоте, а значит, безнравственности, полном отсутствии элементарной внутренней культуры.

Внешняя культура не всегда полностью зависима от внутренней и иногда на какое-то время может скрывать недостаток последней. Хорошее знание правил этикета и их соблюдение может смягчить отсутствие высокой внутренней культуры, развитого сознания и интеллекта, хотя ненадолго.

Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от элементов общественных социокультурных матриц (разных инструкций, уставов, общепринятых правил, приличий, этикета) и того, что идет от воспитанности и просвещенности светского человека (манеры, деликатность, такт, вкус, чувство юмора, совестливость и т.п.).

Существуют правила поведения разного уровня и содержания:
1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном светском обществе, в т.ч. в среде благовоспитанных людей – интеллигенции;
2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, в регионе);
4) уровень правил, принятых в том или ином несветском общественном слое (в среде обывателей, среди приверженцев той или иной религиозной конфессии или секты, среди коррумпированных высокопоставленных чиновников, в бомонде, в среде олигархов и прочих индивидов со сверхвысокими доходами, и т.п.).
5) уровень светских правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, среди актеров, государственных служащих, членов той или иной партии…)
6) уровень светских правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом…)

Говоря о внешних проявлениях этических или эстетических фрагментов социокультурной матрицы индивидов, следует отметить, что и здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

В ситуациях, когда человек не знает тех или иных правил поведения, принятых в данном обществе, но он обладает определенными навыками воспитанности и знанием основ этикета, он может в какой-то мере компенсировать свое незнание чутьем, интуицией, основанным на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны – внутренние и внешние, типичные и индивидуальные, хотя в то же время могут «работать» в одном направлении. Нормальные взаимоотношения людей – вообще тонкая материя, которая легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом, особенно сейчас в век постоянных стрессов и повышенной психической нагрузки.

Умение выслушать собеседника – непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать, Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Если человек желает совершенствоваться, быть лучше, быть достойным любви, добра, хочет, чтобы его уважали, тогда он должен следить за собой, за своими словами-действиями, чистить себя, не давать себе в этом покоя. Ведь известно, что благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.

Вежливость не обязательно означает действительно уважительное отношение к человеку, так же как грубость не обязательно означает действительно неуважительное отношение к человеку. Человек может быть грубым в силу того, что он вращался в грубой среде, не видел иных образцов поведения.

Таким образом, вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Важным аспектом этикета является понятие хороший тон, который требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и поэтому верно утверждение, что человек может усвоить все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования. Хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.

Кроме того, в этикете существует такое понятие, как приличие. Это наименее приметный из всех понятий этикета, но наиболее чтимый.

Итак, хорошими манерами обладает только тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Ведь каждый человек, как правило, живет в обществе, т.е. среди других людей. Поэтому каждый его поступок, каждое желание, каждое высказывание отражается на этих людях. По этой причине должна существовать граница между тем, что ему хочется сказать или сделать, и тем, что можно, что будет приятно или неприятно другим. В этой связи ему необходимо каждый раз производить самооценку, не причинят ли зла, не вызовет ли неудобств или неприятностей те или иные его высказывания или поступки. Всякий раз он должен поступать так, чтобы окружающим людям было хорошо.

К азам этикета, известным всем с детства, являются три волшебных слова: пожалуйста, спасибо, извините (простите).

Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста».

За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо».

За всякую неприятность, причиняемому другому, нужно извиняться или просить прощения.

Эти волшебные слова нужно научиться говорить не задумываясь, автоматически. Отсутствие этих слов в соответствующих ситуациях или их неавтоматическое, неестественное употребление означает либо невежливость, хамство, либо объявление-демонстрацию вражды.

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям, Начинается же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений, представлений и знакомств.

Учитывая «неравенство» в этикете, следует иметь в виду, что молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих, и т.д. На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них дам, сначала – более пожилых, затем – молодых, затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем остальных гостей. Хозяйка дома должна пожать руку всем приглашенным гостям.

Следует помнить, что принятое у нас и на Западе рукопожатие при встрече и при представлении мужчины и женщины в мусульманских странах совершенно неуместно: ислам не приемлет даже простое соприкосновение лиц разного пола, не связанных кровными узами. Не принято обмениваться рукопожатиями и у народов Юго-Восточной Азии.

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обращения «ты» выражает более близкие отношения с человеком. При обращении на «ты» отпадают многие формальности, свидетельствующие о внешней, отстраненной форме вежливости.

Не менее сложными являются и этикетные правила знакомств. Первый шаг к установлению знакомства – это представление. Представляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда – должность или звание. Если вы по служебным или личным делам посещаете учреждение или должностное лицо, то прежде чем начать деловой разговор, вам следует представиться и, при наличии, вручить свою «визитную карточку».Представление необходимо и в том случае, если вы обращаетесь к незнакомому человеку по какому-либо вопросу.

Неотъемлемым атрибутом современного этикета является этика телефонных переговоров. К наиболее важным ее пунктам относятся следующие:
1) Всегда надо представляться, когда вы звоните, если не знакомы или малознакомы с адресатом или если вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плохой, т.е. ваш голос еле слышен или искажен и поэтому даже хороший знакомый может сразу не разобраться, с кем он говорит.
2) Почти всегда надо спрашивать, занят человек или нет и сколько у него времени на телефонный разговор. Бесцеремонным является поведение звонящего, который сразу без необходимых уточнений границ разговора начинает вести этот разговор.
3) Если вам звонят, а вы очень заняты и не можете разговаривать, то, как правило, бремя повторного звонка лежит не на том, кто звонил, а на вас. Исключений здесь может быть два:
- если у звонящего нет телефона;
- если по каким-либо причинам затруднительно звонить тому, кто позвонил вам. Невежливо заставлять звонящего перезванивать вам вновь из-за вашей занятости. Когда вы так делаете, то невольно даете понять, что цените-уважаете его меньше, чем себя.
4) Когда звонят по телефону и спрашивают не вас, а другого человека, то невежливо спрашивать «кто это?» или «кто говорит?». Во-первых, неприлично отвечать на вопрос вопросом. Во-вторых, своим вопросом вы можете поставить в неудобное положение того, кто спрашивает. Спрашивающий не всегда расположен представляться постороннему, взявшему телефонную трубку. Его право – оставаться инкогнито для посторонних. Спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» позвонившему. С другой стороны, спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» и тому, кому непосредственно звонят, поскольку адресат может быть тоже хотел сохранить тайну своих отношений со звонящим. (Так родители поступают порой в своем стремлении контролировать каждый шаг своих взрослых детей, чем ограничивают их право на личную жизнь. Излишний контроль и излишняя опека со стороны родителей приводят к тому, что взрослые дети или остаются инфантильными, несамостоятельными или отчуждаются от родителей.) В случае отсутствия адресата нужно спрашивать не «кто говорит?», а «что передать адресату?»
5) В телефонном разговоре должен преобладать, за редким исключением, деловой или телеграфный стиль. Разговоры вокруг да около неуместны. Нужно по возможности сразу же формулировать вопросы, из-за которых вы звоните, и не стесняться просить об этом же собеседника, если он «увлекся» разговором на посторонние темы. Просить собеседника о переходе к предмету телефонного разговора нужно тактично, без грубого прерывания его речи. В принципе, допустимы и неделовые разговоры по телефону, но лишь после того, как выясняется, что обе стороны располагают желанием и временем вести такие разговоры.
6) Нужно иметь в виду, что телефонное общение не такое полное как общение «лицом к лицу». Поэтому требования к разговору в целом более жесткие, т.е. нужно вести себя более осторожно, осмотрительно. Слово, сказанное по телефону, и слово, сказанное лицом к лицу, может быть оценено по разному и даже противоположным образом.

В телефонном разговоре нужно говорить менее эмоционально, шутить осмотрительнее, стараться избегать резких слов и выражений.

Еще два понятия этикета, которые нельзя не отметить, это обязательность и точность. Необязательный человек очень неудобен для окружающих, хотя он может быть милым, обходительным и т.п. На такого человека нельзя положиться, нельзя рассчитывать. Пусть он не обижается, если его перестают уважать и избегают общения с ним. «Точность – вежливость королей» – утверждает поговорка. Не король тот, кто необязателен, кто ведет себя небрежно по отношению к своему же собственному обязательству.

Культура поведения является хорошим индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество.

Культура поведения человека

Культура поведения объединяет в себе правила, нормы, духовные и моральные ценности, которые регулируют то, как человек поведет себя в обществе и какими будут его взаимоотношения с другими членами социума.

Исходя из этого, культуру поведения делят на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя культура поведения

Моральные качества и принципы, нравственные ценности и идеалы человека - вот что входит во внутреннюю культуру поведения. Ее определяет наличие доброты, мужества, милосердия, доброжелательности, чувства справедливости и чувства долга, честности, вежливости и многих других внутренних качеств, которые, в свою очередь, определяют личность и характер человека.

Внешняя культура поведения

Общие манеры, нормы и правила поведенческого и речевого этикета, знание и готовность их соблюдать составляют внешнюю культуру поведения человека. Она-то и находит свое проявление в быту и социуме.

Как правило, внутренняя культура напрямую связана с внешней и оказывает на нее свое влияние. Однако внешняя культура не всегда является непосредственным отражением культуры внутренней, а иногда может даже вступать с ней в откровенное противоречие: так, недостаток нравственности и моральных принципов компенсируется на некоторое время проявлениями внешней культуры, когда человек хочет показаться вежливее, благовоспитаннее и приятнее, чем он есть на самом деле.

При этом такой ход невозможен в обратную сторону: слабая внешняя культура всегда свидетельствует о соответствующем уровне внутренней культуры.

Внутренняя культура зависит от множества различных факторов влияния - таких как воспитание и микроклимат в семье, влияние школы/рабочего коллектива и другой среды, в которой пребывает человек, и даже влияние средств массовой информации. А вот внешняя культура и работа над ней - это те знания и навыки, о приобретении которых может сознательно побеспокоиться каждый из нас.

Основные правила культуры поведения

Практически для каждой жизненной ситуации и общественного места можно выделить определенный набор правил, которые стоит соблюдать, к примеру, в больнице, в аэропорту, в театре и т. д. Мы же рассмотрим самые общие правила культуры поведения людей, которые особенно пригодятся в повседневной жизни.

  • Не забывайте здороваться с людьми. Даже с теми, с кем вы плохо знакомы — простой кивок головы вряд ли вас затруднит. А иногда поприветствовать можно и незнакомца, например, при совместной поездке в лифте или выгуле собак.
  • Когда вы куда-то заходите — в здание или в транспорт — в первую очередь всегда выпускайте тех, кто хочет выйти, а потом уже входите сами.

  • Культура поведения и скромность - хорошие друзья, поэтому старайтесь не хвастаться ничем перед людьми, особенно теми, кто младше вас.
  • Если человек обладает какими-то заметными недостатками во внешности или даже серьезными изъянами, не нужно его разглядывать - во всяком случае, не больше и не дольше, чем человека стандартной внешности.
  • Культура поведения сильной половины человечества значительно возрастет, стоит только начать уступать места в транспорте женщинам с тяжелыми сумками, пожилым людям, инвалидам и беременным, открывать им двери и пропускать вперед.

  • Уважайте здоровье некурящих людей и курите только в специально отведенных для этого местах. Если вы в гостях, то, в крайнем случае, выходите курить на улицу; чтобы покурить на балконе или «в форточку», сначала заручитесь разрешением хозяина.
  • В магазине и аптеке заранее определяйтесь с товарами, которые вы хотите приобрести - некрасиво заставлять очередь позади вас томиться в ожидании, пока вы вспомните все необходимое и придумаете по ходу дела еще парочку наименований.

Правила поведения на улице

Кроме правил дорожного движения, существуют и другие правила, которых следует придерживаться на улице, если хочется прослыть воспитанным человеком с высокой культурой поведения.

  • Уступайте дорогу тем, кто очень спешит.
  • В толпе не пробивайте себе путь локтями.

  • Будьте особенно внимательны к пожилым людям, родителям с детьми, инвалидам и маленьким детям.
  • На узкой дороге помните, что вы не одни. Не занимайте всю ширину тротуара. Идя в компании, тем более оставляйте место для прохожих, идущих быстрее вас.
  • Встретившись со знакомым, не останавливайтесь разговаривать посреди тротуара.

  • При необходимости спросить дорогу, не забывайте про вежливое обращение и благодарность.
  • Не выбрасывайте мусор никуда, кроме специально предназначенных для этого урн и баков.

Культура поведения в транспорте

Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

  • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
  • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.

  • Не кушайте ничего в транспорте.
  • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
  • Помните, что вы в транспорте — не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
  • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас - ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
  • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.

Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна — это правила поведения за столом .

Культура поведения в школе

Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель - ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.

При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи : в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.

Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки - это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего - минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.

К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.

Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом .

А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения - дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.

На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.

Особенности

Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения - это конечный результат процесса становления личности.

Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.

Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:

  • общение закреплено на человечном отношении друг к другу . Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
  • внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние . Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
  • бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей . Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.

Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.



Нравственность и мораль

На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:

  1. Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
  2. Нравственность - это выполнение собственных внутренних принципов.

Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.

Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.

Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.

На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:


Воспитание

Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.

Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.

Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.

Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.

Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.

Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.


Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.

Важно вовремя определить заинтересованность ребенка в конкретном занятии и направить его энергию в нужное русло. Только совместно с желанием самого человека достигается необходимый уровень развития, что в дальнейшем оказывает влияние на воспитание.


Выделяются следующие виды воспитательных направлений:

  • умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
  • физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
  • трудовое выступает в роли главного фактора развития;
  • нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
  • эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.


В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:

  • воздействие общества;
  • взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
  • индивидуальность в подходе.

Функции воспитания:

  • побудить человека к самовоспитанию;
  • профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
  • развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;

Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.

Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:

  • через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
  • проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
  • практика рефлексии.


Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.

Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.

Профессиональная этика

Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.

В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.

Предметом профессиональной этики является следующее:

  • личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
  • взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
  • направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.

Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.

В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:

  • взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
  • отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:

  • для врача;
  • для педагога;
  • актерская;
  • адвокатская;
  • этика психолога.



Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.

Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.

Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.

Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх