Древнерусские имена. Старорусские женские имена и их значения

Древние славяне знали, что имя сильно влияет на судьбу ребенка, поэтому подходили к этому серьезно. Славянские мужские имена чаще всего состояли из двух полноценных слов с глубоким смыслом, которые служили своеобразным оберегом от всякой нечисти. Язычники предпочитали давать своим наследникам по два и более имен, чтобы защитить их от злых духов. После принятия христианства детям давали также не одно имя, а два. Первое использовали для взаимодействия и контакта с окружающим миром, второе давали при крещении малыша. Его держали в тайне, и его знали только ближайшие родственники.

Как выбрать имя для мальчика

В древности имена для мальчиков подбирали особенно тщательно, ведь сыновья всегда оставались воинами, защитниками, продолжателями рода, старейшинами, носителями силы, величия, могущества и мудрости.

В наше время к выбору имени также необходимо относиться серьезно.

  • С осторожностью относиться к слишком нестандартным именам. Дети могут сильно страдать из-за своего слишком выделяющегося имени. К тому же, в школе их, скорее всего, будут постоянно дразнить из-за этого.
  • Не стоит давать мальчику ласковое и мягкое имя. Его не будут воспринимать всерьез, а сверстники обзывать девчонкой.
  • Имя должно сочетаться с фамилией и отчеством. Для мальчиков это особенно актуально, так как их фамилия остается с ними на всю жизнь.
  • Следовать моде на имена – глупо. Мода быстро проходит, а имя остается и может звучать довольно неуместно.

Подбирая имя своему сыну, нужно сначала попробовать «примерить» его на постороннем человеке, проанализировать все ассоциации, возникающие из-за этого. Также желательно тщательно изучить все толкования и значения имен.

Распространенные имена слишком банальны, и малыш теряется в обществе своих сверстников, слишком редкие – привлекают к нему чересчур много внимания.

Имя должно быть не слишком редким, но и не самым популярным. Мальчикам в большинстве подходят твердые имена, так как им без сильного и напористого характера в жизни придется трудно.

Красивые древнеславянские имена для мальчика

Древние славяне чаще всего давали ребенку имя при рождении, а затем в период отрочества, когда в характере юноши уже ясно вырисовывались главные черты его индивидуальности. Имя должно было подчеркивать эти качества. Если мужчина совершал великие подвиги, ему могли дать еще другое имя, прославляющее его великие деяния.

Список красивых имен:

  • Агний – обозначает светлый (от слова «огонь»);
  • Бел – чистый, белый, белолицый;
  • Белояр – светлый и яростный;
  • Благород – благородный;
  • Богдан – данный Богом;
  • Болеслав – устремляющийся к большой славе;
  • Вартислав – исполненный славой;
  • Велимир – мирный, спокойный, уравновешенный;
  • Глеб – мощный, тяжелый;
  • Далимил – дающий или дарящий милость;
  • Добромир – добрый и мирный;
  • Зареслав – прославляющий зарю;
  • Карин – кареглазый;
  • Ладослав – прославляющий Ладу;
  • Любомил – любимый;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Мирослав – славящий мир;
  • Мстислав – мстительный, непримиримый;
  • Огнедар – приносящий жертву;
  • Пересвет – очень светлый, просветленный;
  • Радим – радостный;
  • Руслан – светлая душа;
  • Ратмир – защищающий мир;
  • Святослав – священная слава;
  • Светомир – несущий свет и мир;
  • Станислав – устанавливающий славу;
  • Тихомир – тихий и мирный;
  • Яромир – мирный как Ярило.

Многие имена славянского происхождения почти забыты и вообще исчезли из употребления, так как после принятия христианства практически полностью заменили греческие и еврейские аналоги.

Забытые и редкие имена славянского происхождения

Список забытых и редких имен очень длинный:

  • Безсон – недремлющий;
  • Богород – родственник богам;
  • Божеслав – славящий божество;
  • Бурислав – подобный буре;
  • Ведамир – все ведающий;
  • Венцеслав – носящий венец славы;
  • Воибор – побеждающий в бою;
  • Вышеслав – высший славою;
  • Градимир – создатель мира;
  • Горыня – непобедимый и непоколебимый как гора;
  • Гремислав – прославленный, гремящий славою;
  • Данияр – данный для блеска;
  • Златан – драгоценный;
  • Людмил – милый людям;
  • Млад – младший, молодой;
  • Окомир – око мира;
  • Орислав – сильный;
  • Радим – переживающий о мире;
  • Таислав – скромный, таящий славу.

Стоит ли ребенку давать такое редкое имя, должны решать сами родители, взвесив все за и против.

Православные русские мужские имена

Некоторые древние имена приобрели широкую популярность благодаря тому, что славян с таким именем возвели в ранг святых и канонизировали.

Это такие русские имена для мальчиков:

  • Борис – борющийся за славу;
  • Всеволод – владеющий всем;
  • Владимир – великий в своей власти, владеющий миром;
  • Владислав – владеющий славой;
  • Вячеслав – большая слава, известнейший;
  • Всеволод – всем владеющий;
  • Горазд – большой, крупный;
  • Ростилав – возрастивший славу;
  • Святослав – святая слава;
  • Ярополк – ярый воин.

Эти имена довольно популярны и в наше время, к тому они очень благозвучны и имеют хорошее толкование. Многие из них входят в топы самых популярных мужских имен.

Необычные славянские имена

Необычные имена можно разделить на такие категории:

  • произошедшие от причастий: Ждан, Неждан, Хотен, Бажен, Бажан, Крив;
  • по порядку рождения: Первой, Большой, Вторуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Меньшой, Девятко;
  • связанные с растительным и животным миром: Волк, Орех, Береза, Орел, Борщ, Ворон, Лебедь, Жаворонок, Заяц;
  • божества: Лад, Ярило.

Такие имена сегодня являются экзотическими и необычными. Вряд ли кто-то решится назвать своего ребенка таким экстравагантным именем.

С течением времени многие из них стали основой для фамилий: Меньшов, Третьяков, Волков, Жданов, Баженов, Бажутин, Борщев, Воронихин, Вторушин, Зайцев, Орлов.

Несмотря на то, что древнеславянские мужские имена устарели, все-таки некоторые родители называют ими своих сыновей. В последнее время возрождается интерес к давним именам, так как современные стали очень популярными и слишком распространенными, и родители не хотят называть ребенка, как все. Но в поиске редкого имени нужно проявить много мудрости.

Раскол церкви на Руси произошел в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона была проведена церковная реформа с целью привести русские религиозные обряды в соответствие с греческими православными традициями. Но не все приняли нововведения, что породило старообрядчество. Староверы и по сей день живут по своим законам, в частности, по-особенному нарекают своих детей.

Как давали имена старообрядцы?

В статье «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР/РАН Никитина отмечает: «Внутриконфессиональные и территориальные варианты старообрядческой культуры пользуются стихийно сложившимися именниками – совокупностью наиболее употребительных в данной локальной культуре имен, однако общей основой всех локальных именников являются старообрядческие святцы».

Итак, имена давались строго по святцам: мальчикам в течение первых восьми дней, девочкам – в пределах восьми дней до или после даты рождения. Поэтому многие староверы носили имена редкие и в наше время практически позабытые, например: Макарий, Прокопий, Савватий, Февруса, Улита, Ермил, Гликерия, Каллистрат, Корнил, Секлетинья, Гермоген, Фотинья. При этом в одной семье могло быть несколько детей с одинаковыми именами – это не возбранялось.

Канонические и неканонические формы

Этнограф А.И. Назаров в работе «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского Казачьего войска» обращает внимание на то, что в метрических книгах старообрядческих поселений встречаются как канонические, так и неканонические написания отдельных имен. К последним, к примеру, можно отнести такие, как Афтаном, Антон, Гаврила, Ефимий, Михайла, Степан, Фокий; Настасья, Анисья, Дарья, Арина, Устина.

«Некоторые имена в метрической книге за 1833 год встретились только в неканонической форме, - сообщает исследователь, - например, мужские имена Авиналий, Анисим, Ануфрий, Арефий, Кирила (Кирилла), женские имена Алимпиада (Елимпияда), Улияна (Ульяна), Улияния (Ульяния). Им соответствуют канонические формы Увеналий, Онисим, Онуфрий, Арефа, Кирил; Олимпиада, Иулиана, Иулиания».

Интересно, что по старообрядческим канонам имя Николай встречается только в форме Никола, бытовавшей до так называемой книжной справы во второй половине XVII века. Согласно источникам, протопоп Аввакум говорил по этому поводу: «В немцах немчин был Николай, а при апостолах еретик был Николай, а во святых нет нигде Николая».

Как менялись традиции?

По словам С.Е. Никитиной, хотя в старообрядческой среде нередко встречались и общеупотребительные имена – Иван, Мария, Петр, Анна, Василий, Татьяна, Павел, Наталья, наряду с ними в ходу были и менее распространенные - Савелий, Евдокия, Карп, Ефросинья, Савватий, Прасковья, Ульяна, Матрена, Пелагея, Акулина, Федора, Мавра. Причем происходило это уже в послереволюционный период, на что указывает документация, хранящаяся в сельсоветах некоторых старообрядческих сел Урала и Сибири.

Иногда молодежь самовольно меняла имена: например, Федора становилась Фаиной, Акулина – Линой, Пелагея – Полиной, Фотинья – Светланой (перевод с греческого). Приверженцы старой веры подобное поведение осуждали: «Имя без толку менять нельзя: оно по книге дадено (то есть по святцам) и веками испытано».

Только в 60-е годы ХХ века старообрядцы стали называть своих детей более традиционными для нас именами, хотя тоже имеющимися в святцах, – Андрей, Сергей, Анатолий, Екатерина, Валентина, Галина.

Сегодня «старообрядческие» имена встречаются в основном у выходцев с Урала и из Сибири, а также у потомков старообрядцев, после революции эмигрировавших на Запад. Причем С.Е. Никитина отмечает: «Старообрядческие имена у староверов в Америке также поражают своей необычностью. Вот, например, мужские имена: Авраамий, Онуфрий, Лаврен, Нестор, Киприян – от них не образовывают уменьшительных. Такие женские имена, как Минадора, Феоктиста также не имеют уменьшительных форм. Те же, которые их имеют, не всегда совпадают с привычными для нас: Прасковья – Пана, Климент – Митька, Евдокия – Кея (от варианта Евдокея), Фетинья – Фета. В последнее время появляются в качестве уменьшительных “американские” имена: Сэм (от Самуил), Салли (от Саломея, русский вариант – Солонька) и т.д.»

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

До появления христианства на Руси были мужские имена , в которых отражались качества людей, их различные свойства, например, особенности речи или физические недостатки. Также в славянских мужских именах отражалось отношение родителей к детям или порядок их появления в семье. Все это выражалось непосредственно нарицательными существительными или образно, в сравнении с животными, растениями и т.п. Назвать ребенка могли Волком, Котом, Воробьем, Горохом, Березой, Рябым, Буяном, Первым, Третьяком, Большим, Меньшим, Жданом, Нежданном. Впоследствии эти мужские имена переродились в современные фамилии Нежданов, Третьяков, Волков и т.д.

После того, как на Руси было введено христианство, подобные мужские имена () были постепенно вытеснены церковными, пришедшими из Византии именами. Среди них встречались не только греческие, но и древнеримские имена, и древнееврейские, и сирийские, и египетские. У каждого из них в своем родном языке было определенное значение, но на Руси они стали именами собственными , не обозначающими что-либо еще. Так, когда-то давно в Византии были собраны лучшие греческие имена и имена, которые использовали в соседних странах. Все они были канонизированы, то есть, узаконены официально, став церковными именами.

Принесенные на русскую землю, церковные мужские имена не сразу заменили старые. О том, что новые имена постепенно входили в русский быт говорит тот факт, что вплоть до XVII века россияне наряду с церковными христианскими именами давали и имена мирские, более привычные и понятные. Именно они со временем перешли в прозвища. Старинные летописи содержат довольно сложные имена людей , порой составные: «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын», «Осташко, прозвище Первушка», «боярин Феодор, зовомый Дорога».

Древнерусские имена постепенно ушли в забытье, и к XVIII-XIX вв. остались только мужские имена христианские. Однако и они претерпели изменения, поддаваясь влиянию особенностей русского произношения, словообразования и словоизменения. Так Диомид стал Демидом, Иеремия – Еремеем, Иоанникий – Аникеем и т.д. Ряд имен даже стал употребляться в двух вариантах – церковном и гражданском. Церковные мужские имена напоминали греческий оригинал, гражданские же или народные были более приспособлены к русскому произношению. Так Сергий стал Сергее, Агапий – Агапом, Илия –Ильей, Захарий (Захария) – Захаром.

Давайте посмотрим список наиболее популярных мужских имен , а также узнаем их значения. Надеемся, что из представленного списка найдется наиболее подходящее имя для вашего мальчика.

Психологи утверждают, что имя человека – это не просто набор чередующихся звуков, а своего рода уникальный код личности. Услышав имя впервые, мозг новорожденного младенца на подсознательном уровне начинает подстраиваться под него, формируя определенные черты характера.

В советские времена разнообразие имен было не в чести, поэтому жителей городов и сел практически поголовно звали Сергеями, Мариями, Валентинами, Иванами, Алексеями и т. п. Как результат – обезличенность основной массы людей, обладавших сходными характеристиками и проживавших похожие жизни.

В конце ХХ – начале нашего века произошла смена приоритетов и появилась тенденция давать детям редкие и давно забытые имена . Стали даже выпускать специальные сборники – именословы, помогающие молодым родителям подобрать для своего наследника красивое имя. И хотя некоторые мамы и папы предпочитают, чтобы их сыночка или дочурку звали «заграничным» именем типа Анжелины или Гарри, большинство все же обращается к истокам и выбирает старые русские имена.

Дела давно минувших дней…

До введения христианства на Руси использовались самобытные имена, которые по своей сути являлись прозвищами, данными по тому или иному поводу. Зачастую они присваивались мужчинам и женщинам по внешним признакам – росту, телосложению, манере говорить, особенностям характера или времени рождения.

Для защиты от злых духов и недобрых людей существовала система двойных имен. Первое давалось ребенку при рождении и чаще всего звучало не слишком привлекательно – Нелюба, Некрас, Злоба, Крив, но именно это и должно было отпугивать от него злые силы.

Вторым именем нарекали уже в юношеском возрасте, учитывая черты характера, которые уже проявились у мальчика или девочки. Эти имена, как правило, можно классифицировать по таким группам:

  1. По порядку рождения на свет в семье – Первуша, Вторак, Третьяк, Осьмуша и другие.
  2. По главным качествам характера – Смеян, Стоян, Тороп, Крас, Зорко и т. п.
  3. Имена, отражающие мир растений или зверей – Волк, Сокол, Дуб, Щука, Орех и другие.
  4. По телосложению – Вышата, Давила, Мал и т. п.
  5. Прозвания языческих божеств – Лада, Ярила и т. п.

Но подавляющее большинство старославянских имен были двухосновными, то есть образованными от двух корней. Чаще всего использовались «слав», «мудр», «яр», «свят», «полк», «рад» и другие: Милорад, Мстислав, Лучемир, Ярополк, Святослав. Для образования уменьшительной формы от полного имени отсекали вторую часть и добавляли суффиксы «нег», «тка», «ша», «ята», «ня», например, Добрыня, Ярилка, Милонег, Путята, Святоша.

Старославянские мужские имена

Мужские языческие имена наши пращуры придумывали особенно тщательно. Ведь мальчики всегда были желаннее девочек как носители силы и мудрости, продолжатели рода, защитники своего народа. При этом строго соблюдались следующие правила и запреты:

  1. Ребенку не давали имя его отца: считалось, что при этом удваиваются не только достоинства, но и недостатки, что было недопустимо.
  2. Нельзя, чтобы в одной семье два человека носили одинаковые имена, так как один из них должен был вскоре умереть.
  3. Не следовало использовать имена утопленников, умерших детей, а также слабоумных, калек, разбойников, пьяниц, поскольку отрицательные качества могли передаться младенцу.

Существовал и такой интересный ритуал. Если после рождения ребенок долго не подавал признаков жизни и не кричал, его начинали окликать различными именами. То, на которое он реагировал, и становилось его собственным.

Список забытых имен очень обширен. Некоторые древние славянские имена, в особенности мужские, могут показаться в наше время вычурными и странными. Однако среди них есть множество таких, которые с успехом можно использовать в современном мире.

  • Агний – огненный, светлый;
  • Баян – хранитель старины;
  • Берислав – берущий славу;
  • Боговед – ведающий богов;
  • Богодий – угождающий богам;
  • Богумил – милый Богу;
  • Боеслав – побеждающий в боях;
  • Братислав – брат славы;
  • Будимил – будь милым;
  • Буеслав – аист;
  • Белогор – из белых гор;
  • Белояр – яростный;
  • Вадимир – предводитель мира;
  • Всемил – милый всем;
  • Вячеслав – славящий совет;
  • Володарь – дарящий волю;
  • Градимир – смотрящий на мир;
  • Горисвет – высокий свет;
  • Добрыня – добрый;
  • Деян – активный;
  • Дан – свыше данный;
  • Даромир – дающий мир;
  • Даромысл – мыслящий;
  • Жданимир – жданный мир;
  • Ждан – долгожданный;
  • Желан – желанный;
  • Заря – восходящий свет;
  • Звенимир – призывающий к миру;
  • Зданимир – создатель мира;
  • Идан – идущий;
  • Ивар – древо жизни;
  • Истислав – славящий истину;
  • Красибор – избранный из красивых;
  • Кудеяр – кудесник;
  • Ладислав – славящий красоту;
  • Людимир – несущий людям мир;
  • Люборад – радующий любовью;
  • Любояр – любящий Ярилу;
  • Любим – любимый;
  • Любодрон – дорогой;
  • Любогост - гостеприимный;
  • Милан – милый;
  • Млад – молодой;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Могута – мощный;
  • Миродар – дарующий мир;
  • Негомир – нежный и мирный;
  • Найден – найденный;
  • Остромысл – остро мыслящий;
  • Отчеслав – слава отцу;
  • Пересвет – пресветлый;
  • Радей – радостный;
  • Ратибор – избранный воин;
  • Святомир – святой мир;
  • Святовик – свет;
  • Святобой – воин;
  • Умир – умиротворение;
  • Хвалимир – прославляй мир;
  • Честимир – честь мира;
  • Яромил – милый;
  • Янислав – славный.

С введением христианства старославянские имена были вытеснены греческими, римскими, еврейскими и арабскими, а некоторые даже оказались под строжайшим запретом. Правда, впоследствии отдельные имена, например, Ярослав, Владимир, Мстислав, были внесены в православный именослов благодаря прославившим их Владимиру Святому, Ярославу Мудрому или Мстиславу Великому.

Особенности женских славянских имен

Как и мужские, основные женские славянские имена не давались от рождения. Их часто заменяли отвлекающими прозвищами, а то и просто говорили «чадо», «дитё», «девчонка», «меньшая». С годами, обнаружив у дочери тягу к какому-нибудь ремеслу или увидев в ней особенные черты характера, родители готовили ее к обряду получения нового постоянного имени.

Согласно обычаям, обряд проводился на капище – древнеславянском святилище возле статуй языческих богов. Вначале девочку купали в воде, смывая с нее старое детское имя, а затем волхвы торжественно нарекали ее новым.

Обычно это происходило, когда девушке исполнялось 16 лет. Однако были и исключения. Например, для девочек из княжеских семей обряд проводили в 12 лет, а для малышек, которым с детства предназначено было стать ведуньями или жрицами, – в 9.

Старорусские женские имена обладают особой мелодичностью и красотой. Поэтому многие из них можно использовать и в наше время, называя своих ненаглядных дочурок.

  • Áгния – огненная, просветлённая;
  • Бела – беленькая, чистая;
  • Бажена – желанная;
  • Баяна – сказительница;
  • Белослава – славящая чистоту;
  • Белоснежа – чистая, белая;
  • Беляна – просветлённая;
  • Благиня – добрая;
  • Богдана – данная Богом;
  • Боголюба – любящая богов;
  • Богумила – милая Богу;
  • Богуслава – славящая Бога;
  • Боримира – борющаяся за мир;
  • Бояна – боевая, мужественная;
  • Братислава – берущая славу;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Верна– верная;
  • Ведана – ведающая;
  • Велена, Велина – повелительная;
  • Велижана – вежливая;
  • Венцеслава – увенчанная славой;
  • Веселина – жизнерадостная;
  • Весняна – весенняя;
  • Влада – ладная;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Власта – властная;
  • Властелина– властительница;
  • Воислава – завоевывающая славу;
  • Вратислава – возвратившая славу;
  • Всемила – всем милая;
  • Всенежа – всем нежная;
  • Вышена – высокая;
  • Вячеслава – наиболее славная;
  • Гала – душевная;
  • Галина – женственная, земная;
  • Голуба – нежная;
  • Горазда – способная;
  • Дарёна – подаренная;
  • Дарьяна – мужественная;
  • Добровлада – владеющая добротой;
  • Доброслава – славящая доброту;
  • Догада – догадливая;
  • Доляна – удачливая;
  • Домна – домовитая, хозяйственная;
  • Драгана – драгоценная;
  • Душана – душевная;
  • Ждана – жданная;
  • Желана – желанная;
  • Забава – утешительница;
  • Задора – задорная;
  • Збигнева – сдерживающая гнев;
  • Звездана – рожденная под звездами;
  • Златояра – сильная, как солнце;
  • Зореслава – славная красотой;
  • Избора – избранная;
  • Ирина – вознесённая;
  • Карина – кареглазая;
  • Краса – красивая;
  • Лада – милая;
  • Лагода –душевная;
  • Лебедяна – стройная;
  • Лучезара – лучезарная;
  • Любовь – любовь, любимая;
  • Любодара – дарящая любовь;
  • Людмила – милая людям, человечная;
  • Матрёна – зрелая;
  • Милада – милая богине Ладе;
  • Милана – милая;
  • Милица – милая на лицо;
  • Милолика – милая лицом;
  • Милонега – милая и нежная;
  • Милорада – милая радостью;
  • Миронега – мирная, нежная;
  • Млада – молодая, ладная;
  • Надежда – надежда;
  • Ненагляда – ненаглядная;
  • Огнеслава – славящая Огонь;
  • Олеся – лесная;
  • Олеля – любимая;
  • Полеля – любящая;
  • Полёва – полевая;
  • Полина – уравновешенная;
  • Прекраса – прекрасная;
  • Прелеста – прелестная;
  • Пригода – пригожая;
  • Радмила – заботливая и милая;
  • Радослава – славящая радость;
  • Рогнеда – изобильная;
  • Росана – чистая, свежая;
  • Ружена – розовая;
  • Румяна – румяная;
  • Русава – русая;
  • Светана – светлая;
  • Светолика – просветленная;
  • Светояра – солнечная;
  • Синеока – голубоглазая;
  • Сияна – сияющая;
  • Славия – славная;
  • Смеяна – смеющаяся;
  • Смирена – смирная;
  • Снежана – беловолосая;
  • Станислава – постоянно славная;
  • Стояна – очень мужественная;
  • Услада – услаждающая;
  • Цветана – цветущая, нежная;
  • Чаруша – щедрая;
  • Чернава – смуглая;
  • Чеслава – славная честью;
  • Щедра – щедрая;
  • Ядвига – кормилица;
  • Яна – мужественная;
  • Яролика – солнцеликая;
  • Яромира – яркая и мирная;
  • Ярослава – славящая Ярилу-солнце.

Наши предки придавали именам особое значение. Древние люди верили, что звуки, из которых они слагаются, имеют магическую силу, получаемую от богов и самой матери-природы . Старославянские имена – это огромный пласт нашей истории и культуры, к которому все чаще обращаются современные родители, надеясь найти для своего любимого малыша самое красивое имя.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх