Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) (). Максим горький - биография, фото, книги, детство, личная жизнь писателя

Русский советский писатель, драматург, публицист и общественный деятель, основоположник социалистического реализма.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватьевича Пешкова (1839-1871). Рано осиротев, будущий писатель провел детские годы в доме своего деда по матери Василия Васильевича Каширина (ум. 1887).

В 1877-1879 годах А. М. Пешков учится в Нижегородском Слободском Кунавинском начальном училище. После смерти матери и разорения деда он был вынужден оставить учебу и идти «в люди». В 1879-1884 годах был учеником сапожника, затем - в чертежной мастерской, после - в иконописной. Служил на пароходе, ходившем по Волге.

В 1884 году А. М. Пешков предпринял попытку поступить в Казанский университет, закончившуюся неудачей из-за недостатка средств. Сблизился с революционным подпольем, участвовал в нелегальных народнических кружках, вел пропаганду среди рабочих и крестьян. Одновременно занимался самообразованием. В декабре 1887 года полоса жизненных неудач едва не привела будущего писателя к самоубийству.

1888-1891 годы А. М. Пешков провел в странствиях по в поисках работы и впечатлений. Он изъездил Поволжье, Дон, Украину, Крым, Южную Бессарабию, Кавказ, успел побывать батраком в деревне и мойщиком посуды, поработать на рыбных, соляных промыслах, сторожем на железной дороге и работником в ремонтных мастерских. Столкновения с полицией заработали ему репутацию «неблагонадежного». Одновременно ему удалось завязать первые контакты с творческой средой (в частности, с писателем В. Г. Короленко).

12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» был напечатан рассказ А. М. Пешкова «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «Максим Горький».

Становление А. М. Горького как писателя проходило при активном участии В. Г. Короленко, который рекомендовал нового автора в издательства, правил его рукописи. В 1893-1895 годах в приволжской прессе был опубликован ряд рассказов писателя - «Челкаш», «Месть», «Старуха Изергиль», «Емельян Пиляй», «Вывод», «Песня о соколе» и др.

В 1895-1896 годах А. М. Горький был сотрудником «Самарской газеты», где ежедневно писал фельетоны в рубрике «Между прочим», подписываясь псевдонимом «Иегудиил Хламида». В 1896 - 1897 годах он работал в газете «Нижегородский листок».

В 1898 году вышел в свет первый сборник произведений Максима Горького «Очерки и рассказы» в двух томах. Он был признан критиками событием в русской и европейской литературе. В 1899 году писатель приступил к работе над романом «Фома Гордеев».

А. М. Горький быстро стал одним из популярнейших русских литераторов. Он познакомился с , . Вокруг А. М. Горького начали сплачиваться писатели-неореалисты ( , Л. Н. Андреев).

В начале ХХ века А. М. Горький обратился к драматургии. В 1902 году в Московском Художественном театре были поставлены его пьесы «На дне» и «Мещане». Постановки имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

В 1902 году А. М. Горький был избран почетным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, однако по личному распоряжению результаты выборов были аннулированы. В знак протеста от своих званий почетных академиков отказались и В. Г. Короленко.

А. М. Горький не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Писатель принял активное участие в событиях Революции 1905-1907 годов. За прокламацию 9 (22) января 1905 года с призывом свергнуть самодержавие он был заключен в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 года А. М. Горький вступил в РСДРП, в ноябре того же года в на заседании ЦК РСДРП познакомился с . Большой резонанс получил его роман «Мать» (1906), в котором писатель изобразил процесс рождения «нового человека» в ходе революционной борьбы пролетариата.

В 1906-1913 годах А. М. Горький жил в эмиграции. Большую часть времени он провел на итальянском острове Капри. Здесь им было написано множество произведений: пьесы «Последние», «Васса Железнова», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина». В апреле 1907 года писатель был делегатом V (Лондонского) съезда РСДРП. На Капри А. М. Горького посещал .

В 1913 году А. М. Горький вернулся в . В 1913-1915 годах им были написаны автобиографические романы «Детство» и «В людях», с 1915 года писатель издавал журнал «Летопись». В эти годы писатель сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», а также в журнале «Просвещение».

А. М. Горький приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Он начал работать в издательстве «Всемирная литература», основал газету «Новая жизнь». Однако его расхождения во взглядах с новой властью постепенно нарастали. Публицистический цикл А. М. Горького «Несвоевременные мысли» (1917-1918) вызвал резкую критику .

В 1921 году А. М. Горький выехал из Советской на лечение за границу. В 1921-1924 годах писатель жил в Германии и Чехословакии. Его публицистическая деятельность в эти годы была направлена на объединение русских деятелей искусства за рубежом. В 1923 году им был написан роман «Мои университеты». С 1924 года писатель жил в Сорренто (Италия). В 1925 году им была начата работа над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина», который остался незавершенным.

В 1928 и 1929 годах А. М. Горький посещал СССР по приглашению советского правительства и лично . Его впечатления от поездок по стране отразились в книгах «По Союзу Советов» (1929). В 1931 году писатель окончательно вернулся на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. По его инициативе создавались литературные журналы и книжные издательства, выходили в свет книжные серии («Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.)

В 1934 году А. М. Горький выступил в качестве организатора и председателя I Всесоюзного съезда советских писателей. В 1934-1936 годах он возглавлял Союз писателей СССР.

А. М. Горький скончался 18 июня 1936 года на даче в под (ныне в ). Писатель похоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади.

В СССР А. М. Горький считался основоположником литературы социалистического реализма и родоначальником советской литературы.

Горький Максим Го́рький Максим

настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) так называемые босяки. В романе «Мать» (1906-07) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11) - пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в неё революционных настроений. Проблема русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» (1912-17). В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное изд. - 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал её преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершённом романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-36). За границей (1921-31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в том числе теории социалистического реализма).

ГОРЬКИЙ Максим

ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) , русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «Серебряного века (см. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК) ») и советской литературы.
Происхождение, образование, мировоззрение
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и материализма И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) до позитивизма Ж. М. Гюйо (см. ГЮЙО Жан Мари) , романтизма Дж. Рескина (см. РЕСКИН Джон) и пессимизма А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) . В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) стояли книги Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард) , М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс) и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) .
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич) , 1912).
Ранний Горький (1892-1905)
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович) , опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) . Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» (см. ЗНАНИЕ (книгоиздательское товарищество)) и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) в Московском художественном театре (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович) , И. М. Москвин (см. МОСКВИН Иван Михайлович) , О. Л. Книппер-Чехова (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна) и др.). В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Между двух революций (1905-1917)
После поражения революции 1905-1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) и А. А. Богдановым (см. БОГДАНОВ Александр Александрович) проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна (см. МАНН Томас) , Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Годы эмиграции (1917-28)
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь» (см. НОВАЯ ЖИЗНЬ (газета меньшевиков)) ; 1917-1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович) , А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) , В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович) , В. Б. Шкловский (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович) и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература» (см. ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА) , открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш (см. ФОРШ Ольга Дмитриевна) «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина (см. ФЕДИН Константин Александрович) «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович) , В. В. Ивановым (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович) , А. А. Фадеевым (см. ФАДЕЕВ Александр Александрович) , И. Э. Бабелем (см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович) и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х гг.
Возвращение
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник, он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia» (см. АКАДЕМИЯ (издательство)) , книжные серии «История фабрик и заводов» (см. ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ) , «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба» (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА) , а также Литературный институт (см. ) , затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР) , созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Горький Максим" в других словарях:

    Псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … … Большая биографическая энциклопедия

    Горький, Максим литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.… … Биографический словарь

    - (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) , русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник… … Большая советская энциклопедия

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), рус. сов. писатель, основоположник лит ры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творчества Л., содействовал изданию его соч. в изд ве «Всемирная литература». В 1919 Г … Лермонтовская энциклопедия

Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.

Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».

В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.

В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».

Первые шаги творчества

С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя - Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.

Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).

Литературный взлет и популярность

В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.

Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.

За границей

В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.

Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).

Возвращение в отечество

Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 - «Детство», 1915-1916 - «В людях».

В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.

Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.

Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.

Последние годы жизни писателя

В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.

В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе - социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.

Действительно, о ранних годах Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно лишь из написанных им самим автобиографий (существуют в нескольких вариантах) и художественных произведений - автобиографической трилогии: «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Насколько «свинцовые мерзости дикой русской жизни», изложенные в упомянутых произведениях, соответствуют реальности, а насколько являются литературным вымыслом автора – неизвестно и по сей день. Мы можем лишь сопоставлять тексты ранних автобиографий Горького с другими его художественными текстами, но говорить о достоверности этих сведений также не приходится.

По воспоминаниям Владислава Ходасевича, Горький как-то со смехом рассказывал, как один ловкий нижегородский издатель «книг для народа» уговаривал его написать свою биографию, приговаривая: «Жизнь ваша, Алексей Максимович, - чистые денежки».

Похоже, что писатель воспользовался этим советом, но прерогативу заработать эти «денежки» оставил за собой.

В своей первой автобиографии 1897 года, написанной по просьбе литературоведа и библиографа С.А.Венгерова, М.Горький так писал о своих родителях:

«Отец - сын солдата, мать - мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, - он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.»

Горький А.М. Полное собрание сочинений, т. 23, с. 269

В последующих автобиографиях писателя существует очень большая путаница в датах и несоответствия документально подтверждённым фактам. Даже с днём и годом своего рождения Горький не может определиться однозначно. В автобиографии 1897 года он указывает дату 14 марта 1869 года, в следующем варианте (1899 год) – «родился 14 марта то ли 1867, то ли 1868 года».

Документально установлено, что А.М. Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в городе Нижний Новгород. Отец - столяр-краснодеревщик Максим Савватиевич Пешков (1839-1871), сын офицера, разжалованного в солдаты. Мать - Варвара Васильевна (1844-1879), урожденная Каширина, дочь состоятельного купца, владельца красильного заведения, который был цеховым старшиной и не раз избирался депутатом Нижегородской думы. Несмотря на то, что родители Горького обвенчались вопреки желанию отца невесты, конфликт между семьями вскоре был благополучно разрешен. Весной 1871 года М.С.Пешков был назначен управляющим конторой пароходства Колчина, и молодая семья переехала из Нижнего Новгорода в Астрахань. Вскоре отец умер от холеры, и мать с Алексеем возвратились в Нижний.

Дату смерти отца и возвращения матери в семью Кашириных сам Горький относит сперва к лету 1873 года, потом - к осени 1871. В автобиографиях разнятся и сведения о жизни Горького «в людях». Например, в одном варианте он сбежал из магазина обуви, где работал «мальчиком», в другом, повторённом позднее в повести «В людях» (1916), обварился щами и его от сапожника забрал дед и т.д., и т.п.…

В автобиографических произведениях, написанных уже зрелым писателем, в период с 1912 по 1925 год, литературный вымысел тесно переплетён с детскими воспоминаниями и ранними впечатлениями ещё несформировавшейся личности. Словно движимый давними детскими обидами, которые за всю жизнь оказался не в состоянии пережить, Горький подчас намеренно сгущает краски, добавляет излишнего драматизма, пытаясь снова и снова оправдать однажды избранный псевдоним.

В Автобиографии 1897 года почти тридцатилетний писатель позволяет себе так выразиться о родной матери:

Неужели он всерьёз полагал, что взрослая женщина могла считать маленького сына причиной смерти любимого человека? Обвинять ребёнка в своей несложившейся личной жизни?

В повести «Детство» (1912-1913) Горький выполняет явный социальный заказ русской прогрессивной общественности начала ХХ века: хорошим литературным языком описывает бедствия народа, не забывая присовокупить сюда и личные детские обиды.

Стоит вспомнить, с какой нарочитой антипатией описан на страницах повести отчим Алёши Пешкова Максимов, который не дал мальчику ничего хорошего, но и не сделал ничего плохого. Второй брак матери однозначно расценен героем «Детства» как предательство, а сам писатель не пожалел ни язвительности, ни мрачных красок для описания родственников отчима – обедневших дворян. Варваре Васильевне Пешковой-Максимовой на страницах произведений её знаменитого сына отказано даже в той светлой, во многом мифологизированной памяти, которая сохранилась к рано умершему отцу.

Дед Горького, всеми уважаемый цеховой старшина В. В. Каширин, и вовсе предстаёт перед читателем в образе некоего монстра, которым можно пугать непослушных детей. Скорее всего, Василий Васильевич имел взрывной, деспотичный характер и был мало приятен в общении, но внука он по-своему любил, искренне заботился об его воспитании и образовании. Дед сам обучил шестилетнего Алёшу сначала церковно-славянской грамоте, затем – современной, гражданской. В 1877 году он отдал внука в Нижегородское Кунавинское училище, где тот проучился до 1879 года, получив при переходе в III класс похвальную грамоту за «отличные перед прочими успехи в науках и благонравие». То есть, два класса училища будущий писатель всё-таки закончил, да ещё и с отличием. В одной из своих автобиографий Горький уверяет, что посещал школу около пяти месяцев, получал одни «двойки», учёбу, книги и любые печатные тексты, вплоть до паспорта, искренне ненавидел.

Что это? Обида на своё не такое уж «беспросветное» прошлое? Добровольное самоуничижение или способ уверить читателя в том, что и «от осинки родятся апельсинки»? Желание представить себя абсолютным «самородком», человеком, который сделал себя сам, было присуще многим «пролетарским» писателям и поэтам. Даже С.А. Есенин, получив приличное образование в учительской школе, работал корректором в московской типографии, посещал занятия в народном университете Шанявского, но всю жизнь, повинуясь политической моде, стремился выставить себя безграмотным «мужиком» и деревенщиной…

Единственным светлым пятном на фоне всеобщего «тёмного царства» автобиографических повестей Горького выступают отношения с бабушкой, Акулиной Ивановной. Очевидно, эта безграмотная, но добрая и честная женщина смогла полностью заменить в сознании мальчика «предавшую» его мать. Она отдала внуку всю свою любовь и участие, быть может, разбудила в душе будущего писателя стремление видеть красоту за окружающей его серой действительностью.

Дед Каширин вскоре разорился: раздел семейного предприятия с сыновьями и последующие неудачи в делах привели его к полной нищете. Не умея пережить удар судьбы, он заболел душевной болезнью. Одиннадцатилетний Алёша вынужден был оставить училище и отправиться «в люди», то есть обучаться какому-нибудь ремеслу.

С 1879 по 1884 год он побывал «мальчиком» в обувной лавке, учеником в чертёжной и иконописной мастерских, судомойкой на камбузах пароходов «Пермь» и «Добрый». Здесь произошло событие, которое сам Алексей Максимович склонен считать «стартовым» на своём пути к Максиму Горькому: знакомство с поваром по фамилии Смурый. Этот замечательный в своем роде кок, несмотря на малограмотность, был одержим страстью к собиранию книг, преимущественно в кожаных переплётах. Диапазон его «кожаного» собрания оказался весьма своеобразен - от готических романов Анны Радклиф и поэм Некрасова до литературы на малорусском языке. Благодаря этой, по словам писателя, «самой странной библиотеке в мире» (Автобиография, 1897), Алёша Пешков пристрастился к чтению и «читал все, что попадало под руку»: Гоголя, Некрасова, Скотта, Дюма, Флобера, Бальзака, Диккенса, журналы «Современник» и «Искра», лубочные книжки и франкмасонскую литературу.

Однако, если верить самому же Горькому, читать книги он начал гораздо раньше. В его автобиографии есть упоминание, что с десяти лет будущий писатель вёл дневник, в который заносил впечатления не только от жизни, но и от прочитанных книг. Согласитесь, трудно представить себе подростка, живущего убогой жизнью прислуги, торговца, посудомойки, но одновременно ведущего дневниковые записи, читающего серьёзную литературу и мечтающего поступить в университет.

Подобные фантазийные «несостыковки», достойные воплощения в советском кинематографе середины 1930-х годов («Светлый путь», «Весёлые ребята» и т.д.), постоянно присутствуют на страницах «автобиографических» произведений М.Горького.

В 1912-1917 годах, ещё до Главполитпросвета и Наркомпроса, революционный писатель уже прочно встал на путь, названный впоследствии «соцреализмом». Он отлично знал, что и как следует отображать в своих произведениях, чтобы вписаться в грядущую действительность.

В 1884 году «босяк» Алексей Пешков на самом деле отправился в Казань с намерением поступить в университет:

Откуда пятнадцатилетний Пешков узнал о существовании университета, почему решил, что его туда могут принять – тоже загадка. Живя в Казани, он общался не только с «бывшими людьми» - бродягами и проститутками. В 1885 году подручный пекаря Пешков начал посещать кружки самообразования (чаще – марксистского толка), студенческие сходки, пользоваться библиотекой нелегальных книг и прокламаций при булочной Деренкова, который взял его на работу. Вскоре появился и наставник - один из первых марксистов в России Николай Федосеев...

И вдруг, уже нащупав «судьбоносную» революционную жилу, 12 декабря 1887 года Алексей Пешков пытается покончить с собой (простреливает себе легкое). Причину этого одни биографы находят в его неразделённой любви к сестре Деренкова Марии, другие - в начавшихся репрессиях против студенческих кружков. Эти объяснения представляются формальными, поскольку совсем не подходят к психофизическому складу Алексея Пешкова. По природе своей он был борец, и все препоны на пути только освежали его силы.

Некоторые биографы Горького считают, что причиной его неудачного самоубийства могла быть внутренняя борьба в душе молодого человека. Под влиянием бессистемно прочитанных книг и марксистских идей шла переформировка сознания будущего писателя, вытеснение из него того мальчика, который начал жизнь с церковно-славянской грамоты, а тут навалился бес рационалистического материализма…

Этот «бес» мелькнул, кстати, в прощальной записке Алексея:

Чтобы осилить избранный путь, Алексею Пешкову предстояло стать другим человеком, и он им стал. Здесь невольно приходит на память фрагмент из «Бесов» Достоевского: «...в последнее время он замечен был в самых невозможных странностях. Выбросил, например, из квартиры своей два хозяйские образа и один из них изрубил топором; в своей же комнате разложил на подставках, в виде трех налоев, сочинения Фохта, Молешотта и Бюхнера и пред каждым налоем зажигал восковые церковные свечки».

За попытку самоубийства Казанская духовная консистория отлучила Пешкова от Церкви на семь лет.

Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси», чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис - вот неполный перечень маршрутов его путешествий.

За время странничества он работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батрачил в деревнях, добывал соль, был избит мужиками и лежал в больнице, служил в ремонтных мастерских, несколько раз подергался аресту - за бродяжничество и за революционную пропаганду. «Поливаю из ведрышка просвещения доброкачественными идейками, и таковые приносят известные результаты», - писал А.Пешков в это время одному из своих адресатов.

В эти же годы Горький пережил увлечение народничеством, толстовством (в 1889 году заезжал в Ясную Поляну с намерением попросить у Льва Толстого участок земли для «земледельческой колонии», но их встреча не состоялась), переболел учением Ницше о сверхчеловеке, которое навсегда оставило в его воззрениях свои «оспины».

Начало

Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный новым именем - Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинающий писатель публикует очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты». Здесь вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и др. В редакции «Самарской газеты» Горький познакомился с корректором Екатериной Павловной Волжиной. Успешно преодолев сопротивление матери браку дочери-дворянки с «нижегородским цеховым», в 1896 году Алексей Максимович с ней обвенчался.

В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и др. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание - выпущено в 1899 году в трёх томах. Свою первую книгу Горький послал А.П. Чехову, перед которым благоговел. Тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант».

В этом же году дебютант приехал в Петербург и вызвал столичные овации: восторженная публика в его честь устраивала банкеты, литературные вечера. Его приветствовали люди из самых разных станов: критик-народник Николай Михайловский, декаденты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, академик Андрей Николаевич Бекетов (дед Александра Блока), Илья Репин, написавший его портрет... «Очерки и рассказы» воспринимались как рубеж общественного самоопределения, и Горький сразу же стал одним из самых влиятельных и популярных русских писателей. Разумеется, интерес к нему подогревался и легендарной биографией Горького-босяка, Горького-самородка, Горького-страдальца (к этому времени он уже несколько раз побывал в тюрьме за революционную деятельность и состоял под надзором полиции)...

«Властитель дум»

«Очерки и рассказы», а также начавший выходить в издательстве «Знание» четырехтомник писателя «Рассказы», произвели на свет огромную критическую литературу - с 1900 по 1904 год о Горьком вышла 91 книга! Такой славы при жизни не имели ни Тургенев, ни Лев Толстой, ни Достоевский. В чём же причина?

В конце XIX - начале XX веков на фоне декадентства (упадничества), как реакция на него, стали укореняться две мощные магнетические идеи: культ сильной личности, внушённый Ницше и социалистическое переустройство мира (Маркс). Это были идеи эпохи. А Горький, исходивший пешком всю Россию, с гениальным чутьем зверя ощущал ритмы своего времени и запахи новых идей, носящихся в воздухе. Художественное слово Горького, выйдя за пределы искусства, «открывало новый диалог с действительностью» (Петр Палиевский). Писатель-новатор ввел в литературу несвойственный русским классикам наступательный стиль, призванный вторгнуться в реальность и радикально изменить жизнь. Он привёл и нового героя – «талантливого выразителя протестующей массы», как писала газета «Искра». Героико- романтические притчи «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (1901) стали революционными воззваниями в поднимающемся пролетарском движении. Критики предыдущего поколения обвиняли Горького в апологии босячества, в проповеди индивидуализма Ницше. Но они спорили с волей самой истории, а потому проиграли этот спор.

В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь выходили книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др. Общественная работа ничуть не тормозила творческую: в журнале «Жизнь» публикуются рассказ «Двадцать шесть и одна» (1899), романы «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901).

25 февраля 1902 года тридцатичетырехлетнего Горького избирают почетным академиком по разряду изящной словесности, однако выборы были признаны недействительными. Подозревая Академию Наук в сговоре с властями, Короленко и Чехов в знак протеста отказались от звания почетных академиков.

В 1902 году «Знание» отдельным изданием выпускает первую пьесу Горького «Мещане», премьера которой состоялась в том же году в знаменитом Московском художественном театре (МХТ), через полгода здесь же - триумфальная премьера пьесы «На дне». Пьеса «Дачники» (1904) через несколько месяцев была сыграна в модном петербургском театре Веры Комиссаржевской. Впоследствии на этой же сцене были осуществлены постановки новых пьес Горького: «Дети солнца» (1905) и «Варвары» (1906).

Горький в революции 1905 года

Напряженная творческая работа не помешала писателю сблизиться перед первой русской революцией с большевиками и «Искрой». Горький устраивал для них сборы денежных средств и сам вносил в партийную кассу щедрые пожертвования. В этой привязанности, видимо, не последнюю роль сыграла одна из самых красивых актрис МХТ Мария Федоровна Андреева, убежденная марксистка, тесно связанная с РСДРП. В 1903 году она стала гражданской женой Горького. Она же привела к большевикам и мецената Савву Морозова, её горячего поклонника и почитателя таланта М. Горького. Богатый московский промышленник, финансировавший МХТ, он стал отпускать значительные суммы и на революционное движение. В 1905 году Савва Морозов на почве психического расстройства застрелился в Ницце. Немирович-Данченко объяснял это так: «Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец... должен быть верен своей стихии» . Образ Саввы Морозова и его странное самоубийство нашли своё отражение на страницах позднего романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина».

Горький принимал активное участие в событиях 8-9 января 1905 года, до сих пор так и не нашедших своей внятной исторической версии. Известно, что в ночь на 9 января писатель вместе с группой интеллигентов посетил председателя кабинета министров С.Ю. Витте, чтобы предотвратить готовящееся кровопролитие. Возникает вопрос: откуда Горький знал, что кровопролитие будет? Шествие рабочих изначально планировалось, как мирная демонстрация. Но в столице было введено военное положение, в то же самое время на квартире Горького укрывался сам Г.А. Гапон…

Вместе с группой большевиков Максим Горький участвовал в шествии рабочих к Зимнему дворцу и стал свидетелем разгона демонстрации. В этот же день он написал воззвание «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». Писатель обвинял министров и Николая II «в предумышленном и бессмысленном убийстве множества русских граждан». Что мог противопоставить силе художественного слова Горького несчастный монарх? Оправдываться своим отсутствием в столице? Свалить вину за расстрел на дядю – Петербургского генерал-губернатора? Во многом благодаря Горькому, Николай II получил своё прозвище Кровавый, авторитет монархии в глазах народа был подорван навсегда, а «буревестник революции» обрёл статус правозащитника и борца за народ. Учитывая раннюю осведомлённость Горького о готовящихся событиях, всё это выглядит странно и напоминает тщательно спланированную провокацию…

11 января Горький был арестован в Риге, доставлен в Петербург и заключен в отдельную камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости как государственный преступник. За месяц, проведённый в одиночке, им написана пьеса «Дети солнца», задуман роман «Мать» и пьеса «Враги». В защиту пленённого Горького тут же выступили Герхард Гауптман, Анатоль Франс, Огюст Роден, Томас Гарди и др. Европейский шум вынудил правительство освободить его и прекратить дело «по амнистии».

Вернувшись в Москву, Горький начал публикацию своих «Заметок о мещанстве» (1905) в большевистской газете «Новая жизнь», в которых осудил "достоевщину" и "толстовство", называя проповедь непротивления злу и нравственного совершенствования мещанской. Во время декабрьского восстания 1905 года московская квартира Горького, охраняемая кавказской дружиной, стала центром, куда свозилось оружие для боевых отрядов и доставлялась вся информация.

Первая эмиграция

После подавления московского восстания из-за угрозы нового ареста в начале 1906 года Горький и Андреева эмигрировали в Америку, где занялись сбором денег для большевиков. Горький протестовал против предоставления царскому правительству иностранных займов для борьбы с революцией, опубликовав воззвание «Не давайте денег русскому правительству». Соединенные Штаты, не позволяющие себе никакого либерализма, когда дело касается защиты своей государственности, развернули газетную кампанию против Горького как носителя «революционной заразы». Поводом послужил его неофициальный брак с Андреевой. Ни один отель не согласился принять Горького и сопровождающих его людей. Он поселился, благодаря рекомендательному письму Исполнительного комитета РСДРП и личной записке Ленина, у частных лиц.

Во время своего турне по Америке Горький выступал на митингах, давал интервью, познакомился с Марком Твеном, Гербертом Уэллсом, другими известными деятелями, с помощью которых создавалось общественное мнение о царском правительстве. На революционные нужды удалось собрать всего 10 тысяч долларов, зато более серьезным результатом его поездки стал отказ США предоставить России заём в полмиллиарда долларов. Там же Горьким были написаны публицистические работы «Мои интервью» и «В Америке» (которую он назвал страной «жёлтого дьявола»), а также пьеса «Враги» и роман «Мать» (1906). В последних двух вещах (советская критика их долго называла «художественными уроками первой русской революции») многие русские литераторы увидели «конец Горького».

«Какая уж это литература! - писала Зинаида Гиппиус. - Даже не революция, а русская социал-демократическая партия сжевала Горького без остатка». Александр Блок справедливо называл «Мать» - художественно слабой, а «Мои интервью» - плоскими и неинтересными.

Через полгода Максим Горький покинул США и поселился на основе Капри (Италия), где прожил до 1913 года. Итальянский дом Горького стал прибежищем для многих русских политэмигрантов и местом паломничества для его почитателей. В 1909 году на Капри была организована партийная школа для рабочих, присылаемых из России партийными организациями. Горький читал здесь лекции по истории русской литературы. Приезжал в гости к Горькому и Ленин, с которым писатель познакомился на 5-м (Лондонском) съезде РСДРП и с тех пор вел переписку. В то время Горький был ближе к Плеханову и Луначарскому, представлявшими марксизм как новую религию с откровением о «реальном боге» - пролетарском коллективе. В этом они расходились с Лениным, у которого слово "Бог" в любых интерпретациях вызывало ярость.

На Капри, помимо огромного количества публицистических работ, Горьким были написаны повести «Жизнь ненужного человека», «Исповедь» (1908), «Лето» (1909), «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесы «Последние» (1908), «Встреча» (1910), «Чудаки», «Васса Железнова» (1910), цикл рассказов «Жалобы», автобиографическая повесть «Детство» (1912-1913), а также рассказы, которые позже войдут в цикл «По Руси» (1923). В 1911 году Горький начал работать над сатирой «Русские сказки» (закончил в 1917-м), в которых разоблачал черносотенство, шовинизм, декадентство.

Возвращение в Россию

В 1913 году, в связи с 300-летием Дома Романовых, была объявлена политическая амнистия. Горький вернулся в Россию. Поселившись в Петербурге, он начинает большую издательскую деятельность, что отодвинуло художественное творчество на второй план. Издает «Сборник пролетарских писателей» (1914), организует издательство «Парус», выпускает журнал «Летопись», который с самого начала Первой мировой войны занял антимилитаристскую позицию и выступал против «мировой бойни» - здесь Горький сходился с большевиками. В списке сотрудников журнала числились писатели самых разных направлений: Бунин, Тренев, Пришвин, Луначарский, Эйхенбаум, Маяковский, Есенин, Бабель и др. В это же время написана вторая часть его автобиографической прозы «В людях» (1916).

1917 год и вторая эмиграция

В 1917 году взгляды Горького резко разошлись с большевистскими. Октябрьский переворот он считал политической авантюрой и опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл очерков о событиях 1917-1918 годов, где нарисовал страшные картины одичания нравов в охваченном красным террором Петрограде. В 1918 году очерки вышли отдельным изданием «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». Газета «Новая жизнь» тут же была закрыта властями как контрреволюционная. Самого Горького не тронули: слава «буревестника революции» и личное знакомство с Лениным позволяло ему, что называется, открывать дверь ногой в кабинеты всех высокопоставленных товарищей. В августе 1918 года Горький организует издательство «Всемирная литература», которое в самые голодные годы кормило многих русских писателей переводами и редакторской работой. По инициативе Горького была создана и Комиссия по улучшению быта ученых.

Как свидетельствует Владислав Ходасевич, в эти трудные времена в квартире Горького с утра до ночи шла толчея:

Только однажды мемуарист видел, как Горький отказал в просьбе клоуну Дельвари, который просил писателя стать крёстным отцом его ребёнка. Это противоречило старательно созданному имиджу «буревестника революции», и портить себе биографию Горький не собирался.

На фоне растущего красного террора все более углублялось скептическое отношение писателя к возможности «строительства социализма и коммунизма» в России. Его авторитет среди политбоссов начал падать, особенно после ссоры с всесильным комиссаром Северной столицы Г.Е. Зиновьевым. Против него была направлена драматическая сатира Горького «Работяга Словотёков», поставленная в петроградском Театре народной комедии в 1920 году и сразу же запрещенная прототипом главного героя.

16 октября 1921 года Максим Горький покинул Россию. Сначала жил в Германии и Чехословакии, а в 1924 году поселился на вилле в Сорренто (Италия). Положение у него было двойственное: с одной стороны, он довольно резко критиковал советскую власть за нарушение свободы слова и запреты на инакомыслие, а с другой - противостоял абсолютному большинству русской политической эмиграции своей приверженностью к идее социализма.

В это время полновластной хозяйкой горьковского дома стала «русская Мата-Хари» - Мария Игнатьевна Бенкендорф (впоследствии баронесса Будберг). К примирению с Советской Россией, по утверждению Ходасевича, Горького склоняла именно Мария Игнатьевна. Не удивительно: она, как выяснилось, была агентом ИНО ОГПУ.


Горький с сыном

При Горьком жил со своей семьей его сын Максим, непременно кто-то гостил - русские эмигранты и советские вожди, именитые иностранцы и почитатели таланта, просители и начинающие литераторы, беглецы из советской России и просто странники. Судя по многим воспоминаниям, в денежной помощи Горький никогда никому не отказывал. Достаточные средства для содержания дома и семьи Горькому могли дать только большие тиражи российских изданий. В эмиграции же на большие тиражи не могли рассчитывать даже такие фигуры, как Деникин и Врангель. Ссориться с Советами «пролетарскому» писателю было не с руки.

В период своей второй эмиграции ведущим жанром Горького стала художественная мемуаристика. Он дописал третью часть своей автобиографии «Мои университеты», воспоминания о В.Г. Короленко, Л.Н. Толстом, Л.Н. Андрееве, А.П. Чехове, Н.Г Гарине-Михайловском и др. В 1925 году Горький закончил роман «Дело Артамоновых» и начал работу над грандиозной эпопеей «Жизнь Клима Самгина» - о русской интеллигенции в переломный период русской истории. Несмотря на то, что это произведение осталось незавершенным, многие критики считают его центральным в творчестве писателя.

В 1928 году Максим Горький вернулся на Родину. Встретили его с большим почётом. На государственном уровне было организовано его турне по советской стране: Юг России, Украина, Кавказ, Поволжье, новые стройки, Соловецкие лагеря…Все это произвело на Горького грандиозное впечатление, что отразилось в его книге «По Союзу Советов» (1929) В Москве писателю выделили для жилья знаменитый особняк Рябушинского, для отдыха - дачи в Крыму и под Москвой (Горки), для поездок в Италию и Крым - специальный вагон. Начались многочисленные переименования улиц и городов (Нижний Новгород был назван Горьким), 1 декабря 1933 года в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького был открыт первый в России Литературный институт, названный его именем. По инициативе писателя организуются журналы «Наши достижения», «Литературная учёба», создается знаменитая серия «Библиотека поэта», образован Союз писателей и т.д.

Последние годы жизни Максима Горького, а также гибель его сына и смерть самого писателя, овеяны всевозможными слухами, догадками и легендами. Сегодня, когда открыты многие документы, стало известно, что после возвращения на Родину Горький находился под жесткой опекой ГПУ, возглавляемого Г.Г. Ягодой. Секретарь Горького П.П. Крючков, связанный с органами, вёл все его издательские и денежные дела, стараясь изолировать писателя от советской и мировой общественности, поскольку Горькому далеко не все нравилось в «новой жизни». В мае 1934 года при загадочных обстоятельствах погиб его любимый сын Максим.

А.М. Горький и Г.Г. Ягода

В своих мемуарах Ходасевич вспоминает, что еще в 1924 году через Екатерину Павловну Пешкову Максима приглашал вернуться в Россию Феликс Дзержинский, предлагая работу в своем ведомстве Горький этого не допустил, произнеся фразу, похожую на пророческую: «Когда у них там начнется склока, его прикончат вместе с другими, - а мне этого дурака жалко».

Тот же В. Ходасевич высказал и свою версию убийства Максима: причиной этого он считал влюбленность Ягоды в красавицу-жену Максима (слухи о их связи уже после смерти Максима ходили среди русской эмиграции). Сына Горького, любившего выпить, словно намеренно оставили пьяным в лесу его собутыльники - сотрудники ГПУ. Ночь была холодной, и Максим умер от сильнейшей простуды. Эта смерть окончательно подточила силы его больного отца.

Алексей Максимович Горький скончался 18 июля 1936 года, в возрасте 68 лет, от давней болезни легких, но вскоре был объявлен жертвой «троцкистско-бухаринского заговора». Против врачей, лечивших писателя, был открыт громкий судебный процесс... Много позже в отравлении престарелого Горького обвиняли его последнюю «любовь» - агента ГПУ-НКВД Марию Игнатьевну Будберг. Для чего НКВД могло понадобиться травить и так полуживого писателя? На этот вопрос внятно так никто и не ответил.

В заключение хочется добавить, что некоторые исследователи творчества Горького считают, что «отрицательный» Лука из пьесы «На дне» - «старец лукавый» с его утешительной ложью - это и есть подсознательное «я» самого Горького. Любил Алексей Максимович, как и большинство писателей той сложной эпохи, и в жизни предаваться возвышающим обманам. Не случайно Луку так истово защищает «положительный» босяк Сатин: «Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»

Да, «самый реалистичный писатель» и «буревестник революции» солгал не один раз, переписывая и переиначивая в политических целях факты своей собственной биографии. Ещё больше лгал писатель и публицист Горький, переоценивая и «передёргивая» на новый лад неоспоримые факты из истории великой страны. Была ли это ложь, продиктованная жалостью к человечеству? Скорее, тот самый возвышающий самообман, позволяющий художнику из обычной грязи создавать великие шедевры…

Елена Широкова

Использован материал сайта

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и садовником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».

Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-борец, герой-бунтарь.

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни...» – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.

История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь – пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее.

В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как заметил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие советские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.

Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль – «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую картину исторического развития человечества и показал, что все культурные ценности созданы руками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства писателей, за яркость и чистоту языка литературы.

Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх