Личные секреты ивана айвазовского. Иван Айвазовский — картины, полная биография

Известный маринист XIX века Иван (Ованес) Айвазовский родился 200 лет назад в Феодосии, в семье разорившегося армянского купца. Отец Константин (Геворк) переехал в Феодосию из Галиции, куда в XVIII веке переселились его родители из Западной Армении.

"Отец Ивана был купцом. Владел шестью языками. Переехав в Феодосию, он свое непривычное для русских имя Геворг заменил именем Константин. Здесь же родился будущий художник Ованес Айвазян", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заслуженный деятель культуры Армении Шаген Хачатрян.

Отец будущего мариниста стал писать свою фамилию с приставкой "hay" (в переводе с армянского - армянин). В русском языке буква "h", была заменена на "г" — так появилась фамилия Гайвазян.

Позже семья художника числилась в документах как Гайвазовские, на польский лад. Иван Гайвазовский уже с малых лет проявляет талант художника. Он рисует на стенах домов Феодосии разные пейзажи, в которых обязательно присутствует море. В то время градоначальником Феодосии был Александр Казначеев. Однажды, прогуливаясь по улицам города, он увидел подростка, рисующего на стенах домов углем.

"Ованесу тогда было около десяти лет. Он нарисовал углем на белых стенах - воображаемом мольберте, старую крепость с бушующим морем", — сказал Хачатрян.

Казначеев сразу же распознал в маленьком мальчике большой талант. С тех пор он его поддерживал, так как семья разорившегося торговца с трудом сводила концы с концами. По окончании феодосийского казенного училища, юный художник не без поддержки Казначеева был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Глава Феодосии написал в Петербург письмо с рекомендацией обязательно взять на вакантное место талантливого юношу армянского происхождения. Казначеев не прогадал — академию художеств Айвазовский окончил с золотой медалью. К 27 годам Иван стал уважаемым членом академии и постепенно становится популярным художником. Император России приглашает его во дворец и заказывает ряд полотен.

В 1840 году, после многолетних раздумий, Иван и его старший брат Габриэл решили поменять фамилию на Айвазовский. Они решили сделать фамилию более благозвучной и писать ее по-русски Айвазовский, а по-армянски — Айвазян.

Решение было принято в Италии, в армянской Конгрегации Мхитаристов на острове святого Лазаря. Сюда Иван или Ованес приехал в качестве стипендиата Петербургской Академии художеств, а Габриэл с юных лет учился в здешней школе.

"Айвазовский в своих письмах не раз упоминал, что считает некорректным написание своей фамилии, как Гайвазовский", — сказал Хачатрян.

Иван на полотнах, посвященных армянской тематике, подписывался Айвазяном, все остальные его работы были подписаны "Айвазовский".

По словам Хачатряна, сегодня Айвазовский считается русским маринистом, он воспитывался в традициях русской живописной школы.

Однако в письмах, адресованных армянскому Католикосу Нерсесу Аштаракеци, маринист пишет, что служит армянскому народу и прежде всего считает себя армянином.

(Гайвазовского) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени "Иоанн").

С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря покровительству сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе , а затем в Академии художеств в Петербурге, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учебы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем" , в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить (на два года раньше положенного срока) его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ , а после этого — в командировку за границу.

Таким образом, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял натурные работы в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал мастерство в Италии в качестве пенсионера (получал содержание — пансион) Академии художеств.

Полотна "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840) были куплены императором Николаем I. В Риме художником были написаны картины "Буря" и Хаос". За полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" в 1843 году он был награжден золотой медалью на Парижской выставке .

С 1844 года Айвазовский являлся академиком и живописцем Главного Морского штаба России, с 1847 года — профессор, с 1887 года — почетный член Петербургской Академии художеств.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. В течение своей жизни он совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Франции и других европейских странах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, в 1898 году совершил путешествие в Америку .

Известность получили его полотна "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия". Картина "Четыре богатства России" принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона .

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет .

Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.

В 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Среди них наиболее известны "Наварринский бой", "Чесменский бой" (обе — 1848), изображавшие морские сражения, серия картин "Оборона Севастополя" (1859), "Девятый вал" (1850) и "Черное море" (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии . Последней картиной художника стала "Взрыв корабля", описывающая один из эпизодов греко-турецкой войны , которая осталась незавершенной.

Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академий художеств.

© Sotheby"s Полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя и Босфорского залива"


Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. По его настоянию в городе был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога. В 1881 году Айвазовский . В 1890 году в Феодосии был установлен фонтан-памятник "Доброму гению" в ознаменование заслуг художника.

Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Был похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб-Саркис).

Его картины хранятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которая включает 416 работ, из них 141 — живопись, остальные — графика. В 1930 году в Феодосии у дома художника был воздвигнут памятник ему. В 2003 году памятник Айвазовскому , — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Петербурга Кронштадте.

Художник был дважды женат. Его первой супругой была гувернантка Юлия Гревс, в семье родились четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).

Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом (востоковедом), писателем .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Многих поклонников таланта Айвазовского интересует личная жизнь, но о ней практически ничего неизвестно. Иван Айвазовский прошел насыщенный жизненный путь. Он был известен во многих государствах, там же отмечен большим количеством наград. Он признан не только как мастер кисти, но и как меценат и коллекционер, оставивший после себя богатое культурное наследие.

Всем известно, что художник родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Произошло это в семействе довольно богатого купца, переселившегося в Крым армянина Геворка Айвазяна, крещенного как Константина и его супруги Рипсиме – местной армянки. Кроме самого Ивана, в семье было еще три дочери и сын Саргис, который выбрал монастырский путь и стал знаменитым Габриэлом – архиепископом армянской церкви и по совместительству талантливым историком.

Род Ивана Константиновича происходит из западной Армении. В 18 веке богатое семейство переехало в Галицию.

Имеется множество задокументированных сведений, говорящих о том, что приличный участок земли под Львовом принадлежал Гайвазовским – польская форма армянской фамилии, которую отец знаменитого художника применял на протяжении всей жизни, в том числе и уже во времена проживания в Феодосии.

После ссоры со своими братьями, Геворк Айвазян переезжает сначала в Дунайские Княжества и только потом в саму Феодосию, где у него и появляется сын. Существуют также легенды, что у художника имеются турецкие корни, однако они не подтверждены ни одним источником.

Юные годы

Талант художника и музыканта был обнаружен в Иване Айвазовском с детства. Совсем еще в юном возрасте мальчик научился играть на скрипке, однако местный архитектор Я. Х. Кох обратил внимание именно на способности ребенка к рисованию. Он же рекомендовал его местному градоначальнику, по протекции которого Иван Константинович и попал в Императорскую Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге, причем за казённый счет.

В Академии у Айвазовского было три знаменитых учителя:

Первым его обучал Максим Воробьев – он вел класс пейзажной живописи, куда в начале и определили Ивана Константиновича. За несколько талантливо написанных под предводительством учителя картин художник получает на выставке серебряную медаль и его передают в руки следующему учителю.

Филипп Таннер – популярный в ту эпоху французский маринист, запретил Ивану Константиновичу писать картины самостоятельно, однако тот не послушался и представил на местной выставке ряд своих работ.

Несмотря на положительные отзывы критиков, жалоба Николаю 1 о нарушении запрета учителя подействовала и, будущий знаменитый на весь мир художник, был в «опале» целых полгода.

Последним учителем был баталист А. И. Зауервейду. Здесь Айвазовский должен был научиться морской военной живописи, что у него с успехом и вышло, так как картина «Штиль» получила на выставке золотую медаль. Во многом узнать о биографии и личной жизни Айвазовского можно из видео и документальных фильмов. Его творчеству посвящено немалое количество картин.

Успех в обучении убедил коллегию Академии в таланте художника, и ими было принято беспрецедентное решение – выпустить Айвазовского до официального окончания школы, сократив срок обучения на два года. Более того, отправить его на этот срок в командировку в Крым, а после на целых 6 лет за границу.

Дальнейшая судьба

Образование в жизни этой личности сыграло огромное значение. Сам художник, не раз писал о своем стремление научиться чему-то новому, готов был учиться. Более того, сам император поручил ему рисовать подвиги русского флота, что считалось покровительством первой особы государства.

Картина художника «Черное море»

Помимо всех своих увлечений, молодой художник очень сильно любил путешествовать. Его картины во многом отражают чувства, которые он ощущал во время поездок. Художник побывал в Венеции, Флоренции, Сорренто и других европейских регионах. Везде его труды были достаточно популярны и хорошо продавались.

Маринист получил широкое призвание за границей и был награжден несколькими медалями. В 27 Айвазовский снова вернулся в Россию.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Иван Константинович становится профессором выпустившей его Академии, а также почетным членом многих европейских учреждений. Он много путешествовал по миру и посетил все части света, кроме Австралии. Отовсюду он привозил новые идеи для творчества, что не мешало ему успевать заниматься художественной деятельностью.

Картина «Лунная ночь на Капри»

Закончил свою карьеру Айвазовский как профессионал своего дела и советник при дворе императора, что соответствовало в те времена высокому званию адмирала. Иван Константинович получил потомственное дворянство и множество признаний своего таланта.

Личная жизнь

Как и у любого художника, личная жизнь Айвазовского складывалась не по конам целомудренности. С первой своей женой познакомился в Италии, ей стала представительница танцевальной профессии Мария Тальоне. Данные отношения долгое время не просуществовали. Вскоре он женился на Юлии Гревс.

Это была необычайная история любви, которая полна различными событиями. У него появилось четыре дочки. Развод произошел по причине того, что жена хотела яркой жизни в столице, а муж любил Крым и хотел остаться там. В общем, наступил крах семьи.

Анна Саркизова стала его женой, когда художнику было 65 лет, она была младше его на 40 лет. Несмотря на разницу в возрасте прожила с Айвазовским до конца его дней.

Любовь всегда была в сердце художника. Он пытался отразить все свои чувства в картинах и творчестве.

Умер художник 19 апреля 1900 года. На этот момент ему было 82 года. Похоронен знаменитый художник во дворе армянской церкви, сохранившейся со времен Средневековья – Сурб Саркис.

Документальный фильм, посвященный биографии и личной жизни Айвазовского открыл перед поклонниками большое количество фактов. Его творчество сегодня очень популярно и картины стоят целые состояния. Сам мастер прожил долгую жизнь и сделал для страны и искусства немало хороших дел.

  • Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 29 (17) июля 1817 года в Феодосии.
  • Отец художника, Константин (Геворг) Гайвазовский, был разорившимся после чумы 1812 года коммерсантом. Ему удалось привить всем своим детям любовь и уважение в армянской культуре и традициям.
  • Мать Айвазовского звали Рипсиме. Она воспитала трех дочерей и трех сыновей. Весь город знал ее как искусную вышивальщицу.
  • Талант будущего художника проявился рано. Айвазовский постоянно рисовал корабли и море, причем не только карандашом на бумаге, но и с помощью подручных средств – например, углем на стенах. Иван к тому же играл на скрипке, проявляя хорошие музыкальные способности.
  • 1831 год – губернатор Тавриды А.И. Казначеев, давно заметивший юного художника, помогает родителям определить его в Таврическую гимназию.
  • 1833 год – Иван Айвазовский принят в Академию художеств в Петербурге. За годы учебы ему удается войти в круг известных всей России деятелей искусств. Среди его знакомых Александр Пушкин , Василий Жуковский , Карл Брюллов, Михаил Глинка.
  • Одним из учителей художника-мариниста был приглашенный в Академию из Франции Филипп Танер. Он научил его писать воду. Впрочем, через несколько лет Айвазовский оставит метод Танера и найдет собственный.
  • 1835 год – Айвазовский пишет «Этюд воздуха над морем», за который получает от Академии большую серебряную медаль. Это событие окончательно определяет выбор: художник Айвазовский будет работать исключительно с морскими пейзажами.
  • 1837 год – Айвазовский оканчивает Академию с большой золотой медалью, дающей ему право на поездку за границу за счет учебного заведения. Однако первые два года художник проводит в Крыму, на своей малой родине. Это было задание Академии – писать морские пейзажи и приморские города (Керчь, Ялту, Севастополь, родную Феодосию). Двадцатилетний художник попадает на русские военные корабли, знакомится с адмиралами, мастерами военно-морского дела, много работает и в итоге превращается в признанного и широко известного мастера-мариниста.
  • 1840 год – написаны картины «Высадка десанта в доме Субания», «Вид Севастополя». Оба произведения тут же выкуплены российским императорским домом.
  • Этот же год – поездка за границу (Италия, Испания, Португалия, Франция, Швейцария, Германия, Голландия, Англия). Буквально за несколько месяцев об Иване Айвазовском и о его великолепных пейзажах узнают во всей Европе. Академии художеств Рима и Амстердама принимают его в свои члены. За границей художник встречается со своими знаменитыми соотечественниками: Николаем Гоголем , Александром Ивановым.
  • 1843 год – на выставке в Париже представлены полотна «Лодка черкесских пиратов», «Остров Капри», «Тишь на Средиземном море». Работы получают высокие награды, а их автор – почетное звание академика Парижской Академии художеств.
  • 1844 год – возвращение в Россию. Через короткое время Айвазовского избирают академиком Петербургской Академии художеств. Особым царским указом Иван Константинович причислен к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства.
  • 1845 год – переезд в Феодосию. Здесь Айвазовский приступает к строительству дома для себя и своей семьи. Дом строится по собственным чертежам художника, в итальянском стиле. Здесь же устраивается большая мастерская.
  • С этого времени Иван Айвазовский постоянно живет в Феодосии, однако часто посещает Петербург и Москву, устраивает собственные выставки в России и в Европе, участвует в международных (сначала в Европе, а к концу века – и в США). В его доме бывают Илья Репин , Иван Шишкин , известный меценат и коллекционер Павел Третьяков, Антон Чехов .
  • 1847 год – Айвазовский избран профессором Петербургской Академии художеств за картины «Виды Черного моря» и «Монастырь св. Георгия». В свои члены принимают его академии Штутгарта и Флоренции.
  • 1848 год – Айвазовский пишет «Чесменский бой».
  • 1850 год – написана картина «Девятый вал».
  • 1857 год – на выставке в Париже Айвазовский выставляет свое произведение «Четыре богатства России». За эту картину он (первым из иностранных художников) удостаивается ордена Почетного легиона.
  • 1861 год – Федор Достоевский пишет статью «Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств», в которой называет творчество Ивана Айвазовского «сказочным».
  • 1868 год – Айвазовский исполняет свою давнюю мечту и отправляется в путешествие по местам, где родились и жили его предки – по Закавказью. Среди произведений, написанных во время и после путешествия, известна картина «Сошествие Ноя с Арарата».
  • 1870-е годы – вся Европа продолжает восхищаться искусством Айвазовского. Однако на родине в его адрес все чаще звучит критика. В России развивается и набирает силу движение художников-передвижников, которые в своих произведениях пропагандируют реализм. «Сказки о море» смотрятся на этом фоне по меньшей мере странно. Критика начинает обвинять художника в том, что он «стоит в стороне от общего развития русской пейзажной школы».
  • 1874 год – во Флоренции с большим успехом проходит персональная выставка Ивана Айвазовского.
  • 1880 год – Айвазовский открывает в Феодосии картинную галерею. Это был третий по счету музей, открытый в Российской империи. По завещанию художника после его смерти галерея была передана в собственность города. Теперь здесь – самое полное собрание произведений Ивана Айвазовского.
  • Этот же год – художник пишет полотно на тему армянской культуры «Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции». Сейчас эта работа находится в Картинной галерее Армении в Ереване.
  • 1881 год – художник полностью за свой счет открывает в родном городе археологический музей. Горожане и власти избирают его Почетным гражданином Феодосии (первым в городе).
  • Этот же год – написана картина «Черное море».
  • 1882 год – женитьба на армянке Анне Бурназян. Это был второй брак Айвазовского и он, по собственным словам художника, еще больше приблизил его к армянскому народу.
  • 1887 год – в соавторстве с Ильей Репиным Айвазовский создает картину «Пушкин на берегу моря». Пейзаж пишет Иван Константинович, а фигуру великого поэта – Репин .
  • 26 сентября этого же года – мир изобразительного искусства широко празднует пятидесятилетие служения Айвазовского искусству. Художник дарит Петербургской Академии «Пушкина…».
  • 1888 год – Айвазовский делает еще один подарок Феодосии: выступает одним из организаторов (и спонсоров) строительства городского водопровода.
  • 1890-е годы – турецкий султан Абдул-Гамид устраивает в Константинополе резню, в которой погибают сотни тысяч армян. Те, кому удалось спастись, бежали в Россию, некоторые останавливались в Феодосии. Иван Айвазовский глубоко переживает трагедию родного ему народа. Он делает все, чтобы обеспечить беженцев жильем. Награды, пожалованные ему Османской империей, демонстративно швыряет в море. О чувствах художника ясно говорят его произведения этого периода: «Армян живыми бросают в море», «Погром армян в Трапезунде» и другие. Эта серия картин выставляется в Москве и Одессе.
  • Всего за всю свою творческую жизнь художник создет около 6 тысяч картин. При этом большинство из них он демонстрирует только на персональных выставках.
  • 19 (2) апреля 1900 года – Иван Константинович Айвазовский умирает в Феодосии. В этот день художник начинает картину «Взрыв турецкого корабля». Похоронен в Феодосии. На его памятнике выбита надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.

Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств. Родители могут предложить детям школьного возраста совершить морское путешествие с художником-маринистом И. К. Айвазовским, познакомиться с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Первый урок «Русский маринист И. К. Айвазовский: творчество и биография для детей».

Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Родился художник в 1817 году в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. С детства Иван увлекался игрой на скрипке и рисованием.

Так случилось, что об удивительных способностях мальчика стало известно градоначальнику Алексею Ивановичу Казначееву, который и сыграл в жизни художника значительную роль. В 1830 году А. И. Казначеев был назначен губернатором Таврии и переведен на службу в Симферополь. Талантливого мальчика он определил в Симферопольскую гимназию. В 1833 году по окончании гимназии Айвазовского послали учиться в Петербургскую Академию художеств, где он получил уроки живописи у профессора М. Н Воробьева, познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.

В 1834 году Айвазовского прикомандировали к французскому живописцу Ф. Таннеру в качестве помощника. Вскоре выяснилось, что ученик превзошел своего учителя. На академической выставке картина Айвазовского «Этюд над облаками» получила всеобщее признание. Вскоре Ф. Таннер, сраженный победой помощника, сделал все, чтобы восстановить против него самого царя. Молодому художнику угрожали большие беды. Помогло лишь заступничество профессора А. И. Зауервейда.

Окончил Академию с золотой медалью, И. К. Айвазовский уезжает в качестве пансионера Академии художеств за границу, совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы. В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.

В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.

Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке.

Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы. Он мог написать картину за несколько часов, в один прием.

Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.

Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848)…)

В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…

«Девятый вал» (1850)


Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?


Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.

Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.

Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.

Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:

  • Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
  • Что такое морской штиль?
  • В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
  • Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?

Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.

Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх