Режиссер евгения онегина театр вахтангова. Евгений Онегин

Damirus отзывы: 118 оценок: 138 рейтинг: 410

Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин

Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением.
Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль.
Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься.
Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин).
Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются.
В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.

Сережа Пузанов отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 10

Пришли в хорошем настроении смотреть русскую классику, отдали 12 тысяч за 2 билета. Хуже спектакля мы еще не видели, и вообще мы ничего хуже в своей жизни не видели. Распишу по пунткам:

1. Маковецкий словно понимал, в каком ужасе он играет, и оттого играл жутко паршиво.
2. Татьяна похожа на затасканную уличную девку, у которой начался жесткий отходняк - таскает лавочки, бросает скамейки, прессует няню и кричит нечеловеческим голосом.
3. Зачем там вообще нужен Вдовиченков? Почему он пьяный и почему ему забыли сообщить, что съемки Бумера уже закончились? Почему он все время орет на максимуме своих возможностей? Откуда столько ненависти и злобы в милейших строчках романа?
4 - Зачем розовый заяц с огромным задом? Зачем бесконечные уроки хореографии и 10 балерин? Зачем столько лишних песен и почему Ольга играет на баяне? Словно актеры отказались учить слишком много текста и время спектакля пришлось чем-то забить.
5 - Почему зрители аплодировали стоя после каждого пронзающего крика Вдовиченкова? Почему кричали от восторга по завершению спектакля? Откуда такие восторженные рецензии и такая высокая средняя оценка???

Итог: Смотреть это нельзя. Либо режиссер - психопат с маниакальной депрессией, либо он выпустил всех на сцену и попросил поиздеваться над залом. Есть и еще вариант - все они понимают, какие дегенераты приходят в театр, и делают все специально так, чтобы народные массы это схавали.

Александра отзывы: 89 оценок: 153 рейтинг: 137

Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно.
Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось)
Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся.
Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична)
В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.

Nataly Zelenskaya отзывы: 111 оценок: 134 рейтинг: 48

Я очень люблю произведения Пушкина, а "Евгений Онегин" мой любимый роман, перечитанный неоднократно. Ощущения от увиденного можно охарактеризовать "день в психиатрической больнице", где душевнобольные люди вообразили себя героями романа. Полный неадекват. Отсутствие декораций и костюмов полбеды. Американцы в данном случае со своими "комиксами" по мотивам русской классики просто отдыхают. Туминас переплюнул. Боже упаси, увидеть такое творение школьникам. Хотя... все же местами, когда читались отрывки из романа, можно было отдохнуть от происходящего на сцене и насладиться классикой.

Дмитрий Петров отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Я оцениваю спектакли. фильмы, книги и другие произведения искусства непрофессионально. Если внутри меня рождается какая-нибудь ответная эмоция, будь то улыбка, печаль, недоумение, сочувствие, я полагаю, что не зря сходил на выставку, в театр или музей.
Очень хорошим, отличным мне представляется творение, которое вызывает множество эмоций, ведет меня через весь спектр чувств, мне доступных. Тогда я иду на спектакль вторично, перечитываю книгу, смотрю много раз давно знакомый фильм.
Спектакль Римаса Туминаса "Евгений Онегин", который мне посчастливилось недавно посмотреть, именно так на меня и подействовал: от смеха и цинизма до любовных переживаний и восхищения Татьяной. В общем, я взрыв эмоций.

Считается, что Ф.М.Достоевскому потребовалось целое семейство Карамазовых, чтобы описать нюансы характера русского человека - невозможно литературными средствами раскрыть перед читателем такой сложный предмет, как русская душа, используя только один персонаж.
Подобный же прием применяет Римас Туминас в спектакле. На сцене два Онегиных (молодой и пожилой) и два Ленских (живой и, скорее, мертвый). Их перекрестные диалоги раскрывают перед зрителем роман совершенно по-новому. Заслуга режиссёра, в данном случае, ещё и в том, что он практически не отступает от текста А.С.Пушкина и, тем не менее, являет нам совершенно новое его прочтение.
Герои, которые в романе упоминаются мельком - Странница с домрой, Гусар в отставке - занимают на сцене ведущее место, но их появление на сцене очень органично и усиливает атмосферу русского уклада жизни и в усадьбе и в столице.
Как всегда у Туминаса много режиссерских находок и зритель не скучает при смене картин, действие развивается и без текста. Как и Маскарад, спектакль снежный, только, вместо пушистого новогоднего снегопада, здесь метёт февральская вьюга.
Не очень понятно появление в конце спектакля персонажа совершенно гейского типа, от него ни тепло спектаклю, ни холодно. Думаю, этот персонаж позволил театру маркировать спектакль, как 18+. Во-первых, как маркетинговый ход, чтобы повысить интерес у совершеннолетней публики. Во-вторых, школьникам на спектакле, я думаю, делать совершенно нечего, т.к., разница между пониманием романа школьной программой и Туминасом радикальна. Вредно для ЕГЭ.

В общем, спектакль удивительный, смотреть его стоит, расцветёте букетом эмоций. Советую перелистать роман перед представлением. Мне его пришлось перечитывать после спектакля.

Ну вот мы и добрались до почти чистой классики. Не то чтобы меня как-то трогали обвинения в приверженности современным режиссёрам и постановкам. Просто мой принцип "всех посмотреть" и выбрать любимое. На этот спектакль я экономил, потому как он дорогой. На Маковецкого посмотреть люди едут со всей страны и публика, конечно… это не Гоголь-Центр. Ездил я на поездах, вместо самолётов, недоедал и, что самое страшное, недопивал))) И в целом, оно того стоило. Прочитанный Исигуро в поезде и стабильная работа печени – тому веское подтверждение. Спектакль тоже, в общем, ожидания оправдал. Другое дело, что не превзошёл. Маковецкий Маковецким, но это Пушкин, в первую очередь. Это самое глобальное и самое фантастическое творение русской изящной словесности. Ещё раз убеждаться в абсолютно потустороннем происхождении этого произведения – уже само по себе удовольствие. Может и Анастасия Заворотнюк, уверен, выглядеть убедительно в роли Ольги. Текст победил. И сложно было ожидать чего-то иного, даже если экспериментировать с прочтением. Такой уж тут исходник мощный. А ведь очень интересные вставки от Римаса Туминаса были. И ещё какие! Неожиданный Зайчишка, странница с домрой в исполнении Екатерины Крамзиной очень органичны и призваны разряжать атмосферу. А какие блестящие номера на Танин день рождения выдают молодые вахтанговцы – любо дорого! Этакий глум, пародия на провинциальную гламурную тусовку (и, кстати, безотносительно ко времени – и сейчас безвкусицы с налётом якобы столичного пафоса хватает). Очень хороша и находка с двумя Онегиными – Маковецкий (или Гуськов в другом составе) и Пилюгин (Добронравов) и двумя Ленскими (Симонов и Макаров). Очень удачная музыка, у которой особая отдельная роль. Тем более, странно было слышать в антракте какие-либо претензии от "заслуженных театралов"… мол, не было никакого Зайчика у Пушкина и Ольга была без баяна, Ленский, де, её грудь не лапал, а Таня так не истерила и кровати за собой от проснувшихся страсти и сексуального желания не таскала)))… может быть, может быть))) Но… Не знаю, как у кого, но мне всегда казалось, что этот роман – он об Онегине в первую очередь. О его судьбе, переживаниях, ошибках и о его "внутренней работе". Да, Танюша хороша. Да, герой романа. Но не главный. А в школе её всегда делали главной и выпячивали на первый план. Но в школе понятно – тётеньки-учителя как бы и не могли по-другому. Строго по Фрейду. Там все нереализованные эротические фантазии в бедную Танюшу вкладывались. Против, как мне кажется, её желания. И очень возможно, что именно потому, что в школе было так, я всегда хотел, чтобы было не так. И по началу Римас великолепно справлялся с задачей. Отлично, кратко и предельно лаконично прочитал Маковецкий письмо Татьяны. Вообще офигенно, что его порвали и кусочками поместили под стекло и повесили на стену. Это прям вселяло надежду. Но… нет. На первый план к концу всё же вышла Таня и все вот эти феминистские штучки про "тяжёлую женскую долю", медведя этого из сна и "я другому отдана и буду век ему верна". И сидит наш Онегин-Маковецкий в уголке и скрывает лицо своё за лацканом своего чёрного, как вся его судьба, пальто. И "как я ошибся, как наказан" уже вторично. Увы. Хочу, однако, заметить, что ни в коем случае не виню никого в том, что "прочитали не по-моему". В любом случае, это был прекрасный спектакль с прекрасными актёрами и великими стихами. Что, в конце концов, гораздо важнее любых моих ожиданий. Очень я рад, что на поезде прокатился с чайком и что на спектакль этот прекрасный всё-таки попал! Спасибо! Рекомендации: 1. Наконец-то любителям классического театра! И строго следования гениальному тексту! Ура! 2. Парам. Разной степени влюблённости. Равно как и разного уровня тихой ненависти друг к другу. 3. Любителям поэзии. От Шекспира до Оксимирона. 4. Тётенькам – учителям литературы и русского языка. Не рекомендовано: 1. Нет таких. Этот спек точно никому не помешает посетить, потому как "Пушкин – наше Фсё"!... есть, конечно, антипушкинисты. но и им во вред то не будет. потому что, как я понимаю, они не утверждают, что Пушкин плох… Они утверждают, что он не Фсё.

Он работает и на других площадках Москвы. В он играет Гурго в «Морковке для императора» и Фарятьева в проекте «Штирлиц идет по коридору». В «Другом театре» он занят в роли Лота из спектакля «Когда земля закончится», еще его можно увидеть в роли Алика из «Гастрольного танго».

На счету этого артиста несколько киноработ. Он сыграл Томаса в «Кодексе чести», Бакланова в «Русских амазонках», Рогова в детективном сериале «Виола Тараканова», Патрика в «Карусели». В 2008 г. он сыграл главную роль Ростислава Соболя в комедии «Закрытые пространства».

В 2011 г. за большой вклад в развитие театрального искусства Макаров получил Благодарность Министра культуры РФ.

{{togglerText}}

На этой сцене Василиса Максимовна сыграла Изу в «Принцессе Ивонне», Сестру Беату и Воришку в спектакле «Сирано де Бержерак», Даму в «Анне Карениной», Мещанку в пьесе «За двумя зайцами» и др. Сейчас Суханова занята в таких спектаклях текущего репертуара, как , «Маскарад», и .

В кино Суханова впервые снялась в 2009 г., приняв участие в фильме «Все ушли на фронт». Через год она сыграла Веру в «Заложниках», а затем Аню Беркутову в исторической драме «Дело гастронома №1» и княгиню в «Орде».

{{togglerText}}

Здесь Мельникова сыграла множество разнообразных ролей. Это Шура в «Енисейских встречах», Катька в «Русь! Браво!», Тулячка в «Левше», Хильда в «Ночи Игуаны», Валентина в «Чуде святого Антония», Маруся в пьесе «Фронт», Катерину в «Дядюшкином сне», Виргинскую в «Бесах» и др.

Сейчас актриса занята в спектаклях , где играет Ларину, – Жрицу, «Последние луны» и «Пристань». Помимо творческой нагрузки, Мельникова возглавляет театральный профсоюз и активно занимается общественной деятельностью.

Елена Викторовна много времени посвящает съемочной площадке. На ее счету более семидесяти работ в кино, из которых несколько ролей главных героинь. Самые яркие из них – Анна Григорьевна в короткометражной ленте «Смотрины» и Таня в социальной драме «Рябиновые ночи».

{{togglerText}}

В 2011 г. Кирилл Викторович основал театр С.А.Д., художественным руководителем, продюсером, директором и актером которого является до сих пор. Здесь он сыграл Дроссельмейера в «Щелкунчике», Солоуэя в «Аркадии» и др. С 2011 по 2012 г. он был занят в мюзикле «Звуки музыки» во Дворце Молодежи, а в 2017 г. принял участие в спектакле «Кинастон», где сыграл Виллерса.

Сегодня на Вахтанговской сцене этот артист играет Густава Флобера и Родольфа Буланже в , Улана в спектакле , Хеверна в спектакле «Люди как люди», Де Грие в «Пристани», Шамплатро в .

Кирилл Рубцов снимается в кино с 2004 г. Среди сыгранных им ролей несколько главных – Джеймсон в комедии Джи-фактор, Костя в «Лекциях для домохозяек», Андрей Некрасов в сериале «Шеф», Переверзев в мелодраме «Наше счастливое завтра», Грановский в детективе «Казнить нельзя помиловать», Смородин в детективе «Реализация» и др.

{{togglerText}}

В знаменитой «Принцессе Турандот», своеобразной визитной карточке этого коллектива, талантливая актриса замечательно сыграла Зелиму, она предстала также в образах Люсиль из «Мещанина во дворянстве» и Груньки из «Виринеи». Зрители были очарованы ее Золушкой в одноименном спектакле и по достоинству оценили образы Аглаи из «Идиота», Наны из «Западни» и Принцессы в сказке «Кот в сапогах». Всю свою жизнь Любовь Александровна посвятила родному для нее Театру Вахтангова, заслужив любовь публики и искреннее уважение коллег.

Кинематографическим дебютом актрисы стала роль Вали в «Улице младшего сына», фильм вышел в прокат в 1962 г. Любовь Александровна сыграла Карпову в «Похождениях зубного врача», Катю Игумнову в «Зосе», Феню в «Братьях Карамазовых», а также снялась во многих фильмах-спектаклях.

{{togglerText}}

Первой ролью Оксаны Сурковой в кино стала Майя, которую актриса сыграла в военной драме «Искупление», снятой в 2011 г. Спустя четыре года она приняла участие в драме «Райские кущи», где сыграла девушку с планшетом. Позже Суркова появилась на экранах в образе баскетболистки Николаевой из спортивной драмы «Движение вверх».

{{togglerText}}

На этой сцене Ольга Леонидовна сыграла целую плеяду ярких характеров – Арлетту в «Незаученной комедии», Дездемону в «Отелло» и других. Актриса принимала также участие в спектакле Театра Анджелики Холиной «Кармен» и «Возвращение домой».

Сегодня Лерман радует своих поклонников своими работами в спектаклях «Анна Каренина», где играет Анну, – роль Татьяны, «Ревнивая к себе самой» – Доньи Магдалены. Творчество Ольги Леонидовны отмечено многочисленными театральными премиями.

Первой главной киноролью актрисы стала Саша в романтической комедии «Красавчик», снятой в 2011 году. Далее последовали роли главных киногероинь в российско-украинской комедии «Одинок по контракту» – Лилия, мелодраме «Сводные судьбы» – Аня, детективе «Дом на краю леса» – Вера. В мелодраме «Машкин дом» Лерман сыграла Машу, в мелодраме «Новогодний экспресс» – Лену, а в детективе «Тайны госпожи Кирсановой» – Ларису.

{{togglerText}}

Первой работой в кино стала роль диджея в драме «Легенды о Круге», снятой в 2011 г. Затем он сыграл Серегу в детективе «Лесник», сотрудника ДПС Бакланова в криминальной драме «Майор Соколов» и др.

{{togglerText}}

Здесь артист принял участие в восемнадцати постановках и сразу занял ведущие позиции среди молодого поколения этого театра. Одной из первых его творческих работ стала роль Троила в спектакле «Троил и Крессида».

Леонид Александрович, обладая многогранным талантом, успешно воплощает разнохарактерные образы в спектаклях самых различных жанров – Брисайля в спектакле «Сирано де Бержерак», Бониперти в «Царской охоте», Липутина в «Бесах», Графа Тушкевича в «Анне Карениной». Сейчас артист выходит на сцену, исполняя роли в одноименном спектакле, Фигаро в «Безумном дне…», Бориса в , Микеле в «Пристани», Рокко в постановке , Звездича в «Маскараде» и др.

Не менее успешно Бичевин работает на съемочной площадке. На его счету уже более двух десятков ролей, из которых большая часть – главных. За роль Аларина в фильме «Куприн. Впотьмах» он был отмечен премией как исполнитель лучшей мужской роли. Также артист сыграл Дениса в драме «Жизнь взаймы», Бориса в «Группе счастья», Николая в международном проекте «Девушка и смерть», Александра в «Синдроме дракона» – и это далеко не полный список сыгранных им главных ролей в полнометражных лентах и сериалах.

{{togglerText}}

Актер дебютировал в сериале «Люба, дети и завод» в скромном эпизоде, сыграв студента. Далее он снялся в «Стилягах» В. Тодоровского и «Кодексе чести-4». В сериале «Институт благородных девиц» Иванов блестяще сыграл генерала Скобелева. Фильмография артиста насчитывает 20 проектов.

{{togglerText}}

В 2015 г. Боровская стала актрисой Первой студии , где в первый же свой театральный сезон принимала участие в массовых сценах таких спектаклей, как «Птицы», «Минетти», «Отелло», «Пелеас и Мелизанда». Запоминающейся работой стала Девка в трактире из постановки «Актерская гибель». А с первого дня 2018 г. актриса была зачислена в штат славной Вахтанговской труппы. Дарование этой актрисы было отмечено I премией на конкурсе чтецов им. Я. Смоленского.

Сейчас Боровскую можно увидеть в спектаклях , где она играет Люську, – Принцессу Елизавету, – Грушу, – Ключницу.

Дебютной работой в кинематографе стало участие в российско-израильской короткометражной ленте «Сахар». Далее последовало участие в документальном фильме «Чужие тайны. Времена года», где Боровская сыграла Лену, в фантастическом проекте «Черновик» – Анну.

{{togglerText}}

Как режиссер Симонова дебютировала в 2017 г. – ее первым спектаклем стал «Вечер шутов». Через два года на этой сцене она поставила «Дневник Анны Франк».

Сейчас Екатерину Симонову можно увидеть в спектаклях Вахтанговского театра , где она играет Урсулу, «Пристань», «Благосклонное участие» – Ученицу, «Анна Каренина» – Даму, – Девушку, «Царь Эдип» – Крылатую деву, «Улыбнись нам, Господи» – Хасю и «Маскарад» – Гостью. В 2017 г. за роль Лены, сыгранную в спектакле «Бенефис», она удостоилась Премии МК в номинации «Лучшая женская роль второго плана». А в 2018 г. получила Благодарность Министра культуры РФ.

Первой работой в кино Екатерины Рубеновны стало участие в съемках фильма-спектакля «Белая акация», где она сыграла одесситку. Через год ее героиней стала Лариса в боевике «Стая». Позже Симонова снялась в фильмах-спектаклях «Пристань» в роли ученицы, и «Берег женщин».

{{togglerText}}

Телезрители знают Рубена Евгеньевича по ролям следователя Казаряна из детектива «Ларец Марии Медичи», Миши из «Солнечного ветра», Карахан из «Чичерина», Байсултанова из боевика «СОБР» и др.

{{togglerText}}

Заслуженный артист России Юрий Красков – выпускник Щукинского ТУ. Завершив обучение в 1989 г. у Л. Калиновского и Ю. Стромова, он через год поступил в штат , где воплотил довольно много запоминающихся характеров. Это Мудрец и Альтоум из «Принцессы Турандот», Бандит из «Оперы нищих», Рыцарь Йорк из сказки «Кот в сапогах», Доктор из «Чуда святого Антония», Платов из «Левши» и десятки других.

В 2009 г. Красков осуществил постановку моноспектакля «Записки сумасшедшего», который стал многократным участником театральных фестивалей камерных сцен России и ближнего Зарубежья. С 2015 г. этот артист выступает с чтецкими программами в Московской Госфилармонии.

Сегодня Краскова можно увидеть в ролях Аристарха из «Горячего сердца», Кулигина из , Поприщина из , Телегина из

Ирине Петровне (12.04.2016) и всем, кто, к сожалению, не понял…
Уважаемая Ирина Петровна, Вы меня страшно огорчили и удивили.
Я искренне не понимаю, ЧТО в спектакле могло Вас обидеть так, что Вы употребили столь негативные выражения, ЧТО могло Вас так оскорбить? Намеренно не повторяю ваших выражений, потому что всё есть неправда!
Римас Туминас рожден русской матерью - староверкой, вышедшей замуж по большой любви за литовца. Получил образование в Москве. И, хотя сам он себя считает литовцем, русский язык и русская литература, так же как и Вам, ему родные. Смотрите его интервью. В интернете их легко найти. Это очень тонкий и, во всех отношениях, достойный человек! Злобствовать и писать совершенно несправедливые слова просто стыдно.
«Евгений Онегин» Туминаса – фантазия талантливейшего режиссера, построенная на символах и ассоциациях. Но важно, с каким внутренним багажом знаний и жизненного опыта зритель приходит в театр, ЧТО СПОСОБЕН увидеть. У каждого свои знания и ассоциации, а значит и "Евгений Онегин" свой.
Что увидела я? Спектакль, поставленный с большой любовью к русской литературе и глубоким ее знанием, рассчитанный на умного, думающего, читающего и вчитывающегося зрителя.
Первую главу романа Пушкин в своих записках назвал «Хандра». «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина. Странница с домрой (не с балалайкой) – это и есть «русская хандра» Онегина, вечная его спутница.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Вот она вполне зримо и бродит за Онегиным. Сравните: странница (по программке театра) – спутница. Хотя, Я ее окрестила «Судьба - Злодейка». И в этом тоже, наверное, есть доля правды. Когда Онегин собирается идти на именины к Лариным, Странница отрицательно качает головой, не советует, предостерегает. Оплакивает Ленского. И перед встречей Татьяны с израненным генералом она катает инвалида в коляске, предвещая Татьяне суженого «…муж в сраженьях изувечен…» Когда Онегина настигает любовь, Странница-хандра исчезает со сцены.
В спектакле главные персонажи раздвоились, «отражаясь» в огромном зеркале на заднике сцены, второстепенные - имеют несколько ипостасей. Думаю, идея с зеркалом родилась, потому что сюжет романа построен по принципу зеркальной симметрии. Упрощенно: письмо Татьяны - монолог Онегина; письмо Онегина-монолог Татьяны, зеркально-симметричная трансформация чувств героев; сон Татьяны – вещий, сон Онегина – воспоминание и т.д. Cцена дуэли проигрывается дважды, усиливая воздействие. Это центр симметрии. Дуэль – точка, где переворачиваются судьбы всех героев.
У Пушкина в романе много ироничных отступлений. Почему бы и режиссеру немного не добавить иронии и юмора в спектакль? Так проходная у Пушкина фраза «…Боюсь: брусничная вода/ Мне не наделала б вреда» у Туминаса стала целой иронично- юмористической сценкой. Кто из нас обратил в школе на эту фразу внимание? Я ее теперь запомню на всю жизнь! Как прелестно обыграны кокетливые слова Пушкина «Но вот/Неполный, слабый перевод…» о хрестоматийном письме Татьяны.
Про Зайчика. Известна легенда о том, что заяц перебежал дорогу суеверному Пушкину, ехавшему в Петербург. Он вернулся и тем самым, возможно, избежал судьбы (опять она, Злодейка) друзей-декабристов. Возможно. У меня же Зайчик родил другие ассоциации: детство, любимая считалочка «Раз, два, три, четыре, пять./ Вышел зайчик погулять./ Вдруг охотник выбегает,/ прямо в зайчика стреляет…» Ну там всё хорошо закончилось. Впрочем, как и в спектакле. По-моему, сцена поставлена очаровательно.
Ну что еще Вас смущает? Да, валенки! Это – просто символ зимы. Ими обозначено ее наступление: «И вот она приходит матушка зима». Тоже ирония (ну самоирония, не стереотип). Я в детстве носила валенки. У меня, коренной москвички, они вызвали ассоциации с теплом, уютом, русской деревней и,опять, - со счастливым детством. Думаю, Туминас – хуторянин в детстве, этого и добивался.
Досталось от многих сцене именин. Она действительно затянута, номера далеки от совершенства. Почему она так решена? Вспомним роман. Онегин назло Ленскому начал оказывать знаки внимания Ольге. И это за две недели до свадьбы Ленского и Ольги!
Ленский передает Евгению приглашение на именины к Татьяне. Тот возражает:
"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."
- И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.

И что же на самом деле?

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях…
Сцена именин специально решена так, чтобы вызвать у нас скуку и раздражение. Именно эти чувства испытал Евгений на именинах и, ухаживая за Ольгой, он решил насолить Ленскому за его обман. Возможно, Ленский искренне ошибался и сам обманулся.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит.
…Надулся он, и негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Пушкин черпал вдохновение в народном творчестве. В русских сказках медведь - один из главных героев. Ирина Петровна, Вы любите русские сказки? Вас не смущают ТАМ «русские стереотипы медведи-балалайки»?
Медведь в спектакле впервые появляется (упоминается) во сне Татьяны. Он помог ей перейти через ручей, оберегал в пути, а когда она оступилась, подхватил и отнес к Онегину. Сон в спектакле у меня читала Купченко, одета и причесана как Татьяна в финальной сцене. У взрослой Татьяны руках – хлыст, один из символов мук Христова. Этот же хлыст молодая Татьяна возьмет из рук умершей танцдамы и уйдет с ним в свой финальный танец. Сон Татьяны - вещий. Он предвещает всё, что произойдет дальше в романе, в том числе и будущее замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину родственником и другом. Кстати, сон тоже зеркально отображает действительность: сначала Татьяна встречает медведя, уж потом Онегина и кончается он убийством Ленского. Наяву же всё произойдет зеркально – симметрично (опять оправдан задник-зеркало): через два дня погибнет Ленский, спустя время Онегин будет требовать-молить «моё». И в финале, после прощального объяснения с Онегиным: «Я вас люблю (к чему лукавить?), /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна», Татьяна танцует с медведем-мужем-генералом, тем самым, из её сна. Этот танец символизирует её осознанное решение, даже решимость, принять эту судьбу и не нарушить раз и навсегда данной клятвы. В объятиях медведя « она бесчувственно покорна,/Не шевельнется, не дохнет…» (занавес)
Опять всё по Александру Сергеевичу! И ничего более.
Спектакль Туминаса – гимн русской женщине, способной на самые искренние чувства, благородной и жертвенной.
Вспомните, как взлетают девушки в белоснежных (цвет невинности и чистоты) платьях, перед объяснением Татьяны и Онегина. И это не только безумно красиво! Сцена символизирует нравственную высоту Татьяны, ее моральное превосходство над Евгением.
Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Состарившись, в одиночестве ему остается только вспоминать, что «…счастье было так возможно…» (первая и последняя картина спектакля).
В чем «пошлость»? В чем « мракобесие»? И причем тут «либеральное мышление»?
Роман Пушкина весь насыщен символами и загадками. Режиссер поставил спектакль, мастерски продолжив эту игру. Спектакль завораживает и потрясает, восхищает, заставляет не просто перечитывать оригинальный текст, а изучать его, - разгадывать эти загадки.
Читайте роман! Читайте литературную критику! Не надейтесь, что школьных знаний Вам хватит. Может быть тогда, многие непОнятые Вами места в спектакле, будут не так Вас раздражать. Да и чувство юмора надо развивать. Без него никуда!
Уверена, « российские ценности» (?) от этого спектакля не страдают, а «российская культура» только выигрывает.
Спасибо Римасу Туминасу за его трепетное отношение к русской классике, за уважительное отношение к зрителю, ВСЕМ артистам спасибо за СЛУЖЕНИЕ ИССКУСТВУ.
P.S . Прибалтийский немец Адам Иоганн фон Крузенштерн, датчане Витус Беренг и Владимир Даль, шотландец Барклай де Толли, грузин князь Багратиони, еврей Лев Ландау, немцы Фридрих Цандер и Святослав Рихтер, литовец Римас Туминас и др. составляют гордость моего Отечества и послужили ему более чем иные «русские».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх