Cочинение «Сантьяго - характеристика литературного героя. «Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

Сантьяго

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. С. вобрал в себя лучшие качества чело- 363 веческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. С. побежден, но не покоряется. Он родствен героям Дж.Лондона и Ф.Купера, обладает редкой выносливостью и целеустремленностью. Импульс его действий - естественное право человека на пищу, гордость «природного рыбака». В образе С. сохраняются черты хемин-гуэевского героя-игрока, но правила игры приобретают высший, метафизический смысл. Критика обвиняла С. в пессимизме и фатализме. Высказывалась мысль, что С. проиграл, поскольку зашел за порог, положенный человеку, что в образе С. Хемингуэй осуждает «зарвавшийся» индивидуализм, несущий только разрушение (М.Шорер, К.Бурханс). Между тем С. воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, а принявшего свое естественное положение в ней, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь С. с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими у С. добычу,- это бесконечный спор человека с природой. С. не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал. В этом он сходен с героем «Моби Дика» Г.Мелвилла. Похожие мотивы прослеживаются у В.Астафьева («Царь-рыба», 1976). У.Фолкнер писал, что до С. герои Хемингуэя сами творили себя из глины такими сильными, какими они могли быть, но здесь Хемингуэй «нашел» Творца, который создал С., большую рыбу, акул, которые должны были сожрать эту рыбу, и Бог любит их всех. (К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ С. с личностью Иисуса Христа.) В образе С. важен мотив учительства: мальчик, помощник С., уверен, что С. способен научить «всему на свете» и главному в жизни. Не случайно Хемингуэй назвал свою повесть «посланием молодому поколению» (в телеинтервью после вручения Нобелевской премии, которой писатель был удостоен в 1954 г. за это произведение).

Лит.: Baker С. Hemingway; the writer as artist Princeton, 1963; Паноров Ю.М. Хемингуэй на Кубе. М., 1982; Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988; см. также литературу к статье «Джейк Варне».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -


Сюжет повести «Старик и море» несложен.

Старый рыбак Сантьяго в течение восьмидесяти четырёх дней возвращается из моря без улова. При очередном выходе в море он забирается дальше обычного. Туда, где не появляются люди, а значит, рыба ведёт себя беспечнее. Надежды Сантьяго и в самом деле оправдываются: далеко в океане ему на крючок попадается огромная рыбина – наверное, самая большая добыча за всю жизнь старого рыбака. Гигантский куш, которым море расплатилось со стариком за все предыдущие безрезультатные дни. Восемнадцатифутовая рыба-меч тащит лодку ещё дальше в океан, чем удлиняет обратный путь для Сантьяго. Но он готов к такому поведению добычи и, дождавшись, когда рыба устанет, убивает её. Главной задачей становится добраться до берега с этим невероятным уловом.

Вот только на обратном пути пойманную рыбу обгладывают акулы-стервятницы. К берегу старик доставляет один лишь исполинский рыбий скелет.

Как видно, сюжет прямолинеен и резкими поворотами не изобилует. Казалось бы, повествование просто и незамысловато. Но не случайно Хемингуэй называл свои произведения айсбергами: «они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна». Достаточно простая фабула и безыскусный стиль скрывают под собой «подводную» часть произведения – подтекст, в котором содержатся философские наблюдения писателя, его знания о жизни, понимание сути вещей.

Что же способен усмотреть в качестве подводной части айсберга пытливый читатель повести «Старик и море»? Для начала требуется ознакомиться с надводной частью.

В первую очередь обращает на себя внимание главный герой произведения – рыбак Сантьяго. Как отмечает повествователь, «всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся». Когда Сантьяго называет себя уникальной личностью («Я – не обыкновенный старик», – говорит он), это кажется опрометчивым хвастовством, но вскоре приходит понимание, что это лишь сдержанная самооценка здравомыслящего человека.

Сантьяго вспоминает, как однажды он «состязался в силе с могучим негром, самым сильным человеком в порту». Соревнование длилось целые сутки. Каждый из них пытался прижать руку противника к столу, и преимущество переходило то к одному, то к другому, и только когда уже вставал рассвет следующего дня, Сантьяго одержал верх.

Победа доказала, что равных ему на суше нет. «Он понял, что если очень захочет, то победит любого противника». Но неукротимая жажда бороться и побеждать в старике не угасла. Не отыскав себе подходящих соперников на берегу, он начинает выходить на лодке в море, чаще в одиночку, чтобы обрести сражение там, на открытом просторе.
Но разве он сражается с морем?

Несмотря на то, что море – это природная стихия, безликая и неодушевлённая, старый рыбак обращается к морю в женском роде (la mar). «Рыбаки помоложе… называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нём как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж её природа».

Между мужчиной и женщиной нет настоящего соперничества, они не сражаются друг с другом, а наоборот, ищут возможность для объединения. Не зря же существует выражение «вторая половинка» – так один из супругов называет второго. Получается, оба супруга вместе представляют собой целостность.

Точно так же рыбак Сантьяго чувствует своё единение с морем. Значит, не с морем сражается старик, когда выходит на рыбную ловлю.

Нет, Сантьяго борется с самой судьбой, которая отняла у него удачу. Целых 84 дня он возвращается домой без улова, но не сдаётся. И наконец на 85-й день Сантьяго добивается своего.

«В старике Хемингуэй нашёл наконец того гармоничного героя, которого искал всю свою писательскую жизнь. В Сантьяго гармонично сочетаются смирение и гордость», – пишет исследователь Б. Т. Грибанов. Соединение противоречивых качеств наполняет образ старого рыбака жизненной правдой и глубиной. Отмеченная гармония слагается из конфликтующих между собой отдельных свойств личности Сантьяго. Мастерство писателя сплавляет их в живой, яркий образ.

Мятущийся дух рыбака борется с его дряхлеющей, но ещё крепкой плотью. Откуда старик Сантьяго черпает силы? Где источник его исключительной воли?

В детстве он служил юнгой на паруснике и побывал у берегов Африки. Там Сантьяго видел львов, выходящих на отмели – гордых и сильных животных, никем не покорённых. Теперь он то и дело вспоминает свои юные годы. Старик видит во сне львов, но это уже не столько те животные, которых он когда-то наблюдал на отмелях, сколько свидетельство его единения с природой. Ведь лев – это царь зверей, символ первозданного мира. Встреча с ним во сне означает, что Сантьяго подпитывается силами у самой дикой природы и словно бы обновляется душою.

Другой источник укрепления жизненной стойкости рыбака – это образ бейсбольного игрока Ди Маджио, каким его представляет себе старый Сантьяго. Он воспринимает этого выдающегося спортсмена как лучшего представителя человечества, как идеал, к которому нужно стремиться. «Неужели ты думаешь, что великий Ди Маджио держался бы за рыбу так же упорно, как ты? – спросил он себя. – Да, я уверен, что он поступил бы так же, а может быть, и лучше, потому что он моложе и сильнее меня». Для рыбака Сантьяго бейсболист Ди Маджио, которого он всегда называет великим, является ориентиром и судьёй проделанной работы, проявленной силы. «Я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться», – говорит себе старик удовлетворённо после того, как справился с пойманной рыбой.

Когда становится совсем невмоготу, Сантьяго молится, хотя и не верит в Бога. Но в трудном деле любая помощь не лишняя, и если польза от молитвы есть, то рыбак не хочет её лишаться. И это третья составляющая его жизненной энергии. «Прочтя молитву и почувствовав себя куда лучше, хотя боль нисколько не уменьшилась, а может быть, даже стала сильнее, он прислонился к обшивке носа и начал машинально упражнять пальцы левой руки».

Собственное тело может подвести (например, от долгого напряжения у старого рыбака отнимается левая рука), но дух Сантьяго не может быть сломлен, и, укрепив его с помощью обращения к трём источникам силы, старик готов справиться с любыми трудностями.

Дикая природа, обозначенная львами на отмелях, лучшие качества человеческого племени, воплощённые в великом Ди Маджио, и божественное начало помогают старому рыбаку в его борьбе. Но судьба – противник безжалостный и коварный, и победа над ней может быть лишь кратковременной.

Мудрый Сантьяго это знает, полностью осознаёт, но не считает поводом для прекращения борьбы. Пусть победа мимолётна, поражение неминуемо и поединок с судьбой кажется бессмысленным, старого рыбака такие соображения не останавливают. Всё дело во внутреннем восприятии результатов противостояния. Личность, которую обстоятельства не сломили, считаться побеждённой не может.

Старый рыбак понимает, что проигрывает в борьбе только тот, кто признаёт собственное поражение. Того, кто не согласен со своим разгромом, нельзя назвать побеждённым. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, – сказал он. – Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. С. вобрал в себя лучшие качества чело- 363 веческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. С. побежден, но не покоряется. Он родствен героям Дж.Лондона и Ф.Купера, обладает редкой выносливостью и целеустремленностью. Импульс его действий - естественное право человека на пищу, гордость «природного рыбака». В образе С. сохраняются черты хемин-гуэевского героя-игрока, но правила игры приобретают высший, метафизический смысл. Критика обвиняла С. в пессимизме и фатализме. Высказывалась мысль, что С. проиграл, поскольку зашел за порог, положенный человеку, что в образе С. Хемингуэй осуждает «зарвавшийся» индивидуализм, несущий только разрушение (М.Шорер, К.Бурханс). Между тем С. воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, а принявшего свое естественное положение в ней, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь С. с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими у С. добычу,- это бесконечный спор человека с природой. С. не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал. В этом он сходен с героем «Моби Дика» Г.Мелвилла. Похожие мотивы прослеживаются у В.Астафьева («Царь-рыба», 1976). У.Фолкнер писал, что до С. герои Хемингуэя сами творили себя из глины такими сильными, какими они могли быть, но здесь Хемингуэй «нашел» Творца, который создал С., большую рыбу, акул, которые должны были сожрать эту рыбу, и Бог любит их всех. (К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ С. с личностью Иисуса Христа.) В образе С. важен мотив учительства: мальчик, помощник С., уверен, что С. способен научить «всему на свете» и главному в жизни. Не случайно Хемингуэй назвал свою повесть «посланием молодому поколению» (в телеинтервью после вручения Нобелевской премии, которой писатель был удостоен в 1954 г. за это произведение).

Лит.: Baker С. Hemingway; the writer as artist Princeton, 1963; Паноров Ю.М. Хемингуэй на Кубе. М., 1982; Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988; см. также литературу к статье «Джейк Варне».

    Повесть «Старик и море» (1952), за которую Хемингуэй получил Нобелевскую премию, вызвала различные толкования критикой. Одним она казалась утверждением героического начала в человеке. Другие подчеркивали в ней мотивы одиночества и страдания. Причина...

    Эпиграф - Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это наилучшее из всего написанного нами - им и моими современниками (У. Фолкнер о повести Э. Хемингуэя «Старик и море»). Весной 1936 г. в журнале «Эксвайр» Э. Хемингуэй опубликовал очерк, в котором...

    На уроке зарубежной литературы мы изучали произведение Э. Хемингуэя «Старик и море». Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, т.е. произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ...

    Образ старого рыбака Сант-Яго достойно продолжает лучшие традиции демократического искусства Хемингуэя» сказавшиеся в образах партизанки Пилар, глухого Эль Сордо, крестьянина Ансельмо. Вот где в полную меру обнаруживалась важность тех достижений, которые...

    Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты «Пилар». Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных...

/ / / Образ Сантьяго в повести Хемингуэя «Старик и море»

Образ Сантьяго в повести Эрнеста Хемингуэя удивляет своей глубиной.

Сантьяго – это старый рыбак, который давно живет один, но не унывает. Автор характеризирует его как человека с «веселыми глазами, который не сдается». Герой часто вспоминает о днях своей молодости, ему снятся молодые львы, которые резвятся на берегах Африки. Время приключений прошло, и все, что осталось у старика – это море, в которое он выходит, чтобы прокормиться и маленький друг по имени Манолино. Дружба мальчика и старика показывает связь поколений. То, что между людьми с похожими взглядами, не важна разница в возрасте. Сантьяго чувствует, что Манолино так же увлечен романтикой моря, как и он.

Через своего главного героя автор выражает собственные философские идеи, например: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». К такому выводу главный герой пришел благодаря большому жизненному опыту. Писатель показывает, что только познавший трудности человек имеет силы бороться.

Сантьяго живет обычной жизнью, в своем скромном мире, от которого не бежит, как многие другие герои автора. Ему не нужно искать уединения с природой, он и есть часть природы. В образе Сантьяго писатель увидел гармоничного человека. Он соединяет в себе смирение и гордость, умение довольствоваться малым и стремление к мечте. Он не знал, когда к нему пришло смирение, но был уверен, что оно не принесло ему позор. Старик не потерял чувство собственного достоинства, хотя и жил в нищете. жалел друга и приносил иногда рыбу и газеты со спортивными новостями.

Удивляет жизненная позиция героя, согласно которой каждому существу отведена своя роль в мире. Вот он рожден быть рыбаком, точно так же как рыба рождена, чтобы быть рыбой.

В основе сюжета повести лежит несколько дней из жизни главного героя. События развиваются медленно, их немного, но они описаны подробно и очень реалистично – так, что читатель словно сидит вместе с рыбаком в лодке и видит все происходящее.

Начинается повесть с того, что Сантьяго уже 84 дня безуспешно выходит в море. Кажется, что от рыбака отвернулась удача. Но герой не сдается и верит, что на 85 день ему повезет, нужно лишь подальше отплыть от берега, рискнуть – и тогда он поймает рыбу своей мечты. Автор описывает три дня, проведенных стариком в море. За это время Сантьяго показывает силу воли, выдержку, преодолевая боль. Он ловит рыбешку, чтобы не голодать, разговаривает с птицей, а потом и с рыбой, чтобы не сойти с ума. Он ловит на крючок марлина, но рыба слишком большая – и поэтому старик вынужден удерживать леску, и понемногу тащить ее к берегу. Ему больно, леска режет руку, но он терпит, ведь не может проиграть рыбе. Удивительно, как старик относится к марлину, не как к улову, а как к равному себе. Просто судьба такова: он рыбак, а она – рыба. И значит, он не может ее отпустить.

К сожалению, на рыбу нападают акулы - и герой вытаскивает на берег только ее скелет. Но писатель показывает, что герой не проиграл, потому что доказал свою смелость.

Сочинение

САНТЬЯГО (англ. Santiago) - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» (1952). Реальными прототипами считаются Фернандо Мануэль Передос (по прозвищу Гальего), Ан-сельмо Эрнандо, Григорио Фуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что С.- собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. С. вобрал в себя лучшие качества чело- 363 веческой души - доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. С. побежден, но не покоряется. Он родствен героям Дж.Лондона и Ф.Купера, обладает редкой выносливостью и целеустремленностью. Импульс его действий - естественное право человека на пищу, гордость «природного рыбака». В образе С. сохраняются черты хемин-гуэевского героя-игрока, но правила игры приобретают высший, метафизический смысл. Критика обвиняла С. в пессимизме и фатализме. Высказывалась мысль, что С. проиграл, поскольку зашел за порог, положенный человеку, что в образе С. Хемингуэй осуждает «зарвавшийся» индивидуализм, несущий только разрушение (М.Шорер, К.Бурханс). Между тем С. воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, а принявшего свое естественное положение в ней, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь С. с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими у С. добычу,- это бесконечный спор человека с природой. С. не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал. В этом он сходен с героем «Моби Дика» Г.Мелвилла. Похожие мотивы прослеживаются у В.Астафьева («Царь-рыба», 1976). У.Фолкнер писал, что до С. герои Хемингуэя сами творили себя из глины такими сильными, какими они могли быть, но здесь Хемингуэй «нашел» Творца, который создал С., большую рыбу, акул, которые должны были сожрать эту рыбу, и Бог любит их всех. (К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ С. с личностью Иисуса Христа.) В образе С. важен мотив учительства: мальчик, помощник С., уверен, что С. способен научить «всему на свете» и главному в жизни. Не случайно Хемингуэй назвал свою повесть «посланием молодому поколению» (в телеинтервью после вручения Нобелевской премии, которой писатель был удостоен в 1954 г. за это произведение).

Лит.: Baker С. Hemingway; the writer as artist Princeton, 1963; Паноров Ю.М. Хемингуэй на Кубе. М., 1982; Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М., 1988; см. также литературу к статье «Джейк Варне».

Другие сочинения по этому произведению

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» - книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх