Конкурсно-развлекательная игра для летнего лагеря «Весёлая мозаика. Заключительный период смены

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.
Мероприятия в детском лагере .
В течении дня:

«Ленточки на память».
Простой способ выразить свои дружеские чувства и благодарность – повязать ленточки на руку. Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,

«Обнималки».
Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее. Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.

«Дерево желаний».
В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

«Кораблик»
Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.

«Роза и Камень».
Отдаём розу тому, кому хотим сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же отдаём камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.

Огонёк:

«Слово вожатого».
Начиная огонёк, вожатый может высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для него стал отряд, каким он его видел, что ему понравилось, а что он бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.

Впечатления о смене:

«Фото на память».
Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии, которые обсуждаются на огоньке. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
первая встреча
кто как заехал (если заезжали не одновременно)
кто первый…

«За эту смену...»
Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось...«и показывает это „нечто“ мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.

Впечатления об окружающих:

»Ромашка" или самый-самый-самый.
Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные: капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с «девчоночьей» ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку - вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка - вы ненавязчиво исправите положение.

«Зажигание звёзд»
Каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое «спасибо» близкому человеку.

«Расскажи мне обо мне».
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

«Ассоциации 1»
Один человек выходит за дверь. Ребята загадвают одного человека из отряда. Задача водящего - задавать вопросы типа: «на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопрсов, после чего водящий делает предположение.Если угадал - ведущий сменяется.

»Ассоциации 2".
Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.

«Черный и золотой стул».
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».

«У меня появился друг»
Все садятся в круг. Первый человек говорит: «У меня появился друг...» далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.

Пожелания:

«Подарки».
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

«Чемоданчик»
По отрядной комнате разкладываете сложенные в виде «чемоданов» и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно - листок А4, приколотый на спину каждому.

«Добрые ладошки».
Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

«Круг пожеланий».
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.

«Коридор»
Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания… Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру… Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.

«Обмен пожеланиями, письмами, адресами».
Заранее ребята вместе с вожатым или в тайне друг от друга могут сделать книжечки, открытки для себя или для другого. В эти книжечки на «огоньке» ребята напишут пожелания или свои адреса, а могут написать серьезные письма тому, кому хочется, - ведь не всегда решишься или успеешь сказать что-то важное.

Церемонии со свечами:

«Свечи на воде».
В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.

«Свечи»
У каждого члена отряда в руках - горящая свеча в фольге. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному Человеку, и капают ему в свечу немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.

«Церемония свечей».
Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.

«Спасибо»
Красивая музыка (лирика), дети стоят по кругу, вожатый в центре со свечкой. Подойти к любому человеку, передать свечку и обратиться с фразой «спасибо тебе за то, что.....», а потом встать на его место в круг, а он пойдет искать следующего…

«Круг из свечей».
Правила игры: На песчаном пляже (или на расчищенной поляне) прокладываются две неглубокие прямые борозды в виде большого круга. Лучше, конечно, чтобы это был песок или такая почва, в которую легко воткнуть горящую свечку. Ребят собирают уже ночью, всем желающим раздаются свечи. В центре круга уже горит одна большая зажженная свеча, от которой потом и зажигаются первые свечки. Этому мероприятию предшествует общая беседа, настрой должен быть серьезным. Вожатый предлагает всем желающим зажечь свечу и сказать перед всеми или про себя что-то важное, дать обещание или поблагодарить. Постепенно, один за другим, дети зажигают свечи, ставят их в уже готовые бороздки, и получается большой горящий круг на земле. Зрелище очень впечатляющее!

От вожатых:

«Вожатский галстук».
Вожатые снимают свои вожатские галстуки и на последнем огоньке и одевают их самым достойным, а сами становимся на это время «детьми». Но это если отряд дисциплинированный.

«Письмо»
Раздаём письма адресованные ребятам от вожатых, которые они смогут открыть только уже по дороге домой или дома, сердечки с пожеланиями.

Для следующей смены:

«Письмо следующей смене».
Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.

«Звездопад».
Можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Сценарий конкурсно-игровой программы закрытия смены в летнем лагере.

«Мы весёлые ребята».

Звучит музыка, выходят два ведущих, одетые в костюмы клоунов. Обращаются к зрителям.

1 : Привет, девчонки!

2: Привет, мальчишки!

Вместе: Привет, ребятишки!

1: Лето! Лето! Лето! Лето!

Никаких уроков нету!

Можно бегать и скакать,

2: Можно мячик погонять,

Громко песни распевать

И на солнышке лежать!

Стихи рассказывают дети:

Чтец 1.


Жарким солнышком согрето!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Здравствуй, небо красное!
ВСЕ : Здравствуй, лето красное!

Чтец 2.

Июнь надел зеленый
И жаркий свой наряд.
Березы, липы, клены
Листвою шевелят.

Чтец 3.

Чтец 4.

От солнца золотая
полянка у реки.
Мы, ветер обгоняя,
бежим в перегонки.

Чтец 5.

Здравствуй, солнце!
здравствуй, речка!
Спой нам песенку о лете.
Здравствуй, солнце!
здравствуй, речка!
Хорошо нам жить на свете!

Чтец 6.

Летом в лагерь мы пришли,
И друзей себе нашли!
здесь мы много отдыхали
Веселились и играли.

Чтец 7.




Чтец 8.

Вкусный завтрак и обед –
Супчик, фрукты, йогурт, хлеб,
Каши, овощи, котлеты,
Соки, булочки, омлеты.
Хорошо мы все здесь ели,

Витаминов набирались
И здоровьем запасались!

Чтец 9.

На каникулы – ура! –
Разбежалась детвора!
Загорим, повырастаем
И друг друга не узнаем.

Чтец 10.

В нашем лагере не скучно.
Всем занятия найдут.
Воспитательницы наши
Всех развеселят, займут.
Но бываем мы капризны,
Любим бегать и кричать.
Ведь на то мы и дети,
Чтобы взрослым докучать.
Но и в этом случае
Для них мы будем лучшими.
Потому что мы одна
Очень дружная семья!

2: Сегодня, детишки, для вас наступил последний день 1 смены лагерной площадки. Поэтому мы с вами устроим настоящий веселый праздник!

1: Сегодня, здесь и сейчас. Мы проведём игры для вас.

2: Кто хочет поучаствовать? Выходите! Конкурс называется

  1. Конкурс «Не упусти конфетку»

Вызываются 5 человек, на пол расставляют 4 конфетки (бутафорские). Задача участников: двигаться по кругу под стихи которые мы будем вам зачитывать и выполнять задания. (Вызывает желающих участников, расставляет их по кругу)

Коль услышишь слово «три»,

Конфетку – не зевай – бери!

Ну, а мы посмотрим все

Победитель кто в игре.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Громко песни распевал,

Сам на трёх ногах скакал

(дети берут конфетки, кому досталась- остаётся в игре, кому нет, тот выходит, и так на протяжении всего конкурса)

Прилетели комары.

Раз, два! Раз, два, три!

Комары-комарики

На воздушном шарике!

Шла Марфушка мимо рынка

И споткнулась о корзинку.

Из корзинки, посмотри,

Побежали зайца три!

Над далёким тёмным лесом

В небо выплыл белый месяц,

А за месяцем луна

Несёт цифры «три» и «два».

Мы во двор пошли гулять,

Пять ежей, два поросёнка,

Три лягушки, два котёнка.

(Игру можно повторить несколько раз)

2.Конкурс На расстоянии 3-х метров от ребят стоят корзины для бумаги, а перед ними лежат 10 листов обычной бумаги. Каждый участник по очереди сминает лист рукой и кидает в корзину, кто больше всех попадет в корзину мятых листов, тот и победил.

3.Конкурс «Терем Елены Премудрой». Командам необходимо отгадать загадки о волшебных предметах.

1. Чтоб узнать свою судьбу,

вышли как-то братья в поле,

натянули тетиву, запустили ввысь... (стрелу).

2. Чтоб в лесу не заблудился ты,

И быстро мог красавицу найти,

К Бабе Яге обратись ты, дружок,

И попроси волшебный.... (клубок).

З. Он героям помогает,

Очень быстро он летает.

Как самолет, разрезает простор.

Совсем необычный, волшебный... (ковер).

4. Волшебный предмет средь сокровищ нашли:

Чтоб джин появился, его ты потри.

И в чудо такое не верится как-то

Ведь домом для джина была просто... (лампа).

5. Чтоб хозяин бедный счастливым стать смог,

Верному слуге нужна лишь пара... (сапог).

6. Исполняется все желанья на свете,

Если в руке семицветный есть… (цветик).

7. Принц переборчив, и ждет он пока,

Кому из невест подойдет... (туфелька).

4. Конкурс "Дальний полет"

Перед каждым участником лежит лист бумаги. По команде дети начинают делать бумажный самолетик. Далее поочередно ребята запускают свои самолетики в воздух. Побеждает участник конкурса, у которого самолет полетел дальше всего.

1: Молодцы ребятки, с заданием справились отлично, вы, наверное, уже устали, тогда давайте немножко потанцуем (танцуют танец маленьких утят).

2: А теперь следующий

5. конкурс – « Смешарики». А сделать надо следующее: с закрытыми глазами нарисовать самую смешную рожицу.

6. Конкурс «Хлопушка». Вызываются два участника от каждой команды. Каждому из участников привязывается на ногу воздушный шарик. Кто быстрее лопнет шарик соперника – тот и победитель. (в шариках заранее помещены вырезанные из бумаги цветочки и грибочки)

7. Конкурс «Лукошко». Летом мы любим собирать цветы, ягоды и грибы. Так вот сейчас два участника будут собирать один – грибы, а другой – цветы. Кто быстрее?

1: А сейчас мы все вместе споем песню.

8. Конкурс "Кот в мешке" . В мешке спрятан предмет. Игроки должны на ощупь определить, что спрятано в мешке.

9. Конкурс "Скороешка»". Необходимо быстро съесть апельсин, не помогая руками.

10. Конкурс "Ромашка" . Заранее из бумаги изготавливается ромашка, лепестки которой можно легко оторвать. На лепестках пишутся задания для каждого участника отдельно или для каждой команды. Обязательное условие игры: что бы ни было написано на лепестке, отказываться от выполнения нельзя.

Возможные задания:

1. Повторите пять раз быстро скороговорку: "Слушала старушка, как куковала кукушка".

2. Исполнить песню.

3. Назвать пять имен, которыми можно назвать и девочку, и мальчика.(Саша, Женя, Валера, Валя, Вася)

4. Рассказать стихотворение.

5.Назвать наибольшее количество блюд из картофеля.

6. Изобразить при помощи мимики и пантомимы картинку "Рыболов - неудачник".

7. Танец.

8. Вспомнить и исполнить стихи, песни про берёзу.

1: Загадки о лете:

  1. Клейкие почки
    зеленый листочки
    с белой корой
    стоит под горой
    (береза)
  2. Низок, да колюч
    сладок, да пахуч
    Ягоду сорвешь –
    Всю руку обдерешь. (крыжовник)
  3. Круглое, румяное
    я расту на ветке.
    Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
  4. В небе желтый цветок
    Круглый год не вянет
    И любой лепесток до земли достанет. (солнце)
  5. Пестрый, как павлиний хвост
    встал над нашей речкой мост
    всем хорош, красив, высок,
    и от дома недалек.
    Жаль одно – пройти, друзья,
    По нему никак нельзя. (радуга)
  6. Я на розу так похож,
    разве что не так хорош.
    Но зато мои плоды
    Всем пригодны для еды. (шиповник)
  7. Сам алый, сахарный,
    Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
  8. И зелен, и густ
    на грядке вырос куст.
    Покопай немножко,
    Под кустом … (Картошка)
  9. Жаркий, знойный, душный день,
    даже куры ищут тень.
    Дни его – вершина лета,
    Что, скажи, за месяц это? (Июль)

11. Конкурс "ВОЗЬМИ ПРИЗ". На стуле под ярким колпаком лежит приз. Ведущий предлагает одному из играющих встать спиной к стулу, завязать глаза, пройти пять шагов вперед, повернуться кругом и, вернувшись на место, одним движением приподнять колпак и достать приз.

12. "ВЕСЕЛЫЙ ФУТБОЛ". Большой резиновый мяч кладется на пол по середине зала. Играющий становится на расстоянии 10-15 шагов от мяча. Игроку завязывают глаза, поворачивают вокруг два-три раза и предлагают теперь дойти до мяча и ударом ноги сдвинуть его с места.

Частушки про лагерь

Наша школа, наша школа

вся тут в зелени стоит.

У нее блестят окошки,

И сама она блестит.

Разместился здесь наш лагерь.

Тут мы весело живем.

Мы танцуем и играем,

Звонко песенки поем.

Хорошо нам здесь живется,

Кормят просто на «убой».

Каши, супы, фрукты, соки.

А меню – на вкус любой.

А сегодня день последний

Очень много впечатлений

Будем лагерь вспоминать.

Вот последний день сегодня

дела добрые творим.

Ну, а нашим педагогам

Мы спасибо говорим.

Пришли минуты расставанья,

Не будем долго мы грустить.

Случиться так должно когда-то,

Иначе и не может быть.

Мы прощаемся сегодня

До свиданья говорим

Этот лагерь непременно

Снова скоро посетим

Отдохнули мы отлично

Сил набрались и ума

Стать здоровыми старались

Помогали доктора

Повара кормили вкусно

Знаем толк теперь в еде

С воспитателями вместе

Побывали мы везде

К сожаленью наше время

Пролетело как звезда

Этот лагерь не забудем

В своей жизни - никогда

Частушки.

На каникулы – ура! –
Разбежалась детвора!
Загорим, повырастаем
И друг друга не узнаем

Не видать в реке ребят,
Только пяточки торчат.
Раз – нырок и два – нырок!
Утка им дает урок.

Коли начало клевать,
Рыбаку нельзя зевать.
Петя наш про то не знал –
Комаров лишь в рот поймал.

Разрешила мама дочке
Утром сбегать по грибочки.
Принесла дочурка скоро
Две корзины мухоморов.

Ох, как Петя хорошо
Поливает грядку –
Там теперь все лягушата
Делают зарядку.

Мы с ребятами за лето
Стали бронзового цвета.
Мы на солнышке пеклись,
Им на зиму запаслись.

В прятки мы в лесу играли
И Оксану потеряли.
Забралась в дупло она –
Проспала там дотемна.

Все леса и все луга
Обошли за лето,
Истоптали мы до дыр
Наши сандалеты.

Вот последний день сегодня

дела добрые творим.

Ну, а нашим педагогам

Мы спасибо говорим.

Быстро смена пролетела,
И расстаться нам пора.
Но про лагерь долго-долго
Будет помнить детвора

Чтец 1. Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!
Жарким солнышком согрето!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Здравствуй, небо красное!
ВСЕ : Здравствуй, лето красное!

Чтец 2. Июнь надел зеленый
И жаркий свой наряд.
Березы, липы, клены
Листвою шевелят.

Чтец 3. Нам из лесу кукушка
Свой голос подает.
Прохладная речушка
Купаться нас зовет.

Чтец 4. От солнца золотая
полянка у реки.
Мы, ветер обгоняя,
бежим в перегонки.

Чтец 5. Здравствуй, солнце!
здравствуй, речка!
Спой нам песенку о лете.
Здравствуй, солнце!
здравствуй, речка!
Хорошо нам жить на свете!

Чтец 6 Летом в лагерь мы пришли,
И друзей себе нашли!
здесь мы много отдыхали
Веселились и играли.

Чтец 7.

Как здорово, что кто-то когда-то
Решил ребятам радость подарить!
Для этого всего лишь было надо
При школе летний лагерь нам открыть.

Чтец 8.

Вкусный завтрак и обед –
Супчик, фрукты, йогурт, хлеб,
Каши, овощи, котлеты,
Соки, булочки, омлеты.
Хорошо мы все здесь ели,
С каждым днем мы все толстели,
Витаминов набирались
И здоровьем запасались!

Чтец 9.

На каникулы – ура! –
Разбежалась детвора!
Загорим, повырастаем
И друг друга не узнаем.

Чтец 10.

В нашем лагере не скучно.
Всем занятия найдут.
Воспитательницы наши
Всех развеселят, займут.
Но бываем мы капризны,
Любим бегать и кричать.
Ведь на то мы и дети,
Чтобы взрослым докучать.
Но и в этом случае
Для них мы будем лучшими.
Потому что мы одна
Очень дружная семья!



Листок за спиной

Всем участникам на спину прикрепляется чистый лист формата А4. В течение некоторого времени ребята по желанию пишут свои впечатления о человеке, пожелания, все то, что не смогли сказать этому человеку на «Спине» Человека,

Паутинка

Все садятся в круг. Вожатый закрепляет на указательном пальце конец нитки от клубочка, а клубочек бросает одному из участников при этом говорит, чем запомнился ему этот человек. Следующий участник, кому попал клубок проделывает тоже самое действие и т.д. Пока в кругу между частниками не образуется паутинка. Все поднимают паутинку над головой и образуется крыша - общая крыша. Потянули слегка за нитку и почувствовали связь всех, что свидетельствует о сплоченности коллектива; далее паутинка распутывается вместе с теплыми словами человеку, от которого клубок был получен в первый раз.

Ассоциации 1

Один участник выходит. В группе выбирается кто-то из участников. Задача вышедшего - по возвращении угадать, кого выбрала группа. Отгадывается методом ассоциации. Он называет тему (деревья, мебель, и т. д.) любому из участников.

Ассоциации 2

Все берут по листочку бумаги, подписывают их вниз, договариваются о том, как по кругу передавать эти листочки, и задают по очереди вопросы: "Если бы человек, чей листочек находится перед вами был..., то каким?" Ответ записывается и заворачивается. Через несколько минут, когда листки пройдут по кругу - у каждого в руках будет характеристика в ассоциациях.

Праздники итогового периода

Праздничное закрытие смены

Во время линейки закрытия или последнего концерта можно использовать следующие песни и стихи.

«Прощай наш лагерь» (на мотив песни А. Державина «Прощай, Олеся»).

Вот и все, вот и кончилась 1 смена

Вот и все, вот и все, расставаться пора

Ах, как мы тут подружились

Ах, как дружно мы тут вместе жили

Вот и все, расставаться пора.

Уезжает домой детвора

Прощай, наш лагерь

Чудесный лагерь

Где прошли для нас 20

Интересных, чудесных дней.

Прощай, наш лагерь

Веселый лагерь

Ты нам даришь море и улыбок и друзей.

Стихи «На прощанье» (перед заключительным концертом)

Мы собрались здесь, сейчас,

Чтобы сказку рассказать.

Так, что время не теряем

И к рассказу приступаем.

Мать с отцом простились с сыном,

Снарядили хлебом, сыром,

Дали пить ему немного,

И отправили в дорогу.

А дорога та была

И трудна, и тяжела.

Но сынок еду сжевал,

В город... попал.

В... той лишь дети жили,

И вожатые служили.

Также был директор, зам,

Что ходили и смотрели,

Как вожатые пыхтели.

Дети ели, сколь хотели,

Повара за тем глядели,

Чтоб здоровы дети были

Медики на то там жили.

И зарядкой занимались,

И в бассейне все купались,

И ходили на кружки,

И учили там стишки.

Чтобы жизнь была там гладкой,

И детишки спали сладко,

Охраняет их покой Дяденька-городовой.

И чему мы научились,

Что умеем, чем владеем,

Вы увидите, вы узнаете,

Вы услышите сейчас в выступлении для вас!...

Карнавал

Сегодня разрешается: петь, танцевать, защищать свои костюмы, участвовать в конкурсах, получать призы.

Сегодня запрещается скучать, сидеть, молчать, не участвовать в конкурсах, снимать костюмы, отказываться от призов.

Все, кто желает принять участие в наших конкурсах, могут подняться на сцену. У нас два условия у будущим участникам:

    отличное настроение,

    оригинальный костюм.

Первый конкурс

Судить будут зрители, которые своими аплодисментами определят тех, кто пройдет во 2-ой тур. Каждый из участников проходит по сцене под музыку, подходит к микрофону и представляется именем своего героя. После каждого из следующих конкурсов на сцене остаются лучшие, самые остроумные, сообразительные и шустрые. По окончании конкурсов должны остаться 1 девочка и 1 мальчик. Они и станут Королевой и Королем карнавала.

Второй конкурс

Участники должны дать оригинальный ответ на 1 из вопросов:

    Как нарисовать Невидимку?

    Кто придумал неприятности?

    Как научить кузнечика плавать?

    Откуда берутся мысли?

    Почему, когда дует сильный ветер, то что-то свистит? И т.д.

Третий конкурс

Участники опускаются в зал и приглашают к себе помощников, вместе с которыми они должны поставить фрагмент из сказки.

После того, как определяться победители, происходит торжественная коронация Короля и Королевы карнавала. В честь этого Король и Королева могут загадать по 3 желания, которые выполняют верные подданные (зрители).

В данной методической разработке представлены игры всех периодов смены, включая игры в дороге. Они универсальны: для вожатых, воспитателей загородных оздоровительных лагерей, студентов педагогических институтов. Стоит слегка изменить правила, поставить оптимальные цели и задачи – и игру можно проводить как с малышами, так и со старшими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Учебный год для школьников связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул – это мечта о любимых занятиях. Дети хотят вдоволь накупаться, почитать, поиграть, просто погулять.

Педагог должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самостоятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время выступает игра. Она обеспечивает условия для всестороннего, гармоничного развития личности.

Посредством игровой деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, направленные на развитие коммуникативной культуры, на создание благоприятного микроклимата в коллективе, на раскрытие личностных качеств детей и подростков и способности к адаптации в сложившейся ситуации.

Лето – это время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул не бывает. Лето продолжает процесс воспитания в формах, соответствующих его романтическому характеру. У ребенка, приезжающего в детский оздоровительный лагерь, возникают проблемы которые условно можно разделить на 3 группы:

  1. Нарушение привычных коммуникативных связей с семьей, друзьями и устоявшейся системой отношений. В новой обстановке лагеря ребенку необходимо установить отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
  2. Изменение всего стиля жизнедеятельности:
  1. Вместо учебы – отдых, имеющий свои правила;
  2. Соблюдение режима дня (которого у многих никогда не было);
  3. Необходимость подчиняться мнению и желанию коллектива (отряда в 25-30 человек) и, как следствие –
  4. Умение подстраиваться или корректировать свои желания и поступки.
  1. Надежда детей и подростков на реализацию в лагере своих желаний и представлений.

В работе со временным детским коллективом необходимо учитывать кризисы пребывания ребенка в лагере:

  1. Первый пик – «пик трудности» наступает на 3-4 день пребывания в лагере (первые два дня присутствовал элемент новизны ситуации), который выражается в конфликтности ребенка;
  2. Второй пик – «пик привыкания» наступает на 13-14 день;
  3. Третий пик – «пик усталости». Ребята устают жить в большом и шумном коллективе, вне дома; наступает к концу смены.

Круглосуточное нахождение ребенка в лагере позволяет создать единое воспитательное пространство, построить единую систему требований в соответствии с общественными нормами и ценностями. Нетрадиционный характер взаимодействия детей по содержанию и по форме позволяет включить ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.

Игровая деятельности – особая сфера детской активности. Без игры и романтики детям жить скучно, неинтересно. По словам С.Т. Шацкого, «серость жизни детей и подростков вызывает у них нечто вроде настоящего заболевания».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом ее использовании она может стать незаменимым помощником педагога. О воспитательном значении игры говорили такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и другие. Ребенок в игре познает радость познания, радость творчества, радость общения. В совместной игровой деятельности наблюдается повышение жизненной энергии в результате взаимодействия, сопереживания, сотрудничества. Эффективность игры в условиях лагеря обусловлена тем, что в процессе отдыха на природе, вступая в игровое общение со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок проявляется наиболее естественным образом, реализуя потенциал своих позитивных качеств. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Добровольное подчинение последним – важнейший момент игры. В игровой деятельности у детей и подростков формируется произвольное поведение и новые личностные ценности. Игровые отношения опосредованно (а иногда и прямо) оказывают влияние на коррекцию навыков неигрового общения детей и вне игровой деятельности.

В процессе игрового взаимодействия взрослому может отводиться роль руководителя-организатора, партнера, комментатора, наблюдателя. Последняя роль чрезвычайно важна для составления так называемого портрета отряда. Особый интерес могут представлять поведенческие проявления детей в момент переживаний удач и неудач, вербальной и невербальной связи, проявление интереса к игровому общению, отношение со сверстниками и взрослыми в процессе игры.

Сами дети не осознают игру как специальный педагогический прием: они с удовольствием участвуют в игровых действиях, разыгрывают ситуации, которые помогают им критически взглянуть на свою жизнь и осмыслить ее перспективы; с радостью разбирают коллизии отношений в отряде.

Дети не замечают, а мы, педагоги, говорим, что игра – важнейшее средство развития коллектива, его нравственного воспитания. Она дает возможность сплачивать коллектив, гибко и мягко воздействовать на внутренний мир детей и подростков, укреплять добрый и бодрый дух отряда.

  1. Игры в дороге

Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного «отдышаться» после суматохи регистрации. В-третьих, ребята, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать. Но ведь для поездки в автобусе – это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Особенно тягостно в эти минуты тем ребятам, которые едут в лагерь впервые в окружении не новичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новички. И тогда в голову приходит одна из страшных мыслей: «Я здесь никому не нужен! Надо проситься в другой отряд, там у меня друг. С ним мне будет лучше» Чтобы этого не произошло, ребят надо занять игрой, общением, совместной деятельностью.

Предлагаем вам игры, которые помогут

  1. узнать имена ребят;
  2. прогнать грустные мысли;
  3. обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда;
  4. от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере;
  5. создать первое впечатление о себе как о человеке веселом и жизнерадостном.

Можно начать с «прощания с родителями». Предложите ребятам проскандировать: «Папы, мамы, до свиданья! Не грустите на прощанье!» Попросите всех улыбнуться. Когда родственники скроются за поворотом дороги, обратите внимание на себя. Спросите, кто помнит, как Вас зовут. Затем скажите: «Со мной вы уже познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет «три» назовите свое имя. Раз, два, три!» Обычно, это очень веселит ребят.

Потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчишек или девчонок. Это можно сделать с помощью игры-кричалки «Ежики» . Ребята произносят слова, сопровождая их движениями.

Два прихлопа, два притопа,

Ежики, ежики /поочередно выставляем вперед руки, держа их на уровне груди/

Наковали, наковали /удары руками по коленям/

Ножницы, ножницы /соответствующие движения пальцами/

Бег на месте, бег на месте /имитация бега руками/

Зайчики, зайчики /показываем руками уши/

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе

«Девочки!!!» /сначала мальчики кричат «девочки»/

«Мальчики!!!» /затем девочки кричат «мальчики»/

«Часы». Вожатый говорит: «Как быстро летит время. Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы и что происходит, когда мы с ними обращаемся небрежно». Вожатый показывает рукой на правую часть автобуса, они говорят: «Тик!», левая часть – «Так!». Постепенно темп убыстряется.

«Джон Брамс бой». Все поют слова песни:

«Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,

Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,

Джон Брамс бой смазал лыжи один раз

И уехал на Кавказ».

А теперь последние слово «раз» не произносим, а делаем один хлопок. Потом слово «лыжи» – два хлопка, затем «смазал» – три хлопка и т.д., каждый раз повторяя полностью только слова «И уехал на Кавказ!». В итоге получается 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, «и уехал на Кавказ».

«Кукушка». Все повторяют слова за ведущим (вожатым):

«Ой-ля-тарира– /ударить ладонями по коленям/

Ой-ля-ку-ку! /при произношении слов «ку-ку» щелкаем пальцами/

Ой-ля-тарира–

Ой-ля-ку-ку!

Ой-ля-тарира–

Ой-ля-ку-ку!

Ой-ля-тарира, ой!»

(Кукушка может куковать 10 и более раз, при этом темп нарастает.)

«У оленя дом большой». Здесь каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.

У оленя дом большой. / « рога », руки «домиком» над головой/

Он глядит в свое окошко./руки имитируют окошко, двигаются навстречу друг другу

Заяц по лесу бежит,/движения руками как при беге

В дверь ему стучит:

«Тук-тук, дверь открой, /правой рукой имитируем стук в дверь

Там в лесу охотник злой!» / «ружье»/

«Заяц, заяц, забегай,/ правой рукой как будто зовем к себе

Лапу мне давай!» /положить руку на руку.

«Летит шар». Ребята поют слова на мотив песни «В лесу родилась елочка».

«Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаем мы – до неба шар

Никак не долетит».

А теперь каждый раз по очереди будем заменять слова движениями. Сначала заменим слово «летит» – будет размахивать руками. Поем всю песню, а слово «летит» не произносим, а показываем. И так все слова: «небо» – поднять указательный палец вверх; «шар» – круговое движение рук; «знаем» – утвердительный кивок; «никак» – покачать головой; «мы» – показать рукой на себя. В итоге остаются движения и предлоги: по, по, не, до, не.

Эта игра развивает внимание.

«Кричалочка». Дети повторяют за вожатым каждую строчку. Вслед за этой кричалочкой звучит песня «Землю обмотали». Исполняется она по принципу всех кричалок, так что вы ее можете спеть, даже не зная мотива.

На берегу

Большой реки

Пчела ужалила

Медведя прямо в нос.

«Ой-ей-ей-ей!» –

Вскричал медведь,

Сел на песок

И начал петь…

1. Землю обмотали

Тоненькие нити,

Нити-параллели

Из озер и рек.

Совершите чудо, |

Руку протяните. | Повторить 2 раза.

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. |

2. Обогрейте словом,

Обласкайте взглядом,

От хорошей шутки

Тает даже снег.

Это так чудесно, |

Если с вами рядом | Повторить 2 раза.

Станет добрым и веселым хмурый человек. |

3. Мы не зря мечтали

О волшебном чуде.

Пусть планету кружит

Всемогущий век.

Совершите чудо, |

Руку протяните, | Повторить 2 раза.

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек. |

«Как живешь?». На каждый вопрос дети отвечают дружным хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.

– Как живешь? – Вот так! /с настроением показать большой палец/

  1. А плывешь? – Вот так! /любым стилем/
  2. Как бежишь? – Вот так! /согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами/
  3. Вдаль глядишь? – Вот так! /руки «козырьком» или «биноклем» к глазам/
  4. Ждешь обед? – Вот так! /поза ожидания: подпереть щеку рукой/
  5. Машешь вслед? – Вот так!
  6. Утром спишь? – Вот так! /руки под щеку/
  7. А шалишь? /Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками – тут уж никак не скажешь «Вот так!»/

«Эхо». «Вожатый: В игре можно стать садовником («я садовником родился…»), монахом («я – монах в синих штанах, красной рубахе…»). А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхе на вопросы? Вот, например, я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?»

Дети: «Час! Час!»

Вожатый: «Конечно «Час!», а не «Одиннадцать часов и пять минут!» Вот так и вы: если стали ЭХОМ – так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы игралось веселей, еще и хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу – два хлопка одновременно.

Вожатый:

Собирайся, детвора!

Начинается игра!

Да ладошек не жалей!

Бей в ладоши веселей!

Сколько времени сейчас?

Сколько будет через час?

И неправда: будет два!

Дремлет ваша голова!

Как поет в селе петух?

Да не филин, а петух?!

Вы уверены, что так?

А на самом деле – как?

Сколько будет дважды два?

А сто двадцать минус два?

Замечательный ответ!

Математикам – привет!

Это ухо или нос? (ведущий держится за ухо)

Или, может, сена воз?

Это локоть или глаз? (вожатый показывает на локоть)

А вот это что у нас? (вожатый показывает на кончик носа)

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

Попрошу вас помолчать.

Дети:

Ра! Ра!

Ра! Ра!

Лей! Лей!

Лей! Лей!

Час! Час!

Час! Час!

Два! Два!

Ва! Ва!

Ух! Ух!

Ух! Ух!

Так! Так!

Как? Как?

Два! Два!

Два! Два!

Вет! Вет!

Вет! Вет!

Нос! Нос!

Воз! Воз!

Глаз! Глаз!

Нас! Нас!

Да! Да!

Да! Да!

Чать! Чать!

– –

  1. Игры оргпериода.

Для первых дней смены придумано такое название « оргпериод ». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня; это переход из одной жизни в другую.

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести отрядные дела и игры, способствующие интенсивному знакомству, такие как:

«Бумажная гармонь», «Живой календарь», «Ручеек», «Группы», «Найди пару», «Имена», «Трамвай».

1 – «Бумажная гармонь». Каждому ребенку вручается лист бумаги. Ведущий просит ребят рассказать о себе, при этом после каждого факта биографии загибается одна из полос «гармони». Тому, чья «биография» оказалась интереснее и разнообразнее, а «гармонь» более растянутой, можно вручить приз. Так «бумажные гармони» помогут лучше узнать ребятам друг о друге.

2 – «Живой календарь». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на 4 команды – 4 времени года. Но при этом ставится условие: разговаривать нельзя, надо суметь договориться при помощи жестов. Аналогичным способом можно разбиться по месяцам. И, самое непростое задание – встать по порядку от 1 января до 31 декабря, сохраняя при этом молчание, используя лишь жесты и мимику.

3 – «Группы». Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам. Внутри группы ребята знакомятся.

Варианты признаков:

– по росту; – по размеру обуви; – по цвету волос (от самых светлых до самых темных); – по количеству пуговиц; – по длине ногтей и т.д.

4 – «Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик – старуха, Малыш – Карлсон), части имен (Царь, Горох). Необходимо найти свою пару методом исключения (царю найти Гороха, Ивану – Марью, русалке – ?). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?» Читать таблички на спинах ребят и думать – это разрешается. Когда ребята встали попарно, они могут познакомиться.

5 – «Ручеек». Эта хорошо знакомая народная игра поможет ребятам многое узнать друг о друге. По сигналу ведущего (вожатого) ребята разбиваются по парам. За определенный промежуток времени ребята в парах рассказывают друг другу о себе. Затем представляют своего собеседника всем остальным.

6 – «Имена». Водящий задает ритм: два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. Первый игрок, хлопая в ладоши, дважды называет свое имя, а хлопая по коленям, имя другого (два раза). Тот, чье имя было названо, подхватывает эстафету и, хлопая в ладоши, называет свое имя, а хлопая по коленям, имя следующего. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не собьется с ритма.

7 – «Трамвай». Играющие садятся в круг на стулья так, чтобы справа от ведущего осталось одно свободное место. Ведущий начинает игру словами: «Я еду в трамвае» и пересаживается на свободный стул. Второй игрок продолжает: «Я тоже с ним еду в трамвае» и передвигается на место первого игрока. Третий: «И я еду в трамвае», занимая место второго игрока. Четвертый, пересаживаясь: «А я – зайцем». Пятый, садясь на свободный стул: «А я еду с …» и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, садится за пятым игроком. Игрок, справа от которого осталось свободное место, становится первым и игра начинается заново.

  1. Игры основного периода смены.

Оргпериод прошел. Дети познакомились. Чем же занять их дальше? Надо дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего провести отрядные дела разной направленности: спортивные, интеллектуальные, трудовые, художественно-прикладные, творческие. Но не забывайте игру. Предлагаем вам игры на групповое взаимодействие. В них четко виден лидер, на которого можно опереться, видно, насколько сплочен отряд, на кого ребята ориентируются и кто находится в аутсайдерах. Все это может помочь вам в дальнейшей работе.

1 – «Совесть команды». Ребята сидят. Ведущий называет число, из отряда должно встать именно такое количество человек. Отряд не совещается.

2 – «Палочка в стакане». Игра на доверие. Ребята встают в тесный круг, плотно соприкасаясь друг с другом плечами. В центр круга встает один человек и закрывает глаза. Остальные участники мягко толкают его по кругу. Задача человека, стоящего в кругу, – постараться расслабиться и довериться своим товарищам.

3 – «С завязанными глазами». Для этой игры необходимо свободное помещение. Всем участникам игры нужно плотно завязать глаза. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается игрокам мужского пола попытаться образовать свой кружок в одной части помещения, а игрокам женского пола в другой. Тут потребуется интуиция, чутье, т.к. разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки нельзя. Можно прикасаться друг к другу и определять на ощупь. Ведущий следит за соблюдением правил.

4 – «Самый самый». Каждый человек – уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это видят и не все замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте исправить это. Разделите отряд на несколько групп-команд. Пусть внутри каждой все расскажут о своих достоинствах, которые могут соперничать с другими. Теперь команды представят и расскажут о своих самых-самых высоких, веселых, находчивых товарищах и т.д. Затем проведите конкурсы для «самых-самых»: «След в след», «Примерь улыбку», «Самых нелепых умений», «Кто я такой», «Отгадай-нарисуй», «Конкурс ораторов» и т.п.

5 – «Человек к человеку». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на пары. Водящий подает команды: «нос к носу», «плечо к плечу», «рука к руке». Игроки исполняют это. После фразы «человек к человеку» все игроки, в том числе и водящий, должны найти себе нового партнера. Тот, кто не успел, становится водящим.

6 – «Винегрет». Участники игры сидят в кругу на стульях, водящий стоит в центре круга. Водящий называет какую-то категорию, и если у ребят это присутствует, они меняются местами. (Например, поменялись местами те, у кого есть пуговицы; кто любит манную кашу и т.д.) По команде: «Винегрет» меняются местами все. Водящий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места, водит.

7 – «Иван да Марья». Игру лучше проводить на улице или в свободном помещении. Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются два водящих – Иван и Марья. Им завязывают глаза. На вопрос Ивана: «Марья, ты где?» она должна ответить «Я здесь, Иванушка». Задача Ивана как можно быстрее поймать Марью; Марье надо не попасться Ивану.

8 – «Сиамские близнецы». Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик и т.п.

Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждой пары две свободные руки – правая и левая. По команде ведущего «близнецам» необходимо сделать быстро и ловко руками следующее:

  1. развернуть газету полностью;
  2. зашнуровать ботинок;
  3. завинтить банку до упора;
  4. сложить вещички в коробку;
  5. развернуть ленточку;
  6. все предметы сложить на газету, ее аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.

Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у ребят, играющих в паре). Таким образом, у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе тремя руками. Это не так-то просто. Необходимо согласовать свои действия, чувствовать своего товарища.

  1. Игры итогового периода.

Если однажды поутру вашу голову посетит мысль: «А ведь через три дня уже заканчивается смена!» – это верный признак того, что начался заключительный период. А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы увидите, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: «И да, и нет». Это говорит о том, что ребята сдружились, узнали друг друга, умеют понимать своих товарищей с полуслова, им просто хорошо вместе. Предложите ребятам такие чудесные игры, как «Ассоциация», «Бонжур, мадам! Привет, браток!», «Узнай по носу», «Царь обезьян», «Скульптура любви».

1 – «Ассоциация». Водящий выходит из помещения, где сидят играющие. Из группы ребят выбирается один игрок, о котором пойдет речь. Водящий имеет право задавать вопросы такого плана: «Если бы он был цветком, то каким?» (животным, домом, природным явлением, книгой и т.д.). Водящий должен так построить вопросы, чтобы определить, о ком идет речь.

2 – «Бонжур, мадам! Привет, браток!». Одному из игроков завязывают глаза. Подводят его по очереди к играющим и предлагают по рукопожатию определить, с кем он здоровается – юношей или девушкой. Свой ответ он должен выразить фразой: «Бонжур, мадам!» или «Привет, браток!».

3 – «Узнай по носу». Водящему предлагают узнать товарищей, он садится на стул за занавеской. Игроки поочередно, чуть раздвигая ее, показывают водящему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п.

Вариант 2. Водящему можно завязать глаза и предложить узнать ребят по рукам, коленям.

4 – «Царь обезьян». Выбирается водящий, который уходит в сторону. Все договариваются, что когда придет водящий, все кричат три раза «я» на вопрос «Кто царь обезьян?». Водящий должен угадать, кто из игроков «царь» (и не отгадывает, т.к. его никто не загадал). После этого он садится вместе со всеми и ему объясняют, что его задача – точно так же бить себя в грудь и кричать «я!».

Выходит второй водящий. Игроки договариваются кричать «я!» два раза. И когда второй водящий на третий вопрос «Кто царь зверей?» сам же истошно кричит: «Я!» – ответ ясен.

Бывает, что игра не получается. В таких случаях сметливому участнику следует присвоить титул настоящего «царя» – вполне догадливого человека.

5 – «Скульптура любви». (Для старшего возраста.) Вызывается несколько пар юношей и девушек. Одна пара остается, а остальные выходят за дверь. Первая пара игроков изображает скульптуру любви. Вызывается юноша. Ему предлагается стать скульптором и изменить в данной скульптурной композиции все, что ему не нравится. После того, как скульптура заново создана, «скульптор» встает на место первого юноши. Затем приглашается девушка и переделывает скульптуру в соответствии со своими представлениями. После завершения работы, девушка занимает место предыдущей героини. И так до тех пор, пока все участники не побывают в роли «скульпторов». В конце игры последняя скульптура сравнивается с первоначальной.

Заключение.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она служит для удовлетворения назревших актуальных потребностей, дарит детям сиюминутную радость. С другой – игра направлена в будущее, так как в ней либо моделируются некие жизненные ситуации, либо закрепляются качества, свойства, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных функций. Игра оказывает мажорное воздействие на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне.

Бодрый, жизнерадостный, целеустремленный, игровой стиль жизни детского коллектива – непременное условие для существования последнего. Ведь игра это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. Последнее утверждение особенно важно, ведь вне контактов, взаимодействия никакой игры между людьми быть не может. Одновременно общение можно рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону.

Энергия, направляемая на поддержание игрового действия, может довольно быстро угасать или быть практически неиссякаемой в зависимости от состава участников (только мальчики, только девочки, смешанная группа), от характера межличностных отношений в игре, от того, соблюдаются ли в игре не только правила, но и культура общения: отсутствуют окрики, пресекается грубость, насмешки и т.д.

Необходимые спутники игр – соревнование, состязание – рождают увлеченность, неутомимость, азарт. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции не переросли в конфликтную ситуацию, а разрешение спорных вопросов должно проходить в рамках гуманности и уважения достоинства личности. Многие социальные чувства и нормы поведение – товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоизма, честность, справедливость и др. – наиболее интенсивно закрепляются в игровой деятельности, т.к. ей сопутствует разбор конфликтов, столкновений и противоречий, связанных с соблюдением игровой морали, появление общественного мнения.

Помните, взрослые, что игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. С.Л. Рубинштейн говорил: «В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».

Остается надеяться, что предложенные здесь игры помогут Вам познакомиться с ребятами, узнать друг друга, научиться общаться, занять свободное время. Пусть игра будет Вашим верным помощником.

Успехов Вам в работе с детьми и подростками!

Список использованной литературы.

  1. Технология игры в XXI веке. / авторы-составители Мирошкина М.Ф., Фришман И.И. – Москва, 1999г., с. 85, 86, 92.
  2. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – с. 153, 154, 155, 157, 164.
  3. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995г. – с. 31, 71.
  4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Игры, считалки, загадки, скороговорки. – М.: Новая школа, 1994г. – с. 98, 105.
  5. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьника: книга для учителя. / О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев и др. Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх